Категории транспортных средств в правах. Категория водительских прав B1

В настоящее время многие автолюбители даже не догадываются о существовании специальных подкатегорий, дающих право на управление особенными транспортными средствами. Одна из таких - В1. Что означает категория В1, для чего она нужна? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Что представляет собой категория В1

Для получения возможности осуществлять управление квадрициклами и трициклами должна быть получена специальная водительская категория В1. Что это такое, как именно ее можно получить и для чего она нужна? Давайте разберемся.

Вес транспортного средства, управление которым можно осуществлять согласно категории В1, не должен превышать 550 килограммов. Объем двигателя у машины должен составлять максимум 50 см³. Стоит отметить и максимальную скорость, которая не должна быть выше 50 км/ч.

Какие транспортные средства подходят под упомянутые параметры? Сюда можно отнести, например, колясочные мотоциклы, одноместные или двуместные мини-автомобили и, как самый распространенный вид, - трициклы и квадрициклы (не стоит путать с квадроциклами, управлять ими с категорией В1 нельзя).

Здесь стоит выделить один особенно важный момент: В1 - категория прав, считающаяся "городской". Именно поэтому, если человек захочет управлять соответствующим транспортным средством не в пределах города, а где-нибудь на природе (а именно там и любят кататься любители квадрициклов), то придется получить специальные тракторные права.

Обучение на категорию В1 в автошколе

Сразу стоит отметить, что с 2016 года получение прав категории В не означает автоматическое получение прав рассматриваемой категории - отныне дополнительная категория присваивается отдельно.

Для записи в автошколу необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • прописку или вид на жительство;
  • копию ИНН;
  • фотографии;
  • справки от врачей.

В автошколе обязательно расскажут, что представляет собой категория В1, что это за форма и для чего она нужна. Само же обучение продлится один, максимум - три месяца. Ученики должны будут пройти специальные лекционные занятия по правилам ПДД, основам психологии вождения и медицинские курсы. После прохождения обучения ученики сдают внутренний экзамен, а затем направляются в ГАИ.

Экзамен в ГИБДД на категорию В1

В1 встречается в водительских правах довольно часто. Но получить эту категорию может только тот, кому уже присвоена категория В. То есть не представляется возможным получение только одной отдельной категории В1.

Что это такое - экзамен в ГИБДД, благодаря которому можно стать обладателем названного допуска к вождению? Он представляет собой заключительный этап получения прав, полностью повторяющий порядок внутреннего экзамена, и также включающий в себя теоретическую и практическую части. Кандидат в водители должен решить специальный тест, именуемый билетом, и выполнить ряд упражнений на автодроме. Стоит упомянуть и езду в городских условиях как основной элемент экзамена.

Пересдача экзамена проходит по истечении нескольких недель после предыдущей попытки. Повторимся, что категория в В1 в правах сегодня не может быть получена отдельно. Обязательно придется осваивать общие навыки вождения автомобилем.

Взаимосвязь категорий В и В1

Как уже было сказано выше, отличия в получении категории В и В1 практически отсутствуют. Более того, замена водительского удостоверения В подразумевает и замену подкатегории В1.

Стоит рассказать об одном очень важном приказе МВД 2016 года. Так, согласно ему, все лица, сдающие на права категории В, должны сдавать экзамены на подкатегории отдельно. Сюда же относится и категория В1.

Что это за приказ и почему он был введен? Он связан с медицинскими показателями водителя. Так, кандидат на получение формы В1 должен обладать здоровьем, не противоречащим требованиям, прописанным в документе. О том, что именно сюда относится и какие критерии здоровья кандидатов в водители выделяются особо, мы расскажем далее.

О здоровье кандидата в водители

Получить водительскую категорию В1 можно только в том случае, если кандидат в водители обладает соответствующим здоровьем и не имеет противопоказаний к управлению транспортными средствами. Что значит категория В1 во врачебных документах и каким здоровьем нужно обладать, чтобы ее получить? Вот следующие основные моменты:

  • отсутствие хронических заболеваний оболочек глаз или слезного мешка;
  • отсутствие косоглазия, независимо от степени;
  • отсутствие слепоты на одном из глаз;
  • отсутствие глухоты на одно ухо;
  • наличие всех фаланг и пальцев;
  • длина нижних конечностей должна быть не более чем на 6 см короче стандартной или равна ей;
  • рост выше 150 см;
  • отсутствие проблем с цветовосприятием;
  • отсутствие диабета;
  • отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой (данный вопрос решается, однако, не всегда однозначно; необходим комплексный врачебный осмотр).

Стоит также отметить, что возможны небольшие отхождения от прописанного выше. Во всяком случае определяться допуск к получению прав будет строго в индивидуальном порядке.

Медицинская справка кандидата в водители

Кстати, без специальной медицинской справки не может быть получена никакая категория прав, в том числе и водительская категория В1. Что это за справка и как ее можно получить, будущему водителю объяснят в ГИБДД. Прежде всего необходимо пройти специальную комиссию, которая включает следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • окулиста;
  • нарколога;
  • хирурга;
  • невропатолога.

Справку же выписывает только терапевт - после того, как кандидат в водители пройдет осмотр у всех врачей.

Главной особенностью описываемой справки является длительность ее действия. Она действительна ровно 2 года. А после того как срок истечет, медицинскую комиссию придется пройти заново. Лица же, имеющие какие-то проблемы со здоровьем, обязаны проходить осмотр каждый год.

Таким образом, получение соответствующего медицинского документа для категории В1 может быть реализовано довольно легко - стоит только обратиться в поликлинику по месту жительства.

О правах

После того как человек сдал все необходимые экзамены в автошколе и в ГИБДД, успешно прошел медицинскую комиссию и оплатил все государственные пошлины, он может получить готовое удостоверение.

Что представляет собой категория В1 транспортного средства, мы уже говорили. Теперь расскажем о выдаваемом документе. Сегодня права выдаются в унифицированном формате, то есть в единственном экземпляре и без дубликатов. Они представляют собой специальную пластиковую карту, на обратной стороне которой и указаны все те подкатегории, которыми обладает водитель.

Права рассматриваемой категории ничем не отличаются от всех остальных. К тому же, как уже было сказано выше, категория В1 не может быть получена отдельно - без полной категории В.

О стоимости прав

На какую сумму стоит рассчитывать, чтобы получить форму В1? Если брать в расчет плату за обучение в автошколе, которая, кстати, может значительно отличаться в зависимости от региона, то в среднем выйдет порядка 15 тыс. рублей. Плата за получение прав включает в себя определенные расходы.

Как уже было сказано, это в первую очередь стоимость обучения в автошколе, где будут даны все необходимые теоретические и практические навыки. Затем стоимость самого удостоверения, которая составляет, как правило, 2500 рублей. И налог, который необходимо оплатить через сайт "Госуслуги", его размер составляет примерно такую же сумму.

Некоторые ученики платят и за дополнительное обучение. Так, стандартные 28 часов практики у частного инструктора (а для овладения транспортными средствами категории В1 без этого, скорее всего, не обойтись) выльются в 5-6 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что многие автошколы предлагают следующую услугу: обучение сразу на несколько видов категорий. В этом случае общая стоимость одного только обучения будет значительно дороже.

О процессе получения прав

На самом деле проходить обучение сразу на несколько видов категорий значительно выгоднее, чем получать только одну форму. Особенно это касается рассматриваемого случая - в пакетном варианте гораздо легче достанется и категория В1 водительских прав.

Что это за вариант и почему он выгоднее, можно понять из того, что, во-первых, в этом случае значительно экономится время обучения. Так, человек, не обладающий ни одной категорией, за достаточно короткий период времени сможет овладеть всеми необходимыми формами водительских прав. Во-вторых, зачастую автошколы позволяют сэкономить и денежные средства. Так, получение какой-либо подкатегории в дальнейшем чревато лишней передачей суммы в 10-15 тыс. рублей.

Несмотря на то что проходить обучение на квадрициклах и трициклах довольно просто - всем маневрам, заездам и поворотам можно научиться в скором времени, все же стоит обратить внимание на пакетный вариант (он включает в себя, как правило, категории B, B1, BE и M).

Транспортные средства категории В1

Итак, нами почти дан ответ на вопрос о том, что же представляет собой водительская категория В1 в правах, что обозначает и что дает данная пометка. Однако стоит еще раз подробно рассказать и про те транспортные средства, которыми способен управлять человек с соответствующей подкатегорией.

Сюда относят квадрициклы - электрические транспортные средства с четырьмя колесами, используемые на дорогах общего пользования. Управление ими осуществляется за счет работы специальных батарей. Их, в принципе, можно именовать мини-автомобилями и мотоколясками (как всем памятная советская "инвалидка"). Их особенностью является малогабаритность (вес не более 500 кг) и невысокая скорость (25 км/ч). Трехколесный вариант такого транспортного средства именуется трициклом.

Категории водительского удостоверения - тип транспорта, к управлению которым допускается владелец данного документа. На сегодняшний день есть шесть основных и четыре дополнительных разряда. Также имеются специальные разновидности, которые позволяют управлять автомобилями с прицепом.

Водительское удостоверение категории B позволяет водить легковые машины. При этом не разрешая управлять автобусами или маршрутными такси. Для таких видов транспорта существует отдельная категория прав. Водитель может управлять только теми типы которых перечислены в его удостоверении. При несоблюдении данных требований ему грозит штраф до пятнадцати тысяч рублей.

Что указывается на водительском удостоверении?

Водительские права нового вида содержат полные сведения об их владельце. Удостоверение нередко используется в качестве документа, которым можно подтвердить личность водителя. На нем размещается следующая информация:

  • Инициалы водителя.
  • Место и дата рождения.
  • Срок действия удостоверения.
  • Дата получения прав.
  • выдавшей удостоверение.
  • Подпись владельца документа.
  • Номер прав.
  • Фотография владельца.
  • Список категорий.
  • Дополнительные сведения - медицинские показания, группа крови и прочее.

На водительском удостоверении вся информация указывается кириллицей. Если используются буквы другого алфавита, то надпись повторяется латинским письмом.

Как выглядят водительские права?

Информация на удостоверении размещается с двух сторон. Личные сведения о водителе располагаются на лицевой части документа. На обратной - расшифровываются категории прав нового образца. Здесь, как правило, указываются те типы на управление которых имеет водитель.

Лицевая сторона

Наименование полученного документа и территория субъекта, организация которого выдала документ, отмечаются в верхней его части. Слева размещается фотография водителя. Он должен быть запечатлен на ней без головных уборов и очков. Размер фото стандартный - 3х4. Если у владельца имеются проблемы со зрением, то он может делать снимок в очках, но только с одним условием: их линзы не должны быть тонированными. Для людей определенных религиозных убеждений разрешаются фотографии в головных уборах.

Водитель при получении удостоверения расписывается под фотографией. Оставленный автограф должен полностью совпадать с имеющимся в паспорте. С правой стороны прав указываются инициалы водителя и дата его рождения. Все данные, написанные на русском языке, обязательно дублируются на латинице. Также с правой стороны размещается информация о том, кто выдал документ, его серия и номер, область проживания водителя. Снизу находится информация о присвоенной категории.

Обратная сторона

В левой части прав размещается штрих-код, содержащий все данные о водителе. На остальной поверхности располагается таблица, содержащая информацию обо всех категориях. Специальной отметкой помечаются те из них, которые доступны шоферу. С этой же стороны находится срок действия данных категорий. Дополнительная специальная информация размещается под таблицей. Нередко указывается водительский стаж.

Новые категории

В ноябре 2013 года в закон «О безопасности дорожного движения» были внесены дополнения. Согласно введенным поправкам, изменился список категорий водительского удостоверения. Он дополнился новыми подклассами. Расшифровка категорий водительского удостоверения представлена ниже.

Категория А

Водительское удостоверение категории А предоставляет возможность управлять обычными мотоциклами. А также теми моделями, к которым привинчена коляска. Помимо этого, оно дает возможность водить мотоколяски. Это довольно редко встречающиеся сегодня средствами передвижения. Согласно ПДД, к мотоциклам относят транспортные двухколесные агрегаты. Они имеют или не имеют боковой прицеп. Также данная категория прав позволяет управлять четырехколесным и трехколесным транспортом, масса которого не более 400 кг в нагруженном состоянии.

Подкатегория А1

Позволяет водить мотоциклы, оснащенные двигателями небольшого объема и мощности. Для водителей - обладателей категории А - доступна езда на транспорте, относящимся к категории А1.

Категория В

Легковые авто, джипы, микроавтобусы и небольшие грузовики - транспорт, управление которым разрешено при наличии водительских прав данной категории. Помимо этого, можно водить мотоколяски и автомобили с прицепом. При этом масса последних не должна быть больше 750 кг. Если вес агрегата превышает этот показатель, то к транспортному средству предъявляются дополнительные требования:

  1. Масса автомобиля без груза не должна быть ниже массы вагончика.
  2. 3,5 тонны - максимально допустимая масса сцепки машины и прицепа.

Чтобы управлять транспортным средством с тяжелым вагоном, человек должен иметь водительские права стандарта ВЕ. К таким агрегатам относят машины категории В с прицепом, вес которого больше массы машины или 750 кг. А также авто и вагончик, суммарная масса которых превосходит 500 кг.

Подкатегория В1

Водительское удостоверение категории В1 позволяет ездить на квадрициклах и трициклах. Подробную информацию о транспорте, относящемся к данному классу, отыскать сложно. Стоит отметить, что квадрицикл и квадроцикл - разные транспортные средства. Поэтому ездить на первом, имея только права на второй, запрещено.

Категория С

Управлять средним и тяжелым грузовым транспортом и грузовиками с прицепами весом не более 750 килограмм позволяется только при наличии водительских прав категории С. При этом вес обычных транспортных средств составляет от 3500 до 7500 килограмм. Тяжелых - более 7500 килограмм. При наличии категории С водить легковые автомобили и маленькие грузовики с массой не более 3500 кг запрещено.

Шоферу разрешено ездить на грузовом автомобиле с прицепом, вес которого превосходит 750 килограмм. Но только при условии наличия водительских прав подкатегории СЕ. В нее входят транспортные средства с прицепами, вес которых составляет более 750 килограмм.

Подкатегория С1

Водительское удостоверение категории С1 позволяет управлять транспортом грузового типа. Его максимальная масса варьируется от 3500 до 7500 килограмм. К таким автомобилям может быть прикреплен легкий прицеп, который весит не больше 750 кг. Если у водителя имеется класс С, то он имеет право ездить на автомобилях, соответствующих подкатегории С1.

Отдельно стоит упомянуть такие разряды водительского удостоверения, как С1Е. Подобные права дают водителю возможность ездить за рулем автомобилей категории С1, оснащенных прицепами. При этом их предельная масса не должна превышать 750 килограмм. Вес грузового транспорта и его прицепа не должна быть более 12 тысяч кг. При наличии старшей категории водительского удостоверения СЕ, человек может ездить за рулем транспорта, относящегося к категории С1Е.

Категория D

Управление автобусами, вне зависимости от их массы, и автобусами с прицепом массой не более 750 килограмм возможно при наличии водительского удостоверения категории D. Если планируется передвижение на второй разновидности транспорта большей массы, то требуется наличие прав категории DE. К данному разряду также относятся автобусы, сочлененные между собой.

Подкатегория D1

Ездить за рулем небольших пассажирских автобусов с количеством мест от 9 до 16 можно при наличии категории водительского удостоверения D1. К нему также относятся легкие прицепы. Их максимальный вес не превышает 750 килограмм. Для управления автобусами с более тяжелыми прицепами требуется категория D1E.

Стоит сразу обратить внимание на то, что прицеп должен быть только грузовым, а не пассажирским. Их общая масса не должна быть более 12 тонн. Те водители, которые категории D, могут управлять автобусами, относящимися к подкатегории D1. А те, кто имеют разряд DE, могут управлять машинами класса D1E.

Категория Е

На сегодняшний день категории новых водительских удостоверений не включают в себя разряд Е. Он был заменен описанными выше подклассами: ВЕ, СЕ, DE, D1Е, С1Е. Если у водителя имеются права категории Е, их всегда можно сдать. И в замен получить новое удостоверение с обновленным разрядом.

Категория М

Водительское удостоверение было введено относительно недавно. Оно появилось в ноябре 2013 года. Согласно данной категории, те водители, которые получили права, могут управлять легкими квадроциклами и мопедами. При этом ездить за рулем таких транспортных средств могут те шоферы, у которых имеются права любых других категорий. Однако, например, удостоверение тракториста-машиниста не дает права ездить за рулем мопедов.

Категории Tb и Tm

В 2016 году появились новые пункты ПДД, согласно которым расшифровка категорий нового водительского удостоверения Tb и Tm соответствует праву управления трамваями и троллейбусами. Раньше оба вида общественного транспорта не выделялись в отдельные классы. Информация об умении управлять такими средствами вносилась в специальную графу водительского удостоверения. Это были особые отметки.

Замена водительского удостоверения

Для получения новых водительских прав шофер должен обратиться в отделение ГИБДД, предоставив сотрудникам следующие документы:

  1. Медицинскую справку.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  3. Старое водительское удостоверение.
  4. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины. В прошлом году сумма составляла 2000 рублей.
  5. Фотографии 3х4.

В новые права переносится вся информация. В них также отмечается, какие категории водительского удостоверения были открыты в старом документе. Также в свежий экземпляр вносятся новые разряды. Если у водителя имеется хотя бы одна категория, у него автоматически открывается класс М. Новые права можно забрать в тот же день, в который были поданы документы. Помимо этого, заявку на замену удостоверения можно оставить на сайте государственных услуг. Повторно проходить экзамен для получения нового документа не нужно.

Что нужно, чтобы открыть новую категорию водительских прав?

Для того чтобы получить новую или дополнительную категорию водительского удостоверения, необходимо выполнить две процедуры:

  • соответствующие выбранной категории.
  • Пройти экзамен.

В1 и М выдаются только после сдачи теоретического испытания, которое во многом напоминает сдачу на категорию В. А также после прохождения практического экзамена, достижения шестнадцатилетнего возраста для категорий А1 и М и восемнадцатилетнего - для А. Права на легковой и грузовой автомобили выдаются только после того, как водителем будет достигнуто совершеннолетие.

Обучение на права категорий В1 и С1 проводится только для тех, кто старше 18 лет. На автобусы, трамваи и троллейбусы получить удостоверение значительно сложнее. Оно выдается только по достижении 21 года. Водительские категории ВЕ, СЕ и DE требуют наличия стажа управления транспортом - как минимум одного года. Подкатегории С1Е и D1E выдаются только в том случае, если у водителя имеются открытые предшествующие разряды - C, D, C1, D1.

Несмотря на то, что в ПДД были добавлены новые серии водительских удостоверений, порядок их получения практически не изменился, претерпев только незначительные нововведения. Основными различиями остались возраст и стаж. К примеру, в новых водительских удостоверениях может указываться тип трансмиссии автомобиля. Если подобной отметки на правах нет, значит, водитель может управляться как с механической, так и с автоматической КПП. Также не изменилось и то, что означают категории в водительском удостоверении: вся информация осталась прежней.

Пройти экзамен на получение любого из вышеописанных разрядов может любой гражданин Российской Федерации, соответствующий предъявляемым требованиям. Прохождение теоретического и практического курсов осуществляется на базе автошкол. Многие отделения ГИБДД требуют от водителей свидетельство об окончании подобного учебного заведения. Отсутствие такого документа не допускает потенциального шофера к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

Каждая категория водительского удостоверения дает право на управление конкретным видом транспорта. Перед началом управления автомобилем, водителю необходимо пройти обучение и по итогам сдачи экзамена получить соответствующее разрешение.

Законодательством об административных правонарушениях, а именно санкцией статьи 12.7 предусмотрено наказание за езду без соответствующей категории в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

Зимний период 2017 года для участников движения на российских дорогах принёс изменения в соответствующих правилах. Введённые новшества затронули не только изменения в категории водительских прав, но и включили в этот перечень ряд новых групп, о которых пойдёт речь ниже.

Водительское удостоверение

Нормативным актом, регулирующим вопросы формы и содержания, категории водительских прав, порядка выдачи главного водительского документа является принятый в 2009 году Приказ Министра внутренних дел №365.

Водительское удостоверение нового образца – документ, который позволяет водить конкретную модификацию автотранспорта. Новшеством 2017 года является возможность сдавать экзамен на авто с различными передачами на усмотрение экзаменуемого (механика либо автомат).

Водители, прошедшие обучение на автомобиле с механическим принципом работы передач, получают право на управление машинами с различными видами трансмиссии. Водители, сдавшие экзамен на машине с автоматической коробкой, могут управлять только аналогичным транспортом.

Права на управление включают следующую информацию:

  1. Ф.И.О.
  2. Фотография размером 3 на 4 см.
  3. Личная подпись, идентичная подписи в паспорте.
  4. Данные о месте и дате рождения и регистрации.
  5. Год выдачи и период действия прав.
  6. Номер выдачи.
  7. Наименование и штамп органа, выдавшего документ.
  8. Категории транспортных средств (например, категория В).
  9. Иные сведения (например, вождение в очках).

С целью исключения подделки документа на нём имеются различные защитные знаки. Удостоверение образца 2017 года предоставляет возможность его владельцу пересекать границу и передвигаться по территории многих стран на своём транспорте. Утверждённая форма российских прав является подходящей по всем международным нормам.

Отсутствие данного документа в момент управления считается нарушением и позволяет сотруднику ГИБДД оформить штраф.

Категории

В результате внесённых изменений в законодательство, регулирующее вопросы безопасности дорожного движения, а именно в статью 25, существовавшие ранее категории были расширены. Стало действовать 10 основных категорий водительских прав и появилось 6 подкатегорий транспорта.

Цель таких изменений – появление на российских дорогах новых модификаций ТС, улучшенных по своим функциональным характеристикам.

«А» ‑ даёт возможность управлять мотоциклом с прицепным устройством либо без него. Общий вес техники не может быть более четырёхсот килограмм. Количество колёс не имеет значения.

Категория B – вес управляемой машины не должен быть более 3,5 тонн, а число мест для пассажиров – не более 8. Техника категории В может комплектоваться прицепной конструкцией, не превышающей 750 кг. К данной группе относится и категория М1, то есть легковушки, предназначенные для перевозки не более 8 человек.

Гражданин, который имеет в правах отметку категории D, может перевозить людей в автобусе, оснащённом более чем 8 пассажирскими сидениями. При этом автобус категории Д может скрепляться с прицепным устройством, имеющим вес не более 750 кг.

Мопеды и квадроциклы должны управляться тем гражданином, у которого в правах присутствует отметка М.

Группа автотранспорта «Tb» троллейбусы и «Tm» трамваи, по новым правилам выделены в отдельную.

Дополнительное обозначение ВE позволяет сесть за руль машины гражданам, которые имеют право на управление транспортом категории B, сопряжённого прицепом.

Водители автобусов, перевозящие более восьми человек, могут воспользоваться прицепом весом до 3 500 кг (категория DE).

Подкатегории

Категория B1 указана в документах тех граждан, которые садятся за руль транспорта с объёмом двигателя пятьдесят кубических сантиметров, имеющего вес не более 5 500 кг и двигающегося с небольшой (до 50 км/час) скоростью.

Виды такого транспорта:

  • трицикл – ТС нового поколения, сконструированное на трёх колёсах, два из которых расположены сзади, что придаёт устройству устойчивость. Имеет руль автомобильного типа.
  • квадроцикл – техника на четырёх колёсах, созданная для бездорожья, имеющая мотоциклетный вид руля, на котором сосредоточены все клавиши управления.

С1 – автомобили весом не превышающем 7500 кг.

С1Е – тяжелые авто от 7 500 кг. Разрешен прицеп массой до 0,75 тонн. При этом общий вес всей техники ‑ не более 12 000 кг.

D1 ‑ позволяет водить машину с прицепом до 0,75 тонн и числом мест для посадки не более 16.

D1E – разрешает садиться за руль автотранспорта с отметкой Д с прицепной конструкцией и общим весом не выше двенадцати тонн.

Важно! Прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Возраст водителей:

Водительские права соответствующей категории влияют на тип управляемого автомобиля. Многие водители при получении штрафа по причине управления ТС без соответствующего разрешения, могут не понимать причины применённого к ним наказания.

Рассмотрим важные нюансы. Так, имея в правах отметку категории «М» в правах, гражданин управляет мотоциклом, но он не выполнил правило об объёме двигателя, соответственно и оштрафован. Указанный тип предоставляет право на доступ к вождению мопеда с двигателем 50 кубических сантиметров и не более.

Так, водитель машины (права категории B), решивший перевести груз в прицепе, будет оштрафован, так как имеющееся у него обозначение даёт право на передвижение без такого устройства. У автовладельца должна быть отметка ВЕ. При этом установлены правила, чётко регулирующие размер и вес прицепных конструкций.

Водитель микроавтобуса, оборудованного десятью пассажирскими местами и имеющий категорию В, будет наказан, так как в данном случае нужно иметь категорию Д.

Категории в удостоверениях водителей говорят об определённом виде транспортных средств, управление которыми разрешено обладателям соответствующего пункта. В конце 2013 года в Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» внесли изменения, которые отразились на внешнем виде пластикового удостоверения и списке категорий, расширенных новыми дополнениями. И уже с 2014 года все российские водители получили возможность обменять старые права на свидетельство нового образца, хотя не просроченные удостоверения действительны и сегодня, вплоть до наступления даты конца. Если водитель катается за рулём транспортного средства, на управление которого у него нет разрешения, это будет расценено как езда без прав. За такое нарушение предусмотрено наказание штрафами от 5 до 15 тысяч рублей.

Поскольку сейчас на дворе уже 2018 год, не лишним будет пробежаться по всем действующим категориям водительских прав и их расшифровкам.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах - это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля - любительское занятие.

Как выглядит удостоверение нового образца

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления - специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек - на обратной поверхности.

Лицевая часть прав

Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.

На лицевой части документа личная информация о водителе

Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:

  1. Фамилия
  2. Имя и отчество владельца прав
  3. Дата, под ней регион рождения

4а) дата выдачи

4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно

4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права

  1. Номер и серия удостоверения
  2. Цветное фото (слева)
  3. Роспись владельца прав (под фото)
  4. Регион проживания
  5. Какие категории открыты

Знакомство с нововведениями в современных водительских правах

На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.

С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление

В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.

Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой

Категория и подкатегория прав Тип транспортного средства Вид транспорта, которым разрешено управлять
«А» Мотоциклы – любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской);
– трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг);
– ТС категории «А1».
Категорию можно открыть при достижении 18 лет.
«А1» Лёгкие мотоциклы – мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт;
– мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Категория доступна с 16 лет.
«В» Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами;
– мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг).
«ВЕ» Легковые автомобили с прицепом – автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой - не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки;
– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг.
«В1» Трициклы и квадрициклы квадрицикл и квадроцикл - не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста.
«С» Грузовые автомобили (от 3,5 тонны) – средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг);
– тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг);
– грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг);
– грузовиками подкатегории «С1».
«СЕ» Грузовые автомобили с прицепом – автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов);
– автомобилями категории «C1E».
«С1» Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) – средними грузовиками (массой - от 3,5 до 7,5 тонны);
– перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг).
«С1Е» Средние грузовики с прицепом – автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика - не более 12 тонн).
«D» Автобусы – автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения);
– автобусами с прицепом (максимальной массой - не более 750 кг);
– автобусами категории «D1».
«DE» Автобусы с прицепом – автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой - более 750 кг);
– сочленёнными автобусами;
– автобусами с прицепом категории «D1E».
«D1» Небольшие автобусы – маленькими автобусами (9–16 сидячих мест);
– использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг).
«D1E» Небольшие автобусы с прицепом – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой - более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) - не более 12 тонн.
«М»
введена
5 ноября 2013 года
Мопеды и лёгкие квадроциклы – мопедами и лёгкими квадроциклами;
– мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста).
«Tm» Трамваи разрешается управление трамваями
«Tb» Троллейбусы разрешается управление троллейбусами

Возрастные ограничения при выдаче водительских прав

Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.

Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров - категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года

Отличие водительских прав старого и нового образца

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше - всего 5, в водительском удостоверении нового образца - 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше - специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Разновидности водительских прав в РФ

В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется


Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

Видео: водительские удостоверения нового образца

Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.