Последовательность производства удержаний из заработной платы работников. Расчет удержания по исполнительному листу

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний. 1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12
1. Данная статья определяет порядок производства денежных удержаний из месячного денежного довольствия военнослужащего в целях реального возмещения ущерба, причиненного им воинской части.
Законом предусмотрен ряд гарантий, направленных на обеспечение охраны причитающейся работнику заработной платы от незаконных и необоснованных взысканий. Для этого установлены порядок, пределы и размеры возможных удержаний. Так, комментируемой статьей устанавливается, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
2. Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
Как уже отмечалось, в период 2002 - 2003 гг. нормы законодательства о военной службе претерпели существенные изменения, и по состоянию на момент написания настоящего Комментария военнослужащие являются плательщиками подоходного налога по единой ставке в размере 13% от суммы месячного денежного довольствия.
Очередность удержаний, о которой идет речь в п. 2 комментируемой статьи, устанавливается в том случае, если удовлетворение множественных денежных требований путем однократного удержания из месячного денежного довольствия военнослужащего в установленных для этого пределах оказывается невозможным. В указанных случаях удовлетворение таких требований осуществляется согласно очередности, установленной п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ.
В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.
Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи.
В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью. В эту категорию входят и требования воинской части к военнослужащему о возмещении причиненного им ущерба.
В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. N 769 утверждены Правила учета и использования средств, поступающих в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, а также в результате применения по инициативе органов прокуратуры мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности и штрафных санкций в связи с причинением указанного ущерба.
В порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями, поступают средства:
а) взысканные на основании приказа командира воинской части (начальника организации) о возмещении причиненного ущерба;
б) взысканные судом в ходе уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства;
в) возмещенные виновными лицами в добровольном порядке;
г) поступившие в результате применения в установленном порядке штрафных санкций.
Указанные средства перечисляются воинскими частями и организациями посредством платежного поручения в доход федерального бюджета.
Воинские части и организации ежемесячно представляют в установленном порядке отчетность о перечисленных в доход федерального бюджета средствах, поступивших в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за ними.
Федеральные органы исполнительной власти представляют в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации сводную отчетность об указанных средствах и ежемесячно сверяют совместно с этим Министерством размер указанных в отчетности средств с размером средств, фактически поступивших в доход федерального бюджета.
Так, в 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации на основании представленных федеральными органами исполнительной власти сводного реестра и реестров финансирования расходов направляло сверх сумм, предусмотренных ст. 36 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", средства, поступившие в порядке возмещения ущерба, причиненного имуществу, закрепленному за воинскими частями и организациями:
- в размере 90% - на финансирование обеспечения военнослужащих вещевым имуществом;
- в размере 10% - на финансирование обеспечения правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти средства направляются на улучшение материально-технического и иного обеспечения органов Главной военной прокуратуры.
Финансирование указанных расходов осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, через лицевые счета, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства.
Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В зависимости от оснований различаются следующие виды удержаний:

1) обязательные;

2) по инициативе работодателя;

3) по согласованию между работником и работодателем.

Порядок осуществления удержаний

При необходимости удержаний с работника одновременно по нескольким основаниям необходимо учитывать установленную законодательством очередность взысканий таких удержаний.

В первую очередь производятся обязательные удержания, предусмотренные действующим законодательством.

Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляют исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов (ст. 65 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве)).

Таким образом, среди обязательных удержаний первыми удерживаются суммы налога на доходы физических лиц. Далее производятся удержания по исполнительным документам, а затем - удержания по инициативе администрации.

В случае удержаний по исполнительным документам также учитывается предусмотренная ст. 78 Закона об исполнительном производстве очередность (при недостаточности у должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам).

В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений; требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудом в этих организациях; требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи, выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы соответствующие свидетельства.

В третью очередь удовлетворяются требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью.

В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди, а при недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

В случаях, предусмотренных федеральными законами (при осуществлении обязательных удержаний), общий размер удерживаемых сумм согласно ст. 66 Закона об исполнительном производстве не может превышать 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, причитающихся к выплате физическим лицам, даже в случае наличия нескольких исполнительных документов. Сумма ограничений должна исчисляться от начисленной суммы в пользу физического лица - получателя за минусом налога на доходы.

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются в следующих случаях:

1) при отбывании исправительных работ;

2) при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

3) возмещении вреда, причиненного здоровью;

4) возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

5) возмещении за ущерб, причиненный преступлением.

В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.

Эти правила применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства (ст. 66 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, при производстве удержаний по инициативе администрации их последовательность должна определяться с таким расчетом, чтобы не превысить предельные суммы удержаний, разрешенные действующим законодательством.

За февраль 2006 г. работнику начислена заработная плата в размере 6000 руб. В этом же месяце в организацию поступил исполнительный документ о взыскании с этого работника 8000 руб.

Для целей примера облагаемый налогом доход работника не превысил 20 000 руб., что означает право работника на получение стандартных налоговых вычетов.

Сумма НДФЛ за месяц составила [(6000 руб. - 400 руб.) 13%] = 728 руб.

Удержания из заработной платы производятся в следующем порядке:

1) НДФЛ - 728 руб.;

2) удержания - 2636 руб. ((6000 руб. - 169 руб.)50%). Всего удержаний - 3364 руб. (728 руб. + 2636 руб.).

Остаток к дальнейшему взысканию - 5364 руб. (8000 руб. - 2636 руб.).

Заработная плата работника за февраль 2006 г. составила 5000 руб. (иных доходов работник не получает в организации).

Из заработной платы работника удерживаются алименты на содержание двух несовершеннолетних детей. Кроме того, за работником числится невозвращенная подотчетная сумма 1000 руб. Для целей примера работник имеет право на стандартные вычеты.

Удержания из заработной платы за февраль производятся в следующем порядке:

1) НДФЛ - 442 руб. [(5000 руб. - 400 руб. - 600 руб. х 2)13%];

2) удержания алиментов - 1519 руб. 33 коп. [(5000 руб. - 442 руб.) 1 /з); 1 3) удержания подотчетных сумм.

Забегая вперед, скажем: ежемесячные удержания сумм в возмещение невозвращенных подотчетных сумм в соответствии со ст. 138 ТК РФ могут производиться в размере не более 20% сумм, причитающихся к выплате работнику.

Размер удержаний - 911,6 руб. [(5000 руб. - 442 руб.)20%].

Общий размер удержаний за минусом НДФЛ должен оставлять не более 70%, поскольку с работника удерживаются алименты.

Предельный размер удержаний составляет 3190 руб. 60 коп. [(5000 руб. - - 442 руб.)70%].

Размер удержаний по алиментам и подотчетной сумме за февраль 2006 г. - 2430 руб. 93 коп. (1519,33 руб. + 911,6 руб.).

Очередность удержаний и наличие ограничений по сумме взыскания по инициативе администрации могут стать затруднительными, если они осуществляются одновременно с исполнительными документами. И если доходов работника не хватает на удовлетворение всех требований, то удержания по инициативе администрации не могут производиться вплоть до времени, с которого прекращаются обязательные удержания по исполнительным документам.

Удержания по согласованию между работодателем и физическими лицами производятся в последнюю очередь. Суммы удержаний определяются по согласованию сторон на основании заключенных договоров, обязательств, письменных согласий и заявлений. Такие удержания осуществляются вне зависимости от размера других исчисленных удержаний и предельными размерами не ограничиваются, так как присутствует взаимное согласие сторон (в первую очередь работника) на исполнение обязательств путем удержания сумм из заработной платы.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. Так, согласно ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскания не могут быть направлены на следующие денежные суммы, выплачиваемые физическим лицам:

1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;

4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;

5) организациями в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

6) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении.

Обязательные удержания

К обязательным удержаниям относятся:

1) налог на доходы физических лиц;

2) алименты, взыскиваемые по исполнительным или приравненным к ним документам;

3) удержания по исполнительным документам в пользу юридических и физических лиц.

размер шрифта

ПРИКАЗ МВД РФ от 01-07-97 403 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЛИШЕНИЯ... Актуально в 2018 году

6. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

6.1. Из заработной платы осужденных или пособия по безработице производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

6.2. Началом производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам считается день начала срока отбывания наказания.

6.3. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц, включая все виды дополнительных выплат, в т.ч. денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения.

6.4. Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. В соответствии с положением ч. 3 ст. 125 КЗоТ Российской Федерации общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) может превышать 50 процентов.

6.5. Удержания производятся за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанную часть месяца.

6.6. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости и получающих пособие по безработице, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия.

6.7. С осужденных, призванных на военно - учебные сборы, удержания производятся из заработной платы, выплачиваемой им по месту работы.

6.8. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. При этом натуральная часть дохода остается в распоряжении организации, а ее стоимость по государственным закупочным (рыночным) ценам перечисляется в доход государства. Удержания из доходов в их натуральной части производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

6.9. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется и заработок которых определяется по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания проводятся по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году.

6.10. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуально - трудовой деятельностью, и фермеров определяется исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчет производится по итогам года, исходя из размера полученной ими прибыли. Данные о предполагаемых доходах и полученной прибыли инспекции запрашивают в налоговых органах по месту жительства осужденных и приобщают к их личным делам.

Лица, занимающиеся индивидуально - трудовой деятельностью, перечисляют удержания из прибыли на текущие счета инспекций по извещениям через сбербанк, а фермеры - со своих счетов.

6.11. При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организации, при окончательном расчете и при выплате заработной платы лицам, указанным в подпунктах 6.9 и 6.10 данного пункта, удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально тому времени, в течение которого эти лица отбывали исправительные работы.

6.12. Удержания не производятся из:

Пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и социального страхования;

Выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск);

Заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика работы;

Выходного пособия;

Сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу вновь и направлением в другие местности;

Сумм, выплачиваемых за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду и спецобувь;

Иных компенсационных выплат;

Заработка, полученного не по основному месту работы.

6.13. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний, в размере, установленном приговором суда.

6.14. В случае ухудшения материального положения осужденного инспекция вправе обратиться в суд с ходатайством (форма N 16) о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

6.15. Удержанные суммы ежемесячно в день выдачи заработной платы перечисляются администрацией организации, в которой работает осужденный, на текущий счет инспекции в учреждение Центрального банка Российской Федерации по платежному поручению.

Одновременно с платежными поручениями в учреждения Центрального банка Российской Федерации направляются расчетные сведения (Приложение к форме N 10) по произведенным удержаниям. Расчетные сведения, как правило, указываются на оборотной стороне платежных поручений.

С текущего счета инспекции суммы, удержанные из заработка осужденных, переводятся на текущий счет отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6.16. Работники инспекции ежемесячно проверяют по учетным карточкам правильность и своевременность поступления удержанных сумм и при обнаружении нарушений принимают меры к их устранению.

6.17. В случае несвоевременного перечисления удержаний инспекция может обратиться:

В суд для выдачи судебного приказа (глава 11.1 ГПК РСФСР) о бесспорном (безакцептном) списании неперечисленной суммы удержаний;

В нотариальные органы для совершения исполнительной надписи для бесспорного взыскания задолженности (Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. N 22).

6.18. Работники инспекций не реже одного раза в год проверяют правильность удержаний из заработной платы осужденных непосредственно по месту их работы. О результатах проверки составляется акт (форма N 17) в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом хранится в инспекции и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков.

Проверка правильности производства удержаний из пособий по безработице осуществляется не реже 1 раза в квартал.

6.19. В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособия по безработице) и произведенных удержаниях инспекция сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК Российской Федерации.

6.20. Сведения о перечислении сумм, удержанных из заработка осужденных, и количестве отработанных дней заносятся в их учетные карточки на основании выписок из текущих счетов и расчетных сведений в день их поступления в инспекцию из учреждения Центрального банка Российской Федерации.

Выписки из текущих счетов, копии платежных поручений и расчетные сведения подшиваются в специальные дела, а в учетных карточках осужденных делается ссылка на порядковый номер, под которым эти документы подшиты к делу. Копии платежных поручений подшиваются вслед за соответствующими выписками из текущих счетов в порядке, в котором расположены суммы, указанные в данных выписках.

6.21. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора.

Возвращение удержанных сумм производится путем их перечисления через учреждения Центрального банка Российской Федерации с текущего счета отдела (отделения) исполнения наказаний без лишения свободы УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на счет организации, перечислившей эти суммы на текущий счет инспекции. В случае, если лицо, освобожденное от наказания, в данное время не работает или работает в другом месте, возвращение указанной суммы этому лицу производится почтовым переводом.

6.22. В день окончания срока наказания инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение (форма N 18) об отбытии им исправительных работ и предлагает администрации организации прекратить удержания из его заработной платы. При освобождении осужденного по другим основаниям администрация организации уведомляется не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов. Осужденному выдается справка (форма N 19) об отбытии наказания или освобождении от него.

Комментарий к статье 44 1.

Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков. 2.

В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении - за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных. 3.

В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей. При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства. Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы. 4.

Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора. 5.

УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. 6.

К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ.

Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс- листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Статья 45. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46 1.

В комментируемой статье содержатся перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ и скрывшегося с места жительства.

Нарушениями порядка и условий отбывания исправительных работ являются: 1) неявка без уважительных причин на работу в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ о необходимости приступить к работе в указанной организации; 2) неявка в установленный срок в УИИ без уважительной причины; 3) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Конкретизация понятия нарушений порядка и условий отбывания наказания позволяет правильно оценить поведение осужденного и определить меры взыскания. Вместе с тем законодателем не дано толкование понятия уважительных или неуважительных причин неявки на работу или в УИИ.

К уважительным причинам относятся: болезнь; временная нетрудоспособность; нахождение на стационарном лечении в связи с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; нахождение под арестом в связи с совершением административного правонарушения, под стражей или домашним арестом в порядке меры пресечения и др. 2.

После выявления любого из нарушений порядка и условий отбывания наказания УИИ в течение 15 дней вызывает осужденного или посещает его по месту жительства, выявляет причины совершения нарушения (при необходимости истребует документы, подтверждающие наличие уважительных причин несоблюдения установленного режима наказания). В случае неявки осужденного по вызову или на регистрацию без уважительной причины УИи выносит постановление о его приводе.

При проведении воспитательной беседы осужденному разъясняются последствия несоблюдения порядка и условий отбывания наказания и допущения повторных нарушений. При отсутствии уважительных причин осужденному выносится письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания, которое объявляется осужденному. 3.

Часть 4 ст. 50 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытого срока исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Поскольку первые два вида наказания не введены в действие, то реально исправительные работы пока могут быть заменены лишь наказанием в виде лишения свободы.

В случае допущения повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после вынесенного осужденному предупреждения, а также если осужденный скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ. В этих случаях УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы.

Скрывшимся считается осужденный, местонахождение которого в ходе первоначальных мероприятий по розыску (в течение 30 дней) не установлено. После проведения первоначальных розыскных мероприятий УИИ направляет имеющиеся материалы в орган внутренних дел для объявления осужденного в розыск. Одновременно с этим инспекция готовит и направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы. Осужденный, объявленный в розыск, при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. 4.

В представлении о замене исправительных работ лишением свободы указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: невыполнение условий отбывания наказания; количество прогулов и другие нарушения трудовой дисциплины; время, в течение которого он не работал, не являлся по вызову в УИИ без уважительных причин; наличие приводов; факты принятия к осужденному мер по месту работы, жительства УИИ, органом внутренних дел и др. К представлению прилагаются объяснения осужденного, информация с места работы, жительства и из органа внутренних дел, характеризующая отношение осужденного к труду, его поведение и образ жизни.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются данные о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания наказания, и прикладываются материалы о результатах первоначальных розыскных мероприятий.

В случае отказа суда в замене исправительных работ лишением свободы повторное представление вносится после совершения осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания.