Устранение выявленных нарушений. Претензия на устранение недостатков Устранить выявленные

Существующее на сегодняшний день большое разнообразие строительных работ свидетельствует о высокой степени востребованности договорных отношений в области строительства. При производстве строительных работ независимо от масштаба стройки гарантиям качества выполняемых работ всегда уделялось большое внимание. Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношением сторон договора строительного подряда после окончания строительства в период, определенный законодателем, как гарантийный срок. Несмотря на обширную нормативную базу по урегулированию вопросов связанных с договором строительного подряда, единственным нормативным актом, устанавливающим порядок предъявления претензий за недостатки строительства, является документ федерального уровня – Гражданский кодекс РФ.

  • Гарантийный срок и срок обнаружения недостатков в строительном объекте
  • Главная

Вернуться назад на Гарантийные обязательстваНормы действующего законодательства определяют ответственность за качество работ, гарантию качества и сроки обнаружения ненадлежащего качества при исполнении договоров строительного подряда. Суть гарантии определена в ст. 754 Гражданского кодекса.

Подрядчик обязан устранить выявленные недостатки в течение гарантийного срока

Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.При этом предельный срок обнаружения недостатков, согласно части второй ст. 756 ГК РФ, составляет пять лет.Таким образом, ответственность подрядчика за качество работ сохраняется и после истечения гарантийного срока, если он установлен менее предельного пятилетнего срока. Соответственно, если в договоре не указано, что правила о строительном подряде к нему не применяются, заказчик вправе на основании п. 1 ст. 756 ГК РФ предъявить подрядчику требования, предусмотренные ст. Между тем, установление гарантийного срока на результат строительных работ и его продолжительность зависит от воли сторон (статья 722 ГК РФ).


Отсутствие согласованного сторонами гарантийного срока не лишает заказчика права предъявить требования о недостатках работы, но бремя доказывания ложится в этом случае на заказчика.

Главная

ГК РФ обязанность подрядчика по устранению дефектов после истечения гарантийного срока будет сохраняться и в том случае, если такой срок в договоре установлен менее предельного пятилетнего срока. Принимая во внимание, что в рассматриваемом деле недостатки выполненных Поставщиком работ, исходя из данных заявления гражданки К., и последующего обращения Заказчика к ответчику с письмом по поводу таких недостатков, были выявлены в пределах установленного законом пятилетнего срока и истец при представлении в суд экспертного заключения также доказал, что эти недостатки возникли до передачи результата работы заказчику, кассационная инстанция приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные истцом в соответствии с положениями статей 15, 723 и 756 ГК РФ требования (Постановление ФАС СЗО от 22.04.2008 по делу N А56-14066/2007).

Статья 7. гарантии качества, предусмотренные договором

Следует также учесть, что если срок для устранения дефектов в претензии не указан, вступает в действие закон о защите потребителей. Статья 20 названного закона устанавливает конечный срок для исправления недочетов по любой услуге, который не может превышать 45 дней. Что делать, если в отведенное время недостатки не исправлены Если застройщик не выполнил необходимые ремонтные работы на объекте, то на следующий день после наступления срока, отведенного для устранения дефектов, наступает ответственность, предусмотренная законом о защите потребителей.


За каждый просроченный день строительная компания должна будет выплачивать пеню в размере 1% от полной суммы договора. Если выявленные недостатки оказались настолько существенными, что жилье признано непригодным для проживания, помимо неустойки застройщик обязан также компенсировать 1% от стоимости ремонтных работ.

За какое время застройщик обязан исправить строительные дефекты

Либо потребуется дополнительная информация или действия? Заранее спасибо! Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Должен ли подрядчик устранить недостатки?
  • Действует ли гарантия, если подрядчик выполнил работы по гарантийному обязательству, но не качественно?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (3)

  • Все услуги юристов в Москве Судебная защита прав потребителей Москва от 30000 руб. Устранение недостатков товара Москва от 10000 руб.

Подрядчик обязан устранять дефекты в течение гарантийного срока

Предъявление требований, связанных с ненадлежащим качеством выполненных работ, после истечения гарантийного срока, но в пределах предусмотренного статьей 756 ГК РФ предельного срока (пять лет) возможно. Однако в этом случае бремя доказывания возлагается на заказчика, который должен будет доказать суду, что недостатки работ возникли до передачи ему результата работ или по причинам, возникшим до такой передачи. Между тем, установление гарантийного срока на результат строительных работ и его продолжительность зависит от воли сторон (статья 722 ГК РФ).

Отсутствие согласованного сторонами гарантийного срока не лишает заказчика права предъявить требования о недостатках работы, но бремя доказывания ложится в этом случае на заказчика.
Гарантия качества предоставляется Подрядчиком: — на любые дефекты и недостатки, возникшие по причине недоброкачественного выполнения работ;- плохой конструкции отдельного оборудования;- неправильности его монтажа или применения недоброкачественных материалов. Гарантия качества предоставляется как на объект в целом, так и на отдельные его части (ухудшающие, например, внешний вид объекта, вызывающие необходимость преждевременной замены отдельных частей объекта и т.д.); не только на существенные дефекты и недостатки в строительных работах, но и на незначительные дефекты и недостатки. Причем все выявленные дефекты и недостатки Подрядчик должен устранить бесплатно и в разумный срок, а дефектные части, материалы и механизмы должны быть заменены новыми.

Когда для результата работы предусмотрен гарантийный срок, результат работы должен соответствовать требованиям качества в течение всего гарантийного срока п. 1 ст. 722 Гражданского кодекса РФ А если договором гарантийный срок не установлен, должен ли результат строительных работ соответствовать требованиям качества в пределах какого-то обязательного срока? Согласно статьям 724 и 756 Гражданского кодекса РФ если на результат работ не был установлен гарантийный срок, требования заказчика, связанные с недостатками работ, могут быть предъявлены при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах 5 лет.

Подрядчик обязан устранить выявленные недостатки в течение гарантийного срока

На правильность такого подхода указывает сложившаяся судебная практика: Оснований полагать, что на результат данных работ гарантийный срок установлен действующим нормативным актом, у суда не имеется. … если недостатки обнаружены до истечения двух лет со дня передачи результата работы заказчику, последний не лишен возможности привлечь подрядчика к ответственности. Но он должен доказать, что недостатки возникли до передачи результата работы или по причинам, возникшим до этого момента. Постановление ФАС Уральского округа по делу № А60-36290/2008-С Таким образом, наличие или отсутствие в договоре условия о гарантийном сроке на работы для заказчика очень важно.
От этого зависит возложение бремени доказывания в арбитражном процессе и, как следствие, риски, связанные с удовлетворением требований заказчика.

Подрядчик будет нести ответственность за дефекты только если не докажет, что они возникли вследствие нормального износа объекта, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. Однако, если договором гарантийный срок установлен не был, заказчик обязан доказывать, что дефекты возникли до передачи работ или по обстоятельствам, возникшим до передачи работ заказчику. Например, необходимо доказать, что подрядчик при выполнении работ нарушил технологию производства работ, что и привело к возникновению дефектов.

На примере приведенного дела можно сделать вывод, что предельный срок обнаружения недостатков строительных работ вне зависимости от того, установлен ли гарантийный срок, составляет пять лет с момента передачи результата работ заказчику. Также следует иметь в виду, что установленный гарантийный срок в договоре влияет на распределение бремени доказывания. Если установлен гарантийный срок, то за выявленные до истечения такого срока недостатки отвечает подрядчик, вина которого презюмируется. Это означает, что именно на подрядчика возлагается бремя доказывания того, что недостатки возникли после передачи результата работ или по причинам, возникшим после такой передачи и не зависящим от подрядчика. Заказчику следует доказать лишь сам факт наличия недостатков работы и размер своих убытков.

В августе 2016 года заключен договор мены жилыми квартирами. Сторона -1 юридическое лицо. Сторона-2 физические лица. В марте 2017 года физические лица обратились в юридическое лицо с просьбой устранить выявленные в ходе эксплуатации квартиры недостатки. При подписании договора акт не составлялся, в договоре стороны указали, что договор является документом, подтверждающим передачу квартир сторонам друг другу без каких либо актов и дополнительных документов, с состоянием квартир стороны ознакомлены. Вопрос. Вправе ли Сторона -2 требовать от Стороны-1 устранения выявленных недостатков? Примечание. Дом, в котором находится квартира, не является новым 1980 года постройки. Подразумевается, что квартира не находится в идеальном состоянии. Сторона-2 перед подписанием договора ознакомилась с состоянием квартиры, ни каких претензий не высказала. Утверждает, что недостатки выявить стало возможным только в ходе эксплуатации в зимний период.

Ответ

К договору мены применяются правила договора купли-продажи. Учитывая ст. 477 ГК РФ физическое лицо вправе предъявить требование о недостатках товара. Из вопроса следует, что у помещения выявлены скрытые недостатки. Обнаружить скрытые недостатки при приемке нельзя, поэтому согласие приобретателя с состоянием помещения, переданного по акту, значения не имеет. Приобретатель не нарушил срок обращения с требованиями, поэтому отказать ему нельзя (ст. 503 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Покупатель нарушил сроки обнаружения недостатков

Продолжительность сроков обнаружения недостатков зависит:

  • от содержания договора (стороны по своему усмотрению могут ) и
  • от вида обнаруженных недостатков (они могут быть или ).

Ситуация 1. Покупатель ссылается на явные недостатки

Обоснование

Это связано со спецификой явных недостатков:

  • их можно обнаружить при визуальном осмотре товара;
  • они носят явный, видимый характер;
  • чтобы их выявить, не нужно эксплуатировать товар.

То есть такие недостатки покупатель способен обнаружить сразу, как только получит товар.

Если он этого не сделает, то есть вероятность, что дефекты товара возникли, когда покупатель (или иное лицо) его эксплуатировал уже после приемки от поставщика.

На это обязательно нужно сослаться в ответе на претензию и в отзыве на исковое заявление. Суд может согласиться с позицией поставщика и отказать покупателю в иске.

Пример из практики: суд оказал в иске, так как покупатель не совершил необходимых действий по проверке качества товара

9 февраля 2015 года ООО «Т.» (поставщик) поставило ЗАО «М.» (покупатель) сушильный шкаф стоимостью 654 960 руб.

Однако 8 апреля 2015 года покупатель потребовал забрать товар и вернуть перечисленные денежные средства. ЗАО «М.» сослалось на то, что выявило недостатки:

  • нет бирки завода-изготовителя;
  • некачественная проварка швов;
  • разрыв силиконовой резинки;
  • вмятины и ржавчина на корпусе;
  • нет полок из нержавеющей стали;
  • невозможно выдвигать съемные полки с грузом.

Так как ООО «Т.» не выполнило требования, поставщик обратился в арбитражный суд с иском об обязании принять товар и о взыскании денежных средств, уплаченных за товар.

Суд принял во внимание, что «недостатки товара не являются скрытыми, могли и должны были быть выявлены покупателем в предусмотренный договором срок, незамедлительно после принятия товара. Между тем [ЗАО «М.»] необходимые действия по проверке качества товара не совершило».

В иске было отказано (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2016 г. № Ф09-5837/16 по делу № А76-21844/2015).

Ситуация 2. Покупатель ссылается на скрытые недостатки

В такой ситуации нужно в первую очередь обратить внимание на содержание договора.

1. В договоре есть условие о (п. 1 ст. 477 ГК РФ)

Законодатель предусмотрел сроки, в течение которых покупатель должен обнаружить недостатки товара, в статье 477 Гражданского кодекса РФ. Однако пункт 1 этой статьи содержит оговорку «если иное не установлено законом или договором». Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков. И если стороны это сделали, то общее правило об учете срока годности и гарантийного срока не действует.

Если покупатель выявит недостатки товара за пределами специального срока, то на это нужно указать. В такой ситуации он не может предъявлять претензии поставщику.

Если по договору поставщик передал комплектный товар, то гарантийный срок на основной товар может отличаться от гарантийного срока на комплектующие изделия (составляющие его части). Однако по общему правилу покупатель сможет предъявить претензии по качеству комплектующего изделия, если обнаружит недостатки в течение срока, который закончится последним (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 477 ГК РФ).

4. Договор не содержит условий ни о гарантийном сроке, ни о сроке годности (п. 2 ст. 477 ГК РФ)

В такой ситуации покупатель может предъявить претензии, если обнаружит недостатки в разумный срок, но в пределах:

  • двух лет со дня, когда поставщик передал товар покупателю, либо
  • более длительного срока, если такой срок устанавливает закон или договор поставки.

Если товар поступил от перевозчика или по почте, то срок для выявления недостатков нужно считать со дня, когда товар доставили в место его назначения (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2015 г. № Ф06-20505/2013 по делу № А57-2607/2014)*.»

Жилсервис вносит требование об устранении выявленных нарушений 5 дней! Законны ли такие сроки? Канализационный стояк заложен гипсокартонной стеной.

