Статья 17 закона 1244 1. Законодательная база российской федерации

Лицам, которые проводили работу по устранению аварии в Чернобыле и их семьям, по законодательству Российской Федерации полагаются льготы. Кто их вправе получать и в каком размере — указывается в положениях Федерального Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В апреле 1986 года произошла катастрофа на атомной электростанции в Чернобыле. При взрыве в окружающую среду было выброшено множество радиоактивных веществ, которые пагубно сказываются на здоровье людей. В связи с этим 15 мая 1991 года был создан Федеральный Закон № 1244-1.

Регламентирует закон права населения, которое принимало участие в ликвидации последствий катастрофы. Также закон содержит аспекты о положенных компенсациях лицам, имеющим отношение к Чернобыльской аварии. Описывает и процедуру проведения контроля за соблюдением норм настоящего закона.

Состоит Федеральный Закон № 1244-1 из 7 разделов и 49 статей:

  • 1-ый Раздел (состоит из статей 1 — 6) — указывает на общие положения закона — цели, задачи, как осуществляется финансирование, права лиц, которые пострадали из-за аварии;
  • 2-ой Раздел (статьи 7 — 12) — обуславливает меры, направленные на оздоровление территорий, которые пострадали в результате катастрофы;
  • 3-ий Раздел закона (статьи 13 — 28) — содержит положения о статусе граждан, которые были подвержены радиации;
  • 4-ый Раздел (статьи 28.1 — 38) — указывает на пенсионное обеспечение для пострадавших лиц от чернобыльской АЭС;
  • 5-ый Раздел (статьи 39 — 42) — содержит положения о полагающейся компенсации;
  • 6-ой Раздел закона (ст. 43- 46) — характеризует права и полномочия учреждений, организаций и общественных объединений в связи с катастрофой;
  • 7-ой Раздел (ст. 47 — 49) — обуславливает положения контролирования исполнения норм настоящего закона.

Основные положения закона о чернобыльцах

ФЗ о социальной защите чернобыльцев преследует цель — защитить права и интересы граждан, которые оказались в области влияниях вредных химикатов, возникших из-за случившейся катастрофы на АЭС, либо которые участвовали в ликвидации последствий от взрыва.

Настоящий закон определяет государственную политику в сфере предоставления социальной поддержки людям, которые пострадали из-за взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

Пострадавшие граждане вправе рассчитывать на:

  • возмещение вреда, который был причинен здоровью вследствие взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • возмещение вреда, который был нанесен имуществу;
  • возмещение вреда за полученный риск для здоровья, вследствие проживания и проведения работ на радиоактивной территории;
  • предоставление государственной социальной поддержки.

По закону о чернобыльской катастрофе, социальная поддержка заключается в предоставлении ежемесячных мер, способствующих улучшению благосостояния граждан и их семей. Подробно все меры описывает 4 статья настоящего ФЗ.

Льготы чернобыльцам

По закону, размер и периодичность льготных выплат напрямую зависит от того, на какой чернобыльской территории находился человек. Чтобы понять, какую помощь может предоставить государство, следует знать в какой зараженной зоне находился человек. После происшествия катастрофы на чернобыльской АЭС, территория была разделена на 4 зоны:

Чернобыльская зона отчуждения — подразумевает часть радиационной территории, которая окружает чернобыльскую АЭС. Законом запрещается на данной местности устанавливать поселения и использовать природные ресурсы.

Чернобыльская зона отселения. Переселение лиц, которые проживали в данной местности. Переселение проводится в другие области. Это необходимо для максимального снижения ущерба от радиации. Те граждане, которые согласились покинуть место заражения, вправе рассчитывать на соц. помощь.

Чернобыльская зона права на отселение. Часть местности, на которой специалисты периодически проводят медицинский осмотр жителей, а также проводят меры, направленные на оздоровление населения. Согласно закону, люди, которые выезжают на ПМЖ в другую область, вправе рассчитывать на компенсации и льготы от государства.

Чернобыльская зона граждан , подразумевает категорию людей, которые вправе получать социальные выплаты и льготы.

ФЗ о ЧАЭС в последней редакции регламентирует категорию лиц, которые вправе получать льготы:

  • граждане, у которых есть лучевая болезнь или иной диагноз, связанный с катастрофой на чернобыльской АЭС;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь или иное заболевание, если заболевание произошло из-за чернобыльской аварии или из-за последствий ее устранения;
  • люди, ставшие инвалидами из-за аварии на чернобыльской АЭС или из-за проведения работ по ее устранению;
  • вдовам чернобыльцев.

Закон о соцзащите чернобыльцев предоставляет льготы гражданам, пострадавшим от катастрофы на чернобыльской АЭС:

  • повышение качества жилищных условий;
  • 50% скидки на оплату жилплощади;
  • 50% скидки на внесение платы за коммунальные услуги;
  • право не быть сокращенным, при условии официального трудоустройства;
  • выделение части земли вне очереди для строительства жилья;
  • внеочередное право на получение медицинского обслуживания;
  • обслуживание вне очереди в аптеках;
  • пострадавшие граждане от чернобыльской аварии и члены их семей вправе вне очереди устроить детей в санатории, лечебные центры, и в детские сады;
  • им предоставляются места в домах для престарелых;
  • при подаче документов в ВУЗ, по закону, у детей чернобыльцев есть привилегии.

По Федеральному Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», гражданам положены льготные отпуска . Предоставляется отпуск только пострадавшим гражданам вследствие происшествия на Чернобыльской атомной электростанции, либо устранявшим последствия катастрофы. Они вправе рассчитывать на предоставляемый очередной отпуск, который, согласно закону, работодатель обязан оплачивать. Привилегией считается, что гражданин вправе самостоятельно выбрать дату предполагаемого отдыха.

Помимо очередного оплачиваемого отпуска, пострадавшим вследствие чернобыльской аварии полагается дополнительный отдых на 14 календарных дня. Люди, находившиеся на местности с правом переселения и родившиеся не позднее 1 апреля 1987 года, вправе рассчитывать на дополнительный оплачиваемый отпуск на 7-14 календарных дня.

Согласно закону, члены семьи пострадавшего человека от радиации чернобыльской атомной станции, имеют право на получение пенсии в связи с потерей кормильца.

Члены семьи, которые вправе получать денежную помощь:

  • несовершеннолетние дети;
  • муж или жена, являющиеся опекунами ребенка погибшего человека в возрасте 14 лет;
  • супруг или супруга погибшего в возрасте 55 (50) лет, или до наступления инвалидности;
  • родители погибшего, являющиеся нетрудоспособными;
  • дедушка и бабушка, достигшие возраста пенсии (60 и 55 лет) или получившие статус инвалида. (О том, как получить такой статус в ).

Выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации

Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривает пострадавшим гражданам ежемесячные выплаты. Список предоставляемых выплат следующий:

  1. Компенсация до прежней зарплаты, в случае, когда гражданин из-за неблагоприятного состояния здоровья был переведен. По закону, компенсация выплачивается либо до присвоения статуса инвалида, либо до возвращения полной трудоспособности;
  2. Компенсация в связи с нетрудоспособностью. Подобные выплаты составляют 100% от средней заработной платы гражданина;
  3. Ежемесячно государство платит пособие чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма пособия равна 881,25 руб. По закону, эти денежные средства должны расходоваться на продукты питания;
  4. По закону, детям пострадавших граждан положены льготы на питание: в школе — 84,21 руб., в детском саду — 433,06 руб.;
  5. Государство производит ежемесячные выплаты инвалидам за полученный ущерб на чернобыльской АЭС:
  • инвалидам 1-ой группы положены ежемесячные выплаты в размере 18 425,94 руб.;
  • инвалидам 2-ой группы полагается 9 212,98 руб.;
  • инвалидам 3-ей группы выплачивается 3 685, 17 руб.

Согласно закону № 1244-1, выплаты и компенсации полагаются лицам, которые вынуждены были переехать на ПМЖ с радиоактивной чернобыльской местности. Выплачиваются денежные средства за имущество, также возмещаются расходы, связанные с переселением:

  • жилье и дачный участок, которые на момент 1 января 1994 года были собственностью гражданина;
  • жилое имущество, которое было в зоне поражения радиоактивными веществами;
  • домашний скот, который был подвержен радиации вследствие взрыва на чернобыльской АЭС;
  • утраченный посев.

Что необходимо для получения выплат?

Получение выплат гражданам, пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, подлежит оформлению в любое время, т.к. срок давности не предусмотрен. Для получения ежемесячной финансовой помощи, следует обратиться в службу социальной поддержки. При обращении в учреждение, необходимо предоставить пакет документов:

  • заявление на предоставление компенсации;
  • копия удостоверения чернобыльца;
  • копии страниц трудовой книжки (нужны: первая стр. и стр. о последнем месте работы);
  • копия справки о присуждении статуса инвалида.

Скачать образец заявления по

Скачать закон 1244-1

ФЗ о Чернобыле направлен на улучшение качества жизни лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также пострадавшим при чернобыльской АЭС. Чтобы понять, какая категория населения вправе рассчитывать на социальную помощь и какой будет размер компенсаций, необходимо изучить закон о чернобыльцах.

Скачать Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», можно по

А узнать больше про Закон о гражданской обороне можете

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

С момента принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в него 39 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно, данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Неподъемность закона была отмечена даже в Верховном суде, так судья Верховного Суда кандидат юридических наук Зырянов А.И., отмечал:

«Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» (из Статьи: Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Зырянов А.И., «Российский судья», 2005, N 4), КонсультантПлюс).

И действительно за годы существования закона, по данным базы КонсультантПлюс (данные 2015 г.):

Количество нормативных документов, непосредственно посвященных чернобыльской тематике превысило 2000;

из них 45 законодательных актов - 19 федеральных;

675 федеральных нормативных актов, из них 180 нормативных актов Правительства РФ;

5 Постановлений Пленума ВС РФ;

11 Постановлений КС РФ, 264 Определения КС РФ;

386 законопроектов.

Для статистики нормативные документы, с упоминанием о Чернобыльской АЭС составляют:

20449 нормативных актов;

из них 1259 законодательных акта - 198 федеральных;

2915 федеральных нормативных актов;

39 Постановлений ВС РФ;

154 решения ВС РФ об оспаривании нормативных актов из них - 24 по здравоохранению;

20 Постановлений КС РФ, 446 Определения КС РФ;

1567 законопроектов.

Не безынтересно мнение, касающееся и политики замены льгот денежными выплатами, еще одного специалиста в области укрепления законности и правопорядка, Красинского В.В, научного сотрудника НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

«…пример связан с проводимой руководством страны политикой т.н. «непопулярных решений», в основе которой лежит сокращение государственного финансирования социальной сферы за счет переноса на население соответствующих расходов. С этой целью рассмотрим историю появления законодательства о замене льгот на денежные выплаты.

12 апреля 2000 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Законопроект предусматривал отмену или приостановление действия ряда льгот, установленных для ветеранов, пенсионеров, инвалидов вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и общего заболевания лиц, подвергшихся воздействию радиации, жертв политических репрессий, граждан, работающих и проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лиц, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и иных граждан.

В своем обращении от 30 июня 2000 г. к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил: «...полагаю, что изыскание Правительством Российской Федерации дополнительных средств путем сокращения определенных льгот и социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, указанным категориям граждан (преимущественно из мало- и среднеобеспеченных слоев общества) и тем самым разрешить финансово-экономические проблемы за счет отказа от предоставления льгот этим гражданам недопустимо. Затрагивая основополагающие правовые гарантии в социальной сфере, данный законопроект существенно ущемляет и ухудшает социально-экономические права граждан и тем самым противоречит статье 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

Очередная попытка была предпринята в 2001 - 2002 гг. Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", отменяющие льготы, предоставленные военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» (из статьи: Качество российских законов (Красинский В.В.) ("Право и политика", 2005, N 5), КонсультантПлюс)).
И еще: «Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В связи с изложенным у автора есть предложение: раз уж прослеживается стремление государства максимально освободиться от социальных расходов, то зачем лицемерить: давайте исключим из Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия является социальным государством» (из статьи: Качество российских законов, Красинский В.В., "Право и политика", 2005, N 5, КонсультантПлюс).

Значительным изменениям подверглись положения статьи (ст. 24) указанного закона, «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате изъятия из нее положений: о бесплатном обязательном медицинском страховании со специальной базовой программой , содержание статьи носит характер пустой декларации, поскольку и так все граждане Российской федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

А изъятие понятия «либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами» противоречащее многочисленным оценкам медицинских специалистов (в частности: Ростовского государственного медицинского университета; Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Росздрава и др.), практически полностью исключает необходимость присутствия данной статьи в законе,

В результате всех изменений и делегирования большей части своих функций другим законодательным и нормативным актам, бывший Закон прямого действия, выхолощен и, в настоящее время, в основном, стал носить декларативный характер.

И понятно, что нельзя серьезно воспринимать в качестве существенных мер социальной поддержки нижеуказанные рудименты времен СССР, оставленные в законе вероятно для количества при разгроме статьи 14 чернобыльского закона, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ:

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы;

внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы);

внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства;

внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении (дети уже выросли );

преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов. (Это в комментариях не нуждается ).

Изменения внесенные в закон можно разделить на три группы.

1. Нормы отмененные различными Федеральными законами;

2. Нормы изъятые из закона и частично воспроизведенные в других законодательных актах;

3. Отсылочные нормы - делегирующие реализацию прав граждан другим нормативным документам

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

А отдельные искусственно созданные нормы, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, вводят различия в правовом статусе, как лиц, принадлежащих к разным социальным группам, инвалидов ЧАЭС и трудувечников различных отраслей промышленности по реализации права на возмещение вреда здоровью, так и внутри социальной группы инвалидов ЧАЭС, тех же прав, по временному признаку.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», создавался в основном, как специальный закон прямого действия, направленный на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Нормы указанного специального закона были защищены своей статьей 2: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними».

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал: «В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы». В Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П он уточнил свою позицию, отметив, что «в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posteriori derogat lex priori» («последующий закон отменяет действие предыдущего»), означающее следующее. Даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений ».

Как видно из вышесказанного, никакой другой закон не смог бы наложить запрет на реализацию норм, регламентируемых чернобыльским законом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда значительная часть функций чернобыльского закона или отменена или частично воспроизведена в других законодательных актах, однако нет ни какой гарантии, что делегированные нормы при наличии коллизии, будут реализованы. Кроме того возможна свобода усмотрения заинтересованных лиц в данной отрасли права о нецелесообразности той или иной бывшей нормы чернобыльского закона. А чернобыльский закон ни контролировать, ни влиять на эти процессы не сможет.

Примером такого делегирования, является изъятие из чернобыльского закона и делегирование Налоговому кодексу налоговых льгот, куда они попали почему-то в усеченном виде, после чего появились многочисленные разъяснения структур Минфина, что новым правовым регулированием ряд льгот не предусмотрен.

Если отдельные нормы закона с помощью изъятий и отсылочных норм можно было загнать в различные другие законы, в том числе и в иные отрасли права и благополучно там похоронить (что и было сделано), то реализация норм в возмещение вреда могла быть делегирована только к главе 59 ГК РФ или Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, что было финансово-затратно для бюджета. В связи, с чем был изобретен закон - фантом (Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ ), которым, достаточно оригинальным способом, а именно фиксированными выплатами, была закрыта проблема реализации права на возмещение вреда указанной категории граждан.

И так, в результате многочисленных изъятий и делегирования значительного количества норм в различные законодательные акты и отрасли права, чернобыльский закон лишен функций закона прямого действия. За законом остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что неоднократно подтверждалось при попытках граждан защитить свои права в гражданско-правовом поле. В дружной системе правоприменения, имеет место своего рода законодательная резервация, с запретом выхода за пределы правового поля данного закона.

В соответствии ст. 18 «Закона»граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение имеют право, в том числе, на следующие виды социальной поддержки:
- дородовой отпуск женщинам продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.
- беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск РАБОТАЮЩИМ В ЗОНЕ без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в зависимости от времени проживания (работы):
с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней;
со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней;
По смыслу ст. 22 Закона получается, что после выезда граждан за пределы территории зоны проживания с правом на отселение они утрачивают право на меры социальной поддержки (за исключением некоторых, здесь не обозначенных)…
Пособие женщине выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ.
Однако назначить, а, следовательно, исчислить пособие своим работницам обязан работодатель. При наступлении страховых случаев работодатели производят в установленном порядке расчет (назначение) пособий работникам и обращаются за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. Выделение средств на указанные цели осуществляется отделением Фонда по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, на основании соответствующих документов.
Согласно ст.5 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
В обшем я полагаю так: если бы Вы в настоящий момент работали на территории зоны проживания с правом на отселение, то, безусловно бы, имели право на вышеперечисленные виды социальной поддержки. Но, поскольку, в настоящий момент, Вы работаете в в другом регионе и Ваш работодатель будет обращаться за выделением необходимых средств в филиал отделения Фонда ФСС РФ по месту регистрации юридического лица (где не установлены необходимые Вам районные коэффициенты к заработной плате), то Вы не сможете воспользоваться некоторыми, обозначенными выше, видами социальной поддержки. Вопрос еще в том, где Вы будете вставать на учет в женской консультации, а также, в дальнейшем, осуществлять уход за ребенком: у себя - в Брянской обл. или в том регионе, где проживаете? Обратитесь за разъяснениями в ФСС (лично или через своего работодателя).
А согласно ст.14 Закона граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Если Вы относитесь к данной категории граждан, то данные права сохраняются за Вами пожизненно.

"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Ю.В. БЕЛЯНИНОВА

Белянинова Ю.В. - юрист, опыт работы около 20 лет, автор многих статей и книг.

Настоящее издание представляет собой комментарий к Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие которого направлено на защиту прав и интересов, Закон также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

(в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1,

Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ,

от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ,

от 17.04.1999 N 79-ФЗ, от 05.07.1999 N 127-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001),

от 12.02.2001 N 5-ФЗ,

от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ,

от 26.04.2004 N 31-ФЗ, от 22.08.2004

N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,

от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 26.11.1998 N 175-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлением Конституционного

Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П,

Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ,

от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

Постановлением Конституционного Суда РФ

от 10.11.2009 N 17-П)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи Закона

Комментарий к статье 1

1. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины, входящей на тот момент в состав союзных республик СССР, произошла крупнейшая за всю историю ядерной энергетики авария - взрыв и полное разрушение четвертого энергоблока станции. В окружающую среду произошел выброс огромного количества вредоносных радиоактивных веществ, в результате чего огромные территории европейской части СССР, Восточной Европы и Скандинавии были подвергнуты радиоактивному заражению. По количеству погибших и пострадавших в результате аварии и ее последствий катастрофа Чернобыля считается крупнейшей в мире, не говоря уже о причиненном экономическом ущербе и общественно-политическом значении произошедшего. Под воздействием радиоактивного загрязнения оказалось огромное количество людей, более 200 000 человек были эвакуированы со своих мест постоянного проживания.

Настоящий Закон направлен на оказание социальной помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, как непосредственно принимавших участие в ликвидации аварии, так и попавших в зону радиоактивного загрязнения. Закон остается актуальным и в настоящее время, так как последствия аварии оказали разрушительное воздействие на здоровье многих и многих поколений людей и, по мнению ученых, будут проявляться в течение двух веков. Приведем несколько цифр с официального сайта Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС загрязненными цезием оказались территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. кв. км. Радиоактивному загрязнению подверглось более 59,3 тыс. кв. км территорий 14-ти субъектов РФ, на которых проживали около 3 млн. человек. Загрязненными вследствие аварии на ЧАЭС оказались более 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда Российской Федерации. В России наиболее загрязненными территориями являются Брянская область (11 800 кв. км загрязненных территорий), Калужская область (4900 кв. км), Тульская область (11 600 кв. км) и Орловская область (8900 кв. км). Были переселены или выехали самостоятельно более 56 тысяч жителей населенных пунктов Брянской области, расположенных на наиболее загрязненных территориях. В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приняли участие около 200 тысяч россиян. В настоящее время 78,4% ликвидаторов страдают хроническими заболеваниями и имеют третью группу здоровья. В среднем в России ежегодно из 15 тыс. жителей 53 - 56 человек становятся инвалидами, а среди ликвидаторов этот показатель в 5 - 10 раз выше. Среди чернобыльцев - 25 тыс. инвалидов, из которых почти половина - инвалиды II группы.

2. Граждане, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаются в особой социальной поддержке со стороны государства, защита законных прав и интересов указанных лиц должна находиться под постоянным государственным контролем. Данному вопросу и усовершенствованию социальной защиты указанной части населения Правительство РФ уделяет особое внимание. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 637 "О Федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" определяется государственная политика по данному вопросу на указанный период. Помимо вышеуказанной Программы за прошедшее с момента аварии время было реализовано большое количество государственных социальных программ , имеющих аналогичную направленность. Среди основных Программ можно назвать такие, как "Дети Чернобыля", "Жилье ликвидаторам" и т.д.

Помимо мероприятий, предусмотренных государственными программами, усовершенствуется пенсионное, социальное, материальное обеспечение граждан, оказавшихся в зоне воздействия неблагоприятных факторов, а также граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации аварии, меняется система предоставляемых указанным гражданам льгот.

26 апреля считается Международным днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 апреля 1993 г. N 4827-1 "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах").

В 2009 году в преддверии указанного дня Государственной Думой было принято Заявление "В связи с 23-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС и Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф", в котором было отмечено, что Государственная Дума РФ и в дальнейшем будет принимать меры по совершенствованию законодательства РФ для предотвращения подобных аварий, а также меры по улучшению условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф.

Большую роль в осуществлении государственной политики играют нормативные документы, устанавливающие нормы радиационной безопасности. Так, 14 августа 2009 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало новые нормы радиационной безопасности - Санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 года. Новые нормы введены в действие с 1 сентября 2009 года. С утверждением новых норм радиационной безопасности утратили силу СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)", которые действовали в течение 10 лет. Принятие новых норм связано с изменением нормативных документов, касающихся радиационной безопасности, и принятием новых стандартов МАГАТЕ. При этом нормативные показатели радиационной безопасности, установленные Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", остались на прежнем уровне. Не изменилась и структура самого нормативного документа, а также и многие установленные ранее критерии. Однако в нормативный документ внесено более 300 изменений, наиболее значимыми из которых являются следующие нормы - изменен единый критерий первичной оценки качества питьевой воды по удельной суммарной альфа- (Aa) и бета (Ab)-активности, которая не должна превышать 0,2 и 1,0 Бк/кг соответственно, а также критерий для выписки пациента из лечебного учреждения после терапии источниками ионизирующего излучения. Вместо норматива в 3 мкЗв/ч на расстоянии 1 метра от пациента в НРБ приведена таблица со значениями остаточной активности радионуклидов в теле и мощности эквивалентной дозы вблизи тела пациента.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе

Комментарий к статье 2

1. Комментируемый Закон, как указано в ст. 1, является основным законодательным актом , определяющим государственную политику в области социальной поддержки граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Большинство иных нормативно-правовых актов при решении вопроса о социальной поддержке данной категории граждан чаще всего носит отсылочный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" действие комментируемого Закона распространяется:

На граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;

На граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;

На граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

На граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

На граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

На граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

На граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Также в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, действие комментируемого Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных данным Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

Непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

Непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

Непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

Личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

Непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

2. За период, произошедший с момента аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с комментируемым Законом и в целях его реализации было издано большое количество законов, нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с чернобыльской катастрофой. С течением времени и по мере изменения социально-экономического положения в нашей стране в нормативную базу, касающуюся данного вопроса, вносились изменения и дополнения. Так, с момента принятия комментируемого Закона изменения в него вносились более 30 раз.

Различные вопросы, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, конкретизируются постановлениями Правительства РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 946 "О финансовом обеспечении в 2009 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительством определен порядок финансирования расходов на выплату в 2009 году компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который соответствует аналогичному порядку финансирования, установленному в 2007 году Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлен порядок индексации с учетом уровня инфляции размеров выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой. Необходимо обратить внимание, что в указанный нормативный документ Постановлением Правительства от 7 июля 2009 года N 545 внесены изменения, которые распространяют его действие не на период 2008 - 2010 годы, а на 2009 год и регламентируют, что исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", с 1 января 2009 года осуществляется индексация с применением коэффициента 1,13 размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 439 "О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, Правительством РФ установлен Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с комментируемым Законом изменения в указанный Перечень вносятся каждые 5 лет. Так, последние уточнения вносились в Перечень в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В целях реализации норм комментируемого Закона 3 марта 2007 года Правительством РФ приняты Постановление N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой", а также Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме постановлений Правительства РФ нормативно-правовая база, связанная с правовым положением лиц, подвергшихся радиационному воздействию и пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, складывается из ведомственных приказов, распоряжений и указаний.

Так, Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утверждены Порядок и условия выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н утверждены Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Приказ Министерства юстиции РФ от 8 сентября 2003 г. N 216 устанавливает дополнительные социальные гарантии для работников уголовно-исполнительной системы, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказы и разъяснения по вопросам, связанным с социальной поддержкой и социальной помощью лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, издаются и другими министерствами и ведомствами.

На этих и других нормативно-правовых актах, регламентирующих правоотношения по оказанию социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, более подробно мы будем останавливаться в процессе комментария статей Закона.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки