Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Эксплуатация детского труда: законодательство, особенности и требования «Нет» эксплуатации детского труда!»

В 2002 году Международная организация труда (МОТ) объявила 12 июня Всемирным днем борьбы с эксплуатацией детского труда (The World Day Against Child Labour).

Это решение было принято, чтобы привлечь внимание общества к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда, в особенности его наихудших форм: рабства и принудительных работ, работ в опасных условиях, вовлечения детей в торговлю наркотиками и занятия проституцией, участие в вооруженных конфликтах.

Борьба с эксплуатацией детского труда является одной из приоритетных задач Международной программы по искоренению детского труда (International Programme on the Elimination of Child Labour, ИПЕК). Эта организация руководствуется принципами, закрепленными Конвенциями МОТ "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973) и "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (1999).

ИПЕК была организована в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом, которая до этого, в основном, была направлена на разработку международных норм и контроль за их соблюдением.

ИПЕК работает в нескольких направлениях: внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда; проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ; проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводимых в данной сфере на региональном и международном уровнях.

Благодаря усилиям МОТ и ИПЕК общее число детей, вынужденных работать, с 2000 года (с 246 миллионов), почти вполовину сократилось число детей, вовлеченных в опасные и криминальные виды труда. На 40% снизилось распространение детского труда среди девочек, на 25% — среди мальчиков.

К 2016 году государства‑члены МОТ поставили своей целью полную ликвидацию наихудших форм детского труда.

На III конференции по борьбе с эксплуатацией детского труда, прошедшей в октябре 2013 года в Бразилии, МОТ призвала страны к проведению законодательных и политических реформ с тем, чтобы искоренить труд детей — домашних работников, обеспечить достойные условия труда подросткам, которые достигли установленного национальным законодательством возраста приема на работу; ратифицировать Конвенцию о достойном труде домашних работников (2011); сформировать Всемирное движение против детского труда и наращивать потенциал объединений домашних работников в решении вопросов детского труда.

Международное сообщество также приняло декларацию , в которой подчеркивается необходимость бесплатного, обязательного и качественного образования, а также доступность институтов социальной защиты для всех детей (в соответствии с Рекомендацией № 202 МОТ).

Одними из важнейших шагов в этой области станет устранение препятствий к получению образования девочками; предоставление возможности наверстать упущенные знания детям, ранее не имевшим возможности получать школьное образование; устранение нехватки учителей по всему миру; обеспечение подготовленного и профессионального учительского состава; принятие мер для устранения нищеты.

Каждый год Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда имеет свою тему. В 2014 году в свете принятых в Бразилии решений он пройдет под девизом "Расширенная социальная защита: долой детский труд!" (Extend social protection: combat child labour!).

СССР присоединился к Конвенции "О минимальном возрасте для приема на работу" в 1979 году, в 2003 году Россия ратифицировала Конвенцию "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет . С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет.

Гражданам России, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, запрещается выполнять любые работы с вредными или опасными условиями труда, подземные работы и работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В частности, несовершеннолетним запрещено работать в сфере игорного бизнеса, ночных кабаре и клубах, на производстве и в торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борь­бе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвер­гающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуа­тации.

Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти ос­новных направлениях:

привлечение общественного мнения;

законодательная деятельность;

исполнительная деятельность;

образование;

оказание поддержки детям и их семьям.

Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .

Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет ог­ромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, на­чиная с самих детей и их родителей, а также политики, полити­ческие партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и ра­ботники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского тру­да. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.

Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им при­дется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотети­ческое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.

Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная програм­ма по искоренению наихудших форм детского труда должна ос­новываться на:

четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено на­нимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;

четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;

законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проститу­цией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или по­пустительство.

Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение попра­вок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против на­рушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предо­ставить возможность получения жертвами соответствующей ком­пенсации и защиты.

Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государ­ствах трудовые законодательства, включая законы о минималь­ном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некото­рые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударствен­ных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отрас­лям, где работает большинство детей и где они подвергаются по­тенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, со­блюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.

Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, вклю­чая коммерческие организации, профсоюзы, социальные служ­бы, местные органы управления, помогут достичь хороших ре­зультатов.

Очевидной альтернативой детскому труду является образо­вание, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблю­дение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации де­тей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы воз­можность работы детей на предприятиях, во многих опасных про­мышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образова­ние в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, воз­можно, позволит навсегда покончить со всеми формами дет­ского труда.

Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилита­ции прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предостав­лены медицинская помощь и психологическая поддержка, а так­же создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях воз­можность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление дет­ской одежды, а также обучающих программ или иных источни­ков дохода их родителям. Такие программы должны быть ориен­тированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотв­ратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.

Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасно­сти быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слиш­ком поздно. Профилактические меры включают программы мо­тивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ори­ентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ран­ним началом трудовой деятельности.

Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в про­мышленных сферах, где ранее применялся детский труд и исполь­зование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руково­дителей, подрядных и субподрядных организаций, а также проф­союзов, местных властей и общин в создании механизмов по мо­ниторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.

Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволя­ет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы улич­ных детей надо сосредоточить на профилактической работе с деть­ми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель - привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних. Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту - легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых. Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость. Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания. Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей , которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации. Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» . Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно . Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты , где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже , с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» - щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников. Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы». Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес . По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, - важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма. А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Эксплуатация детей сегодня

Трудовая эксплуатация

По данным Международной организации труда , в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки. Дети до сих пор вносят существенный вклад в экономику этих стран. С одной стороны, нарушаются международные соглашения о приемлемых для несовершеннолетних нормах труда. С другой стороны, выполнение запрета на труд будет означать ухудшение условий жизни и голод для многих из этих детей. В связи с этим ситуация остаётся сложной, а изменения идут медленно.

В Индии количество работающих детей существенно снизилось в промежуток с 1993 по 2005 год, однако множество несовершеннолетних и малолетних работают до сих пор. Преимущественно речь идёт о сельских районах. Кроме того, дети по сей день заняты в промышленности. Законодательство, существующее с 1986 года, позволяло детям работать на неопасном производстве. В 2013 году в Индии был принят закон, запрещающий детям до 14 лет работать, будь то опасная или неопасная промышленность. Тем не менее, суд постановил, что дети могут работать вместе со своей семьёй или в семейном деле, чтобы изучать основы профессии и мастерства. На практике это означает, что множество детей всё еще трудятся в качестве домашней и гостиничной прислуги, работают официантами и поварами, мастерят различные вещи и занимаются их продажей.

Согласно докладу ЮНИСЕФ от 1990 года, качество школ в сельских районах Индии оставляет желать лучшего. 50% государственных финансируемых начальных школ не имеют своего здания, 40% не имеют доски, и лишь в немногих есть книги и учебные пособия. У детей часто не хватает времени на учёбу, а школьному образованию нечем их привлечь. Между тем, детский труд - одна из причин бедности. Ведь, не получив образование, труднее найти работу с достойной зарплатой.

На примере Индии можно судить об основных социальных обстоятельствах, из-за которых существует детский труд: недостатки экономики, дешевизна и востребованность рабочего труда, низкое качество школьного образования, авторитет традиционного уклада.

На территории бывшего Советского Союза особенную обеспокоенность у мировых экспертов вызывает Узбекистан, где дети традиционно заняты в сборе урожая хлопка, который отвлекает их от учёбы осенью и весной. Впрочем, в начале 2017 года Международная организация труда сообщила о реформах, проведённых правительством государства, и заявила, что практика организованного детского труда в Узбекистане запрещена.

Сексуальная эксплуатация

К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии. О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно - любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема. Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального.

Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка : в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Кроме того, в ряде стран существует практика ранних браков, когда девочки ещё социально, эмоционально и физически не готовы к вступлению в брак - решения за них принимают их семьи. В принудительные браки, продажу и наследование жён вовлечены и взрослые девушки, и девочки. «Причиной детских браков является неравное гендерное положение и соотношение сил, которые могут привести к пожизненному подчинению девочек и женщин», - отмечает заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Флавия Пансиери.

Медийная эксплуатация

Иногда эксплуатацию легко изобличить - например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду. В других случаях всё не так очевидно - например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для Youtube. Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.

Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras , отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия - трудные задачи для маленького человека. Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания - факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек, объективация - плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

В конце XV века случилась известная многим трагедия с «золотым мальчиком» . Сыну пекаря предстояло участвовать в шествии при дворе миланского герцога и олицетворять пришествие Золотого века - с этой целью его тело полностью покрыли золотой краской. В результате ребёнок скончался, поскольку нормальная терморегуляция была нарушена в течение долгого времени. Нечто близкое по духу происходит и сегодня с детьми, которых принуждают приносить здоровье в жертву популярности.

Интерес детей к взрослым занятиям - естественное явление. Однако подражательные практики хороши, когда идут на пользу самим детям, развивают любознательность, имеют игровой характер и не вредят здоровью, моральному состоянию и жизни. Ситуации, когда дети служат корыстным интересам взрослых, должны пресекаться. Привлечь внимание общественных организаций к проблеме может каждый, кто имеет дело с детьми и замечает, когда происходит что-то неладное.

На сайте ООН можно познакомиться с книгой «Наше право на защиту от насилия» - она ориентирована на тех, кто работает с подростками. Там приведены примеры опросников, которые позволяют выявить случаи насилия и разобраться, не нарушаются ли права несовершеннолетних; предлагаются идеи для ролевых игр , помогающих детям отказаться от работы, которую им не следует выполнять, и планы бесед, посвящённых выявлению насилия в отношении детей.

1. Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения

прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или

ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные в отношении нескольких детей или если они причинили существенный вред

здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием

детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет.

1. Объектом данного преступления является здоровье, физическое развитие, образовательный уровень ребенка и др.

Своеобразным предметом преступления и одновременно потерпевшим выступает ребенок.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в эксплуатации детей, которые не достигли возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство.

Эксплуатация детей заключается в использовании детского труда на любого вида работах с целью получения

3. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что эксплуатирует ребенка с целью получения прибыли и желает

4. Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Квалифицирующими признаками данного преступления по ч.2 являются:

Эксплуатация нескольких детей;

Причинение существенного вреда здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка;

Эксплуатация детей с использованием детского

труда во вредном производстве.

Эксплуатация нескольких детей заключается в противозаконном использовании труда двух и более детей.

Под существенным вредом здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка следует понимать получение ребенком различной степени тяжести

телесных повреждений, различных хронических заболеваний, ненормальное физическое развитие ребенка и отклонение в образовательном уровне ребенка, наступивших в результате противоправной эксплуатации детского труда7^\

Под использованием детского труда во вредном производстве следует понимать труд ребенка на производствах, которые отнесены законодателем к вредным.