15 отдел фсб чем занимается. Отзыв: ФСБ чем занимается? Федеральная служба безопасности Российской Федерации: полномочия (Ростов-на-Дону)

Обеспечение внутренней безопасности страны выполняет ФСБ - служба, которой руководит президент России. С юридической точки зрения ведомство наделено исполнительной властью, но одновременно оно является военным. Численность и деятельность службы-наследия «чекистов» засекречены, поэтому рядовые граждане могут узнать лишь несколько моментов.

Флаг Федеральной службы безопасности Российской Федерации

До апреля 1995 года на территории РФ действовала федеральная служба контрразведки. После принятия Б. Ельциным закона № формирование стало федеральной службой безопасности Российской Федерации. Должностные обязанности служащих, структура центрального аппарата были полностью идентичны ФСК. Разница заключалась в появлении двух управлений - следствия и спецопераций, а также преобразования секретариата в управление делами.

Интересно! Мероприятий по реорганизации нового ведомства не проводилось, работники переназначены и переаттестованы не были.

Президентский указ установил в качестве профессионального праздника организации 20 декабря, в день создания ВЧК (1917 год). В августе 1996 года органы стали называться «службой безопасности России», но в сентябре ФСБ вернули прежнее наименование.

Масштабную реорганизацию произвели в 1997 году - 22 управления сократили до 5, оставшиеся сгруппировали в 5 департаментов. С 11 марта 2003 года В. Путиным часть полномочий пограничников и агентов связи и информации правительства при президенте переданы в ведение органов ФСБ России.

Эмблема ФСБ РФ

Вторая масштабная реорганизация ведомства произошла в 2004 года. Департаменты заменили службы, заместителей директоров стало не 12, а 4. Общевойсковая оливковая форма военнослужащих заменена на черную в 2006 г.

На основании Постановления Правительства № 743 оборудование соцсетей, форумов, сайтов в интернете и ПО для силовиков подключается по плану, одобренному ФСБ. Таким образом служба автоматически, по принципу СОРМ получает сведения о всех пользователях онлайн-площадок.

Нормативное регулирование

Деятельность государственной структуры ФСБ реализуется на основании положений Конституции Российской Федерации, ФЗ № о наличии, составе, правовых основах и принципах работы, правительственных нормативных актов, ведомственных приказов.

Организация наделена правом составления приказов.

Функции ФСБ

Функции и полномочия федеральной российской службы безопасности прописаны в законодательстве страны. Ведомство осуществляет:

  • организацию безопасной процедуры исполнения законов, указов, распоряжений, международных соглашений;
  • регулирование собственной деятельности посредством внутренних нормативно-правовых документов;
  • реализацию программ государства;
  • прогнозирование политической, социальной, криминогенной, экономической ситуации в стране;
  • контрразведывательную деятельность согласно учрежденным внутри ведомства планам интеграции с иностранными спецслужбами и агентами;
  • установление порядка мероприятий по борьбе с терроризмом и необходимости задействования в них отрядов спецназа;
  • пресечение преступной деятельности в порядке внедрения в группировки либо иных мероприятий;
  • разработку совместно с исполнительными органами способов противостояния коррупции, легализации незаконных доходов, незаконные процессы миграции, торговли оружием, боеприпасами, наркотическими и психотропными продуктами;
  • противодействие экстремистским группировкам, отдельным лицам, объединениям, стремящимся организовать вооруженный мятеж;
  • планирование и реализацию антидиверсионных, разведывательных мероприятий;
  • контроль и организацию процесса охраны природных ресурсов, режима пропуска через пограничные пункты людей, транспорта, грузов, животных.

На основании ст. 13 Положения «О ФСБ» служба имеет право конфиденциального сотрудничества с людьми по их согласия, использования спецсредств и методов, проведения мероприятий по обеспечению безопасности. Представители государственной организации могут использовать военную технику, оружие.

Интересно! Ст. 13 также устанавливает право ФСБ на самостоятельную разведдеятельность на территории Российской Федерации.

Направления деятельности

Комплекс ФСБ России на Лубянской площади

Структура органов ФСБ

Структура ведомства кардинально изменена с 2005 года - президент официально установил несколько служб и департаментов ФСБ.

Структура органов федеральной службы безопасности

СКР

Контрразведка состоит из:

  1. Департамента контрразведывательных операций.
  2. Управлений координации и анализа деятельности, спецмероприятий, контрразведки на объектах.
  3. Центра информационной безопасности и оперативным управлением.

СЗКСиБТ

Служба, обеспечивающая защиту конституционного устройства страны и борьбу с терроризмом, включает:

  1. 4 управления - по борьбе с террористами и политическими экстремистами, с международным терроризмом, внутренней политики президентской администрации, защиты конституционного строя.
  2. Центры антитерроризма и спецназа.
  3. Организационные управления - оперативное и розыскное.

НТС

Научно-техническая служба ведомства представлена:

  1. Управлениями - спецсвязи, заказа и поставок оружия/техники.
  2. Центрами - защиты информации и связи (8-й), оперативно-технических мероприятий (12-й).
  3. НИИ - информационных технологий и им. В. Найденко.

СЭБ

Экономической безопасностью Российской Федерации занимаются:

  1. 5 управлений контрразведывательного обеспечения - промышленности, транспорта, МВД и МЧС, незаконного оборота оружия и наркотиков, финансово-кредитной сферы.
  2. Административное подразделение.
  3. оОтдел организации и аналитики.

СОИиМС

В состав службы оперативного информационного контроля и международных связей включены:

  1. Управления - аналитики, стратегического планирования, международной работы.
  2. Отдел открытой информации.
  3. Департамент оперативных данных.

СОКР

Кадровая работа находится в ведении управлений спецрегистрации, кадрами, организационного планирования.

Служба обеспечения деятельности

Состоит из финансово-экономического управления, 12 Центра (МТО) и отдела капстроительства.

Служба контроля

Включает управления - инспекторское, информационного обеспечения розыскных операций и контрольно-ревизионное.

Погранслужба

Сюда относится отдел социального-бытового обеспечения. Российская служба ФСБ целом представлена 4 институтами - государственным ФСБ, территориальными, войсковыми и пограничными органами. В подчинении федеральной службы безопасности (российской) находятся подразделения авиации, спецназа, военной медицины, НИИ, образовательные, судебно-экспертные учреждения.

Руководство ФСБ России

Директор ФСБ России Александр Васильевич Бортников

На 2020 год деятельностью органов ФСБ России руководит А. В. Бортников. Его зам. - С. М. Смирнов. Должность статс-секретаря занимает А. Н. Купряжкин. Аппарат национального антитерроризма подчиняется И. Г. Сироткину.

СКР находится под началом В. Меньщикова, СЗКСиБТ - А. Седова, СОИиМС - С. Беседы, СЭБ - С. Королева, НТС - А. Фетисова, СОКР - Е. Ловырева. Службу обеспечения безопасности курирует М.Шекин, контрразведчиков - Ю. Игнащенков, пограничников - В. Проничев.

Специальные подразделения

Спецназ органов ФСБ относится к центру специального назначения и является самостоятельной единицей. Он был образован в 1998 году путем слияния нескольких спецназовских групп. В условиях реальных боевых действий работают два отряда. Специализация центра - борьба с международным терроризмом на территории РФ, обучение снайперов, парашютистов, боевых пловцов.

Альфа

Бойцы Управления «А» ЦСН ФСБ России

Занимается освобождением заложников, обезвреживанием террористов, захватом преступников, транспорта, зданий, штурмовыми операциями. Сформирован в 1974 году и до 1985 года работал в условиях сверхсекретности. Наименование «группа А» получил в 1991 году. Изначально комплектовался сотрудниками КГБ в количестве не более 40 человек.

На сегодня состоит из спецподразделений - взрывников, снайперов, связистов, управленческих отделов. Они дислоцируются на территории Москвы, Хабаровска, Екатеринбурга, Краснодара.

Вымпел/Управление «В»

Шеврон Управления «В» ФСБ России

Сформирован в августе 1981 г. в качестве подразделения внешней разведки КГБ. Группа была в составе управления С, нелегально занимающегося сбором разведданных. В боевой обстановке действовали 2 группы, по 10-20 бойцов.

Впервые задействован в период Афганской войны для разведывательной и диверсионной работы. Вымпеловцы также занимались борьбой с терроризмом, освобождением заложников, захватывали стратегические объекты или искали их слабые места в рамках учений.

После путча в 1991 году «Вымпел» находился в подчинении Минбезопасности Российской Федерации, с 1993 г. - входил в состав президентской службы безопасности. В это время переквалифицировался на устранение террористических группировок с атомных объектов, борьбу с наркобизнесом, преступностью, незаконными вооруженными группировками. В августе 1995 возвращен в подчинение ФСБ.

В настоящее время сформирован из контрразведывательных подразделений. Занимается антитеррористическими операциями, остальная деятельность защищена гостайной.

ССО

Служба спецопераций сформирована в 1999 году из представителей 12 отдела экономической контрразведки и 3 отдела службы, специализирующейся на борьбе с преступностью и бандитизма. ССО выполняет задачи, аналогичные задачам Альфы и Вымпела.

Особенности кадрового состава

Попасть в войска или на гражданские должности в ФСБ - одной из самых секретных организаций России непросто. Ведомство принимает на службу людей с высшим образованием, знающих несколько языков или специализирующихся на компьютерных технологиях. Но приоритетными для него являются военные, прошедшие подготовку в частях ВДВ.

Чтобы дослужиться до офицера, необходимо отучиться в академии Службы безопасности Российской Федерации или военном вузе.

Самый строгий отбор у спецназовцев. Им нужны бойцы-профессионалы в одной из отраслей спецподготовки, с боевым опытом и военным образованием. В Центр специального назначения могут попасть выпускники учебных заведений Минобороны, внутренних войск МВД, пограничной службы или Рязанского училища.

Ведомство, взявшее начало из КГБ на сегодняшний день является залогом безопасности России. Оно пресекает деятельность иностранных спецслужб или отдельных агентов, работая в тени. Методов и способов деятельности ФСБ известно немного, поскольку они входят в категорию государственной тайны.

КАК ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ В ФСБ И С КАКИМИ ВОПРОСАМИ СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ НА ЛУБЯНКУ
06.05.2004
Андрей Князев, Наталья Козлова
“Российская газета”. 7.05.2004 года

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФСБ

Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые "компетентные органы". И, тем не менее, в разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции. Но две из них оставались неизменными - контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

В Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" эти две функции названы основными направлениями деятельности ФСБ. Новым в этом законе оказалась четкая формулировка пределов полномочий компетентных органов: "Деятельность органов Федеральной службы безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде» (статья 8, глава 2).

Сегодня деятельность ФСБ регулируется, в частности, федеральными законами "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (принят 3 апреля 1995 года), "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят 12 августа 1995 года), а еще Положением о Федеральной службе безопасности и ее структурах (утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года).

Поскольку ФСБ это федеральный орган исполнительной власти, во всех перечисленных законах учтена необходимость этой службы взаимодействовать с населением, вести прием граждан и рассматривать их предложения, заявления и жалобы по вопросам в пределах своих полномочий. Взаимодействие с населением - это важный аспект работы спецслужб, показывающий степень доверия людей и своего рода параметр легитимности службы.

ЖИЗНЬ ТЕЧЕТ, И КОЕ-ЧТО МЕНЯЕТСЯ

Обычные для прошлых лет темы обращения граждан в ФСБ - это сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также незаконная деятельность иностранных организаций или шпионские страсти - уступили первенство терроризму, вернее сообщениям о подозрительных находках или поведении. Российские граждане, испытавшие в последние годы на себе ужасающую повседневность терактов, которые могут нас достать где угодно - в метро, дома в постели, в концертном зале или на стадионе, - стали гораздо бдительнее. А борьба с терроризмом находится в ведении ФСБ по пункту "Д" статьи 12 главы 3 Закона "Об органах федеральной службы безопасности".

Именно эта спецслужба должна выявлять, предупреждать и пресекать факты терроризма. А в случае если террористический акт случился, ФСБ руководит спасательными операциями, в которых координирует деятельность других государственных органов по спасению заложников и задержанию террористов. Поэтому подавляющее большинство сообщений граждан о подозрительных лицах и вещах адресуется не местному участковому или постовому милиционеру (хотя МВД тоже уполномочено вести борьбу с терроризмом), а в первую очередь - ФСБ. Видимо, российские граждане расценивают борьбу с терроризмом как задачу государственного масштаба, непосильную для милиционеров, больше увлеченных поборами с несчастных мигрантов, погоревших на фальшивой миграции.

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ?

Отошедшие на второй план, но не потерявшие актуальности темы обращения людей в ФСБ можно выстроить в порядке своеобразного рейтинга:

1. Готовящиеся или совершенные преступления против государственной власти (государственная измена, разглашение гостайны, шпионаж в пользу иностранных спецслужб или организаций);
2. Экстремистские проявления;
3. Деятельность преступных сообществ;
4. Преступления в кредитно-финансовой сфере;
5. Контрабанда.

В ФСБ поступает сообщенная гражданами информация об организованной преступности со всей России - от сферы экономики, хищения бюджетных средств и коррупции до фактов вымогательства, незаконного оборота наркотиков, оружия и боеприпасов. До сих пор не кончается еще одна тема, о которой пишут граждане на Лубянку, - это тема перераспределения собственности, зачастую принимающая криминальные формы. Не так уж и редко присутствует в письмах в ФСБ и другая тема - проблемы, связанные с иностранными инвестициями в экономику страны и деятельность зарубежных фирм и их представительств на территории Российской Федерации.

Не последнее место занимают сообщения, каким-то образом связанные с контртеррористической операцией в Чечне. Пишут в спецслужбу о местах подготовки боевиков, об источниках финансирования и снабжения банд.

ТОЛЬКО ОНИ, И НИКТО БОЛЬШЕ

Есть несколько вопросов, на которые вам может ответить только ФСБ. Например, если у вас есть подозрение, что ваш телефон прослушивается конкурентами, вашу деловую или личную переписку кто-то просматривает, а может, вас кто-то слушает с помощью так называемого "жучка", вмонтированного в розетку или пепельницу. Во всех этих случаях смело обращайтесь в ФСБ. У этой службы есть не только право, но и обязанность лицензировать разного рода специальную технику для негласной аудио- и видеосъемки. Круг таких изготовителей и, скажем мягко, потребителей такой техники строго ограничен разрешениями компетентных органов. Отсутствие разрешения на пользование такой техникой - противозаконно. Так в октябре 2002 года Мосгорсуд подтвердил приговор директору частного охранного предприятия "Сокол - ЮНС" Юрию Стенину за злоупотребление своей деятельностью. У Стенина был обнаружен целый склад специальных технических средств, использование которых на территории России без лицензии запрещено. С помощью этой аппаратуры велось "негласное получение информации", а объектами наблюдения были действительно очень важные персоны - политики, банкиры, журналисты. Сотрудники подразделения департамента экономической безопасности ФСБ, которое специально создано для взаимодействия с частными охранными предприятиями и борьбы с преступностью в них, признали, что это дело очень напоминает скандал с охранным предприятием "Атолл" в 2000- 2001 годах. Тогда против "Атолла" Генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело в связи с незаконной прослушкой целого ряда чиновников и приближенных из ельцинской "семьи". Однако тогда делу ход не дали из политических соображений.

О ЧЕМ ПИСАТЬ НЕ НАДО.

Обращение в компетентные органы - это не "стукачество", а информирование государственного органа о нарушениях и преступлениях, предотвратить или расследовать которые может только он в силу своих полномочий. Не стоит донимать Лубянку наговорами на соседа или тещу, или кляузами на начальника, или клеветой на конкурента. В ФСБ все полученные сообщения проверяются, даже некоторые анонимные, но последние лишь в том случае, если они содержат информацию о серьезных готовящихся преступлениях. Аноним теряет в этом смысле хотя бы потому, что ФСБ обязана давать ответ на полученное сообщение, в которых расскажет гражданину о принятых мерах. Именно это прописано в специальной "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности".

КОГДА ЖДАТЬ ОТВЕТА?

Если письмо в ФСБ содержит вопросы, которые не относятся к ведению органов безопасности, то ФСБ обязана в пятидневный срок направить поступившую к ним информацию по принадлежности и сообщить об этом автору. Если же обращение гражданина в ФСБ попало сразу по нужному адресу, то есть, если поднятые в заявлении вопросы в компетенции ФСБ, то письмо рассматривается в срок до одного месяца. А если то, что написал человек, требует серьезного расследования, то месячный срок продлевается, о чем ФСБ обязано сообщить автору письма.

КАК К НИМ ОБРАТИТЬСЯ?

В органы государственной безопасности можно обращаться по-разному, как вам удобнее. Единого требования нет. Можно по почте, можно по телефону или электронной почте. Можно прийти самому в приемную ФСБ и поговорить лично. Принимают как в Москве на Лубянке, так и в территориальном органе безопасности в регионе.

Органы ФСБ России предназначены для осуществления функции обеспечения внешней и внутренней безопасности государства в различных сферах.

19.12.1991 образовано Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР на базе упраздняемых:

Министерства внутренних дел СССР;

Министерства внутренних дел РСФСР;

Межреспубликанской службы безопасности;

Агентства федеральной безопасности РСФСР.

24.01.1992 образовано Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ).

21.12.1993 упразднено Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ). Создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России).

с 12.04.1995 Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России) переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

(ФСБ России ) - федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность России и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (п. 1 Положения о ФСБ России).

Федеральная служба безопасности РФ - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона о ФСБ).

Система органов ФСБ России:

Директор ФСБ России

Первый заместитель, заместители директора ФСБ России

Коллегия ФСБ России

Департаменты

Контрразведки

По защите конституционного строя и борьбе с терроризмом

Экономической безопасности

Анализа, прогноза и стратегического планирования

Организационно-кадровой работы

Обеспечения деятельности

Управления

Военной контрразведки

Инспекторское

Следственное

Собственной безопасности

Договорно-правовое

Отделы и иные подразделения

Военно-мобилизационный отдел

Центр общественных связей

Иные подразделения.

Территориальные органы безопасности

управления (отделы) ФСБ России по субъектам (регионам) РФ.

Органы безопасности в войсках

управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Пограничные органы: управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).

Другие органы безопасности: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Таким образом, система органов ФСБ России состоит из взаимосвязанных структурных подразделений, разделенных по функциональному или территориальному признаку. Это обеспечивает строгое соподчинение органов ФСБ России по вертикали, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим и всех их - непосредственно Президенту РФ, позволяет решать поставленные перед ними задачи независимо от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц.

Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью ФСБ России. Это выражается в организационно-штатных и административных функциях по отношению к федеральной службе безопасности, в том числе утверждает Положение о ФСБ России, структуру Службы, устанавливает ее штатную численность и др.

На Правительство РФ возложена координация деятельности ФСБ России в процессе взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти.

Непосредственное руководство ФСБ России осуществляет Директор, который, как и его заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Организационное построение органов безопасности обусловлено возложенными на них задачами, выполняемыми функциями и административно-территориальным делением Российской Федерации.

С учетом этого в их составе условно выделяют подразделения:

Исполняющие управленческие функции (центральный аппарат);

Непосредственно реализующие направления деятельности, возложенные на органы федеральной службы безопасности.

Центральный аппарат управления ФСБ России состоит из:

Руководства ФСБ России;

Служб ФСБ России;

Департаментов и управлений.

Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с измен. и дополнен.) разрешено иметь в Федеральной службе безопасности Российской Федерации одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и четырех заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одного заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (п. 2 Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960).

В составе ФСБ России функционируют следующие:

Службы: пограничная; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; другие службы;

Департаменты: военной контрразведки; оперативной информации; контрразведывательных операций; иные департаменты;

Управления: по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом; оперативно-розыскное управление; по борьбе с контрабандой, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков; международного сотрудничества; радиоконтрразведки; другие управления.

В структуру центрального аппарата ФСБ России включены также подразделения центрального подчинения, среди которых функционируют, например: следственное управление; управление регистрации и архивных фондов; управление авиации; Академия ФСБ России и др. Помимо этого при ФСБ России действует Академия криптографии РФ (органом ФСБ непосредственно не является, однако подотчетна этой службе).

В ФСБ России образуется коллегия (в составе директора службы (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников органов и войск), которая на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним большинством голосов решения, оформляемые приказами ФСБ России.

В случае разногласий между коллегией и директором ФСБ России директор реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Территориальные органы безопасности. Их создание осуществляется по региональному принципу, т.е. в пределах границ одного региона или субъекта РФ (например, управление ФСБ по Красноярскому краю, Иркутской области, Чеченской Республике).

Исключение составляют управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, которые осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ.

Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении, и составляют основу всей системы ФСБ России

Организационно территориальные органы федеральной службы безопасности строятся по образу центрального аппарата службы. В составе управлений имеются: разведывательный отдел; отдел контрразведывательных операций; отдел по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; отдел экономической безопасности; следственный и другие отделы.

Отделы (отделения) в городах и районах субъектов РФ органами федеральной службы безопасности не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.

Органы безопасности в войсках. Их структура, полномочия и деятельность регламентированы Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Исполняя свои функции в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, СВР России, федеральных органах государственной охраны и др., органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий, в частности:

Устанавливают на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;

Осуществляют оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;

Осуществляют хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создают в этих целях информационные системы и т.д.

С 01.01.2015 функции упраздненной Рособоронпоставки переданы ФСБ России в области размещения заказов, заключения, оплаты, контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;

Трехзвенную систему органов безопасности в войсках составляют:

Управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;

Управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Центральному военному округу. Ракетным войскам стратегического назначения. Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;

Отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России по представлению начальника 3 Управления.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия (в ее состав входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители, а также другие руководящие сотрудники данного управления и органов безопасности в войсках).

Пограничные органы.

Их систему образует Пограничная служба ФСБ России:

Региональные пограничные управления по федеральным округам (Региональное пограничное управление по Центральному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Южному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Уральскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Приволжскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Сибирскому федеральному округу; Северо-Западное Региональное пограничное управление; Арктическое Региональное пограничное управление; Региональное пограничное управление по Дальневосточному федеральному округу;

Пограничные управления по 41 субъектам РФ (например, Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым);

Отряды (отделы) ФСБ России по пограничной службе.

Пограничную службу ФСБ России возглавляет первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы.

Деятельность пограничных органов направлена на охрану Государственной границы РФ, а также осуществление пропускного режима через нее. Это обеспечивается проведением следующих мероприятий:

Воспрепятствование противоправному прохождению Государственной границы на местности;

Осуществление контроля за соблюдением имеющих разре­шительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу: проведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, режимно-пропускной и военно-технической деятельности;

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению пограничных органов, которые в пределах компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

Проведение дознания по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

Осуществление профилактики правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

Участие в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

Проведение пограничных поисков и операций;

Осуществление контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (следующих транзитом по территории Российском Федерации), их идентификации с документами, удостоверяющими личность, а также учетом в пунктах пропуска через Государственную границу (ст. 30 Закона о Государственной границе РФ).

Другие органы безопасности.

В составе органов федеральной службы безопасности имеются отдельные подразделения центрального подчинения, деятельность которых носит вспомогательный характер, поскольку направлена на обеспечение решения задач, поставленных как перед центральными, так и территориальными органами федеральной службы безопасности. К ним относятся авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ России.

Указанные органы безопасности выполняют следующие задачи авиационное сопровождение деятельности органов безопасности, обеспечение проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных мероприятий; проведение научных исследований; осуществление кадровой работы; медицинское обслуживание сотрудников; проведение экспертных исследовании изготовление и ремонт специальной техники и оборудования и т.п.

Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением законов органами ФСБ России осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

ВЧК (1917-1922)

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

ОГПУ (1923-1934)

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

  • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
  • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
  • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934-1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943-1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954-1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

ФСБ

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • защита конституционного строя;
  • борьба с особо опасными формами преступности;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

ФСБ возглавляли:

в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

в 1998- 1999 году В. В. Путин;

в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

с мая 2008года — А. В. Бортников.

Структура ФСБ России:

  • Аппарат Национального антитеррористического комитета;
  • Служба контрразведки;
  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
  • Служба экономической безопасности;
  • Служба оперативной информации и международных связей;
  • Служба организационно-кадровой работы;
  • Служба обеспечения деятельности;
  • Пограничная служба;
  • Научно-техническая служба;
  • Контрольная служба;
  • Следственное управление;
  • Центры, управления;
  • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ (другие органы безопасности);
  • авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

ФСБ – это федеральная служба безопасности. Это централизованная система, которая осуществляет свои решения в пределах полномочий. На сегодняшний день ФСБ – это самая могущественная спецслужба. Давайте подробно рассмотрим, что делает ФСБ.

Деятельность органов ФСБ

Рассмотрим основные направления деятельности органов ФСБ:

  • Контрразведывательная деятельность. Она осуществляется органами ФСБ, а также их подразделениями. Таким образом, проводятся контрразведывательные мероприятия в целях предупреждения и выявления иной деятельности специальных организаций и служб, которые могут нанести определенный ущерб государству. Органы контрразведки будут проводить контрразведывательные мероприятия, в том случаи если есть:
  • Нормативно-правовыми актами регулируется порядок провидения контрразведывательных мероприятий. Контрразведывательных мероприятий, которые могут ограничивать права граждан на телефонные разговоры или тайную переписку, проводятся только на законной основе. Контрразведывательные мероприятия, которые могут ограничивать права граждан на неприкосновенность собственного жилища допускаются на основании постановления судьи. Только судья может рассматривать ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий. После рассмотрения ходатайства, судья может вынести следующие решения:
    • постановление, о том, что могут допускаться контрразведывательные мероприятия, которые могут ограничивать конституционные права граждан;
    • постановление о запрете проведения контрразведывательных мероприятий.
  • Борьба с терроризмом. Такой вид деятельности осуществляется органами по борьбе с терроризмом или же их подразделениями, а также должностными лицами, для того чтобы выявить, раскрыть или предупредить террористическую деятельность иных служб или организаций посредством боевых действий.
  • Основания для проведения контрразведывательных мероприятий по борьбе с терроризмом:
    • если есть необходимость пересечь террористическую деятельность;
    • если существует необходимость выявить и задержать лица, которые причастны к организации террористического акта;
    • если есть необходимость добывать информацию о событиях или действиях, которые могут создать угрозу терроризма.
  • Органы по борьбе с терроризмом проводят оперативно-боевые мероприятия. Нормативно - правовыми актами федерального органа исполнительной власти регулируется порядок проведения мероприятий по борьбе с терроризмом. Органы по борьбе с терроризмом свою деятельность осуществляют в соответствии с законодательством.
  • Борьба с преступностью. Этот вид деятельности осуществляется органами ФСБ для того, чтобы предупредить, раскрыть шпионаж, организованную преступность, коррупцию, контрабанду. Деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с организованной преступностью регулируется законодательством об уголовно – процессуальной деятельности.
  • Разведывательная деятельность. Эта деятельность осуществляется органами внешней разведки при федеральном органе исполнительной власти.
  • Пограничная деятельность. Основные направления пограничной деятельности:
    • охрана и защита государственной границы;
    • охрана и защита законных и экономических интересов государства.
  • Обеспечение информационной безопасности. Этот вид деятельности осуществляется в научно-технической сфере.

Теперь вы уже знаете, чем занимается ФСБ.