Обеспеченность службы законодательными и нормативными документами. Нормативно-правовая база архивного дела в российской федерации

Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом - это совокупность документов и нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке, компетентным соответствующим органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.

Нормативно-методические документы подразделяются на три группы:

  • нормативно-справочные документы;
  • документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера;
  • документы технического, технико-экономического и экономического характера.

Нормативно-справочные документы включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К их числу следует отнести:

  • 1. Первичные операционные нормы времени и расценки; нормы времени на выполнение управленческих процедур (маршрутно-технологическая карта, технологическая карта управленческих процедур).
  • 2. Производные нормы и нормативы, полученные на основе первичных (сводные нормы трудовых затрат на изготовление продукции).
  • 3. Нормы, установленные вышестоящими организациями или в централизованном порядке (нормы налогообложения фонда оплаты труда; размер подоходного налога с физических лиц).

Документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников системы управления персоналом; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом. Эти документы включают:

  • 1. Законодательные акты по вопросам труда и кадров.
  • 2. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам труда, охраны труда, занятости.
  • 3. Руководящие документы (положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы) Минтруда РФ и других государственных органов.
  • 4. Приказы, положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы министерства, госкомитета, ведомства, если им подчиняется организация.
  • 5. Приказы, положения, правила и другие документы, издаваемые руководителем организации или соответствующими подразделениями по вопросам труда, численности, оплаты труда и т.д. (Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Положение о подразделении, Должностная инст-рукция, Штатное расписание).

Важным организационно-распорядительным документом являются правила внутреннего трудового распорядка, которые включают следующие разделы:

  • 1. Общие положения.
  • 2. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих.
  • 3. Основные обязанности рабочих и служащих.
  • 4. Основные обязанности администрации.
  • 5. Рабочее время и его использование.
  • 6. Поощрения за успехи в работе.
  • 7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Коллективный договор является важнейшим организационным документом, который разрабатывается при непосредственном участии кадровой службы. Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год.

К документам организационно-методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функции по управлению персоналом. Сюда входят: Положение по формиро-ванию кадрового резерва в организации, Положение по организации адаптации работников, Рекомендации по организации отбора персонала, Положение по оплате и стимулированию труда Инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.

Внутренними организационно-регламентирующими документами являются Положение о подразделении и Должностная инструкция.

Положение о подразделении (отделе, бюро, группе и т.д.) - документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения кадровой службы: его задачи, функции, права, ответственность.

Типовая структура положения включает следующие разделы:

  • 1. Общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.д.).
  • 2. Задачи подразделения.
  • 3. Организационная структура подразделений (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности отдельных звеньев и работников подразделения).
  • 4. Функции подразделения.
  • 5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением (от кого и кому, сроки и периодичность).
  • 6. Права подразделения (в пределах возложенных на него функций).
  • 7. Ответственность подразделений (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).

Типовые положения о подразделениях, в том числе и по кадровой службе, содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждой конкретной организации.

Должностная инструкция - документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Она может быть составлена на основе типовых требований к должности, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, но с учетом изменяющихся социально-экономических условий.

Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться в соответствии с данной должностью (или на данном рабочем месте), а затем определить требования к ра-ботнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту, т.е. составить личностную спецификацию

Документы технического, технико-экономического и экономического характера содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов. К этой группе документов можно отнести:

  • 1. Нормы планировки помещения и рабочих мест.
  • 2. Стандарты качества, ТУ на продукцию.
  • 3. Нормативы организации труда руководителей инженерных подразделений.
  • 4. Бизнес-план.
  • 5. Смета затрат на производство.
  • 6. Отчет о численности работников организации.

Ответственность за обеспечение системы управления персоналом нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации (отдел стандартизации, отдел организации управления, юридический отдел).


Выступление

«Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ»

на кустовом методическом объединение для старших воспитателей по теме: «Организация методического кабинета в ДОУ»

Подготовила:

старший воспитатель МБДОУ № 53

Ефимова Елена Александровна

Альметьевск, 2016

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Классификация материалов методического кабинета:

    нормативные и инструктивные материалы

    учебно-методические обеспечение

    документация по содержанию работы ДОУ

    нагляно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный)

    литература педагогическая и детская, периодические издания

    выставки

Нормативные и инструктивные материалы

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения.

В методическом кабинете целесообразно иметь дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

Положение о методическом кабинете;

Трудовой кодекс РФ;

Семейный кодекс РФ;

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г) ;

Конвенция дошкольного воспитания;

Устав ДОУ; изменения к уставу;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»";

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессиональных стандартов педагога»;

Копии должностных инструкций педагогов ДОУ;

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 №109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки игрушек»;

Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;

- Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы .

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Методический и дидактический материал комплектуется в соответствии с:

ФГОС ДО, примерными основными образовательными программами, парциальными программами, методиками; направленностью групп; длительностью пребывания детей в ДОО.

Учебно-методические обеспечение

К ним относятся: Учебно-методические пособия в соответствии с ФГОС ДО, УМК по национальному воспитанию; рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа.

Главным документом в этом разделе является основная образовательная программа ДОУ . Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 5 образовательных областей (Х-Э,ПР, РР, С-К, ФР).

Документация по содержанию работы ДОУ

Номенклатура дел методического кабинета - это тематизированный список документации всей организации, составленный и заполненный по определенным правилам, содержащий строгое наименование имеющихся материалов, а также сроки их хранения. Все бумаги, формирующиеся на предприятии, необходимо храниться какое-то количество времени. Правильно их систематизировать, распределить по делам поможет составление номенклатуры.

Материалы по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационной категории, а так же в целях подтверждения соответствия занимаемой должности; стенд «Аттетстация» на котором представлены нормативно-правовые документы регламентирующие организацию и проведение аттестации педагогических работников, план работы по аттестации педагогических работников на учебный год, образец заявления и карты результативности и т.д.

Годовые планы работы ДОУ (за 3 года);

Материалы и протоколы педсоветов (за 3года);

Паспорт методического кабинета;

План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов);

Годовой календарно-образовательный график на учебный год ДОУ;

Программа развития ДОУ

План работы УО АМР (дошкольное образование)

Материалы и протоколы семинаров, консультаций, открытых занятий, КМО, неделя «Специалист»;

Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;

Материалы заседаний, документация ПМПК;

Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом;

Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ);

Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ);

Материалы по работе с педагогами: сведения о педагогических кадрах, по самообразованию педагогов ДОУ, план и формы работы с молодыми специалистами, наставничество, материалы по передовому педагогическому опыту, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен.

Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты.

Журнал проверки планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ.

Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета, протоколы общих родительских собраний, (протоколы групповых собраний хранятся у воспитателей), консультации, брошюры, буклеты.

Планы проведения методической (тематической) недели;

Приказы заведующей ДОУ;

Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи

Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом.

Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)

Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ. В каждой группе детского сада, у специалистов так же имеется тетрадь отзывов и пожеланий.

В методическом кабинете необходимо оформить стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание ООД, график занятости специалистов, кабинета по ИЗО-деятельности и ПДД, библиотеки и др.; сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, положения к конкурсам профмастерства, мероприятия (курсы, смотры и пр.), график проведения дополнительных образовательных услуг и т.д .

Нагляно–иллюстрационный материал (демонстрационный и раздаточный)

Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь наглядный материал (картины, игрушки, костюмы) можно рассредоточить по кабинетам специалистов. Но необходимо составить картотеку с аннотацией где располагается.

Различные виды картотек (подвижные игры по возрастам, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и др.), н аглядно-демонстрационный материал (и гры, картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы для творческих игр; приборы, оборудование, природные материалы, муляжи и др.; предметы народного декоративно-прикладного искусства); технические средства обучения (видеотека).

Литература педагогическая и детская, периодические издания

Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература), книги для детей и периодические издания. Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Методическая и справочная (Справочник старшего воспитателя, Методист, Воспитатель ДОУ) распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.

Детская - целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.

Периодика (газеты, журналы)- желательно группировать по годам выпуска

Обязательно должна быть: Книга (журнал) учёта движения методической литературы.

Выставка

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются. Эпизодические выставки – потребность в которых возникает в течение учебного года. Тематика выставок может быть самая разнообразная.

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.

Творческих успехов!

Спасибо за внимание.

В результате изучения данной темы студент должен:

  • знать законодательные, нормативно-методические акты и государственные стандарты по документированию управленческой деятельности; состав нормативнометодической базы документационного обеспечения управления;
  • уметь применять законодательные и нормативно-правовые акты в управленческой деятельности;
  • владеть навыками поиска необходимой нормативно-правовой информации в законодательных и нормативных актах Российской Федерации но делопроизводству.

Законодательные акты и государственные стандарты в области документирования управленческой деятельности

Нормативно-правовая и методическая база документационного обеспечения управления включает в себя совокупность законов, нормативных правовых актов, методических документов, государственных стандартов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штатную численность, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления разрабатываются различными органами государственной власти и управления в соответствии с их функциональными обязанностями.

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления включает в себя:

  • – правовые акты, издаваемые высшими органами государственной власти и управления;
  • – правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти: министерствами, комитетами, ведомствами как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
  • – правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
  • – правовые акты нормативного и инструктивного характера, а также методические документы по документационному обеспечению управления, издаваемые руководством предприятий и организаций .

По предметам ведения Российской Федерации принимаются:

  • – федеральные конституционные законы;
  • – федеральные законы.

Официальным опубликованием закона считается первое размещение его полного текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней его официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Рассмотрим основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы документирования управленческой деятельности.

Основным документом, обеспечивающим право документирования информации, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г. В кодексе изложены основные правила заключения, изменения, оформления и расторжения гражданско-правовых договоров; правила составления и применения доверенностей.

Статья 51 и последующие части 1 ГК РФ устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица. Статья 160 устанавливает письменную форму сделки и основные требования, предъявляемые к ней; ст. 307 и последующие содержат нормы обязательственного права и, в частности, определяют виды договоров, фиксирующих обязательства одной стороны (физического или юридического лица) в пользу другой стороны; ст. 420–453 содержат общие положения о договоре. В части 4 ГК РФ содержится информация о применении товарного знака и знака обслуживания.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N° 197-ФЗ используют при оформлении записей о приеме, перемещении и увольнении сотрудников в приказах по личному составу и трудовых книжках.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Законом определены порядок проведения работ по стандартизации, виды документов но стандартизации и их применение, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов, ответственность за нарушение положений закона, а также порядок финансирования работ по стандартизации и некоторые другие аспекты. Действие настоящего закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Федеральный закон от 25 октября 1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" регламентирует использование государственного языка в официальных документах.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" является базовым законом информационного законодательства. Он устанавливает порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации.

Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" устанавливает правовые основы деятельности в области присвоения наименований и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации " определяет органы власти и управления, которым разрешено изображать один из трех вариантов герба па бланках: многоцветный, одноцветный на геральдическом щите и одноцветный без геральдического щита.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " определяет последовательность работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан, а также правила ведения делопроизводства но ним.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи >> (далее – Закон РФ "Об электронной подписи") регламентирует условия, при которых использование электронной подписи в электронных документах признается равнозначным собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В законе указаны также виды электронных подписей и порядок их применения.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов " определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документа, как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов РФ и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документа, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документа, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документа, ответственность за их нарушение. В тексте приведены основные понятия: документ, обязательный экземпляр документа, виды документов и т.п.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закрепляет перечень документов, представляемых юридическим лицом в регистрирующий орган при создании, реорганизации или ликвидации организации. В частности, при создании юридического лица в состав этих документов вводят учредительные документы (учредительный договор и/ или устав) подлинник или нотариально заверенная копия.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне " регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон устанавливает: полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны; перечень сведений, составляющих государственную тайну; порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей; распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну; порядок защиты государственной тайны; контроль и надзор за обеспечением государственной тайны; порядок проставления грифа секретности на документах и др. вопросы.

Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера " применяется при работе с персональными данными сотрудника и при работе с конфиденциальными документами. В частности указ устанавливает, что сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации, в установленных федеральными законами случаях, являются конфиденциальной информацией.

Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне " содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В указе представлены наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках сто компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью " определяет требования к печатям и штампам ООО. В частности, в законе указано, что общество с ограниченной ответственностью должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" закрепляет задачи, права и ответственность акционеров. В законе указан состав документов акционерного общества, который должен храниться по месту нахождения головной организации, определен состав документов, издаваемых руководителем организации, а также порядок протоколирования заседаний коллегиальных органов акционерного общества.

Оформление документов регламентировано стандартами для придания им юридической силы, а также для удобства работы с ними. Стандарт описывает типовой образец, которому должны соответствовать документы, системы и технологии. Область действия стандартов и их содержание определены государственными органами управления. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 "О стандартизации" государственные стандарты принимает Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификаци (Госстандарт; ныне – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Росстандарт).

Приведем основные стандарты в области делопроизводства.

ГОСТ 6.10.4–84 Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам па машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. ГОСТ устанавливает обязательные реквизиты машиночитаемых документов: код и наименование организации – создателя документа; местонахождение организации – создателя документа или почтовый адрес; код формы документа; название документа; дату подписания документа; кодовое наименование лица, ответственного за изготовление документа. При создании дубликатов и копий машиночитаемых документов в состав реквизитов включается отметка о подлинности документа (подлинник, дубликат, копия).

ГОСТ 6.10.5–87 Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца. Настоящий стандарт устанавливает основные правила построения формуляров-образцов, разработки унифицированных на их основе форм документов с учетом возможности их машинной обработки и изготовления бланков документов. Стандарт распространяется на документы, применяемые на всех уровнях управления производством при реализации всех его функций. Стандарт не распространяется на системы документации по капитальному строительству, конструкторскую, технологическую, внешнеторговую документацию, используемую при оформлении внешнеторговых операций, а также на организационно- распорядительную документацию.

Обратите внимание!

Несмотря на то ч то ГОСТ Р 6.30–2003 носит рекомендательный характер, требования к оформлению организационно-распорядительных и справочно-информационных документов, указанные в стандарте, в целях единства оформления документов на территории Российской Федерации применяются практически всеми организациями, учреждениями, предприятиями.

ГОСТ Р 6.30–2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Требования данного ГОСТа распространяются на организационно-распорядительную документацию, относящуюся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, которая входит в состав ОКУД по классу 020000. ГОСТ устанавливает состав и расположение реквизитов, состав зон на формате А4 углового и продольного бланка организационно-распорядительных документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, в том числе с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

ГОСТ Р 7.0.8–2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела, обязательные для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу.

ГОСТ 9327–60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы. ГОСТ определяет размеры листа, в зависимости от которых выделяют форматы бумаги трех видов: А, В, С. Формат обозначается буквой ряда и цифрой, указывающей на то, сколько раз исходный лист ряда разделен пополам. Исходные форматы АО – 841 × 1189 мм; ВО – 1000 × 1414 мм; СО- 917 × 1297мм.

ГОСТ 17914–72 Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования. Представлен образец оформления обложки дела постоянного хранения.

ГОСТ Р 7.0.12–2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ Р 7.0.66–2010 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию.

ГОСТ Р 7.0.83–2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ГОСТ 7.89–2005 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования. В ГОСТ дано понятие оригинала документа.

ГОСТ Р 54471–2011/ISO/TR 15801:2009 Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности. Применение этого ГОСТ носит добровольный характер. Стандарт содержит описание рекомендуемой практики хранения деловой и иной информации в электронной форме.

В условиях интеграции нашей страны в мировую экономику знание международных стандартов но оформлению документов необходимо все большему кругу управленческих работников. Существующие международные нормы в области документации должны учитываться при разработке правил работы с документами в организациях различных форм собственности.

Обратите внимание!

Применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны осуществляется в Российской Федерации путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO ) трактует понятие "стандарт" как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом .

Перечислим международные стандарты, наиболее часто применяемым в документационном обеспечении управления.

ГОСТ Р ИСО 15489–1–2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. Стандарт определяет основные принципы управления документами независимо от видов носителей и используемых технологий; регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначенными для внутреннего или внешнего пользования. Его положения являются рекомендациями по созданию систем управления документами, включению в них документов, а также обеспечению соответствия документов установленным в стандарте характеристикам.

ИСО 216:1975 Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Потребительские форматы рядов А и В. Определены форматы бумаги для документов и методы выражения их размеров. Для форматов бумаги устанавливается два варианта расположения: вертикальное и горизонтальное.

ИСО 3535:1977 Листы для разработки форм и схемы размещения. На основании данного стандарта разрабатываются формы документов.

ИСО 8439:1990 Конструкция бланков – основная схема расположения. В стандарте указаны размеры полей, форматы бумаги, размеры текстовой части.

ИСО 4882:1979 Офисные машины и оборудование для обработки данных. Стандарт определяет межстрочный интервал и шаг письма.

ИСО 11180:1993 Адресация почтовая. Определяет правила размещения адреса на бланке.

ИСО 8601:1988 Элементы данных и форматы обмена. Обмен информацией. Представление дат и времени. Установлены правила представления календарной даты, времени дня, периода.

  • Энциклопедия секретаря / В. И. Андреева [и др.]. М.: МЦФЭР, 2004.
  • ISO 5127:2001 Информация и документирование. Словарь. Ч. 2. Традиционные виды документов.

В результате изучения главы 2 студент должен: знать:

  • ? нормативную базу, регламентирующую работу с документами,
  • ? типы бланков,
  • ? технологию создания бланков,
  • ? понятие шаблона, формы, трафаретного письма; уметь :
  • ? создавать различные типы бланков,
  • ? использовать при создании документов шаблоны,
  • ? создавать шаблоны.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ РАБОТУ С ДОКУМЕНТАМИ

Законодательство о делопроизводстве исторически сложилось так, что нормы, правила, требования по делопроизводству оказались рассеянными по целому ряду нормативных актов. Знание этих документов необходимо не только специалистам в области делопроизводства и архивного дела, но и руководителям всех уровней и всем тем, кто по роду своей деятельности связан с подготовкой управленческой документации.

Исходным правовым актом, определяющим государственную политику в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция РФ. В Конституции записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» .

Это положение развито в таком правовом акте, как Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .

Федеральный закон содержит ряд основополагающих положений по документационному обеспечению управления. Закон определил порядок обязательного документирования информации и перевода ее в информационные ресурсы, сформулировал необходимую терминологию (информация, документированная информация и др.), обязал предприятия и организации всех форм собственности предоставлять соответствующую требуемую информацию органам государственной власти.

Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:

  • 1) законодательные акты РФ в сфере информатизации и документации;
  • 2) указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
  • 3) правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
  • 4) правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
  • 5) правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
  • 6) государственные стандарты на документацию;
  • 7) унифицированные системы документации;
  • 8) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Государственная система документационного обеспечения управления (рис. 2.1).

  • 1. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ).
  • 2. Нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда.
  • 3. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

В Российской Федерации отсутствует единый орган, несущий всестороннюю юридическую ответственность за создаваемую и используемую обществом документацию.

Эта ответственность рассредоточена между рядом органов государственной власти и управления в соответствии с их функциональными обязанностями.

Рис. 2.1.

Решениями органов власти значительная роль в управлении документацией в различных ее аспектах отведена Государственной архивной службе России.

Гражданский кодекс РФ установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей ГК РФ установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица . Кодексом РФ об административных нарушениях предусматриваются административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Уголовный кодекс РФ установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией.

Ряд законодательных актов Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственном гербе РФ), Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.) содержит нормы, которые должны учитываться при составлении, оформлении и хранении деловых документов. Действующим законодательством регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, в том числе электронной почты, сети «Интернет», требования к защите информации, приданию документам юридической силы (официальности).

Назовем также ряд указов Президента РФ: «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ» от 17.03.1994 № 552, «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11. 1995 № 1203; постановлений Правительства РФ: «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 04.09.1995 № 870. Значение данных правовых актов для функционирования делопроизводственной системы страны видно из самих названий этих документов.

Остановимся далее на нормативных актах, имеющих в настоящее время для организации делопроизводственного обеспечения управления первостепенное значение. Положения, требования, правила этих документов достаточно полно будут реализованы в дальнейшем изложении. Вот эти документы.

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ) . Государственная система документационного обеспечения управления в настоящее время пока остается наиболее полным общеотраслевым нормативным актом, регламентирующим работу с деловыми документами. Она представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Основная цель разработки - упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации.

Кроме того, ГСДОУ обеспечивает нормативное закрепление изменений, связанных с появлением различных форм собственности и совершенствованием работы аппарата управления.

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» . Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Наряду с данным основополагающим Законом в стране действует ряд нормативных актов разного уровня по обеспечению сохранности документов, на которые по мере необходимости в настоящем пособии будут делаться ссылки.

ГОСТР6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Национальный государственный стандарт России ГОСТ Р 6.30-2003 является важнейшим нормативным документом по оформлению деловой документации.

Требования ГОСТ Р 6.30-2003 распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в О К 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» . Стандарт устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба РФ.

Нормативно-правовые документы при составлении программно-методического обеспечения учебного плана образовательного учреждения

Проблема выбора учебника обостряется при подготовке учебного плана на следующий учебный год. Особенно сложно выбрать УМК молодому специалисту, да и опытный педагог, при таком разнообразии учебников вполне может растеряться. Как составить перечень программно-методического обеспечения учебного плана? Какие учебники использовать в образовательном процессе?

Сейчас как раз наступила горячая пора в учреждениях по подготовке учебных планов на учебный год и в пору вспомнить все нормативно-правовые документы, которые помогут при составлении программно-методического обеспечения учебного плана образовательного учреждения.

1.Начнем с главного документа Закон РФ "Об образовании", извлечение:

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г.);

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий , допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях. (подпункт введен Федеральным законом от 01.01.01 г. , в ред. Федерального закона от 01.01.01 г.).


Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (наименование в ред. Федерального закона от 01.01.01 г.)

3. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением (в ред. федеральных законов от 01.01.01 г. , от 01.01.01 г.).

Таким списком является перечень программно-методического обеспечения учебного плана заверенный руководителем образовательного учреждения. Этот документ доводится до сведения педагогов, учащихся, законных представителей.

В него включаются:

Учебно-методический комплекс по предмету

Учебные пособия

Учебники включаются из Федеральных перечней учебников утверждаемых ежегодно. Федеральные перечни учебников - нормативный правовой акт, представляющий учебники, прошедшие экспертизу в соответствии с установленным порядком и включенные в перечни, согласно процедурам, определенны Административным регламентом по утверждению федеральных перечней.

В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

Работу учителя от визуального знакомства до стабильного использования учебника можно условно разделить на четыре этапа: ознакомительный, практический, поисковый, обобщающий.

Во время проведения родительских собраний просьба предупреждать законных представителей учащихся о фактах нарушений санитарных правил и норм в учебном книгоиздании . В особенности тех, кто приобретает учебники самостоятельно.

Педагогам, при выборе учебных пособий для организации учебной деятельности , необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки РФ № 000 от 01.01.01г.

«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».