Ли прокуратура проводить проверки. Как проходит прокурорская проверка? К чему приводят жалобы сотрудников

Внесение изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые касаются порядка проведения прокурорских проверок.

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение - если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ - "решение о проведении проверки". В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

Как и остальные организации надзорного характера, Прокуратура РФ вправе производить как плановые, так и внеплановые проверки. Как будет проходить проверка, если приехала прокуратура? План проверок организаций на 2017 год что в себя включает? Учреждения какой направленности, как правило, проверяются? На эти и иные не менее важные вопросы можно отыскать ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие положения

Что проверяет прокуратура в организации? До сегодняшнего дня государственными органами власти были приняты определенные нормативные акты, которые и по сей день регламентируют процедуру различного рода проверок. Необходимо отметить, что в их число включаются и нормативные акты, относящиеся ко всем юридическим лицам. Ярким примером данному положению может послужить Федеральный закон «О защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц». Кстати, в эту совокупность включены и специальные акты, к примеру, Федеральный закон «Об объединениях общественного типа» или Федеральный законодательный акт «Об организациях некоммерческого типа».

Чем же отличается проверка организации прокуратурой? Ключевой отличительной чертой приведенного рода проверок выступает на сегодняшний день абсолютное отсутствие четкого регулирования со стороны правовой (юридической) категории. Как необходимо это понимать? Сюда целесообразным будет отнести следующие пункты:

  • Какой график?
  • Проверка прокуратуры организаций производится каким должностным лицом?
  • Какая документация должна быть предъявлена при проверке прокуратуры?
  • Каков предмет проверки?
  • Как часто может проверять прокуратура организацию? Сроки проведения непосредственно мероприятия.
  • Каков порядок рассмотрения материалов?

Четких ответов на данные вопросы на сегодняшний день никто дать не может. Важно отметить, что на приведенное отсутствие строгого регулирования рассматриваемого типа проверок со стороны категории права уже обращал пристальное внимание российский Конституционный суд. Так, было высказано следующее мнение: «На сегодняшний день законодательным образом не закреплены ни процедура проверки, ни сроки, ни порядок проверки организации прокуратурой». С того времени, как было принято данное Постановление российского Конституционного суда, прошло уже более десяти лет, однако так ничего и не изменилось.

Именно в соответствии с приведенной причиной не остается ничего другого, как давать рекомендации организациям некоммерческого типа в процессе защиты собственных прав руководствоваться положениями российского Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые носят общий характер, а также разъяснениями со стороны российского Конституционного суда и актами Генеральной прокуратуры, являющимися нормативно-правовыми.

Прокурорская проверка и ее особенности

Что представляет собой прокурорская проверка, и что проверяет прокуратура в организации? Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны государственных органов, их должностных лиц, организаций коммерческого и некоммерческого типа. Важно дополнить, что проведение рассматриваемого мероприятия осуществляется посредством органов прокуратуры.

Насколько серьезными могут быть основания для проверки прокуратурой организаций? Как правило, ключевым из них является сведения по поводу фактов нарушения законов и иных законодательных актов, которые так или иначе требуют принятия определенных мер со стороны прокурора. Так, поводом для осуществления мероприятия по проверке могут послужить сообщения в средствах массовой информации, прямые обращения граждан, а также материалы уголовных, гражданских и административных дел.

Полномочия прокурора и предмет проверки

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре». Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Дополнительные нюансы

Допустим, прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации. Это предполагает то, что в процессе осуществления мероприятия прокуроры руководствовались исключительно порядком, определенным для подобных ситуаций законодательным образом, по вопросам, на которые так или иначе распространяется активизация законов о налоговой, банковской и другой тайне.

