Минимальный размер оплаты труда с 1.01. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

Каждому гражданину России государством гарантируется оплата его труда при работе в любых организациях (ИП).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Власти устанавливают также и минимальный уровень заработной платы, которая должна выплачиваться ему (МРОТ).

Он устанавливается на федеральном уровне, но в некоторых субъектах федерации, в том числе и Москве, действует также и собственный размер МРОТ.

Главные понятия

МРОТ — это минимальный размер зарплаты, которая должна выплачиваться сотрудникам различных организаций и ИП за полностью отработанный день, работающим на условиях полного дня и недели.

В зарплату включают не только непосредственно оклад, установленный сотруднику, но и все дополнительные выплаты, связанные с оплатой труда (премии, надбавки и т. д.).

Долгое время размер МРОТ устанавливался лишь как совершенно условный показатель, непривязанный ни к каким исходным данным.

Но в настоящее время общероссийский уровень строго привязали к прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по стране.

Основной МРОТ устанавливается Правительством РФ. Его часто называют общероссийским или федеральным. Он определяет размеры различных пособий и других социальных выплат.

Ранее исходя из МРОТ рассчитывали также размер взносов ИП в страховые фонды. С января 2019 года эти два показателя перестали быть взаимосвязанными.

Законодательство РФ позволяет также регионам принимать решения относительно размеров минимальных зарплат.

Но они не могут установить данный показатель на территории субъекта федерации ниже, чем в целом по стране.

Кроме того, для введения региональной «минималки» требуется обязательное заключение специального соглашения между работодателями, профсоюзами и руководством субъекта РФ.

Замечание. Во многих регионах после повышения с 1 мая 2019 года региональные трехсторонние соглашения о МРОТ потеряли смысл и перестали действовать.

Но Москва и ряд других регионов сделали исключение и в них данные документы применяются, как и прежде.

Правовая база

ТК РФ устанавливается обязанность для организаций-работодателей и ИП платить своим сотрудникам зарплату не ниже «минималки», утвержденной на федеральном уровне с изменениями, внесенными .

Согласно данным законодательным актам размер федерального значения минимальной зарплаты устанавливается равным 11163 рубля.

Замечание. В соответствии с данными документами общероссийский МРОТ с 1 января 2019 года будет равен прожиточному минимуму в целом по РФ за II квартал 2019 г. для работающего населения. В дальнейшем этот показатель должен будет меняться ежегодно 1 января.

Заключенное между городскими властями, работодателями и профсоюзами трехстороннее соглашение МРОТ в Москве с 1 января 2019 года устанавливает на уровне 18742 рубля.

Данный документ подписывается на основании ТК и Закона города Москвы №4 от 11.11.2009. Столичное значение напрямую не привязано к ПМ трудоспособного населения.

Факторы при расчете

Москва традиционно является лидером из субъектов РФ по уровню МРОТ. Но это легко объяснимо ведь при его расчете соответствующая комиссия ориентируется на следующие факторы:

Размер прожиточного минимума Он выше в столице, т. к. обычно ее жителям требуются дополнительные расходы на транспорт, а также и цены на ряд товаров в МСК несколько выше, чем в регионах
Экономическая ситуация Большинство денег России крутится в столичном регионе и экономическая ситуация в нем несколько лучше, чем в целом по стране
Условия региона Тяжелых климатических условий в Москве нет, но зато есть другие проблемы – например, связанные с потерей времени в дороге
Законодательные ограничения Уровень МРОТ Московские власти, как и руководство других субъектов РФ могут исключительно повышать по сравнению с федеральным уровнем
Позиция работодателей и профсоюзов Задача руководства столицы найти наиболее сбалансированный вариант размера, устраивающий как организации, представляющие интересы работодателей, так и профсоюзы работников
Доходы бюджета субъекта федерации На бюджет Москвы традиционно приходится довольно значительная часть доходов, а значит у городских властей больше возможности удерживать относительно высокий размер зарплаты для бюджетников

Фактически размер МРОТ в Москве зависит больше всего от договоренностей между профсоюзами и работодателями.

В настоящее время интересы организации и предпринимателей из сегмента МСП фактически никто в комиссии ответственной за согласование размера «минималки» не представляет.

Размер общероссийского МРОТ полностью зависит от уровня прожиточного минимума, а значит от состава потребительской корзины и цен на включенные в нее товары.

В ПК для расчета ПМ выделяется 3 компонента и расчет их стоимости происходит раздельно по разным правилам.

Подробно эту информацию разберем в таблице ниже:

Составная часть ПК Что включается в компонент Порядок определения стоимости компонента
Продуктовый набор Минимум продуктов питания, позволяющих человеку получать необходимую энергию, витамины, микроэлементы. Никаких деликатесов в ПК для ПМ не включается Цены на продукты отслеживаются Росстатом , который предоставляет статистику по ним ежеквартально. На основе них, а также перечня и количества продуктов в составе ПК считается стоимость данного компонента
Непродовольственные товары Очень небольшое количество самой необходимой одежды, лекарства из списка жизнен необходимых, предметы первой необходимости, средства гигиены Стоимость установлена в процентах от стоимости продуктового набора при расчете ПК для общероссийского ПМ. Мониторинг цен отдельно на непродовольственные товары/услуги для этих целей не ведется
Услуги Коммунальные и транспортные услуги. В последнем случае имеются ввиду поездки на общественном транспорте -«-

Повышение с 1 июля

МРОТ в Москве устанавливается 1 раз в год. В остальное время он не меняется. Таким образом с 1 июля 2019 года «минималка» в Москве составит по-прежнему 18742.

Хотя прожиточный минимум власти столицы, как и руководство других регионов обязано пересматривать ежеквартально после получения соответствующих данных от Росстата.

Значение МРОТ за II квартал (будет применяться с 1 апреля) ожидается до конца июля 2019 года, за III квартал (будет действовать с 1 июля) – в октябре.

Действия работодателя при зарплате у сотрудников ниже показателя

Если работодатель столкнулся с ситуацией, что у его сотрудников при расчете зарплата оказывается ниже прожиточного минимумам, то согласно закону, он должен сделать доплату до уровня МРОТ.

Но перед этим надо уточнить несколько моментов:

Полностью ли отработан сотрудником месяц Если месяц отработан лишь частично, то вполне допустима ситуация, когда зарплата у него получится меньше МРОТ. При этом у работника в зависимости от ситуации может появиться право на получение выплат социального характера, например, пособия по нетрудоспособности, если он был на больничном
Правильно ли рассчитана зарплата для сравнения МРОТ В нее включается не только оклад, но и различные надбавки, премии и другие поощрения, имеющие отношения к оплате труда
Сравнивается с размером зарплата до налогообложения или после Правильным является первый вариант. После удержания НДФЛ (13%) на руки сотрудник может получить на самом деле и сумму меньше уровня показателя

Каждый работодатель должен понимать, что при выплате зарплаты ниже МРОТ он довольно сильно рискует. Это привлечет внимание ИФНС, а также и других контролирующих органов.

Может ли быть меньше

На самом деле не всегда работодатель обязан платить зарплату в размере не менее МРОТ.

Сотрудники, работающие по неполному дню, т. е. менее 8 часов или те, кто работает сокращенную неделю могут получать зарплату и в меньшем размере.

Подобные действия не запрещены законом и никаких негативных последствий для работодателя за собой не повлекут. Обычно подобные условия работы устанавливаются только для совместителей.

В остальных случаях работодатель рискует быть привлеченным к административной или даже уголовной ответственности.

Причем если второй вариант довольно мало вероятен, то первый при проверке трудовой инспекцией вполне возможен.

Приведем в таблице размеры штрафов для работодателей, выплачивающих зарплату меньше «минималки» в нарушение закона:

Работник получающий зарплату ниже МРОТ может по суду добиться выплаты всех недополученных сумм, а также компенсацию за их задержки. Этот момент также необходимо учитывать работодателям.

Видео: о повышении показателя

Знать размер минимальной зарплаты в Москве и в целом по России следует всем работающим жителям столицы.

А особенно это будет полезно для людей, чьи доходы оставляют желать лучшего. Эта информация может пригодиться для защиты законных прав и интересов.

Должностным лицам работодателей ее также необходимо всегда помнить, чтобы не допускать нарушений, которые могут привести к серьезным негативным последствиям для руководства компании и самой организации.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

С 1 января 2019 года в России повышается федеральный МРОТ. С начала 2019 года минималка будет равна значению прожиточного минимума для работающего населения за 2 квартал 2018 года. Общероссийское значение составит 11 280 рублей. А какая величина МРОТ будет в Москве с 1 января 2019 года? Увеличится ли она вслед на общероссийским МРОТ? Поясним.


МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ).


За увеличением прожиточного минимума в столице следует повышение МРОТ. Новый МРОТ начинает действовать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу очередного постановления о минимуме.


МРОТ в Москве с 1.09.2019 года составит 18 781 рубля (постановление Правительства г. Москвы от 19.09.18 № 1114-ПП). Такое значение действует с 1 ноября 2018 года.


Таким образом, МРОТ в Москве с 1 января 2019 года существенно выше федерального значения (18 781 р. против 11 120 р.).


Заметим, что если прожиточный минимум за 3 квартал 2018 года окажется ниже текущего МРОТ, то эта величина (18 781 р.) продолжит действовать и с 1 января 2019 года. Соответственно, МРОТ в Москве составит, по-прежнему, 18 781 рубль. Ведь снижение МРОТ по причине уменьшения величины прожиточного минимума не допускается (п. 3.1.1 соглашения от 15.12.2015).

Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2019 года не может быть ниже 18 781 рублей. Поэтому компаниям, находящимся в МСК, нельзя платить сотрудникам меньше этой суммы.


Заметим, что московский МРОТ, применяемый с 1 января 2019 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:


за работу во вредной вреде и опасных условиях;
совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.

Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения. С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.


Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.

Отказ от МРОТ в Москве


У работодателей есть легальная возможность отказаться от московской минималки и придерживаться в 2019 году в Москве федерального МРОТ. Свой отказ нужно направлять в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования постановления правительства Москвы о новом прожиточном минимуме. Выслать отказ надо в Московскую трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36

ВОЗМОЖНЫЕ ШТРАФЫ

За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года по регионам России, таблица



































































































































































































































































































































































Код региона



Минимальная заработная плата (руб.)2



Обоснование



Центральный федеральный округ



Белгородская область





Не ниже 11 280 для работников организаций области



Дополнительное соглашение от 16.05.2018 о внесении изменений и дополнений в трехстороннее соглашение; Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2018–2019 годы;



Брянская область







Региональное соглашение между правительством Брянской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной ассоциацией промышленников и предпринимателей – региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2018 год;


Соглашение о внесении изменений в Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области на 2014–2016 годы и продлении срока его действия на 2018–2018 годы;




Владимирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Воронежская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения.


При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб. (11 280)



Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2018–2019 годы от 01.02.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ивановская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года (11 2806)



Дополнительное соглашение к соглашению от 26.12.2014 № 109-с по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы» от 20.12.2018 № 35-с;


Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы от 26.12.2014 № 109-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калужская область





Величина прожиточного минимума18 трудоспособного населения в месяц




Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2018–2019 годы;


Соглашение о продлении срока действия Соглашения о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013;


Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Костромская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В регионе действует Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2018–2018 годы*


Работодатели внебюджетной сферы, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб.



Курская область







Соглашение между администрацией Курской области, союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и ассоциацией – объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Липецкая область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года
(11 280)



Областное трехстороннее соглашение на 2015–2018 годы между администрацией Липецкой области, федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018–2020 годы); ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ









Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015; постановление правительства Москвы от 12.09.2018 № 663-ПП



Московская область







Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 01.03.2018 № 41; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Орловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Рязанская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Смоленская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тамбовская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 21.12.2018 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тверская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тульская область





13 520 (11 440 – для государственных и муниципальных учреждений) (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области на 2018 год от 22.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ярославская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2018–2020 годы от 29.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Западный федеральный округ



Архангельская область






Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Вологодская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калининградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 18.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ленинградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2018 год от 21.09.2018 № 10/С-17; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Мурманская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ненецкий автономный округ







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новгородская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 11 280 (11 280)



Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 13.07.2018 № 77; Региональное соглашение между объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014



Псковская область





от 11 280 до 11 450



Региональное соглашение администрации Псковской области от 29.12.2018 № МВ-258 «О минимальной заработной плате в Псковской области»; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Карелия







Дополнительное соглашение от 29.12.2018 № 1 к Соглашению о заработной плате в Республике Карелия; Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на 2018 год от 15.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Коми






И приравненных к ним местностях



Региональное соглашение Правительства Республики Коми, Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Коми», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми» от 13.03.2018 № 11; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Санкт-Петербург





17 000 руб.
При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб. (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Южный федеральный округ



Астраханская область







Региональное соглашение между правительством Астраханской области, Астраханским областным объединением организаций профсоюзов и региональным межотраслевым объединением работодателей Астраханской области о минимальной заработной плате в Астраханской области от 22.05.2014 № 02-02-022; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Волгоградская область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (11 280)



Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 07.06.2016 № С-272/15; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Краснодарский край





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц(11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Адыгея







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Калмыкия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ростовская область







Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2018–2019 годы от 16.11.2016 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Крым







Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 21.12.2018 № 3;


Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24.08.2015; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Севастополь





11 2004 (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 04.04.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Кавказский федеральный округ



Кабардино-Балкарская Республика





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал истекшего года с ежеквартальной индексацией по мере роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике (11 280)



Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2018 № 1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Карачаево-Черкесская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Дагестан





Величина прожиточного минимума18 для трудоспособного населения Республики Дагестан за II квартал истекшего года
(11 280)



Региональное соглашение Правительства Республики Дагестан «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Ингушетия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Северная Осетия – Алания







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ставропольский край







Письмо Минтруда Ставропольского края от 15.11.2018 № 15526-03; Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением федерации профсоюзов и союзом работодателей "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016–2018 годы» от 17.02.2016 № 41-РП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чеченская Республика







Соглашение Правительства Чеченской Республики, Объединения организаций профсоюзов Чеченской Республики (Совета профсоюзов Чеченской Республики), Республиканского объединения работодателей от 23.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приволжский федеральный округ



Кировская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Нижегородская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2018 год от 09.01.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Оренбургская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пензенская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Башкортостан







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Марий Эл





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике за II квартал 2018 года (11 280)



Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Мордовия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Татарстан







Соглашение между федерацией профсоюзов Республики Татарстан, координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 18.01.2018 № 876-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Самарская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Саратовская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пермский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Удмуртская Республика







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 02.03.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ульяновская область





от 11 280 до 12 000



Региональное соглашение между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 26.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чувашская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Уральский федеральный округ



Курганская область





11 280 (с учетом районного коэффициента 15% не менее 12 837,45 руб.)



Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 23.04.2018 № 8/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Свердловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тюменская область






на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями



Дополнительное соглашение от 23.03.2018 к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ханты-Мансийский автономный округ – Югра






Итоговая сумма должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе (11 280)



Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31.03.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Челябинская область







Обращение первого заместителя губернатора Челябинской области к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в Челябинской области с 01.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ямало-Ненецкий автономный округ






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал предыдущего года (11 280)



Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Сибирский федеральный округ



Алтайский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Забайкальский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Иркутская область







ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Кемеровская область





Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения области3 (11 280)



Кузбасское региональное соглашение между федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016–2018 годы от 25.01.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Красноярский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новосибирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Омская область





От 11 280 до 11 463


На эту сумму начисляется районный коэффициент, установленный в области



Дополнительное соглашение от 30.04.2018 № 44-ДС; Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области» от 26.12.2018 № 111-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Алтай







Региональное соглашение о минимальном размере заработной платы в Республике Алтай от 24.04.201813; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Бурятия






На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (11 280)



Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Тыва





От 11 280 до 12 000



Региональное соглашение Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», Объединения работодателей Республики Тыва от 29.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Хакасия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Томская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Дальневосточный федеральный округ



Амурская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Еврейская автономная область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Камчатский край






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки



Дополнительное соглашение от 10.04.2018 № 2 к Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2018 год; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год от 29.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приморский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Магаданская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2018–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2018 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Саха (Якутия)






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение от 27.12.2018 о признании утратившим силу Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 27.06.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В республике действует Дополнительное соглашение от 27.12.2018 к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2018–2019 годы от 26.04.2018 Работодатели, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за III квартал предыдущего года



Сахалинская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Хабаровский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чукотский автономный округ






Владимир Путин подписал закон о повышении МРОТ с 1 января 2019 года в 85 регионах РФ. Рост минимальной оплаты труда повлияет на увеличение зарплаты. Обратите внимание, что в отдельных регионах установлен свой минимальный размер оплаты труда. Ниже в статье по ссылке можно скачать таблицу МРОТ с 1 января 2019 года с разбивкой по регионам.

  • федеральный (действует по России);
  • региональный (установлен в конкретном регионе, всегда больше федерального).

Компании при повышении зарплаты работникам должны руководствоваться региональным МРОТ.

Повышение МРОТ с 1 января 2019 года (закон подписал В.Путин, последние новости)

С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда равен прожиточному минимуму для трудоспособного насенения за 2 квартал прошлого года. Это следует из закона № 421-ФЗ. В проекте Минтруда об установлении прожиточного минимума за 2 квартал сказано, что прожиточный для трудоспособного населения за 2 квартал 2018 года - 11 280 рублей. Исходя из этого федеральный МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей.

Начиная с зарплаты за январь 2019 года работодатель не сможет платить работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, заработную плату ниже 11 280 рублей. Повышение минимальной оплаты труда по сравнению с 1 мая составило 117 рублей.

Обратите внимание, что минимальная оплата труда включает НДФЛ. Поэтому на руки бухгалтерия должна выдать работнику на 13% меньше.

МРОТ в 2019 году. Таблица минимального размера оплаты труда по 85 регионам РФ с 1 января 2019 года

Региональный МРОТ вправе устанавливать субъекты РФ самостоятельно. Если минимальная зарплата установлена регионом, то в данном субъекте нужно платить оклад не ниже регионального МРОТ.

