День правовой помощи. Внеклассное мероприятие «Всероссийский День правовой помощи детям

МБОУ Поповская ООШ

Классный час «Азбука прав ребенка»

Панфиловой И. С.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными правами ребенка,

провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации.

способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

ФОРМА: урок – презентация.

Ход мероприятия:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать?

Что они обязаны делать?

На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.

Что же такое – законы?

Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года .

С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, Охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)

О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

А что же такое право?

(Слайд 1) Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

(слайд 2) Сегодня Оксана принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

Кто знает сказку " Золотой ключик или приключение Буратино" А. Толстого?

Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

(слайд 3) Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция -это закон, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Как вы думаете, какие же права имеют дети?

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.

(Просмотр видеоклипа. Слайд 4 ) - О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

(О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

Как вы считаете, до скольки лет, согласно Конвенции, человек считается ребенком (предлагаются варианты ответов:

а) до 14 лет б) до 16 лет в) до 18 лет г) до 21 года?)

(слайд – 5) (статья1 Конвенции ООН гласит: ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18 – летнего возраста)

Т.к. ваш возраст не достиг такового, вы еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Сейчас наши «юристы» расскажут вам о ваших основных правах и путях их реализации.

(слайд – 6) ПРАВА ребенка не трудны!

И нам они вот так нужны!

(сайд – 7) Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Каждый маленький ребенок

Вылезая из пеленок

Должен знать свои П Р А В А

(слайд –8) Право на имя и досуг

Тебе должно дано быть имя:

Алена, Паша или Дима.

Оно дано тебе одно

Но знай же ты – оно твое!

Ты гордо с ним вперед шагай

Храни его и прославляй!

Право участвовать

В играх и развлекательных мероприятиях,

В культурной жизни,

Заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

Для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Детского дома творчества» или в секцию спортклуба.

(слайд – 9) Право на отдых и семью

Мама, папа, я – дружная семья.

Если грянет вдруг беда,

Друг друга выручим всегда.

(слайд – 10) Право даже на родню

(слайд – 11) Право мыслить нам свободно

И учиться, где угодно

Право на получение образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Это значит, что мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

(слайд – 12) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

Для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует не забывать о медицинском страховании.

(слайд – 13) Защита от насилия

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

(слайд 14-16) Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ

Все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Учитель: (слайд – 17) Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями «Конвенции ООН о правах ребенка».

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки, и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Ты права все эти знай

И почаще вспоминай.

Будет легче тебе жить.

Родине своей служить.

Физкультминутка

Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте

Сделаем зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Игра «Разрешается – запрещается»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Спасибо. Все молодцы.

Учитель: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Что такое семья?

Это слово понятно всем как слова "хлеб", "вода".

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Случается иногда так, что у детей нет родителей по разным причинам. Тогда заботу о них берёт на себя государство. Оно также как настоящая семья заботится о детях, делает всё, чтобы дети развивались и духовно и физически. Ребята живут в детских домах.

Последнее время наше государство взяло курс на то, чтобы таких домов стало меньше, а дети находили семьи, где их будут любить и заботиться о них.

Ученик 1.

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ученик 2.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Ученик 3.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Ученик 4.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Ученик 5.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ученик 6.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Ученик 7.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

Ученик 8.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ученик 9.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Ученик 10.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Ученик 11.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ученик 12.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(Появляется карта России. Слайд № 18)

Учитель. Расскажите о ваших семьях.

(Заслушиваем выступления учащихся). После рассказа о своей семье ребёнок прикрепляет семейную фотографию на карту России.

Дети, посмотрите, наши семьи образуют большую страну - Россию, чем крепче семья, тем сильнее и богаче Россия. Недаром наше правительство заботится о детях и семьях, в которых растут ребята. Ведь дети - это будущее нашей страны.

Ученик 13.

Если скажут слово "Родина"

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик 14.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной верхнедонской район.

Ученик 15.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель. - Да, ребята, Родина также как и мать одна. Как мама заботиться о детях, так и Родина заботиться о своих гражданах.

Путешествие по стране Правознания

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Правознания.

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет

народная мудрость – сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН о правах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью Конвенции):

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

Попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле?

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

· Право на бесплатное образование

· Право на свободный труд, защиту от безработицы

· Право на неприкосновенность жилища

Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».

Выберите правильный ответ.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они

нарушили? (ответ №3)

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы,

потому что он не имел какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

Обсуждение ситуации

Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли

обитатели

птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утёнка?

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

Какие выводы вы для себя сделали?__

Конвенцию о правах ребенка. На территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

О каких правах узнали?

А почему вы должны знать права свои?

Кто помогает в соблюдении ваших прав?

Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?

Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.

Рефлексия.

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.

(Слайд 19) Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.

Тема мероприятия: Всероссийский День правовой помощи детям

Цель: познакомить учащихся с основными правами несовершеннолетних.

Задачи:

Повышение уровня правовой культуры школьников;

Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;

Профилактика правонарушений обучающихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

I . Организационный момент.
Всероссийский День правовой помощи детям
PPT / 1.55 Мб

II . Этап формирования мотивации. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в честь праздника Всероссийского дня правовой помощи детям, чтобы обсудить проблемы детей во всем мире, а также обратить внимание на взаимоотношения между миром взрослых и миром детей.

Огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми. Россия многонациональная здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, т.е. законы, которые люди придумали для себя сами. Основной закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». В нём говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Есть и другие законы: Семейный Кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Жилищный кодекс, Уголовный кодекс и много других законов.

В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В каких же трудных жизненных ситуациях могут оказаться дети?

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Безнадзорные и бездомные дети

Дети-инвалиды

Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

Дети - жертвы насилия

Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

III . Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях детей.

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Декларация - образец-призыв. Конвенция - договор, обязательный для выполнения.

А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?

до 21 года.

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле еще дети и имеете право на особую заботу и помощь со стороны государства.

Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

1) основные права - на жизнь, на имя;

2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);

3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);

4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание);

5) образование детей и их культурное развитие;

6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Главное право каждого человека - право на жизнь , это первое, что записано в Конвенции. Послушаем наших виртуальных друзей..

“Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам; строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

- В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию . У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

- Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

« Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием , и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование»

Учеба - это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. В каком документе определены ваши права и обязанности в школе? Правильно, в Уставе школы.

- Мы с вами имеем право не только на образование, но и право на отдых . Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых - это отдых со своей семьей.

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь , на свою личную неприкосновенность , право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...

« Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.»

- Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

IV . Обязанности детей.

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - основная обязанность каждого человека.

Существуют и другие обязанности:

Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста подлежат призыву на военную службу.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.

Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа».

V . Ответственность.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки - административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок.

Ребята инсценируют правонарушения.

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…

Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте - это статья Уголовного кодекса Российской Федерации...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев.

К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Осквернение зданий и транспорта.

В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Ст. 214 УК - вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

VI . Рефлексия.

Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка .

Кто знает как зовут Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Анна Юрьевна Кузнецова)?

Кто является Уполномоченным по правам ребенка в Мордовии (Юткина Наталья Евгеньевна)?

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

Ролевая игра «Юридическая Консультация»

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон-венции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей :

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка-ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об-ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле-ниям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо-собностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус-ловиях, не унижающих его достоинства.

А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име-ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име-ет право на уважение его достоинства.

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу - единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение - пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

День правовой помощи детям

Цель и задачи мероприятия :

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В предлагаемой ниже игре участвуют три команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют три группы поддержки.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

Учитель : 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Вопросы 1 тура. «Волшебный сундучок» слайд 3

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя). слайд4

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) слайд5

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) слайд6

Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) слайд7

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование). слайд8

Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой) слайд9

Вопросы 2 тура. "Я и право"

Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права: Слайд 10

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь). Слайд11

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Слайд 12

Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению». Слайд 13

Вопросы 3 тура КАПИТАНЫ-Вперед!! Слайд14

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

Главные защитники прав ребенка (родители)

Человек, защищающий интересы подсудимого в суде (АДВОКАТ)

Учреждение, которое занимается охраной порядка и безопасности граждан (ПОЛИЦИЯ)

Кара за совершенное преступление (НАКАЗАНИЕ)

То, что принадлежит лично человеку или его семье (ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ)

Опасное для общества деяние, нарушающее закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)

Передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы поведения (ТРАДИЦИЯ)

Предмет или обстоятельство, доказывающее чью – нибудь виновность в чем – либо (УЛИКА)

Специалист по правовым вопросам, по правоведению (ЮРИСТ)

Одинаковые права людей в обществе (РАВЕНСТВО)

Вопросы 4 тура. «Словесный портрет» Слайд 15

1. Его имя известно всему миру. Им восхищаются многие, особенно его друг. Он справился с огромной и ужасной собакой. Игра на скрипке подчеркивает его интеллигентность. Увлекается химией, имея собственную лабораторию, проводит опыты. Слайд 16

2. Этот герой очень не любит черных кошек. О нем поет группа «Любе». В фильме его сыграл известный актер и бард. Его «клиентами» были Кирпич, Фокс, Манька - облигация. Слайд 17

3. Мужчина 57 лет, но выглядит моложе. Невысокого роста, худощав. Политический деятель России, занимается горными лыжами, владеет боевыми единоборствами (самбо, дзюдо). Свободно изъясняется на немецком языке. Слайд 18

4 Молодой человек, прибывший из французской провинции в большой город, мечтающий покорить столицу доблестью и отвагой. Вооружён шпагой, прекрасно ею владеет. Одет в плащ, широкополую шляпу с пером, высокие сапоги. Передвигается на лошади. Слайд 19

5 Мальчик, лет 12, среднего роста. Носит круглые очки, умён, обладает способность передвигаться по воздуху. Замечен в компании девочки и подростка. Может применить магические способности. Слайд 20

6 Мужчина в самом расцвете лет. Хорошо упитанный. Особые приметы: кнопка на животе, пропеллер на спине. Проживает на крыше, не имея прописки. Слайд 21

Вопросы 5 тура. - Конкурс «Закончите фразу». 2 балла Слайд 22

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….

3. Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на ….

4. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ….

5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на….

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на….

Вопросы 6 тура. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 2 балла за правильный ответ. Слайд 23

Команда №1

В какой сказке главный герой, несовершеннолетний, гуляя по берегу моря, нашёл сосуд. Нарушив технику безопасности при обнаружении неустановленных предметов, вскрыл данный сосуд. Его действия привели к несанкционированному появлению, в виде густого дыма, старейшего жителя Востока, который, обладая магическими способностями, может выполнить любое желания. Слайд 24

Команда №2

Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»). Слайд 25

Команда №3

В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»). Слайд 26

Команда №1

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»). Слайд 27

Команда №2

В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. Слайд 28

Команда №3

Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. Слайд 29

Команда №1

В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. Слайд 30

Команда №2

В этой сказке криминальная личность завладела жилищами двух братьев. Но братьям удалось укрыться в доме у своего младшего брата, дом которого был выстроен с соблюдением всех норм техники безопасности и строительства жилых помещений, благодаря чему братья сохранили жизнь и личную неприкосновенность. Слайд 31

Команда №3

В этой сказке управляющий развлекательным заведением эксплуатировал несовершеннолетних, жестоко обращался с животными. За свою противоправную деятельность он был наказан подростком, уклоняющимся от учёбы, мерой, не оговоренной в УК – лишение свободы передвижения. В это же время два мошенника обманным путём завладели капиталом, который подросток получил от отца на приобретение учебной литературы. Слайд 32

7 тур Кроссворд Слайд 33,34

8 тур «Шкатулка». слайд 35

Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел) слайд 36, 37

Вопрос команде «2»

В шкатулке находиться книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ) слайд 38.39

* Вопрос команде «3»

Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль). слайд 40,41

9 тур «В шутку о серьезном». слайд 42

За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.

вопрос

ответ

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука».

Черт побери

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Билета

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

Сорока

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.

Буратино

Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича?

Глеб Жиглов

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

Кавказская пленница

«Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал

А. Крылов. Кто же был героем басни?

Осел

Как появилось выражение: «Написано на лбу»?

Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Шапка

Вопросы 10 тура. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» Слайд43

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

1 бесплатное образование

2 активность в приобретении знаний

3 уважать мнение всех учащихся и учителей

4 удобное рабочее место

5 посещать школу в предназначенное для этого время

6 защита личной собственности

7 посещение школьных мероприятий

8 не пропускать занятия без уважительных причин

9 вести себя корректно на переменах и уроках

10 деловое сотрудничество с учителем

11 соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

12 беречь школьное имущество

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

Слайд 44

Мы привыкли считать главным детским праздником возникший по рекомендации ООН в 1954. Всем странам было предложено ввести в календарь важную дату - Universal Children"s Day чтобы задуматься об ответственности взрослых перед самой незащищённой частью населения - несовершеннолетними детьми. Но есть ещё один день - 20.11.1959. Принятие Событие это празднуется как Всероссийский день правовой помощи детям. Какие рекомендации возможны по его проведению накануне важной даты в 2016?

Всероссийский план мероприятий: День правовой помощи детям

Правительственной комиссией координация усилий ко Дню правовой помощи поручена Министерству юстиции и территориальным органам на местах. К работе привлечены ассоциация юристов, благотворительные и некоммерческие организации, призванные обеспечить бесплатное просвещение и консультирование детей-сирот и семей в ТЖС. Пункты юридической помощи и телефон «Горячая линия» создаются по целому ряду вопросов:

  • защита интересов детей, оставшихся без родителей;
  • оказание содействия в усыновлении или принятии детей на воспитание в семью;
  • консультация семей, попавших в трудные жизненные обстоятельства;
  • помощь детям-инвалидам и их законным представителям.

Регионы формируют собственный план Дня правовой помощи детям с привлечением государственных и муниципальных учреждений: массовые мероприятия, конкурсы, акции волонтёров. В образовательных школах и ДОУ празднование проводится с участием юридических организаций: судей, службы судебных приставов.

Общеобразовательная школа: план мероприятий

День правовой помощи детям должен включать: просвещение, выявление нарушения прав ребёнка, формирование активной позиции и организацию помощи ребёнку в трудной ситуации.

