Уполномоченные по правам человека как. Федеральный Уполномоченный по правам человека России › Журнал «Европейский омбудсман

это должностное лицо, избираемое парламентом, призванное осуществлять контроль за тем, чтобы государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, и должностные лица не нарушали прав человека и гражданина. В настоящее время существует около 100 омбудсменов (общей и специальной компетенции) в различных странах мира. В России данный институт учрежден и действует на федеральном уровне с 1998 г., кроме того, он создан также в более 30 субъектах РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

российское наименование аналогичного государственно- правового института защиты прав человека, известного в мире как омбудсман. Этот институт в России предусмотрен впервые Конституцией РФ 1993 (п. «д» ст. 103). Основные цели, правовой статус, компетенция, организационные формы и условия деятельности определены Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997. Согласно Закону должность Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный наделяется следующими основными функциями: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполнению этих функций способствует и правовой статус Уполномоченного: он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам; должность Уполномоченного несовместима с депутатской или какой-либо государственной должностью. Он не вправе заниматься политической деятельностью и состоять членом политической партии или общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный в полной мере обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Предусматривается усложненный порядок выдвижения кандидата на должность Уполномоченного (2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ). Важной дополнительной гарантией независимости является и тот факт, что Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на пять лет, т.е. его полномочия на один год превышают срок ее легислатуры. Законом также устанавливается, что истечение срока полномочий или роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного (п. 2 ст. 10). Особо оговорено, что введение режима чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничений его компетенции. Он может быть досрочно освобожден от должности только в случаях: 1) нарушения им требований ст. 11 Закона о том, что Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного; 3) неспособности в течение длительного времени выполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; наконец, по заявлению о сложении полномочий. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, нарушивших, по мнению заявителя, его права и свободы. Жалобы могут быть поданы гражданами РФ, находящимися на ее территории иностранными гражданами или лицами без гражданства. По закону жалоба может быть принята к рассмотрению, только если ранее заявитель обжаловал указанные решения в судебном или административном порядке, однако с их результатами не согласен (п. 1 ст. 16). Такое условие должно служить своеобразным фильтром, чтобы пресечь поток необоснованных и неоправданных жалоб. Других ограничений подачи жалобы Закон не предусматривает, обеспечивая для граждан открытость защиты. Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются. Поданные лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией этих мест не подлежат и должны быть направлены Уполномоченному в течение 24 часов. При проведении проверки жалобы Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все государственные органы и органы местного самоуправления; получать от этих органов, должностных лиц и государственных служащих необходимые документы и материалы или объяснения по вопросам, связанным с рассмотрением жалобы. Он также может проводить проверку их деятельности самостоятельно или совместно с компетентными органами; истребовать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Свое заключение, содержащее рекомендации о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод, он направляет соответствующим органам и должностным лицам. По результатам проверки Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении виновных должностных лиц, а также в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда. Закон предусматривает и право Уполномоченного обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой о нарушении конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. П о итогам рассмотрения жалоб, анализа положения дел с правами человека Уполномоченный направляет государственным органам свои замечания и предложения общего характера по обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Одновременно Уполномоченный может обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении или дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам прав человека. В случае массового и грубого нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Он также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод и о проведении парламентских слушаний. В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности во все высшие органы государственной власти РФ, высшие судебные инстанции РФ и Генеральному прокурору РФ. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию. Сравнение положений Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ с зарубежной моделью института омбудсмана показывает, что российский Закон соответствует основным демократическим принципам и нормам, утвердившимся в мировой практике защиты прав человека посредством этого института. Лит.: Общая теория прав человека. М., 1996; Конституция РФ: Научно-практический комментарий. М., 1997. И.А. Ледях

1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.

7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

1) вести личный прием граждан;

2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.



Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на

должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -

Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и

уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными

лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе,

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию

законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в

соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по

вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен

каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской

Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством

Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного

права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и

свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории

Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности

Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5.

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации

может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской

Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте

Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта

Российской Федерации.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

должности Уполномоченного

Статья 6.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином

Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод

человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в

Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и

депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в

Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

Статья 8.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность

Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении

Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального

конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов

от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего

исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после

назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента

принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь

назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут

прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более

чем на два срока подряд.

Статья 11.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом

Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,

научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические

цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не

позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока

Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и

Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной

или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан,

арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а

также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено

федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность

Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на

принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая

должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной

меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание

Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении

Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного

времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится

постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый

Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со

дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке,

установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного

Статья 15.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и

находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

Статья 16.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия

(бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями,

принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской

Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к

рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня

нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их

нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение

существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению

заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его

жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах

принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания

не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих

прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или

должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный

орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия

(бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в

принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью

защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства

защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

в пределах своей компетенции.

Статья 22.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых

обжалуются.

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного

самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные

объединения;

самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и

материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая

судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными

органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных

исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе

рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных

правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с

прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении

уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом

безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных

на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами

начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную,

коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по

гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с

выполнением его обязанностей.

Статья 25.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному

органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия

(бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам,

подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан

принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным

конституционным законом.

Статья 27.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он

усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении

жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе

рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного

согласия.

Статья 29.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или

действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или

должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в

установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении

дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении

должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную

силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления

судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также

присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение

конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению

в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом

3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 30.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого

являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления,

государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется

полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта

Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов

Уполномоченного.

Статья 31.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,

обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к

обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об

изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и

законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что

решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются

на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном

законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если

законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32.

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией

Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской

комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для

проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии

непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат

Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об

утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о

проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также

непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских

слушаниях.

Статья 33.

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей

деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную

Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации

Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному

Статья 34.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять

Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую

для осуществления его полномочий.

Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не

установлен иной срок.

Статья 35.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо,

получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в

месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить

Уполномоченному.

Статья 36.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение,

неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным

конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной

форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36.1.

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными

комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия

реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах

принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти , опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью , кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями , он не принимает нормативные правовые акты , не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе :


1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ сформировался под влиянием европейской традиции. Стоит сказать, что этот институт функционирует сегодня во многих государствах. Его особенностью является то, что он, с одной стороны, находится между гражданским обществом и властью, а с другой - выступает как социальный агент. Рассмотрим далее деятельность уполномоченного по правам человека в РФ .

Общие сведения

Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией. Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой. Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым должностным лицом.

Основные признаки

Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ :

  1. Принадлежит к представительной ветви госвласти и вместе с тем к общественным институтам.
  2. Обладает государственно-социальным статусом.
  3. Независим.
  4. Реализует рекомендательные контрольные функции, осуществляя надзор за решениями и действиями исполнительных органов и служащих.
  5. Обеспечивает охрану интересов граждан.

Специфика назначения

Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена. Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица - 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.

Ключевые задачи

Работа омбудсмена направлена на:

  1. Восстановление нарушенного права.
  2. Совершенствование законодательства, касающегося обеспечения охраны интересов и свобод граждан, приведение его в соответствие с международными нормами и принципами.
  3. Развитие сотрудничества с зарубежными институтами.
  4. Юридическое просвещение населения о формах, методах защиты прав.

Функции

Омбудсмен:

  1. Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
  2. Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
  3. Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
  4. Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
  5. Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
  6. Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.

Нюансы

Жалоба Уполномоченному по правам человека в РФ будет рассмотрена только в том случае, если гражданин ранее уже оспаривал решения госорганов, территориальных институтов самоуправления, госслужащих, должностных лиц в административном или судебном порядке, однако с вынесенными постановлениями не согласен. Не разбираются заявления на акты палат ФС и представительных региональных структур власти.

Права уполномоченного по правам человека в РФ

Они предусмотрены в 20 статье ФКЗ, регламентирующем работу омбудсмена. Согласно норме, в права уполномоченного по правам человека в РФ входит:

  1. Рассмотрение поступивших заявлений от граждан.
  2. Разъяснение лицам средств, которые они могут применить для восстановления своих интересов и свобод.
  3. Передача жалобы госоргану, структуре местного самоуправления, госслужащему, должностному лицу, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса по существу. Стоит сказать, что во многих случаях такая переадресация является более эффективной, чем отправка заявления самим гражданином.

Уполномоченный может отказать в рассмотрении жалобы. Такое решение не может быть оспорено, однако должно быть мотивированным. В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный обязан известить об этом тот орган или служащего, с действиями которого не согласен заявитель.

Обобщение и анализ информации о нарушениях интересов и свобод граждан

В рамках этого направления в права уполномоченного по правам человека в РФвходит:

  1. Направление госорганам, институтам местной власти, госслужащим предложений и замечаний общего характера. Они должны относиться к вопросам обеспечения охраны интересов и свобод граждан, совершенствования административных процедур.
  2. Обращение к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями о дополнении/изменении федеральных законов, нормативных актов регионального уровня или о восполнении пробелов в них.

Дополнительно

Законодательство предусматривает обязанность омбудсмена представлять ежегодные доклады о своей работе. Они публикуются в прессе и направляются в высшие органы власти - Главе страны, Госдуму и СФ, КС, ВАС, ВС, Генпрокуратуру, Правительство. В права уполномоченного по правам человека в РФ включена также возможность представлять специальные доклады по особым вопросам.

Запреты

Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.

Досрочное освобождение

Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:

  1. При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
  2. При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.

Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.

Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ

17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы "на местах", правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.

Компетенция

В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:

  1. Беспрепятственно посещать их.
  2. Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
  3. Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
  4. Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.

Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.