Организация оказания юридической помощи адвокатом. Понятие и задачи адвокатуры
Данный вопрос подробно раскрывается главой 1 федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (далее по тексту «63-ФЗ»).
«Адвокат»
— лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Это советник по правовым вопросам, который не вправе заключать трудовые договоры и заниматься иной коммерческой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Исключение составляют должности, занимаемые адвокатами в адвокатской палате.
«Адвокатская деятельность»
– это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката доверителям (физическим и юридическим лицам) в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Это некоммерческая деятельностью.
Виды юридической помощи адвокатов
(статья 6 63-ФЗ):
1. Осуществление консультаций, справок по правовым вопросам в устной и письменной форме;
2. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и иных документов правового характера;
3. Представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
4. Участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5. Участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6. Участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суд) и иных органах разрешения конфликтов;
7. Представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8. Представление интересов доверителя в международных органах и организациях;
9. Участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10. Выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
«Адвокатура» является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
Принципы организации и деятельности адвокатуры:
1) принцип законности.
Адвокатская деятельность должна осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Недопустимо достижение целей и задач адвокатуры с применением незаконных методов и средств
2) принцип независимости.
Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству РФ.
3) принцип самоуправления.
Подразумевается самостоятельное определение адвокатом формы свой деятельности, самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов адвокатского самоуправления. Государственная власть не может вмешиваться в деятельность данных органов.
4) принцип равноправия.
Вне зависимости в какой форме осуществляется деятельность адвоката (индивидуальной или коллективной), государство не может представлять какие-либо преимущества или ограничения адвокатскому образованию.
5) принцип территориальности.
Объединения адвокатов строятся по территориальному принципу.
6) принцип нравственных начал в работе адвоката.
В своей деятельности адвокаты обязательно руководствуются не только нормативно-правовыми актами, но нормами морали и нравственности.
Существуют различные виды юридической помощи оказываемой адвокатами своим клиентам, целью которых является защита интересов подопечного, в том числе и в суде. Юридическая помощь специалиста может потребоваться в различных ситуациях. Это могут быть не только сложные случаи, подразумевающие разбирательство в уголовном деле. Своевременное вмешательство опытного юриста поможет также быстро и без лишних затрат решить многие коммерческие, налоговые или жилищно-бытовые споры.
Согласно Федеральному закону виды юридической помощи оказываемой адвокатами включают в себя:
1. Консультационные услуги. Специалист предоставляет консультации в устной и письменной форме по различным правовым вопросам. Такие вопросы могут быть связаны с применением и толкованием правовых норм, возникающих в случае нарушения прав, свобод физических и юридических лиц, в процессе осуществления хозяйственной деятельности компаниями и при проведении сделок физическими лицами, а также при других обстоятельствах. Консультационные услуги рекомендуется получать в письменной форме, так как это увеличит эффективность и надёжность решения правовых вопросов.
2. Помощь при составлении и оформлении юридических документов. Различные виды юридической помощи оказываемой адвокатами включают в себя также помощь специалистов в процессе составления жалоб, ходатайств, заявлений и других юридических документов. В случае если подобные документы оформлены не по установленной форме и не предполагают необходимых обоснований, гражданину могут отказать в его требованиях, даже если они являются законными. Так, например, большое значение отводится подготовке процессуальных документов при участии в судебных процессах. В этом случае услуги адвоката необходимы и истцу, и ответчику. Грамотное составление ходатайств, жалоб, исковых заявлений и отзывов во многом влияет на судебный процесс.
3. Представительство в организациях. Адвокат представляет интересы гражданина в государственных органах и других организациях, где действовать эффективно гражданин не может самостоятельно. В этом случае поддержка адвоката, как правило, предполагает помощь при подаче заявлений или других документов от лица доверителя, при получении документов, составленных в отношении доверителя, при проведении консультаций и сборе информации в интересах доверителя. Более того, услуги специалиста включают в себя переписку с государственными органами власти и другими компаниями и объединениями, оплату тарифов, сборов и госпошлин.
4. Представление прав в исполнительном производстве. В этой области услуги специалиста включают в себя:
- анализ исполнительной документации,
- обращение исполнительной документации к взысканию,
- представление интересов в рамках службы судебных приставов,
- контроль хода исполнения судебного решения,
- пресечение и/или оспаривание решений/бездействий судебных приставов,
- консультационные услуги,
- подготовку писем, запросов, заявлений и ходатайств.
5. Представление интересов доверителя в налоговых правоотношениях. Этот вид помощи юристов приобретает всё большую популярность, в особенности при отстаивании юридическими лицами своих прав перед представителями налоговых органов. В этой сфере адвокат предоставляет профессиональные юридические консультации, например, по вопросам, которые связаны с уплатой налогов и сборов, а также с возмещением НДС. Услуги адвоката предполагают также защиту интересов налогоплательщика в процессе проведения проверок налоговыми органами, исключение нарушений и злоупотреблений со стороны налоговой службы.
6. Представительство в суде. Это самый распространённый вид услуг. Специалист способен вести уголовные, гражданские и арбитражные дела, оказывать помощь при решении таможенных, налоговых, семейных и других споров. В целом, любые виды юридической помощи оказываемой адвокатами имеют большое значение, обеспечивают надежную поддержку в процессе решения различных вопросов правовой и налоговой области.
Согласно ст. 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Одним из конституционных прав граждан является право на юридическую помощь. В ст. 62 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Таким образом, право на юридическую помощь – это неотъемлемое право каждого человека и гражданина, его обеспечение является важнейшим принципом существования и развития правового государства. Оно должно гарантировать право каждого на получение юридической помощи, поскольку от этого зависит реализация в полной мере прав и свобод человека и гражданина.
Право на юридическую помощь гарантируется государством и обеспечивается прежде всего посредством оказания квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе. Ее осуществляют адвокаты, лица, имеющие лицензию на оказание юридической услуг, нотариусы, работники юридической службы предприятий, учреждений и организаций.
Однако государство возлагает реализацию этой публично-правовой функции прежде всего на адвокатуру. Ее статус регулируется “Основными положениями о роли адвокатов”, принятыми Конгрессом ООН в 1990 году, Законом Республики Беларусь “Об адвокатуре” и изданными в соответствии с ним нормативными актами.
Адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную деятельность (ст. 1 Закона “Об адвокатуре”). Любая деятельность считается профессиональной, если она представляет собой основной источник получения дохода, средств к существованию, заработка для этого лица. Правозащитная деятельность является таковой, поскольку может осуществляться лишь на постоянной основе. Ее запрещено совмещать со службой в государственных, общественных и иных организаций, за исключением научной и педагогической деятельности (ч. 2 ст. 7 Закона “Об адвокатуре”). Осуществление правозащитной функции на профессиональной основе, кроме того, связано с наличием специального разрешения (лицензии) и обязательным членством в адвокатском объединении – коллегии адвокатов. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона “Об адвокатуре” профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах осуществляется только адвокатами.
Основное назначение адвокатуры – оказание квалификационной юридической помощи гражданам и организациям.
Необходимость оказания юридической помощи квалифицированными специалистами обусловливается также закрепленными в ст. 115 Конституции принципами состязательности и равенства сторон в процессе при осуществлении правосудия, что направлено на обеспечение надлежащей защиты прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Соблюдение указанных конституционных принципов не обеспечивается в полной мере, если, с одной стороны, в судебном процессе осуществляют свои функции лица на профессиональной основе, то есть занимающие должности, требующие соответствующей юридической квалификации (прокуроры, адвокаты и др.), а с другой – лица не обладающие юридическими знаниями и профессиональным опытом по оказанию юридической помощи.
Понимание юридической помощи как помощи, осуществляемой на профессиональной основе адвокатами-специалистами в области права, характерно и для международно-правовых актов, и для законодательства большинства развитых государств (Германии, Франции, Англии, США и др.). Поэтому Республика Беларусь, возлагая ее осуществление, главным образом на адвокатов, идет в русле мировой практики. При этом государство гарантирует получение юридической помощи всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения. Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов (ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Закона “Об адвокатуре”).
Таким образом, для обеспечения реализации права каждого на оказание квалифицированной юридической помощи государство предусматривает создание специальной организации – адвокатуры. Она основана на принципах:
n добровольности членства, т.е. вступления и выхода из коллегии адвокатов по собственному желанию;
n самоуправления, т.е. наличия собственных выборных руководящих, исполнительных и контролирующих органов, решения которых обязательны для выполнения всеми членами коллегии. Адвокатские объединения самостоятельно решают вопросы о приеме и отчислении, поощрениях и дисциплинарной ответственности своих членов;
n самофинансирования, т.е. существования за счет собственных денежных средств, полученных за оказание юридической помощи, и материального участия всех членов коллегии в создании ее имущественной базы путем ежемесячных отчислений из своего заработка;
n независимости и подчинения только закону, т.е. самостоятельном решении всех вопросов внутренней организации коллегии на основе действующих нормативных актов, ее устава и решений органов адвокатского самоуправления, а также запрете на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката.
n сотрудничества с государственными органами в деле обеспечения независимости деятельности адвокатуры, доступности юридической помощи, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании вышеизложенного следует, что адвокатура не относится к государственным органам, а адвокаты – к государственным служащим.
В то же время адвокатура обладает рядом признаков, которые придают ее правовому статусу особый характер:
n стать членом коллегии адвокатов может не любое лицо (как членом политической партии), а лишь профессиональный юрист, отвечающий требованиям, указанным в законе и имеющий специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью;
n адвокатура объединяет своих членов по профессиональному признаку, а не по производственному (месту работы) как профессиональные союзы. Поэтому членами одного профсоюза становятся лица различных профессий, работающие на одном предприятии, в одной отрасли, а членами коллегий адвокатов состоят только адвокаты;
n заниматься адвокатской деятельностью могут только члены коллегии адвокатов. если лицо выходит из ее состава, то работать в качестве адвоката, даже будучи профессиональным юристом, оно не вправе. Отсутствие же членства в творческих союзах (писателей, художников, композиторов) и других общественных организациях не препятствует осуществлению профессиональной деятельности. Членство в коллегии адвокатов является обязательным условием для занятия адвокатской деятельностью;
n для членов коллегии адвокатская деятельность является основным занятием и единственным источником средств к существованию. Ее нельзя совмещать со службой в государственных и иных организациях. Членство же в других общественных объединениях связано с удовлетворением непрофессиональных интересов индивида, его духовных или иных нематериальных потребностей, оно не приносит дохода и не препятствует его работе в любой сфере деятельности.
Задачами адвокатуры являются следующие:
1) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;
2) участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.
Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и “круглых столов” на правовые темы перед население, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации;
3) служение принципам законности, справедливости и гуманизма.
Адвокат защищает только законные интересы лица, обратившегося к нему за юридической помощью, и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести совершенного преступления или иного правонарушения.
Подводя итог вышеизложенному можно придти к выводу о том, что адвокатура в Республике Беларусь – это объединение юристов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью и оказывающих на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь.
В отличие от других субъектов оказания юридической помощи адвокаты вправе осуществлять ее в отношении любых граждан и организаций, по различным отраслям права и во всех судебных, следственных и иных органах, в компетенцию которых входит решение правовых вопросов. Поэтому юридическую помощь, оказываемую адвокатами, по ее содержанию, формам и субъектам получения можно назвать всеобъемлющей, универсальной и многообразной.
Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, перечислены в ст. 5 Закона “Об адвокатуре”. К ним относятся:
1) дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству.
2) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.
3) осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.
4) участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
Адвокаты вправе оказывать физическим и юридическим лицам также и иную правовую помощь (ч. 2 ст. 5 Закона “Об адвокатуре”). К ней, прежде всего, относится юридическое обслуживание субъектов хозяйствования – предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, в штате которых отсутствует должность юрисконсульта. Такие юридические лица нуждаются в правовой помощи и представительстве их интересов в судебных и иных органах. Для этого заключаются договоры между юридическими консультациями и субъектами хозяйствования об их правовом обслуживании адвокатами. Условия договора предусматривают характер и объем такого обслуживания, время и место работы адвоката, размер ежемесячного вознаграждения, порядок продления или расторжения договора. Адвокат-юрисконсульт осуществляет подготовку приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, консультирует администрацию и работников этого предприятия по вопросам трудового и хозяйственного права, представляет интересы этого предприятия в общих и хозяйственных судах и других государственных органах. В зависимости от объема работы адвокат может осуществлять юридическое обслуживание нескольких субъектов хозяйствования.
Одним из видов деятельности адвокатуры является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов по делам в судах, органах следствия, нотариата и других органах в Республике Беларусь и за границей, в том числе по уголовным, наследственным, пенсионным, алиментным делам, по делам о возмещении вреда. Осуществление этой функции возлагается на специализированную коллегию адвокатов – Белинюрколлегию.1
Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Приведенный перечень форм (видов) оказываемой адвокатом юридической помощи и видов адвокатской деятельности не является исчерпывающим, и на основании п. 3 той же ст. 2 Закона об адвокатской деятельности адвокат вправе оказывать любую иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Открытый характер означенного перечня связан, прежде всего, с недопустимостью ограничения конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. При этом в п. 2 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности указываются главные, то есть наиболее значительные, формы (виды) юридической помощи, оказываемой адвокатом, и виды адвокатской деятельности.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности адвокат оказывает юридическую помощь следующих трех форм:
1. дача консультаций и справок по правовым вопросам;
2. составление документов правового характера;
3. представление и защита интересов доверителей в правовых отношениях.
20. Общепрофессиональные полномочия адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.
Адвокат вправе:
1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Адвокат не вправе:
1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;
2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;
4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;
5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;
6) отказаться от принятой на себя защиты.
Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде , международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.