Важно отметить, что в процессе проведения проверочных мероприятий как планового, так и внепланового характера целесообразным является исключение случаев требования лишней информации, документов и материалов, которые могут получить прокуроры непосредственно в процессе проверки при выходе на место. Необходимо дополнить, что проверка прокуратурой медицинской организации или иного учреждения ни в коем случае не допускает факты, связанные с возложением на структуры и их должностных лиц обязанности предоставить в органы прокуратуры информацию, которая никаким образом не касается предмета проверки либо выходит за всякие рамки. Кстати, сюда же относятся и просьбы о предоставлении не предусмотренной посредством законодательства статистической отчетности.

Основные нюансы актуальной в статье темы в полной мере рассмотрены. Остается лишь два вопроса, которые не урегулированы. К ним относятся сроки предоставления документации, а также форма и порядок запроса отдельных бумаг. Важно отметить, что и в данном случае правило является общим. Оно так или иначе относится ко всем требованиям и правилам представителей государства. Так, сроки проверки прокуратурой образовательных организаций и иных учреждения должны быть абсолютно разумными, а требования - понятными и четкими.

Кстати, оглашение требований допускается на сегодняшний день в устной форме, что делает общую процедуру гораздо удобнее. Заключительным нюансом данной главы является то, что в качестве прокуроров, которые наделяются правом проведения проверок и реализации предоставленных им полномочий, могут выступать как заместители, так и помощники непосредственно прокурора.

Сроки осуществления мероприятия по проверке прокуратуры

Как часто может проверять прокуратура организацию? Важно отметить, что сроки проведения мероприятия по проверке Федеральным законом «О прокуратуре» не устанавливаются. Кстати, внимание Конституционного суда также не обращалось на данный факт. Тем не менее необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений», а также Инструкцией по поводу порядка рассмотрения обращений и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры. Следует дополнить, что представленное положение утверждено посредством приказа Генерального прокурора от 17.12.2007.

Как выяснилось выше, основанием для проверки прокуратуры образовательных организаций на 2017 год может послужить обычное сообщение (жалоба) по поводу допущенных нарушений, которые, как правило, поступают от граждан, средств массовой информации, должностных лиц и так далее. Подобные обращения, в соответствии с общим правилом (однако на сегодняшний день существует ряд исключений), должны быть проверены со стороны прокуратуры в течение тридцати дней. Следует дополнить, что в случае острой необходимости установленный срок подлежит продлению еще на тридцать дней. Значит, срок проверки некоммерческих организаций со стороны прокуратуры - не что иное, как отведенный посредством Федерального закона для рассмотрения обращения должностного лица или гражданина, связанного с фактами о нарушении законов, которые так или иначе применяются к организациям некоммерческого типа.

Ознакомление с информацией

После того как заявление прокуратуру (проверки организации, к примеру, образовательного типа) было подано, осуществляется непосредственно само мероприятие. Как же происходит ознакомление с актуальными материалами после осуществления мероприятия? Кратко и предельно ясно соответствующее положение описано в Приказе Генеральной Прокуратуры от 07.12.2007. Там представлена следующая цитата: «Прокурорский надзор должен осуществляться гласным образом». Необходимо дополнить, что гласность в данном случае предполагает открытость.

Обязательно следует отметить, что часть вторая статьи пятой Федерального законодательного акта «О прокуратуре» ранее позволяла давать отказ прокуратуре в плане ознакомления с материалами проверки, однако Постановление российского Конституционного суда от 18.02.2000 признало ее несоответствие российской Конституции. Почему? Постольку, поскольку в соответствии со смыслом, придаваемым ему со стороны правоприменительной практики, так или иначе, он приводит к отказу со стороны органов прокуратуры в плане предоставления гражданину или должностному лицу необходимых материалов для ознакомления, которые непосредственным образом затрагивают его свободы и права. Другими словами, отдельные граждане, а также их объединения, куда относятся и организации некоммерческого типа, наделены абсолютным правом ознакомления с материалами проверки. Следует дополнить, что исключение в данном случае составляет документация, обладающая особым статусом (к примеру, государственная тайна).

Итоги проведения проверки прокуратурой

Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:

  • Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
  • Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
  • Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.

Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.

Проверки организаций на 2017 год прокуратура устанавливает достаточно часто. Именно поэтому всегда необходимо быть начеку. Конечно же, дать советы применительно к абсолютно всем жизненным ситуациям невозможно. Существуют люди, которые не приемлют никаких нарушений со стороны чиновников. Так или иначе, они готовы «биться на смерть». А существуют те, кто в любом случае готов «подставить даже вторую щеку». Поэтому целесообразным будет предложить несколько вариантов в соответствии с любыми предпочтениями.

Итак, прокурор или его помощник заходит в офис. Так или иначе он обязуется предоставить удостоверение, а также подробным образом разъяснить суть и предмет проверки. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, это связаться с адвокатом или юристом и пригласить его для принятия участия в проверочной процедуре. Во-вторых, помимо удостоверения и предмета проверки, необходимо попросить предъявить письменную бумагу, которая является подтверждением проведения проверки. Ею может служить жалоба, поручение непосредственно прокурора и так далее. При отказе следует письменным образом запросить эту бумагу, ссылаясь на решение Конституционного суда, о котором упоминалось выше. Помимо этого, необходимо обеспечить аудио- и видеозапись самого процесса в офисе.

Актуальная документация при проверке

Необходимо отметить, что в процессе произведения проверки прокурор наделен абсолютным правом требовать предъявления ему документации в соответствии с оглашенным предметом проверки. Тогда, когда он запрашивает бумаги, не относящиеся к сути мероприятия или непосредственно его компетенции, то необходимо пойти одним из следующих путей:


Тогда, когда проверяющий изъявляет желание проанализировать документацию «за три года», необходимо руководствоваться одним из следующих положений:

  • Предоставить данную документацию, после чего думать по поводу необходимости обжалования данного требования в судебных органах.
  • Отказать в просьбе и потребовать конкретизации перечня запрашиваемых бумаг. Важно отметить, что требования представителя государственной власти так или иначе должны быть исполнимы и понятны. Здесь можно оформить отказ с обязательным указанием причин в письменном виде, после чего направить его в прокуратуру, разъяснив, что по конкретизации списка необходимые бумаги будут предоставлены в обязательном порядке.

Опрос сотрудников

Если же прокурор желает опросить всех сотрудников объединения, следует руководствоваться следующим советами:

  • Хотеть совершенно не вредно, однако статью пятьдесят первую Конституции никто не отменял: «Ни один человек не обязуется свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких людей».
  • Попросить дать объяснения.
  • Проконсультироваться с адвокатом.

Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п.1 ст. 27 Закона о прокуратуре). Прокурорская проверка - то есть проверка прокурором исполнения законов либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина - это самое распространённое средство прокурорского надзора, применяемое во всех его направлениях и связанное с обнаружением любых правонарушений.
Процедура проведения проверки законодательно не закреплена. Важно, что при ее проведении прокуроры руководствуются нормами Закона о прокуратуре. Права и обязанности проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не распространяются на прокуроров (п.3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Проведение прокурорских проверок имеет свои особенности:
1. Прокурорская проверка проводится, как правило, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", далее - Приказ N 195). Однако часть проверок проводится на основании собственных планов работы прокуратур на ближайший календарный период. Такие планы являются служебными документами, доступ к которым закрыт. Таким образом, обычно факт проверки для субъектов проверки становится полной неожиданностью.
2. Закон запрещает вмешательство в осуществление прокурорского надзора, в связи с чем прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления (п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре). Никто также не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения (п. 3 ст. 5 Закона о прокуратуре). Таким образом, контроль за действиями прокурора, проводящего проверку, затруднен.
3. Согласно закону, прокурор проверяет исполнение Конституции РФ и законов, а также соблюдение прав и свобод человека органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре). Фактически прокуроры также проверяют исполнение подзаконных актов, изданных на основе и во исполнение конкретного закона (п. 9 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2011 г. N 168, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2004 г. по делу N А39-4211/2003-148/18, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2012 г. N 33-734/2012), и проводят проверки в отношении юридических лиц (решение Верховного суда Республики Мордовия от 06.07.2012 г. N 7.2-49/2012).
4. Срок проведения проверки законодательством прямо не ограничен. Можно говорить о косвенном ограничении в тридцать дней для проверки, проводимой по факту заявления в прокуратуру, поскольку именно в этот срок прокурор обязан разрешить поступившее к нему обращение (п. 5.1 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 г. N 45, далее - Инструкция N 45).
5. Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными. Инструкция N 45 рекомендует прокурорам проводить выездные поверки по фактам обращений о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, а также обращений по наиболее актуальным (резонансным) вопросам (п. 4.3 Инструкции N 45).
6 При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).
7. Предмет и пределы проверки не ограничены законом. Однако при осуществлении проверки прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре). Кроме того, органам прокуратуры запрещено подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре), но данные запреты не конкретизируется ни в Законе о прокуратуре, ни в подзаконных актах, ни в судебной практике.
8. Результат проверки оформляется произвольным образом, поскольку законодательство не содержит требований к такому документу. На практике встречаются случаи оформления результатов проверки актом проверки, протоколом проверки, протоколом или актом осмотра, письмом. Такие документы соответствуют нормам Закона о прокуратуре и являются основаниями для применения мер прокурорского реагирования - вынесения представления об устранении нарушений закона либо предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. ст. 23, 24, 25.1 Закона о прокуратуре). Однако иногда по итогам проверки прокурор возбуждает дело об административном правонарушении, вынося соответствующее постановление (п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре, ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). Такое постановление должно быть оформлено по правилам, предусмотренным для составления протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.2 КоАП РФ), в частности, указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Это постановление отсылается для рассмотрения в уполномоченный орган или должностному лицу (ст. 25 Закона о прокуратуре), которые и выносят по итогам рассмотрения решение по существу (ст. 29.9 КоАП РФ).
9. Требования прокурора, выдвинутые им в процессе проверки, должны быть удовлетворены. В противном случае виновные лица могут понести ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (Невыполнение законных требований прокурора). Санкции очень строгие: для предпринимателей штраф от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
10. Обжалование действий прокурора возможно:
- в рамках Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", далее - Закон N 4866-1, (обжаловать могут только граждане) - вышестоящему прокурору либо в суд (ч. 1 ст. 4 Закона N 4866-1);
- по правилам главы 25 ГПК РФ (обжаловать могут как граждане, так и организации) - в районный суд по месту нахождения органа прокуратуры или по месту жительства гражданина (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не обжалуется (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 г. N 13АП-24766/13; п. 1 главы 4 Обзора судебной практики Челябинского областного суда за первый квартал 2011 года, утв. постановлением президиума Челябинского областного суда от 15 июня 2011 года). Постановление о назначении административного наказания обжалуется по правилам главы 30 КоАП РФ.

В середине февраля 2015 года КС РФ признал неконституционными ряд норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в части порядка проведения проверок НКО. Например, подчеркивается, что наделение прокуроров широкими полномочиями в сфере проведения проверок в отсутствие нормативно закрепленной процедуры их проведения создает препятствия для нормальной деятельности проверяемых организаций. В связи с этим Суд считает необходимым законодательно определить предельные сроки проведения прокурорских проверок и сроки исполнения требований прокурора проверяемыми организациями.

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом указанной правовой позиции КС РФ приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. № 265 урегулирован порядок проведения прокурорских проверок в части соблюдения органами и организациями законов РФ на период до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

В частности, прокурорам при организации и осуществлении надзора за исполнением законов предписано исходить из принципа разумности при определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий. Установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день допускается в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, ЧС природного и техногенного характера.

Кроме того, при организации и проведении проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения российских законов решение о проведении проверки необходимо доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа или организации не позднее дня начала проверки. Сам срок проверки при этом не должен превышать 20 рабочих дней (этот срок может быть продлен по решению прокурора или его заместителя один раз не более чем на 20 рабочих дней, а принять решение о последующем продлении срока может только вышестоящий прокурор или его заместитель). О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации). Также руководители или уполномоченные представители могут ознакомиться с актом проверки в течение 10 дней после ее завершения.

Что касается органа или организации, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению такого органа или организации.

Также прокурорам предписано последовательно добиваться от проверяемых органов и организаций своевременного предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований. В каждом случае неисполнения законных требований прокурора виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
  • Предприниматель (руководитель организации) обязан:

    • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
    • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).
    • Последствия неподчинения требованиям прокурора

      Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

      Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

      Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

      Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

      Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

      Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

      Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

      Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

      Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

      Передавайте документы прокурору только по описи.

      В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

      Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

      Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

      Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

      Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

      Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

      По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

      В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

      Прокурорские проверки ограничили

      С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

      Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

      Кого это касается?

      Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

      Управа на прокурора 👮

      Как было раньше?

      У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

      Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

      Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

      Что изменилось?

      Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона - за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии - в течение суток.

      Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить - нет.

      Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

      Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя - Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

      Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

      Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут - можно продолжить работу.

      Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

      Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

      Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

      Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

      Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

      Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

      Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

      Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

      journal.tinkoff.ru

      Прокуратура Оренбургской области

      Новые правила проведения проверок

      1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 ? 242-ФЗ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?.

      Данным Законом внесены изменения в 69 законодательных актов. Это Федеральный закон от 26.12.2008 ? 294-ФЗ?О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?, а также принятые в разное время законы Российской Федерации и федеральные законы?О защите прав потребителей?, ?Об образовании?, ?О ветеринарии?, ?О пожарной безопасности?, ?О безопасности дорожного движения?, ?О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения? и другие законы, определяющие порядок осуществления контроля в конкретных сферах.

      Изменения направлены на унификацию нормативных актов, регламентирующих деятельность множества контролирующих органов, на совершенствование системы государственного и муниципального контроля, а в конечном итоге — на повышение эффективности контроля в целях защиты прав граждан, юридических лиц и предпринимателей, интересов государства и общества.

      Новые положения о порядке организации и проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий включены практически в каждое направление государственного и муниципального контроля.

      Законом уточнены определения понятий федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

      Предусмотрена возможность передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля в отдельных сферах деятельности органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возможность передачи полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности органам местного самоуправления.

      В отличие от действовавших ранее правил новым Законом, в частности, предусмотрено проведение внеплановых выездных проверок без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки в случаях, когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий (например, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере промышленной и транспортной безопасности).

      Должностные лица органов пожарного надзора могут посетить предприятие без предупреждения с внеплановой проверкой на основании поступившей жалобы или информации о нарушениях.

      Расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок соблюдения миграционного законодательства, причем при выявлении факта возможного нарушения предупреждение проверяемого лица о грядущей внеплановой проверке не допускается. Продолжительность проводимых миграционной службой проверок в настоящее время не зависит от численности работников проверяемого лица.

      Увеличена предельная продолжительность проведения отдельных видов проверок. Сроки проведения проверок органами Ростехнадзора могут достигать 30-50 рабочих дней.

      Расширен перечень видов деятельности, проверяемых в плановом порядке чаще, чем один раз в три года.

      Плановые проверки устанавливаемых и применяемых субъектами естественных монополий регулируемых цен (тарифов), проверки соблюдения требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности, проверки соблюдения законодательства о миграции и некоторые другие виды проверок по новому Закону могут проводиться ежегодно.

      В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отдельные объекты атомной энергии, гидротехнические сооружения, с 1 января 2012 года может быть установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

      Этот режим предусматривает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение ими мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах.

      Порядок установления режима постоянного государственного надзора и его осуществления устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Еще более расширены полномочия инспекторов труда, которые и до вступления в силу Федерального закона? 242-ФЗ имели право на основании статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц.

      Инспекции труда предоставлено право на проведение внеплановой проверки по информации о нарушении работодателем трудового законодательства немедленно и без предварительного согласования с прокуратурой.

      Неплановая проверка без предварительного уведомления работодателя может быть назначена и на основании запроса работника о проведении контроля условий и охраны труда на его рабочем месте, а также в случае обращения работника о нарушении его трудовых прав.

      Кроме того, с 1 августа 2011 года в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 353.1).

      Согласно изменениям, внесенным в часть 2 статьи 10 Федерального закона? 294-ФЗ от 26.12.2008, перечень оснований для проведения внеплановой проверки расширен. Теперь контролирующие органы обязаны проводить внеплановые проверки и по требованию прокурора.

      В Закон РФ?О защите прав потребителей? введена норма, конкретизирующая полномочия общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере защиты прав потребителей: представителям общественных объединений при осуществлении общественного контроля запрещается требовать от изготовителей, исполнителей, продавцов представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

      Внесены изменения и дополнения в законодательные акты, определяющие порядок организации и осуществления муниципального контроля.

      Федеральный закон от 06.10.2003 ? 131-ФЗ?Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации? дополнен статьей 17.1, согласно которой органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

      Частью 2 этой статьи установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона? 294-ФЗ?О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля?.

      Согласно новой редакции пункта 4 статьи 2 этого Закона под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

      Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

      Новым Законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 19.4.1., предусматривающая ответственность в виде штрафа в размере до 100 000 рублей за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

      Имеет ли право прокуратура проводить проверку без уведомления

      С 01.01.2017 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» существенно меняющие подход к организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

      В частности, расширены права органов контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от проведения выездных проверок.

      Проводимый прокуратурой области мониторинг свидетельствует о том, что имеют место случаи, когда плановую выездную проверку орган контроля не может провести в связи с отсутствием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по месту нахождения (месту осуществления деятельности). В 2016 году с такими ситуациями сталкивались Управление Роспотребнадзора по Ивановской области и Государственная инспекция труда в Ивановской области.

      В ряде случаев должностные лица органов контроля не могут начать проверку, поскольку уведомленные надлежащим образом уполномоченные лица организации либо индивидуальный предприниматель не являются.

      В целях исключения подобных фактов, а также иных фактов воспрепятствования деятельности контролеров в статью 12 Федерального закона № 294-ФЗ включены нормы, предусматривающие порядок действий в должностных лиц органов контроля в подобных случаях.

      Так, в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным

      в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица,

      в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем,

      в связи иными действиями (бездействием) повлекшими невозможность проведения проверки,

      должностное лицо органа контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки.

      В течение трех месяцев со дня составления такого акта орган контроля (надзора) вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления Кзот рф увольнение по собственному желанию По собственному желанию: 10 шагов при оформлении увольнения работника по его инициативе Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. […]

    Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

    Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

    Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

    Прокурорской проверке регламент не писан

    Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

    • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
    • разъяснения Конституционного суда РФ;
    • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

    Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

    1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
    2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
    3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
      • постановление;
      • протест;
      • представление;
      • предостережение.

    Прокурорская проверка плановой не бывает

    Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

    • недовольный клиент;
    • ваш контрагент;
    • правоохранитель;
    • любой бдительный гражданин.

    Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

    ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

    Повод для визита

    ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

    • в экстремистской деятельности;
    • в действиях, угрожающих безопасности государства;
    • в нарушении миграционных законов и т.д.

    Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

    Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

    Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

    • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
    • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
    • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

    Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

    К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

    Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

    Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

    1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
    2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
    3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
    4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
    5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

    Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

    Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

    Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

    • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
    • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
    • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

    Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

    Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

    Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

    Что в итоге?

    Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

    • представление с требованиями об устранении нарушений;
    • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
    • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
    • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

    Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

    ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.