Карательная деятельность царизма: причины возникновения. Карательный аппарат России XIX в То есть, о дезинфекции заботитесь

С начала XIX в. правительство в интересах господствующего класса вынуждено было проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещании, реформ. Эта политика заигрывания с либерализмом имела целью упрочение самодержавно-крепостнического строя в России.

Характерной чертой устройства государственного аппарата Российской империи начала XIX века являлась его раздробленность и не зависимость друг от друга отдельных его структур.

Размытие границ ответственности, казнокрадство, бюрократия - все это приводило к падению авторитета царя, ослаблению роли его в управлении государством, что выражалось недовольством крестьян и господствующего класса.

Понимая всю опасность данной проблемы, царизм на протяжении всего XIX века принимал попытки реформирования государственного аппарата.

Но проблема заключалась в том, каждый из императоров, видел свои тактики выхода из сложившейся ситуации, решения, принимаемые на их основе, в большинстве случаев были не логичны и не последовательны.

Этому свидетельствует политика контрреформ, которую проводил практически каждый император после вступления на престол.

Сразу же после вступления на престол (12 марта 1801 г.) Александр I поспешил принять ряд успокоительных мер в области внутренней политики: манифестом 2 апреля 1801 г. была закрыта Тайная экспедиция, из ссылки были возвращены многие дворяне, лишенные прав при Павле I.

2 апреля 1801 г. были восстановлены "жалованные грамоты" дворянству и городам.[ Ерошкин Н.П. глава VII Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России,2014, режим доступа:http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000148/st008.shtml]

Вторая четверть века была ознаменована дальнейшим углублением кризиса этого строя. Выражением этого кризиса явилось и движение дворянских революционеров декабристов, во взглядах которых нашли место и проекты преобразований государственного строя России. Эти проекты были направлены на демократизацию политического строя страны, на установление в России федерации и ограниченной монархии (Н. М. Муравьев) или даже республики (П. И. Пестель).

После подавления восстания декабристов царизм окончательно вступил на путь военно-полицейской крепостнической диктатуры.

На протяжении всего полувека государство помещиков играло активную роль в укреплении крепостничества, охранении основы феодального способа производства.

К середине XIX в. феодально-крепостнический строй и его надстройка переживали непоправимый кризис. В области государственного аппарата это означало, что основные его звенья (администрация, полиция, цензура, суд и даже армия) уже не справлялись со своими функциями.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства.

Недовольство народа росло. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю.

Уже в ходе Крымской войны наблюдался значительный подъем крестьянского движения. Так, призыв правительством части населения в государственное ополчение крестьяне расценили, как возможность получить волю за «царскую службу». В некоторых губерниях крестьяне прекращали работу на помещиков и шли в города, требуя записать их в ополчение.

Правительству пришлось силой усмирять крестьян, поднявшихся на защиту родины. Не спадала эта волна, и после войны. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи

В феврале 1855 г. умершего Николая I на престоле сменил его сын Александр II (1855 1881). Революционная ситуация 1859-1861 гг., движение революционной демократии, общественный подъем в стране вынудили правящие верхи в период его правления пойти на уступки дать крестьянскую реформу в 1861 г., а вслед за ней ряд буржуазных реформ в 60 70х годах.

Разработка и проведение буржуазных реформ происходили в условиях борьбы правительственных группировок сторонников и противников этих преобразований.[ Ерошкин Н.П. глава VIII Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России,2014, режим доступа:http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000148/st008.shtml]

Сам царь Александр II, по выражению современника, "шел то вправо, то влево, беспрестанно меняя свое направление".[ П. В. Долгоруков, Петербургские очерки, М., 1934, с.105.]

Буржуазные реформы 60-70х годов расширили права местных учреждений, ввели выборность некоторых второстепенных органов местного хозяйственного управления (земские и городские учреждения) и даже суда (мировые судьи), сократили в известных пределах открытый и грубый произвол царских чиновников в полиции, суде, цензуре, просвещении. Эти реформы были буржуазными преобразованиями, так как они учитывали интересы буржуазной собственности, создавали благоприятные условия для развития торговли, промышленности и кредита. В 80 90х годах проводится целая полоса контрреформ, которые частично ликвидировали некоторые наиболее последовательные буржуазные преобразования, вернули часть дореформенных порядков. Царизм пытался проводить этот реакционный курс и в начале правления последнего царя России Николая II (1894 1917).

Анализ принимаемых решений и хронологии событий XIX века позволяет сделать вывод о невысокой эффективности деятельности государственного аппарата и всех его структур.

Реформаторская деятельность в условиях кризисной ситуации в стране, обусловленной наличием феодально-крепостнического строя, несоответствием технического развития современным требованиям эпохи, в той или иной степени ущемляла права либо господствующего класса, либо крестьян.

В результате практически каждое изменение, проводимое аппаратом Императорского Величества, незамедлительно порождало волну недовольства среди населения.

Сложность принятия решений в данных условиях заключалась в необходимости нахождения компромиссов для всех слоев населения большой страны.

Причиной возникновения кризисной ситуации в государственном аппарате являлось отсутствие стратегического видения развития Империи, основанное на балансе прав и свобод всех слоев населения. Т.е. вместо того чтобы продолжать курс намеченный предшественником, до достижения поставленных целей, новый император проводил политику контрреформ, либо проводил собственные реформы.

Таким образом, практически ни одна из развернутых реформ не было доведена до логического завершения. Что так же негативно сказывалось на развитии страны и общества в целом.

Таким образом, деятельность императоров в XIX веке, порождала волну недовольных людей желающих свергнуть самодержавие, по причине недовольства политикой царизма, отсутствии заинтересованности в решении насущных проблем населения.

Нестабильность обстановки в условиях реформирования государственного аппарата, вынуждала Императора принимать ко всем слоям населения меры карательной направленности, чтобы снизить степень и масштабность трагических последствий реформистской деятельности.

Поэтому параллельно с реформами государственного благоустройства в XIX веке проведен ряд преобразований и в структуре карательных органов, что является логичным в условиях меняющейся среды.

Во второй главе исследования мы рассмотрим изменения в структуре карательного аппарата царской России XIX, стоить отметить, что основной акцент в рамках данной работы уделен органам политической полиции, так как карательная политика царизма, направлена на сохранение государственной целостности, и спокойствия в обществе.

Стоит отметить, что и в общеуголовной системе в течение XIX века так же происходили изменения.

Остальные несут иные виды кары, которые являются более мягкими.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Общая информация

Что представляет из себя наказание в уголовном праве?

Это определенный вид кары или принуждения к страдательным действиям с целью достижения конкретной цели по перевоспитанию , а не с целью самого факта причинения.

Наказание предусматривает факт лишения лица, преступившего закон, определенного вида благ . Наказание направлено на какие-либо страдания преступника за те неправомерные действия, которые были им совершены. Но любой вид наказания относительно преступника назначается в зависимости от некоторых факторов , например, тяжести преступления, наличия обстоятельств смягчающего характера и т.д.

Любое наказание несет в себе некий оттенок возмездия , но ни в коем случае им не является, наказание регулируется напрямую законом .

Сущность любого наказания заключается в каре , то есть оно является мерой ответа уголовного характера и познается в действиях, которые предусмотрены непосредственно законом, таких как лишение свободы на установленный срок или ограничение любого права.

Сущность уголовного наказания

Два понятия, такие как и имеют весьма плотную связь.

Наказание можно рассматривать в качестве ответной реакции от лица государства на деяние уголовного характера, которое было совершено неким лицом.

Что касается сущности уголовного наказания , то она заключена в наказуемости преступления, тем самым сам закон уголовного характера является неким способом манипулирования людским поведением.

Уголовное наказание несет в своей сущности наказание принудительного порядка .

То есть со стороны правоохранительных органов в сторону осужденного направлено применение наказания , а преступник должен беспрекословно ему подчиниться, тем самым он лишается свободы и определенных видов права .

Сама сущность наказания уголовного порядка несет некий карательный процесс , который будет иметь различия у разных видов предусмотренного наказания, и будет учитывать все факторы, относящиеся к конкретному делу.

Чтобы назначить определенное наказание преступнику, необходимо рассмотреть некие факторы, которые относятся к осужденному :

  • Тяжесть его преступления;
  • Личностные свойства преступника.

То есть осужденный может быть наказан такими способами , как:

  • Полная изоляция от общества путем лишения свободы;
  • Преступник может быть ограничен лишь в определенных правах трудового характера;
  • Преступник может быть лишен неких материальных благ, например ежемесячной заработной платы;
  • И в самых тяжелых случаях органы правоохранения имеют право лишить преступника жизни.

Наказание и его меры напрямую зависит от судебного разбирательства , за судом остается последнее слово касательно не только самого наказания, но и его сроков.

Несовершеннолетних

преступники не имеют никаких привилегий, им не предусмотрено особое наказание, они несут ответственность на общих правах .

Законодательство не рассматривает в отношении несовершеннолетних особого смягчения наказания. Единственное, что может смягчить наказание подобным преступникам – это .

Также к ним не будут относиться виды наказания, предусмотренные для другой категории граждан, имеющих отличный от них статус, например, несовершеннолетних не могут и т.д.

Для несовершеннолетних преступников существуют такие , как:

  • Денежный за содеянное;
  • Лишение права на занятие определенной деятельностью, если тому позволяет статус преступника;
  • Обременение на ;
  • Обременение на ;
  • , установленный судом.

Если совершеннолетний преступник получил наказание в виде штрафа, то он не может превышать 50 тысяч рублей , либо должен иметь размер, равный доходу несовершеннолетнего, если таковой имеется, за определенное время, обычно срок не превышает 6 месяцев.

Если данный преступник не имеет никаких доходов, то штраф приписывается его родителям или законным представителям .

Что касается лишения права заниматься какой-либо деятельностью, чаще всего это правило не применимо к лицам, не достигшим своего совершеннолетия, но вот если закон предусматривает в качестве наказания работы обязательного характера, то они могут длиться от 40 до 160 часов в зависимости от тяжести преступления . В эти работы входит та деятельность, с которой смогут справиться несовершеннолетние граждане.

Работы исправительного характера могут быть назначены на более высокий срок, который может длиться от 60 дней вплоть до 1 года . При таких наказаниях все работы соответствуют нормам касательно трудовых прав несовершеннолетних.

Если несовершеннолетний преступник лишается свободы, то сроком его лишения сможет стать срок, который не превысит 10 лет , если же преступник не достиг 16 лет , то максимальный срок сокращается до 6 лет . Но данная мера наказания последует за преступлением с особо тяжким характером.

Законодательство не имеет право на то, чтобы заменить несовершеннолетнему преступнику одно наказание другим, если тот уклоняется от ответственности.

Когда суд выносит решение о наказании относительно лица несовершеннолетнего возраста, он учитывает многие факторы , также к ним можно отнести следующие:


При назначении и исполнении наказания несовершеннолетнему лицу используется сложная последовательность действий :

  • Первым делом полученный срок наказания должен быть сокращен до максимальной цифры, положенной в сторону несовершеннолетнего;
  • Следующим этапом является уменьшение результата в случае покушения;
  • Потом посредством норм о смягчении наказания в случае раскаяния наказание подвержено еще одному уменьшению;
  • Потом в учет берется положение, которое гласит о том, что низший предел наказания подвержен сокращению ровно наполовину;
  • Последним этапом является применение общих правил наказания.

Цели уголовного наказания

Наказание, которое назначено преступнику, согласно 43 статье УК РФ , имеет определенные цели . Одной из целей исполнения уголовных наказаний являются некие результаты конечного итога, либо определенные достижения, которые вытекают из проведенного уголовного наказания .

Данная проблема, касаемо целей уголовного наказания всегда вызывала множество вопросов и являлась спорной.

Самые первые упоминания о подобных целях говорили о том, что любое наказание в том или ином случае должно стать неким возмездием за совершенное неправомерное действие . И именно по этой причине раньше наказание назначалось аналогичное преступлению, так сказать око за око .

Чуть позднее в качестве целей наказания и всех последствий, вытекающих из него, стали рассматривать непосредственную компенсацию расходов за причиненный ущерб .

Поэтому многие страны использовали в качестве наказания , а размер его зависел от тяжести преступления.

В это время абсолютно не использовалась и иного рода наказания .

Позже на цели относительно наказания существовал другой взгляд, цель должна заключаться в воспрепятствовании преступнику опять пойти по той же дороге , совершив подобное же преступление, тем самым причинив вред окружающим. Но цель ни в коем случае не должна нести в себе мучения и повреждения телесного характера в сторону осужденного, потому что это не сможет отменить уже совершенное деяние.

Потом цель была направлена на то, чтобы всеми путями изменить преступника, тем самым поставив его на правильный путь, чтобы в его мыслях не было повторить содеянное .

Сейчас же существует несколько целей уголовного наказания, которые применимы в правоохранительных органах .

Основные

Каковы цели уголовного наказания?

Современное общество выделяет несколько целей уголовного наказания , которые являются основными:


Эти три цели считаются основными , и в первую очередь все действующие наказания направлены на достижение именно этих целей. Достижение данных целей происходит только в случае полнейшего соблюдения законов и правопорядка .

Любой преступник, если он виноват, обязательно должен быть наказан , но наказание в свою очередь должно быть грамотно и верно определено. Оно, конечно, должно быть карательного характера, но только в частично, то есть за преступлением должно идти наказание, но не аналогичное.

Преступник должен понимать, что он виноват, он должен пройти нелегкий путь в виде лишения свободы или прав конкретного характера , чтобы в дальнейшем у него не возникало мыслей повторить совершенное незаконное деяние.

В этом и заключается вся сущность наказания , преступник не должен быть подвержен пыткам или различным телесным повреждениям, ведь он, итак, наказан.

Многие скажут, что данные люди должны быть подвержены жестокому отношению , но это неправильно, свое наказание они уже отбывают, поэтому нужно следовать закону и относиться к преступникам так, как положено, как прописано в законодательстве .

Основные изменения в карательной политике и праве на за­конное возмездие связаны с новациями в системе наказаний, пе­ресмотром степени тяжести отдельных преступлений, практикой

Часть II. Современная история

составления модельных кодексов там, где преобладает прецедент­ная система (опыты США), и с принятием новых кодексов (Фран­цузский карательный кодекс 1994 г.).

Изменения в системе квали­фикации преступлений и выборе наказаний демонстрируют сегодня самые консервативные национальные правовые системы, к кото­рым в первую очередь следует отнести страны англосаксонского правового семейства. В Акте об уголовном праве 1967 г. традици­онная триада в классификации разновидностей преступлений: тризн (измена) - фелония (тяжкое преступление) - мисдиминор (проступок) - заменена на более упрощенное деление наказуемых деяний. В Законе говорится, что "все (существовавшие прежде) различия между фелонией и мисдиминором настоящим актом от­менены", и с этого момента все наказуемые деяния именуются мисдиминорами. Все аресты (задержания) по противоправным де­яниям с перспективой заключения в тюрьму сроком до пяти лет именуются "арестными преступлениями".

Американский раздел 18 Свода законов, именуемый также Федеральным криминальным кодексом и регуляциями (1986 г.), в главе первой сохраняет традиционное положение о фелонии и мисдиминоре. Фелония представляет собой "любое посягательство, карающееся смертной казнью или тюремным заключением сроком более 5 лет" (§ 1). Мисдиминором в этом случае признается "лю­бое другое посягательство". Малозначительное посягательство считается таковым, если оно наказуется заключением до 6 ме­сяцев. Карательный кодекс штата Нью-Йорк для таких посяга­тельств использует французскую терминологию. Нарушения, кара-емые заключением на срок до 15 дней, он именует инфракциями (infractions).

Эволюция французского карательного права в послевоенный период отмечена дальнейшим усложнением и увеличением круга источников права. Помимо Уголовного кодекса 1810 г. преступле­ния определялись также Кодексом военной юстиции (воинские преступления), Аграрным кодексом (преступления в области зем­лепользования), Кодексом публичного здравоохранения (преступ­ления в области медицинского обслуживания). Велика роль Уголов­но-процессуального кодекса (обновленного после 1811 г. только в 1958 г.), где перечислены типичные цели наказания, определены взаимосвязь и соотношение между размером штрафа, заменяюще­го тюремное заключение, и самим заключением. Здесь регулиру­ются также вопросы условного осуждения и условного освобож­дения.

Новый Уголовный кодекс Франции 1994 г. Принятый в 1992 г. и вступивший в силу через два года Кодекс сохраняет триаду на­казуемых деяний из Кодекса 1810 г.: преступление, проступок и нарушение. Вместе с тем Кодекс дает уточненное основание для

подобного различения - степень тяжести преступления, которая в свою очередь определяется как "причинение или угроза при­чинить ущерб общественным ценностям". Полицейские наруше­ния теперь толкуются как нарушения дисциплины общественной жизни. Они признаются таковыми вне зависимости от наличия умысла.

Уголовное право согласно франкоязычной терминологии - это право карательное, точнее исправительно-наказательное. Ка­рательное право (именно право, а не карательное законодатель­ство, собранное в книгу: Кодекс имеет в виду выражение droit penal) также предстает отраслью права, которое выявляет факты нарушения законов или уклонения от признанных и согласованных требований и устанавливает санкции, применяемые к каждому из выявленных нарушений.

Известной новацией следует считать комплексное и целост­ное истолкование в Кодексе и комментариях к нему понятия за­конности в области квалификации преступлений и наказанш Это истолкование принимает в конце XX столетия следующм вид: никто не может быть наказан за совершенное деяние, т упомянутое в законе или правительственном постановлении Никто не может быть наказан без учета требований закона Закон подлежит строгому толкованию. Закон обратной силы н имеет. Закон действует во времени, пространстве и в определен ном круге лиц.

Столь же значительную инновацию претерпевает толкование смягчающих и освобождающих от ответственности обстоятельств:

Действие влияния силы или преступления, которому лицо не могло (не в состоянии было) противостоять;

Если имела место ошибка в отношении права и правомер­ности действия;

Если действия разрешены или предписаны законом;

Если лицо выполняло приказ законного органа власти, за исключением случаев, когда приказание носило незаконный харак­тер;

Если лицо действовало в состоянии правомерной самооборо­ны и если не было допущено несоответствия мер осуществленной защиты (лица, собственности) тяжести посягательства;

Если лицо действовало в условиях наступившей или неми­нуемой опасности, угрожающей ему самому или другому лицу, а также собственности, и если это лицо действовало с соблюдени­ем требования о соответствии между используемыми средствами защиты и тяжестью угрозы.