Очень даже возможно
хорошо что еще жил инспекцию не вызвали...
Если Вы это сами сделали
то лучше убрать или попытаться договориться...

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Правильно ли поступает надзор по пожарной безопасности, когда без установления срока устранения выявленных нарушений сразу же выписывает штраф на должностное лицо?

Здравствуйте. Нет, обжалуйте действия пож. надзора в судебном порядке.
Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.




Одним из требований, направляемых государственным (муниципальным) учреждениям органами государственного (муниципального) финансового контроля по результатам ревизий и проверок их финансово-хозяйственной деятельности, является требование об устранении выявленных нарушений и (или) устранении причин и условий их совершения, а также недопущении их в будущем. О том, как организовать работу в учреждении, чтобы принять меры по устранению выявленных нарушений и их дальнейшему недопущению, мы поговорим ниже.

Каковы требования контрольного органа?

В силу положений ст. 270.2 БК РФ если по результатам государственного (муниципального) контроля будут выявлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то контрольный орган будет обязан направить такому учреждению представление или предписание (а иногда и то, и другое), содержащее в том числе требование по устранению вываленных нарушений.

Напомним, что под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гаранти-ями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с федеральнымизаконами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате) и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Так, представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля названным кодексом не установлена. Значит, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления орган государственного (муниципального) финансового контроля не вправе. В указанных случаях контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) (либо к учредителю учреждения).

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект федерального закона № 1112269-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства». Данным законопроектом предлагается также установить административную ответственность за невыполнение в определенный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

Направляемые в учреждение предписания чаще всего содержат в себе требования:

    в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

    проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Например, в предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны основания для его вынесения, информация о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий названных нарушений, сроки выполнения указанного предписания и ответственность за его невыполнение.

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата РФ уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.

В свою очередь, в представление включаются требования:

    о рассмотрении информации об обозначенных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

    о принятии мер по устранению выявленных нарушений и (или) устранению причин и условий их совершения (с указанием сроков принятия мер);

    об информировании в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения представления.

Например, согласно ч. 3 ст. 26 Закона о Счетной палате представление Счетной палаты РФ должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Представление Счетной палаты РФ должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты РФ, но не более одного раза.

Что необходимо предпринять учреждению?

После получения от органа государственного (муниципального) финансового контроля представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в поименованном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования представления о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Копию протокола необходимо приложить к ответу в проверяющую организацию.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Названный план может быть оформлен следующим образом:


работника учреждения

В плане следует подробно указать перечень запланированных мероприятий по каждому выявленному нарушению, назначить ответственных лиц и установить предельные сроки выполнения для каждого мероприятия. При этом не нужно забывать о сроках, установленных в представлении и предписании.

Выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, скорее всего, потребует от учреждения следующих действий.

Устранение выявленных нарушений.

Любое деяние, нарушающее какие-либо нормы или не отвечающее им, рассматривается контрольными органами как нарушение. Традиционно все выявленные нарушения бывают:

1) финансовыми, к которым, в частности, можно отнести:

    нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

    неэффективное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

    переплаты и перерасходы денежных средств и материальных ценностей, а также иные финансовые нарушения, наносящие материальный ущерб;

    невыполнение законодательства в части обеспечения поступлений доходов в бюджетную систему РФ;

    недостачи имущества, в том числе денежных средств;

    излишки имущества, в том числе денежных средств;

2) нефинансовыми (нарушения при размещении закупок, требований бухгалтерского учета, отсутствие государственной регистрации и т. д.).

Зачастую все «мелкие» ошибки, выявляемые ревизорами, проверяемые учреждения стараются устранить еще в ходе проверки, однако бывает, что часть нарушений устранить уже невозможно либо на их исправление должно быть затрачено довольно значительное время. В зависимости от вида нарушения будет различаться и порядок их исправления.

Например, согласно п. 11 Инструкции № 33н в случае выявления допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности ошибок как самим учреждением, так и учредителем в ходе проводимой им проверки предоставленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления по выявленным ошибкам, представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности). Указанная отчетность представляется учреждением в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н.

Если выявленные нарушения повлекли за собой необходимость внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета, следует руководствоваться п. 18 Инструкции № 157н, в силу которого:

Характеристика ошибки

Порядок исправления ошибки

Ошибка за , обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и не требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций)

Исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях напротив соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»

Ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (журнал операций)

В зависимости от характера ошибки отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью

Ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена

В зависимости от характера ошибки отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью

Напомним, что в силу ч. 8 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете в регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. При этом по решению финансового органа публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной ему бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается таким учреждением последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра в порядке, предусмотренном положениями п. 18 Инструкции № 157н, записями, подтвержденными бухгалтерскими справками (ф. 0504833).

Определение виновных лиц.

С целью выявления виновных лиц, их наказания и возмещения возможного ущерба учреждению необходимо назначить и осуществить служебную проверку. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ). Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Дача работником письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательной. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В силу ст. 248 ТК РФ сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из зарплаты при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В подобной ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Также следует отметить, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Возмещение ущерба.

Направляемые в учреждение предписания нередко содержат в себе требования о возмещении учреждением причиненного ущерба. Необходимо отметить: Минфин в своем Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 заметил, что согласно ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обес-печиваться лицом, допустившим указанное нарушение. То есть направляемые в казенные учреждения предписания не должны содержать требования о возмещении ущерба за счет средств учреждения.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, здесь нередко встает вопрос: за счет каких средств возмещать причиненный ущерб? По нашему мнению, наиболее целесообразно для этого использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, ведь если использовать другие средства (например, средства, полученные для выполнения государственного задания), то при следующей проверке данный факт может быть признан нецелевым использование средств.

В том случае, когда ущерб причинен в результате переплаты учреждением подрядчикам или поставщикам товаров или услуг, учреждению нужно принять меры по взысканию с них обозначенных сумм. Взыскание может быть осуществлено как в досудебном, так и в судебном порядке.

Однако надо помнить, что бывают случаи, когда взыскать денежные средства с контрагента довольно проблематично. К подобным ситуациям можно отнести завышение стоимости выполненных ремонтных или строительных работ, поскольку учреждение обязано осуществлять технический надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ, а при обнаружении в ходе контроля и надзора отступлений от проектно-сметной документации и условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Получается, что при наличии подписанных актов выполненных работ взыскать денежные средства за невыполненные работы сложно.

Принятие мер по недопущению в будущем выявленных нарушений.

Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовывать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Осуществление мероприятий по недопущению выявленных нарушений впредь целесообразно возложить на подразделение учреждения, ответственного за осуществление внутреннего контроля, а также на руководителя финансовой службы. Кроме того, на тех же лиц следует возложить контроль за исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

В подразделениях учреждения, допустивших выявленные нарушения, нужно провести совещания или учебные мероприятия, на которых подробно разобрать выявленные нарушения и обстоятельства, способствующие их совершению.

Результаты проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки, также можно оформить в виде отчета (пример заполнения приведен ниже). Названный отчет с сопроводительной служебной запиской лица, ответственного за выполнение данного плана, нужно направить руководителю учреждения.

Должность ответственного за выполнение плана
работника учреждения

Как отчитаться в контрольный орган?

Как мы отметили ранее, в направляемых в учреждение представлениях и предписаниях содержится срок, не позднее которого учреждению следует проинформировать контрольный орган о выполнении требований данных документов. При этом нарушение срока, указанного в предписании, может повлечь за собой привлечение руководителя учреждения к административной ответственности. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя направить сведения о выполнении требований представления или предписания в контрольный орган.

Отметить, что форма документа, по которой необходимо отчитаться проверяющим, обычно не утверждена, поэтому отчет можно направить в произвольной форме, лишь бы в нем были перечислены все проведенные мероприятия. К отчету нужно приложить копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (платежных поручений, бухгалтерских справок, свидетельств о государственной регистрации и т. д.). Если устранение отдельных нарушений затрагивает длительный период времени, то отчитываться в первый раз следует до предельного срока, установленного в предписании или представлении, а затем по мере выполнения требований данных документов.

4.69/5 (13)

Образец ответа на представление об устранении выявленных нарушений

После того как прокурор адресовал лицу представление, оно должно быть рассмотрено незамедлительно. Обусловлено это тем, что после вручения лицу уведомления начинает истекать срок, предусмотренный для проведения мероприятий, указанных в нем, а также предоставления ответа прокурору.

До истечения указанного срока орган или должностное лицо, которому адресовано уведомление из Прокуратуры, принимает меры, которые направлены на устранения обнаруженных нарушений. После этого должностное лицо уведомляет Прокуратуру о перечне мер, принятых на основании полученного представления, в соответствии с абз. 2 ст. 24 Закона № 2202-1.

Невыполнение требований, указанных в предписании, направленном прокурором, является основанием для привлечения должностного лица к предусмотренным мерам административной ответственности. Перечень мер наказания закреплен в ст. 17.7 КоАП РФ от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ.

В ходе составления письменного ответа следует пользоваться положениями, указанными в ФЗ «О Прокуратуре РФ». До написания документа должностное лицо должно изучить указанный акт. Ответ должен содержать конкретную информацию о проделанной работе, направленной на устранение выявленных несоответствий, указанных Прокуратурой.

Ответ оформляется на фирменном бланке юридической организации или учреждения и составляется в письменном виде.

В нем указывается следующая информация:

  • полное наименование органа, который вынес представление, с указанием данных руководителя;
  • наименование самого документа, в данном случае «Ответ на представление»;
  • далее указываются данные о том, когда и как было вынесено представление, какие нарушения были выявлены, а также кем было впоследствии такое представление рассмотрено;
  • информация о перечне мер, принятых для устранения выявленных нарушений, а также результаты примененных мер.

Важно! Если в процессе рассмотрения представления должностное лицо применяло меры дисциплинарного взыскания, к ответу прикладываются заверенные копии таких приказов. В конце ответа ставится подпись руководителя организации и печать.

Итак, ответ на представление направляется в течение одного месяца после получения. В этот же период предпринимаются все меры, направленные на устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения такой обязанности налагается административное взыскание.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец ответа на представление Прокуратуры об устранении нарушений:

Рекомендации по оформлению отчета об исполнении предписания

При получении представления не стоит паниковать. Следует внимательно изучить все указанные в письме положения. Возможно, что нарушения, которые были выявлены, являются формальными, и никакой ответственности организация не подлежит.

Если имеет место быть именно такая ситуация, то следует устранить все замечания и составить ответ для Прокуратуры. Зачастую требование об уведомлении прокурора о рассмотрении предписания и о проведение мер, направленных на устранение этих нарушений, является также формальным.

Когда основаниями вынесения представления являются серьезные нарушения законодательства, то рекомендуется организовать собрание и достаточно щепетильно подойти к процессу изучения документа, в том числе ознакомившись с законом, который регламентирует деятельность Прокуратуры.

Посмотрите видео. Предписание об устранении выявленных нарушений:

  • отчет должен отправляться вместе с сопроводительным письмом, которое также составляется на бланке организации, который имеет перечень всех реквизитов;
  • для составления отчета допускается использование как углового, так и продольного видов бланков письма в зависимости от того, где на них расположены реквизиты организации;
  • текст отчета должен иметь две части. В начале документа излагается причина, по которой составляется документ. В этой части указываются данные вынесенного представления, которое служит основанием составления отчета. Вторая часть содержит в себе совокупность выводов, сделанных после изучения предписания;
  • помните, копии, прилагаемые к отчету, должны быть заверены подписью руководителя, а также печатью организации;
  • представляется такой документ в срок, который указан в вынесенном предписании об устранении выявленных в организации нарушений.

Составленный документ доставляется в Прокуратуру следующими способами:

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Процедура рассмотрения представления об устранении нарушений по закону

Рассмотрение проводится коллегиальным способом с предварительным уведомлением прокурора о месте и времени проведения рассмотрения. Рассмотрение выявленных нарушений, а также причин, которые привели к ним, проходит только в указанные время и дату.

Помните! Присутствие прокурора нужно для того, чтобы убедиться в том, что процедура не является простой формальностью. Как правило, в случае присутствия он дает пояснения о выявленных нарушениях, о способах их устранения и о причинах, которые привели к их возникновению.

Дисциплинарные взыскания

Законодатель ввел правило, в соответствии с которым за деятельность организации несет ответственность её руководитель. На практике за каждый отдел несет ответственность соответствующий начальник и сотрудники.

Внимание! Необходимо сказать о том, что лица, имеющие статус государственных и муниципальных служащих, не могут совершать действия, нарушающие закон, даже при наличии распоряжений об этом, вынесенных руководителем, поскольку в случае их выполнения сотрудники будут привлечены к мерам ответственности наряду с начальником.

При наличии в действиях признаков нарушения закона на работников могут быть наложены дисциплинарные виды взыскания, в соответствии с нормами, изложенными в трудовом законодательстве.

В случае наложения мер ответственности, такая информация подлежит направлению в Прокуратуру. При выявлении серьезных нарушений, лицо подвергается административной или иной ответственности.