Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций. Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций Основные виды первоочередного жизнеобеспечения населения

Организация жизнеобеспечения населения


В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
-
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:
- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;
- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;
- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;
- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;
- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
- определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:
- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем, безвозвратно потерянным при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности оно предусматривает:
- определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
- накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
- определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:
- уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
- использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
- установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;
- определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
- обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
- проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);
- выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
- организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам первоочередного жизнеобеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам первоочередного жизнеобеспечения устанавливаются обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.
Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи население будет меть возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания. При определении объемов поставки (производства) необходимых пострадавшему населению продуктов следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.
Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения и потребностей личного состава аварийно-спасательных формирований в случае возникновения на его территории чрезвычайной ситуации оцениваются:
- по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;
- по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях субъекта Российской Федерации, при этом особое внимание обращается на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки;
- по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;
- по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
- по численности пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации по приему пораженных из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию специалистов и средств контроля за качеством воды и пищи, наличию средств проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.

При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и объемы их производства, а также силы и технические средства в населенных пунктах, которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.
Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу. В его состав входят модули связи и управления, энергетический, инженерный и ремонтно-эксплуатационный, жилой, коммунально-бытовой, медицинский, питания, водоснабжения и предметов первой необходимости. Комплекс имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его практически в условиях ликвидации любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени. При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 400С до плюс 400С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации жизнеобеспечения населения разрабатываются с учетом всех возможных чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения. Заблаговременно разрабатывается механизм управления силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

При практической реализации планируемых мероприятий по жизнеобеспечению населения исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их осуществление. На практике чаще всего удается решить проблемы жизнеобеспечения за счет местных ресурсов.

Однако, для решения проблемы выживания в условиях чрезвычайной ситуации особо крупных масштабов (срыв поставок материальных ресурсов в районы Крайнего Севера, землетрясение или наводнение на обширной территории и т.п.) необходимо проведение целого комплекса заблаговременных мероприятий по подготовке экономики страны, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию, что безусловно требует огромных материальных затрат.

Выше отмечалось, что система жизнеобеспечения населения организуется по территориальному принципу, что предполагает подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Она предусматривает решение комплекса вопросов и складывается из:
- подготовки исходных данных для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;
- оценки возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- оценки подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- выбора и планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Исходными данными для планирования и организации жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации являются:
- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.

На основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его ведение при переходе соответствующей подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации и каждой службой жизнеобеспечения самостоятельно в виде планов действий этих служб. Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения обычно дополняются графиками ежесуточных поставок его ресурсов. Особое внимание при этом уделяется действиям в первые несколько суток после возникновения чрезвычайной ситуации.

Оперативный план жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, подготовленный как раздел Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или самостоятельно, в общем случае обычно содержит:
- перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;
- источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;
- мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;
- сроки (периодичность) исполнения мероприятий, перечень ответственных и исполнителей.

Планы служб обеспечения содержат детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.

В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления РСЧС (КЧС, ее рабочий орган, орган управления ГОЧС) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организовывают их взаимодействие, определяют потребности в ресурсах жизнеобеспечения, принимают решение по использованию этих ресурсов, контролируют полноту и своевременность мероприятий жизнеобеспечения.

Виды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при чрезвычайной ситуации следующие: информационное обеспечение-передача информации о чрезвычайной ситуации по радио и телевидению не менее 4 раз в сутки, в газетах - в каждом номере; медицинская помощь - три врача и девять медсестер на 100 пораженных; обеспечение водой (на хозяйственно-питьевые нужды - не менее 10 литров на 1 чел. в сутки, для находящихся в медицинских учреждениях –50 литров на 1 чел. в сутки; обеспечение хлебом-390г/чел/сут., крупой –55 г/чел/сут.;мясом-60 г/чел/сут., жиром-27 г/чел./сут., молоком-250г/чел./сут., картофелем 260г/чел./сут., сахаром-36г/чел./сут., рыбопродуктами-15г/чел./сут., солью-20г/чел./сут.,чаем-1г/чел./сут., обеспечение жильем-2,5м/чел.

Задачи первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения решаются в первую очередь начальниками гражданской обороны соответствующих учреждений и территорий.

4. Защита дома и квартиры. Современное состояние с квартирными кражами. Что делать, если вы застали грабителей на месте преступления

Для предотвращения квартирной кражи следует предусмотреть: установить в квартире сигнализацию (вневедомственную), либо автономную сигнализацию (сирена, пищалка), металлические входные двери, металлические решетки на окнах, обязательно открывающиеся изнутри, поставить на двери внутренние засовы и глазки, закрывать двери на ключ даже при отлучке «на минутку». Чтобы не дать информацию к осуществлению кражи из вашей квартиры, не следует выставлять на показ (даже родственникам) дорогостоящие вещи, драгоценности и реликвии, не следует выставлять тару из-под дорогостоящих приборов на лестничную клетку, в разговорах не заниматься показухой, утверждая, что у вас жизнь полная чаша, огромные доходы. Видеопрокаты, где сообщали свой адрес и телефон, становились источниками информации для «наводчиков» преступных сообществ. Безопаснее было оставлять денежный залог. Информацией для «наводчиков» является переполненный корреспонденцией ваш почтовый ящик и не работающий электросчетчик. Поэтому, уезжая в отпуск, надо позаботиться, чтобы в ящик почту временно не доставляли, либо поручить соседям регулярно вынимать корреспонденцию. Деньги и драгоценности рекомендуется хранить в разных местах квартиры. Вам поможет в розыске и в суде список заводских номеров ценных приборов, которые вы сумели сохранить во время кражи. Будьте бдительны, если вы обнаружите, что дверь вашей квартиры взломана или открыта, и преступники в квартире, входить не следует, даже если вы не одни. Попросите соседей по телефону вызвать милицию, а сами наблюдайте за квартирой. Если удастся закрыть дверь своим ключом, то не вынимайте ключ. Этим действием вы преступников как бы захватите в «капкан». Следует отметить, что дружественные отношения с соседями в криминальной обстановке способствуют преодолению многих опасностей. Если же вы увидите, что дверь квартиры соседей взломана, то вызовите милицию и позвоните соседям на работу. Если вы зашли в свою квартиру, где орудуют домушники, то не бросайтесь отбирать у них ваши вещи, не поднимайте крик, а вызовите милицию. Помните, что жизнь дороже вещей и потому не препятствуйте их уходу (загнанные звери опасны вдвойне). Молча запоминайте основные приметы: рост, комплекцию, цвет волос и глаз, особенности носа и лица (преступники кавказкой национальности, азиаты или др.), особые приметы (шрамы, татуировки, др.). О случившейся краже сообщите в милицию, несмотря на предупреждение уголовников: «заявишь - убьем!». Если вы зашли в квартиру и увидели, что она ограблена, перевернуты и разбросаны вещи и предметы мебели, то немедленно вызовите милицию, но к вещам не прикасайтесь и не ходите по квартире, а ждите милицию в коридоре.

Безопасность в квартире зависит от ваших действий. Не открывая дверь, скажите, что вы сами вызовите скорую помощь. Если у вас в квартире погас свет, то не спешите выбегать к счетчику, чтобы посмотреть пробки. Обратите внимание на окна соседних домов, если в них нет света, то имеет место общее отключение. Если свет есть, то позвоните соседям и справьтесь, есть ли у них свет. Получив ответ, что свет есть, обеспокойтесь и попросите соседей выйти к электрическому шкафу. Этим вы предотвратите захват квартиры способом отключения электроэнергии.

Не открывайте дверь, даже если звонит человек в спецодежде, халате и милицейской форме, которого вы не вызывали. Позвоните в соответствующие организации и справьтесь о направлении по вашему адресу специалистов. Если незнакомый вам человек просит впустить в квартиру, чтобы вызвать скорую, то не впуская, скажите, что вызовете скорую сами.

(В.П. Финов «Безопасность жизнедеятельности»)

Первоочередное жизнеобеспечение населения, представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья населения, пострадавшего при военных конфликтах, а также при ЧС, по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К населению, пострадавшему при военных конфликтах, а также при ЧС (далее – пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения, а также население, эвакуируемое в безопасные районы.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортом и информационное обеспечение.

Организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть при военных конфликтах, а также при ЧС.

В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804) основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением пострадавшего населения, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Федеральные органы исполнительной власти и организации участвуют в первоочередном обеспечении пострадавшего населения в части касающейся.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, отнесенных к группам по ГО, осуществляется на основании соответствующих планов по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в муниципальных образованиях, на территорию которых осуществляется эвакуация населения, осуществляется на основании планов по приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах, оформляемых в виде приложений к планам ГО и защиты населения.

На основании указанных планов соответствующие руководители ГО готовят решения, в котором определяются: перечень муниципальных образований, которые должны организовать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, на территории соответствующих муниципальных образований; общий порядок создания сил ГО для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; общий порядок создания необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Мероприятия по проведению первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения разрабатываются по каждому виду обеспечения и планируются с учетом прогнозируемых масштабов воздействия современных средств поражения на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также прогнозируемой численности пострадавшего населения.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории очагов поражения являются:

параметры оценки обстановки, которая может сложиться на территории в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов, разрушения потенциально опасных объектов, которые сопровождаются пожарами, взрывами, наводнениями за счет прорыва гидротехнических сооружений, залповыми выбросами радиоактивных или химически опасных веществ;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате воздействия этих поражающих факторов (его половозрастной состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных и безвозвратных потерь населения:

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения очагов поражения.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение санитарных и безвозвратных потерь среди населения;

своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

проведение санитарно-эпидемиологического наблюдения и лабораторного контроля зараженности продовольствия и воды;

осуществление санитарно-гигиенического контроля внешней среды, водоисточников и питания;

проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

дополнительное развертывание лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения;

организация снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений для обеспечения их деятельности.

Обеспечение пострадавшего населения жильем предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

проведение инвентаризации сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение населения, оставшегося без жилья, в зданиях и сооружениях, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, пригодных для проживания;

развертывание при необходимости пунктов временного размещения (передвижных и сборных домов, палаток и др.), в том числе с учетом их доставки из непострадавших муниципальных образований.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

оценка имеющихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших муниципальных образований;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения пострадавшего населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за организациями общественного питания;

подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

Обеспечение пострадавшего населения водой предусматривает проведение следующих мероприятий:

проведение оценки состояния магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

определение наличия и состояния артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

определение дополнительных мест забора воды для обеспечения деятельности пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

определение возможностей внешнего водоснабжения и обеспечение доставки воды емкостями на передвижных средствах;

определение потребности в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение потребного количества и перечня предметов первой необходимости;

установление возможности обеспечения пострадавшего населения за счет собственных резервов;

организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

определение порядка и мест выдачи предметов первой необходимости, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения;

определение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей с использованием возможностей других муниципальных образований;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов первой необходимости, отправкой соответствующих запросов.

Коммунально-бытовое обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения, водозаборов, водоочистных сооружений и др.);

обеспечение необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (теплом, горячей водой, газом, электроэнергией), и объектами социальной инфраструктуры (банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.);

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов и консервантов;

подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание и использование при необходимости запасов быстро развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организация доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределение ее среди населения.

Транспортное обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

организация доставки ресурсов жизнеобеспечения;

транспортное обслуживание лечебно-эвакуационных мероприятий;

перевозка пострадавшего населения в безопасные районы;

участие в санитарной обработке территорий и перевозке трупов людей и животных к местам захоронения.

Предоставление информационно-психологической поддержки пострадавшему населению предусматривает проведение следующих мероприятий:

информирование населения о сложившейся обстановке и порядке действий;

определение морального и психологического состояния пострадавшего населения и оказание ему необходимых услуг;

развертывание информационных пунктов в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

создание информационно-справочных служб для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых.

Для непосредственного выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, создаются и поддерживаются в состоянии готовности соответствующие силы ГО, которые относятся к нештатным формированиям по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО организаций и планам ГО и защиты населения соответствующей территории.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения:

ведут реестры организаций, создающих формирования;

организуют подготовку формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

организуют подготовку формирований;

осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования:

разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с планами ГО организаций и планами ГО и защиты населения соответствующей территории.