Таков вариант современного переформулирования принципа равновозмездности, восходящего к библейскому "око за око» зуб за зуб".

Часть II. Современная история

Новыми направлениями в наказательно-исправительной поли­тике французских законодателей можно считать следующие:

Более полная индивидуализация ответственности законопре­ступника и выносимого ему наказания Эта тенденция имеет дав­нюю историю. Она включает в себя следующие вехи и новации: учет смягчающих обстоятельств (1832 г.); учет рецидивности пре­ступления, предоставление простой отсрочки наказания (1886 г.), условное освобождение (1891 г.), разрешение временно покидать исправительные учреждения во время отбывания срока наказания (1958 г.); предоставление каждому осужденному возможности иметь специальный, более мягкий ("полусвободный") режим отбы­вания наказания (1970 г.); введение практики отсрочки вынесения наказания (1975 г.);

Гуманизация наказания. Здесь основные изменения датиру­ются следующим образом: отмена членовредительских наказаний (1832 г.); отмена каторги (1946 г.); отмена смертной казни (1981 г.); к тюремному заключению и штрафу добавили наказание в виде об­щественно полезного труда (1983 г.);

Включение новых разновидностей составов преступлений с увеличением ответственности. Среди них - торговля наркотиками, крупный бандитизм и терроризм, общественно опасные транспорт­ные преступления, посягательства на окружающую среду, пре­ступления в области информатики и компьютерной технологии;

Очищение кодекса от устарелых (недействующих) норм за деяния религиозного и нравственного характера (святотатство, адюльтер).

В 1992 г. были представлены четыре книги нового Кодекса, но это не все части, которые предполагалось ввести в действие. До­полнительно задумывалась подготовка книг о преступлениях и наказаниях в области экономики, труда, здравоохранения, финан­сов, окружающей среды.

В Германии действует Уголовный кодекс 1871 г. (в ред. от 1 ян­варя 1975 г.), причем в процессе его обновления полностью изменена Общая часть, ряд изменений претерпела и Особенная часть. Харак­терно, что за период с 1909 по 1962 г. было предпринято 10 попы­ток обновить Кодекс. Реформы уголовного законодательства 60- 70-х гг. декриминализируют сексуальные преступления, особое вни­мание уделяют борьбе с терроризмом, вводится ответственность за недоносительство - пять лет. С 1972 г. установлен запрет на профес­сиональную деятельность учителям и некоторым другим работникам по политическим основаниям (это законодательство встретило не­однозначную ответную реакцию общественности, а его инициаторы получили прозвище "врачеватели конституции"). За четыре года на учете по признаку принадлежности к числу лиц с запретом на про­фессиональную деятельность значилось 2 млн граждан.

Тема 32. Основные изменения в отраслях права

В 1976 г. принят Закон о хозяйственном карательном праве, где были зафиксированы состав преступления, связанный с "обма­ном при выдаче пособий" (§ 264), и ответственность за обман в сфере кредита (§ 265).

Система источников германского карательного законодатель­ства выглядит сложной и довольно насыщенной: помимо Кодекса действует 30 главных дополнительных законов и еще около 1000 неглавных дополнительных законов. Комментаторы отмечают чрез­вычайную репрессивность предписанных способов и мер по обес­печению безопасности, неопределенность многих составов (включая так называемые социально-этические признаки деяний, например, "добропорядочность", "соответствие народному правосознанию").

Еще по теме Карательное законодательство. Новый карательный колене Франции 1994 г.:

  1. Карательное законодательство. Новый карательный колене Франции 1994 г.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Карательно-воспитательный процесс - это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Карательное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных режимом отбывания конкретного наказания. Применение этих правоограничений – не самоцель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с задачами, стоящими перед уголовно-исполнительным законодательством. Указанные правооганичения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений

Карательный и воспитательный процесс имеют и существенную разницу. В общих чертах их отличие заключается в следующем:

Кара всегда устанавливается за совершенное преступление, а меры воспитательного воздействия всегда применяются в связи с совершенным преступлением;

Кара носит характер устрашения, а меры воспитательного воздействия не обладают данным признаком;

Кара – это всегда осуждение и порицание со стороны государства, а меры исправительного воздействия не порицают и не осуждают;

Применение мер воспитательного воздействия всегда индивидуально (персонефицировано), а кара такого признака не имеет, другое дело, что объем карательного воздействия может быть различным и зависит от тяжести совершенного преступления, общественной опасности личности виновных, вида исправительного учреждения, условий режима и пр.;

Кару осуществляют только наделенные властными полномочиями специализированные органы, а в применении мер исправительного воздействия (воспитательного) принимают участие и иные органы и лица, например, педагоги средних школ, мастера профессионально-технического обучения, служители культа.

Представляется, что воспитательный процесс в местах лишения свободы нельзя отождествлять с воспитательным процессом вообще, поскольку в исправительных учреждениях данный процесс всегда сопряжен с применением карательного воздействия. Если в обычных школах, училищах, колледжах происходит воспитание личности, то в местах лишения свободы, как правило, осуществляется процесс исправления и перевоспитания. К тому же в местах лишения свободы воспитательный процесс осуществляют специализированные органы, и базируется данный процесс на специфических дисциплинах: специальная педагогика (пенитенциарная), специальная психология и др., поскольку невозможно не учитывать психологические особенности личности преступника, применяя в связи с этим особые методы и приемы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в обществе социально-политические, экономические преобразования, а также меняющийся характер преступности объективно влияют на состояние и развитие уголовно-исполнительной системы России, а следовательно, и на преобразования, происходящие в исправительных колониях общего режима как государственных учреждениях, осуществляющих функцию исполнения уголовного наказания.

В связи с гуманизацией процесса отбывания наказания на первый план выдвигается социально-воспитательная работа с осужденными, подозреваемыми и подследственными.

Основная задача в этом направлении - создать максимальные условия для ресоциализации осужденных, подготовке их к жизни на свободе. Это подразумевает целый комплекс мер, предусматривающий улучшение бытовых условий, обучение и трудовую адаптацию, правовое просвещение, работу психологов, восстановление и укрепление связей с родственниками.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Это оправдано практикой, так как активное участие или безразличное отношение осужденных к проводимым воспитательным мероприятиям является одним из реальных критериев их исправления. Этот критерий учитывается при решении весьма важных юридических вопросов и, в частности, при представлении осужденных к условно-досрочному освобождению, применению актов об амнистии, помиловании и т.д.

Воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания.

Полученные знания должны помочь обществу и государству в вопросах нейтрализации криминогенности мест лишения свободы, в целом способствовать совершенствованию системы мер по предупреждению преступности. Поэтому возрастает необходимость проведения дальнейших исследований проблем исполнения и отбывания осуждёнными лишения свободы, особенно в части совершенствования существующей системы исправительных учреждений, возможностей достижения целей наказания при отбывании лишения свободы.

Степень научной разработанности темы.Исследованиями проблем карательно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях в разное время занимались многие авторы, в числе которых: Бабушкин А.В., Бланков А.С., Фокин В.М., Бражник Ф.С., Гербеев Ю.В., Елеонский В.А., Зубков А.И., Минаков Г.Л., Михлин С.А., Никитин А., Пестов В.С., Станиславич М.Я., Трунов И.Л., Шиханцев Г.Г., Шмаров И.В..

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе исполнения наказания и применения исправительного воздействия (карательно-воспитательный процесс) на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Предметом исследования выступают нормы уголовного и уголовно-исполнительного права, регулирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказания, карательно-воспитательный процесс в исправительных учреждениях.

Цель и задачи выпускной квалификационной работы.Целью данной работы является определение основных направлений деятельности исправительных учреждений, выяснение основных понятий и принципов карательно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях на современном этапе законодательства.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить основные понятия исполнения и отбывания наказания;

2. Определить порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима;

3. Выявить задачи исправительных учреждений;

4. В соответствии с современным законодательством определить режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения;

5. Изучить правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду;

6. Выявить проблемы соблюдения режима, пути их решения.

Теоретическую основу исследования составили теоретические работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, пенитенциарной психологии и педагогике.

Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, действующее уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, трудовое, гражданское законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок и условия исполнения наказаний в исправительных учреждениях, и другие законодательные акты по рассматриваемой проблеме.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, который позволил рассматривать изучаемые явления и процессы в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости.

В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, в частности, исторический, теоретический, системно-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выводов и рекомендаций по результатам изучения правоприменительной деятельности исправительных учреждений вносится определенный вклад в развитие теории уголовно-исполнительного права.

Структура и содержание работы определены целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

1.1 Основания исполнения уголовных наказаний

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Исполнение уголовного наказанияозначает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения. Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ) См. приложение №1 . Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда.

Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по жесту жительства, работы осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Требование приговорапо лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор.

Требования приговора исполняютсясоответствующим должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказания в виде обязательных работ исполняются на основании Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях»,утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях»,утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы; ограничение свободы - исправительными центрами; ареста - арестными домами; лишения свободы - исправительными колониями; в их систему входят колонии-поселения; колонии общего, строгого и особого режима; тюрьмы и воспитательные колонии.Осужденные могут отбывать наказание также в лечебных исправительных учреждениях; в следственных изоляторах могут отбывать наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Наказания военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части в соответствующей части; арест на гауптвахте; ограничение по военной службе командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

1.2 Уголовное наказание и иные средства исправления осужденных

Уголовное наказание.

Наказание -- это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

1. Наказание -- это мера принуждения. В этом состоит карательная сущность любого уголовного наказания. Она выражается в лишении или ограничении личных, трудовых, имущественных прав преступника, естественно, вне зависимости от его личного к этому отношения. Наказание -- это мера государственного принуждения. Мера ответственности устанавливается приговором государственного института -- суда в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.01.2012) , акта, принятого высшим законодательным органом государства. Никакой другой орган (кроме суда) не может назначить уголовное наказание, равно как никакой другой орган, кроме Федерального Собрания, не может устанавливать уголовное наказание за общественно опасное деяние. Исполнение наказания также обеспечивается карательным аппаратом государства.

2. Только преступление является основанием установления и применения наказания.

3. Уголовное наказание в целом более сурово, более репрессивно, оно более, чем другие виды юридической ответственности, ущемляет права граждан. Только в рамках уголовной ответственности возможны применение смертной казни, лишение свободы. Те виды наказаний, которые применяются в рамках разных видов ответственности, в уголовном праве тяжелее по срокам и размерам.

4. Система наказаний обширнее и разнообразнее, чем в иных отраслях права.

5. Только уголовное наказание влечет такое правовое последствие, как судимость.

6. Уголовное наказание устанавливается законом, применяется только судом.

7.Уголовному наказанию свойствен особый порядок его вынесения, определяемый уголовно-процессуальным правом.

Цели наказания. Любое разумное действие человека обязательно должно преследовать определенную цель, в противном случае его можно назвать бессмысленным. Цели во многом определяют пути, методы и средства их достижения. Данные положения целиком относятся и к целям уголовного наказания, которые оказывают сильное, зачастую определяющее влияние на все уголовное право. Так, если основная задача наказания -- объявить кару, возмездие за преступление, то, соответственно, самой популярной санкцией должна стать смертная казнь. Отомрут за ненадобностью такие институты, как условное осуждение, давность привлечения к уголовной ответственности, освобождение от уголовной ответственности и наказание и т. д.

Основными целями в отечественном уголовном праве являются предупреждение совершения преступлений со стороны осужденного (специальная превенция) и иных лиц (общая превенция).

1. Восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется как применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.; граждане убеждаются в том, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника и наказывают его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социо-психологических соображений, т.е. учитывая начала эффективности, соразмерности, гуманизма. Применительно к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить и возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах -- предусматривается соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего.

2. Специальная превенция. Ее адресатом является лицо, осужденное за преступление. Сам факт совершения преступления свидетельствует о наличии криминогенных свойств личности и характера преступника, а значит, велика вероятность совершения им в будущем новых преступлений. Понятно, что государство не может относиться к такой ситуации безразлично. Оно стремится к исправлению преступника, к замещению отрицательных установок личности преступника на положительные. Таким образом, целью наказания является исправление осужденного, воспитание его как непреступника, т.е. лица, не совершающего преступления хотя бы из страха наказания.

3. Общая превенция, т.е. предупреждение совершения преступлений иными лицами. Дело в том, что среди законопослушных граждан обязательно есть такая категория лиц, которые хотя и не совершили еще преступления, но своим антиобщественным поведением в виде административных, дисциплинарных, просто аморальных проступков демонстрируют возможность и способность совершить также и преступление. В случае гласности судебных процессов, доступности для общества судебных приговоров, свидетельствующих о неотвратимости наказания, такие лица, возможно, не один раз подумают, прежде чем взять в руки нож или отмычку.

4. Кара возмездия. Эта цель внутренне присуща любому наказанию. В самом деле, суть любого наказания заключается в ограничении или лишении прав, т.е. изменении привычных условий существования в сторону ужесточения. Такой переход с необходимостью вызывает страдания, ощущение наступившего возмездия. Таким образом, элемент кары обязательно присущ уголовному наказанию. Доктрина отечественного уголовного права определяет, что кара, однако, является не самоцелью, а лишь средством достижения цели исправления осужденных посредством устрашения. К сожалению, далеко не всегда уголовное право последовательно придерживается этого принципа, о чем свидетельствует на-личие такого вида наказания, как смертная казнь. Понятно, что в этом случае на первый план выходит цель возмездия за преступление, а об исправлении, естественно, речь уже не идет.

Средства исправления осужденных.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

Воспитательная работа,

Общественно полезный труд,

Получение общего образования,

Профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

Карательную;

Воспитывающую;

Обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. С точки зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- с.58 Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений. В противном случае, если бы все потребности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность). Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. 1 Уголовно-исполнительное право: Учебник / под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.- с.175

При проживании осужденных за пределами ИУ на них также распространяется ряд режимных требований. Выполняет функции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методы воспитательной работы - нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее исправлению. Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2006.- с.103

Анализ направлений и основных форм воспитательной работы с осужденными дает основание для вывода о том, что по своему содержанию она лишена каких-либо карательных элементов. Однако воспитательная работа осуществляется в рамках режима отбывания, правила которого обеспечивают, в том числе и принудительными средствами, посещение мероприятий воспитательного характера, создают условия для соблюдения осужденными дисциплины и порядка при их проведении.

Общественно полезный труд - каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест).

Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль. Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 74 с.

Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных ГУП УИС и др.

Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.

Общественно полезный труд осужденных регулируется Конституцией РФ,. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993(ред. от 30.12.2008). - Консультант-Плюс. - ст. 37. УИК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011. Приказами и инструкциями МЮ РФ.

Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного и общего образования. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011). Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возможности для реализации воспитывающего обучения имеются и в профтехучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осужденных построена таким образом, что каждый преподаваемый предмет непосредственно связан не только с производственным обучением учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 89с.

Получение общего образования - в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы до 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы - по желанию).

Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.

Профессиональная подготовка - осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).- Консультант-Плюс.- ст. 108. В исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Для мужчин от 60 и жен от 55 лет, инвалидов 1 и 2 группы - по желанию. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.

Общественное воздействие реализуется путем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).- Консультант-Плюс.- ст. 142.

Для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса создается попечительный совет при воспитательной колонии из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность этого совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительства РФ.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Елеонский В.А.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы. - М.: Юристъ, 2008.- 67 с.

Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Общественные объединения могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимать участие в исправлении осужденных. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).- Консультант-Плюс.- ст. 23.

Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).- Консультант-Плюс. - ч. 1 ст. 9.

Общественно-полезный труд является основой исправления осужденных. Основу любого общественного строя составляет труд.

Именно в процессе труда вырабатываются такие черты личности гражданина общества, как сознательное отношение к порученному делу, бережное отношение ко всем формам собственности, чувство коллективизма, дисциплинированность, трудолюбие и т.д.

Воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, труду нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).- Консультант-Плюс. - ст. 109, 110. Она представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственно, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующих их исправления.

1.3 Дифференциация и индивидуализация карательно-воспитательного процесса

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия создает необходимые предпосылки для достижения его целей и задач. Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений, а воспитательная работа с ними должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических особенностей. Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего это относится к осужденным к лишению свободы. Они разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК РФ), а отбывание ими наказания организуется в исправительных учреждениях различного вида (ст. 74 УИК РФ), что дает возможность применять к ним различный объем правоограничений. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011). Таким образом, методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных на различные категории.

Хотя исполнение наказания и применение исправительного воздействия представляют собой единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем дифференциация кары, отличается от применения таких средств исправления, как труд, воспитательная работа, общее и профессиональное обучение осужденных. Дифференциация исполнения наказания ограничивается существующими видами исправительных учреждений, а в их пределах - видами колоний. Она зависит также не только от степени изоляции осужденных от общества, объема ограничения их субъективных прав, но и срока наказания, который надлежит им отбыть, от места отбывания наказания - в конкретном субъекте Российской Федерации, где они проживали, или за его пределами. Не случайно в этой связи в Принципе 20 «Свода принципов зашиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» указывается, что по просьбе «находящегося в заключении лица оно содержится, если это возможно, в месте Задержания или заключения на разумном отдалении от его обычного места проживания». Если дифференциация исполнения наказания в основном ограничивается рамками определенного вида исправительного учреждения, то дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете типологических особенностей различных категорий осужденных с точки зрения возраста, пола и других признаков, а также степени социально-нравственной запущенности или, напротив, степени исправления. По степени социально-нравственной запущенности осужденные подразделяются на нарушителей и злостных нарушителей режима (ч. 1 ст. 115, 116 УИК РФ). Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011). По степени исправления они разделяются на положительно характеризующихся (ч. 3 ст. 83) и не нуждающихся для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания (ч. 1 ст. 79 УК РФ).

Дифференциация исправительного воздействия в отношении различных категорий осужденных может осуществляться в пределах вида исправительного учреждения как без изоляции, так и путем изоляции. Например, за злостные нарушения режима осужденные могут переводиться в помещения камерного типа, где они содержатся изолированно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии. Дифференциация исправительного воздействия на осужденных осуществляется с учетом типологических особенностей различных их категорий: в зависимости от пола (мужчины и женщины), возраста (несовершеннолетние или взрослые), состояния здоровья (инвалиды, осужденные, к которым применяются принудительные меры медицинского характера), прошлой преступной деятельности. Все эти категории осужденных выделены уголовно-исполнительным законодательством (ст. 18, 80 УИК РФ). Однако дифференцированное применение исправительного воздействия может строиться с учетом иных типологических признаков осужденных, например возраста осужденных. Необходимо подчеркнуть, что такого рода дифференциация осуществляется только при исполнении лишения свободы. Индивидуализация исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия является логическим продолжением дифференциации. Ее основные положения сформулированы в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, согласно которой средства исправления осужденных должны применяться с Организация Объединенных наций. Департамент общественной информации. Нью-Йорк, 1980. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Индивидуализация исполнения наказания основывается на индивидуализации его назначения. Она реализуется в пределах одного вида исправительного учреждения путем изменения объема карательного воздействия на конкретного осужденного, а также путем перевода из исправительного учреждения одного вида в другой. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а конкретных, персонифицированных особенностей осужденных при отбывании ими наказаний. Так, ст. 9 УИК РФ указывает, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).

