Вопросы социальной и миграционной политики в снг. Миграционная статистика россии

Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений. Хотя рекомендательный акт так и не был претворен в законодательный, он обозначил более высокий стандарт документов, регулирующих трудовую миграцию, тем самым, способствуя их последующему развитию. Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана.

Международная миграция рабочей силы в странах снг

Государство поощряет развитие приграничной трудовой миграции, содействует укреплению экономических, научно-технических, культурно-просветительских связей и обмену рабочей силой между сопредельными территориями государств СНГ. Контроль за миграционными процессами на приграничных территориях осуществляется в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

Правовое положение трудящихся-мигрантов определяется законодательством государства трудоустройства с учетом проживания трудящихся-мигрантов на территории государства выезда. разработка и реализация государственной политики в области трудовой миграции осуществляется органами, в чьем ведении находятся данные вопросы, и структурными звеньями на местах с учетом состояния внутреннего рынка труда.

Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Творческий анализ статьи: Щербакова В. «Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся-мигрантов» – Общество и экономика, – 2004г. – №11-12 Выполнил: студентка II курса группы СЦ-06-1 Жукова В.Е. Проверил: Коломоиц Юрий Иванович Днепропетровск 2008г.
Данная статья посвящена именно трудовой миграции. Вся история человеческого развития связана с процессом миграции. С давних пор люди расселялись по всей земле в поисках лучшей доли.

Можно говорить даже о том, что существовали целые кочевые народы, которые являлись потенциальными мигрантами в древние времена. Также можно говорить о том, что такие страны как США, Канада, Австралия возникли благодаря миграции.


И по сей день, эти страны являются очагом привлечения мигрантов. В 2000 году почти 175 млн.
Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства. Работодатель также обязан расторгнуть трудовой договор по требованию соответствующего органа в случае нарушения трудящимся-мигрантом действующего законодательства.


Соответствующие медицинские службы могут в случае необходимости удостоверить как в момент отъезда, так и по приезде состояние здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государство трудоустройства может потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государства выезда в случаях нарушения им законодательства государства трудоустройства.

Миграция рабочей силы в странах снг и ее основные особенности

Термин «государство трудоустройства» означает государство, в котором трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой трудовой деятельностью. Термин «члены семьи» означает лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Трудовой миграцией признается: выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту); въезд граждан другого государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

Трудовая миграция снг

Вместе с тем не следует идеализировать последствия трудовой миграции, которая имеет ряд негативных аспектов: рост теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, формирование этнических анклавов, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией можно считать формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку («этнических анклавов»).

Важно

Это затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество. Статистические данные показывают, что в целом страны СНГ по состоянию на 2011 год представляют собой зону социального неблагополучия.Международная трудовая миграция.Проблемы.

Трудовая миграция стран снг

Некоторые профцентры одобряют меры правительств по ограничению их доступа в страну, и это особенно касается «новых мигрантов» с Востока, другие – выступают за приём мигрантов «на основе потребностей страны в рабочей силе», третьи – за возможно полную свободу их приезда и представление им максимального равноправия в области оплаты и условий труда. Исходя из современного устройства развитых стран мы понимаем, что третий вариант наименее оптимальный, так как мы знаем, что помимо предложений работодателей, готовых взять на работу мигранта, и интересов государства есть также и отношение к мигрантам местного населения. Мы понимаем, что при большом количестве иммигрантов возникнет большая конкуренция на рынке труда, а так как мигранты готовы работать за меньшую плату и в худших условиях работодателям выгоднее взять на работу именно мигрантов.

Трудовая миграция в снг тенденции и проблемы регулирования

Государства предпочли вести двусторонние переговоры или подписывать соглашения в более узких рамках Такое соглашение имеется в ЕврАзЭС и есть ряд двусторонних договоров, которые предусматривают безвизовое перемещение граждан. В государствах стали принимать миграционное законодательство, нормы которого не соответствовали ряду положений ранее заключенных соглашений по СНГ.
Но практика показывает иное. В утверждаемых правительствами государств Содружества квотах не выделяется численность для трудящихся-мигрантов из стран СНГ. Ив Казахстане, например, в общей численности иностранных трудящихся до 90% являются гражданами стран «дальнего зарубежья», Киргизии - более 70% и в Украине? 63%.
Чего ждать от миграции? Большая часть трудовых мигрантов даже в условиях кризиса предпочитает оставаться на территории России.

Трудовая миграция из стран снг в россию

Внимание

Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространялось на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного повреждения здоровья. Государство трудоустройства несет ответственность за перевод причитающихся сумм за причиненный ущерб здоровью по месту постоянного жительства трудящегося-мигранта.


В случае смерти работника работодатель (наниматель) организует и несет все затраты, связанные с перевозкой тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда. Наниматель (работодатель) информирует об этом дипломатическое или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти.
Но если характеризовать ситуацию в Украине можно сказать, что иммигранты, которые приезжают на заработки в нашу страну, едут из менее развитых стран и направлены на выполнение работ вторичного рынка труда (строительство, промышленность, транспорт, сельское хозяйство). Но если даже легальные иммигранты живут и работают в трудных условиях, то, что говорить про нелегальную миграцию. Широкое использование нелегалов приводит к тому, что цивилизованного рынка труда нет. Есть «чёрный нал», уход от налогов, работодатели, сбивающие цену рабочей силы, полное бесправие в области охраны труда, отсутствие трудовых контрактов, документов, медицинских страховок. Уместно говорить о том, что нелегалы терпят угнетение не только со стороны местного населения и работодателя, но также они терпят постоянные поборы и вымогательства со стороны правоохранительных органов. Но, всё же, нелегалы терпят.
Спустя год после начала острой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа» (MKT) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии — Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП которых составляют денежные переводы трудовых мигрантов. Выводы проведенного МКГ исследования гласят, что, несмотря на апокалипсические прогнозы ряда аналитиков, худшего для стран региона сценария развития событий пока удалось избежать. Однако опасность дестабилизации внутриполитической ситуации, возникшая в связи с сокращением денежных переводов трудовых мигрантов и резким ухудшением социально-экономического положения, продолжает сохраняться.

Рязанцев с.в трудовая миграция в странах снг

Более того, массовое привлечение мигрантов будет препятствовать инновационному и промышленному развитию экономики, так как наличие избыточной дешевой рабочей силы лишает предприятия стимулов к повышению производительности труда и внедрению новых технологий, консервируя тем самым технологическую отсталость. Большие сомнения вызывает и то обстоятельство, что России в ближайшем будущем вообще потребуется то количество рабочих рук, которое было занято в докризисной экономике. Прежняя модель экономического роста во многом была основана на сверхдоходах от нефтегазового экспорта, повлекших за собой разбухание потребительского рынка, и, соответственно, увеличение занятости в торговле и сфере услуг. Теперь же этот сектор естественным образом сжался. Сокращение персонала происходит и на промышленных предприятиях, во многом сохранявших старую, советскую кадровую структуру.

- 34.84 Кб

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Учебная дисциплина: Мировая экономика

Реферат

на тему:

    «Миграционные процессы в снг »

Выполнил:

студент группы ФК2-16

Чечин Е.Е.

Научный руководитель:

Сумароков Е.В.

Москва 2010

План:

1.Введение

2.1 Вынужденная миграция

2.2 Добровольная Миграция

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Введение.

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда.

По масштабам международных миграций постсоветское пространство находится на втором месте в мире после США. При этом с середины нынешнего десятилетия примерно половина трансграничных людских потоков в СНГ состоит из жителей центральноазиатского региона, направляющихся в своем подавляющем большинстве для работы в РФ.

В целом, процессы массового перемещения людей в Центральноазаиатском регионе ежегодно охватывают до четырех млн. человек, или более 15% трудоспособного населения, из которых не менее трех миллионов постоянно находятся на территории России. В условиях современного кризиса численность трудовых мигрантов из Центральной Азии в России существенно не сократилась, причем менее половины из них работает легально. Характерно, что, несмотря на меры по повышению эффективности миграционной политики в рамках СНГ, предпринимаемые с 2006 года, ситуация с центральноазиатскими мигрантами остается сложной.

Сегодня нелегальная миграция – одна из самых острых социальных проблем, регулярно обсуждаемых в прессе и на уровне государства. Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:

43% – на стройках, их удел – должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков;
21% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;
14% – ремонтируют квартиры и всевозможные конторы;
8% – работают слесарями в автосервисе;
6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;
5% – крутят баранки автобусов и троллейбусов;
3% – окопались в столичных офисах.

Вынужденная миграция.

Образование на территории бывшего СССР 15 независимых государств, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Молдове, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, рост национализма, дискриминация русского языка, расширение экологических бедствий (землетрясение в Армении, Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря и др.) повергли в отчаяние миллионы людей и привели к беспрецедентному росту потока беженцев. По данным Министерства внутренних дел РФ, на 1 января 1994 г. было 609 085 беженцев и вынужденных переселенцев и их число с тех пор еще более выросло. Наиболее насыщен ими Северо-Кавказский регион: Ингушская Республика, Северная Осетия, Ставропольский край, Краснодарский край, Ростовская область.

Первые беженцы - 20 тыс. турок-месхетинцев - появились в 1989 г. После резни в Баку в Россию прибыло 90 тыс. изгоев, а в 1991 г. из Южной в Северную Осетию, т.е. на территорию России, бежали 100 тыс. осетин. В последующие годы поток беженцев продолжал нарастать. В начале 1995 г. в результате трагических событий в Чечне, по оценкам Международного Комитета Красного Креста, число перемещенных лиц в России увеличилось на 325 тыс. человек.

Все это порождает острейшую кризисную ситуацию, приводит к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода "бомбу замедленного действия". Крайне тяжелое материальное и безысходное моральное состояние беженцев усугубляется тем, что ни в России, ни в других бывших советских республиках до сих пор не урегулированы в законодательном порядке отношения беженцев с государствами, которые они покинули и где волею судьбы оказались, и не определены гражданство и статус этих обездоленных людей. До последнего времени на территории государств, куда они прибыли, действует лишь временный, основанный на многочисленных подзаконных актах и инструкциях порядок определения беженцев и помощи им.

Поскольку в основе большинства массовых перемещений жителей стран СНГ лежат не экономические факторы, а политические мотивы, поскольку данный тип иммиграции не относится непосредственно к иммиграции трудовой и речь идет о стремлении перемещенных лиц осесть на новом месте, постольку эта проблема неминуемо приводит к резкому обострению положения с занятостью. Обустройство беженцев осложняется еще и тем, что при решении многих социальных проблем часто возникает несовпадение их интересов с интересами коренных жителей. Это касается проблем занятости, жилья, обострения криминогенной ситуации, опасности массовых заболеваний.

В связи с этим возникает вопрос, а действительно ли так необходимо в условиях резкого обострения проблемы занятости и острого дефицита жилья предоставлять мигрантам работу и жилье, а также содействовать выезду наших соотечественников на работу за рубеж. Иначе говоря, чем является внутренняя и внешняя миграция для общества: благом или социальным злом? Ответ на этот вопрос имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку он касается одного из важнейших аспектов проблемы занятости, от решения которой во многом зависит успех осуществляемых в России реформ. Давайте вместе попытаемся разобраться в этом вопросе.

Добровольная миграция.

Внутренняя и внешняя трудовая миграция обусловлена острой необходимостью и поэтому носит во многом вынужденный характер. Дело в том, что наряду с избытком отдельных рабочих профессий и ростом безработицы в целом, имеется целый ряд пользующихся большим спросом вакансий, которые, несмотря на усилия работодателей, оказываются незаполненными местными работниками. Нет надежды на то, что эти вакансии смогут занять после соответствующей переподготовки "новые" безработные. Так, например, по данным Департамента труда и занятости Москвы к числу вакантных относятся следующие специальности: водители автобусов и грузового транспорта, слесари по ремонту автомашин, медицинские сестры, бухгалтеры, страховые агенты, дворники, милиционеры.

Не удалось также укомплектовать имеющиеся вакансии за счет других категорий местных работников. В результате (например, представители "Мосгортранса") привлекают нужных работников из различных городов Украины и других регионов. Именно в значительной степени за счет иностранной рабочей силы удалось обеспечить работу городского транспорта. Всего в Москве по данным Федеральной миграционной службы сейчас работают примерно 340 тыс. иностранцев (в том числе нелегальных мигрантов, хотя по заявлению мэра Москвы Собянина их около 2 млн.) В связи с необходимостью привлечения иностранной рабочей силы приходится учитывать и целый ряд других факторов и, в частности, ее рентабельность. Когда в конце 80-х годов попытались использовать вьетнамцев на работах, требующих невысокой квалификации, выяснилось, что сумма затрат на их обучение значительно превышает возможную отдачу от их работы. Стало очевидным также, что большинство их интересовала не столько сама работа, на которую они были приглашены, сколько скупка и перепродажа дефицитных товаров, в связи с чем возникало много конфликтных ситуаций.

Кроме того, никем и ничем не ограничиваемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев как в России, так и в СНГ в целом, часто приводит к избытку рабочей силы и к нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших. Так, к примеру, в Ингушетии на одного работающего приходится два беженца, официально получивших статус безработных. Много шахтеров с Украины работает на угольных шахтах в Ростовской области. Сложности во взаимоотношениях приезжих с коренными жителями возникают в основном из-за того, что украинцы готовы работать за мизерную по меркам российских рабочих заработную плату, но которая намного превышает их заработок на Украине.

Учитывая рост безработицы в России и все более ограниченное количество свободных рабочих мест, профсоюзные лидеры и местные рабочие обеспокоены возможным обострением конфликтной ситуации, особенно в период второго этапа экономических преобразований, которые будут сопровождаться банкротством многих предприятий и началом массовой безработицы. Поэтому профсоюзы и местные власти считают целесообразным привлекать к работе и использовать иностранною рабочую силу, обеспечив приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест.

Таким образом, налицо классическая для западных стран ситуация противостояния местных и иностранных рабочих: первые боятся конкуренции и штрейкбрехерства со стороны иностранцев, вторые добиваются равенства своего положения по сравнению с местными работниками. И хотя для России до недавнего времени подобные явления не были характерны, но в условиях значительного роста безработицы конфликты между "своими" и "чужими" постоянно обостряются.

Особенно много проблем возникает из-за приезда в Россию и другие страны СНГ так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран Азии и Африки. Пользуясь "прозрачностью" государственных границ, в последние годы в страны Содружества приехали сотни тысяч беженцев из этих регионов, которые также оказываются перед необходимостью устройства хотя бы на кратковременную работу

В Сибири и на Дальнем Востоке без какого- либо либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий живет около 1 млн. китайцев. На химических, швейных и других предприятиях с тяжелыми условиями труда работают вьетнамцы, численность которых достигла 100 тыс. человек; на строительстве, в агропромышленном комплексе, на предприятиях легкой и текстильной промышленности в основном в Сибири и на Дальнем Востоке заняты также иностранные рабочие и специалисты из Болгарии, Югославии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, КНДР.

Учитывая, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих, в некоторых регионах возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий. По некоторым данным, среди приезжих иммигрантов 30% больных (СПИД, туберкулез, гепатит и т.д.).

В ряде городов иностранные рабочие организуют голодные забастовки, причем особенно часто проводят их у здания Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Москве, требуя обеспечения их жильем, материальной помощью и настаивая на содействии их выезду в развитые страны. У многих российских предприятий возникают большие трудности с отправкой на родину тех иностранных рабочих, у которых истек срок контракта, в связи с резко возросшей стоимостью авиа- и железнодорожных билетов, оплатой морских контейнерных перевозок.

Краткое описание

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры вает новые возможности.
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда.


Россию и Казахстан ежегодно отправлялись 800 тысяч граждан Киргизии, 1,5 миллиона — Таджикистана и 2,5 миллиона — Узбекистана. Общая численность трудовых мигрантов составляла, таким образом, 4,8 млн. человек. Цифра эта является, по-видимому, существенно заниженной. По данным Федеральной миграционной службы в течение 2008 г. в Россию прибыло 14,4 млн. иностранцев, в том числе около 2 млн. из Узбекистана и по 1 млн. из Киргизии и Таджикистана.При этом лишь 2,3 млн. из них работали в России легально, то есть получили разрешение на работу. Вместе с тем, только в Казахстане общее количество трудовых мигрантов составляло до кризиса около 3 миллионов человек, причем большинство из них работали нелегально. Основными сферами занятости мигрантов являлись строительство, розничная торговля, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство.

Международная миграция рабочей силы в странах снг

Развитию предпринимательства и малого бизнеса наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов, созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики. Развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации.

Внимание

Поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве. И так, международная миграция трудовых ресурсов в странах мира, порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению.

Трудовая миграция в странах снг и защита прав трудящихся-мигрантов

Инфо

К отрицательным последствиям как правило относятся следующие: рост нелегальной миграции; рост социальной напряженности; ухудшение ситуации на национальном рынке труда, снижение цены на рабочую силу; целые отрасли экономики оказываются в руках мигрантов и зависят от их труда. Миграции из развитых стран в развивающиеся — это сравнительно небольшой поток высококвалифицированных специалистов, инженеров, ученых, преподавателей из стран Европы и Северной Америки, которые следуют в основном за миграцией капитала и призваны обслуживать его интересы.


Регулирование международной миграции в развивающихся странах, преследует цели: защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания; возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
Физические и юридические лица, введшие в заблуждение трудящихся-мигрантов и предоставившие ложные сведения о характере своей деятельности, лишаются лицензии на право заниматься этой деятельностью и привлекаются к ответственности в соответствии с национальным законодательством. Государство в лице его уполномоченных органов принимает все надлежащие меры для предотвращения и пресечения незаконных или тайных переездов и найма граждан и иностранных граждан, не имеющих легального статуса, включая при необходимости применение санкций в отношении нанимателей трудящихся-мигрантов в случаях, предусмотренных законодательством.
Сотрудничество государств — участников СНГ в области регулирования трудовой миграции строится на основе соответствующих межгосударственных соглашений.

Миграция рабочей силы в странах снг и ее основные особенности

При этом сократить трудовую миграцию или отказаться от нее Россия, по мысли авторов доклада, не сможет, поскольку ее потребность в рабочей силе «еще долго будет сильнее желания Бишкека или Душанбе оставить своих граждан у себя». Основным аргументом этого тезиса являются основанные на старых демографических данных прогнозы о том, что в 2008-2025 гг.


естественная убыль населения России составит 11 миллионов, а число трудоспособного населения в 2011 -2017 гг. будет ежегодно сокращаться на 1 млн. чел. Общий же вывод аналитиков MKT гласит, что «Россия должна будет продолжать политику привлечения большого числа иностранных рабочих», иначе «это серьезно скажется на ее промышленном развитии…».
В идеале же трудовым мигрантам вообще желательно предоставить российское гражданство.

Трудовая миграция снг

Цель настоящего Закона — урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес. Действие настоящего Закона распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики (государства) рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами.

Трудовая миграция стран снг

Эта тенденция усиливается глобализацией систем высшего образования. Можно говорить о том, что миграция играет всё более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности в других государствах.

В развитых странах создаются различные программы по привлечению тех высококвалифицированных специалистов в области специализации, которых страна переживает нехватку. Но сегодня одой из главнейших проблем стран, привлекающих мигрантов, является нелегальная миграция.

Мировое профсоюзное движение в целом занимает неоднозначные позиции в отношении трудящихся-мигрантов.

Трудовая миграция в снг тенденции и проблемы регулирования

Важно

В ближайшее время оптимизация ожидает силовые структуры, государственный аппарат и бюджетную сферу, где правительство в условиях кризиса также стремится снизить расходы. В армии сокращения уже идут полным ходом, на очереди -реформа МВД и аппаратов региональных органов власти.


Места трудовых мигрантов эти люди не займут, но сократится и число вакансий, на которые в будущем могли бы претендовать выпускники российских вузов. Судя по развитию демографической ситуации, вполне могут не оправдаться и прогнозы о депопуляции населения России. В 2009 г. впервые за последние 18 лет был зафиксирован небольшой прирост населения, который обеспечило увеличение рождаемости, снижение смертности и более высокий миграционный приток.

Трудовая миграция из стран снг в россию

Трудовой договор (контракт) между трудящимся-мигрантом и нанимателем (работодателем) заключается в письменной форме и должен содержать исчерпывающие данные об условиях и характере работы и проживания, порядке переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи и возвращения в государство выезда, социальных гарантиях в государстве трудоустройства. Наниматель (работодатель) обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор (контракт) в учреждениях, определенных уполномоченными органами.

Один экземпляр договора (контракта) должен быть вручен трудящемуся-мигранту до его выезда в государство трудоустройства. Трудовой договор (контракт) не может передаваться от одного нанимателя (работодателя) другому.

На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы, некоторые государства региона, отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстан.

Более высокие показатели уровня жизни и зарплаты формируют достаточно большие потоки трудовых мигрантов из стран СНГ в экономически развитые страны. Трудовая миграция представляет собой многогранное социально экономическое явление, которое играет противоречивую роль в развитии стран СНГ.

Это наводит нас на мысль, что возможно в родной стране ситуация ещё хуже. Но с другой стороны иммигранты-нелегалы попадают в группы риска, так как они легко могут быть втянуты в наркобизнес, проституцию, а из-за того, что нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности – это вызывает озабоченность населения в связи с растущей угрозой терроризма. Всё мировое профсоюзное движение выступает против применения бесправного труда нелегальной рабочей силы. Однако следует сказать, что преобладающая часть нелегальных мигрантов своим трудом вносят весомый вклад в экономику принимающих стран. И в этом нам видится главная причина того, что до недавних пор в большинстве стран СНГ смотрели на нелегальную миграцию сквозь пальцы.

Рязанцев с.в трудовая миграция в странах снг

По экспертным оценкам, переводы трудящихся-мигрантов из России на родину заработанных средств составляют в Молдавии и Таджикистане соответственно 25% и более 20% ВВП этих государств Азербайджанские мигранты привозят домой до 2,5 млрд. долларов, «что в два с половиной раза превосходит иностранные капиталовложения в республику. Это является значительным вкладом мигрантов в инвестирование экономики своих стран.

В СНГ была предпринята попытка скоординировать политику в области трудовой миграции. В 1994 году подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, а в 1998 - по сотрудничеству в борьбе с незаконной миграцией.

Первое регулирует многие вопросы.

Проблема внешней трудовой миграции остается актуальной. Заканчивающийся кризис ее еще больше усугубил. Как же можно продвинуть решение назревшего комплекса проблем? Что предстоит сделать в первую очередь? Какова роль негосударственных агентств по трудоустройству?

1. Требуется унификация правил игры. Содружество Независимых Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств в этой области.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда - Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и направляющей страной.

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.

Поэтому анализ формирования миграционной политики в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям.

Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.

Одним из первых было заключено 15 апреля 1994 года Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ , подписанное всеми странами СНГ в Москве и ратифицированное всеми государствами кроме Узбекистана. Соглашение носило во многом общий характер, однако это был один из первых документов Содружества по проблемам миграции населения. Было бы ошибкой отрицать важность его принятия, и оно стало отправной точкой для развития партнерского процесса между странами СНГ в области трудовой миграции, основанием для разработки много- и двусторонних соглашений, их постепенного содержательного наполнения и совершенствования. Именно это Соглашение поставило на повестку дня проблемы трудовой миграции, заставило задуматься о правах мигрантов, что в общем способствовало более гуманному к ним отношению со стороны принимающих сообществ.

Соглашение о трудовой миграции дополняет Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией , подписанное 6 марта 1998 года в Москве. В основе данного Соглашения - контрольные функции. Однако в нем ничего не говорится о возможностях и каналах легализации.

Ограниченность Соглашения о трудовой миграции, принятого в 1994 г. потребовала принятия 13 мая 1995 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ », в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений.

Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств .

Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана. Конвенция разработана в контексте соответствующих международных конвенций и охватывает значительно более широкий круг вопросов по сравнению с Соглашением 1994 года, и она может стать хорошей основой для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что в рамках Содружества принят еще ряд важных документов по вопросам миграции. Например, 5 октября 2007 г. в Душанбе принято Соглашение «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ », которое было подписано представителями всех стран кроме Грузии, Молдавии и Туркмении; 3 апреля 2008 г. - модельный закон «О противодействии торговле людьми ».

2. Двусторонние соглашения: путь к учету национальной специфики миграционных процессов. Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения - традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.

Нет сомнения, что в России проводится значительная работа по формированию миграционной политики Российской Федерации и государств-участников СНГ. Изменение процедур получения разрешений на работу в России гражданами стран СНГ является одним из принципиальных элементов реформирования российского миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 году. Порядок получения разрешений на работу для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, был существенно упрощен. Трудовые мигранты из этих государств получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено.

Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.

Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.

Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

  • во-первых , в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих «предпочтительных миграционных партнеров»;
  • во-вторых , в стремлении легализировать трудовую миграцию;
  • в-третьих , в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
  • в-четвертых , в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;
  • в-пятых , в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства;

Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г. поспешных, на наш взгляд, решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.

3. Рекомендации на перспективу. Какие могут быть приняты рекомендации на перспективу по дальнейшему развитию интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики России и стран СНГ?

Прежде всего, следует продолжить и обеспечить полное выполнение постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств-участников СНГ», принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (№ 29-5 от 31.10.2007).

В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции . Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств-участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамбли СНГ.

Также было бы целесообразно рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в частности:

  • о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
  • о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
  • о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
  • о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем, связанных с адаптацией трудящихся-мигрантов в принимающем государстве.

Кроме того, в мероприятиях на 2010 год целесообразно предусмотреть разработку Федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.

Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.

Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее принятия находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов-нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.

В выработке и реализации эффективной миграционной политики в Российской Федерации, особенно в сфере трудовой миграции, на наш взгляд, большую роль должен сыграть негосударственный сектор . Необходимо сказать слова благодарности государственным органам, прежде всего, Федеральной миграционной службе, которые много делают в этом направлении. Однако, учитывая численность мигрантов, объемы миграции, которые в настоящее время существуют, только один государственный сектор не в состоянии качественно и квалифицированно решить возникшие проблемы, еще больше усугубившиеся в период финансового кризиса. В этой связи большая роль отводится институтам гражданского общества . В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильного государства. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

По нашему мнению, необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан . Для этого, на наш взгляд, необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим - это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке комментария произошла ошибка .

Попробуйте повторить позднее.

Статистика демонстрирует значительный рост объемов трудовой миграции в Россию как из Евразийского экономического союза, так и из неприсоединившихся к ЕАЭС стран СНГ. Объемы денежных переводов из РФ, которые мигранты отправляют на родину, также значительно возросли. При этом, несмотря на то, что трудовым мигрантам из государств ЕАЭС устроиться на работу в России гораздо проще, чем, например, гражданам Таджикистана и Узбекистана, из этих двух стран в РФ прибывает больше мигрантов, чем из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Трудности подсчета

По данным МВД России,за последние пять лет число работающих в России граждан Кыргызстана увеличилось в пять раз, а Армении – вдвое. Если в 2012 г. на территории РФ работало 79 375 чел., то в 2017 г. – уже 376 863 чел. Численность работающих в России граждан Армении за этот же промежуток времени возросла с 90 549 до 232 247 чел. При этом Кыргызстан и Армения в 2017 г. занимали первое и второе места по числу работающих в России мигрантов из стран ЕАЭС, опережая Беларусь (124 633) и Казахстан (88 202).

После создания ЕАЭС в начале 2015 г. миграционный режим между его участниками был либерализован, и мигранты стали указывать работу в качестве цели прибытия гораздо чаще, что и привело к формальному росту объемов трудовой миграции.

Трудовая миграция из государств ЕАЭС и ранее была очень значительной. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, на начало марта 2016 г. в России насчитывалось 573 тыс. граждан Кыргызстана и 470 тыс. – Армении. Даже если учесть, что часть из них находилась в России с целью учебы, в деловых поездках или с частными визитами у родственников, общее число трудовых мигрантов все равно получается внушительным и как минимум сопоставимым с озвученными МВД цифрами.

Откуда едут мигранты

Миграционные процессы в рамках ЕАЭС действительно заметно активизировались. Отсутствие необходимости приобретать патент на право ведения трудовой деятельности в РФ и сдавать необходимые для этого экзамены по русскому языку, истории и праву привело к тому, что число работающих в России граждан стран ЕАЭС заметно возросло. А миграционное пространство СНГ стало делиться на две большие зоны, первая из которых представляет собой страны ЕАЭС, а вторая – все прочие республики бывшего СССР, у которых с Россией сохранился безвизовый режим.

Большая часть трудовых мигрантов по-прежнему прибывает в Россию из «неприсоединившихся» государств, которые в ЕАЭС не входят.

Согласно данным МВД, за январь-март этого года с целью ведения трудовой деятельности в РФ прибыли 41,2 тыс. граждан Армении, 30,3 тыс. – Беларуси, 22,4 тыс. – Казахстана и 77,3 тыс. – Кыргызстана. В совокупности на долю стран ЕАЭС, таким образом, пришлось 171,3 тыс. трудовых мигрантов. При этом из Азербайджана в Россию с этой же целью прибыли 34,4 тыс. чел., из Таджикистана – 234,5 тыс., Узбекистана – 471,5 тыс., а из Украины – 105,7 тыс. То есть число мигрантов из Узбекистана и Таджикистана многократно больше объемов трудовой миграции из всех стран ЕАЭС вместе взятых.

Число трудовых мигрантов из государств ЕАЭС в России по итогам прошлого года росло медленнее, чем из прочих стран СНГ, включая Грузию и Украину. Если количество мигрантов из государств ЕАЭС выросло по сравнению с 2016 г. на 10,9%, то из остальных стран СНГ – на 14,8%. При этом численность граждан Армении, прибывших в Россию с целью работы, увеличилась на 10,7%, Беларуси – на 27,5%, Казахстана – на 23,2%, а Кыргызстана – всего на 4,1%. При этом количество мигрантов из Таджикистана выросло на 11,8%, а из Узбекистана – сразу на 27,2%.

Куда уходят деньги

Похожая ситуация складывается и с денежными переводами. Для трудовых мигрантов это самый простой и надежный способ отправить деньги на родину. В целом ряде «неприсоединившихся» стран СНГ их объем за прошлый год вырос гораздо более значительно, чем в государствах ЕАЭС. По данным Центробанка РФ, в 2017 г. денежные переводы физических лиц в Кыргызстан и Казахстан по сравнению с предыдущим годом увеличились на 27%, в Беларусь – на 19%, а в Армению – только на 6%. При этом объем переводов в Узбекистан вырос сразу на 42%, в Таджикистан – на 31%, в Азербайджан и Молдову – на 21%, а в Украину – всего на 5%.

Опережающий рост трудовой миграции и денежных переводов в Узбекистан и Таджикистан на протяжении 2017 г. объясняется, по всей видимости, как начавшимся оживлением экономики РФ, так и адаптацией этих стран к системе трудовых патентов, введенных РФ в 2015 г.

Поскольку же страны ЕАЭС сумели воспользоваться льготным миграционным режимом с Россией уже в 2015-2016 гг., их трудовая миграция в настоящее время растет не столь быстро. При этом преимущества, которыми пользуются союзные государства, по-прежнему позволяют им увеличивать число работающих в России трудовых мигрантов и объем отправляемых ими денежных переводов.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук