Нормативно правовое регулирование конкуренции. Правовое регулирование конкуренции в российской федерации владимирова полина михайловна

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды, соответственно, актуальность вопроса не оставляет сомнений.

Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Однако и недобросовестная конкуренция - действия, которые направлены на получение противоречащих закону преимуществ и которые причинили (или причиняют в перспективе) убытки конкурентам, и нанести ущерб деловой их репутации, оказывает разрушительное воздействие на экономическую сферу. Для регулирования данного вопроса создана система антимонопольного законодательства .

Вопросам правового регулирования конкуренции и развития антимонопольного законодательства в РФ посвящены работы В.К. Андреева, А.В. Баркова, B.C. Белых, О.А. Беляевой, А.Ю. Бушева, Б.М. Гонгало и других.

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства берет начало в конце XX века. Отправная точка в данной сфере - принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, благодаря которому уже в том же году приостановили создание свыше 30 крупных концернов, которые были наделены властью по регулированию государственного имущества, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководства.

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ, Гражданском кодексе, фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

Антимонопольная политика преследует несколько важных целей: ограничение монополизма; ограничение злоупотребления доминирующим положением; исполнение правил конкуренции; наказание за нарушение правил; создание конкурентной среды.

Нормы антимонопольного законодательства РФ содержат Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами, Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке, ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и иные акты. Более того, отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В 1999 году был создан МАП – Министерство по антимонопольной политике.

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида: принимаемые на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне муниципальных образований.

Продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей, как стабилизация рынка, усовершенствование экономики в целом, развитие конкуренции. На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики: в отношении искусственным монополиям и в отношении естественных монополий .

По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны: не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятиям, неиспользование потенциала реструктуризации предприятий, малый бизнес не получит серьезного развития .

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны такие шаги:

1. Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ.

2. Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов.

3. Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств.

Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:

Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений;

Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением.

Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства .

Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями .

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

Яркими примерами естественного монополиста являются «Газпром», Министерство путей сообщения, РАО «ЕЭС России».

Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий: прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня, определение потребителей для обязательного обслуживания, установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей; контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты); реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижению их стоимости для потребителя, являются сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация, системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования.

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции значительная доля является хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции.

Конечно, нельзя сказать, что в Российской Федерации регулирования конкуренции сейчас идет оптимальным путем. Безусловно, государством создаются законы и подзаконные акты, мероприятия, способные регулировать этот процесс. Однако проблемы есть, а наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции. Проблема требует дальнейшего рассмотрения на законодательном уровне и более тщательной и детальной проработки. Только комплексный вопрос способен сдвинуть вопросы конкуренции на российском рынке с мертвой точки.

Список литературы:

  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2012.
  2. Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014.
  3. Истомин В.Г. К дискуссии об основных направлениях развития форм и способов защиты прав и законных интересов участников конкурентных отношений // Конкурентное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.
  4. Кванина В.В. Правовые средства защиты частных прав и интересов в антимонопольном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ (ст. 10, 57, 1033, 1222), специальных антимонопольных законов: Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 26 июля 2006 г.), далее - Закон о конкуренции на товарных рынках; Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 21 июля 2007 г.); Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 29 декабря 2006 г.); Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 25 ноября 2006 г.), а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции.

Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятии и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

Механизм конкуренции

Понятие конкуренции

1. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о защите конкуренции).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

  • o участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия);
  • o конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • o важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • o наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.
  • 2. Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Цели конкурентного законодательства :

1) обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики.

2) контроль за монополистической деятельностью.

С понятием «конкуренция» тесно связан термин «монополия». Термин «монополия» используется в законодательстве и научной литературе для обозначения:

1) доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,

2) особых полномочий субъектов предпринимательства на осуществление определенного вида деятельности.

Виды монополий :

1 – монополии, создаваемые в результате регулирующего воздействия государства (государственные, естественные),

2 – монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства (рыночные монополии),

3 – монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами (патенты, изобретения и т.д.).

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства, укрепления его безопасности и внешнеторговых позиций. Данные монополии образуются в императивном порядке на основе норм закона.

Естественные монополии – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Федеральное законодательство определяет основания возникновения таких монополий :

1) существенное понижение издержек производства товаров по мере увеличения товарного производства,

2) товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,

3) спрос на товары не зависит от изменения цен на них.

Ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии :

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. транспортировка газа по трубопроводам;

3. железнодорожные перевозки;

4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6. услуги по передаче электрической энергии;

7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8. услуги по передаче тепловой энергии;

9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Монополия предполагает доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке , которое определяется исходя из 2 критериев:

1) Качественный критерий содержит указания на сущность поведения субъекта на рынке. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2) Количественный критерий позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать влияние на других субъектов.

По общему правилу, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

а) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничения или устранение конкуренции.

Виды монополистической деятельности:

1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления доминирующим положением.

2) соглашения субъектов предпринимательства, направленные на ограничение конкуренции.

Наряду с монополистической деятельностью существенным нарушением законодательства выступает недобросовестная конкуренция , под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с положениями Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция , в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Юридическая литература содержит примерный перечень видов недобросовестной конкуренции , который основан на Парижской конвенции по охране промышленной собственности:

1. Смешение между деятельностью конкурентов (т.е. продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности).

2. Дискредитация конкурента и его деятельности (например, посягательство на деловую репутацию конкурента).

3. Дезорганизация деятельности конкурента может принимать различные формы:

а) получение и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну,

в) подстрекательство служащих конкурента к невыполнению своих обязанностей.

4. Введение потребителей в заблуждение в отношении качественных характеристик предлагаемых им товаров.

5. Демпинг - вид недобросовестной конкуренции, связанный с внешнеэкономической деятельностью государства.

Демпинг считается противоправным, если будет установлено, что он причиняет существенный ущерб определенной отрасли российской экономики либо создает угрозу такого причинения.

Тема 2 Гражданское право

В результате изучения главы обучаемый должен:

знать

  • понятие "конкуренция", ее субъективные и объективные черты, виды, понятия "товар" и "товарный рынок";
  • порядок проведения анализа состояния конкурентной среды, влияние закона спроса и предложения на состояние конкурентной среды;
  • признаки антиконкурентного поведения;
  • субъектный состав, объект и содержание конкурентного отношения;
  • состав антимонопольного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции;
  • действие антимонопольного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц;
  • место конкурентного права в российских системах права и законодательства;

уметь

  • выявлять проблемы экономического и правового характера;
  • квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;
  • проводить экспертизу правовых актов, объяснить действие норм права их адресатам;
  • применять нормы конкурентного права, аргументировать принятые решения, предвидеть последствия принятых им решений;

владеть навыками

Конкуренция и товарный рынок

Конкуренция, основываясь на поведенческой самостоятельности хозяйствующих субъектов, выступает важнейшим базовым элементом рыночной системы хозяйствования. В качестве одной из основ конституционного строя РФ Конституция РФ закрепляет свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, возводя тем самым конкуренцию в один из принципов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Гражданский кодекс рассматривает конкуренцию как качество, присущее гражданским правоотношениям с участием определенных субъектов. Именно поэтому не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Понятие конкуренции сформулировано законодателем в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции следующим образом: "Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".

Это понятие отражает представление об идеальной конкуренции, когда участники гражданского оборота не имеют возможности влиять друг на друга и на условия совершаемых ими сделок, что ближе к экономическому понятию "совершенной конкуренции", проявляющей себя далеко не на всех товарных рынках. Помимо субъективных (поведенческих) существуют объективные (макроэкономические, инфраструктурные, страновые и иные) факторы, способные оказать негативное влияние на конкуренцию. Но если объективные факторы действуют на рынок в целом, то субъективные факторы, применяемые нарушителями избирательно, должны пресекаться, чему, собственно, и посвящен Закон о защите конкуренции.

На разных рынках уровень конкуренции будет различным. Д. А. Алешин указывает, что Европейский Суд по правам человека в деле Metro v. Commission "... определил: неискаженная (свободная) конкуренция, предусмотренная договором, предполагает, что на рынке существует “работающая” конкуренция (workable competition). Иначе говоря, уровень конкуренции таков, что обеспечивает соблюдение базовых принципов и целей договора. В частности, создание на общеевропейском рынке условий не хуже, чем на национальном" .

Законодатель, давая определение конкуренции, выделяет ряд ее свойств (признаков):

  • 1) конкуренция представляет собой действия определенной категории лиц – хозяйствующих субъектов, осуществляющих приносящую доход деятельность и способных в силу этого оказать влияние на условия обращения товара на товарном рынке. Такие действия далеко не всегда являются сделками в гражданско-правовом смысле;
  • 2) действия хозяйствующих субъектов должны иметь самостоятельный характер, не корректироваться извне. Несамостоятельность не всегда приводит к квалификации факта правонарушения. Например, действия в составе группы лиц не всегда являются самостоятельными;
  • 3) хозяйствующие субъекты должны соперничать друг с другом, т.е. стремиться превзойти других хозяйствующих субъектов и получить наибольший доход. В этом случае будет осуществляться прямое или косвенное воздействие на других субъектов. Чтобы воздействие применялось в разумных пределах, нужны правила, устанавливающие границы такого воздействия.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяются Законом о защите конкуренции путем закрепления, с одной стороны, мер по поддержке конкуренции, а с другой – мер предупреждения и пресечения как монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, так и недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Деятельность хозяйствующих субъектов в форме соперничества осуществляется во взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами в отношении товаров, участвующих в коммерческом обороте на соответствующем товарном рынке. Поэтому важным является определение не только понятий "товар" и "товарный рынок", но и внешних экономических условий, формирующих конкурентную среду, в которой товар участвует в обороте.

Товаром согласно п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В этом смысле понятие "товар" отличается от аналогичного термина, используемого в ГК в более узком значении и применяемого преимущественно к отношениям купли-продажи.

Гражданское законодательство, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, использует термин "товар", как правило, в смысле вещи, участвующей в гражданском обороте и подлежащей передаче от одного субъекта другому. Таким образом, основным свойством товара с точки зрения гражданского права выступает его способность быть объектом гражданского оборота.

Поэтому именно в придаваемом антимонопольным законодательством смысле мы и будем в дальнейшем использовать термин "товар", т.е. как оборотоспособный объект гражданских прав.

Кроме того, Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ст. 128 ГК изменена, и если ранее объектом гражданских прав выступали работы и услуги, что мы наблюдаем и в п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции, то теперь объектами являются результаты работ и оказание услуг. Несмотря на возникшее противоречие, оно имеет скорее терминологический характер, и в контексте антимонопольного регулирования, когда ЗоЗК говорит о работах и услугах, следует понимать именно результаты работ и оказание услуг.

Согласно ст. 134 ГК если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Следовательно, понятие сложной вещи включает следующие четыре элемента: 1) в ее состав входят различные разнородные вещи; 2) данные вещи физически не связаны между собой; 3) указанные вещи в совокупности составляют единое целое, позволяющее использовать их сумму – сложную вещь – по общему скоординированному назначению; 4) каждая составная вещь, входящая в состав вещи, не может использоваться самостоятельно.

Антимонопольное законодательство учитывает в том числе и экономические свойства товара, а именно его потребительскую ценность (стоимость), способность товара удовлетворять потребность приобретателя в извлечении и использовании его полезных свойств, что предопределяет необходимость этого товара для приобретателя и формирует интерес последнего в приобретении товара, обеспечивая тем самым спрос на товар.

Таким образом, в качестве товара для целей антимонопольного регулирования может рассматриваться каждая из вещей, составляющих совокупность разнородных вещей и объединенных общим функциональным назначением.

Даже если полезные свойства вещи определенного вида, предопределяющие целесообразность ее приобретения, могут проявляться исключительно при совместном использовании с иными вещами другого типа, каждый тип таких вещей рассматривается судебной практикой в качестве отдельного товара и образует самостоятельный товарный рынок .

Объективно конкуренция может существовать только в рыночной экономике и неотделима от понятия "рынок".

Рыночными отношениями признаются экономические отношения "... при следующих условиях: неограниченное число участников конкуренции; свободный доступ на рынок и такой же выход из него; мобильность трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов; полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками; свободное предпринимательство; возмездность и др. Рыночные отношения не тождественны экономическим, последние значительно шире по своему содержанию и существуют в любом обществе, при любой экономической и политической системе" .

С экономической точки зрения под рынком зачастую понимается объективно существующая общественно необходимая реальность, в которой происходит совершение сделок по отчуждению товаров, работ, услуг. Рынок представляет собой общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги . Основой здесь являются какие-либо общественные отношения в сфере оборота товаров (работ, услуг) и в этом смысле рынок характеризуется как особого рода механизм взаимодействия между лицом, отчуждающим товар (работу, услугу), и лицом, приобретающим их.

Действующее законодательство рассматривает рынок как территорию фактического распространения (обращения) товаров, используя тем самым экономическое толкование и понимание границ рынка.

Пункт 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции определяет товарный рынок как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

По мнению О. М. Олейник, сфера обращения товара как правовое понятие представляет собой совокупность трех компонентов: правил обращения; объектов; субъектов, действующих на рынке с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребительских интересов. Хотя в дальнейшем О. М. Олейник выделяет внешние параметры сферы обращения как дополнительный критерий .

По нашему мнению, сфера обращения товара требует введения в качестве составляющей и количественных параметров – необходимо использовать критерий определенности границ, в пределах которых товар будет обращаться, а субъекты будут иметь возможность вступать в отношения между собой.

Однако товарный рынок может иметь и более узкие границы. К примеру, если в качестве товара рассматривать некоторые коммунальные услуги (в частности, холодное и горячее водоснабжение, отведение сточных вод по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, электроснабжение), то товарный рынок для потребителя по этим коммунальным услугам будет локализован в пределах многоквартирного жилого дома.

В другом случае антимонопольный орган попытался (правда безуспешно – в суде указанные доводы не нашли своей поддержки ) доказать, музеи занимают доминирующее положение на рынке услуг по публичному представлению музейных коллекций-произведений искусства, каждый из экспонатов, включенных в коллекцию музея, представляет собой результат интеллектуальной творческой деятельности, ввиду чего является эксклюзивным, не взаимозаменяемым, а потому доля каждого музейного учреждения на рынке экскурсионных услуг и рынке услуг по публичному представлению своей музейной коллекции составляет 100%.

Следовательно, для соответствующего правового регулирования принципиальное значение приобретает вопрос о правильном (законном и обоснованном) определении товарного рынка.

Поэтому структурно рынок состоит из следующих элементов:

  • установленные и санкционированные правила обращения товаров, работ, услуг;
  • объекты, по поводу которых субъекты вступают в отношения между собой;
  • субъекты, действующие на рынке с целью извлечения прибыли и удовлетворения потребительских интересов;
  • границы, определяющие сферу оборота товара.

Правила обращения товаров не всегда совпадают с границами рынка. Так, Закон о защите конкуренции устанавливает нормы об экстерриториальности при преследовании правонарушений в области антимонопольного регулирования. Этот закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые за пределами территории РФ, оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

В свете правового регулирования рынка главную заботу государства составляют организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В связи с этим юридически необходимым обстоятельством, подлежащим установлению при квалификации факта нарушения антимонопольного законодательства, будет определение товара, в отношении которого допущено антиконкурентное поведение, и товарного рынка, на котором это антиконкурентное поведение состоялось.

И товар, и товарный рынок являются базисом для создания конкурентной среды, в которой в полной мере проявляют себя стихийные экономические законы спроса и предложения.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов требуются в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции в том числе; при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства; принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией; решении вопросов о принудительном разделении (выделении) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; формировании реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр доминантов).

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, разд. 8 "Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта" Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом МАП России от 20.12.1996 № 169 (далее также Порядок), и включает в себя следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.

В соответствии с п. 1.1–1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции анализ состояния конкуренции на товарных рынках для рассмотрения вопроса о включении хозяйствующих субъектов в Реестр доминантов может проводиться без определения уровня концентрации товарного рынка, определения барьеров входа на товарный рынок и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Кроме этого, согласно п. 1.4 Порядка не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в следующих случаях:

  • 1) хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Однако п. 4.7 Порядка предусматривает, что в этом случае необходимо выявлять географические границы товарных рынков услуг субъектов естественных монополий с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям);
  • 2) при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в виде несоблюдения:
    • запрета на заключение хозяйствующими субъектами некоторых соглашений, ограничивающих конкуренцию (ч. 1, 2 и 3 ст. 11,11.1 Закона о защите конкуренции);
    • запрета на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 Закона о защите конкуренции);
    • запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15,16 Закона о защите конкуренции);
    • антимонопольных требований к торгам (ст. 17 Закона о защите конкуренции);
    • порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1 Закона о защите конкуренции);
    • правил заключения договоров с финансовыми организациями (ст. 18 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем ФАС России признает, что в ходе рассмотрения дел о нарушениях хозяйствующими субъектами запрета на заключение соглашений и совершение согласованных действий может возникнуть необходимость в определении продуктовых и географических границ соответствующего товарного рынка, определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеров входа на товарный рынок. В этом случае антимонопольный орган вправе использовать существующий порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке .

Судебная практика по вопросу необходимости проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке также не отличается единообразием.

Так, рассматривая спор о привлечении к ответственности за незаконное использование товарного знака, представляющего собой факел, выполненный в цветах российского флага, и изображение пяти переплетенных колец, при проведении стимулирующей лотереи, суд указал, что антимонопольный орган не исследовал товарный рынок с целью выяснить, какие преимущества по отношению к другим участникам рынка позволило обществу получить использование товарного знака на игровых автоматах .

Суд также отметил, что актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны различные действия противоправного характера. При этом противоправное посягательство всегда сопряжено с негативными последствиями для конкурентной среды, при выявлении которых можно выяснить характер приобретенных хозяйствующим субъектом преимуществ по отношению к другим участникам рынка. Поэтому правовое значение приобретает выяснение границ определенного товарного рынка (связанного с определенным посягательством), хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собой, преимуществ одного субъекта (одних субъектов) перед иными участниками рынка при осуществлении им (ими) предпринимательской деятельности .

В других случаях суды считают возможным применить положения п. 1.4 Порядка, а доводы о необходимости проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в отношении установленных указанным пунктом исключений – отвергнуть .

Уместным будет вопрос и о выходе ФАС России за пределы делегированных ей полномочий при включении п. 1.4 в рассматриваемый Порядок. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (в отношении кредитной организации – по согласованию с Центральным банком РФ).

Законодатель недвусмысленно поручил утвердить порядок для всех случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Каждое из нарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 5 ст. 11, 11.1, ст. 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, посягает в той или иной мере на конкуренцию. Поэтому считаем, что п. 1.4 Порядка, освобождающий ФАС России от обязанности проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, незаконен.

В зависимости от состояния конкурентной среды исследователи выделяют виды конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополии . Они различаются числом действующих на рынке субъектов, однородностью или неоднородностью предлагаемого товара, степенью свободы входа на рынок и выхода из него, доступом к информации.

Рынок чистой (или совершенной) конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такой рынок характеризуется однородностью предлагаемой продукции (товаров), полной свободой входа на рынок, выхода из него и равным доступом к информации.

Совершенная конкуренция является идеалистической моделью конкуренции и в трудах экономистов подвергается критике. Как отмечает В. Ойкен, "совершенная конкуренция" – это конкуренция вседозволенности, она не имеет внутренних для участников стимулов и в конечном счете приводит к возникновению монополий . По мнению Й. Шумпетера, совершенная конкуренция не только невозможна, но и нежелательна .

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции , наличие ограничений на получение информации.

Ущемление интересов других лиц, будучи самостоятельным итогом злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением или же дополнительным последствием к обозначенным трем результатам (недопущению, ограничению и устранению конкуренции), является оценочной категорией и в каждом конкретном случае подлежит тщательному исследованию, при этом необходимо иметь в виду, причинен ли вред общественным отношениям в сфере конкуренции.

Представляется неверным связывать недопущение, ограничение и устранение конкуренции только со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Указанные последствия негативного воздействия на конкуренцию имеются и при нарушении иных предусматриваемых антимонопольным законодательством запретов – неправомерного поведения органов власти (ст. 15, 16 ЗоЗК), неправомерных действий при организации и проведении торгов (ст. 17 ЗоЗК) и пр.

Следует обратить внимание, что устранение и недопущение конкуренции весьма близки по характеру негативного воздействия на конкуренцию, поскольку и в том, и в другом случае следствием их проявления будет отсутствие конкуренции. Этим устранение и недопущение конкуренции кардинально отличаются от ограничения конкуренции, при котором конкуренция все-таки остается, но в измененном виде. Так, в п. 1 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции в качестве основания для принятия решения антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции указано, что ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции. Ограничение конкуренции не рассматривается в качестве негативного последствия, препятствующего принятию решения о предоставлении государственной или муниципальной преференции, что представляется ошибочным.

Недопущение конкуренции должно быть связано с поведением, исключающим возможность осуществления конкуренции вообще. Этим недопущение конкуренции отличается от ее устранения – в первом случае конкуренции нет и не будет, во втором случае конкуренция есть, но ее не будет. Состояние рынка, при котором конкуренция не допускается, приводит к его монополизации. Примером юридической монополии такого рода служит норма абз. 8 ст. 5 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в силу которой недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности является одним из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества. Следствием устранения конкуренции также является монополизация рынка.

Конкуренция - одно из важных условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой состязательность, возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

  • 1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждение и преследование монополистической деятельности;
  • 2) законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

  • 1) на товарных рынках, т.е. состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;
  • 2) на рынке финансовых услуг, т е. состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

  • 1) самостоятельные действия;
  • 2) конкурирующие субъекты;
  • 3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются следующие конкурентные действия:

  • 1) ценовые действия, при которых субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей) ;
  • 2) неценовые действия. Это другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде: