Примеры экзаменационных. Примеры экзаменационных эссе

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО КУРСУ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»

1. Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Система гражданского права.

2. Принципы гражданского права (основные начала гражданского законодательства).

3. Источники гражданского права: система и общая характеристика. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.

4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии.

5. Понятие, характерные черты и элементы гражданских правоотношений.

6. Классификация гражданских правоотношений.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты).

8. Правоспособность граждан: понятие и содержание.

9. Понятие и виды дееспособности граждан (по возрастному критерию). Эмансипация.

10. Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности гражданина.

11. Опека и попечительство: понятие, цели, установление и прекращение. Органы опеки и попечительства. Патронаж над дееспособными гражданами как особая форма попечительства.

12. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.

13. Предпринимательская деятельность граждан. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

14. Имя и место жительства гражданина.

15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: порядок, условия и правовые последствия. Акты гражданского состояния и их регистрация.

16. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридического лица.

17. Правосубъектность юридических лиц (возникновение, прекращение, виды и способы реализации правоспособности). Представительства и филиалы юридических лиц. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

18. Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.

19. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов.

20. Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.

21. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).

22. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.


23. Складочный капитал полного товарищества. Правовой статус участника полного товарищества.

24. Товарищество на вере.

25. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.

26. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.

27. Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.

28. Управление акционерным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

29. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.

30. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества.

31. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.

32. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.

33. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.

34. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.

35. Общественные и религиозные организации (объединения).

36. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.

37. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

38. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.

39. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.

40. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.

41. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.

42. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.

43. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

44. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».

45. Форма и государственная регистрация сделок.

46. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.

47. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности.

48. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.

49. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.

50. Основания возникновения представительства. Представительство без полномочия.

51. Доверенность: понятие, виды, форма, срок, прекращение. Передоверие.

52. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.

53. Исковая давность: понятие, виды, течение и применение. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

54. Понятие, принципы, способы и пределы осуществления гражданских прав.

55. Защита гражданских прав: понятие, порядок и способы. Понятие и состав убытков в гражданском праве.

56. Понятие, виды и признаки вещных прав.

57. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

58. Первоначальные способы приобретения права собственности (за исключением самовольной постройки и приобретательной давности).

59. Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности.

60. Производные способы приобретения права собственности.

61. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.

62. Принудительное изъятие имущества у собственника.

63. Право собственности граждан.

64. Право собственности юридических лиц.

65. Право государственной и муниципальной собственности: специфические черты, субъекты, объекты, осуществление.

66. Право хозяйственного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

67. Право оперативного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

68. Земельный участок как объект вещных прав. Система и общая характеристика вещных прав на землю.

69. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

70. Понятие, виды и основания возникновения общей собственности.

71. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности. Распоряжение долей в праве общей долевой собственности.

72. Раздел имущества, находящегося в общей собственности, и выдел из него доли.

73. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

74. Правовая охрана отношений собственности. Система гражданско-правовых средств (способов) защиты вещных прав. Защита прав владельца, не являющегося собственником.

75. Гражданско-правовое обязательство: понятие, характерные черты, основания возникновения, виды.

76. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

77. Перемена лиц в обязательстве.

78. Понятие и значение гражданско-правового договора. Принцип свободы договора. Договор и закон. Действие договора.

80. Виды гражданско-правовых договоров.

81. Заключение договора: общие положения.

82. Особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах.

83. Изменение и расторжение договора: основания, порядок и последствия.

84. Понятие и система принципов исполнения обязательств.

85. Надлежащее исполнение обязательств: требования к субъектам, предмету, сроку, месту и способу исполнения.

86. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств. Специфика обеспечительного обязательства. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.

87. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

88. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, правовая природа, основания возникновения, виды, прекращение. Предмет залога и обеспечиваемое залогом требование.

89. Субъекты залогового правоотношения и их права и обязанности. Обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация.

90. Ипотека (залог недвижимости).

91. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.

92. Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств.

93. Понятие, функции и виды гражданско-правовой ответственности.

94. Возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами как формы гражданско-правовой ответственности.

95. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

96. Последствия неисполнения обязательства в натуре.

97. Уменьшение размера ответственности. Просрочка должника и кредитора.

98. Прекращение обязательства исполнением и невозможностью исполнения. Отступное. Прощение долга.

99. Прекращение обязательства зачетом. Случаи недопустимости зачета. Зачет при уступке требования.

100. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, смертью гражданина и ликвидацией юридического лица. Новация.

ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

ПО КУРСУ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЧАСТЬ 1»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА

ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, Ч.1»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Понятие, система и принципы гражданского права.

2. Порядок раздела, выдела и отчуждения доли участников общей долевой собственности.

3. Задача. Кружков проиграл в карты 500 рублей, которые немедленно в присутствии нескольких свидетелей уплатил. Когда он поделился этой новостью со своими домашними, сын Кружкова - студент юридического факультета - указал отцу, что в Комментарии к ГК РФ написано: «Из игр и пари обязательства не возникают». Рассудив, что он не был обязан платить проигранную сумму, Кружков с помощью своего сына составил исковое заявление об истребовании неосновательно уплаченного и обратился в суд. Какового будет решение суда?

Примеры экзаменационных эссе.

« Религии отличаются друг от друга только декорациями».
С. Марешаль.
«Религия всегда оказывала огромное влияние на жизнь людей, из-за нее произошло огромное количество войн (вспомним захват Византии Великой Османской империей или завоевание католической Испании арабами-мусульманами). Она и сегодня для многих нужна. Не зря выделяют духовную сферу общества, в которую входит и религия. Религия – это мировоззрение, основанное на принципах веры в сверхъестественные силы, в одного или нескольких богов. В древности существовало 4 вида религии – анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Религия довольно могущественный социальный институт, оказывающий влияние на умы людей. Выделяют 3 мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Данные религии распространили свое влияние по всему миру, миллиарды людей исповедуют их.
Государственная власть всегда опиралась на церковь, так как этот институт всегда имел большую власть над людьми. В Средневековье в Европе католическая церковь, а в России православная – были крупными феодалами, владели землями, крестьянами и т.д. (Государство – это основной институт политической системы общества, обладающий аппаратом управления и принуждения, власть которого распространяется по всей территории страны, выполняет защитную и управленческую функции, а также работает над удовлетворением потребностей граждан). В 16 веке у правителей России и Англии были схожие проблемы – конфликт с церквями из-за браков и отсутствия наследников. Иван 4 приказал убить главу церкви – митрополита, а Генрих 8 разорвал отношения с католическим Римом и провозгласил в своем государстве новую англиканскую церковь, всё отличие которой состояло в том, что она разрешала развод и богослужение, проводящееся на английском языке, стала более скромной. Но ведь основа у всех христианских вероисповеданий одна – все верят в Христа; основной книгой, где изложено вероучение, является Библия; священным городом является Иерусалим. (Кстати, этот город является святым и для мусульман и для иудеев).
Так что языки – разные, церковные сооружения – разные по архитектуре, убранству, названиям – церковь, мечеть, костел, кирха, храм и т.д. – но суть одна. Во многих религиях провозглашены одни и те же моральные принципы – не убивать, не воровать, не лгать, почитать старших и т.д.
В наше время строится большое количество церквей, мечетей. Наш президент Путин постоянно встречается с патриархом, советуется с ним, встречается с религиозными деятелями Чечни, так как там они имеют большую власть и влияние и, опираясь на них, властям проще воевать с боевиками. Я считаю, что все религии чем-то похожи друг на друга и, действительно отличаются только декорациями. Я думаю, что основной функцией церкви должно стать сохранение культурного наследия этносов (это исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью языка, территории проживания, истории). Церковь должна участвовать в социальных программах, приучать людей соблюдать нормы морали. (Мораль – это совокупность представлений людей о нормах поведения в обществе). Интересно, что наиболее могущественна религия тогда, когда образовательный уровень народа низок, а сейчас церковь должна принимать участие в становлении здорового образа жизни, чтобы сохранить культуру человечества, да и само человечество здоровым».

Эту работу учащегося эксперты оценили 4-мя баллами. При том, что стиль изложения, возможно, оставляет желать лучшего, все требования к написанию эссе были выполнены. Автор сумел показать свое знание курса, высказал свою точку зрения, проиллюстрировал ее историческими примерами, продемонстрировал владение понятийным аппаратом. Для сравнения приводим работу другого абитуриента, который выбрал это же изречение как тему для своего эссе.

«Я полностью согласен с высказыванием Марешаля. Многие народы мира верят в «бога» и каждый в своего. Много-много лет назад, когда на Земле находились тысячи племен, они все боготворили своё божество. В нынешнее время религий тоже много, но большинство из них малораспространённые. Каждая из религий имеет свои правила; в большинстве религий правила повторяются. Прочитав достаточно литературы, просмотрев некоторое количество фильмов (научных), я сделал для себя определенные выводы. Так как большинство религий несут один и тот же смысл, может когда-то было не так много религий, а всего одна. По моему мнению давным-давно у людей была одна вера. Так как люди начали открывать материки, кочевать, то через несколько поколений их религия преображалась, но в каждом континенте. В каждом новом поколении по-своему. Из этого следует, что с каждым столетием она изменялась всё сильнее и сильнее. В итоге результат – десятки, сотни разнообразных религий, но все они верят в донного и того же бога».
Эта работа была оценена 1-м баллом, так как единственное достоинство данного эссе – это попытка сформулировать своё мнение, но изложено оно на бытовом уровне, без использования терминов, нет аргументации изложенной точки зрения.

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого понимания людей». Н.Г. Чернышевский.

«По нашему мнению все люди познают окружающий мир, одной из составных частей которого является общество, а в нем непосредственно и люди, поэтому я совершенно согласна с мнением Чернышевского. Выделим в данном высказывании подразумевающиеся понятия обществоведческого курса. Самопознание – познание самого себя, открытие в себе собственного «Я». Познание – форма мысли, направленная на изучение окружающего человека мира. Также в процессе самопознания человек может самосовершенствоваться (развивать свои способности) или деградировать (процесс обратный совершенствованию). Также важно выделить в высказывании и само понятие человек. Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, прямохождением и другими признаками, главными из которых являются мыслительная деятельность и целеполагание.
В самом деле, человек устроен так же, как окружающие его люди, естественно, люди не схожи в совершенной степени, ведь каждый является личностью – определенным индивидом (представителем человеческого рода), обладающим социально значимыми чертами и участвующим в общественной деятельности. Примером приношения человеком пользы обществу может служить художник, который открыл в себе талант, его картины нравятся ему, он начинает творить для общества, повышая культурный уровень населения. Другим примером может быть мальчик, который постоянно обижал других детей, и когда вдруг с ним поступили подобным образом, он только понял то, что он совершает, приносит вред, этот факт впоследствии может повлиять на его социализацию (процесс освоения человеком ценностей общества).
В заключительной части моих рассуждений по поводу высказывания Чернышевского, думаю, стоит привести одну народную мудрость: «Никогда не делай другим то, что бы ты не хотел, чтобы сделали тебе». И я считаю, что все свои поступки человек должен оценивать трезво, посмотрев на них со стороны, и, конечно же, самое главное – тщательно обдумывать свои действия, ведь человеку дана такая замечательная способность, как мыслить разумно и надо использовать ее в полной мере. Тогда, я уверена, в обществе будет царить взаимопонимание, склонность и взаимопомощи и доброта!»

Данная работа была оценена тремя баллами, так как притом, что автор показал знание терминологии, умение связно высказывать свои мысли, приводить аргументы, тем не менее, работе не хватает научности, примеры, приводимые в качестве доказательств, слишком примитивны. В ходе изложения автор отошел от понятия самопознание, которое является ключевым в данном афоризме, и эссе приобрело более широкий смысл, что, возможно, допустимо в сочинении на свободную тему по литературе, но не приветствуется при написании эссе по обществознанию.

Следующая работа тоже была оценена тремя баллами, так как в ней отсутствует один из параметров оценки – раскрытие значения терминов.

«В том, каков человек в семейной жизни, проявляется его моральное лицо». (В.А. Сухомлинский).

«Структура общества включает в себя различные подсистемы. Малые группы являются её составляющими. Семья как малая группа занимается первичной социализацией личности и «поставляет» обществу граждан. Попадая в общество, человек (индивид или личность) занимает в нём определённое положение – статус. Достижение этого статуса является целью, к которой осознанно или бессознательно движется человек. Отсюда возникает его деятельность: есть мотив, цель, средства и способы достижения, наконец, результат. Как способ достижения цели человек может использовать ложные (искусственные) средства. Например, поднимая свой авторитет, он играет роль положительного во всех отношениях человека (доброжелательного, умного, честного). Но это лишь иллюзия, если в семье он терроризирует жену, детей, престарелых родителей… Находясь в семье, человек ведёт себя всегда естественно, не скрывая своего истинного «Я». Во многом это обусловлено доверием или привычностью обстановки. Длительностью общения. Я тоже считаю, что подлинное моральное лицо проявляется в семейной жизни. В одном женском журнале описывается рассказ девушки: «Мой муж просто тиран, он заставляет меня выполнять всю, вплоть до забивания гвоздей, домашнюю работу, ни во что не ставит, и, даже заставляет меня размешивать ему и его друзьям сахар в чае… Это всё при том, что он «душа компании» в общении с друзьями. С ними он, вроде бы, добрый, смелый, весёлый, а в семье – полная противоположность». И это далеко не единственный случай в нашей жизни, таких людей – миллионы. Пусть они не всегда одинаковы, но в основном, отношения в обществе и семье различаются. Задача семьи – воспитание гармоничной, нравственной личности. И это воспитание должно быть таким же, родители должны подавать детям пример. Одной из великих заслуг человека – пронести по жизни свою истинность («лицо») такой, какая она есть. Не стоит лицемерить и играть; проявлять свою двуличность и развивать её в себе. Ведь рано или поздно истина откроется…»
В данном эссе автор демонстрирует достаточно высокий уровень развития, высказывая своё мнение, аргументирует его, излагает свои мысли на уровне, близком к научному, но не раскрывает значения терминов, употребляемых в тексте. Необходимо было раскрыть значение терминов «семья», «личность», «индивид», «общество», «малая группа», «социальный институт», «социализация», «воспитание» и др. Если бы это условие было автором соблюдено, работа вполне бы заслуживала максимальной оценки, несмотря на определённые стилистические погрешности.

«Муки творчества и радости творчества – единое целое». И.Шевелев.

«Я абсолютно согласна с высказыванием И.Шевелева. Творчество необходимо нашему обществу как воздух. Ведь творчество – это вид преобразовательной деятельности, направленный на создание духовных ценностей. В интересах каждого из нас пополнять и обновлять систему духовных ценностей, поэтому мы должны научиться ко всему подходить творчески. Многие считают, что муки творчества – это смятые листы и искусанные в кровь губы. Не могу сказать так о ли это, но с уверенностью могу сказать, что это очень нелегкий труд. Все затруднения, возникающие в процессе творчества, я испытала на себе, так как начала писать стихотворения с 6 лет и до сих пор продолжаю это занятие. Поэтому я точно знаю, что радость творчества – это непередаваемое ощущение, которое ты испытываешь, когда тебя одобрительно воспринимает публика. Не раз мне приходилось стоять на сцене, смотреть в глаза людей и читать в них те чувства, которые передались им от меня через мои стихотворения. И ощущения, которые ты испытываешь в данный момент, перекрывают все трудности. Муки творчества и радости творчества неразделимы, потому что без мук не было бы и этого восторга. И уже не хочется вспоминать, как долго ты ходил с листком в руках, пытаясь подобрать рифму. Я уверена, что у меня появятся оппоненты, считающие, что муки творчества не так уж и страшны. Для примера можно привести строки из стихотворения Пушкина: «…И просится рука к перу, перо – к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…» Так бывает не всегда, ведь для творческой, как и любой другой деятельности необходимы знания и умения, навыки. В общем, все приходит с опытом. При этом не стоит считать, что творчество – это произведения искусства великих людей. Творчеством можно считать и наши школьные сочинения, и детские рисунки, и многое-многое другое. Таким образом, каждый должен почувствовать себя творческой личностью и испытать не только радости, но и муки творчества. Надеюсь, что мне удалось хоть кого-то убедить в том, что «муки творчества и радости творчества – единое целое».

Автор этого эссе – человек, безусловно, талантливый. И, если бы эта работа участвовала в конкурсе творческих работ, то автор, возможно, получил бы какой-либо приз. Но в данном случае нужно было выполнить задание на экзамене по обществознанию, показав владение терминологией, а в этой работе видна попытка дать определение только понятию «творчество», причем автор в этом процессе видит только вид деятельности, направленный на создание духовных ценностей, видимо, скульпторов, архитекторов, модельеров и т.д. к творцам она не относит. Обладая неплохим слогом, захваченная эмоциями, выпускница, очевидно, забыла, что в эссе нужно не только высказать свое мнение, необходимо раскрыть проблему на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, то есть нужно было продемонстрировать знания курса. Этого в работе нет. Поэтому она оценена двумя баллами.

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей.
Текст эссе и его анализ цитируется по статье М.Ю. Брандта «Эссе на экзамене по обществознанию».
«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля продажа свойственна не всем, и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, что я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.
Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

Эксперты сочли (и справедливо), что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают (?) продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («а не подсунули ли мне подделку?»); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты из личного опыта не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» - оказывается, можно покупать, не расходуя!).
Обществоведческие понятия и термины, которые помогли бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и т.д.)». Это эссе было оценено экспертами 0 баллов.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ФИЗИКЕ

В РТУ МИРЭА вступительный экзамен по физике проводится в письменной форме (для абитуриентов не сдававших ЕГЭ). В состав экзаменационного билета входят два теоретических вопроса и пять задач. Теоретические вопросы экзаменационных билетов формируются на основе общероссийской программы вступительных экзаменов по физике в технические ВУЗы. Полный перечень таких вопросов приведен ниже.

Следует отметить, что при проведении экзамена основное внимание уделяется глубине понимания материала, а не его механическому воспроизведению. Поэтому ответы на теоретические вопросы желательно в максимальной степени иллюстрировать поясняющими рисунками, графиками и т.д. В приводимых аналитических выражениях должен быть обязательно указан физический смысл каждого из параметров. Не следует подробно описывать эксперименты и опыты, подтверждающие тот или иной физический закон, а можно ограничиться лишь констатацией выводов из них. Если закон имеет аналитическую запись, то следует привести именно ее, не приводя словесную формулировку. При решении задач и ответах на теоретические вопросы векторные величины должны быть снабжены соответствующими значками и из работы абитуриента у проверяющего должно сложится четкое мнение о том, что абитуриент знает разницу между скаляром и вектором.

Глубина излагаемого материала определяется содержанием стандартных учебников для средней школы и пособиями для поступающих в ВУЗы.
При решении задач рекомендуется:

  • привести схематический рисунок, отражающий условия задачи (для большинства физических задач это просто обязательно);
  • ввести обозначения для тех параметров, которые необходимы для решения данной задачи (не забыв указать их физический смысл);
  • записать формулы, выражающие физические законы, используемые для решения данной задачи;
  • провести необходимые математические преобразования и представить ответ в аналитическом виде;
  • в случае необходимости проделать численные расчеты и получить ответ в системе СИ или в тех единицах, которые указаны в условии задачи.

При получении ответа к задаче в аналитическом виде, необходимо проверить размерность полученного выражения, а также, безусловно, приветствуется исследование его поведения в очевидных или предельных случаях.

Из приведенных примеров вступительных заданий видно, что предлагаемые в каждом варианте задачи довольно сильно различаются по сложности. Поэтому максимальное количество баллов, которое можно получить за правильно решенную задачу и теоретический вопрос неодинаково и равно: теоретический вопрос - 10 баллов, задача №3 - 10 баллов, задачи №№ 4, 5, 6 - 15 баллов и задача №7 - 25 баллов.

Таким образом, абитуриент, полностью выполнивший задание, может набрать максимум 100 баллов. При пересчете в 10 бальную оценку, которая и проставляется в экзаменационный лист абитуриента, в настоящее время действует следующая шкала: 19 и менее баллов - “три”, 20÷25 баллов -“четыре”, 26÷40 баллов - “пять”, 41÷55 баллов - “шесть”, 56÷65 баллов - “семь”, 66÷75 баллов -“восемь”, 76÷85 баллов - “девять”, 86÷100 баллов - “десять”. Минимальной положительной оценке соответствовала оценка “четыре”. Заметим, что шкала пересчета может меняться в ту или иную сторону.

При проверке работы абитуриента преподаватель не обязан заглядывать в черновик, и делает он это в исключительных случаях с целью уточнения отдельных вопросов, недостаточно ясных из чистовика.

На экзамене по физике допускается использование непрограммируемого калькулятора. Категорически запрещается использовать любые средства связи и карманные компьютеры.

Продолжительность письменного экзамена по физике составляет четыре астрономических часа (240 минут).

ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ФИЗИКЕ

*
Adobe Reader

Вопросы составлены на основе общероссийской программы вступительных экзаменов по физике в вузы.

  1. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость и ускорение.
  2. Закон сложения скоростей материальной точки в различных системах отсчета. Зависимость скорости и координат материальной точки от времени для случая равноускоренного движения.
  3. Равномерное движение по окружности. Линейная и угловая скорости и связь между ними. Ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение).
  4. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Масса. Сила. Равнодействующая сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
  5. Плечо силы. Момент силы. Условие равновесия тел.
  6. Силы упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя Трение скольжения. Коэффициент трения скольжения.
  7. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость (вывод).
  8. Импульс тела. Импульс силы. Связь между изменением импульса тела и импульсом силы.
  9. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Понятие о реактивном движении.
  10. Механическая работа. Мощность, мощность силы. Кинетическая энергия. Связь работы и изменения кинетической энергии тела.
  11. Потенциальные силы. Потенциальная энергия. Связь между работой потенциальных сил и потенциальной энергией. Потенциальная энергия силы тяжести и упругих сил. Закон сохранения механической энергии.
  12. Давление. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Закон Архимеда для жидкостей и газов. Условие плавания тел на поверхности жидкости.
  13. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Молярная масса. Число Авогадро. Количество вещества. Идеальный газ.
  14. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее физический смысл. Абсолютная температурная шкала.
  15. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона-Менделеева). Изотермический, изохорный и изобарный процессы.
  16. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики).
  17. Теплоемкость вещества. Фазовые превращения вещества. Удельная теплота парообразования и удельная теплота плавления. Уравнение теплового баланса.
  18. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя и его максимальное значение. Цикл Карно.
  19. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
  20. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Электростатическое поле точечного заряда. Принцип суперпозиции полей.
  21. Работа электростатического поля при перемещении заряда. Потенциал и разность потенциалов. Потенциал поля точечного заряда. Связь между напряженностью однородного электростатического поля и разностью потенциалов.
  22. Электроемкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Энергия, запасенная в конденсаторе, энергия электрического поля.
  23. Емкость батареи последовательно и параллельно соединенных конденсаторов (вывод).
  24. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление металлических проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников (вывод).
  25. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока - закон Джоуля-Ленца (вывод).
  26. Индукция магнитного поля. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера.
  27. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Характер движения заряженной частицы в однородном магнитном поле (скорость частицы ориентирована перпендикулярно вектору индукции).
  28. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Характер движения заряженной частицы в однородном магнитном поле (скорость частицы составляет острый угол с вектором индукции магнитного поля).
  29. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
  30. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия, запасенная в контуре с током.
  31. Свободные электромагнитные колебания в LC-контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре.
  32. Переменный электрический ток. Получение переменного тока. Действующее значение напряжения и тока. Трансформатор, принцип его действия.
  33. Законы отражения и преломления света. Показатель преломления. Полное внутреннее отражение, предельный угол полного отражения. Построение изображения в плоском зеркале.
  34. Собирающая и рассеивающая линзы. Ход лучей в линзах. Формула тонкой линзы. Построение изображения в собирающей и рассеивающей линзах (по одному характерному случаю для каждой линзы на собственный выбор).
  35. Кванты света. Явление фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
  36. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Постулаты Бора.
  37. Ядерная модель атома. Состав ядра атома. Изотопы. Радиоактивность. Альфа- бета- и гамма-излучение.


ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

*
*Чтобы скачать файл, нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить объект как..."
Для чтения файла необходимо скачать и установить программу

При поступлении в Белорусский государственный университет на дневное отделение на ряд факультетов абитуриенты должный пройти помимо централизованного тестирования внутривузовский экзамен.

Абитуриенты, поступающие на факультет журналистики (на все специальности) должны пройти вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование). Желающие учиться по специальностям "Белорусская филология", "Славянская (славянская и белорусская) филология" филологического факультета сдают устный экзамен по белорусской литературе; по специальностям "Русская филология", "Славянская (славянская и русская) филология" филологического факультета - устный экзамен по русской литературе; по специальности "Теология" Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла - устный экзамен по библейской теории; по специальности "Дизайн (направление - коммуникативный дизайн)" гуманитарного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственной среды)" Государственного института управления и социальных технологий - вступительное испытание по творчеству (1 этап - рисунок, 2 этап - свободная композиция); по специальности "Журналистика (направление - печатные СМИ, специализация - военная журналистика)" военного факультета - вступительное испытание по творчеству (1 этап - творческое сочинение, 2 этап - творческое тестирование).

Примерные варианты экзаменационных заданий

Беларуская літаратура

Прыкладныя пытанні ў экзаменацыйных білетах:

  • Асветніцкая дзейнасць Францыска Скарыны.
  • Духоўнае багацце лірычнага героя ў давераснёўскай творчасці Максіма Танка.
  • Паэтызацыя роднага кута і палешукоў у рамане Івана Мележа "Людзі на балоце".

Русская литература

Примерные вопросы в экзаменационных билетах:

  • Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин": проблематика, художествен­ное своеобразие.
  • Идейно-художественное своеобразие прозы А.П.Чехова.
  • "Серебряный век" русской поэзии: общая характеристика, крупней­шие представители.

Творчество (профиль - журналистика)

Вступительное испытание по творчеству проходит в два этапа, на каждом из которых экзамен оценивается отдельно по десятибалльной шкале.

Первый этап - творческое сочинение, объемом до четырех страниц. От абитуриента требуется написать сочинение с соблюдением правил построения публицистического текста. Время выполнения работы - 180 минут.

Оценка выставляется за содержание (глубину и полноту раскрытия темы, общую осведомленность в вопросах культуры, публицистики, художественной литературы) и за письменность (орфография, пунктуация, грамматика, стилистика).

Основными критериями при оценке содержания сочинения являются:

  • освещение темы с анализом фактов действительности,
  • умение выделить главное и самое важное из фактического материала,
  • системность, последовательность, логичность изложения, аргументированность выводов и обобщений,
  • лексическое богатство, выразительность и образность речи,
  • оригинальность, творческая индивидуальность, энциклопедичность знаний абитуриента.

Примерные темы творческого сочинения:

  • В ответе за слово: журналист и современность.
  • Мой кумир в журналистике.
  • Слово лечит и калечит.
  • Пером журналиста: от портрета современника до портрета современности.

Второй этап - творческое тестирование, которое включает:

  • анализ творческих работ абитуриента (публикации в газетах и журналах, сценарии теле- и радиопередач, которые вышли в эфир и другие творческие работы),
  • ответы на вопросы по актуальным темам современности в рамках общеобразовательной подготовки абитуриента),
  • выполнение письменного задания по редактированию текстов (белорусскоязычных или русскоязычных).

Творческие работы подаются абитуриентами в приемную комиссию вуза до начала вступительных испытаний. В случае если поступающий не может предоставить оригиналы публикаций, то их копии, а также копии сценарий теле- и радиопередач должны быть подписаны ответственным лицом средств массовой информации и заверены печатью данного учреждения.

Оценка творческих работ зависит от их качества, времени опубликования или выхода в эфир, а также от типа СМИ (республиканские, областные, районные или другие). При анализе работ учитываются: тема публикации, ее актуальность и новизна; насущность поднятых проблем; оригинальность авторской позиции; достоверность фактов; убедительность изложения мыслей, аргументированность и основательность высказанных мнений и размышлений; стилистические достоинства и языковая культура.

Темы бесед на собеседовании можно разделить на блоки, которые включают общественно-политическую и экономическую проблематику, вопросы культурной жизни, международных отношений, специфику работы журналиста в периодических изданиях, в аудиовизуальных средствах массовой информации.

Заканчивается второй этап выполнением письменного задания по редактированию текстов.

Пример письменного задания:

Первоначальный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую палову сярод хворых, на 2 тыдні раней распачаліся летнія канікулы.

Заўвагі да тэксту:

1. Няправільна выкарыстаны займеннік яны , які можа суадносіцца і з вучнямі , і з хворымі .

2. Словазлучэнне большая палова лагічна памылковае: паловы - гэта дзве роўныя часткі.

3. Слова распачаліся трэба замяніць на слова пачаліся . Распачаліся азначае пачалі здзяйсняцца , адбывацца пэўныя падзеі.

4. Парушаны прычынна-выніковыя сувязі паміж сказамі.

Отредактированный текст

Колькасць хворых расце

У Гродне працягвае павялічвацца колькасць хворых на серозны менінгіт. Ужо зафіксавана больш за 130 выпадкаў захворвання. Таму для вучняў пачатковых класаў усіх школ горада, а менавіта яны складаюць большую частку хворых, на 2 тыдні раней пачаліся летнія канікулы.

Библейская история

Образцы экзаменационных билетов:

Билет № 1

1. Встреча Авраама с Мелхиседеком.

2. История апостола Павла.

Билет № 2

1. Видение Иаковом таинственной лестницы.

2. Евангельские притчи о зерне горчичном и о закваске.

Билет № 3

1. Сорокалетнее странствование евреев в пустыне.

2. Евангельская притча о Страшном Суде.

Творчество (профиль - дизайн)

Дизайн (направление - дизайн предметно-пространственных комплексов):

Этап І. Рисунок.

Рисунок гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского античного образца (канонический) на фоне нейтральной (серой) драпировки.

Этап ІІ. Композиция.

Падающее. Взлетающее.

Темы музыкальных отрывков:

1. Альфред Шнитке. Симфония № 1, часть 1. Senza tempo-Moderato.

2. Эдвард Григ. Пьеса "Свадебный день в Тролльдхаугене".

3. Бен Уэбстер. Джаз.

Дизайн (направление - коммуникативный дизайн):

Этап І. Рисунок.

Рисунок с натурной постановки при боковом контрастном освещении с ясно выраженными тремя глубинными планами. Постановка включает три гипсовые фигуры строгой геометрической формы (например, шар, куб, восьмигранная призма, цилиндр, конус, пирамида) на горизонтальной плоскости на фоне белой драпировки со складками.

Этап ІІ. Композиция.

Абитуриенту предстоит создать три художественно-графические композиции, визуально выражающие смысловое содержание любых трех тем из пяти предложенных.

Абитуриенту выдаются три листа бумаги формата А4, на лицевую сторону которых печатным способом нанесена строго заданная и ясно читаемая система различных по расположению, величине и конфигурации отрезков линий. Система линий общая для всех абитуриентов. Эти линии в процессе композиционной работы можно как угодно объединять, развивать, дополнять, трансформировать и дублировать. Можно вносить новые элементы, заполнять пространство тоном, фактурой и деталями, придавать всему этому различные смысловые содержания и предметные функции, по-разному ориентировать сам лист бумаги по отношению к зрителю и т. д. Основное требование - органичное включение системы линий в композиционную структуру и максимально полное соответствие предлагаемого решения концептуальному содержанию избранной темы.

Композиции выполняются в черно-белой графике с помощью простого карандаша.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.

БИЛЕТ №1.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.

2. Речевая ситуация. В вашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.

БИЛЕТ №2.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного образования слов. Расскажите о других способах словообразования слов.

2. Речевая ситуация. В вашем округе проходит читательская конференция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сообщения: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?»

БИЛЕТ №3.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи и (при необходимости) собственные.

2. Речевая ситуация. После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной речи. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

БИЛЕТ №4.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об общих грамматических признаках.

2. Речевая ситуация. Представьте себе, что после 9-го класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приемной комиссии о себе.

БИЛЕТ №5.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста (при необходимости – собственные), расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве связи предложений в тексте.

2. Речевая ситуация. Вы участвуете в записи телевизионной передачи «Мир увлечений». Расскажите о своем увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему свободное время вы посвящаете именно этому.

БИЛЕТ №6.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий.

2. Речевая ситуация. Ваш класс едет в поезде на экскурсию в одном купе и рассказывают разные истории. Расскажите и вы историю (можно забавную) из своей жизни.

БИЛЕТ №7.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.

2. Речевая ситуация. В молодежном лагере «Давайте познакомимся» расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).

БИЛЕТ №8.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости собственными.

2. НРК Речевая ситуация. На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев вашего города так, чтобы у ребят появилось желание пойти (поехать) на экскурсию в этот музей.

БИЛЕТ №9.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

2. Речевая ситуация. На улице вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось посмотреть его.

БИЛЕТ №10.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

2. Речевая ситуация. В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

БИЛЕТ №11.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды вы знаете? Приведите собственные примеры.

2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык – мой друг» выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.

БИЛЕТ №12.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На школьном «Язык – мой друг» расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

БИЛЕТ №13.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о синонимах. Для иллюстраций используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем синонимы.

2. Речевая ситуация. На классном собрании обсуждается вопрос о популярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. Приведите аргументы.

БИЛЕТ №14.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите об антонимах. Для иллюстраций используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем антонимы.

2. НРК Речевая ситуация. В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения, рассказывая о природе родного края.

БИЛЕТ №15.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2. Речевая ситуация. В летнем международном лагере на вечере «Родине – что она значит для меня?» расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Свое мнение аргументируйте.

БИЛЕТ №16.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов с в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста.

2. Речевая ситуация. К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.

БИЛЕТ №17.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

2. Речевая ситуация. Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.

БИЛЕТ №18.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Выпишите из текста 2-3 двусоставных предложения. Определите морфологический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов предложения иллюстрируйте собственными примерами.

2. Речевая ситуация. Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

БИЛЕТ №19.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. Выступите перед участниками ученической конференции с сообщением на тему «Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

БИЛЕТ №20.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о простом осложненном предложении. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т.п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

БИЛЕТ №21.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид, расскажите о классификации односоставных предложений. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Тайны родного языка» расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

БИЛЕТ №22.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из теста и, в случае необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

2. Речевая ситуация. После урока русского языка вы с одноклассниками обсуждаете вопрос, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

БИЛЕТ №23.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. Речевая ситуация. На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

БИЛЕТ №24.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. НРК Речевая ситуация. К вам в город приехал сверстник из другого города (села, региона России, одной из стран СНГ). Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (ближайшего города).

БИЛЕТ №25.

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о классификации сложных бессоюзных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, в случае необходимости, собственными.

2. Речевая ситуация. На уроке обществознания расскажите одноклассникам о том, как относитесь к политике. Интересуетесь ли политическими событиями? Объясните причину своего интереса или равнодушия к данному вопросу.