Возмещение ущерба при покосе травы. Как доказать что организация не повредила машину скос травы

Вред транспортным средствам в большинстве случаев причиняется в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). В отдельных ситуациях возможно причинение вреда транспортному средству в результате происшествий, совершенных с участием транспортного средства, при прекращении его движения не в результате ДТП. Возмещение вреда, причиненного транспортным средствам, в подобных ситуациях осуществляется на основании общих норм обязательств вследствие причинения вреда (глава 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Судебной практике известны следующие споры о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в ситуациях, за исключением ДТП:

  1. споры о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг) либо ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг);
  2. споры о возмещении вреда, причиненного в результате возгорания транспортных средств;
  3. споры о возмещении вреда, причиненного объектами окружающей природной среды, во время стихийных бедствий;
  4. споры о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в результате противоправных действий иных лиц.

1. Споры о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг) либо ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг).

При рассмотрении данных исков важным является определение надлежащего ответчика — лица, ответственного за причинение вреда транспортному средству. При определении надлежащего ответчика по делу следует учитывать положения ч. 1 п. 1 ст. 937 ГК, в силу которых юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В большинстве случаев по рассматриваемой категории дел вред причиняется работниками организаций, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей. При разбирательстве дела целесообразно также учитывать положения соответствующих договоров в части определения лиц, ответственных за причинение вреда транспортному средству. Примером тому является договор безвозмездного пользования.

Пример 1 (17).

Автомобилю А., припаркованному возле дома, причинены повреждения мусорным контейнером (повреждена задняя левая дверь). Контейнер стоял на склоне и не был надлежащим образом зафиксирован работниками жилищно-эксплуатационной организации. А. обратился с исковым заявлением в суд. Представитель ответчика жилищно-эксплуатационной организации N 1 заявил ходатайство о замене предприятия как ненадлежащего ответчику надлежащим жилищно-эксплуатационной организацией N 2 по тем основаниям, что с указанным предприятием заключен договор на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Данному ответчику были переданы контейнеры, принадлежащие СООО «Р» для хранения мусора, а поэтому оно несет ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц при содержании контейнеров. Поскольку по делу было установлено, что указанные контейнеры переданы жилищно-эксплуатационной организации N 2 по договору безвозмездного пользования, суд с учетом положений ст. 643, 651 ГК взыскал причиненный автомобилю А. вред с СООО «Р».

Решение суда по данному делу было постановлено с учетом ст. 651 ГК, в соответствии с которой ссудодатель (в рассматриваемой ситуации — СООО «Р») отвечает за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи (в рассматриваемой ситуации — мусорных контейнеров), если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (в рассматриваемой ситуации — жилищно-эксплуатационной организации N 2). Поскольку умысел или грубая неосторожность в действиях жилищно-эксплуатационной организации N 2 СООО «Р» доказана не была, решение суда постановлено в соответствии с законом.

При рассмотрении отдельных дел ответчики отрицают наличие вины в причинении вреда, ссылаясь на действия третьих лиц. При непредставлении доказательств, подтверждающих вину третьих лиц в причинении вреда транспортному средству, суд расценивает подобные доводы как голословные, выдвинутые с целью избежать ответственности за причинение вреда. Определенную сложность по указанной категории споров представляет доказывание отдельных условий гражданско-правовой ответственности за причинение вреда транспортному средству. Исходя из распределения бремени доказывания в обязательствах по возмещению вреда доказывание причинной связи между наступившим вредом — повреждением транспортного средства — и действиями ответчика является обязанностью истца по делу.

Пример 2 (18).

В исковом заявлении П. указал, что обнаружил повреждения припаркованного возле дома автомобиля (разбито переднее стекло правой пассажирской двери). Из салона ничего не похищено. В это время работник жилищно-эксплуатационной организации косил траву газонокосилкой в непосредственной близости от его автомашины. П. вызвал сотрудников милиции и зафиксировал факт повреждения его автомашины. В протоколе осмотра места происшествия зафиксировано повреждение автомобиля. Также установлено, что стекло после попадания в него какого-то предмета сразу не осыпалось, а осыпалось уже в присутствии работника милиции при осмотре. Ответчик — жилищно-эксплутационная организация — иск не признал. Свидетелем происшествия является Б., находившийся во время происшествия на балконе своего дома. Других людей возле дома и автомашины не было. Б. как в милиции, так и в суде подтвердил факт работы с газонокосилкой в непосредственной близости от автомобиля П. Балкон Б. выходил на сторону двора. Свидетель слышал какой-то щелчок, которому не придал значения. Б. выходил во двор к истцу и видел поврежденное стекло. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что автомобиль истца был поврежден действиями работника жилищно-эксплуатационной организации, что подтверждается приведенными выше доказательствами, в том числе письменными материалами дела. Иск П. о возмещении вреда судом удовлетворен.

При возникновении подобных споров следует иметь в виду, что возмещение вреда, причиненного транспортному средству в результате попадания камней при покосе травы работниками соответствующих организаций, возможно в рамках добровольного страхования гражданской ответственности и расходов организаций, создающих повышенную опасность для окружающих. Наличие добровольного страхования позволяет минимизировать причиненный вред транспортным средствам, принадлежащим третьим лицам. Объектом данного вида страхования являются в том числе имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя по обязательствам причинения вреда имуществу выгодоприобретателя деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

В данном случае страховое возмещение определяется в размере вреда, причиненного выгодоприобретателю в результате наступления страхового случая, а размер вреда исчисляется как сумма восстановительных расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось непосредственно перед наступлением страхового случая, по ценам на день составления калькуляции на восстановительные работы с учетом износа замененных на новые поврежденных частей, узлов, агрегатов и деталей, но не более действительной стоимости имущества на день страхового случая.

Пример 3 (19).

В исковом заявлении Г. указал, что в результате попадания камня при покосе травы работниками предприятия по озеленению и благоустройству городских и загородных территорий было разбито стекло задней двери принадлежащего ему автомобиля. Стоимость стекла и его установки превысили размер страхового возмещения. Г. просил суд взыскать солидарно со страховой организации и предприятия по озеленению и благоустройству городских и загородных территорий понесенные им расходы в полном размере. В иске отказано, поскольку при определении размера вреда, подлежащего взысканию, Г. не учел износ поврежденной части транспортного средства.

В отдельных случаях по спорам о возмещении вреда, причиненного транспортному средству при выполнении каких-либо работ (оказании услуг), могут иметь место иные сложности при определении размера вреда, причиненного транспортному средству. В подобных ситуациях является важным разграничение повреждений, полученных в результате ДТП, и повреждений, причиненных, например, при транспортировке (эвакуации) автомобиля, не относящихся к ДТП.

Пример 4 (20).

М., управляя автомобилем, не справился с управлением, съехал в кювет и опрокинулся, после чего был доставлен в больницу. Автомашина была отбуксирована в соседнюю деревню, затем погрузчиком погружена на тракторный прицеп с помощью металлических тросов. В результате транспортировки автомашине были причинены повреждения. Судом при рассмотрении иска М. была назначена судебно-товароведческая по определению стоимости восстановительного ремонта автомашины в результате полученных повреждений при осуществлении транспортировки транспортного средства, также были проведены автотехнические экспертизы, которыми разграничены повреждения, образованные в автомобиле в результате ДТП, хранения и при его транспортировке. В заключении эксперта отражено, какие элементы автомашины, поврежденные в результате ДТП, подверглись дополнительной деформации при транспортировке автомашины с помощью металлических тросов.

При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам при их эвакуации, возникает необходимость в целях быстрого и правильного рассмотрения споров объединения нескольких исковых требований для их совместного рассмотрения в одном исковом производстве в соответствии со ст. 250 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Пример 5 (21).

Л. обратился к водителю эвакуатора Б. с просьбой эвакуировать принадлежащий ему автомобиль с места ДТП к нему во двор. В процессе разгрузки автомобиль Л. соскочил с поддона и ударился о припаркованную рядом автомашину, принадлежащую Е. Владельцы поврежденных автомобилей Л. и Е. обратились в суд с иском к Б. о возмещении причиненного им вреда в размере стоимости восстановительного ремонта, расходов по производству оценки автомашин и расходов по уплате государственной пошлины. Судом иски Л. и Е. объединены, рассмотрены в одном производстве и удовлетворены.

При разрешении споров о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате недостатков оказываемых работ (услуг), при ссылке ответчика на непреодолимую силу доказывание ее наличия — обязанность ответчика. Следовательно, утверждение последнего, что судом необоснованно отвергнуты его доводы о причинении вреда в результате внезапно возникших природных аномалий, например сильного ветра, являются несостоятельными.

Пример 6 (22).

В результате падения шифера с крыши жилого дома поврежден автомобиль Ц. В исковом заявлении Ц. просил суд обязать ответчика — жилищно-эксплуатационную организацию — устранить недостатки жилищно-коммунальной услуги: безвозмездно произвести ремонт кровли дома, взыскать стоимость ремонта автомобиля. Суд пришел к выводу о наличии недостатков в оказываемой жилищно-коммунальной услуге по техническому обслуживанию конструктивных элементов (кровли) и обоснованно обязал ответчика их устранить — произвести надлежащее закрепление кровельного покрытия (листов шифера). При этом сам факт частичного разрушения кровли дома (срыв листов шифера) порывами ветра свидетельствует о ненадлежащем их закреплении, что, в свою очередь, говорит о наличии причинной связи между некачественным оказанием данной услуги и причинением вреда имуществу истца в результате частичного разрушения кровли дома. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика денежных средств в возмещение причиненного вреда (стоимости ремонта автомобиля). Ответчиком суду не представлено доказательств того, что усиление ветра на территории города привело к другим негативным последствиям помимо повреждения кровли дома и автомашины истца, что свидетельствует о локальном характере произошедшего и опровергает доводы ответчика о наличии стихийного бедствия.

При разрешении гражданских дел о возмещении вреда, причиненного транспортным средствам в ситуациях, за исключением ДТП, возникает необходимость проведения экспертиз, результаты которых позволяют подтвердить факт причинения вреда ответчиком. В отдельных случаях данные экспертизы проводятся правоохранительными органами при рассмотрении в досудебном порядке заявления потерпевшего о повреждении транспортного средства.

Пример 7 (23).

Б. поставил возле своего дома принадлежащий ему автомобиль. На следующий день обнаружил, что его автомобиль имеет повреждения лакокрасочного покрытия, в связи с чем обратился в милицию. По заключению эксперта лакокрасочный материал светло-бежевого цвета, образующий наслоение на лакокрасочном покрытии автомашины истца, по родовым признакам совпадает с лакокрасочным покрытием торцевых фасадов дома, возле которого была припаркована автомашина. Из сообщений ООО, ЖРЭО следует, что во время, когда была повреждена автомашина истца, работниками ООО осуществлялись работы по тепловой модернизации торцов жилого дома. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля истца произошло при осуществлении работ по тепловой модернизации, окраске здания работниками ООО. Поскольку ущерб причинен работниками ООО, то с данной организации в пользу истца взыскана стоимость восстановительного ремонта и судебных расходов. Также с ООО в пользу организации, производившей экспертизу, взысканы расходы, связанные с ее проведением. Суд посчитал несостоятельными и отверг доводы представителя ответчика и его работников о том, что при производстве работ не использовался лак, в связи с чем в иске следует отказать, поскольку применяемые при производстве работ материалы, как видно из заключения и пояснений эксперта, являются лакокрасочными материалами, которыми был причинен ущерб истцу вследствие залития его автомобиля.

2. В судебной практике встречаются споры, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате возгорания транспортных средств.

Особое значение по указанной категории споров имеет заключение пожарно-технической экспертизы. При установлении причин пожара судом опрашиваются все необходимые лица: стороны, свидетели, эксперты, в необходимых случаях проводятся дополнительные экспертизы. Судом не ставится под сомнение заключение эксперта, подготовленное экспертом, имеющим необходимые познания, составленное по результатам осмотра автомобиля с изучением материалов по факту пожара с выводами, согласованными с обстоятельствами дела, установленными в суде, а также подтвержденное показаниями свидетелей.

Пример 8 (24).

В исковом заявлении М. указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль. В результате пожара автомобиль был уничтожен по вине ответчика К., находившегося в салоне автомобиля во время возникновения пожара. На полу автомобиля в районе переднего пассажирского сиденья, где находился ответчик, лежали газеты и журналы. Согласно заключению пожарно-технической экспертизы возгорание произошло в передней правой части автомобиля на уровне пола, причиной возникновения пожара послужило неосторожное обращение с огнем (возможно при курении) в зоне установленного очага пожара. Какой-либо иной причины возникновения пожара из представленных материалов дела не усматривается. Из показаний допрошенного в суде эксперта следует, что возможность возгорания автомобиля в результате неисправности проводки исключена, так как автомобиль был заглушен. Доводы ответчика, что причиной возгорания автомобиля послужило короткое замыкание в электропроводке автомобиля, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами. Доводы о том, что автомобиль истца не проходил технического осмотра, не могут служить основанием к отмене решения и отказу истцу в иске, поскольку судом достоверно установлено, что пожар в автомобиле истца возник по вине ответчика, а не в результате самовозгорания автомобиля. Иск М. о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, судом удовлетворен.

Вред, причиненный в результате возгорания, обеспечивается страховым покрытием по добровольному страхованию наземных транспортных средств. В судебной практике имеют место споры, связанные с отказом от выплат страхового возмещения. В связи с возникновением спора о наличии страхового случая у страховщика возникает необходимость определения обстоятельств, характера и размера ущерба, причиненного транспортному средству. Препятствия в реализации проведения дополнительного исследования автомобиля могут повлечь отказ в удовлетворении исковых требований страхователя и соответственно отказ в выплате страхового возмещения.

Пример 9 (25).

Р. в заявлении суду указал, что между ним и ответчиком — страховой организацией — заключен договор страхования транспортного средства. На застрахованном автомобиле произошел пожар, огнем были уничтожены сиденья, внутренняя отделка автомобиля, электрическая проводка и приборы управления автомобилем. Причиной возникновения пожара послужило короткое замыкание. В связи с наступлением страхового случая Р. обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, в чем ему было отказано. Представитель ответчика иск не признал, поскольку случай не является страховым, к тому же Р. чинил препятствия в проведении экспертизы: не предоставлял транспортное средство экспертам, затем реализовал его, не называл покупателя. Представители страховой организации отказали в выплате страхового возмещения, поскольку был установлен факт нарушения изоляции проводов в ходе эксплуатации транспортного средства. Согласно заключению судебной пожарно-технической экспертизы возможными причинами возгорания могли быть неисправность электрической системы автомобиля и занесенный источник огня. Выводы экспертизы сделаны на основании материалов проверки по факту пожара и носят вероятностный характер. В материалах дела есть информация, согласно которой автомобиль плохо содержался, а также показания инспектора по пожарному надзору, полагавшего, что возгорание имело место в результате повреждения изоляции электрических проводов в ходе эксплуатации. Судом в иске отказано.

При рассмотрении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного транспортному средству в результате его возгорания, необходимо принимать во внимание, что возгорание транспортного средства может быть обусловлено техническими недостатками транспортного средства, выявленными в период действия гарантийных сроков. В подобных ситуациях отсутствует страховой случай по добровольному страхованию наземных транспортных средств, но имеют место правоотношения в сфере защиты прав потребителей. В некоторых случаях при установлении факта продажи товара ненадлежащего качества — автомобиля — проводится комплексная судебная пожарно-автотехническая и автотовароведческая экспертиза, результаты которой позволяют разрешить возникший спор.

Пример 10 (26).

В исковом заявлении суду П. указал, что во время движения принадлежащего ему автомобиля произошло его самовозгорание, в результате чего автомобиль значительно поврежден. Просил взыскать со страховой организации, с которой заключен договор добровольного страхования наземных транспортных средств, сумму страхового возмещения. Впоследствии П., принимая во внимание, что самовозгорание автомобиля произошло в течение гарантийного срока ввиду выхода из строя двигателя, что свидетельствует о том, что ему продан товар ненадлежащего качества, изменил исковые требования. П. просил суд обязать СООО произвести безвозмездно гарантийный ремонт автомобиля, продлить гарантийный срок, взыскать компенсацию морального вреда и пеню. СООО, привлеченное в дело в качестве ответчика, обратилось в отдел специальных исследований ОО для исследования причины выхода из строя двигателя автомобиля П. При осмотре автомобиля специалистами ОО был произведен демонтаж и поэлементная разборка двигателя. Согласно заключению специалистов ОО каких-либо особенностей конструкции транспортного средства, которые могли привести к имевшему место воспламенению топливной смеси в каталитическом нейтрализаторе с последовавшим повреждением двигателя, с технической точки зрения не имеется, что свидетельствует об отсутствии влияния на данные процессы каких-либо дефектов производственного (заводского) характера. Вместе с тем определением суда по настоящему делу назначена комплексная судебная пожарно-автотехническая и автотовароведческая экспертиза, по результатам которой установлено, что наиболее вероятной с технической точки зрения причиной выхода из строя двигателя автомашины П. явилось нарушение в работе двигателя. Экспертами также установлено, что в действиях водителя П. каких-либо несоответствий требованиям руководства для владельцев автомобиля в части запуска двигателя с технической точки зрения не усматривается. В связи с изложенным на основании установленных фактов суд пришел к выводу, что П. был продан товар ненадлежащего качества (легковой автомобиль), недостатки товара выявлены в период действия гарантийного срока, в связи с чем иск П. подлежит удовлетворению.

Работали мы в Слободе, на днях. У заказчика стояла машина на газоне, прошли косильщики и косили в 20 см от машины, никто не удосужился крикнуть(деревня, там быстро бы убрали). Трава не успела высохнуть, протёрли её, и о неприятность... из-за травы мелкие царапины.... Вопрос к знающим законы: Минимальное разрешённое расстояние для покоса травы бензокосилкой от имущества?

Как у нас на скорую руку не нашел. А вот в Москве в этом деле порядок, по крайней мере в теории)

В летний период в столице остро встаёт проблема покоса газонов. Несмотря на существующий регламент содержания зелёных насаждений (распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 27.08.2012 № 05-14-339/2) подрядные организации зачастую нарушают правила скашивания летнего травостоя.

По этой причине по поручению и.о. Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова специалисты ГКУ ИС и управляющих организаций округа провели разъясняющие встречи с жителями о порядке использования средств малой механизации при стрижке газона. Согласно правилам, на всей площади газона для скашивания травостоя повсеместно применяется газонокосилка. Применение триммеров допускается только при кошении на откосах, подкашивании около деревьев, кустарников, ограждений и в труднодоступных местах – в других случаях их применение запрещено.

Вот еще статейка о тяготах борьбы с комунальщиками.

Что делать с косцами-автоматчиками, расстреливающими наши машины?

После того, как машина пострадала от камня, вылетевшего из-под косы, как правило, наступает "вторая стадия" сюжета: виновный пытается незаметно скрыться. А там уж на подходе и финальный этап драмы: работодатель лица, причинившего вред, начинает уклоняться от выплаты компенсации.
Один из косцов, увидев, что его фотографируют, закрыл рукой лицо

Вот так в один момент хозяин автомобиля получает много проблем и мало шансов добиться справедливости.

Что пришлось пережить и как довелось "сражаться", пытаясь заставить виновного заплатить за восстановление автомобиля, - о своем опыте рассказала автовладелица Ольга.
- На днях в моей машине разбили стекло. Произошло все во время покоса травы во дворе дома, где я живу. О произошедшем мне сообщила соседка. Через минут 15 после ее звонка я была у машины. Честно говоря, я подумала бы, что это сделали хулиганы ночью. Мне действительно повезло, что нашлись свидетели случившегося - подруга позвонившей мне соседки. Она гуляла во дворе с ребенком и видела, как камень летел из-под косы в окно. Окно разбилось. Один из косцов, по ее словам, снял маску и осмотрелся, а другой, как ни в чем ни бывало, продолжил косить дальше.

Ольга отмечает, что рядом с машиной нет травы. Она то ли высохла, то ли ее притоптали.

Зачем надо было включать косу в этом месте? Конечно, на песке коса выстрелила шрапнелью по моей машине. Кроме разбитого стекла образовались еще и повреждения ЛКП на двери, мелкие, но после зимы они заявят о себе.

Ольга сделала на телефон ряд снимков.
Главное повреждение - разбитое боковое стекло. Но и мелкие сколы на двери после зимы дадут о себе знать

По реакции косцов на мои фотографии понятно, кто из них зарядил эту шрапнель. Тот, который закрывался рукой, - говорит владелица машины. - Милиция приехала сразу же. Это потом я узнала, что машины, разбитые косцами, - обычное дело. Зимой припаркованные машины "страдают" при посыпке улиц песком.

Законное получить не так уж просто

Конечно, сетовать здесь не на что - от летней косьбы и зимней посыпки не уйти. Однако и автомобилисты оплачивать ремонт из своего кармана не должны. Более того, в случае повреждения автомобиля, они имеют полное право требовать компенсацию: "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред" (ст.933 ГК). Что касается вреда, причиненного сотрудником: "юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей" (ст.937 ГК).

Хотят ли наниматели восстанавливать за свои деньги поврежденные автомобили? Конечно нет! И у них, как правило, нет таких средств. Но некоторые организации, понимающие свою ответственность за возможный вред, нашли цивилизованный способ выхода из ситуации. Так, ответственность работников Горремавтодора застрахована для подобных случаев. Компенсация там выплачивается даже без обращения пострадавшего в суд.

С местными ЖЭСами все не так гладко. Вот и Ольга, начав оформлять документы, поняла, что добровольно ЖЭС деньги, потраченные на восстановление стекла, не отдаст.

Начальник ЖЭСа №73 просто прячется от меня. Взрослый мужчина, руководитель и прячется. Сразу после происшествия я оставила ему записку у секретаря, мол, ваши косцы разбили мою машину, я жду милицию во дворе дома (кстати, эти ближайший к ЖЭСу дом), приходите. Начальник не пришел, но все то время, пока я выгребала стекло из машины, из арки за мной подглядывал "шпион" в ЖЭСовской спецодежде. Вечером того же дня начальника на работе не было, на следующее утро в 8:30 у них была назначена "планерка". Я пришла, в кабинете руководителя было пусто, весь ЖЭС сидел на лавочке внизу и на вопрос "А где начальник?" разношерстная компания, в которой были и солидные мужики, и типичные представители своей профессии, дружно ответила: "А что вы хотите?". Просто кино какое-то!

Сейчас ситуация выглядит так: в течение 10 дней Ольге в милиции должны дать заключение, в котором подтвердят факт причинения вреда. На основании этого документа она сможет подать в суд на ЖЭС №73, вернее, на ГП "ЖЭУ №5 ЖРЭО Московского района г.Минска" (поскольку именно ЖЭУ является юридическим лицом).

Замена стекла обошлась мне не так уж и дорого: 70 долларов (50 - за стекло и 20 - за установку), - заключает Ольга. - Но в этой истории меня злят и расстраивают два момента: во-первых, пока состоится суд, пройдет достаточное количество времени. Во-вторых, если бы не счастливая случайность, что рядом оказались знакомые и небезразличные люди, я вообще осталась бы ни с чем. Ни понять, кто разбил стекло, ни привлечь виновного к ответственности я бы не смогла. Неужели ЖЭСам в таких случаях нельзя научиться вести себя достойно? Вначале бьют стекла как хулиганы, потом подсматривают из подворотни и прячутся, и деньги у них силой приходится отвоевывать...

"Хотя бы предупредить можно?"

В конце концов, если выплата возмещения за причиненный вред превращается в такую проблему, неужели нельзя заранее предупредить жильцов о том, что будет коситься трава? Я бы не стала просто оставлять во дворе машину, - сетует Ольга.

Мы позвонили в диспетчерскую ЖЭС №73 и еще раз убедились в том, что и так очевидно для любого горожанина: информация о планируемом покосе травы в дворовых территориях нигде не вывешивается.

Хотя ст.9 3акона Республики Беларусь от 16.07.2008 №405-3 "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" закрепляет за потребителями право на получение информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах. В числе прочего "исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о перечне оказываемых исполнителем жилищно-коммунальных услуг, сроках (периодичности) их оказания.

Информация, указанная в части второй настоящей статьи, доводится до сведения потребителей путем размещения на вывеске, информационных стендах (табло) или другим способом в доступном для граждан месте по месту нахождения исполнителя, а может быть также опубликована (распространена) в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, размещена на информационных стендах (табло) и иных носителях информации в местных исполнительных и распорядительных органах, местах общего пользования жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем территории".

Стоит отметить, что ЖЭСы активно используют в своих интересах размытый характер этой нормы: конкретные сроки работ на сайтах практически нигде не указываются, а "периодичность" - понятие относительное. Так, например, устроит ли вас информация, что "в соответствии с техническими нормативными актами (ТКП 45-1.04-14-2005 (02250) "Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений", Отраслевыми нормами времени обслуживания и нормами расхода материалов на техническое обслуживание жилищного фонда, утвержденными постановлением Минжилкомхоза от 05.07.2009 №29) скашивание газонов производится не реже 1 раза в месяц с мая по сентябрь"?

Конечно, к позиции коммунальных служб придраться сложно. Есть судебное решение - будет выплата, нет судебного решения - нет выплаты. Справедливо и законно. Однако почему "коммунальщики" отказались от заключения страховых договоров с уплатой страховых взносов в 5 миллионов? Это ведь не так уж и дорого: порядка 600 долларов - считайте, восстановление 6 элементов. Даю гарантию, что камни из-под косы за сезон повреждают гораздо больше крыльев/дверей/стекол. Вот до суда, видимо, доходят единичные случаи.


по ул. г.Озеры, Московской области. На красном сигнале светофора он притормозил. В это же время напротив него в аллее напротив «Дворца культуры» сотрудник МП «Спектр» производил кошение травы в аллее бензиновым триммером. Когда он остановился на красный свет светофора, то услышал, как от триммера полетели камни, которые ударились об его машину и разбили переднее левое стекло, в результате удара стекло треснуло.

Как правильно судиться с дорожниками

Для начала, рекомендуют автоинструкторы, следуют оценить затраты (как материальные, так и временные) на вызов сотрудников ГИБДД, оформление ДТП, независимую экспертизу и судебное разбирательство. Будут ли все эти средства оправданы при обращении к судебным органам? Помните, что в подобных случаях придется проходить экспертизу за свой счет.

Но если суд посчитает, что дорожная служба действительно виновна, то все затраты, включая судебные издержки и работу независимых экспертов, вам будут возмещены.

Повреждено стекло автомобиля во время покоса травы

Повреждено стекло автомобиля во время покоса травы.

Косильщик травы разбил стекло моего авто (отлетел камень), написал претензию в районную администрацию (они нанимали какую-то организацию для выполнения этой работы), через три недели отписались, что администрация не виновата. Что делать?

Здравствуйте!

Администрация действительно не несет ответственность. Письменную претензию о возмещении ущерба нужно предъявлять к организации, в которой работает работник.

Консультации в личных сообщениях платные.

Челябинская область, г. Бакал

Здравствуйте администрация может быть и не виновата А вот косильщика травы Вы можете привлечь гражданской ответственности Тоесть подать на него иск в суд о возмещении ущерба.

Здравствуйте!

Узнавайте что за организация проводила работы и подавайте им претензию с требованием о компенсации причиненного ущерба.

Можно ли возместить ущерб за поврежденный автомобиль, если он был припаркован неправильно?

Новости Минска. Ботаники утверждают, что самые глубокие корни у трын-травы… Корни этой истории уходят неглубоко, в нашу действительность.

А она бывает удивительной. Например, надпись, запрещающая парковку автомобилей на зеленой зоне, работает только в том случае, если она нацарапана гвоздем прямо на автомобиле. То, что припарковать свой автомобиль возле дома сложнее, нежели его купить, известно.

Chubrst › Blog › Возмещение ущерба за счёт дорожников, или как починить машину, убитую в яме?

Ничего не предвещало беды, ехали Вы по луже, и вдруг бах-хрясь-машину повело – приехали… После остановки вы с огорчением заметили кривой диск, пробитую покрышку, а чуть сзади машины огромную яму, доселе скрытую водой… Теперь у Вас есть два варианта – утереться, починить изуродованную машину и долго жаловаться на плохие дороги. Или… Именно об этом или мы и поговорим.

1 – согласно ПДД выставляем знак аварийной остановки и выполняем другие прописанные в ПДД действия… 3 – Вызываем ГИБДД и скорбным голосом сообщаем о ДТП.

ЖЭС отказывается выплачивать ущерб от разбитого в результате покоса травы стекла в автомобиле

Примерно через 1 мес. после происшествия мне было выплачено около 40% суммы прямого ущерба.

(Стекло я сразу поменял на СТО, все документы и чеки есть). Остаток было обещано погасить ещё через месяц, мотивация — большинство работников в отпуске, они сдадут деньги позже. Однако прошло ещё полтора месяца «кормления завтраками» и нач.

ЖЭСа говорит:

«Волков (тот самый косец) отказался тебе больше платить, подавай на него в суд»
.

Значит никакого сбора денег с отпускников не планировалось и нач. ЖЭСа мне просто морочил голову.

вопрос задан 2 года назад

Предъявляйте иск к работодателю этого самого Волкова — то есть к ЖЭУ на взыскание остатков непогашенного ущерба.

Компенсация морального ущерба по имущественным спорам законом не предусмотрена.

Чтобы получать уведомления о новых вопросах в разделе

Решение Именем Российской Федерации 13 февраля 2013г, г

В судебном заседании истец уточнила исковые требования, в связи с чем, просит взыскать с ответчика сумма материального ущерба по восстановительному ремонту автомобиля в размере 6973 рублей, расходы по оплате оценки в размере 1680 рублей, расходы на покупку органического стекла в размере 975 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.09.2012г. по 24.12.2012г. в размере 191,96 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Гражданское дело № 2- 6/2012 г. Мотивированное
решение суда составлено 18.01.2012

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

13 января 2012 г. г. Первоуральск Мировой судья судебного участка № 4 г. Первоуральска Свердловской области Сухоплюева Л.М., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 3 г. Первоуральска,с участием:

истца - Майоровой Е.М.,

представителя истца - Е,

представителя ответчика - Д,

при секретаре Колмаковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Майоровой к ООО «П-С» о возмещении причиненного ущерба, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ООО «П-С» о возмещении причиненного ущерба, судебных расходов, в обоснование иска, указав, что около 07 час. 40 мин. истец приехала на работу в ОАО «П», где припарковала автомобиль.

Около 16 час. 18 мин. истец вышла из помещения и обнаружила, что на лобовом стекле ее автомобиля имеется трещина, а также на лобовом стекле и капоте находилась трава и комки земли.

Истец сразу же обратилась к охраннику К, который пояснил, что сотрудники ООО «П-С» производили покос травы, в ходе которого из-под косилки вылетели мелкие камни, которые и попали в автомобиль истца, разбив лобовое стекло.

Истец обратилась к директору ООО «П-С» с требованием о возмещении материального ущерба по замене стекла. Данное требование было остановлено без удовлетворения.

Истец также обратилась в ОМВД РФ с заявлением о привлечении к ответственности неизвестного, который проводя покос травы, повредил ей автомобиль, припаркованный у ООО «П-С», разбив лобовое стекло.

Для более полного и объективного определения размера ущерба, причиненного автомобилю, истец обратилась в Автоэкспертное Бюро.

УУП отдела УУП и ПДН ОМВД РФ было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела.

По вине ответчика истцу были причинены нравственные и физические страдания.

Просит взыскать с ответчика ООО «П-С» следующие суммы:

возмещения материального ущерба, расходы по оплате услуг эксперта, возмещения морального вреда, расходы по копированию, нотариальные расходы, расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, исковые требования уточнила, дополнительно пояснив, что она приехала на работу. Автомобиль поставила на парковку возле работы. На парковке у них всегда находится охранник. На парковке не было никаких знаков, что будут производиться какие -либо работы. она вышла с работы и увидела, что ее машина спереди вся в траве и земле. Она дворником смахнула листья на лобовом стекле, увидела трещину. Она подошла к охраннику К, который ей пояснил, что был покос травы и возможно в ее автомобиль попал камень от косилки. Она пошла обратно на работу, позвонила в ООО «П-С», объяснила ситуацию, представитель обещался прийти посмотреть. Она позвонила в полицию Она долго ждала представителя ООО «П-С». Потом появился представитель ООО «П-С». Они с ним договорились в понедельник написать докладную записку. Они ее рассмотрят. она написала докладную записку, приложила к докладной записке фотографии автомобиля. В записке она требовала возместить причиненный ей материальный ущерб. Все это у нее забрали, ответили, что рассмотрят. Она поехала в полицию и написала заявление, вынес определение об отказе в возбуждении дела. она ездила в ООО «О» для определения стоимости причиненных ее автомобилю повреждений. Считает, что все расходы, понесенные ею должны оплатить ООО «П-С». просит возместить ей моральный ущерб.

Представитель истца доводы истца, а также исковые требования истца поддержала, дополнительно пояснив, что сколы, которые имеются на лобовом стекле автомобиля истца небольшого размера, так как камни в стекло попали маленькие. Данные сколы можно обнаружить при проведении рукой по стеклу. Сначала истец не обратила внимания на документы, где скол не зафиксировали, не придала этому значение. Как указывает представитель ответчика, трещина на лобовом стекле могла образоваться от перепада температуры. В руководстве по эксплуатации автомобиля указано звездочкой то оборудование, которое не входит в базовую комплектацию и может отсутствовать на некоторых автомобилях. В комплектацию автомобиля истца кондиционер не входит. Истец приобрела автомобиль в базовой комплектации. Как поясняет представитель ответчика, деформация кузова автомобиля могла образоваться при столкновении автомобиля с другим транспортным средством. Как поясняет истец действительно, в ее автомобиль врезалась собака, но повреждений на лобовом стекле не было. В своем отзыве на исковое заявление представитель ответчика указывает на то, что на место происшествия сотрудники ГИБДД не вызывались. В ФЗ Дорожно-транспортное происшествие- это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб. Данное понятие ДТП соответствует понятию, данному в Правилах дорожного движения Российской Федерации. То событие, которое произошло с автомобилем истца квалифицировать как дорожно-транспортное происшествие нельзя. Транспортное средство истца было припарковано, не двигалось. Если транспортное средство стояло, а в него врезалось другое транспортное средство при движении, то было бы дорожно-транспортное происшествие. хочет отметить, что покосы производил сотрудник ООО «П-С» О, и это установлено. Согласно инструкции по эксплуатации мотоустройства на странице 3 указано, что защитное приспособление мотоустройства не может защитить пользователя от всех предметов, отбрасываемых режущим инструментом. Данные предметы могут где-либо отскочить рикошетом и попасть в пользователя. На странице 6 данной инструкции указано, что в зоне радиусом до 15 метров не должны находиться какие - либо посторонние люди - опасность травмы отбрасываемыми предметами. Это расстояние должно соблюдаться также по отношению к предметам (транспортные средства, оконные стекла) - опасность нанесения материального ущерба. На странице 7 данной инструкции указано, что необходимо осмотреть местность - твердые предметы- камни, металлические детали и т.п. могут отбрасываться с силой в сторону и могут повредить режущий инструмент, а также предметы (например, паркующие машины). На приложенных к исковому заявлению фотографиях видно, что автомобиль истца был припаркован вблизи газона, где производился покос травы.

Представитель ответчика Д исковые требования в ходе судебного разбирательства не признал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные представителем ответчика П в предварительном судебном заседании, а также изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, представленном в ходе предварительного судебного заседания, а также представил дополнение к отзыву на исковое заявление, поддержал изложенные в нем доводы, считают, что вина ООО «П-С» в причинении ущерба истцу не доказана, соответственно не подлежит удовлетворению требование о возмещении морального вреда, госпошлины, оплаты услуг представителя и расходов по копированию. Действительно, от истца поступало заявление в ООО «П-С» с требованием возместить причиненный материальный ущерб. Письменного ответа Майоровой Е. М. не было предоставлено, так как все общение происходило устно. Проверка по данному факту проводились, объяснения брались, на уровне администрации общества было разбирательство. Было установлено, что О в тот день проводил покос травы. Настаивают на том, что маленькие камни не могут образовать на лобовом стекле автомобиля скол. Также хочет отметить, что в автомобиле истца не был установлен кондиционер, но была установлена климатическая установка, которая может подавать и теплый и холодный воздух. В жаркую погоду также можно направить холодный воздух на лобовое стекло, от которого оно треснет. Истцом не доказан факт повреждения нашими работниками. Охранник не видел факт попадания камня в лобовое стекло. При доказательстве вины должна быть установлена причинно-следственная связь между событием и последствием. Этой связи не доказано и не установлено. Также считают, удовлетворению не подлежат и остальные требования истца к ООО «П-С» в части взыскания суммы за копирование документов, нотариальных расходов, компенсации морального вреда, представительские услуги. Сам факт того, что именно из- под триммера попал камень, не доказан. А возмещение вреда возможно только причинителем вреда. Причинитель вреда на сегодняшний день не установлен. возможно причинение вреда и третьими лицами.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы по делу, материал ОМВД России по факту обращения Майоровой Е.М., мировойсудья находит исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Судебная практика по:

Упущенная выгода

Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ


Ответственность за причинение вреда, залив квартиры

Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ


Возмещение убытков

Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ

27.06.2013 - 16:10

Новости Минска. Ботаники утверждают, что самые глубокие корни у трын-травы… Корни этой истории уходят неглубоко, в нашу действительность. А она бывает удивительной.

Например, надпись, запрещающая парковку автомобилей на зеленой зоне, работает только в том случае, если она нацарапана гвоздем прямо на автомобиле.

То, что припарковать свой автомобиль возле дома сложнее, нежели его купить, известно. Парковочные места, как девушки: чуть зазевался - и все лучшие заняты. Поэтому народ паркуется, где угодно. Минчанка Екатерина Дрик - не исключение.

Екатерина Дрик:
Припарковались мы поздно вечером, как обычно, мест не было, поэтому пришлось парковаться на зеленой зоне.

Паркуясь возле дома на улице Городецкой, Екатерина прекрасно осознавала, что нарушает правила дорожного движения, но страх за автомобиль превысил страх перед возможным штрафом. Ночь прошла спокойно, но утро было страшным. И этот страх вызвал автомобиль…

Екатерина Дрик:
Я вообще была в таком шоке, потому что стекло как бы стояло, но состояло из мелких осколков. Я просто в таком каком-то шоке тогда была, и плакала, и все... Я считаю, что мы не правы, что припарковались в зеленой зоне...

Вероятно в силу того, что Екатерина возвращалась поздно вечером, она не смогла увидеть предупреждение ЖЭС о том, что будет проводиться покос травы, и посему запрещается в радиусе 20 метров от зоны покоса парковать автомобили. В противном случае коммунальщики снимали с себя ответственность за целостность машины. Что называется, накаркали…

Екатерина Дрик:
Само стекло стоит 1200000, плюс 300 тысяч работа.

С тяжелым сердцем отправилась Екатерина в ГАИ…

Екатерина Дрик:
Сказали написать заявление, я написала. Они сказали, это, скорее всего, ЖЭС, это не первый случай, что порча автомобилей, стекла, но с ЖЭСом очень сложно разбираться...

Действительно, когда женщина обратилась к коммунальщикам, то ее отфутболили профессионально: «Сами виноваты!» Нечего, мол, парковать автомобиль на зеленой зоне, и впредь читайте предупредительные таблички. Екатерина согласна с тем, что нарушила правила парковки и готова нести за это ответственность, но она считает, что сотрудники ЖЭС проводили покос с нарушением правил…

Екатерина Дрик:
Естественно, я хочу, чтобы оплатили ущерб, мне ничего не надо.

Кстати, в соответствии с инструкцией, прежде чем приступить к покосу травы, коммунальщики обязаны очистить территорию от посторонних предметов: камней, стекла, бутылок… Вероятно, предвидя претензии гражданки Дрик, директор ЖЭС пошел в отказ.

Директор ЖЭС №107 Минска (по телефону):
Там травы на том участке нету, физически косить было нечего.
То есть с претензиями вы не согласны и возмещать ничего не собираетесь?
Нет, потому что там нечего даже косить.
И рабочих ваших в тот день там просто не было?
Рабочие наши занимались покосом в другом дворе. Машины расположены намного дальше.

То есть вблизи автомобиля Екатерины Дрик никто ничего не косил, и, соответственно, стекла разбиты не летящими из под газонокосилки камнями. Может, даже хулиганами… Доказывайте!


Собственнику транспортного средства, в первую очередь во что упрется, доказать, что данные повреждения, разбитое окно, было именно в результате того, что совершались действия по покосу травы. Если он этого доказать не сможет, суд может отказать, поскольку человек не представил достаточно доказательств, и иск считается необоснованным.

То есть Екатерине не остается ничего иного, как искать свидетелей того, что автомобиль был поврежден камнями, летящими из-под газонокосилки. Это можно сделать разными путями. Поговорить, например, с бабушками, сидящими у подъезда на скамейках, с мамами, гуляющими с детьми на детской площадке, можно повесить на стендах подъездов объявления… В общем, вариантов много…

Олег Титов, адвокат специализированной юридической консультации №1 Минской городской коллегии адвокатов:
Если будет доказано, что некая организация (Зеленхоз или ЖЭС или Товарищество собственников) проводила покос травы, в результате чего был поврежден автомобиль, естественно, обязанность по возмещению будет возложена на эту организацию.

Но в силу того, что Екатерина припарковала автомобиль с нарушением правил дорожного движения и того, что коммунальщики предупреждали о предстоящем покосе, в деле появляются нюансы.

Олег Титов, адвокат специализированной юридической консультации №1 Минской городской коллегии адвокатов:
Такие действия, как парковка автомобиля в неустановленном месте вопреки данным предупреждениям, будет расценено как грубая неосторожность владельца транспортного средства, которое способствовало причинению или увеличению вреда. Это регламентировано статьей 952 ГК РБ, и является основанием для уменьшения размера возмещения (с учетом этих обстоятельств, при наличии доказательств, что работник причинил вред транспортному средству в результате покоса). Судом будет принято во внимание – грубая неосторожность.

Кстати, за грубую неосторожность со стороны владельца суд может снизить материальный иск на 90%. Ну а дальше начинается грубая математика. За нарушения правил парковки сотрудники ГАИ могут выписать Екатерине штраф в 5 базовых величин. Это 500.000 рублей. Стоимость ремонта обойдется примерно в полтора миллиона.

Если же в нашем случае судья снизит ущерб на 90%, то от полутора миллионов останется всего 150 тысяч. Учитывая судебные издержки, это совсем невыгодно. Поэтому остается только одно: строго соблюдать правила дорожного движения и следовать рекомендациям коммунальщиков, сообщили в программе «Добро пожаловаться!» на СТВ.

«Паркрайт» на вооружении ГАИ. Как работает система регистрации нарушений правил парковки



Новости Беларуси. Кардинальный способ решения проблемы неправильной парковки: автоматический комплекс фиксации «Паркрайт» на вооружении сотрудников ГАИ, сообщили в программе «Столичные подробности» на СТВ.

С его помощью выявлено почти 7000 нарушений.

Подробнее о том, как работает система, смотрите в видеоматериале.