Сумма минимальной зарплаты для различных субъектов РФ устанавливается не менее федеральной величины и может быть в разы выше основного российского МРОТ. В регионах с особыми климатическими условиями, в том числе в районе Крайнего Севера, применяются повышающие коэффициенты в обязательном порядке.

Ни при каких обстоятельствах минимальная оплата труда в регионе не может быть ниже федерального МРОТ. Поэтому если вдруг региональным соглашением минималка установлена ниже федеральной, работодатель должен использовать федеральный МРОТ с 1 января 2019 года в размере 11 280 рублей.

В таблице представлен МРОТ с 1 января 2019 года по 85 регионам России в алфавитном порядке:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

МРОТ- 2018 - 2019 - во исполнение поручения Президента РФ его размер к маю 2018 достиг 100% от прожиточного минимума, установленного за 2-ой квартал предыдущего года. Каков актуальный размер МРОТ и будет ли он меняться в дальнейшем, читайте здесь.

Для чего нужен МРОТ, кто и когда его устанавливает (меняет)

Понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ), его значение, порядок применения, установления и изменения определены нормами федерального законодательства:

  1. МРОТ устанавливается федеральным законодателем и действует по всей нашей стране (ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
  2. Согласно чч. 2, 3 ст. 133 ТК РФ установленный МРОТ должен учитываться, соблюдаться и выплачиваться всеми работодателями своим работникам, если они выполнили месячную норму по рабочему времени и труду.
  3. МРОТ, кроме регулирования уровня зарплаты, применяется для расчета больничного пособия, пособия по беременности и родам и других целей соцстрахования (ст. 3 закона «О минимальном…» от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Обо всем этом можно прочитать на нашем сайте здесь: МРОТ .
  4. В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки повышения МРОТ устанавливаются на федеральном уровне.

О последнем пункте расскажем подробнее.

Всегда ли в России происходит повышение МРОТ с января

Ч. 1 ст. 133 вместе со ст. 421 ТК РФ установлено правило: МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума, и подгоняется он под эту величину федеральными законами. Если посмотреть изменения размера минимальной зарплаты за последние 10 лет (см. таблицу 1), можно увидеть, что нет никакой четко обозначенной временной динамики. Единственное, что очевидно, — величина с каждым разом становится все больше.

Таблица 1

Изменения МРОТ

Начало действия нового МРОТ

Размер МРОТ, руб.

С 2013 по 2016 год новая величина МРОТ вводилась ежегодно с января, затем этот порядок был изменен.

Федеральный закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 421-ФЗ (закон № 421-ФЗ) установил размер МРОТ с 01.01.2018 в размере 9 489 руб., а также ввел положение, что начиная с 01.01.2019, и далее размер МРОТ будет определяться из размера прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума размер МРОТ остается на уровне прежнего года. В опережение указанного срока размер МРОТ сравнялся с уровнем прожиточного минимума с 01.05.2018 и составил 11 163 рубля (закон «О внесении изменений...» от 07.03.2018 № 41-ФЗ). С 01.01.2019 его размер еще немного увеличился до 11 280 рублей (закон «О внесении изменений...» от 25.12.2018 № 481-ФЗ)

Размер МРОТ с 01.01.2019 года

Закон № 481-ФЗ увеличил размер МРОТ с 01.01.2019 году до 11 280 руб.

Итак, МРОТ - 2019 обладает следующими особенностями:

  • прежний показатель увеличился на 117 руб;
  • размер минимальной зарплаты равен прожиточному минимуму, установленному на II квартал 2018 года.

Какой будет МРОТ в 2020 году, пока неизвестно. Это зависит от прожиточного минимума, который будет определен в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 № 134-ФЗ на II квартал 2019 года (во II квартале 2018 года он составил 11 280 руб.).

В любом случае, как предусмотрено ст. 3 закона № 421-ФЗ, если прожиточный минимум при расчете в последующем квартале года будет уменьшаться, на МРОТ это никак не повлияет. Величина минимальной зарплаты будет оставаться на прежнем уровне.

Что изменится, кроме повышения МРОТ с 1 января 2019 года

Кроме изменения МРОТ в 2018 - 2019 году, законом № 421-ФЗ обновились положения ряда нормативных актов:

  1. Ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающей порядок расчета компенсации свидетелям в суде. Указанная компенсация рассчитывается не исходя из МРОТ, а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240.
  2. Ч. 2 ст. 108 КАС РФ, которая, как и в вышеуказанном пункте, устанавливает порядок расчета компенсации для вызванного работающего свидетеля в суд. После вступления в силу закона № 421-ФЗ об изменении МРОТ применяются правила указанного выше постановления Правительства РФ.
  3. Ч. 4 ст. 107 АПК РФ. Изменения происходят аналогично положениям ГПК РФ и КАС РФ.

Объемы и состав продуктов, потребляемых разными группами населения, в 2018 - 2020 годах остаются такими же, как указано в законе «О потребительской корзине…» от 03.12.2012 № 227-ФЗ, несмотря на то, что в 2018 году потребительская корзина должна была обновиться.

Каким будет пособие и размеры страховых взносов после повышения МРОТ

С изменением размера МРОТ в 2019 году изменится размер больничных, декретных пособий и пособий по уходу за ребенком.

Минимальная зарплата учитывается при расчете указанных социальных выплат, если у работника (работницы) недостаточно страхового стажа или недостаточный размер заработка, полученного в расчетном периоде.

Расчет среднедневного заработка при МРОТ в 2019 году 11 280 руб.:

СДЗ = 11 280 × 24 / 730 = 370,85 руб.

С 01.05.2018 до 31.12.2018 МРОТ составлял 11 163 руб., следовательно

СДС = 11 163 × 24/730 = 367 руб.

Таким образом, окончательный размер пособия в 2019 году будет рассчитываться исходя из СДЗ 370, 85 руб. (в 2017-м, СДЗ равнялся 246,58 руб.).

МРОТ используется также в качестве базы для начисления страховых взносов для ИП, нотариусов и т. п., использующих УСН. Однако в связи с его резким повышением данное правило изменено п. 77 ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Установлены фиксированные размеры платежей на 2018, 2019 и 2020 годы

Так в ПФР за 2018 год вносится: 26 545 руб., за 2019 - 29 354 руб.

В ФФОМС за 2018 год надо уплатить: 5 840 руб., за 2019 - 6 884 руб.

Несмотря на то, что налоговым агентом теперь является ФНС, названия страховых взносов и порядок их внесения остаются прежними.

МРОТ в России с 01.01.2019 увеличен до 11 280 руб. в связи с изменением прожиточного минимума.

С повышением МРОТ в 2018 - 2019 году повысятся размеры страховых пособий. Увеличатся и страховые взносы, но не на размер увеличения МРОТ. Суммы таких платежей на 2018 - 2020 годы являются фиксированными.

На сегодняшний день все больше работодателей заинтересованы в поисках по-настоящему современных и эффективных систем начисления сотрудникам зарплаты с целью повышения эффективности бизнеса. Одной из таковых систем является почасовая оплата труда, которая обладает множеством достоинств и дает возможность создать удобный и высокоэффективный с точки зрения экономики комплекс по управлению персоналом. Что представляет собой почасовая или поминутная оплата труда, как она рассчитывается и какой минимальны уровень заработной платы такового характера установлен в России будет полезно знать любому участнику трудовых взаимоотношений.

Что такое почасовая оплата труда – правовое регулирование в России

Почасовая система оплаты труда сама по себе подразумевает начисление работникам заработанных средств в соответствии с установленной для них тарифной ставкой на единицу времени. Она является одной из разновидностей повременной оплаты труда с четкой привязкой к конкретному временному периоду – одному часу.

Использоваться данная система начала еще со Средних Веков и наибольшее распространение получила в США и других американских государствах. Так, например, в большинстве американских штатов даже МРОТ, где он присутствует, устанавливается исходя не из месячного заработка, а исходя из ставки почасовой оплаты труда работников.

Как и любая другая повременная система оплаты, почасовая оплата труда в России относится к тарифным системам. Тем не менее это не мешает ей содержать в себе определенные признаки и даже полностью или частично использоваться в комплексе с таковыми на предприятии – действующим законодательством разрешается для работодателей выбирать и устанавливать любые принципы оплаты труда, пока они будут обеспечивать полноценное соблюдение прав сотрудника и предусмотренных для него в обязательном порядке гарантий. Но чтобы быть в курсе механизмов правового регулирования означенного характера оплаты, работодателям и работникам все же рекомендуется ознакомиться с положениями следующих статей ТК РФ:

  • Ст.91. Её принципами регулируется само понятие рабочего времени, учет которого является основной составляющей почасовой оплаты труда. При этом данный характер оплаты согласно положениям означенной статьи, не может умалять прав и гарантий для сотрудника, а также нормативных ограничений максимального рабочего времени сотрудников.
  • Ст.100. Положениями этой статьи регулируются основные принципы учета рабочего времени. Ознакомиться с данными нормативами следует как работнику, так и работодателю, практикующим почасовый механизм оплаты, так как порядок учета рабочего времени является основополагающим с точки зрения обеспечения эффективного существования почасовой оплаты в организации.
  • Ст.104. Этой статьей регулируются условия внедрения и использования суммированного учета рабочего времени. Данный способ лучше всего подходит для почасовой или поминутной оплаты труда, так как позволяет эффективно рассматривать рабочее время в контексте одной рабочей недели, избегать переработок и необходимости выплаты работникам сверхурочных. В данной ситуации каждую неделю проводится суммирование всего отработанного фактически каждым работником времени, после чего данная сумма сравнивается с максимально допустимыми 40 часами трудовой деятельности на протяжении одной недели.
  • Ст.135. Данная статья дает разрешение работодателю самостоятельно устанавливать в своей организации или отдельных её структурных подразделениях, равно как и с конкретными сотрудниками особые системы оплаты труда.

В целом же, непосредственного регулирования вопросов применения почасовых принципов оплаты более законодательством не предусмотрено. Поэтому работодателю следует как можно более тщательно подойти к вопросам документарного оформления внутренних нормативов и локальных актов на предприятии, на основании которых и будет применяться та или иная система оплаты труда.

Расчет минимальной почасовой оплаты в 2018 году

Непосредственного законодательного регулирования минимальной почасовой оплаты труда в 2018 году в России не предусмотрено. Однако, так как нормативы законодательства прямо запрещают устанавливать тарифы повременной или любой другой работы ниже МРОТ при условии полной рабочей недели, ток в 2018 году рассчитать почасовую оплату труда можно исходя из максимального количества рабочих часов в течение месяца – 184 часа в августе и октябре. Соответственно, минимальный размер почасовой ставки составляет с учетом МРОТ в 9489 рублей составляет 51,58 рублей в час.

Необходимо, чтобы при 40-часовой рабочей неделе для установки заработка в пределах МРОТ, соблюдались нормативы по выплате МРОТ в течение месяца. То есть, для января минимальный размер почасовой оплаты труда в 2018 году составил бы 69,78 рублей в час.

Соответственным образом следует также производить корреляцию минимальной почасовой оплаты труда и для лиц, профессии которых предусматривают уменьшение обязательного рабочего времени, сокращенную рабочую неделю в силу вредных или опасных условий труда или иные варианты работы на полной ставке со сниженным количеством рабочих часов в неделю. Для таковых работников размеры почасовой оплаты будут выше.

В случае, если установлен не полный, а именно сокращенный режим труда или неполного рабочего времени, работодатель вправе выплачивать заработную плату в соответствии с МРОТ в перерасчете на фактически отработанные часы – то есть, при помесячном расчете она может быть ниже уровня МРОТ в данных ситуациях.

Формула расчета зарплаты при почасовой оплате труда в целом же выглядит крайне просто. Необходимо умножить показатель тарифной ставки за час работы на фактически отработанное в течение отчетного периода время. Например, если у повара Иванова И.И. установлена почасовая оплата в размере 225 рублей, а за месяц он отработал 150 часов, то он получит 150*225=33750 рублей. Конечно, во многих ситуациях могут использоваться более глубокие формулы с дополнительными коэффициентами, однако в вышеприведенном примере раскрывается основной принцип данного механизма начисления зарплат.

Особенности, преимущества и недостатки почасовой системы оплаты труда

В сравнении с любыми другими видами систем оплаты труда, почасовая оплата труда по трудовому договору имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому её внедрение может быть оправдано в одних случаях и демонстрировать крайне низкую общую эффективность в иных ситуациях. Чтобы проще было понимать все позитивные и негативные стороны почасовой ставки, работодателю следует внимательно их изучить. Так, к плюсам почасовой оплаты можно отнести:

  • Высокую эффективность контроля рабочего времени. В данном случае работодателем не оплачивается время перерывов, перекуров сотрудников и заработная плата начисляется непосредственно за эффективно проведенное время в пределах рабочего места или при исполнении рабочих обязанностей в большинстве ситуаций. Таким образом повышается эффективность работы и снижаются общие затраты на обеспечение зарплатного фонда. Именно поэтому почасовая оплата труда при сменном графике работы также является одним из наиболее удобных принципов начисления зарплаты.
  • Больший уровень мотивации сотрудников. В сравнении с окладной системой оплаты труда, также считающейся относящейся к повременной, почасовая система обладает куда большей эффективностью с точки зрения мотивации работников. Это связано с тем, что она прямо стимулирует трудящихся больше времени проводить за исполнением рабочих обязанностей, в то время как на окладе они могут значительную часть времени в итоге проводить вне рабочего места.
  • Защита от ненормированного рабочего дня. При окладной или иных системах оплаты труда, многие работодатели устанавливают в трудовом договоре возможность существования . При почасовой системе оплаты излишние задержки на работе и удлинение общих затрат рабочего времени сотрудника будет, хоть и не оплачено по двойной ставке, но подлежать оплате по стандартной, что является позитивной стороной подобного механизма для трудящихся.
  • Крайне высокая эффективность при работе по совместительству или гибком графике труда. Преимущества почасовой системы оплаты при работе по совместительству не позволят работодателю и трудящемуся нарушить нормы законодательства, запрещающие привлекать на совместительство работников с общим временем труда свыше 20 часов в неделю. При гибком же графике труда, работодатель может установить на предприятии для определенных должностей режим свободного посещения, что будет удобно как для работников, так и для самого работодателя. Трудящиеся будут чувствовать максимальную психологическую свободу, а работодатель, в свою очередь – оплачивать лишь фактическое время исполнения трудящимися их непосредственных обязанностей.

Несмотря на вышеозначенные плюсы, имеются у почасовой оплаты труда и определенные минусы. Их также следует учитывать при принятии решения об установке таковой системы. К ним можно отнести следующие факторы и особенности подобного механизма начисления зарплат:

  • Высокие затраты. Обеспечение почасовой или тем более поминутной системы учета рабочего времени требует мобилизации определенных ресурсов. Удобными, однако дорогостоящими, являются автоматизированные системы учета времени работы сотрудников, активируемые магнитными картами работников и использующие турникеты, и иные технические средства. Однако реализовать данную систему можно и без технического обеспечения – но для этого также придется выделить отдельных работников для осуществления надзора и контроля рабочего времени.
  • Психологический дискомфорт . Работники, находящиеся в достаточно жестких рамках, когда под контролем работодателя находится каждый час или каждая минута рабочего времени, имеют тенденцию снижать общую эффективность и производительность своего труда. Поэтому следует учитывать данный фактор.
  • Неприменимость в отдельных сферах деятельности. Если простая окладная оплата может применяться практически в любой трудовой деятельности, то почасовую оплату крайне тяжело реализовать для сотрудников, профессии которых не подразумевают постоянного нахождения на рабочем месте. В таковом случае будут нивелированы практически все преимущества почасовой заработной платы, так как работодатель не сможет обеспечить должный контроль за перемещениями работника и его распоряжением своим временем.

Подводя итоги можно отметить, что почасовая система оплаты труда является эффективной во многих случаях, однако однозначно требует от работодателя большего внимания как в вопросах обеспечения механизмов учета рабочего времени, так и с точки зрения оформления её в документарном виде на предприятии. При этом следует помнить, что таковая система может внедряться как в отношении всего коллектива, так и отдельных подразделений и даже отдельных сотрудников.

Как установить почасовую систему оплаты труда – нюансы и особенности

В первую очередь, работодатель, устанавливая и внедряя почасовую систему оплаты, должен помнить о том, что согласно положениям Трудового кодекса, применяемая система оплаты труда должна быть отражена в трудовом договоре с сотрудником . Кроме этого, она в обязательном порядке должна иметь и регулирование во внутренних локальных актах предприятия и, по возможности, в коллективном договоре. Так как чаще всего почасовая оплата относится к тарифной, то работодателю также необходимо установить полную тарифную сетку по всем должностям и видам почасовых работ с указанием имеющихся ставок. Отдельным нормативным документом в рамках предприятия, касательно почасовой оплаты может выступать положение об оплате труда.

Любое изменение системы оплаты труда должно согласовываться с представительскими органами работников или профсоюзом. По крайней мере в порядке уведомления. При изменении существующей системы оплаты на почасовую также следует перезаключить трудовые договора со всеми работниками путем внесения в них изменений.

Большое внимание следует уделять именно обеспечению эффективного учета рабочего времени трудящихся. Как упоминалось выше – это может быть проведено как при помощи интеграции технических средств автоматизированного контроля, так и с помощью соответствующей кадровой политики и личного человеческого контроля. Первый способ эффективно проявляет себя на крупных предприятиях с большим штатом, в то время как в небольших организациях можно обойтись и без серьезных и дорогостоящих технологических решений.

В случае переработки сотрудника свыше установленной нормы часов, на работодателя возлагается обязанность оплачивать работнику сверхурочные за каждый час на одной рабочей неделе. Размер таковых сверхурочных составляет как минимум двойной уровень установленной стандартной ставки для оплаты одного часа. Но при обусловленном трудовым договором ненормированном рабочем дне взыскание сверхурочных может быть значительно осложнено.