Время обжалования предписания госинспекции по труду. Исполнение предписания гит


В государственную инспекцию труда в городе Москве В ответ на ваше письмо от 17.03.2008 года № 10-2219-08-ЗП сообщаю следующее: - Станкевич Д.А. не являлся и не является работником ГОУ «М» (далее предприятие), так как между предприятием и гражданином не был заключен трудовой договор. -Станкевич Д.А. оказывал услуги в рамках гражданско-правового договора (подряда), заключенного на определенный период времени. -Станкевич Д.А. неоднократно был замечен в нетрезвом состоянии на объекте, где он выполнял работы по договору, в этой связи производитель работ во избежание нарушения норм и правил, регламентирующих правил поведения и ведения строительных работ и техники безопасности неоднократно отказывал ему в допуске к выполнению работ. -По факту обращения Станкевича Д.А.

Ответ на предписание трудовой инспекции – образец

Трудовая инспекция - это тот самый орган государственного надзора, который может вам помочь. Он осуществляет контроль за исполнением норм и правил трудового кодекса РФ в каждой отдельно взятой организации, ведущей свою деятельность официально и согласно законам РФ.


Внимание

Если же вы работаете в организации, которая никак не зарегистрирована, ведет свою деятельность незаконно и соответственно вы в ней никак не числитесь, то с претензиями вы можете обратиться в прокуратору или в органы МВД. Частная и коллективные жалобы в трудовую инспекцию Заявление в территориальный орган государственной инспекции труда (далее ГИТ) может быть направлено любым гражданином, права которого были ущемлены.


Важно

Для этого необязательно быть работником предприятия. Например, это может быть человек, уже расторгнувший трудовой договор или тот, которому, как он считает, несправедливо отказали в принятии на работу.

Ответ на запрос трудовой инспекции

По разным причинам от Государственной инспекции ответы могут приходить позже указанного срока. Часто они не удовлетворяют бывших работников. Иногда, сроки затягиваются и приходится за ответом приезжать лично, хотя заявители имеют право его получить через почту, как в онлайне, так и в офлайне.
Прокуратура, куда бывший или настоящий работник также может пожаловаться на работодателя, также не решает оперативно этот вопрос. Конечно, нельзя сказать, что эта ситуация распространена повсеместно, но лучший выход – это суд.


Иск составляется в трех экземплярах. Законные основания оставления обращения без рассмотрения Существуют основания, по которым Трудовая инспекция имеет полное право оставить заявление гражданина без рассмотрения. Для этого обратим внимание на статью 11 ФЗ «О порядке обращения граждан РФ».

Ответ государственной инспекции труда

Коллективная жалоба Образец коллективной жалобы пригодится в том случае, если заявление подается от лица целого коллектива сотрудников, чьи права были ущемлены или произошла дискриминация со стороны руководства. Также коллектив может написать письмо по поводу ущемления прав одного из работников.
В любом случае в таком обращении обязательно нужно указывать реквизиты представителя сотрудников, от лица которого и подается жалоба. Проверка Если письмо в инспекцию было составлено верно, то по истечении месяца заявитель получит уведомление о готовящейся проверке. Проводимая трудовой инспекцией проверка по жалобе может включать:

После проверки сотрудник инспекции должен составить акт, где фиксируются все нарушения.

Ответ трудовой инспекции на жалобу работника

В случае выявления в ходе проверки, проводимой в отношении какой-либо организации проверки, тех или иных нарушений положений трудового законодательства, сотрудником Гострудинспекции может быть вынесено специальное предписание. Это документ — предписание об устранении работодателем выявленных нарушений трудового законодательства, а также составляется соответствующий протокол о совершении правонарушения административного характера.
Собственно предписание, и ответ на предписание трудовой инспекции В соответствии с действующим законодательством, упомянутое предписание является непременно обязательным для исполнения всеми работодателями. В предписании перечисляются требования об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений положений трудового законодательства, а также устанавливаются сроки, в которые последние должны быть устранены.

Ответ трудовой инспекции на жалобу

  • дата и номер ответа;
  • название документа: «Ответ на предписание…» или «Отчет об исполнении…»;
  • реквизиты предписания (дата и номер);
  • требования, которые содержались в предписании, и срок их исполнения;
  • проведенные мероприятия по исполнению предписания или законное обоснование невозможности их реализации;
  • Ф. И. О. и подпись руководителя организации.

К ответу должны быть приложены документы, свидетельствующие о выполнении требований предписания. Например, копии платежного поручения о выплате зарплаты сотрудникам на банковские карточки, копии приказов об увольнении и др. Образец ответа на предписание можно скачать по ссылке: Ответ на предписание трудовой инспекции (образец).

Ответ на предписания трудовой инспекции, обжалование предписания

При этом заявителя уведомляют о переадресации обращения. Заявителю после изучения обстоятельств дела направляется письменный ответ о результатах проверки.

В нем дается разъяснение о том, подтвердились ли факты нарушения, и какие меры приняты по отношению к руководителю. Если в рамках компетенции трудовой инспекции решить проблемы не представляется возможным, то гражданину разъясняют варианты дальнейших действий предусмотренных законом для восстановления его прав.

Результаты проведенной проверки можно использовать в качестве аргумента в суде. Граждане вправе оспорить решение, подав жалобу вышестоящему руководству ГИТ или обратиться в прокуратуру и суд.

Если заявителя не удовлетворила жалоба в трудовую инспекцию на работодателя, образец документа для обращения в вышестоящие инстанции о признании решения ГИТ незаконным можно скачать здесь.

Как написать объяснение в инспекцию труда

Кроме того, если обнаруженные нарушения обладали признаками административного правонарушения и был составлен соответствующий протокол, неосуществление процедур по ликвидации причин, вызвавших нарушения, влечет ответственность ДЛ по ст. 19.6 КоАП РФ, а именно - штраф от 4 000 до 5 000 руб. Вместе с тем неисполнение предписания не всегда может зависеть от работодателя.
Так, работодателю не грозят санкции, если:

  • в предписании не содержатся конкретные действия, которые надлежит выполнить работодателю;
  • или они могут быть по-разному истолкованы.

В вышеуказанных случаях при обжаловании работодателем предписания инспектора труда оно может быть признано неправомерным (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 № Ф05-2080/2016 по делу № А41-36515/2015).

Как грамотно написать ответ на предписания инспекции труда?

Штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок Невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок влечет для работодателя ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). Так, согласно ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ работодателю грозит штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в следующем размере:

  • 30 000–50 000 руб.

    в отношении ИП;

  • 100 000–200 000 руб. в отношении организаций.

Руководитель и иные должностные лица (далее - ДЛ) организации также могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа за невыполнение предписания государственного инспектора труда в пределах 30 000–50 000 руб. или дисквалифицированы на 1–3 года.

Как написать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя?

  • копии соответствующих платежных поручений;
  • копии ведомостей по оплате труда работников организации;
  • а также иные документы подтверждающие устранение нарушений.

Что касается административной ответственности, то в случае согласия с решением гострудинспектора, работодатель, привлеченный к ответственности, исполняет вынесенное решение и уплачивает назначенный ему административного характера штраф, в срок который не должен превышать тридцати дней, с момента вступления означенного постановления в законную силу Обжалование предписания Гострудинспекции В том случае, если работодатель не согласен с результатами проведённой проверки и с полученным по её результатам предписанием, то он вправе осуществить обжалование предписания трудовой инспекции как непосредственно в порядке подчиненности (т.е.
Вместе с тем он вправе не согласиться с действиями инспектора, его мнением о наличии нарушений или мерах по прекращению таковых и подать соответствующую жалобу вышестоящему должностному лицу Роструда (либо непосредственно руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда Российской Федерации) или в суд в пределах 10 дней после получения предписания (ст. 361 ТК). Ответ на предписание трудовой инспекции: образец Работодатель, в отношении которого было выписано предписание, обязан отчитаться о его выполнении перед трудовой инспекцией.

Обычно это оформляется в виде ответа или отчета об исполнении предписания. ВАЖНО! Непредставление работодателем ответа на предписание при условии надлежащего исполнения предусмотренных в нем требований не влечет наложение на него каких-либо санкций.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

Организации и предприниматели, получившие предписание по результатам проверки Государственной трудовой инспекцией (ГИТ), обязаны устранить выявленные нарушения и уведомить об этом ГИТ в установленном порядке. В статье разберем, как правильно оформить ответ на предписание трудовой инспекции, каков срок предоставления документа в ГИТ, предусмотрена ли для работодателя ответственность за отсутствие ответа на предписание инспекции труда.

Когда проводится проверка ГИТ

В соответствие со ст. 360 ТК РФ, ГИТ является уполномоченным органом, осуществляющий контроль работодателей на предмет соблюдения ними трудового законодательства.

Законом предусмотрено проведение трудовой инспекцией плановых и внеплановых проверок организаций и ИП, выступающими работодателями.

Плановые проверки ГИТ проводятся на основании утвержденного графика, составленного в соответствие с учетом категорий риска, присвоенных работодателям на основании порядка ФЗ-294:

  • проверки организаций из категории высокого риска проводятся 1 раз в 2 года;
  • работодателей из категории значительного риска ГИТ проверяет 1 раз в 3 года;
  • организации из категории среднего риска могут ожидать плановую проверку трудовой инспекцией не реже 1 раз в 5 лет;
  • для организаций из категории умеренного риска проверка ГИТ осуществляется 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

С графиком плановых проверок, которые будут проводиться в текущем отчетном году, можно ознакомиться на официальном сайте Роструда (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

ГИТ имеет право проводить внеплановые проверки работодателей при наличии следующих оснований:

  1. Жалоба работника . Поступление в ГИТ заявления работника, в котором содержаться жалобы на нарушение работодателем действующего трудового законодательства, является основанием для проведения трудовой инспекцией внеплановой проверки. Бланк жалобы в трудовую инспекцию можно скачать здесь ⇒ .
  2. Истечение срока действия предписания . В случае, если по результатам предыдущей проверки ГИТ выдано предписание работодателю, то по истечению срока действия такого предписания трудовая инспекция вправе назначить внеплановую проверку.
  3. Распоряжение Прокуратуры, Правительства, Президента РФ. Основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ может выступать приказ руководителя органа трудовой инспекции, составленный на основании требований Прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Предписание ГИТ по результатам проверки

По окончании проверки инспектор труда составляет акт, в котором отражает факты выполнения/невыполнения работодателем требований трудового законодательства. В случае если ГИТ установлены действия (бездействия) работодателя, которые нарушают нормы ТК и трудовые права работников, то трудовой инспектор выдает предписание по устранению выявленных нарушений.

В тексте предписания ГИТ указывает:

  • перечень выявленных нарушений;
  • меры, которые потребуется совершить работодателю для устранения нарушений;
  • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, а работодатель обязан предоставить письменный ответ о проведенных мероприятиях в адрес ГИТ.

Инспектор составляет предписание в 2-х экземплярах, после чего передает на подпись руководителю организации, в которой проводилась проверка. В случае если работодатель отказался в подписании предписания, то инспектор делает в документе соответствующую отметку.

Один экземпляр предписания остается у работодателя, второй передается в ГИТ для дальнейшего контроля исполнения указанных в документе требований.

Как оформить ответ на предписание трудовой инспекции

Работодатель, получивший предписание ГИТ, обязан устранить выявленные инспектором нарушения и предоставить контролеру письменный ответ в срок, установленный данным предписанием.

Форма бланка, в соответствие с которой работодатель обязан оформить ответ на предписания трудовой инспекции, законом не утверждена. Однако, составлять документ в свободной форме все же не следует. Перед тем, как приступить к оформлению ответа, представителю организации рекомендуется посетить орган ГИТ, который выдал предписание и получить там необходимую форму бланка для составления ответа.

Образец ответа на предписание ГИТ можно скачать здесь ⇒ .

В общем порядке ответ на предписание составляется в соответствие с требования Гражданского кодекса, в связи с чем должен содержать обязательные реквизиты:

  • наименование документа (ответ на предписание Государственной инспекции труда);
  • дата составления документа;
  • полное наименование органа, в который подается документ;
  • информация о составителе (наименование организации, адрес, ИНН, КПП);
  • должность, ФИО лица, подписавшего ответ на предписание (в общем порядке – руководитель организации).

При составлении отчета ГИТ работодателю следует уделить внимание следующим моментам:

  1. Информация о выявленных нарушениях . Первоначально в тексте ответа следует описать нарушения, выявленные ГИТ и описанные в предписании. Нарушения необходимо описывать в четком соответствии с формулировкой, предусмотренной трудовым законодательством. Также в документе следует указать номер и дату предписания, выданного трудовой инспекцией с целью устранения нарушений.
  2. Меры устранения нарушений. Описав выявленные нарушения, работодателю следует отразить в ответе полную информацию о мерах, предпринятых по устранению данных нарушений, с указанием ссылок на нормы действующего законодательства.
  3. Документальное подтверждение устранения нарушений . Ответ на предписание должен содержать документальное подтверждение действий работодателя, направленных на устранения нарушений. Номера и даты локальных нормативных актов, в соответствие с которыми работодатель подтверждает исправление выявленных недочетов и гарантирует последующее соблюдение норм трудового права.

Важно знать, что принятые работодателем меры должны полностью ликвидировать выявленные ГИТ факты нарушения трудового законодательства. К примеру, если в результате проверки обнаружено, что в течение отчетного года работодатель не проводил сотрудникам инструктаж по охране труда, то подтверждением устранения выявленных нарушений будут выступать следующие документы:

  • Положение об охране труда, в котором указана периодичность проведения инструктажей;
  • Журнал инструктажей по охране труда, в котором указан срок инструктирования и подпись работников.

Обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

Определение подсудности

Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать .

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.