Урок по обществознанию на тему: Международная защита прав человека. Международная защита прав человека Урок международная защита прав человека

Как известно, права и свободы человека находятся под защитой государства. Но существует и особая система охраны прав на международном уровне. Узнаем, что такое международная защита прав человека, и как она реализуется.

Истоки международной защиты права человека

В разные исторические эпохи права и свободы человека претерпевали изменения. При этом вплоть до начала ХХ столетия этот вопрос регулировался исключительно внутри государств, не выходя за их границы.

Потребность в создании международно-правовой системы защиты прав человека появилась в период Второй мировой войны как результат победы над фашизмом, преступления которого были направлены против жизни огромного числа людей. Жестокость, с которой они совершались, их масштабы заставили человечество задуматься над проблемой недопущения подобных ситуаций в будущем.

В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций. Ее цель состояла в организации сотрудничества стран, в том числе по вопросам защиты прав человека.

ООН

Рассмотрим механизмы обеспечения прав человека посредством Организации Объединенных Наций.

ООН состоит из целого ряда органов, к которым относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и другие. Они занимаются созданием различных рекомендаций и проектов, подготовкой и проведением конференций, а также могут проводить исследования или оказывать помощь государствам.

Международные документы

ООН действует на основе Устава, в котором прописаны его полномочия и другие моменты, связанные с ее деятельностью.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основным документом, устанавливающим защиту прав и свобод человека, является Международный билль о правах человека. В него входят несколько соглашений.
Перечислим некоторые из них:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах.

Поговорим кратко о международных пактах о защите прав человека. Данные документы основаны на едином принципе: современное общество основано на свободе личности, что может быть обеспечено только тогда, когда будут созданы условия, при которых каждый человек сможет пользоваться социальными, экономическими, политическими и культурными правами.

Существуют международные организации, имеющие региональный характер. Например, Совет Европы, действующий на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В рамках данной организации действуют Европейский Суд и Комитет министров Совета Европы. Принимаемые ими решения направлены на регулирование отношений людей, являющихся гражданами стран, входящих в Европейский Союз.

Что мы узнали?

Одной из особенностей современного общества является существование международно-правовой системы защиты прав человека, которая действует наряду с государственными правовыми системами. Она призвана поддерживать порядок, охранять общепризнанные права, создавать нормы, отвечающие переменам в общественной жизни.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 118.

В международном праве нормы о правах человека сначала возникали как реакция на жестокие и бесчеловечные способы и методы ведения войн. На основе этих норм возникло международное гуманитарное право. Первые международные акты были направлены на борьбу с рабством и работорговлей (Декларация о запрете торговли неграми-рабами 1815 г., Генеральный акт о Конго 1885 г., Брюссельская конвенция 1889 г., Генеральный акт Брюссельской конференции 1890 г. и др.)

Потребность в международных стандартах прав человека впервые сказалась в конце 19 века, когда индустриальные страны начали принимать трудовое законодательство. Законодательство, что подняло стоимость труда, имело следствием ухудшение конкурирующей способности этих стран по отношению к тем, которые не имели трудового законодательства. Экономическая необходимость заставила их советоваться между собой, что привело к появлению первых конвенций, в которых государства давали обязательства другим по правам своих собственных граждан. Бернская Конвенция 1906 г. против труда женщин в ночную смену может рассматриваться как первая многосторонняя конвенция, которая имеет целью защиту социальных прав. В 1919 году была основана Международная Организация Труда (МОТ), которая приняла много конвенций, регулирующих права человека в области труда.

То есть только в XX в. идея прав человека оказалась действительно в центре мировой политики. После окончания Первой мировой войны Лига Наций непосредственно взялась за разработку международно-правовых вопросов защиты прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Ужасные преступления второй мировой войны положили конец традиционной точке зрения, что государства сами решают, каким образом им относиться к своим гражданам. После ее окончания вопросы защиты прав человека встали перед ООН, так согласно ст. 1 Устава все обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Эти нормы являются наиболее общими правовыми обязательствами, на основе которых осуществляется все последующее международное сотрудничество в этой области. В начале 1946 года была образована Комиссия ООН по правам человека. Вышеупомянутое положение Устава позволило Генеральной Ассамблеи ООН провозгласить 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека. Позже этот день был провозглашен Днем прав человека. Впоследствии большое количество важнейших универсальных международных договоров о правах человека было разработано и принято именно в рамках ООН.

В течение 50-60-х годов все больше и больше стран становилось членами ООН. При вступлении они должны были формально признать Устав ООН, поставив подписи под принципами и идеями, изложенными во Всеобщей декларации прав человека. Это обязательство было окончательно определено в Тегеранской прокламации (1968 г.), принятой Первой мировой конференцией по правам человека.

После 50-х годов многие международно-правовые документы поддержали и распространили принципы и идеи, изложенные во Всеобщей декларации прав человека. В частности, была сформирована Международная хартия прав человека, или Международный билль о правах человека , в который входят:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976);
  • 2-й Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах об отмене смертной казни (1991).

Особое место в развитии межгосударственного сотрудничества в сфере защиты прав человека занимает сотрудничество в региональных международных межправительственных организациях, где утверждено значительное количество международных договоров и других международных актов, где установлены более высокие стандарты прав человека, чем предусмотренные универсальными международными договорами.

Важнейшим достижением международного сотрудничества по защите прав человека стало создание международного механизма защиты прав человека. Некоторые из таких органов могут рассматривать индивидуальные жалобы о защите прав человека в отдельных государствах и принимать по ним решения, которые являются юридически обязательными для этих государств. Среди наиболее авторитетных органов в международном механизме защиты прав человека можно назвать Комиссию ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека. Для обращения к каждому из этих органов существует специальная процедура.

12.2 Естественность и неотделимость прав человека. Классификация прав человека

Современное международное право рассматривает права человека как естественные и неотъемлемые. Таким образом, права человека - это не подарок государства или правительства, они появляются не вследствие их закрепления в правовых актах. Как сказано в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Каждый человек, независимо от расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, языка, имеет права и свободы, и никто не имеет права произвольно лишить человека его прав и свобод.

Международное право признает, что государство в своем внутреннем законодательстве может ограничивать некоторые права человека и устанавливает рамки таких ограничений. Но учитывая разнообразие существующих правовых систем и то, что каждому государству присущи свои особенности и традиции, возникает проблема одинакового соблюдения прав и свобод человека. В международном праве ее решение заключается в том, что вопрос защиты прав человека не является сферой исключительной внутренней компетенции государства. Поэтому существуют международные стандарты прав человека, средства и способы международного контроля за соблюдением прав человека в государствах. В то же время в международном праве считается общепризнанным, что некоторые из прав не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В теории прав существует большая классификация прав человека по различным критериям. Для международного права большое значение имеет разделение всей группы прав на универсальные и специальные.

К универсальным правам относится весь каталог прав человека и основных свобод. За некоторыми исключениями этот каталог повторяют Всеобщая декларация прав человека и все важнейшие международно-правовые акты о правах человека. Значение универсальных прав человека и основных свобод прежде всего в том, что такие права должны признаваться за всеми людьми, независимо от того, где они находятся. Международное право исключает любые различия в правах в зависимости от цвета кожи, этнического происхождения, пола, имущественного положения и т.д. и считает такую ​​дискриминацию в правах преступной.

Впрочем много человеческих групп в разных странах мира (в целом это даже подавляющее большинство человечества) не могут по тем или иным причинам (историческим, культурным, религиозным и т.д.) полноценно пользоваться универсальными правами. Это создает условия для различных форм дискриминации. Поэтому возникает потребность в специальной правовой защите лиц, входящих в такие группы. Сущность специальных прав заключается не в предоставлении кому-либо дополнительных прав, а в обеспечении правовыми средствами условий, при которых все могли бы в равной степени пользоваться универсальными правами и свободами. Например, предоставление представителям языковых меньшинств права пользоваться языком меньшинства не лишает другие языковые группы возможности пользоваться своим языком, но в то же время защищает такое ​​меньшинство от ассимиляции. Международные договоры не только содержат нормы о специальных права, но и предписывают государствам-участникам имплементировать их в национальное законодательство.

Перечень групп, которым должны быть предоставлены специальные права, не является постоянным. Он зависит в конечном счете от осознания конкретным обществом наличия тех или иных дискриминируемых групп. Действующие универсальные международные договоры предоставляют специальные права лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, женщинам, детям, беженцам. Происходит становление норм о специальной защите лиц, больных неизлечимыми болезнями, и инвалидов.

Со специальными правами человека связано понятие положительной дискриминации, которая применяется как правовое мероприятие, направленное на ускорение достижения в обществе фактического равноправия всех лиц. При таких условиях оно считается правомерным и заключается в законодательном установлении временных неравноправных, дифференцированных стандартах и привилегиях для защиты тех, кого дискриминируют. Примером положительной дискриминации может служить установление в некоторых странах гарантированного минимального процента женщин или представителей определенных этнических меньшинств в избирательных списках по пропорциональной системе. Такие временные стандарты и привилегии должны быть немедленно отменены, как только цель будет достигнута.

12.3 Международная система защиты прав человека

Международная система защиты прав человека - это разветвленная система из нескольких десятков универсальных международных органов по правам человека с разным объемом компетенции, основной целью деятельности которых является защита прав человека.

Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и др.). В ограниченного круга международных органов по правам человека контрольные полномочия не обязательно связанные с участием государства в международном договоре (Комиссия по правам человека). Ни один из универсальных международных органов по правам человека не является полноценным международным судебным органом, хотя предложения по их созданию высказывались сразу после окончания Второй мировой войны.

Универсальные органы по правам человека могут быть квази-судебными и конвенционными. К квазисудебным относятся органы, образованные на основании договоров на осуществление контроля за соблюдением этих договоров государствами-участниками и действуют по процедуре, что напоминает судебную (Комитет по правам человека). К конвенционным относятся органы, образованные на основании договоров по осуществлению контроля за соблюдением этих договоров государствами-участниками (Комитет по правам ребенка - в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.п.). Конвенционные органы имеют преимущественно политико-правовой характер.

Особое место занимает Комиссия по правам человека - универсальный орган, полномочия которого не связаны с участием государства в международных договорах о правах человека. Она была основана на основании решения ЭКОСОС в 1946 г.. Комиссия состоит из представителей 53 государств - членов ЭКОСОС, избранных на три года. За время существования Комиссия по правам человека сделала значительный вклад в понимание прав человека и в развитие международного сотрудничества в этой сфере. Она имеет широкие полномочия по контролю за соблюдением прав человека, проводит исследования в области защиты прав человека и предоставляет рекомендации и предложения ЭКОСОС, готовит проекты международных документов по правам человека и сотрудничает с другими международными органами в этой области. Комиссия вправе создавать собственные вспомогательные органы. Одним из них является Подкомиссия по предупреждению дискриминации прав и защиты меньшинств.

Важным полномочием Комиссии по правам человека является рассмотрение заявлений и сообщений о нарушении прав человека. В марте 1967 г. Комиссия получила право изучать информацию о грубых и массовых нарушениях прав человека во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками международных договоров о правах человека. На основании таких исследований Комиссия вправе подавать в ЭКОСОС доклады и предлагать рекомендации по устранению нарушений прав человека. Комиссия не рассматривает сообщения, если жалобщик не исчерпал внутренние средства правовой защиты.

Комитет по правам человека создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В состав Комитета входят 18 экспертов, избираемых из числа граждан государств - участников Пакта. Комитет рассматривает доклады государств - участников Пакта о мерах по защите провозглашенных в нем прав (ст. 40). В случае, если государство-участник сделает заявление согласно ст. 41 Пакта, Комитет может получать и рассматривать в порядке, установленном настоящей статьей, сообщения от других таких государств о невыполнении ими своих обязательств по Пакту.

Комитет по правам человека наделен полномочиями рассматривать жалобы от отдельных лиц или групп лиц о нарушении прав, указанных в настоящем Пакте, если такие нарушения произошли под юрисдикцией государств, ратифицировавших Факультативный протокол. Комитет не рассматривает сообщения, если жалобщик не исчерпал внутренние средства правовой защиты, если жалоба касается нарушения права, не закрепленное в Международном пакте о гражданских и политических правах, или если этот же вопрос рассматривается по другой международной процедуре. Рассмотрение жалоб происходит на закрытых заседаниях, но решения Комитета являются открытыми и подлежат опубликованию. Решение Комитета являются рекомендациями. Однако сам факт жалобы, сама процедура расследования и рассмотрения носят компроментирующий характер, поэтому государства стремятся не только не доводить до рассмотрения, урегулировав все проблемы данной жалобы, но нередко ликвидируют причины, приведшие к жалобе. При этом важную роль играют выступления членов Комитета и их анализ ситуации в стране. Жалобы играют важную роль в регулярных отчетах, которые предоставляют государства - члены Комитета. Оценка докладов учитывает и индивидуальные жалобы.

Ни Пакт, ни Факультативный протокол не предусматривают права Комитета толковать права, провозглашенные в Международном пакте о гражданских и политических правах. Но за годы существования Комитета в связи с рассмотрением сообщений о нарушении прав человека сложилась так называемая юриспруденция Комитета, которая является значительным вкладом в правовое понимание прав человека и основных свобод.

Организация Объединенных Наций образует свои институциональные структуры для изучения состояния прав человека, по сути, осуществляет "надзор" в сфере выполнения государствами своих обязательств в сфере соблюдения прав человека. Такую деятельность осуществляет Совет Безопасности ООН, который неоднократно рассматривал споры и ситуации в области прав человека, которые представляют угрозу всеобщему миру и безопасности. Решения и заключения по вопросам прав человека принимал Международный Суд, Генеральный секретарь ООН, а также Верховный комиссар по правам человека, должность которого была создана в 1994 г.. На него возложена ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека в рамках общей компетенции, полномочий и решений ГА ООН, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. По разным оценкам, ООН получает ежегодно от 30 до 40 тыс. жалоб о нарушении прав человека.

Должность Верховного комиссара основана для укрепления механизма ООН, "для поощрения и защиты всех прав человека". Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается ГА ООН сроком на четыре года с возможностью одного повторного переизбрания. Он должен руководствоваться Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., другими основополагающими международно-правовыми пактами, которые должны исходить из того, что все права человека - гражданские, культурные, экономические и политические - уникальны, взаимосвязанные и взаимозависимые. Верховный комиссар должен ежегодно представлять доклады Комиссии по правам человека ООН, а через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблее ООН.

На основании резолюции ГА ООН учреждена должность Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Он избирается ГА ООН по представлению Генерального секретаря ООН сроком на три года. Он выполняет обязанности по предоставлению международной защиты беженцам. Верховный комиссар представляет ГА ООН ежегодный доклад. Роль Верховного комиссара в последние годы значительно возросла в связи с увеличением количества беженцев из различных регионов, охваченных межэтническими, межрелигиозными и межнациональными конфликтами.

За последние десятилетия существенно возросла роль международных неправительственных организаций по защите прав человека. Среди наиболее влиятельных организаций можно назвать Международный Хельсинкский Комитет, Международную Амнистию, Врачи за мир и др. Среди основных направлений их деятельности: мониторинг состояния прав человека в отдельных государствах; мониторинг законодательства о правах человека в отдельных государствах; составление докладов о состоянии дел в области защиты прав человека; обнародование таких докладов для ознакомления общественности и предоставлении их международным межправительственным органам по правам человека; участие в разработке международных договоров по правам человека, а также другая деятельность.

12.4 Региональная система защиты прав человека

Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются на основании международных договоров отдельных групп государств, как правило, в пределах географических регионов. В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы в Европе (в рамках Совета Европы - на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в рамках ЕС - на основании учредительных договоров ЕС; в рамках ОБСЕ - по Хельсинкскому Акту 1975 г.); в Америке - по американской Конвенции о правах человека 1978 г.; в Африке - по африканской хартии прав человека 1981 г. После распада СССР в рамках СНГ также была предпринята попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г. Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государства - участников соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной мере условно, так как защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а распространяется также на лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Среди региональных международных органов по правам человека есть судебные органы (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека), квазисудебные органы (Комитет независимых экспертов, образованный в соответствии с Европейской социальной хартией), конвенционные органы (Европейский комитет по предупреждению пыток и унижающий достоинство обращения или наказания, образованный в соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).

Европейская комиссия по правам человека создана на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, одобренная 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы. Члены Комиссии избираются от каждого государства, которое участвует, но действуют в личном качестве, то есть не представляют то государство, которое их выбрало. С жалобой (петицией) в Комиссию может обратиться любое частное лицо, группа лиц или неправительственная организация, которые считают себя жертвами нарушения прав, провозглашенных в настоящей Конвенции. Комиссия имеет право проводить расследования или "предоставляет себя в распоряжение заинтересованной стороны с целью обеспечения мирного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека" (ст. 28). Если урегулирование не достигнуто, Комиссия составляет доклад, в котором излагает факты, которые она установила, и выражает мнение по этому вопросу. Доклад направляется Комитету министров Совета Европы вместе с предложениями Комиссии. Если дело не направляется в Суд Совета Европы, Комитет Министров принимает решение о том, имело ли место нарушение Конвенции, и устанавливает период, в течение которого стороны должны принять меры, предусмотренные решением.

Суд Совета Европы состоит из судей, которые избираются в количестве, равном числу членов Совета. Правом обращения в Суд пользуются только государства и Комиссия по правам человека (ст. 44). Суд может начать рассмотрение дела только после того, как Комиссия признала невозможным дружественное урегулирование спора. Сторонами при рассмотрении дела могут быть Комиссия, государство, гражданин которой является предсказуемой жертвой, государство, которое передало дело в суд, и государство, на которое подана жалоба. Если Суд жалобу считает обоснованной, он примет решение "о справедливом удовлетворении пострадавшей стороны" (ст. 50).

Европейский суд по правам человека. Правовой основой деятельности Европейского суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Регламент Европейского суда по правам человека. Согласно Конвенции Суд может рассматривать, во-первых, заявления государств-участников Европейской конвенции по правам человека по вопросам нарушения Конвенции в других государствах-членах (ст. 33). Во-вторых, заявления отдельных лиц, групп и неправительственных организаций о нарушениях прав человека, имевших место в государствах-членах (ст. 34). Порядок рассмотрения таких заявлений разный.

В случае обращения в суд с заявлением государства-члена Совета Европы (такое обращение может быть сделано с целью защиты прав человека в другом государстве-участнике) Суд рассматривает это заявление, исследует представленные факты, а в случае необходимости может провести расследование. Государство, в отношении которого было подано заявление, должно создать все необходимые условия для установления изложенных в нем фактов.

Процедура рассмотрения Европейским судом по правам человека заявлений отдельных лиц, групп и неправительственных организаций более сложная.

Во-первых , должны быть соблюдены условия, касающиеся субъекта подачи заявления. Если это лицо, то должны быть соблюдены требования, установленные ст. 1 Конвенции. Лицом считается как индивид, так и юридическое лицо. Если это группа лиц, то дело должно касаться идентичного нарушения прав всех лиц, составляющих группу. Группой могут быть признаны, например, супруги, члены организации. Если это неправительственная организация, то для ее обращения в Европейский суд в порядке ст. 34 Конвенции должны быть соблюдены условия, относящиеся к критериям «ассоциаций» (ст. 11). Во-вторых , для обращения в Европейский суд по правам человека необходимо, чтобы заявитель исчерпал все внутригосударственные способы правовой защиты своего права. Практика Суда говорит о том, что в качестве средств правовой защиты рассматриваются только средства судебной защиты, а также о том, что заявитель должен исчерпать не только все доступные ему в государстве средства судебной защиты, но и полноценно использовать существующее законодательство. Заявитель может обратиться в Европейский суд по правам человека, не используя всех внутригосударственных средств правовой защиты, в том случае, когда они несомненно неэффективны. Обращение в органы несудебной защиты (Уполномоченного по правам человека, прокурора, органов исполнительной власти, Президента государства и т.п.) не рассматриваются Судом обращения к правовым средствам защиты. В-третьих , заявление может быть принято, если со дня принятия последнего решения в этом деле внутригосударственными судебными органами прошло не более шести месяцев. В-четвертых , Европейский суд не рассматривает: анонимные заявления (ст. 35), но заявитель может просить не указывать его имя в случае официального опубликования результатов рассмотрения жалобы; заявления, которые однажды уже были рассмотрены Европейским судом по правам человека (ст. 35); заявления, которые являются предметом рассмотрения в другом международном органе по защите прав человека (ст. 35); заявления, несовместимые с положениями Конвенции, явно необоснованные или содержащие признаки злоупотребления правом обращения в Суд (п. 3 ст. 35). Неприемлемы заявления, по которым Европейский суд по правам человека некомпетентен принимать решения, например не связаны с нарушением прав, провозглашенных в Европейской конвенции по правам человека.

12.5 Защита прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств в международном праве

На рубеже XIX-XX веков в мире начало формироваться осознание того, что в разных государствах проживает значительное количество групп людей с присущими им языковыми, религиозными, этническими особенностями, которые стремятся их сохранить, а потому нуждаются в специальной юридической защите.

Действующее международное право признает за лицами, принадлежащими к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, все общепризнанные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека (Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 2 7). В то же время международно-правовое регулирование статуса меньшинств остается в основном рамочным: отсутствует определение национального, этнического, религиозного, языкового меньшинства, серьезной проблемой как для международного, так и для национального права остается определение субъекта права меньшинства.

К специальным правам меньшинств можно отнести следующие : право на существование, в том числе право на физическое существование и право на уважение своей культурной самобытности, включая свободу от принудительной ассимиляции; запрет дискриминации лиц, принадлежащих к национальным и другим меньшинствам; право на свободное сохранение и развитие культурной самобытности; право на получение соответствующей доли государственных субсидий, направляемых на обеспечение прав меньшинств, а также право получать добровольную финансовую помощь для реализации перечисленных выше прав и свобод и создавать с этой целью необходимые общественные фонды. Специальные политические права и свободы меньшинств включают: право на создание общественных организаций, в частности создание международных неправительственных организаций и участие в их деятельности; право на культурную автономию; право влиять на принятие решений, касающихся меньшинств, путем создания законодательно урегулированных механизмов; право на эффективные средства правовой защиты в случае нарушения специальных прав меньшинств; право на защиту от любой деятельности (включая пропаганду), что является враждебным влиянием на осознание и развитие самобытности меньшинства.

Ликвидация дискриминации в отношении женщин . Только с первой половины XX в. законодательство отдельных государств под влиянием массовых женских движений начинает уделять внимание защите прав женщин.

Основные и важнейшие общие международно-правовые акты по защите прав женщин были приняты во второй половине XX в.: в политической области - Конвенция о политических правах женщин 1952 г. , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. .; в сфере экономики - Конвенция о равенстве в оплате мужской и женской рабочей силы за равноценный труд 1951 г. ; Конвенция о дискриминации в области наема и работы 1958 г.; Конвенция об охране материнства 1952 г.; в области образования - Конвенция о дискриминации в области образования 1960 г.; в области семейных отношений - Конвекция о согласии на заключение брака, минимальный брачный возраст и регистрации браков 1962 г.. Международным актом, который обобщает международное сотрудничество в области защиты прав женщин, стала принятая в 1979 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. На региональном уровне посвященные защите женщин от дискриминации: в Европе - Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Пересмотренная социальная хартия; в Америке - Американская конвенция по правам человека, Всеамериканская конвенция по предупреждению, искоренению насилия в отношении женщин и наказании за него.

Одним из основных принципов международной защиты прав человека является равноправие женщин и мужчин. Оно заключается в запрете любой дискриминации по половому признаку и закреплено в Международном Билле о правах человека и ряде других актов.

Особое значение для характеристики возможностей, предоставляемых международным правом государствам для гендерного реформирования общества, имеют нормы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Во-первых: Конвенция закрепляет положительные и отрицательные обязанности государств. Положительные предусматривают принятие определенных мер: обеспечение практического осуществления принципа равноправия (п. (А) ст. 2), принятия законодательных мер (п. (Б) ст. 2), установленные юридической защиты (п. (В) п. 2). Негативные заключаются в воздержании от действий, от совершения каких-либо дискриминационных актов (п. (Г) п. 2). Во-вторых, Конвенция прямо говорит об обязанностях государств по реформированию своего законодательства не только по конкретным нормам Конвенции, но, что особенно важно, и таким образом, чтобы оно гарантировало равноправие. В-третьих, Конвенция позволяет государствам применять в законодательной практике как временную меру так называемую позитивную дискриминацию (ст. 4).

Международная защита прав детей . Развитие в политической и правовой мысли общих идеалов о равных правах и свобод всех людей длительное время не касалось прав ребенка. Первым наиболее авторитетным документом в области защиты прав детей можно считать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., в которой указано, что пользование основными правами человека не зависит от возраста, акцентировано внимание на необходимости особой защиты материнства и детства (ст. 25) и впервые сформулированы основные требования получения образования (ст. 26). В это же время в конвенциях МОТ были начаты международные усилия по ограничению эксплуатации детского труда. Одним из важнейших международно-правовых актов по защите прав ребенка является принятая в 1989 г. Конвенция о правах ребенка, в которой сформулированы основные представления современного человечества о месте детей в обществе. С целью «рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией», согласно ст. 43 учрежден Комитет по правам ребенка.

Ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к этому лицу, он не достигает совершеннолетия ранее». Основным правовым принципом защиты прав детей является равенство прав всех детей «без всяких исключений и без разногласий или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи».

Права ребенка нуждаются в специальной защите. Как указано в Декларации прав ребенка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития при любых обстоятельствах, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Принцип специальной защиты прав детей действует и в таких экстремальных ситуациях, как, например, лишение свободы несовершеннолетнего за совершение преступления, а также в случае назначения и отбывания наказания.

Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, международное право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же степени, что и взрослых. Разница заключается только в том, что ребенок нуждается чтобы им «должным образом управляли и руководили» для осуществления им своих прав и свобод и чтобы делали это «согласно развивающимся способностями ребенка». Вместе с тем в международном праве провозглашены некоторые специфические, так сказать, детские гражданские права: право на регистрацию имени, на приобретение гражданства с момента рождения. Также безусловное признание права ребенка на сохранение своей индивидуальности и запрещение противозаконному вмешательству в эту сферу.

Международно-правовой статус беженцев . Проблема беженцев как социальное явление является одной из самых старых и острых и сопровождает всю историю существования человечества. В широком смысле беженцем становится любое лицо, которое пытается спастись от обстоятельств, угрожающих его жизни и поэтому оставляет место своего проживания. Почти на протяжении всей истории внимание к этим людям оставалось в сфере морали, а у государств не было юридических обязательств по защите людей. В XX в. государства осознали, что для защиты беженцев может быть использовано международное право.

После окончания Второй мировой войны вопросами беженцев занималась ООН. В это же время стало очевидным, что защита беженцев должна опираться на универсальный международный договор, и им стала Конвенция о статусе беженцев 1951 г. - первый международный договор, охватывающий различные сферы жизни беженцев и гарантирующий им по меньшей мере то же самые права, что и иностранцам, а в некоторых правах уравнивает статус беженцев с гражданами страны, которая дает им приют. Существование Конвенции - это признание того, что беженцы должны иметь возможность пользоваться фундаментальными правами и свободами. Конвенция основана на признании того, что подлежащие решению проблемы беженцев помогают избежать ситуаций, когда такие проблемы становятся причиной напряженности между государствами.

Конвенция определила в ст. 1 понятие «беженец», которое впоследствии было уточнено Протоколом 1967 г., а также утвердила перечень прав беженцев. Конвенция и Протокол формулируют основную норму в сфере защиты прав беженцев: государство не вправе высылать беженцев в те страны, где существует угроза преследования по расовому, религиозному, национальному, социальному или политическому признаку. Запрещено также безосновательно отказывать в предоставлении статуса беженца, то есть в государстве должна быть принята и соблюдена процедура рассмотрения заявления о предоставлении убежища. Конвенция направлена ​​против ограничения прав беженцев как прав человека. В частности, это касается: запрета дискриминации; запрещения применения к беженцам мероприятий, которые государство может применять к гражданам-небеженцам той же страны; обязательства предоставления беженцам национального режима в отношении свободы вероисповедания, защиты авторских и промышленных прав, права обращения в суд, обеспечение питанием, образования, предоставления правительственной помощи, трудовых прав и социального обеспечения, налогов и т.д.

Нормы, касающиеся беженцев, содержатся и в других международных документах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, в Женевских конвенциях 1949 г., и в двух дополнительных протоколах к ним 1977 г., в ряде региональных документов, принятых ОАЕ, Советом Европы, ЕС, ОАГ. Важное значение для понимания норм Конвенции о статусе беженцев имеют выводы Исполкома УВКБ.

Координация международных усилий по оказанию беженцам международной защиты возложено на Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Управление является органом ООН и действует на основании Устава, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.. Согласно Уставу деятельность УВКБ имеет не политический, а гуманитарный и социальный характер. Поэтому предоставление защиты со стороны Управления не может зависеть от политических, религиозных, идеологических приоритетов, которые царят в то или иное время в мире или в отдельных регионах. Компетенция УВКБ распространяется на всех лиц, которые «находятся вне государства своего гражданства или, если они не имеют гражданства, вне государства своего постоянного проживания в результате обоснованных опасений преследования по признаку расы, религии, гражданства или политических убеждений и которые не могут или не желают по причине таких опасений пользоваться защитой правительства государства своей гражданской принадлежности или, если они не имеют гражданства и не могут вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания».

Правовой статус УВКБ в отдельных государствах регулируют международные договоры. Согласно Закону Украины «О беженцах» 2001 г. Украина сотрудничает с другими государствами, УВКБ ООН, другими международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их гражданской принадлежности (подданства) или предыдущего постоянного проживания. Между Украиной и УВКБ ООН заключен договор о статусе представительства УВКБ ООН.

Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»

Цель: рассмотреть основные черты международной защиты прав человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I . Сообщение темы и цели урока.

II . Изложение (с элементами беседы) программного материала.

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объём прав человека определялись по-разному. Причём до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединённых Наций (ООН) возникла в 1945 г. в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершённой фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

Защита прав и свобод человека средствами ООН

Функции и полномочия Организации Объединённых Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Её структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случае они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами – членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несёт Генеральная Ассамблея ООН и под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами – членами Организации и Генеральным секретарём.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств – членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств – членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определённых принципов и норм международного права, обязательных для всех государств – членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В её функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, даёт рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершённые исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «…идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооружённых конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причём участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определённые замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтёт жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребёнка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека ещё очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в её работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Европейская система защиты прав человека

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьёзные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в своё законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдёт объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведёт к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Проблема отмены смертной казни

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершённые лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как её отмена ведёт к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорён к смертной казни или казнён». Государства – участники Протокола могли лишь предусмотреть в своём законодательстве смертную казнь за действия, «совершённые во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств – членов Совета Европы ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своём заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол №6 и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Однако до сих пор российский парламент его не ратифицировал, хотя при этом смертная казнь в нашей стране не применяется с августа 1996 г.

Протокол №6 оказал влияние на позицию ряда государств – членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государств-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идёт и в России.

Международные преступления и правонарушения

Индивид не только имеет права, закреплённые в межгосударственных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму – военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему – преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнёс свыше 50 различных составов, выражающихся в серьёзных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооружённых конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности. Как вы думаете почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

Полномочия международного уголовного суда

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами. И суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершён в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа Трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьёзные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства – долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создаётся в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придётся отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

III . Практические выводы.

    Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципам и нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права других людей.

    Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека – права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя своё отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

    Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

    Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

IV . Документ.

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства – участники настоящей Конвенции, …признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду…

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений,

сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей…

согласились о нижеследующем:

Статья 1

    Каждое государство – участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику…

Статья 2

Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения – путём преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства…

Вопросы и задания к документу

    Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

    Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

    Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

    Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

    Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

V . Вопросы для самопроверки.

    Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

    Перечислите международные соглашения, которые включают в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

    С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

    Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

    Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?

    Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

    Каковы причины организации Международного уголовного суда?

    Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

VI . Задания.

    В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

    Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

    Конвенция о правах ребёнка запрещает:

    1. применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

      призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

    Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

VII . Мысли мудрых.

«Хочешь мира – блюди справедливость»

Надпись на Дворце мира в Гааге

VII I . Краткие выводы к главе.

    Поиск ответов на вопросы о происхождении, сущности и назначении права важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К числу основных современных подходов к праву можно отнести нормативный и естественно-правовой. Каждый из них имеет свои достоинства, каждый оказывает влияние на развитие действующего в стране позитивного права. Нормативный подход акцентирует главное, определяющее свойство права – его нормативность. Естественное же право питает действующее право идеями гуманизма, свободы, справедливость и тем самым позволяет добиваться определённого качества действующих законов – делает их правовыми.

    Гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения (по рождению или натурализации), является единым и равным. Государство гарантирует гражданам защиту их конституционных прав и свобод. В ответ оно ждёт от граждан соблюдения установленных законов и выполнения конституционных обязанностей – платить налоги и сборы, сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Долгом и обязанностью гражданина РФ является также защита Отечества.

    Система современного российского права представлена рядом отраслей материального права – экологической, семейной, гражданской и трудовой.

Каждая из названных отраслей имеет свою специфику – определяет права и обязанности участников правоотношений, которые складываются в той или иной сфере общественной жизни. Вместе с тем все отрасли тесно взаимодействуют в силу неразрывной взаимосвязанности этих сфер. Человек постоянно, всю жизнь так или иначе вступает в личные и производные от них имущественные отношения, которые регулируются семейным правом. Многие ситуации в повседневной жизни людей связаны с имущественными или личными неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями. Основная часть граждан связана также правоотношениями, основанными на нормах трудового права. И конечно, все люди так или иначе включены в экологические правоотношения, нуждаются в благоприятной окружающей среде, имеют право на неё, а также обязанность охранять и защищать её.

    Процессуальное право призвано регламентировать порядок реализации и судебной защиты материального права. На основе процессуального права суды осуществляют правосудие – рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел и др.

Основной предмет гражданского процесса (гражданского процессуального права) – гражданско-правовые споры и порядок их разрешения. Правила гражданского процесса изложены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Арбитражный процесс – это процесс прохождения дел в арбитражных судах, которые рассматривают главным образом экономические споры. Он осуществляется на основе Арбитражного кодекса РФ. Уголовный процесс строится на основе Уголовно-процессуального кодекса РФ и представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. Административная юрисдикция представляет собой производство по административным правонарушениям и строится на базе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существует также конституционное судопроизводство, т. е. судопроизводство в Конституционном Суде РФ. Оно осуществляется на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламента Конституционного Суда.

    Международная защита прав человека осуществляется в первую очередь средствами ООН.

Наряду с международной, существует и Европейская региональная система защиты прав человека. Она представлена прежде всего Советом Европы, а также учрежденными им Европейской комиссией по правам человека и Европейским Судом по правам человека. Решения этого Суда обязательны для всех государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Каждая страна, вступившая в Совет Европы, обязана не только исполнять решения Суда, но и корректировать своё законодательство в соответствии с его требованиями по правам человека. Вопросы прав человека занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Каждый гражданин не только имеет права, закреплённые в международных соглашениях, но и несёт ответственность за нарушение норм международного права.

IX . Вопросы для итогового повторения.

    Каковы особенности современного подхода к пониманию права?

    Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

    В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?

    Что представляет собой семья с юридической точки зрения?

    В чём состоит специфика экологических правоотношений?

    Почему право человека на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    В чём специфика трудовых правоотношений?

    Что представляет собой процессуальное право?

    Охарактеризуйте главные задачи гражданского и арбитражного процессов.

    Какова главная задача уголовного процесса?

    В чём основная задача административной юрисдикции?

    Каково назначение конституционного судопроизводства, в чём его отличие от других судебных систем?

    Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

X . Заключительная часть.

    Оценивание ответов учащихся.

    Домашнее задание: читать §28 «Международная защита прав человека» (сс. 318-328); ознакомиться с краткими выводами к главе (сс. 329-330); ответить письменно на вопросы итогового повторения (домашняя самостоятельная работа) на с. 331.


Урок

Урок по обществознанию на тему «Правовое регулирование отношений в сфере образования» ... видом защиты прав человека служит судебная система страны. Права человека применительно к детям – это права ребёнка. Основным международным ...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему ... время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного... , борьба с международным терроризмом. Глобальные... основы жизнедеятельности человека . Человек здесь рассматривается... так и защиту исключительности российского...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Экологическое право » Цель: познакомиться с содержанием и особенностями экологического права . Предмет: обществознание . Класс: ... защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по

  • Открытый урок «Права человека»

    Цель урока: расширить знания о правах человека и порядке их защиты, как на международном, так и внутригосударственном уровне.

    Задачи урока:

    Показать роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека

    Продемонстрировать влияние Всеобщей декларации прав человека на Конституцию РФ в области защиты прав человека

    Продолжить формирование активной гражданской позиции в области защиты прав человека

    Оборудование: Проектор, на котором демонстрируется презентация, фотоматериалы, текст Конституции РФ, стенгазета, подготовленная учащимися.

    Ход урока

    Учитель: Ребята сегодня нам с Вами предстоит рассмотреть один из основополагающих вопросов современной правовой системы международного сообщества – проблему защиты и соблюдения прав человека. Несмотря на неоднократную постановку этой проблемы на международной арене создании различных организаций занимающихся контролем в этой области проблема зашиты прав человека не становится менее актуальной.

    В этом году исполняется 60 лет с момента принятия Всеобщей декларации прав человека. В рамках урока давайте попытаемся выяснить какую роль сыграл этот документ в развитии норм борьбы с различными видами дискриминации.

    Класс разбит на 4 группы: правоведы, историки, политологи и социологи, которые проводили исследовательскую работу и подготовили свои материалы.

    Учитель: Прежде чем знакомиться с документальной основой наших исследований давайте обратимся к основным понятиям урока и выясним, что такое права человека и какое влияние на развитие общества.

    Выступление группы правоведов: Права человека: понятие и сущность

    Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и конфликтов на основе сочетания свободы индивида, со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Права человека являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно приняты и охраняемы государством.

    К правам человека относятся:

    Личные или гражданские права (на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, свободы совести, передвижения и выбора места жительства, национальную принадлежность);

    Политические права и свободы (участвовать в управление государством, на свободу слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, на объединение в общественные организации, на обращение);

    Социальные и экономические права (на труд, защиту от безработицы, справедливые и благоприятные условия труда, частной собственности на имущество, на социальное обеспечение, на достаточный и наивысший уровень жизни, психического и физического здоровья, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь);

    Культурные права (на образование, участие в культурной жизни, свободу всех видов творчества).

    Права человека являются одной из высших культурных ценностей, поскольку они ставят личность в центр всех процессов общественного развития, определяют его свободу и равноправие.

    Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему в современном мире права человека явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми.

    Учитель: Давайте попытаемся ответить, какие же факторы влияют на формирование правовых особенностей государств и не позволяют им стать подлинно правовыми. (Обсуждение).

    Учитель: Как мы видим и сейчас проблема защиты прав человека стоит очень остро. С особым вниманием мировое сообщество было вынуждено обратиться к этой проблеме в годы второй мировой войны, когда фашизм низверг и растоптал главную ценность человеческого общества – жизнь. Примеров этого не мало (демонстрация фотоматериалов). Ответом на это стало появление международной организации призванной не допустить повторения подобных зверств.

    Выступление группы историков: ООН и защита прав человека

    ООН возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех в число целей Организации Объединенных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в ходе ее.

    Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

    В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН.

    Под председательством Элеоноры Рузвельт (США), защитницы прав человека и вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта, Комиссия занялась определением основных прав и свобод. Основной вклад в работу внесли следующие члены Комиссии: Рене Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан), Пэн Чунь Чан (Китай), Эрнан Санта Крус (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), лорд Дьюкстон/Джеффри Вильсон (Соединенное Королевство), Вильям Ходжсон (Австралия) и Джон Хамфри (Канада). (демонстрация слайдов)

    Первоначально в состав Комиссии по правам человека входили 18 государств-членов; в настоящее время в ее состав входят 53 члена, которые ежегодно проводят свои заседания в Женеве для рассмотрения вопросов прав человека, разработки и кодификации новых международных норм и представления рекомендаций правительствам. Неправительственные организации играют активную роль в ее работе.

    После углубленного рассмотрения и 1400 раундов голосования практически по каждому слову и каждому положению 10 декабря 1948 года в Париже в новом дворце Шайо Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека.

    Декларация, в которой провозглашены личные права и свободы для каждого, была беспрецедентной по своему характеру. Она остается основным сводом стандартов в области прав человека в двадцатом столетии и краеугольным камнем всемирного движения в защиту прав человека.

    Хотя Декларация не имеет обязательной силы договора, она получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Многие пакты, конвенции и договоры по правам человека, заключенные после 1948 года, основаны на ее принципах. (Знакомство с отрывками текста Декларации в картинках).

    Одним из самых больших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющей базы законодательства в области прав человека. Впервые в истории существует всеобщий кодекс прав человека, которого могут придерживаться все государства и к которому могут стремиться все люди.

    Организация Объединенных Наций стремится создать культуру прав человека во всем мире. К наиболее всеобъемлющим юридически обязывающим соглашениям по правам человека, заключенным под эгидой ООН, относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Их положения стали юридически обязывающими, что продвинуло Всеобщую декларацию на шаг вперед. Большинство стран мира является сторонами этих двух конвенций, что обеспечивает возможность международного контроля за существующей практикой в области прав человека.

    Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

    С 1948 года в рамках Организации Объединенных Наций было заключено порядка 60 договоров и деклараций по правам человека. Ниже приводятся названия некоторых из них:

    Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года

    Конвенция о статусе беженцев 1961 года

    1965 года

    Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

    1984 года

    1989 года

    Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (сопровождается демонстрацией презентации).

    Учитель: Долгие годы в нашей стране борьба с дискриминацией, да и в целом проблема защиты прав человека не стояла остро, а зачастую замалчивалась правительством. С распадом СССР, усилением миграционного движения, развитием демократических институтов эта проблема стала выходить на центральные позиции. Какие же институты гарантируют соблюдение прав человека в Российской Федерации.

    Сообщение группы политологов: Защита прав человека в РФ

    С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает систему государственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи: разделение властей, прямое действие норм и принципов Конституции, презумпция не виновности, права человека, как высшая ценность, а также соответствующая этим принципам система государственной власти. (Сопровождается демонстрацией в презентации)

    Конституция РФ определяет особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигает защиту его прав в качестве принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Развитие этого конституционного положения должно быть подкреплено наличием действенных механизмов реализации, защиты и гарантий прав личности.