Как оплатить госпошлину через госуслуги со скидкой. Все способы оплаты госпошлины Справка из банка о невозможности оплатить госпошлину

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму госпошлины, в отношении которой предоставлены отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).
Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате госпошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. ст. 128 и 129 АПК РФ). В ходатайстве необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты госпошлины и приложить к нему соответствующие доказательства.
Возможность получения рассматриваемой преференции не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет госпошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем учитываться не должно (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
При обращении в суд отсрочка или рассрочка испрашивается на срок до окончания судебного разбирательства дела по существу, но не более одного года. Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму госпошлины: самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).
После предоставления отсрочки уплаты госпошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Отсрочка или рассрочка в уплате госпошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимости ее чистых активов, рассчитываемых в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
Перечень доказательств, подтверждающих обоснованность просьбы истца, законом не регламентирован, поэтому можно представлять любые доказательства. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2008 по делу N А55-18697/07).
В ходатайстве об отсрочке уплаты госпошлины должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить ее в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6).
При подготовке ходатайства можно руководствоваться также перечнем документов, закрепленным в п. 5 ст. 64 НК РФ.
Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений ФССП об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты госпошлины, поскольку они свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).
То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования; к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146, Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007 и др.).
Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить госпошлину (Постановления ФАС Поволжского округа от 20.04.2009 по делу N А72-198/2009, Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1).
Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить госпошлину не подтверждает, поэтому суд не примет ее как надлежащее доказательство (Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2012 N Ф09-12147/12). Решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).
Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе тоже не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению налоговой инспекции или самого банка (Определение Костромского областного суда от 12.08.2013 по делу N 33-1361, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04).
Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате госпошлины (например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимую гарантию, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др.).
Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить госпошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое или затруднительное финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее.
Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате госпошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку, притом что суд не вправе предоставлять их произвольно по своему усмотрению (Определение ВС РФ от 11.11.2014 N 305-ЭС14-5836).
Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, на основании п. 2 ст. 333.22 НК РФ суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату госпошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как ее плательщика, а не его конкурсного управляющего (Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., N 146-ФЗ, ред. от 28.11.2015] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., N 95-ФЗ, ред. от 28.11.2015] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Все платные государственные услуги облагаются госпошлиной, факт её оплаты подтверждается квитанцией, которая обязательно прилагается к пакету документов. Часто из-за путаниц возникают неприятные ситуации, когда гражданин оплачивает большую сумму, чем следовало по факту. Не спешите волноваться и искать виновника трат, ведь разницу можно вернуть, написав соответствующее заявление. Также, если вам отказали в услуге позднее, но вы уже оплатили пошлину – вы тоже имеете полное право на возврат средств. В данной статье вы найдете полный список оснований, а также узнаете что нужно предпринять для получения госпошлины обратно.

В каких ситуациях можно вернуть госпошлину

Данный вопрос полностью регулирует статья 333.40 Налогового Кодекса РФ. Полный текст вы можете увидеть, пройдя по ссылке . Основные ее положения гласят:

  • Вы можете вернуть разницу за любую государственную пошлину, оплаченную по ошибке сверх нормы;
  • Судебная пошлина возвращается гражданину, если его дело не было возбуждено вовсе, либо суд отклонил заявление;
  • Такая пошлина может быть заморожена и оплачена в счет следующего иска;
  • Если мир заключался ещё до начала суда, то истец получит только половину суммы;
  • Пошлина не возвращается, если ответчик сразу же удовлетворил запрос истца до начала суда;
  • Любая сумма вернется, если юридическое лицо отказалось предоставлять вам государственную услугу.

Однако, бывают случаи, когда пошлину вернуть нельзя:

  • Госпошлина не возвращается за услуги органов ЗАГС, кроме ошибочной оплаты сверх нормы;
  • Если вам отказали в выдаче паспорта гражданина РФ по установленной законодательно причине, то пошлина не вернется. Вы можете использовать квитанцию при повторной подаче документов;
  • Когда вы сами отказываетесь от услуги после оплаты пошлины, деньги не возвращаются.

Сначала сверьтесь со списком или статьей кодекса, если ваш случай подходит под возврат средств, то приступайте к следующим пунктам.

Куда обратиться за возвратом госпошлины

Чтобы вернуть деньги, вам нужно отнести заявление и соответствующие доказательства в орган, который отказал в государственной услуге или в который вы перечислили ошибочную сумму. Именно его специалисты примут решение о возврате и дадут вам справку.

Весь процесс выглядит так:

Если решение отрицательное, и вы не согласны с ним, то вам нужен письменный отказ от организации, который она обязана выдать. С заявлением, отказом и квитанцией обратитесь прямо в Налоговую Службу.


Сколько ждать возврата пошлины

Всего срок складывается из нескольких факторов:

  • На рассмотрение вашего заявления у организации есть пять дней;
  • Ещё пятнадцать выделяется на оформление справки для Налоговой Службы;
  • У ФНС есть месяц на возврат ваших средств.

Если организация переводит вам деньги в обход ФНС, то у нее на это тоже месяц. Выплата происходит из Федерального Казначейства.


Зачисление средств произойдет на тот же счет, с которого они были сняты. Если вы платили наличными, то в заявлении указываются реквизиты для возврата: номер сберегательной книжки, банковской карты или лицевого счета физического лица.

Дело № 11-148/15 <.....>

Мировой судья Лучникова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Орджоникидзевский районный суд г. Перми

В составе председательствующего судьи Кордон Н.Ю.

При секретаре судебного заседания Шариповой О.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе ООО «Пермгазэнергосервис» на определение от (дата) мирового судьи судебного участка № , которыми постановлено:

«В удовлетворении ходатайства ООО «Пермгазэнергосервис» о предоставлении отсрочки в уплате государственной пошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Фадеева В. Л., Фадеевой Н. А., Котельникова Е. А., Фадеевой М. К., Фадеева С. В. о взыскании суммы долга по оплате коммунальных услуг – отказать»,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Пермгазэнергосервис» обратилось к мировому судье судебного участка № с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Фадеева В. Л., Фадеевой Н. А., Котельникова Е. А., Фадеевой М. К., Фадеева С. В. задолженности за коммунальные услуги в размере <.....>.

Судьей постановлено приведенное выше определение.

Определением мирового судьи судебного участка №... от (дата) ООО «Пермгазэнергосервис» отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Фадеева В.Л., Фадеевой Н.А., Котельникова Е.А., Фадеевой М.К., Фадеева С.В.. Данное определение не обжалуется.

В частной жалобе представитель заявителя просит об отмене определения, которым отказано в предоставлении отсрочки по уплате госпошлины. Указывает, что решением арбитражного суда от (дата) ООО «Пермгазэнергосервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий. Организация не имеет на счетах денежных средств для оплаты государственной пошлины, в подтверждение данного обстоятельства заявителем был приложен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих отсутствие денежных средств на счетах. Считает, что не предоставление отсрочки уплаты госпошлины лишает организацию беспрепятственного доступа к правосудию.

Дополнительно указал, что нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление справки о наличии (отсутствии) денежных средств на счете на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа. В настоящее время организация коммерческую деятельность не ведет, в реестр кредиторов включены требования кредиторов на сумму <.....>. Все взысканы от дебиторов денежные средства, перечисляются в адрес текущих кредиторов и отсутствуют на другие расходы. Указал, что другими судами отсрочка предоставляется. Просит определение мирового судьи от (дата) об отказе в предоставлении отсрочки в уплате госпошлины отменить, ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины удовлетворить.

На основании с пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации - отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка уплаты налога может быть предоставлены заинтересованному лицу в случае угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы: справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках; справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках; перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства); обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности; документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 64 НК РФ).

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении частной жалобы ООО «Пермгазэнергосервис» отказать.

Определение от (дата) мирового судьи судебного участка №... об отказе в предоставлении отсрочки по оплате госпошлины оставить без изменения.

Судья Н.Ю. Кордон

Суд:

Орджоникидзевский районный суд г. Перми (Пермский край)

Судьи дела:

Кордон Наталья Юрьевна (судья)

Многие организации, управляющие МКД, используют в работе интернет-банкинг. Но еще не все судебные органы готовы признавать электронные документы наравне с бумажными. Однако Верховный Суд РФ указывает, что отсутствие на платежке подтверждения оплаты госпошлины в доход федерального бюджета не может служить основанием для оставления жалобы без движения.

К исковому заявлению и заявлению о вынесении судебного приказа требуется приложить документ с подтверждением оплаты госпошлины . Если подать заявление о вынесении судебного приказа без этого документа, судья возвратит ваше заявление, а в случае подачи иска оставит исковое заявление без движения (ст. 136 ГПК РФ).

Обычно судебные работники требуют платежное поручение с печатью банка и подписью его сотрудника. Разберемся, насколько это законно и оправданно.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Это закреплено ч. 3 ст. 333.18 НК РФ.

Подтверждение оплаты госпошлины для суда в безналичной форме является платежным поручением, на котором банк ставит отметку об исполнении.

К сведению

Если исковое заявление подано в суд без соблюдения установленных требований, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. Судья извещает об этом лицо, подавшее заявление, и предоставляет разумный срок для исправления недостатков. Такой порядок определен ст. 136 ГПК РФ.

Требования к оформлению платежного поручения изложены также в положении Банка России от 19.06.2012 № 383‑П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее - Положение № 383‑П).

Банки переводят денежные средства по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в т. Ч. С использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях (п. 1.9 Положения № 383‑П).

Возможно ли подтверждение оплаты госпошлины электронным документом

Чтобы подтвердить, что распоряжение в электронном виде о переводе денежных средств по банковскому счету исполнено, банк плательщика направляет ему извещение в электронном виде о списании денежных средств с его банковского счета. В извещении указываются реквизиты исполненного распоряжения. Также банк может направить плательщику исполненное распоряжение в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом таким извещением банк плательщика может подтверждать одновременно прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение (п. 4.6 Положения № 383‑П).

Верховный Суд РФ в 2013 году указал, что надлежит принять исковое заявление к рассмотрению, если представлены доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции. Отсутствие на платежном поручении, исполненном банком, отметки о зачислении государственной пошлины в доход федерального бюджета не может служить основанием для оставления жалобы без движения (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ за I квартал 2013 года, утв. Президиумом ВС РФ 03.07.2013).

Таким образом, при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции достаточно приложить платежное поручение, сформированное с помощью системы интернет-банкинга. При этом наличие отметки об исполнении не обязательно.

Если вы оплатили пошлину с помощью системы интернет-банкинга, но информации об этом нет в ГИС ГМП, то подтверждением оплаты будет выданный банком документ об осуществлении платежа. Такая позиция Минфина России изложена в письме от 10.01.2017 № 03‑05‑06‑03/80139.

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".