Согласно уголовно-исполнительному законодательству исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок (режим) отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие на них (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Правовым основанием для применения этих мер исправительного воздействия является вступивший в законную силу приговор суда.

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ КАРАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Режим в исправительных учреждениях (ИУ)

Понятие режима, его цели и функции. Режим в исправительных учреждениях - урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно чётко обозначает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно связывает такие категории уголовно-исполнительного наказания, как порядок условия и исполнения и отбывания наказания (ч.2 ст.9, ч.1 ст.82УИК РФ), определяет его место в системе средств исправления осуждённых, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объём правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).

Режим в исправительных учреждениях обращён как к администрации этих учреждений, так и к осуждённым. Именно поэтому режим определён законодателем как порядок исполнения и отбывания наказания. Функция исполнения наказания принадлежит государству в лице администрации исправительного учреждения, а обязанность отбыть наказание входит в правовой статус осуждённого. Поэтому в нормах УИК РФ можно легко обнаружить режимные правила, обращённые исключительно к администрации, например, обязанность обеспечить осуждённых одеждой единого образца (ч.4 ст.82 УИК). Здесь же можно выделить режимные правила, обращённые непосредственно к осуждённым и составляющие режим отбывания наказания, например, запрет иметь деньги, ценные бумаги и другие ценности (ч.9 ст.82 УИК).

Большинство же режимных правил обращены как к администрации исправительного учреждения, так и к осуждённым. Последние обязаны выполнять режимные правила, а администрация - создать надлежащие условия и контролировать их выполнение.

Режим признан обеспечить выполнение осуждёнными на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов. Нормы режима создают правовой механизм осуществления осуждёнными своего правового статуса. Они определяют порядок реализации прав на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.88); проведение свиданий (ст.89); получение посылок, передач и бандеролей (ст.90); телефонных переговоров (ст.92); осуществление выездов за пределы исправительных учреждений (ст.97) и т.д. Персонал исправительных учреждений призван неуклонно выполнять перечисленные правовые предписания.

Режим обеспечивает личную безопасность как осуждённых, так и персонала. В ст.13 УИК закреплено право осуждённых на личную безопасность,Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: Учебное пособие. М., 2009.-С. 89 для осуществления этого права нормы режима предусматривают систему правовых и организационных мер. Осуждённый в случае возникновения его личной безопасности может быть переведён в безопасное место или другое исправительное учреждение. Средствами обеспечения личной безопасности кроме режима служит надзор, оперативно-розыскная деятельность, применение мер безопасности и оружия.

Нормы режима обеспечивают раздельное содержание различных категории осуждённых. Материальные нормы о раздельном содержании осуждённых сформулированы в ст.80 УИК. Они направлены на предупреждении приёма в одно исправительное учреждение лиц, которые должны содержаться раздельно, например бывших работников судов и правоохранительных органов, осуждённых, совершивших преступлении в соучастии.

Одновременно режим обеспечивает изменение условий отбывания наказания, которые реализуются в двух формах: путём перевода в другое исправительное учреждение (ст.78) и в пределах одного исправительного учреждения (ст.87). Также в некоторых статьях предусмотрены правила изменений условий содержания в пределах одного вида исправительной колонии.

В узком смысле слова следует считать режимом отбывания наказания - совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.

В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осуждёнными. Исходя из понимания режима в широком смысле, следует рассматривать его функции, в систему которых входят карательная, воспитательная, обеспечивающая и профилактическая (социального контроля).

Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осуждённым в процессе отбывания наказания.

Воспитательная функция режима осуществляется путём реализации кары и применения основных средств исправления. Правила режима вынуждают осуждённого соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Данную функцию нельзя переоценивать, так как правоограничения, кара, применяемые к осуждённым, создают лишь предпосылки для организации эффективного воспитательного процесса.

Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осуждённых к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение. Правила режима устанавливают порядок привлечения осуждённых к труду и организации их труда, порядок проведения воспитательных мероприятий, организацию работы общеобразовательных школ, профтехучилищ, курсов в местах лишения свободы и т.д. Все эти правила нашли закрепление в различных нормативных актах, принятых Минюстом России самостоятельно или совместно с другими ведомствами.

Содержание режима в исправительных учреждениях определяется его основными требованиями (целями), признаками и функциями и включает в себя совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания в исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011). Рассмотрим некоторые из них: правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений - правила по обеспечению изоляции осуждённых, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав и обязанностей осуждённых, предупреждению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Правила внутреннего распорядка Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005г. №205 исправительных учреждений уточняют и конкретизируют некоторые существенные аспекты обеспечения режима, не нашедшие отражения в уголовно-исполнительном законодательстве. Также они дают возможность единообразного применения законодательных положений в процессе функционирования отдельных исправительных учреждений с учётом специфики их деятельности, то есть особенностей состава осуждённых, природно-климатических условий конкретной оперативной обстановки по месту дислокации и т.д.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает в себя СМ. приложение №2: 1) время подъёма и отбоя, приёма пищи; - порядок личного приёма осуждённых; 2) правила их поведения во время работы и отдыха; 3) перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осуждённых; 4) перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; 5) порядок изъятия предметов, запрещённых к использованию; 6) правила производства проверок, проведения свиданий, приёма и вручения посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Данный перечень адресован администрации учреждений, которая несёт ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Существует и самостоятельная группа норм, направленная на предупреждение и пресечение преступлений. Они делятся на 2 основные категории: профилактические и пресекающие.

К профилактическим относятся те, в которых зафиксировано запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости не по безналичному расчёту. Также правила по организации контроля, обеспечивающие надзор за осуждёнными, производство обысков, досмотров и цензуры корреспонденции и процедурные нормы (изъятие предметов).

Пресекающие правила регулируют оперативно-розыскную деятельность.

Правила, относящиеся к осужденным, подразумевают: регулирование поведения; установление распорядка дня; реализацию прав и выполнение обязанностей; применение исправительных средств; социальную защиту.Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. - 4-е издание исправленное и дополненное. - М.: ИД Юриспруденция, 2009.-С. 87

Режимные правила, определяющие объём и порядок карательного воздействия на осуждённых к лишению свободы проявляются довольно своеобразно. Сначала действует общий запрет, выражающийся в лишении осуждённого права передвижения, свободы выбора места жительства, образа жизни и социальных контактов, затем допускаются исключения из запрета, иначе говоря, из состояния изоляции от общества.

Основные средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы ко всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего к администрации этих учреждений. Цель - неукоснительное соблюдение режимных правил. В теории уголовно-исполнительного права средства обеспечения могут быть общего и специального характера.

К средствам общего характера относят комплексное применение основных средств исправления, охрану, надзор за поведением осуждённых, контроль за деятельностью исправительных учреждений. К специальным средствам относятся: охрана осуждённых и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осуждённым, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры взыскания и поощрения, применяемые к осуждённым, введение в исправительных учреждениях режима особых условий.

Технические средства надзора и контроля (ст.83 УИК) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).

Эффективно функционирующая система технических средств надзора обеспечивает постоянный и всеобъемлющий контроль за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, в локальных участках, при проведении массовых воспитательных мероприятий. Она помогает выявлять случаи передачи запрещённых предметов, пресекать их, а также обеспечить доказательную базу для привлечения лиц, передающих запрещённые предметы, изделия и вещества осуждённым. Высокую эффективность показывает система для предотвращения и пресечения побегов, нарушений установленного порядка, а также получение необходимой информации о поведении осуждённых. При этом технические средства обеспечивают администрацию исправительных учреждений информацией о попытках осуждённых пересечь периметр зоны, в том числе и под землёй.

Технические средства за поведением осуждённых предупреждают правонарушение уже тем фактом, что они имеются в наличии и бесперебойно действуют. Вместе с тем некоторые средства, особенно при попытке их несанкционированного преодоления, способны причинить вред здоровью людей, в том числе нанести физические увечья и травмы. Обо всём этом осуждённые предупреждаются во время нахождения в карантинном отделении, от них берётся письменная расписка о том, что они проинформированы о применении в исправительных учреждениях аудиовизуальных, электронных и иных технических средств. Необходимость предупреждения осуждённых о применении аудиовизуальных средств, например, промышленного телевидения, объясняется ещё и тем, что телевизионные камеры устанавливаются в камерах, спальных помещениях и других жилых помещениях исправительного помещения. Данные меры связаны с вторжением государства в личную жизнь осуждённых и об этом они должны быть заранее предупреждены.

Режим особых условий в исправительных учреждениях (ст.85 УИК)

Представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым УИК, на строго ограниченное законом время порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Отличия от законодательных установлений, регламентирующих общие требования к такому порядку отбывания наказания: А. введение специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками учреждения, сопряжённого с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждений; Б. изменение распорядка дня; В. Введение ограничения либо отмена допуска на объекты учреждения; Г. приостановление некоторых прав осуждённых, предусмотренных ст.88-97 УИК. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011).

Можно выделить 2 группы оснований введения режима особых условий:

1. Внешние - чрезвычайное, военное или особое положение.

Введение чрезвычайного положения влечёт за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан, проверку документов и досмотр вещей и т.д. Основаниями его введения являются: попытки насильственного изменения конституционного строя; межнациональные конфликты; блокада отдельных местностей; стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д.

Стихийные бедствия - природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы и т.д.), последствия которых носят катастрофический характер, с возможными человеческими жертвами и нанесением существенного материального ущерба.

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающие отдельные ограничения прав и свобод, обязанностей граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений.Федеральный конституционный закон от 20 мая 2001 г. №3-ФЗ «О чрезвычайном положении» Ст.1.(в послед. Редакции)

Такое положение носит временный характер на всей территории РФ и её отдельных местностях. Оно преследует исключительно интересы обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства.

Военное положение в соответствии с КонституциейКонституция РФ М, 2010. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. №237.-25 дек. Ст.87. вводится Президентом в случае агрессии или её угрозы против РФ. Режим такого положения закреплён в ФКЗ «О военном положении».Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1 ФКЗ «О военном положении»

Подобные документы

    Виды исправительных учреждений и порядок исполнения наказания. Содержание и условия отбывания осужденных в колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строгого режима. Порядок назначения и изменения вида режима и способы его обеспечения.

    реферат , добавлен 05.02.2013

    Принципы уголовно-исполнительного законодательства в деятельности колоний общего режима. Порядок и условия отбывания наказания. Правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду. Меры безопасности и порядок применения силы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    курсовая работа , добавлен 02.01.2011

    Понятие режима в исправительных учреждениях как выражения наказания и правового явления, его сущность и содержание. Общие положения о режиме лишения свободы в нормах международного права. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Основное направление уголовно-исполнительной политики государства. Понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях и его основные требования. Режим особых условий в исправительных учреждениях. Меры безопасности и основания их применения.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Порядок назначения и изменения условий содержания во время отбывания наказания. Основные права, обязанности и материальная ответственность осуждённых в учреждениях. Виды режимов в исправительных учреждений, порядок назначения и изменения режима.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Виды условий и различие режимов отбывания наказания: обычные, облегченные, строгие. Условия отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима: правоограничения, дифференциация осужденных, количество свиданий, посылок, денежные расходы.

    реферат , добавлен 23.01.2010

    Понятие, функции и содержание режима в исправительных учреждениях. Общественные отношения, возникающие в сфере реализации режима в исправительных учреждениях. Режимные правоограничения с целью исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами. Правовой статус осужденных женщин в исправительных учреждениях. Анализ организационно-правовых проблем исполнения наказания в отношении осужденных женщин.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2016

    Основания освобождения от отбывания наказания по болезни или инвалидности (перечень заболеваний и травм). Материально-бытовое обеспечение осужденных женщин, имеющих детей. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима.