Стадии допроса, их характеристика. Понятие и виды и этапы допроса

Допрос, как процесс тактико-психологического воздействия на допрашиваемого в целях получения от него полных и достоверных показаний, подразделяется на 4 стадии.

1. Стадия установления психологического контакта с допрашиваемым, на которой следователь решает следующие задачи:

а) определяет индивидуально-психологические особенности допрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;

б) устраняет психологические барьеры общения (эмоциональную напряженность, неправильное отношение к следователю и допросу);

в) создает благоприятную для процесса общения психологическую обстановку, при которой допрашиваемый проникается доверием к следователю, пониманием его задач и обязанностей, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины.

Для решения данных задач используются следующие тактические приемы :

Спокойный тон разговора, соблюдение следователем такта и вежливости, что побуждает допрашиваемого к такому же поведению;

Беседа на отвлеченную тему с целью изучить индивидуальнопсихологические особенности допрашиваемого, снять его

эмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке допроса, вызвать его интерес к общению со следователем;

Внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес к его личности, профессии, увлечениям, внимательное отношение к его просьбам и ходатайствам, что внушает допрашиваемому уверенность в непредвзятом, доброжелательном отношении к нему следователя;

Разъяснение допрашиваемому его прав и обязанностей в форме доброжелательной беседы, внушающей ему уверенность в объективности, беспристрастности следователя;

Ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с положительными для него правовыми последствиями раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.

В случаях, когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, составной частью установления психологического контакта является преодоление запирательств допрашиваемого, побуждение его к даче правдивых и полных показаний.

С этой целью используются следующие тактические приемы:

Разъяснение допрашиваемому важности установления истины;

Использование факта дачи показаний другими лицами;

Напоминание свидетелю или потерпевшему об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний;

Убеждение обвиняемого (подозреваемого) в том, что в его интересах дать показания до того, как заговорят его соучастники.

2. Стадия свободного рассказа, на которой следователь решает следующие задачи:

а) стимулирует свободный рассказ допрашиваемого, для чего следователь применяет тактические приемы:

Предлагает допрашиваемому рассказать об известных ему обстоятельствах расследуемого события;

Внимательно выслушивает рассказ допрашиваемого, не перебивая его;

Высказывает отдельные нейтральные реплики, стимулирующие продолжение рассказа: «не волнуйтесь», «слушаю вас внимательно», «понятно», «продолжайте»; 1

б) помогает допрашиваемому избрать последовательность изложения обстоятельств, описать события в хронологической или логической последовательности. При хронологической последовательности сначала излагаются обстоятельства, предшествовавшие преступлению, затем описываются преступные деяния и последующие действия. При логической последовательности вначале даются показания о причинах совершения тех или иных действий, а затем об их последствиях.

в) предупреждает ложные показания допрашиваемого, для чего использует тактический прием «деление темы свободного рассказа». При этом следователь, не фиксируя внимания допрашиваемого на главном факте, предлагает ему рассказать о связанных с этим фактом предыдущих, одновременных или последующих фактах, а уже потом переходить к выяснению основного вопроса. Логика фактов и нежелание допустить противоречия в своих показаниях могут побудить допрашиваемого сообщить следователю сведения о главном факте, которые он первоначально хотел скрыть.

3. Стадия восполнения и оценки полученных показаний. Здесь решаются три задачи:

а) восполнение полученных показаний с учетом предмета допроса;

б) критическая оценка полноты и достоверности полученных показаний;

в) определение причин их недостоверности или неполноты (забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины).

В целях решения этих задач используются следующие тактические приемы:

Постановка дополнительных вопросов (содействуют более подробному изложению обстоятельств, составляющих предмет допроса);

Постановка уточняющих вопросов (конкретизируют полученные сведения);

Постановка напоминающих вопросов (оживляют память допрашиваемого, вызывают в ней те или иные ассоциации, связанные с выясняемыми обстоятельствами);

Постановка контрольных вопросов об источниках, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения;

Постановка контрольных вопросов об обстоятельствах, знание которых допрашиваемым прямо или косвенно подтверждает его причастность к расследуемому событию или осведомленность о нем;

Сопоставление показаний с другими имеющимися в деле доказательствами и сведениями, полученными из оперативных источников.

4. Стадия дальнейшего допроса в бесконфликтной или конфликтной ситуации.

Бесконфликтная ситуация допроса характеризуются тем, что допрашиваемый искренне стремится помочь следствию в установлении истины, но его показания неполны или недостоверны вследствие забывания или добросовестного заблуждения. В подобных ситуациях в целях оказания помощи допрашиваемому в припоминании или преодолении добросовестного заблуждения используются следующие тактические приемы:

Предложение последовательно рассказать о своих действиях за определенный промежуток времени, к которому относится выясняемое обстоятельство;

Постановка напоминающих вопросов об обстоятельствах, предшествующих, сопутствующих либо последующих за забытыми допрашиваемым обстоятельствами;

Показ допрашиваемому фотографий, схемы места происшествия, вещественных доказательств, документов, находящихся в связи с забытым фактом;

Предложение допрашиваемому самому сделать графическое изображение места происшествия, определенного предмета;

Ознакомление допрашиваемого с отдельными фрагментами проверенных показаний других лиц и иными доказательствами по делу, помогающими ему вспомнить и уточнить интересующие следствие обстоятельства;

Допрос «вразбивку» (например, по отдельным эпизодам) и в «разных планах» (например, в обратной хронологической последовательности событий), что помогает допрашиваемому восстановить подлинную картину событий и уточнить обстоятельства;

Продолжение допроса на месте выясняемого события;

Проведение повторного допроса, в процессе которого учитывается явление реминисценции, т.е. усиления смысловых связей в памяти при отсроченном на 3-4 дня воспроизведении. Благодаря этому допрашиваемый может вспомнить упущенное или забытое им при первом допросе.

Конфликтная ситуация допроса характеризуются тем, что допрашиваемый сознательно противодействует следствию в установлении истины, скрывает или искажает ее. В подобных ситуациях следователь решает следующие задачи:

а) уточняет причины, побуждающие допрашиваемого скрывать или искажать истину. Для этого следователь использует приемы:

Оценивает собственную линию поведения на предыдущих стадиях допроса;

Анализирует особенности характера допрашиваемого.

При наличии данных о самооговоре следователь:

Выясняет, что явилось причиной самооговора, кто и когда воздействовал на лицо с целью склонить к самооговору, чем объективно может быть подтверждено заявление о самооговоре;

Анализирует показания допрашиваемого лица для выявления признаков, характерных для самооговора (чрезмерное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах, схематичность показаний, неправдоподобные детали, противоречия, не соответствующие материалам дела);

Проводит повторный допрос с соблюдением иной последовательности выяснения обстоятельств дела по сравнению с той, которая соблюдалась при признании допрашиваемым своей вины;

б) смягчает конфликтную ситуацию, для чего используются следующие приемы:

Напоминание допрашиваемому о его прошлых заслугах, честных поступках;

Приведение высказываний сослуживцев, родственников, знакомых допрашиваемого о его положительных качествах;

Выражение уверенности в том, что допрашиваемый, как человек, обладающий такими положительными качествами, должен найти в себе мужество вести себя честно на допросе;

Разъяснение отрицательных последствий содеянного;

в) изобличает допрашиваемого в даче ложных показаний. Д ля решения данной задачи используются следующие приемы:

Дальнейшая детализация показаний путем постановки уточняющих вопросов;

Допущение лжи (легенды) с ее последующим изобличением;

Предъявление допрашиваемому изобличающих доказательств;

Создание преувеличенного представления у допрашиваемого лица об осведомленности следователя и о наличии у него изобличающих доказательств.

Еще по теме § 3. РАБОЧИЙ ЭТАП ДОПРОСА:

  1. 3-й этап. Организация рабочих процессов (бизнес-процессов)
  2. 3.1.1. Анализ движения рабочей силы и использования рабочего времени
  3. В. Д. Зеленский и др.. Тактика допроса на досудебном следствии: учеб. пособие / В. Д. Зеленский [и др.] ; под общ. ред. В. Д. Зеленского. - Краснодар: КубГАУ,2015. - 82 с., 2015
  4. А.Д. Белоусов и др.. Психологические особенности допроса несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершаемых молодежными преступными группами: Учебное пособие / А.Д. Белоусов, О.А. Логунова, В.М. Карпенко, Н.В. Кочегарова. – М.: ВНИИ МВД России,2010. – 56 с., 2010
  5. Соловьев А.Б.. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии. Методическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001- 136 с., 2001
  6. Манцурова Линда Александровна. ТАКТИКА ДОПРОСА, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЮ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Хабаровск 2017, 2017

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Тактические приемы, опирающиеся на психическое воздействие, должны отвечать требованию избирательности. Необходимо, чтобы они оказывали соответствующее воздействие только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были нейтральны в отношении незаинтересованных лиц*.

Процесс формирования показаний

Процесс формирования показаний . Сообщаемые допрашиваемыми сведения анализируются не только по окончании допроса , но и в ходе его проведения. При этом в них выделяются внутренние противоречия, различные несоответствия прежним показаниям допрашиваемого лица и другим доказательствам , собранным по делу.

Разумеется, встречающиеся в показаниях пробелы, неточности, противоречия еще не свидетельствуют о ложности сообщаемых сведений. Различные искажения в показаниях возможны и у вполне добросовестных лиц в силу действия разнообразных психологических закономерностей, определяющих содержание будущих показаний от момента восприятия того или иного события до передачи информации о нем на допросе и фиксации ее в установленной законом форме.

Получение и накопление информации

Получение и накопление информации . Психологический процесс формирования показаний начинается с ощущений , которые, отражая отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, участвуют в своем совокупном действии в создании целостного образа вещей и событий. Подобное целостное отражение, именуемое восприятием , не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Восприятие характеризуется прежде всего осмысленностью, теснейшей связью с мышлением, пониманием сущности предметов и явлений. Все это обеспечивает глубину, точность запечатлеваемых образов и предостерегает от многих ошибок, оптических, слуховых и других иллюзий и искажений, свойственных органам чувств. И хотя органы чувств сами по себе способны реагировать на внешние раздражения лишь в определенных пределах (человек видит на ограниченном расстоянии и при определенных условиях освещения, слышит в ограниченном диапазоне звуковых частот, различает не все цвета спектра), однако упражняемость, тренированность органов чувств, их взаимодействие расширяют границы чувствительности.

Например, педагоги, тренеры, спортсмены и другие лица, чья деятельность связана с постоянной необходимостью точного отсчета времени, опережают других в более правильном определении времени. Шоферы и автоинспекторы, как правило, с большой точностью могут судить о скорости транспортных средств, а лица, чья деятельность связана с изготовлением красок или процессом крашения, могут различать такие цветовые оттенки, которые остаются далеко за пределами возможностей восприятия лиц других профессий.

Наличие в показаниях перечисленных данных тем не менее еще не исключает ложного признания, поскольку допрашиваемый, оговаривая себя, может знать о подробностях преступления от лица, действительно его совершившего, или других лиц. Например, известную трудность для разоблачения представляет ложное признание, которое приносится с целью оградить от ответственности своих близких. Поэтому для распознавания подобных случаев нужно внимательно изучать личностные особенности допрашиваемого, его связи и не торопиться с исключением версии о совершении преступления другими лицами. В разоблачении самооговора большое значение имеют проверка показаний на месте, проверка алиби и тщательное, скрупулезное сопоставление полученных признательных показаний с другими добытыми по долу данными.

При участии в допросе подозреваемого (обвиняемого) защитника тактический рисунок следственного действия усложняется. Нельзя не учитывать, что защитник, имея право задавать вопросы (отведенные следователем вопросы подлежат занесению в протокол), может в значительной мере повлиять на ход следственного действия и его результаты. Поэтому необходимо особенно тщательно готовиться к такому допросу, предусмотреть позицию, которую займет защитник, с тем чтобы не упустить инициативу и при недобросовестных намерениях защитника не дать ему возможности помешать установлению истины.

Допрос обвиняемого производится

В-четвертых, следователю нужно заранее оценить каждое из имеющихся доказательств, выявить наиболее эффективную логическую связь между ними и попытаться предусмотреть те доводы и аргументы, которые допрашиваемый может заявить при использовании доказательств на допросе .

В-пятых, перед предъявлением доказательств на допросе нужно предусмотреть такое их сочетание, которое было бы неожиданным для допрашиваемого и ограничивало бы тем самым его возможности для ложного истолкования обстоятельств, связанных с этими доказательствами . Существенное значение приобретает и выбор наиболее удобного момента для предъявления доказательств. Поэтому чрезвычайно важно временно оставлять допрашиваемого в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств, чтобы затем иметь возможность использовать фактор их внезапного предъявления.

В-шестых, нужно всегда помнить и учитывать эмоциональную силу отдельных доказательств, их особое психологическое воздействие .

В-седьмых, в распоряжении следователя должен остаться достаточный резерв доказательств на тот случай, если первая попытка получить правдивые показания окажется безрезультатной.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса на очной ставке

Очная ставка является самостоятельным следственным действием. По существу это допрос двух ранее допрошенных лиц в присутствии друг друга по поводу существенных противоречий, возникших между их показаниями . Если эти лица раньше не знали друг друга, то до очной ставки проводится предъявление для опознания, разумеется если один из них или оба могут и готовы участвовать в опознании.

Следователь проводит очную ставку, когда ему необходимо выяснить, кто из двух допрошенных лиц дает ложные показания. В этом случае на очной ставке происходит своеобразное столкновение показаний, проверка их на прочность. По интонации, экспрессивным движениям каждого из допрашиваемых, по тому, как они реагируют на противоречия между их показаниями, следователь может судить о правдивости или ложности сообщенных ими сведений. Очная ставка может быть использована для оказания допрашиваемому помощи в припоминании заблуждения. Очная ставка является также и эффективным средством психологического воздействия на лицо, дающее ложные показания. При этом особую роль играет эффект непосредственного эмоционального воздействия одного лица на другое, особенно в тех случаях, когда допрашиваемый не знал, что есть очевидцы совершенного преступления , либо надеялся, что против него показания не будут даны.

Очная ставка является довольно сложным следственным действием, в определенных случаях даже рискованным, поскольку возможно и отрицательное воздействие допрашиваемого на лицо, дающее правдивые показания. Кроме того, обвиняемые на очной ставке могут договориться между собой и согласовать свои ложные показания, чему следователь не всегда в состоянии помешать. При наличии таких опасений лучше не спешить с очной ставкой и попытаться устранить возникшие противоречия другим путем, например за счет воспроизведения звукозаписи показаний либо предъявления видеозаписи допроса. Точно также очную ставку между несовершеннолетним и взрослым целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда следователь уверен, что взрослый допрашиваемый не окажет негативного воздействия на показания несовершеннолетнего.

Перед очной ставкой необходимо тщательно изучить показания допрашиваемых, учесть их взаимоотношения, выяснить сущность возникших противоречий, наметить вопросы, которые должны быть заданы, их последовательность, и решить вопрос о том, кто будет первым допрашиваться на очной ставке. Обычно первым допрашивается лицо, дающее, по мнению следователя, правдивые показания. Хотя в некоторых ситуациях можно поступить и наоборот в расчете на то, что ложные показания, затрагивающие интересы другого допрашиваемого, вызовут у него возмущение. В результате он может сообщить факты, о которых до этого умалчивал.

Одной из задач очной ставки является получение хотя бы от одного из допрашиваемых новых сведений о таких эпизодах, обстоятельствах и деталях происшедшего, о которых до показаний этого допрашиваемого на очной ставке не сообщалось и которые можно было бы подтвердить имеющимися данными либо при проведении других следственных действий. Поэтому следователь должен заранее ограничить объем сообщаемой допрашиваемым информации с тем, чтобы другой допрашиваемый мог проявить свою осведомленность и дать показания, выходящие за пределы того, что было сообщено на очной ставке. Только в этом случае следователь может быть уверен, что показания, полученные на очной ставке, не являются результатом наводящего характера показаний другого лица.

Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки

Полученные от допрашиваемого показания заносятся в протокол допроса в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и ответы. По просьбе допрошенного лица ему предоставляется возможность записать свои показания собственноручно. Показания каждого из допрашиваемых записываются в той очередности, в какой они давались.

В целях наиболее полной и точной фиксации показаний предпочтительнее производить допрос, а также очную ставку по отдельным эпизодам, стадиям, используя при необходимости по ходу следственного действия краткие черновые записи. Избежать искажений и утраты информации в ходе допроса, очной ставки и процессуального закрепления их результатов помогает звуко-, видеозапись. Особенно целесообразно ее использовать при фиксации показаний несовершеннолетних и малолетних, при допросе с участием переводчика, а также допросе лиц, находящихся в результате ранения либо болезни в тяжелом, опасном для жизни состоянии. Важное тактическое значение звуко- и видеозапись имеет при допросах лиц, дающих ложные показания либо склонных к изменению показаний и оговору следователя в применении незаконных методов допроса.

Видеозапись (киносъемка) является эффективным средством фиксации показаний при допросах глухонемых, поскольку позволяет при возникновении сомнений проверить правильность и полноту перевода и устранить допущенные неточности. При применении в ходе допроса либо очной ставки видеозаписи (киносъемки) необходимо обеспечить достаточное освещение, полную фиксацию всего процесса следственного действия от начала и до конца, всех нюансов мимики, жестикуляции допрашиваемого и переводчика.

Звуко- и видеозапись может оказать на допрашиваемого и дисциплинирующее воздействие, особенно когда он, отказываясь от показаний, ведет себя вызывающе, допускает угрозы и оскорбления в адрес свидетелей и потерпевших , с которыми проводится очная ставка.

По окончании допроса протокол предъявляется допрошенному лицу для прочтения или по просьбе допрошенного прочитывается ему следователем. Допрошенное лицо имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол. В конце протокола перед подписью допрошенного лица отмечается, прочитал ли он протокол лично или же он ему был зачитан следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, допрошенный подписывает каждую страницу отдельно.

Цели допроса.

При производстве допроса преследуются такие цели:

  • 1) выяснить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу;
  • 2) выявить источники, из которых можно получить сведения о расследуемом преступном событии;
  • 3) проверить достоверность собранных доказательств.

Достижение этих целей обеспечивается тщательной подготовкой к производству допроса, применением соответствующих тактических приемов, соблюдением общих правил проведения допроса, содержащихся в ст. 189 УПК РФ, а также этических норм.

Допрос подозреваемого иногда может походить на беседу, лишенную официальности. Цель этой беседы - наметить тактику его допроса, познакомиться с основными психологическими чертами допрашиваемого.

Необходимо умение оценивать обстановку и в соответствии с ней избирать линию поведения, то есть выбрать наиболее эффективный способ проведения следственных действий. Необходимо помнить, что ко всякому человеку требуется индивидуальный подход. И следователь должен обладать определенными качествами, чтобы расположить допрашиваемого к разговору, в некоторых случаях облегчить обвиняемому путь к признанию, ведь практически любому человеку трудно сознаться во лжи. Из этого следует, что следователь должен обладать знаниями и навыками не только юриста, но и хорошего психолога.

По мнению А. Ф. Зелинского, следует по возможности облегчить обвиняемому путь к признанию. Достаточно вместо прямого вопроса обвиняемому о том, как он совершил данное преступление, следует задать иной вопрос: зачем он это сделал? Внешне это конечно же похоже на наводящий вопрос, а в действительности это лишь способ постановки вопроса. Часто после такого вопроса обвиняемый просит перенести допрос на следующий день либо демонстративно отказывается давать показания. В послед-нем случае допрос следует прервать, дать обвиняемому возможность взвесить все доказательства, которые убедят его в необходимости рассказать правду. Если обвиняемый, чтобы выиграть время, просит перенести допрос, “дать ему подумать”, обещает завтра рассказать правду, допрос прерывать нецелесообразно. Перенести допрос на следующий день -- значит дать “остыть” обвиняе-мому, он взвесит, все “за” и “против” и подготовится к допросу с учетом уже имеющихся в деле доказательств. Он может не дать правдивых показаний, а приспособить их к изобличающим доказательствам и преподнести в выгодном для себя свете.

Подготовка к допросу - это одно из основных условий получения от допрашиваемого достоверных и полных показаний. При этом следователю необходимо:

  • а) проанализировать материалы дела, чтобы определить или уточнить процессуальный статус вызываемого на допрос субъекта: потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, эксперт;
  • б) уточнить предмет его показаний, если для этого необходимы специальные познания, то нужно изучить соответствующую литературу, получить консультацию специалиста, разобраться в технологическом процессе и т.п.;
  • в) выяснить социально-демографические данные, психофизиологические качества субъекта, вызываемого на допрос (пол, возраст, образование, профессия, культурный уровень, взгляды на жизнь, темперамент, характер, воля, возможные психические состояния при допросе: замкнутость, страх, готовность к конфликту и т.п.);
  • г) установить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (педагог, защитник, законный представитель, переводчик,и др.), принять меры к их явке;
  • д) определить время и место допроса, способ вызова его участников с учетом требований ст. 187, 188 УПК РФ;
  • е) выбрать наиболее подходящую последовательность производства допроса: первыми допрашиваются лица, которые располагают наиболее важными сведениями, а также те, которые в силу объективных и субъективных причин могут забыть отдельные обстоятельства и детали преступления (престарелые, больные, малолетние и др.); субъекты, находящиеся в материальной или иной зависимости от обвиняемого (если по делу проходит несколько обвиняемых, необходимо разобраться в их взаимоотношениях);
  • ж) подготовить все доказательства, которые будут предъявлены во время допроса, предусмотреть возможные аргументы на случай, если допрашиваемый попытается их опровергнуть;
  • и) подготовить соответствующие средства фиксации показаний (бланки протоколов, аудио- или видеотехнику, персональный компьютер), создать условия для доброкачественного допроса (убрать со стола все, что может отвлечь внимание допрашиваемого, исключить воздействие внешних звуков и раздражителей);
  • к) составить план допроса, который должен включать: вопросы, которые необходимо задать допрашиваемому, расположенные в нужной последовательности; доказательства, которые необходимо предъявить для получения правдивых показаний; обстоятельства, подлежащие установлению и т. д.;

Суть организационно-подготовительных действий в каждом случае определяется с учетом обстоятельств расследуемого преступления, значимости его показаний, процессуального положения допрашиваемого, технической оснащенности следователя и других не менее важных факторов.

Полученные от допрошенного субъекта сведения могут стать доказательствами по уголовному делу, если соблюдены процедура допроса, а также нравственные и этические, основы его производства. Для полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, для чего рекомендуется применение тактических приемов.

Тактические приемы допроса - это разработанные криминалистикой и апробированные следственной практикой оптимальные способы установления с допрашиваемым психологического контакта, нейтрализации его негативного настроя к расследованию и оказания на него психического воздействия с целью получить полные и достоверные показания.

Тактические приемы допроса очень разнообразны, они отличаются друг от друга по целям и содержанию применения. Однако некоторые из них являются универсальными и могут применяться при производстве любого допроса.

Стадии допроса

Допрос условно можно разделить на следующие стадии: подготовительную, свободный рассказ, ответы на вопросы следователя и заключительную.

На подготовительной стадии следователь разъясняет ему права и обязанности, устанавливает личность допрашиваемого, его анкетные данные, решает вопрос участия в допросе переводчика. Свидетеля и потерпевшего, достигших 16-летнего возраста, а также эксперта следователь предупреждает об уголовной ответственности за уклонение от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

Основная задача данной стадии создать условия, оптимальные для получения от допрашиваемого показаний и обеспечения их достоверности. Для этого важно установить с ним психологический контакт, который может быть достигнут применением весьма распространенного и обычно оправдывающего себя тактического приема, состоящего в проведении так называемой "разведывательной" беседы.

Беседуя с допрашиваемым на отвлеченные темы, следователь должен выяснить, какие из них ему наиболее близки, чтобы перейти к их обсуждению. Спокойный разговор уменьшает волнение допрашиваемого снимает внутреннюю напряженность. А также, следователь получает дополнительные сведения о мыслительных, речевых, эмоциональных и иных психологических свойствах данного субъекта, значимых для выбора тактики производства допроса.

Чтобы допрос был результативным, следователь должен уметь мысленно ставить себя на место собеседника, проявлять заинтересованность к его словам, не выказывать отрицательных эмоций, а также нетерпения.

На стадии свободного рассказа допрашиваемый сообщает известные ему сведения об обстоятельствах дела. Свободное изложение дает ему возможность припомнить отдельные факты и детали произошедшего, значимые, на его взгляд, для расследования. Следователю рекомендуется внимательно, не прерывая, выслушивать свободный рассказ. Даже тогда, когда допрашиваемый сообщает заведомо ложные сведения, их тоже следует выслушать спокойно. При этом нельзя проявлять недоверия к получаемым показаниям, допускать замечания, насмешки, прерывать разговор. Когда допрашиваемый уходит далеко в сторону, рекомендуется напомнить ему о необходимости давать показания по существу расследуемого дела.

Если допрашиваемый умалчивает о сведениях, имеющих криминалистическое значение, либо сообщаемые им данные противоречат материалам уголовного дела, допрос переводится в следующую стадию, когда необходимо применять тактические приемы, побуждающие к даче правдивых показаний.

Такие приемы основаны на постановке следователем вопросов, направленных на получение дополнительных сведений об обстоятельствах и значимых фактах, а также на уточнение показаний, устранение в них противоречий и неточностей. Задавая уточняющий вопрос, следователь может предложить допрашиваемому объяснить, в какой части его показания можно считать соответствующими действительности.

Если допрашиваемый не может вспомнить отдельные факты и детали произошедшего события, то следователь задает вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, чтобы восстановить в памяти нужные сведения, то есть картину происшедшего.

Если есть основания полагать, что допрашиваемый сообщил неточные сведения, следователь ставит вопросы, направленные на выяснение условий восприятия интересующих обстоятельств, установление иных способов проверки сомнительных, неточных данных.

Тактические приемы выбираются с учетом особенностей его личности, процессуального положения допрашиваемого, желания или нежелания давать правдивые показания и других факторов.

Должна быть исключена постановка вопросов, в которых в неявной форме содержится желательный ответ, то есть наводящие вопросы. Так же недопустимы тактические приемы, связанные с угрозами, обманом, или шантажом, психическим или физическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого, понуждением к даче ложных показаний, оговору или самооговору, а также ориентированные на низменные побуждения, такие как корысть, месть, невежество и предрассудки.

Тактика допросапредставляет собой систему, которая включает:
подготовку к допросу; установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановку вопросов допрашиваемому; ознакомление допрашиваемого с протоколом и аудио- и (или) видеозаписью его показаний.
Тактика допроса зависит от того, насколько следователь умело использует личностные качества допрашиваемого: психику, культурный и образовательный уровень, профессиональные навыки, мировоззрение и т.п., насколько тщательно готовится к проведению рассматриваемого следственного действия.
Под подготовкой к допросупонимается совокупность предварительно проводимых следователем мероприятий, обеспечивающих эффективность осуществления следственного действия, объективность полученных результатов. Тщательная подготовка к предстоящему допросу - залог будущего успеха.
В комплекс подготовительных мероприятий входят: 1) изучение материалов уголовного дела и знакомство с информацией, полученной при проведении оперативно-розыскных мероприятий; 2) изучение личности допрашиваемого; 3) выбор и подготовка места допроса; 4) определение способа вызова допрашиваемых; 5) проработка тактического обеспечения допроса; б) подготовка научно-технических средств, обеспечивающих полноту фиксации следственного действия. Перечисленные мероприятия составляют основу плана проведения допроса.
Изучение материалов уголовного дела предполагает уяснение не только основной фабулы уголовного дела, но и конкретной роли участников преступления, уяснение системы доказательств, наличие или отсутствие противоречий в объяснении одних и тех же фактов, определение обстоятельств, подлежащих доказыванию, и т.п. Изучая материалы уголовного дела, следователь выясняет, какими данными, доказывающими виновность обвиняемого или оправдывающими его, располагает следствие. В тех случаях, когда в деле фигурируют вещественные доказательства, следователь должен их лично и внимательно осмотреть, определить надобность использования информации о них при проведении допроса. Всякий раз, изучая материалы уголовного дела, необходимо обращать внимание на информацию, характеризующую личностные свойства допрашиваемого, делать записи для последующего построения плана допроса.
Изучение личности предполагает получение такого объема объективной информации, который обеспечивал бы не только установление психологического контакта с допрашиваемым, но и уяснение обстоятельств совершенного преступления и роли в нем всех участвующих. Сведения о личности допрашиваемого, его близком окружении следует собирать так же тщательно, как и доказательства, относящиеся к факту совершения преступления.
Личность допрашиваемого изучается путем: анализа документов, находящихся в деле; собирания сведений об интересующих следствие обстоятельствах в процессе проведения других следственных действий; сбора сведений по месту работы или учебы; получения официальных характеристик; бесед с оперативными уполномоченными, проводившими оперативно-розыскные мероприятия, принимавшими участие в задержании, и т.п.; изучения материалов архивных уголовных дел, если допрашиваемый был судим, и т.п.
Вместе с этим следователю важно знать интеллектуальные, волевые, психологические, физические качества допрашиваемого, его подготовленность к встрече со следователем, намерения, установку на определенную линию поведения при допросе.
Выбор и подготовка места допроса - важные мероприятия, которым на практике, к сожалению, не уделяется должного внимания. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК).
Момент допроса определяется с учетом сведений, которыми, по предположению следователя, обладает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в расследуемом событии, связей и взаимоотношений с другими лицами, подлежащими допросу. В соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента: 1) вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено; 2) фактического задержания обвиняемого - немедленно по предъявлении обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК).
Следует иметь в виду, что нахождение в кабинете посторонних людей (даже следователей) или предметов, приковывающих взгляд; шум в соседней комнате; наличие окна, через которое допрашиваемый может наблюдать за происходящим на улице; частые телефонные звонки; включенное радио не располагают к доверительной, плавно выстраивающейся беседе, полному и объективному изложению информации и т.п.
Обстановка в кабинете для допроса должна быть строгой, в нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать допрашиваемого. Следователь должен заранее подготовить все материалы, которые могут потребоваться на допросе. Для этого делаются закладки на нужных страницах, выписываются фамилии.и адреса лиц, о которых придется упоминать при допросе, вычерчиваются схемы местности, готовятся фотографии, вещественные доказательства, бланки процессуальных документов и т.п.
Определение способа вызова допрашиваемых предопределяет ход и результативность следственного действия. При определении очередности вызова на допрос свидетелей и обвиняемых необходимо учитывать: характер совершенного преступления (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой); доказательственное значение и тактическую ценность для дела сведений, которыми располагает конкретный гражданин; роль допрашиваемого в совершении преступления; личную заинтересованность лиц, подлежащих допросу; личные качества допрашиваемых лиц, а также их отношение к совершенному преступлению и взаимоотношения свидетелей с обвиняемыми, а обвиняемых - друг с другом; степень доказанности совершения преступления определенными лицами; доказательства, наличие и использование которых позволяет изобличить допрашиваемых (если они на допросе дают заведомо ложные показания).

При равенстве перечисленных условий первыми допрашиваются:
свидетели, которые отрицательно относятся к совершенному преступлению; свидетели, по личным мотивам не заинтересованные в противодействии расследованию; свидетели и обвиняемые, пользующиеся авторитетом у других допрашиваемых.
Допрашиваемый вызывается к следователю повесткой1, телеграммой, телефонограммой, по факсу, но может приглашаться на допрос и непосредственно следователем. Иногда целесообразно повестку направить нарочным и предложить свидетелю сразу же явиться на допрос либо послать повестку по почте, запечатав ее в конверт. Это делается для того, чтобы о факте вызова того или иного лица никто не узнал. Если есть основания полагать, что допрос может носить конфликтный характер, то для его предупреждения целесообразно под благовидным предлогом пригласить допрашиваемого, лишив его возможности выработать модель поведения. Для такого допроса можно избрать любое место, обстановка которого позволяла бы его провести. Людей преклонного возраста или больных вызывать не рекомендуется. В этих случаях следователь сам должен выехать к месту нахождения этих лиц и там допросить их. Если же этого сделать невозможно, следует направлять отдельные поручения соответствующим следователям или органу дознания о производстве допроса этих лиц по месту жительства.
Проработка тактического обеспечения допроса включает не только разработку плана допроса, но и изучение нормативно-правовой и специальной литературы, изучение технологии производства, машин, производственных агрегатов, банковских, казначейских операций и т.п. В связи с тем что следователю придется допрашивать лицо, которому все вопросы и обстоятельства хорошо известны, он сам должен получить хорошее представление о предмете допроса, подготовить соответствующие вопросы допрашиваемому.
Проработка тактического обеспечения допроса, помимо перечисленного, включает и выбор соответствующих приемов допроса, подготовку доказательств, которые возможно потребуется предъявить допрашиваемому. Следователь заранее определяет, в какой момент допроса, в какой последовательности, в каком виде и какие доказательства могут потребоваться, подбирает эти доказательства, выбирает место, где они будут храниться.
Подготовка научно-технических средств, обеспечивающих полноту фиксации следственного действия, направлена на то, чтобы последующее их применение способствовало эффективности проведения до-
проса, не сковывало поведения допрашиваемого, не отвлекало его внимания, не создавало дискомфорта самому следователю.
При проведении допроса по инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка (ч. 4 ст. 189 УПК).»Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи» (ч. 2 ст. 188 УИК).

Психологический контакт- это такое состояние общения, при котором участники допроса испытывают потребность в совместной деятельности, в передаче, обмене информацией. Установление психологического контакта с допрашиваемым - необходимая предпосылка получения правдивых показаний, достижения истины по расследуемому преступлению.
Психологический контакт необходимо устанавливать не только перед проведением допроса, но и в процессе его проведения, а также при производстве других следственных действий с участием данного лица. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, его отсутствие на первых порах перерастет потом в прочный психологический контакт, характеризующийся должным взаимопониманием.
Установление психологического контакта - это всегда индивидуальный подход к допрашиваемому, учет его личностных качеств, возраста, пола, профессии, положения в обществе. Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое процессуальное положение занимает лицо.
Допрос в условиях конфликтной ситуации, в отличие от других, представляет определенную сложность, так как психика участников допроса находится в состоянии постоянного раздражения и напряжения по поводу занятой по делу позиции. В таких ситуациях следователь должен выяснить причины занятой позиции, при помощи тактических приемов, предъявления доказательств развенчать ее и снять напряжение противостояния в целях установления психологического контакта.
Процесс установления контакта, в основном, зависит от следователя, его профессиональной подготовки, опыта и психических качеств. Установление психологического контакта определяется тем, насколько правильно по отношению к допрашиваемому следователь избрал линию своего поведения. Важно, чтобы допрос проводился ровным и спокойным тоном, без оскорбительных выражений, грубостей и пренебрежения к допрашиваемому, чтобы к любому показанию следователь относился одинаково серьезно, независимо от степени важности сведений, получаемых при этом. Выражение удовольствия, разочарования ответом, жесты, мимика, интонация голоса следователя могут произвести внушающее действие на допрашиваемого, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на объективности показаний. Следователь должен быть твердым, настойчивым при выполнении своего долга, чтобы подозреваемый (обвиняемый) чувствовал моральное его превосходство.
. При проведении допроса психологический контакт удерживается. развивается с помощью различных способов, в том числе путем: развития интереса и заинтересованности в даче показаний; раскрытия ‚цели общения (это всегда способствует активизации психических процессов) возбуждения у допрашиваемого такого эмоционального состояния, в результате которого автоматически снимается заторможенность, преодолеваются чувства апатии и безразличия к своей судьбе; обращения допрашиваемого к логике мышления.
Свободный рассказ допрашиваемого- это изложение известных ему фактов в той последовательности, которая кажется ему наиболее приемлемой или рекомендованной следователем.
Свободный рассказ считается необходимым по следующим соображениям:
-следователь не всегда представляет себе, какими данными ин каком ёбъеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе допрашиваемый может сообщить следователю Такую информацию о характере и наличии которой тот и не предполагал и которую, следовательно, он не стремился бы получить путем постановки вопросов допрашиваемому;
-изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для
негопоследовательности облегчает их припоминание способствует более полному воспроизведению запечатленного;
-свободный рассказ помогает следователю составить более полное и правильное представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведенияна следствии, о степени его фактической осведомленности об обстоятельствах расследуемого события.
Не рекомендуется прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как свободное изложение обстоятельств расследуемого события позволяет ему сосредоточиться, восполнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следствия.
Следователь должен внимательно и заинтересованно слушать допрашиваемого, не проявляя недоверия к показаниям, не допуская грубости, насмешек, невнимательности.

По ходу свободного рассказа не рекомендуется протоколирование показаний. Составление протокола в процессе свободного рассказа не- минуемо приводит к перерывам в рассказе, отвлекает допрашиваемого ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь пометки о соображениях, возникших него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем; вопросах, которые нужно будет задать впоследствии допрашиваемому. Не следует останавливать свободный рассказ допрашиваемого для того, чтобы потребовать от него изложить те или иные факты более подробно, осветить отдельные обстоятельства, повторить изложение и т.п. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и об остальных. В тех случаях, когда следователь убеждается в том, что допрашиваемый отклонился от предмета допроса и что такое отклонение не является необходимым для припоминания фактов, интересующих следствие, он может предложить допрашиваемому держаться ближе к существу дела или задать соответствующие вопросы.
К постановке вопросов следует переходить и в тех случаях, допрашиваемый сообщил не все сведения представляющие
для следствия, либо сообщенные сведения противоречат материалам уголовного дела. Постановка вопросов направлена на получение от допрашиваемого дополнительных сведений о тех или иных фактах обстоятельствах, а также на уточнение показаний и устранение неточностей и противоречий в показаниях.
Если допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты, следователь формулирует вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, с целью восстановления в памяти ранее воспринятых
фактов.
В тех случаях, когда есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил сведения, не соответствующие:
действительности, следователь разрешает следственную ситуацию путем постановки вопросов, направленных на выяснение условий восприятия события или факта, о которых допрашиваемый давал показания, а также установление других источников сообщаемых сведений.
При производстве допроса допрашиваемому задаются: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие вопросы.
Дополняющиевопросы задаются с целью восполнения полученных показаний, ликвидации имеющихся в них пробелов. Уточняющие - с целью детализации и конкретизации полученных сведений. Напоминающиес целью оживления памяти допрашиваемого, вызова в ней определенных ассоциаций, для припоминания интересующих следователя фактов. Контрольные - с целью проверки полученных показаний или получения данных для таковой. Изобличающие - с целью изобличения допрашиваемого во лжи.
По окончании допроса допрашиваемый знакомится с протоколом, который предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч. б ст. 190 УИК). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве допроса могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись.
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе. допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом (ч. З ст. 190 УПК). Допрашиваемый имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвующими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УИК (ч. 9 ст. 190 УПК).
В тех случаях, когда при допросе применялась аудио- и (или) видеозапись, то в протоколе должно быть отмечено, что перед началом следственного действия об этом уведомлены лица, участвующие в его производстве.
По окончании допроса аудио- и (или) видеозапись полностью вос- производятся в присутствии допрошенного, которому разъясняется право дополнить свои показания и внести поправки. Поступившие дополнения и поправки также фиксируются в аудио- и (или) видеозаписи. Допрос завершается заявлением допрошенного о правильности произведенной записи и сообщением следователя о времени окончания допроса.
Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.

По законодательству Великобритании в ходе опроса запрещается: притеснение опрашиваемого лица предложение стимулов; запугивание опрашиваемого лица; изнурительные опросы.

Допрос - один из наиболее распространенных процессуальных способов получения доказательств, его сущность состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого в установленной уголовно-процессуальной форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела. Допрашиваемый обязан дать показания только о тех обстоятельствах, которые ему известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то определенных источников).

Тактика допроса, по существу, охватывает: целенаправленное тактическое мышление, оперирующее определенным объемом специальных знаний и имеющее своим результатом принятие решений в целях регулирования взаимодействия, и тактические действия, т. е., выполнение решений, принятых в результате осмысливания тактических ситуаций

Действия следователя во время допроса по существу можно рассматривать как тактико-психологические методы и приемы получения доказательств по расследуемому делу. С позиции психологии допрос можно считать специфической формой общения между допрашивающим и допрашиваемым. Во время допроса такое общение может проходить в следующем порядке:

а) истребование следователем информации от допрашиваемого;

б) мысленное осознание допрашиваемым требуемой от него следователем информации, обработка этой информации и преобразование ее в вербальную (словесную) форму;

в) передача допрашиваемым информации следователю;

г) получение следователем информации от допрашиваемого;

д) запечатление следователем полученной информации в памяти, фиксация ее в протоколе допроса и с помощью других средств фиксации.

Информация, исходящая от следователя, всегда рассчитана на обратную связь , что позволит определить, какое воздействие она оказала на допрашиваемого. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (тем более когда он дает ложные показания). При такой специфической форме общения и возникает канал обратной связи. В конфликтных ситуациях допрос должен быть основан на правилах рефлексивного (имитационного) управления.

Применяя рефлексивное управление в ходе допроса, следователь сможет лучше проанализировать тактическую позицию допрашиваемого, его поведение на следствии, тактически «переиграть» конфликтующего субъекта, предположить, какие сведения в его показаниях могут быть ложными.

Формирование показаний

Процесс формирования показаний складывается из следующих этапов:

1) восприятие;

2) запоминание;

3) воспроизведение.

Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное отражение реальной действительности. Запоминаются события и факты непосредственно во время восприятия, а информация о них воспроизводится во время допроса.

На процесс формирования показаний оказывают влияние различные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы - это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъективные - это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, от его образования, профессии, навыков. Формирование показаний - это непрерывный процесс, в течение которого нередко происходит трансформация воспринятого и содержание показаний может быть изменено. В зависимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, его показания могут быть полными и достоверными или, наоборот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей, учет их на допросе и применение необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицательных факторов обеспечивают получение объективной информации.

Классификация допросов

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого

  • свидетеля,
  • потерпевшего,
  • подозреваемого,
  • обвиняемого,
  • подсудимого,
  • эксперта,
  • специалиста.

В зависимости от возраста допрашиваемого

  • допрос взрослого,
  • допрос несовершеннолетнего.

По времени проведения и содержанию

  • первичный - это основной допрос, который проводится первоначально;
  • повторный допрос бывает необходим в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал нужных показаний об известных ему обстоятельствах, либо возникли сомнения в достоверности его показаний;
  • дополнительный допрос требуется тогда, когда в процессе основного допроса не были выяснены какие-то обстоятельства, имеющие значение для дела.

Участники допроса

Обязательными участниками допроса являются только следователь и допрашиваемое лицо. Кроме того, допрос может проводиться с участием защитника, переводчика, эксперта, специалиста и других лиц из числа указанных в гл. 6-8 УПК. Следователь вправе привлечь к участию в допросе должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Этапы допроса

Подготовительный этап допроса

Несмотря на процессуальные и тактические особенности допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, при подготовке к этому следственному действию применимы общие правила:

  • изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны допрашиваемым;
  • уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету допроса, и выявление источников, из которых допрашиваемым стали известны обстоятельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозреваемого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают его виновность, и систематизировать их для использования в ходе допроса;
  • собирание сведений о личности допрашиваемого. Кроме биографических сведений выясняются данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по делу;
  • изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, использование консультаций специалистов;
  • определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника , переводчика , представителей несовершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет следователя. Он должен быть оборудован скромно, без отвлекающих внимание предметов. Во время допроса следует исключить появление посторонних лиц, шумовые раздражители (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым;
  • подготовка необходимых бланков, печатающего устройства. Если будут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить и проверить эти технические средства.

Тактическое обеспечение допроса состоит в том, чтобы заранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, иные записи показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть определенную последовательность предъявления доказательств, заранее наметить тактические приемы, определить момент их применения, вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому.

На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план его проведения.

Структура основной части допроса

Перед началом допроса следователь обязан удостовериться в личности допрашиваемого, разъяснить ему права и ответственность, а также порядок производства данного следственного действия. Если проводится допрос свидетеля либо потерпевшего или же в допросах принимает участие переводчик , то они предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК. Кроме того, допрашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст. 51 Конституции и ч. 4 ст. 56 УПК, отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. Необходимо выяснить также отношение допрашиваемого к делу и лицам, проходящим по нему, определить его наиболее вероятную позицию и установить с ним психологическое взаимодействие, которое должно быть основано на доверии и даже сотрудничестве и не перерастать в конфликт.

Хотя по УПК не предусмотрено деление структуры допроса на свободный рассказ допрашиваемого и вопросно-ответную часть, тем не менее в криминалистике, исходя из тактических соображений и с учетом психологических факторов, процесс допроса в подавляющем большинстве случаев можно условно разделить на три части: свободный рассказ допрашиваемого, вопросно-ответная стадия и заключительная часть. В некоторых ситуациях с целью максимального использования фактора внезапности, усиления тактико-психологического воздействия следователь может избрать иную последовательность допроса, начав его с постановки наиболее острых вопросов, подкрепляя их вербальное содержание предъявлением доказательств. Однако зачастую к вопросно-ответной форме допроса следователь прибегает, если в ходе свободного рассказа допрашиваемый не сообщил обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Свободный рассказ

Следователь должен предложить допрашиваемому рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно выслушать его. В то же время следователь, исходя из конкретной ситуации, умело направляет свободный рассказ допрашиваемого в нужное русло.

Вопросно-ответная стадия

При переходе к стадии «вопросы и ответы» все вопросы должны относиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточняющие, напоминающие, уличающие, контрольные и разведывательные.

  • Основные вопросы позволяют выяснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету допроса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемому обстоятельства, факты.
  • Дополнительные вопросы могут быть поставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обстоятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и получить на них ответы.
  • Уточняющие вопросы позволяют получить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, исключить употребление неудачных, грубых терминов.
  • Чтобы допрашиваемый точнее вспомнил факты, детали, обстановку, могут быть заданы напоминающие вопросы . Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания.
  • Уличающие вопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоответствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции.
  • Разведывательные вопросы направлены на получение сведений о новых источниках (носителях) доказательственной и иной информации, выявление новых, ранее не известных следствию фактов преступной деятельности и сообщников, обнаружение имущества и денежных средств, добытых преступным путем. Разведывательные вопросы основываются не на традиционной логике (особенно в конфликтных ситуациях), а на психологии, эвристической логике и даже интуиции.
  • Контрольные вопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из каких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства и сведения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оценить, насколько они объективны, не допускает ли он лжи или непреднамеренное искажение фактов.

Недопустимо задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УПК), так как они могут привести к искажению показаний.

Общие тактические приемы допроса

Классификация тактических приемов допроса

Тактические приемы допроса должны отвечать определенным требованиям :

  • не противоречить закону и этическим нормам;
  • не оказывать влияния, которое могло бы привести к самооговору или к оговору других лиц;
  • не основываться на насилии, угрозах и других незаконных мерах, невыполнимых обещаниях;
  • не дискредитировать правоохранительные органы.

Непосредственно в процессе допроса могут применяться следующие группы тактических приемов:

  • побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чертах о происшедшем событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались его показания; оживление его ассоциативных связей с целью восстановления в памяти воспринятых им фактов и т.п.);
  • оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (стимуляция допрашиваемого отказаться от противодействия, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в избранной им негативной позиции; внезапное предъявление наиболее важных доказательств и др.);
  • применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброжелательной обстановки на допросе; оказание помощи в припоминании воспринятых допрашиваемым фактов; постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);
  • используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки; преодоление негативной позиции; создание впечатления о полной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности избранной им конфликтной позиции и попыток скрывать известные ему факты и т.п.).

Тактические приемы преодоления конфликтной ситуации

Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфликтных ситуаций, условно можно разграничить на группы:

1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого обстановки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных показаний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невозможности лгать или умалчивать о фактах, "географическая уловка ");

2) направленные на отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым событий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприятия; постановка вопросов, возбуждающих или ослабляющих его эмоциональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выяснение признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возможных причин, вследствие которых допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний, и др.);

3) направленные на использование положительных качеств личности (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству совести, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);

4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следователя, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь решительно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постановка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о происшедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашиваемого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъяснения их содержания и относимости к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.).

Тактика допроса свидетелей и потерпевших

В процессе допроса обвиняемого и подозреваемого применяются общие положения тактики допроса, а также специфические тактические приемы. Применение следователем тех или иных тактических приемов во время допроса обвиняемого и подозреваемого зависит от занимаемой ими позиции и сложившейся следственной ситуации. В связи с тем, что они нередко занимают негативную позицию, отрицают свою вину, в процессе допроса возникают конфликтные ситуации, когда обвиняемые дают показания полностью ложные, частично ложные или же вообще отказываются от дачи показаний.

В случае, когда подозреваемый полностью подтверждает правильность возникшего в отношении него подозрения, а обвиняемый признает себя полностью виновным в предъявленном обвинении, на допросе возникают бесконфликтные ситуации. Тактические приемы в данном случае должны быть направлены на то, чтобы получить достаточно полные и точные показания. Однако следует иметь в виду, что допрос и в этой благоприятной ситуации должен проводиться столь же тщательно и детально, как и при отрицании допрашиваемыми своей вины. Важно не само признание, а сведения о фактах, обстоятельствах, соответствующих действительности. Признание не должно дезориентировать следователя и снижать его активность в поиске доказательств.

Некоторые внешне бесконфликтные ситуации в действительности являются мнимо-бесконфликтными. Подозреваемый и обвиняемый создают подобную ситуацию с целью обмануть следователя, с тем чтобы он потерял бдительность и снизил тактическую активность, не искал объективные доказательства, подтверждающие их признательные показания, от которых они в судебном заседании намерены отказаться. Кроме того, мнимо-бесконфликтная ситуация дает возможность обвиняемым (подозреваемым) скрыть еще не известные следствию эпизоды и сообщников преступных деяний, поскольку многие следователи и оперативные работники ограничиваются достигнутым и завершают расследование.

Во время допроса обвиняемого должны быть получены показания по каждому пункту предъявленного обвинения. Ему могут быть заданы вопросы, относящиеся к делу или его личности. В целях проверки показаний целесообразно задавать контрольные вопросы. Обвиняемый (подозреваемый) и защитник имеют право заявлять ходатайства, представлять доказательства. Не следует раскрывать перед защитником и допрашиваемым данные предварительного следствия, разглашение которых является нежелательным и может причинить ущерб расследованию.

  • создание впечатления о повышенной осведомленности следователя в отношении происшедшего события;
  • побуждение к раскаянию;
  • разъяснение положительных последствий чистосердечного признания вины;
  • обращение к положительным качествам личности допрашиваемого;
  • предъявление доказательств, изобличающих его в совершении преступления (порядок предъявления доказательств следователь избирает исходя из обстановки и поведения обвиняемого) и др.

В процессе доказывания, в том числе и в ходе допроса, могут быть использованы результаты оперативно-разыскной деятельности в соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК), категорически запрещены. Поэтому следователь должен умело трансформировать полученные им оперативные данные в процессуальные доказательства. Допрос обвиняемых (подозреваемых) в этом отношении предоставляет следователю большие возможности, поскольку, искусно маневрируя оперативной информацией, он получает необходимые показания от допрашиваемых, которые приобретают статус доказательств и одновременно расширяют тактические возможности следствия по поиску новых доказательств, подтверждающих (опровергающих) установленные обстоятельства дела, выявляющих замаскированные эпизоды преступлений и еще неизвестных сообщников.

В процессе допроса следователь должен принять меры к тому, чтобы конспиративные источники оперативно-разыскной информации не были раскрыты. Поэтому перед допросом обвиняемого (подозреваемого) он стремится допросить лиц, о которых имеется информация в оперативных документах (справках, сообщениях и т.д.), и получить от них необходимые показания.

Необходимо объяснить обвиняемому, отказывающемуся от дачи показаний, что отказ от дачи показаний не является препятствием к продолжению paccледования, что он тем самым лишает себя возможности защищаться от предъявленного обвинения. Если обвиняемый называет мотивы, то их нужно указать в протоколе.

В тактике допроса обвиняемого и подозреваемого много общего. При их допросе, как правило, возникают одни и те же конфликтные и бесконфликтные ситуации. Для изобличения указанных лиц во лжи обычно применяются одни и те же приемы. Основное различие в тактике допроса обусловлено их разным процессуальным положением и тем, что в отношении подозреваемого, как правило, имеется меньше доказательств. Эти обстоятельства определяют преимущественно разведывательный характер допроса подозреваемого, в то время как допрос обвиняемого, который проводится в конфликтной ситуации, носит преимущественно наступательный характер .

В соответствии с законом подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается. В отличие от постановления о предъявлении обвинения формулировка подозрения может носить общий характер. Следователь не обязан подробно сообщать подозреваемому о характере совершенного преступления, и это позволяет более свободно маневрировать имеющейся информацией, в том числе и оперативной, а также задавать вопросы разведывательного характера.

Большинство тактических приемов в равной степени применимы для допроса как обвиняемого, так и подозреваемого. Вместе с тем тактика допроса подозреваемого имеет и ряд особенностей. Во время допроса подозреваемого всегда следует помнить, что подозрение его в совершении преступления может оказаться ошибочным, что иногда сам факт задержания может сломить его волю и подозреваемый может оговорить себя.

2.6) использование в ходе допроса реально существующих («внешних») противоречий между конфликтующими со следователем субъектами. При этом недопустимо искусственное создание противоречий (разжигание конфликта). Это противоречие фиксируется в показаниях указанных лиц, что и использует следователь;

2.7) использование внутренних противоречий в показаниях одного и того же лица. Даже небольшие, незначительные противоречия могут полностью разрушить негативную позицию допрашиваемого;

2.8) создание для конфликтующего субъекта высоковероятной модели реального поведения сообщников, чтобы с учетом личностных качеств и степени тяжести содеянного убедить его первым занять позитивную позицию и дать правдивые показания;

2.9) маневрирование вероятностной информацией без ее детализации, что при комплексном применении с имеющимися в деле доказательствами усиливает психологическое и тактическое воздействие вопросов, которые ставятся следователем.

3. Предъявление имеющихся доказательств - основное и самостоятельное направление тактики допроса, которое реализуется следующими приемами:

3.1) предъявление доказательств в их совокупности, когда допрашиваемый ставится перед необходимостью объяснить свою позицию под сильным воздействием целого комплекса взаимосвязанных доказательств, относящихся к конкретному эпизоду преступлений или же к одноэпизодному уголовному делу;

3.2) предъявление доказательств «с нарастающей силой», когда негативная позиция и воля конфликтующего субъекта к сопротивлению постепенно расшатываются и последнее из предъявленных доказательств представляется ему неопровержимым;

3.3) первоочередное предъявление «решающего» доказательства, что приводит допрашиваемого в состояние растерянности, неуверенности и при внезапном предъявлении более «слабых» доказательств значительно усиливает их эмоциональное воздействие.

Следует подчеркнуть, что многие из перечисленных тактических приемов могут быть использованы и при допросе свидетелей , занимающих конфликтную позицию.