Участники Мероприятие Краткое содержание Кто проводит
Все учащиеся Акция "Сообщи о нарушении прав" Установка опломбированных почтовых ящиков для анонимных сообщений в Прокуратуру (Уполномоченному по правам ребёнка) Образовательное учреждение совместно с Прокуратурой, Уполномоченным по правам ребёнка
Все учащиеся Единый "Детские права" Внесение в расписание занятий единого классного часа, посвящённого знакомству с (1989) с учётом возрастных особенностей Классные руководители, родительский комитет, подготовленные учащиеся - старшеклассники, студенты юридических вузов
Родители, педагоги Круглый стол: Региональное законодательство в помощь семье с детьми Обсуждение местных законов, их практического применения для родителей из семей в ТЖС

Администрация школы, учреждения соцзащиты, родительский комитет

Подростки, родители из семей в ТЖС Акция "Горячий телефон" Выделение специально отведённого времени (1-2 часа) для диалога с ответственными специалистами правовых учреждений (паспортного отдела, службы судебных приставов, опеки и попечительства, райотдела полиции) Администрация школы совместно с правоохранительными учреждениями, родительский комитет
Учащиеся старших классов Правовая игра "Что? Где? Когда?" Проведение мероприятия с участием команд из всех классов на правовую тематику Организатор внеклассной работы, классные руководители, актив старшеклассников, студенты
Все родители Диалог онлайн Онлайн-консультирование родителей в заранее отведённое время по законам жизни школы Администрация школы, родительский комитет

Особенности праздника в дошкольном учреждении

Дети младшего возраста могут подвергаться в семьях насилию, испытывать эмоциональный дискомфорт, поэтому диагностика и индивидуальная работа психолога должны быть включены в план мероприятий. День правовой помощи детям может проходить с конкурсом рисунков, поделок, стихов, где в роли жюри могут выступать волонтёры - студенты правовых учебных заведений. Возможно устроить обсуждения произведений, где на понятном языке рассказывается о нарушении прав детей. Например, рассказа «Ванька» А.П. Чехова.

Главная работа должна проводиться с родителями детей, для которых важен диалог с администрацией, разъяснение их прав и ответственности.

Что необходимо учесть при подготовке праздника

К распространённым ошибкам в проведении праздника в учебных заведениях относятся:

  • автономность его проведения (без участия территориальных организаций);
  • включение только массовых мероприятий (без продуманной индивидуальной работы);
  • недостаточный охват родителей учащихся;
  • слабое использование волонтёрской помощи.

Требуется большая подготовка для включения совместных акций со всеми заинтересованными структурами в план мероприятий. День правовой помощи детям - праздник, который имеет всего лишь трёхлетнюю историю, но обязательно займёт важное место в ряду других, решая задачу оказания реальной помощи каждому ребёнку.

На протяжении ряда лет, на территории Пензенской области проводится ежегодная Всероссийская акция«День правовой помощи детям», работа в сфере правового просвещения граждан, в том числе путем организации эффективного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта, адвокатской и нотариальной палатой, уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, образовательными органами, подразделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», другими социально ориентированными некоммерческими организациями Пензенской области.

Учитывая социальную значимость данного направления, в здании Управления состоялось заседание Координационного совещания с вышеуказанными органами и организациями по вопросу подготовки и проведения Дня правовой помощи детям.

Участники данного совещания обменялись информацией о планируемых мероприятиях. В ходе обсуждения участниками совещания также были высказаны конкретные предложения по решению имеющихся проблем, предложены новые формы взаимодействия.

В рамках этой акции организована работа консультативных пунктов оказания бесплатной правовой помощи и проведен ряд мероприятий, направленных на правовую поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их законных представителей, лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновителей, а также школьников и студентов.

Подготовка к проведению Дня правовой помощи детям во всех общеобразовательных организациях Пензенской области началась с 13 ноября текущего года, именно в этот день прошли первые мероприятия – классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, беседы, лекции, игры, а 20 ноября прошли наиболее значимые массовые мероприятия.

Одним из таких пунктов 20 ноября 2018 года, явился Многофункциональный молодежный центр Пензенской области, именно там,

в рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям,представителями Управления, аппарата Уполномоченного по правам человека и ребёнка в Пензенской области, УФССП, УФСИН, УМВД России по Пензенской области, Министерства образования, Управления ЗАГС, ГКУ «Государственное юридическое бюро», органов опеки и попечительства, адвокатского и нотариального сообществ Пензенской области, благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «ПОКРОВ», проведен прием граждан по вопросам прав детей, опекии попечительства. Во время приема обратилось 11 граждан, которым были даны разъяснения по существу. Мероприятие освещалось телеканалом «Пенза – 11 канал».

Специалистами Управленияпроведен ряд встреч с учащимися школ и дошкольных учреждений г.Пензы, на которых были рассмотрены вопросы семейного законодательства, прав детей, защиты их интересов, проведена лекция по теме «Права и обязанности учащихся среднего звена, знакомство с органами власти Пензенской области, оказывающим правовую помощь детям». Приняли участие в качестве экспертов и помощников,в проведении викторины на тему: «В чем различие Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? – игра с элементами дискуссии» сучениками Муниципального бюджетного образовательного учреждения « Гимназии № 53».

Цель игры:

1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.

2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребенка. Декларации прав ребенка.

3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.

4. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Провели уроки с учениками 11-ых классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Пензы» и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Пензы по теме: «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии и защита. Права ребёнка» с целью формирования у школьников знаний о правовом статусе человека и гражданина, ребёнка в Российской Федерации.

Уроки проходили в форме беседы с элементами дискуссии с использованием интерактивных методов обучения, и сопровождался демонстрацией презентации.

В ходе уроков учащиеся смогли познакомиться с элементами правового статуса личности и особенностями правового положения ребёнка в нашей стране: правами, свободами, их гарантиями и механизмами защиты, а также обязанностями, закреплёнными в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. В частности, были рассмотрены положения главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» и Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Полученные в результате проведения данных мероприятий знания в области права пригодятся школьникам в реальной жизни.

В рамках мероприятий, посвящённых Дню правовой помощи детям, сотрудниками Управления проведено занятие в Филиале № 1 «Капелька» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 96 города Пензы на тему «Азбука прав ребенка». В ходезанятия детямбыло рассказано об их правах в игровой форме.

Отличительной особенностью Дня правовой помощи 2018 года стало участие в мероприятиях педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, психологов организаций среднего профессионального образования и школ-интернатов, специалистов «Базовых психолого-педагогических кабинетов», осуществляющих свою деятельность в муниципальных районах и городских округах Пензенской области. Участие данных специалистов позволило увеличить на 53% количество консультативных пунктов по сравнению с 2017 годом.

Кроме того, на территории Пензенской области учреждениями социального обслуживания семьи и детей муниципальных районов и городских округов проведена работа по распространению информации о правах ребенка, оформлены информационные стенды по правовому просвещению детей и родителей, изготовлены информационные листовки, памятки для детей и родителей по вопросам прав и обязанностей несовершеннолетних, родителей.

В рамках проведения Дня правовой помощи детям в подведомственных учреждениях Министерства образования Пензенской области проведены мероприятия по консультированию семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по вопросам социальной поддержки и социальному обслуживанию и предоставлению социальной помощи, в том числе по детскому телефону доверия. С 13-20 ноября 2018 года организована работа 110 пунктов по консультированию обучающихся и их родителей в организациях среднего профессионального образования и их филиалах, ППМС центра.

Особое внимание было уделено детям, проживающим и воспитывающимся в учреждениях системы социального обслуживания населения ГБСУСО Пензенской области «Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками», ГКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (далее – Центр).

20 ноября 2018 года социальные педагоги ГБСУСО Пензенской области «Нижнеломовского детского дома-интернат для детей с физическими недостатками» организовали традиционный круглый стол «Всемирный день ребёнка – благополучие детей во всём мире» с участием представителей по опеке и попечительству Управления образования администрации Нижнеломовского района, юриста многофункционального центра г.Нижнего Ломова, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Нижнеломовского района. На встречу, кроме воспитанников детского дома и отделения социального приюта, были приглашены и выпускники, которые в настоящее время имеют свои квартиры и проживают самостоятельно. Началась встреча небольшим концертом, который подготовили воспитанники детского дома со своими наставниками. Затем педагоги напомнили собравшимся о статьях международного соглашения в которых подробно расписаны права детей, разъяснены обязанности человека и гражданина, проведена разъяснительная работа о том, что недопустимо и наказуемо жесткое обращение к детям, унижение их достоинства, что данные действия влекут уголовное наказание. Выпускники обратились за помощью в решении вопросов по организации жизни и быта - специалисты дали квалифицированные теоретические ответы и наметили практические пути решения вопросов. Встреча прошла в дружеской обстановке за чаем и угощениями.

Отдельно заслуживают внимания мероприятия, организованные ГБУ Пензенской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области» (далее –ППМС центр) в период проведения на территории Пензенской области мероприятий, посвященных Дню правовой помощи. Так, ППМС центром организована следующая работа:

1. С 13 по 20 ноября 2018 года на Детский телефон доверия принято 17 звонков (10 - от несовершеннолетних, 7 - от родителей). Тематика звонков: 5 - взаимоотношения со сверстниками, 3 - дефицит общения, 2 - проблема в обучении, 7 – проблемы в общении с детьми.

2. К специалистам ППМС центра Пензенской помощи за консультационной помощью обратились 2 человека по вопросам: о дополнительных гарантиях для детей-сирот по получению жилья, и вопросу общения ребенка с родной матерью, лишенной родительских прав.

3. 15 ноября 2018 года был проведен финал областного фестиваля конкурса агитбригад «Радуга жизни- 2018», в котором приняли участие 12 школьных команд. Одна из номинаций называлась «Мои права и обязанности». В мероприятии приняла участие – Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области. В рамках этого мероприятия были подведены итоги областной акции «Расскажи летнюю историю детскому телефону доверия». В Акции приняли участи 51 человек, из которых 18 человек, представивших лучшие работы, были награждены дипломами и подарками. В соответствии с положением о проведении, акция была приурочена ко Дню правовой помощи. Мероприятия проводились ППМС центром Пензенской области при поддержке Министерства образования Пензенской области и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области.

4. На сайте ППМС центра Пензенской области (http://ppms.edu-penza.ru) в раздел – «Электронная библиотека» размещена «Правовая библиотека», в которой содержатся нормативные - правовые документы, брошюры, буклеты, закладки.

5. 14 ноября 2018 года в рамках Школы приемных родителей состоялась встреча кандидатов в замещающие родители со специалистом отдела по опеке и попечительству Ленинского района г. Пензы.Состоялся заинтересованный разговор о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой в замещающих семьях. Двадцать девять слушателей курсов подготовки приемных родителей вооружились необходимыми знаниями о порядке закрепления имущества и жилого помещения за несовершеннолетними детьми-сиротами, дополнительных гарантиях на получение профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

6. В штате ППМС центра работают также специалисты Базовых психолого-педагогических кабинетов, которые территориально находятся в районах и городских округах области. Только данными специалистами было проведено 56 мероприятий, в которых приняли участие более 2000 человек. В том числе проведено: 15 профилактических бесед, занятий с элементами тренинга – 4, круглых столов – 3, часов правового просвещения – 2, деловых игр – 11, тренингов – 7, родительских собраний – 6, групповых консультаций для педагогов – 8. Также было проведено более 100 индивидуальных консультаций.

7. В рамках проведения Дня правовой помощи 19.11.2018 психологом стационарного отделения Центра, проведена правовая игра на тему «Ваши права и обязанности», целью которой было воспитание правовой культуры детей. Занятие прошло в тренинговой форме, с активным обсуждением заявленных вопросов, дискуссий, напомнила о службе «Детский телефон доверия», как об одном из видов помощи в трудной жизненной ситуации. С помощью проигрывания ситуаций дети смогли увидеть связь своих прав и обязанностей, в процессе игр постарались сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам. Такие занятия по воспитанию правовой культуры детей позволяют воспитывать уважение к своим правам и правам других людей, способствуют формированию активной жизненной позиции, развивают коммуникативные компетенции.

Также необходимо отметить, что 17 ноября 2018 года в актовом зале детского дома ГБУ Пензенской области «Спасский детский дом» состоялась встреча воспитанников с ответственным секретарём КДНиЗП, начальником территориального отдела ЗАГС и нотариусом Спасского района. Гости рассказали детям об основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации, основных разделах закона и внесенных в него изменениях. Ребята узнали много нового о правах, которые они имеют, и обязанностях, которые должны неукоснительно соблюдать. Обсуждались вопросы защиты прав детей. В ходе мероприятия звучали загадки, пословицы и песни о правах ребёнка. Дети отвечали на вопросы литературной – правовой викторины, участвовали в игре «Знай и выполняй!», разбирали различные ситуации. Также воспитанники познакомились с книгами о правах детей и посмотрели видеофильм «Декларация прав ребенка».

В рамках проведения Дня правовой помощи в ГБОУ «Неверкинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» прошли мероприятия по правовому просвещению и консультированию по вопросам защиты прав детей. Среди учащихся 5-8 классов состоялся конкурс детских рисунков на правовую тематику «Я рисую свои права». Педагоги школы провели тематические классные и воспитательские часы, викторины, диспуты. С целью формирования у подростков уважения к правам, общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к правам, для обучающихся 10-11 классов на заседание круглого стола были приглашены инспектор ПДН ОМВД России по Неверкинскому району, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заведующая территориальным отделом ЗАГС Неверкинского района. Ребята познакомились с основными правовыми документами, видами ответственности, правами и обязанностями несовершеннолетних. В ходе мероприятия подростки задали много интересующих их вопросов, получив исчерпывающие ответы.

20 ноября 2018 года – все нотариусы члены НППО приняли участие в проведении Дня правовой помощи детям.В этот день во всех нотариальных конторах города Пенза и Пензенской области был организован прием граждан и несовершеннолетних, которым оказываласьквалифицированнаябесплатная юридическая помощьпо самым различным вопросам, а именно: по вопросам защиты прав несовершеннолетних, по вопросам опеки, составлению алиментных соглашений, а также по вопросам удостоверения сделок с участием несовершеннолетних.

Прием граждан по оказанию бесплатной юридической помощи был также организован в офисе Нотариальной палаты Пензенской области. Прием осуществлялся президентом НППО.

Нотариусами – членами НППО были также проведены мероприятия в школах, интернатах, центрах социальной помощи и МФЦ, расположенных в районах Пензенской области:

Нотариусы Пензенской области приняли участие в заседании консультативного центра, организованного на базе МФЦ. Им были даны консультации для представителей семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, законным представителям детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иным обратившимся гражданам по вопросам гражданского, семейного и нотариального права.

Приняли участие в работе совместной комиссии с представителямисудебных приставов, специалистом Управления ЗАГС и представителями прокуратуры Городищенского района по оказанию бесплатной правовой помощи.

В средней школе им. Кирилла и Мефодия г. Каменки. Для учащихся 9 класса указанной школыбыла прочитана лекция на тему: «Основные права и обязанности ребенка», проведен правовой час для детей, находящихся в Социальном приюте для детей и подростков Каменского района Пензенской области, а также приняли участие в работе совместной комиссии с представителями администрации района, Управления соцзащиты и судебных приставов.

В Бессоновском районе Пензенской области нотариус организовала прием граждан в нотариальной конторе, где были даны разъяснения по программам: «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере», а также «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 -2020 г.».

Нотариус Бековского района организовала дни бесплатной юридической помощи в виде консультаций для всех категорий граждан, в том числе для детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их законных представителей, лиц, желающих усыновить детей, либо стать опекунами. Информация об оказании бесплатной юридической помощи была размещена на информационном стенде нотариуса, провела во 2 классе МБОУ СОШ № 1 р.п. Беково классный час с элементами правовой игры на тему «Азбука прав ребенка». В доступной форме дети познакомились с основными правовыми актами, регулирующими права человека, с основными правами и свободами, обязанностями граждан Российской Федерации.

Нотариусомг. Нижний Ломов и Нижнеломовского района была проведена встреча по оказанию правовой помощи воспитанников Нижнеломовского детского дома – интерната для детей с физическими недостатками, для детей переданы сладости для чаепития.

Организовано и проведено несколько мероприятий в школе №1 имениБ.А. Прозорова в г. НикольскеНикольского района Пензенской области:

Урок - викторина «Все о правах ребенка»- для учащихся 6 классов.

Круглый стол – «О защите прав ребенка» - для опекаемых детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Час общения «Правила и права» - для учащихся 1-2 классов.

Час общения с презентацией «Права ученика» - 3-4 классы.

Беседа «Согласие законных представителей» - 10 -11 классы.

Нотариус Белинского района приняла участие в заседании круглого стола, посвященного дню правовой помощи детям, прошедшим в МФЦ Белинского района, а также провела беседу с учениками9 классов МОУ СОШ №1г. Белинского Пензенской области на тему: «Права несовершеннолетних детей. Сделки с участием несовершеннолетних граждан».

Кроме того нотариусами были организованы:заседания «круглого стола» в помещении нотариальной конторы для детей и родителей. Тема заседания «круглого стола» была заявлена родителями и в основном касалась соблюдения прав детей при оформлении прав, связанных с реализацией материнского (семейного) капитала, а также при выезде за пределы Российской Федерации. По окончании заседания круглого стола детям были переданы подарки в виде канцтоваров и сладостей.Приняты участия в работе круглого стола «День правовой помощи детям, который прошел в многопрофильном техникуме «Мокшанский интернат». В ходе заседания «круглого стола» были освещены вопросы, связанные с участием несовершеннолетних в гражданском обороте и при обращении к нотариусам, фиксации информации в сети «Интернет».

20 ноября 2018 года в нотариальной конторе оказывались консультации по вопросам соблюдения прав детей проведены мероприятия: вМФЦ Земетчинского района Пензенской области,были даны ответыгражданамповопросам:Имущественные права ребенка, о защите правребенкапри совершении сделок от имени несовершеннолетних детей;вМОУ СОШ№ 3 р.п. ЗеметчиноЗеметчинского района Пензенской области,были приглашенынотариус Земетчинского района, инспектор по делам несовершеннолетних, работник прокуратуры, представитель отдела органов опеки и попечительства, представитель администрации.Совместно с указанными представителями районных организаций, с классным руководителем учеников 7-го классабыл проведенкруглый столструдными подростками7-х- 9-хклассовповопросу: «Права и обязанности детей», «Гражданскиеправаребенка в школе», где каждый ребенок мог задать свой вопрос.

Нотариусом был зачитан доклад о роли нотариатав защите прав и интересовребенкапри совершении нотариальных действий;а также о правах иобязанностях учеников, в отделение Социальной защиты населения, (отделпо работе с многодетными родителями),были приглашеныродители, у которых трудное материальное положение и многодетные родители,им были даны правовые консультации, а также был сделан доклад о роли нотариатапо защите прав и интересов несовершеннолетних детей,после чего, родители задавалиинтересующие вопросы, на которые были даны ответы.

В рамках проведения Дня правовой помощи детям в 2018 году Управлением ЗАГС Пензенской области в территориальных отделах ЗАГС проведены дни открытых дверей и организованы приемы граждан.

Сотрудники Управления ЗАГС приняли участие в консультационных приемах граждан на базе районных МФЦ, круглых столах совместно с другими ведомствами.

Проведено правовое занятие по вопросам применения семейного законодательства со студентамиПензенского государственного университета специальности «Правоохранительная деятельность» и с учащимися ГБОУ СПО ПО «Спасскийколледж профессиональных технологий и бизнеса».

Проведены беседы, викторины, встречи, правовые занятияс учащимися в МБОУ СОШ № 32 г. Пензы, МБОУ СОШ № 66 г. Пензы, МБОУ СОШ №1г. Белинский, в МБОУ «Лицей р.п. Исса им. Н.Н. Гаврилова», в МБОУ СОШ №1р.п. Колышлей, в МБОУ СОШ №2 им. Короткова р.п. Лунино, в МБОУ СОШ №2 р.п. Мокшан, в МБОУ СОШ г. Спасска, а также в школахр.п. Тамала,р.п. Исса,с. Наровчат, с. Неверкино, с. Кондоль, с. Камешкир.

С целью оказания правовой помощи сотрудники Управления ЗАГС посетили ГАПОУ ПО Многопрофильный техникум «Мокшанский интернат», ГКОУ «Головинщинская школа - интернат», ГБОУ «Неверкинская школа – интернат», ГСУ СО «Нижнеломовский детский дом интернат для детей с физическими недостатками». Проведенабеседас воспитанниками ГБУ «Спасский детский дом» иМКУ «Социальный приют для детей и подростков г. Сердобска».

Уполномоченным по правам человека в Пензенской областипроведено мероприятие по правовому просвещению учащихся МБОУ СОШ № 30 г. Пензы. Правовое консультирование детей и взрослых, детей – инвалидов и их родителей. В основном вопросы, которые интересовали обратившихся, были связаны с системой образования. Для учащихся 6 классов были проведены интерактивные занятия на тему: «Правонарушения, как результат вредных привычек», 7 классов – « мы в ответе за свои поступки». Для учащихся 5 классов были проведены тематические игры. Игра – путешествие «В страну правовых знаний». Для выпускных классов были проведены классные часы на тему: «мое ПРАВО на образование».

20 ноября в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям, сотрудниками УФСИН России по Пензенской области проведен конкурс рисунка на тему: «Я в правовом государстве», а также организовано правовое консультирование, несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области.

Сотрудниками межмуниципальных филиалов ФКУ УИН УФСИН России по Пензенской области были оказаны консультации несовершеннолетним осужденным без изоляции от общества по вопросам поступления ввысшие учебные заведения а также по вопросам улучшения жилищных условий.

Заслуживает внимания мероприятие, проведенноеотделением Русского географического общества совместно с Пензенским областным фондом научно-технического развития и Прокуратурой Ленинского района города Пензы с учащимися 5 «А»класса 20 ноября 2018г. в многофункциональной гимназии №4 города Пензы проведён урок экологического правового просвещения - «Зелёная волна – за зелёную Губернию!».

Мероприятие прошло в рамках ежегодной Всероссийской акции «День правовой помощи детям», а также в рамках эколого-просветительского проекта«Экологический патруль ЗЕЛЁНОЙ ВОЛНЫ», которыйявляются одним из направлений развития экологического общественного движения «Зелёная волна». Движение действует в регионе с 2014 года и в настоящий момент объединяет свыше 3500 Пензенцев.

В ходе урока проведена с учащимися беседа по принципу «вопрос - ответ», с помощью, которой определена степень осведомленности школьников в вопросах природоохраннойдеятельности. Выяснилось насколько школьники владеют сведениями об экологической обстановке в регионе и стране,о текущемсостоянии природных компонентов, которые требуют к себе внимания со стороны государства и общественности. Учащиеся узнали о Красной книге международного, национального и регионального уровня.

В ходе беседы, учащиеся показали неподдельную заинтересованность состоянием окружающей среды, подняли вопросы об её сохранении. Многие неоднократно участвовали в экологических акциях, и имеют всесторонне понимание проблем, связанных с экологическим состоянием во многих местах нашей области.

Помощник прокурора Ленинского района г.Пензы рассказала учащимся о видах экологических правонарушений в области использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды, а также, какая предусмотрена ответственность за экологические правонарушения действующим законодательством. Учащиеся узнали, что является экологическим преступлением и какие предусмотрены за него наказания.

В ходе урока, учащиеся узнали, как они могут внести свой вклад в природоохранную деятельность, содействуя правоохранительным органам и надзорным ведомствам в предотвращении экологических нарушений. Учащимся с помощью презентации доведено о работе экологического молодёжного движения «Зелёная волна», внутри которого воссозданы зелёные патрули, проводящие экологические рейды с целью выявления мест экологического загрязнения, незаконных вырубок деревьев, предотвращения фактовэкологического вандализма.

До учащихся доведено о работе проекта «Экологической патруль ЗЕЛЁНОЙ ВОЛНЫ», результатом работы которого в 2018 году стало объединение усилий широкой общественности (особенно молодёжи), госорганов, представителей СМИ в поддержке молодёжного движения «Зелёная волна». Это эффективно способствовало выходу движения на новый профессиональный уровень, благоприятствующий созданию системы общественного контроля и оценки текущего состояния природных компонентов.

Организаторы считают, что экологический урок правового просвещения, принес, ощутимый результат. По его завершению, учащиеся с удовольствием приняли предложение участвовать в экологических мероприятиях молодёжного движения «Зеленая волна» ивыйти к организаторам проектас собственными природоохранными инициативами. Мероприятие освещалось ТРК «ЭКСПРЕСС».

План Мероприятий, посвященный Дню правовой помощи детям, который был сформирован на территории Пензенской области, выполнен в полном объеме.