При отсутствии в федеральном органе исполнительной власти подразделений или подведомственных организаций, на базе которых могут создаваться нештатные формирования для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, руководитель федерального органа исполнительной власти заключает соглашения с соответствующими организациями по предоставлению необходимых услуг. Аналогичный порядок распространяется на организации, отнесенные к категориям по ГО.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственных планов не разрабатывают и запасы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не создают. Первоочередное жизнеобеспечение работников данных организаций предусматривается планами ГО и защиты населения соответствующих муниципальных образований. Работники данных организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципальных образований, в части касающейся.

Медицинские формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе медицинских, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, предприятий и учреждений, осуществляющих хранение и обеспечение лекарственными средствами и медицинским имуществом населения и других медицинских учреждений.

Формирования обеспечения питанием и предметами первой необходимости, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, производящих, осуществляющих хранение и обеспечение населения продуктами питания, пищевым сырьем, вещевым имуществом и предметами первой необходимости.

Коммунально-бытовые формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, ведающих вопросами коммунально-энергетического и бытового обеспечения населения, осуществляющих строительство и ремонт коммунально-энергетических сетей, имеющих продукцию и материально-технические средства для ремонта и обслуживания коммунально-энергетических сетей, а также организаций, оказывающих населению ритуальные услуги.

Транспортные формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе автотранспортных, авторемонтных, дорожно-строительных организаций, организаций общественного транспорта, обеспечения ГСМ и других организаций.

Формирования информационно-психологической поддержки, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций средств массовой информации и организаций, оказывающих психологическую помощь населению.

Структура, состав, порядок применения соответствующих формирований определяются положениями о них, утверждаемых создающими их руководителями ГО и согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, в случае их участия в выполнении задач планов ГО и защиты населения соответствующих территорий.

В целях обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации, создаются необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Запасы, используемые для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, включают:

продовольственные средства – крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

медицинские средства – лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения;

запасы иных средств – вещевое имущество, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Удовлетворение первоочередных потребностей пострадавшего населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг должно предусматривать нормированное обеспечение его водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости, а также предоставление ему услуг по информационному, медицинскому и санитарно-эпидемиологическому, транспортному и коммунально-бытовому обеспечению.

Объемы мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению определяются соответствующими органами управления ГО с учетом установленных норм и нормативов.

Суточные потребности в воде оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд, с учетом дополнительных потребностей в воде, необходимой для организации медицинского и других видов обеспечения.

При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из необходимости организации его двухразового горячего питания в сутки и одного раза – питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков. При этом следует учитывать, что в первые 2 суток до организации приготовления горячей пищи пострадавшее население будет иметь возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Для грудных детей и детей до 3-х лет обязательно учитывается необходимость поставки готового детского питания, а для отдельных категорий больных – специального питания.

Потребности в одежде и предметах первой необходимости определяются по запросам нуждающегося в помощи населения.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения органами управления ГО оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав служб гражданской обороны для оказания первоочередного жизнеобеспечения пострадавшему населению.

Обеспечение жильем пострадавшего населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего населения.

Размещение пострадавшего населения не допускается:

в районах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин водохранилищ;

в зонах затопления водой в результате паводков, атмосферных осадков и таяния снега;

в опасных зонах отвалов пород угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

на участках, загрязненных химическими и радиоактивными веществами;

на участках, расположенных в зонах возможного воздействия селевых потоков, снежных лавин и оползней;

под высоковольтными линиями электропередач, вблизи газо-, нефте- и топливопроводов;

на болотистых и каменистых грунтах.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения вооруженных конфликтов, и потребностей личного состава спасательных служб аварийно-спасательных формирований, участвующих в первоочередном жизнеобеспечении населения оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые трое суток после возникновения очагов поражения;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в очагах поражения;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из очагов поражения;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из очагов поражения;

по транспортному обеспечению всех видов работ в очагах поражения (доставка в очаги поражения воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по возможностям организации всех видов разведки в зоне ЧС, включая возможности по оценке радиационной, химической и биологической обстановки;

по наличию специалистов и средств для контроля за качеством воды и пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах поражения или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Для организации жизнеобеспечения населения в условиях ЧС и организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий создаются Государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям -- ГКЧС. ГКЧС действуют при Кабинете Министров Украины, в областях, городах, регионах, как на постоянной основе, так и в случае возникновения ЧС. В их функции входит обеспечение постоянной готовности к действиям аварийно-спасательных служб, контроль над разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению возможных аварий и катастроф. Все задачи по ликвидации ЧС выполняются поочередно в максимально сжатые сроки.

Прежде всего, решаются задачи в отношении срочной защиты населения, предотвращения развития или уменьшения влияния чрезвычайной ситуации и задачи подготовки и выполнения спасательных и других неотложных работ.

Организация жизнеобеспечения населения в условиях ЧС -- это комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей. Этот комплекс включает:

  • § управление деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении ЧС;
  • § защита населения и территорий от последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия;
  • § обеспечение населения питьевой водой, продовольственными товарами и предметами первой необходимости;
  • § защита продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения);
  • § обеспечение жильем и трудоустройство;
  • § коммунально-бытовое обслуживание;
  • § медицинское обслуживание;
  • § обучение населения методам защиты и действиям в условиях ЧС;
  • § разработку и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
  • § санитарную обработку;
  • § обеззараживание территорий, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
  • § подготовку сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;
  • § обеспечение населения информацией о характере и уровне опасности, правилах поведения;
  • § нравственно-психологическую подготовку и мероприятия по поддержанию высокой психологической стойкости людей в экстремальных условиях;
  • § мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение или послабление неблагоприятных для людей экологических последствий ЧС и другие мероприятия.

Все эти мероприятия организовывают государственная исполнительная власть, органы управления гражданской обороны при четком согласовании между собой действий, которые предпринимаются. Руководители предприятий, учреждений и организаций являются непосредственными исполнителями этих мероприятий. Мероприятия разрабатываются заблаговременно, отображаются в планах гражданской обороны и выполняются в период угрозы и после возникновения ЧС.

С целью недопущения гибели людей, обеспечения их нормальной жизнедеятельности в условиях ЧС, прежде всего, должно быть проведено оповещение населения о возможной угрозе, а если необходимо, организовано эвакуацию. Оповещение населения осуществляется всеми возможными способами: через телевидение, радиосеть, радиотрансляционную проводную сеть, специальными сигналами (гудками, сиренами). Предполагается специальная схема уведомления должностных лиц и лиц, задействованных в системе гражданской обороны.

Эвакуация -- это организованный вывод или вывоз населения из опасных зон. Непосредственно эвакуацией занимается штаб гражданской обороны, все организационные вопросы решают эвакуационные комиссии. Эвакуация начинается после принятия решения начальником штаба гражданской обороны, чрезвычайной комиссией или органами власти. Эвакуация работающего населения осуществляется по производственному принципу, а населения, которое не связано с производством, по территориальному принципу через домоуправления, ЖЭУ, ЖЭКи и т.п. Дети эвакуируются вместе с родителями, но возможен их вывоз вместе со школами, детсадами.

Организация жизнеобеспечения населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами за счет резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

    оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуационные мероприятия;

    медицинские мероприятия;

    подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС

Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.

Поддержание условий жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается путем удовлетворения первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг (обеспечение водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости; информационным, медицинским и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым обслуживанием).

1. Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:

Потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;

Хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.

2. Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для животноводства.

3. Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.

4. Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, и прочих товарах

5. Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.

6. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом

7. Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения.

8. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.

Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей.

Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивается:

Формированием ресурсов (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;

Перераспределением ресурсов страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;

Ввозом дополнительных ресурсов из сопредельных регионов РСЧС.

Способы защиты населения

Защита населения - главная задача Гражданской Обороны. Поэтому подготовка населения к ЧС является также важной задачей. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя и членов семьи от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях, оказать самопомощь и помощь пострадавшим. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств.

Организация единой системы оповещения.

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки имеют первостепенное значение.

Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телерадиовещания, применением специальной аппаратуры для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Назначение и способы эвакуации.

Еще одним способом защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом вышестоящему начальству.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, выделяют следующие варианты проведения данных мероприятий: общая эвакуация и частичная эвакуация . Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Заключение, выводы.

Жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли за последнее время, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

Граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, и требовать от правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона страны.

Литература

1. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=530302

2. http://www.obzh.ru/pre/5-1.html

3. http://studme.org/14860110/bzhd/zhizneobespechenie_naseleniya

4. http://knowledge.allbest.r u