Кто отвечает за качество дорог. Дороги во дворах многоэтажек, кто отвечает за их ремонт и сохранность

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Кто отвечает за дороги.

Автомобильные дороги в России распределены между собственниками дорог. Согласно закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. Собственность на автомобильные дороги.

1.1. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (закон о дорогах…).

1.2. Перечень федеральных автомобильных дорог утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928.

1.3.Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства , за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 1.4. К собственности субъекта Российской Федерации (области, края, республики, округа) относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (постановлением правительства области, края, республики или округа).

1.5. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждается постановлением Главы муниципального образования (поселения).

1.6. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждаются постановлением администрации городского округа.

1.7. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень дорог утверждаются постановлением главы администрации муниципального района.

1.8. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа.

2. Осуществление дорожной деятельности.

Дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

2.1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), находящимся в ведении Министерства транспорта РФ;

— или в случае, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. 2.2. Дороги , закрепленные за Федеральным дорожным агенством (Росавтодор):

— М2 «Крым»: Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной;

М5 «Урал»: Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа – Челябинск;

М7 «Волга»: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань – Уфа;

М8 «Холмогоры»: Москва — Ярославль — Вологда – Архангельск;

М9 «Балтия»: Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой;

— М10 «Россия»: Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург;

— Р21 (М18) «Кола»: Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Норвегией;

— Р22 (М6) «Каспий»: автомобильная дорога М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград – Астрахань;

— другие дороги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 “О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения”.

2.3. Дороги , закрепленные за компанией «Российские автомобильные дороги» (в дальнейшем Автодор»):

-Автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения Москва - Смоленск - государственная граница с Республикой Беларусь.

— Автомобильная дорога М-3 «Украина» Москва – Калуга – Брянск — государственная граница с Украиной.

— Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.

— М11 – строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург;

— строящаяся центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД).

2.4. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются департаменты дорожного хозяйства, департаменты автомобильных дорог областей, краев, республик и округов. Департаменты осуществляет право оперативного управления в отношении региональных дорог, закрепленных за ними правительствами регионов.

2.5. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в городских округах, муниципальных районах) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (департаменты транспорта, дорог и благоустройства; управления по благоустройству; отделы жилищно-коммунального хозяйства; отделы транспорта, связи и благоустройства и т.д.).

2.6. Ремонт и содержание региональных автомобильных дорог и дорог местного значения осуществляется дорожными подразделениями (ДРСУ, ДЭУ и т. д.), а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.

За дорожными организациями закрепляются автомобильные дороги по линейному или территориальному принципу. Протяженность участков дорог, обслуживаемых дорожными организациями, устанавливается в зависимости от категории дороги, климатических особенностей и типов покрытий, начертания сети автомобильных дорог и т.п.

2.7. Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляется федеральными казенными учреждениями – управлениями автомобильных дорог, федеральными государственными унитарными дорожно эксплуатационными предприятиями, дорожными организациями других форм собственности.

Автотранс-консультант.ру.

Сегодня в разгаре технологического прогресса XXI века существенной проблемой многих городов России является состояние дорог. Количество автомобилей с каждым годом растет, а значит, растет бюджет на строительство и ремонт дорог за счет транспортного налога. Но состояние дорог не всегда соответствует ожидаемому результату. Кто отвечает за дороги в городе, за их состояние и контроль мы разберем подробнее ниже в статье.

За все дорожные проблемы и долгое отсутствие реконструкции состояния проезжих частей все хором винят департаменты ГИБДД, ЖКХ или административно – техническую инспекцию. Происходит обвинение местных властей в связи с отсутствием знаний, кто именно несет ответственность за проблемы данного рода.

Важно помнить! В соответствии с законодательством ответственность по состоянию и повреждению дорог полностью лежит на должностных лицах специализированных дорожных организаций. Они в свою очередь производят ремонтные работы и реконструкцию определенных участков дорог по договорам разового или долгосрочного характера.

Существует ФЗ «О дорожных фондах» (№ 1759 - 1 от 18. 10. 1991), где прописано, что все владельцы автотранспортного средства обязаны уплачивать транспортный налог. Собранные деньги местными властями направляются на содержание, реконструкцию или строительство новых дорог. Данное положение утверждает, что автовладелец имеет как обязательство по уплате, так и право осуществлять автотранспортную деятельность на соответствующих дорогах.

В 2007 году вступил в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (№ 257 - ФЗ от 08. 11. 2007). Закон предусматривает несение ответственности дорожных служб за произошедшие дорожно – транспортные происшествия в связи с некачественным или несвоевременным ремонтом дорог. Таким образом, все пользователи автомобильными дорогами, уплатившие транспортный налог, имеют полное право на получение компенсации за оказанный вред здоровью, жизни и имуществу. Несоблюдение технических регламентов ответственными, осуществляющими реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт или строительство как раз приводит к возникновению проблемных ситуаций на дорогах.

Максимально допустимые нарушения целостности дорог

Разобравшись в вопросе, кто отвечает за дороги в городе, теперь рассмотрим допустимые нарушения качества и целостности проезжих частей в соответствии с Российским ГОСТ - ом № 50597 – 93:

Максимальная глубина просадок, выбоин и ям не должна превышать 5 см, длина нарушения должна быть не более 15 см, а ширина не должна быть больше 60 см. При несоответствии дорожного покрытия хотя бы по одному нормативу – специальные службы обязаны выставлять дорожные знаки. При наличии повреждения в темное время суток или при условиях недостаточной видимости дорожные службы обязаны оградить яму заграждением в сопровождении с предупредительными сигналами.

В городских условиях срок устранения повреждения на дороге составляет 5 – 10 суток в зависимости от размера. Дороги федерального уровня или скоростные магистрали должны быть отремонтированы в срок не более 5 дней.

Куда может обратиться гражданин при невыполнении требований по ремонту дорог?

При обнаружении нарушения технического регламента по состоянию автотранспортных дорог любой гражданин может обратиться с жалобой в управление по ремонту и содержанию городских дорог Департамента ЖКХ и благоустройства города.

Ниже приведен список примерных ситуаций, в случае которых обращение в управление возможно:

  • При желании узнать начало и сроки проведения ремонта и реконструкции определенных участков дорог;
  • При обнаружении на объекте дороги угрозы или наличия чрезвычайной ситуации;
  • При обнаружении факта состояния проезжей части в ненадлежащем состоянии;
  • При обнаружении выполнения работ дорожной фирмой не по нормативно – установленным правилам (отсутствуют необходимые дорожные знаки, очередная работа производится в ненадлежащих погодных условиях и прочие ситуации);

При обращении в управление ответ официально в письменном виде на установленном бланке учреждения дается в течение 30 дней (должны быть контактные данные обратившегося).

Органы власти, контролирующие техническое состояние дорог

Городская дорожная инспекция. Организация осуществляет контроль над соблюдением:

  • Проведения земельных, дорожных, ремонтных работ и строительства в соответствии с регламентом;
  • Выездных проверок по контролю над подрядчиками.

В инспекцию необходимо обращаться в связи с обнаружением вопросов о недостаточном содержании дорожных покрытий и разметок, покрытия асфальтом, дворовых территорий и внутриквартальных проезжих дорог.

ГИБДД УВД. Инспекция по дорожной безопасности контролирует состояние дорожно – уличной сети. Любой автолюбитель имеет возможность пожаловаться в инспекцию на:

  • Отсутствие дорожных знаков,
  • Наличие ямы на дороге;
  • Неработоспособное состояние светофора;
  • И прочие нарушения.

После поступления жалобы составляется акт нарушения, по необходимости делаются фотографии, и выдается предписание с определенным сроком для устранения проблемы. Далее сотрудником ГИБДД проводится контроль исполнения и в случае несоблюдения сроков организация привлекается к ответственности административного характера с повторным предписанием и новыми установленными сроками. При неэффективном результате, информация о несоблюдении своих обязанностей по исполнению предписания направляется в прокуратуру.

Любой гражданин при нарушении собственных прав по части содержания дорог имеет возможность также обратиться в орган прокуратуры по территориальному месту нахождения. Обращение может быть индивидуального или коллективного характера. Письменное обращение рассматривается прокуратурой в течение 30 дней с даты регистрации. Далее производится обязательная проверка, в результате которой появляется возможность обратиться в суд.

Действия при ДТП в связи с ненадлежащим состоянием дорог

Ниже приведена подробная инструкция к действиям гражданина, попавшего в ДТП по причине плохого состояния дорог:

  • Вызвать сотрудников ГИБДД. До приезда инспекции автомобиль не трогать и не сдвигать с места. Необходимо найти свидетелей и записать их контактные данные с адресом проживания и паспортными данными (свидетелями могут быть пассажиры, в том числе родственники);

  • При составлении протокола инспектором, необходимо перепроверить наличие ям и их размеров, а также отсутствие ограждений и необходимых знаков. При отсутствии данных сведений в протоколе, необходимо потребовать занесения необходимых сведений в присутствии понятых. После заполнения всей документации, необходимо потребовать копию протокола.
  • Необходимо зафиксировать дорожные нарушения с помощью видео и фото съемки с желательным указанием даты съемки и времени.
  • При составлении акта необходимо будет приложить имеющиеся фото и видео доказательства.

Важно помнить! Законодательством РФ нормируется проведение экспертизы на подлинность фото и видео съемки. Не стоит забывать зафиксировать в акте показания и данные свидетелей. Подписывать акт должен пострадавший и все заявленные свидетели.

  • В случае дискомфорта по состоянию здоровья водителя и пассажиров после происшествия, необходимо обратиться в поликлинику для установления факта состояния здоровья на текущий момент в задокументированном виде.
  • Инспекторы ГИБДД должны предоставить пострадавшему данные, в чьей ответственности находится участок дороги (организация будет ответчиков при возникновении судебных разбирательств). Если инспекция отказывается предоставить данные, возможно запросить их через местную прокуратуру.
  • Имеет смысл сделать официальное письменное предложение организации – виновнику возместить вред добровольным урегулированием (указать время на раздумье). Сумма ущерба в таком случае рассчитывается специализированной оценочной компанией.
  • При отсутствии реакции на предложение о добровольном урегулировании проблемы, необходимо написать заявление в суд с приложением всех имеющихся документов.

Важно! Не стоит забывать фиксировать нарушение дорожной компании, т.к. после того, как ГИБДД проинформирует ответственного о нарушении, виновник может постараться быстренько всё «залатать».

Нередки ситуации, когда, к примеру, в центре дороги во дворе появилась яма, – пройти либо проехать на автомобиле к подъезду стало для жильцов проблемой. Кто и как должен осуществлять ремонт? Каким образом организации, которые несут ответственность за данный вид работ, экономят на ремонте дороги во дворе?

Кто отвечает за дорогу во дворе

Каждый год в России проводится капитальный ремонт дорог, во время которого первым делом снимают верхний слой асфальта, затем укладывают новый и наносят разметку. Такие же работы должны регулярно проводиться с дорогами во дворах и тротуарами.

Попробуем разобраться в том, кто должен осуществлять ремонт дороги во дворах, как жильцы многоквартирных домов могут ускорить проведение этих работ, а также во многих других важных аспектах.

Чтобы понять, кто по закону ремонтирует дороги во дворах, прежде всего стоит определить, кто является их хозяином.

Согласно Постановлению Правительства РФ №491, ответственность за содержание и ремонт дороги внутри двора, которая является частью придомовой территории и оформлена в общедолевую собственность, несет управляющая организация. Что касается границы придомовой территории, они обозначены в документах кадастрового учета или техническом паспорте МКД.

Если участок дороги, который нуждается в ремонте, относится к общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то все вопросы, касающиеся проведения работ, решает общее собрание собственников МКД.

Если же дорога во дворе многоквартирного дома является частью городских улиц, а не общего имущества жильцов, то ответственность за ее содержание и ремонт, согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п. 2.), несет муниципалитет.

  • Содержание муниципальных автомобильных дорог: как грамотно на этом сэкономить

Дороги во дворе по ГОСТу

Вопросы, связанные с дорогами во дворе, регламентируются следующими нормативными документами:

  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
  • Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Москва, 1994 год).

В соответствии с их нормами, улицы в жилой застройке имеют свою классификацию, которая определяет ширину пешеходной части тротуара и полосы движения.

Основное
назначение

Ширина полосы движения

Минимальная
ширина пешеходной
части тротуара

Основная

Связь с главной улицей и внутри жилых территорий

Второстепенная (переулок)

Связь между основными жилыми улицами

Связь улицы и жилых домов, расположенных в глубине квартала

Что касается требований к ширине противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию либо сооружению (допустимо также включение тротуара, который примыкает к подъезду), то они изложены в статье 67 раздела II Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Итак, ширина проезда должна составлять не менее 6 метров, а также:

  • не более 16 метров – для зданий высотой более 28 метров;
  • не более 8 метров – для зданий высотой не более 28 метров.

Размеры площадок для разворота пожарной техники, которыми должны заканчиваться тупиковые проезды, должны составлять не менее 15×15 метров.

Требования к размерам ям на дорогах заключаются в следующем:

  • ширина – менее 60 см;
  • длина – меньше 15 см;
  • глубина – менее 5 см.

В соответствии с требованиями ГОСТа яма, не соответствующая данным параметрам (даже одному), должна быть ограждена, после чего отремонтирована.

Жалоба на дорогу во дворе, или откуда ждать проблем

Действующие законодательные нормы гласят, что обязанностью коммунальных служб является круглогодичное проведение во дворах жилых домов ряда мероприятий, в том числе по содержанию и ремонту покрытий дворовых проездов, тротуаров, гостевых парковок и пешеходных дорожек. При этом на дорогах во дворе не должны быть ям, а на отремонтированных участках - трещин, неровностей, рубцов или пустот.

Укладка асфальта во время ремонта должна быть выполнена в течение суток, сколотые части дорожного покрытия должны быть вывезены не позднее суток после окончания работ. На одном уровне с проезжей частью следует располагать люки колодцев (решеток).

Порядок на придомовой территории относится к сфере компетенции управляющей компании или ТСЖ (в зависимости от способа управления МКД). Поэтому, если состояние дорог является неудовлетворительным, собственники квартир первым делом обращаются именно в эти организации.

Кроме того, жильцы могут подать обращение в комитет городского хозяйства администрации города или департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Специалисты ведомств занимаются обследованием дороги во дворе, составлением акта и определением объема работ.

Следующей инстанцией, в которую жильцы МКД могут обратиться с жалобой, является государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за:

  • обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению ЖКУ, которые соответствуют требованиям федеральных стандартов качества;
  • сохранностью и использованием жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД независимо от их принадлежности.

Часто найти лиц, которые несут ответственность за ремонт дороги во дворе многоквартирного дома, бывает крайне сложно.

Чтобы в кратчайшие сроки решить проблему ремонта дороги во дворе, следует обратиться в местную ГИБДД с заявлением, которое содержит требования:

  • о ремонте поврежденных участков дороги во дворе;
  • об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности в соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений».

Сотрудники ГИБДД уполномочены применять меры административной ответственности в отношении лиц, которые ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по благоустройству и ремонту дороги во дворе. На практике случалось, что инициативные жильцы МКД подавали иски в суд. Главное при этом – чтобы владельцы квартир не имели долгов по оплате ЖКУ.

  • Cуд обязал подрядчика за свой счет заново провести ремонт дорог

Мнение эксперта

Как взыскать долги за ремонт дороги во дворе с жителей МКД

Иван Спирин,

генеральный директор компании Proplex, Подольск

Вы можете добиваться оплаты задолженности за ремонт дороги во дворе своими силами либо воспользоваться услугами коллекторских агентств.

Если вы приняли решение справиться самостоятельно, то можете избрать лояльную, агрессивную или нейтральную стратегию.

  1. Следуя лояльной стратегии поведения, периодически совершайте должнику телефонные звонки и напоминайте о долге. Имейте в виду, что результат вы получите лишь в том случае, если клиент не оплачивает задолженность по забывчивости. Часто сотрудников компаний – поставщиков услуг, которые используют данную тактику, подстерегает одна и та же ошибка: входя в положение дебитора, они начинают оправдывать его перед руководством. Генеральный директор фирмы должен объяснить своим сотрудникам, что входить в положение неплательщика бесконечно недопустимо. Часто в общении с должниками эффективна фраза «Я бы не стал так настаивать, я знаю о ваших обстоятельствах, но поймите и вы: с меня начальство спрашивает».
  2. Агрессивный подход подразумевает жесткие переговоры, скрытые или явные угрозы с описанием последствий перехода дебитора в статус злостного неплательщика. В качестве самого весомого аргумента вы можете использовать угрозу обратиться в суд и взыскать долги по полной программе, включая пени за просрочку.
  3. Универсальной можно назвать нейтральную стратегию, которая предполагает сухое описание должнику положения дел со ссылкой на законодательные акты и пункты договора, а также конкретизацию требований. Уместной будет фраза сотрудника о личном восприятии ситуации с задолженностью, например: «Для нас каждый клиент является большой ценностью, и мне досадно в очередной раз видеть, что вы не оплачиваете услуги. Мне известны ваши трудности, но все же долг следует погасить». Затем описываются последствия – негативные в случае неоплаты (это может быть обращение компании в суд) либо позитивные, если долг будет оплачен (к примеру, предоставление услуг, которое было приостановлено или ограничено, в кратчайшие сроки возобновится).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (статья 117) гласит, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги возможно, если услуга оплачена не полностью, через 30 дней после письменного предупреждения. Вместе с тем статья 119 (пункт «в») запрещает отключать должнику отопление, а в многоквартирных домах – и холодное водоснабжение.

4.Нестандартный метод не противоречит закону и не требует привлечения к разбирательствам третьей стороны. В чем суть данного подхода? Закон запрещает отключать отопление и холодную воду, однако умалчивает насчет коллективной телевизионной антенны. Конечно, некоторые жильцы обеспечены кабельным ТВ, поэтому результат нестандартного метода не гарантирован. Однако, даже если те неплательщики, которые остались без телевидения, оплатят хотя бы частично долги за жилищно-коммунальные услуги, в масштабах государства речь идет о миллионах.

В качестве примера приведем историю одной из управляющих компаний Москвы (ДЕЗ2), задолженность жильцов перед которой составила около 2 млн руб. Воспользовавшись услугами коллекторов, за один месяц УК смогла добиться оплаты задолженности и даже суммы пеней. Что предприняли коллекторы? Сначала они направили каждому должнику письмо с претензией, затем провели с ним переговоры и проконтролировали оплату. Некоторые жильцы и после получения писем отказывались платить. Тогда коллекторы подали заявления в арбитражный суд, после чего неплательщики, дабы избежать судебного процесса, оплатили долги.

Итак, схема работы коллекторских фирм выглядит следующим образом. Сначала они отправляют должникам уведомления и устанавливают для них срок добровольной оплаты задолженности. Если данные меры не приносят результата, юристы отправляют неплательщикам извещения с приглашением на заседание комиссии, в ходе которой им разъясняют дальнейшие последствия неуплаты. Эта мера является последней возможностью должника избежать судебных разбирательств или получить рассрочку. Если он не пользуется этим правом, коллекторы направляют обращение в суд с требованием о взыскании не только суммы долга, но и пени.

Жители больших городов изобретают самые разные способы, чтобы не платить за ремонт дороги во дворе. Коллекторские компании в их отношении используют особые методы, к примеру, обращение об ограничении выезда должника за пределы РФ. На данный момент проходит обсуждение закона, который позволит лишать должника водительского удостоверения.

Как выбрать подрядчиков для ремонта дороги во дворе

Общепринятых критериев выбора подрядчиков на рынке, сожалению, не существует. Многие управляющие организации, выстраивая сотрудничество с партнерами на долгосрочной основе, определяют основные критерии качества ремонта дороги во дворе еще до начала работ, что помогает совместными усилиями достигать общих целей.

В большинстве случаев подрядчиков, которые должны соответствовать заданию, выбирают по принципу компетенции. Хотя различные нюансы могут возникать от проекта к проекту, отбор чаще всего осуществляется комплексно по направлениям деятельности. Подрядчику, который не может квалифицированно исполнить задачи, лучше своевременно найти замену.

Наиболее популярным и простым является отбор по цене, однако немалую роль играют и репутационные параметры. Чтобы убедиться в высоком уровне квалификации потенциального подрядчика, компания может запросить его портфолио. Наилучшим подтверждением надежности партнера служит мнение тех, кто ему доверяет. Если это такие гиганты, как «Мега» или «Ашан», либо известный иностранный бренд, то с большой степенью вероятности данному подрядчику можно доверить выполнение ответственных работ по ремонту дороги во дворе.

Об ответственном отношении к делу и профессионализме свидетельствует членство компании в какой-либо знаковой ассоциации, ведь недобросовестных подрядчиков попросту исключают из ее рядов.

Однако на российском рынке критериев оценки качества работ по ремонту дороги во дворе нет как таковых, система рейтинга компаний и их независимая оценка, которая могла бы быть сформирована на уровне ассоциаций, также отсутствуют.

В современных условиях отсутствия гарантии качества работы исполнителя все управляющие организации, которые сегодня озадачены выбором подрядчиков, сталкиваются с немалым риском. Многие стремятся сотрудничать с компаниями, имя которых на слуху, а не с новичками, считающимися темными лошадками. Хотя и среди известных операторов встречаются и те, к которым обращаются лишь при необходимости сэкономить.

1. Техническое задание.

До начала работ управляющей компании следует сформировать комплексную производственную программу с четким описанием операций и их периодичности. Вести переговоры с подрядчиком на уровне «подумай сам, как лучше сделать» недопустимо. УК должна заблаговременно определить, что делать и как. Пользуясь подобным подходом, выбирать подрядчиков намного проще. В таком случае задача сводится к поиску добросовестного исполнителя, который четко соблюдает условия и сроки, прописанные в договоре. Уменьшаются риски подрядчика, снижаются издержки, контроль выполненных работ сводится к мониторингу их количества и технологичности.

Задача управляющей компании заключается в четком и пошаговом планировании работ по ремонту дороги во дворе, которое бы не оставляло сомнений у подрядчиков. Если речь идет об оперативных действиях по инцидентам, то производить проверку управленцам следует по инструкции произведенного действия.

При взаимодействии с подрядчиками управляющая компания должна выступать от имени жильцов многоквартирного дома как квалифицированный заказчик. Чего же хотят собственники квартир? Безусловно, чтобы в их жилье все было надежно и работало без сбоев. Именно управленцы должны перевести эти слова на язык технологических регламентов, оформить всю необходимую документацию, провести запланированные мероприятия, выполнить все инструкции и т. д.

При правильном подходе функции подрядчика заключаются в подборе квалифицированного персонала, обучении и аттестации, контроле за ходом выполнения работ, работе над дисциплиной, следовании срокам, формировании маршрутных листов и т. д. Иными словами, исполнитель должен выполнять задачи по количеству и качеству, не думая о том, как спланировать работы по ремонту дороги во дворе.

2. Нормативы контроля.

Нормативы контроля непрерывно разрабатываются и обновляются. Программы по контролю исполнения заказа, которые формируются в зависимости от здания и ситуации, могут касаться поведения подрядчика, его внешнего вида, количества мероприятий и многих других аспектов. В большинстве случаев для проверки несколькими способами выбирают 5–10 % мероприятий.

Способы контроля классифицируются:

  • на документарные (если проведение мероприятия не зафиксировано документально, то его считают невыполненным);
  • визуальные (осмотры участков дороги во дворе);
  • инструментальные (выборочная разборка установленных элементов, измерения и т. п.).

Контроль может быть проведен как по окончании работ, так и непосредственно в ходе их проведения, когда проверяющий приезжает без предупреждения. Если в результате проверки появились замечания, то следующим важнейшим этапом является их тщательная отработка.

Вместе с тем чрезмерно терроризировать подрядчиков все же не стоит. Важно, чтобы управляющая компания ставила перед ними выполнимые задачи и понимала, что идеально на 100 % их не выполнит никто.

Если по итогам работ по ремонту дороги во дворе были выполнены 97 % договоренностей, это можно считать успехом. Однако не стоит судить о каждом мероприятии отдельно, нужно оценивать общий объем информации, который в дальнейшем будет тщательным образом обработан. Важным критерием является то, критичны или нет те 3 % мероприятий, которые не были выполнены. От этого зависит алгоритм дальнейших действий управляющей компании и подрядчиков.

Среди специалистов на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, как улучшить положение на рынке. Оценка должна быть выражена в системе показателей: к примеру, 97 % исполнено – нареканий нет. Должен быть принят определенный комплекс показателей, которые обязан выполнить подрядчик.

В качестве наказания за отклонения от договора или сметы сегодня используются фиксированные штрафы. Однако все более активно управляющие компании используют систему комплексных показателей для подрядчика. Работа в данном направлении проходит тяжело, ведь штрафы и необъективные суждения более привычны в нашей среде. К примеру, распространены ситуации, когда подрядчики не выполнили 100 % работ, и управляющая компания на свое усмотрение снизила оплату их услуг. Споры о том, справедливо это или нет, начинаются уже по факту случившегося, что говорит о незрелости рынка.

3. Контроль со стороны жителей.

В некоторых регионах было решено обязать заказчиков применять средства видеофиксации как инструмент непрерывного контроля за процессом ремонта дороги во дворе. Нововведение коснулось государственных и муниципальных контрактов по выполнению соответствующих мероприятий. Видеозапись можно вести на жесткий диск либо онлайн, что позволяет жильцам МКД со своей стороны контролировать ход работ. На сайте местной администрации, к примеру, планируется создать раздел «Онлайн-камеры», в котором каждый гражданин, не покидая своего дома, сможет наблюдать за ремонтом дороги во дворе.

Как можно сэкономить на ремонте дорог во дворе

Чтобы не переплачивать за ремонт или не оказаться ответственным за плохое состояние дороги во дворе после его проведения, нужно следовать следующим правилам:

  1. Проводите ремонт исключительно в сезон.
  2. Уделите несколько часов своего времени для того, чтобы собрать информацию по теме ремонта дороги во дворе.
  3. Определитесь с подрядчиком заблаговременно.
  4. Изучите материально-техническую базу исполнителя работ.

Не забывайте о мудрой поговорке: «Cкупой платит дважды».

  • Содержание дорог в зимний период: межгосударственные стандарты

Содержание дороги во дворе в зимний период

Если уровень содержания дороги низкий, то она дорого обходится государству. Такой вывод сделали эксперты VTI, крупнейшего европейского автодорожного института. Эксперименты, проводимые ими на протяжении нескольких лет, доказали, что понижение класса содержания дорог во дворе неизбежно приводит к росту общих экономических издержек. Едва ли не самым дорогостоящим способом считается удержание проезжей части под уплотненным снежным покровом.

Обеспечить бесперебойное и безопасное движение зимой – эта задача является первоочередной для дорожных служб. При этом следует оптимизировать расходы, используя противогололедные материалы с оптимальным соотношением стоимости и качества.

Какой метод борьбы с гололедом наиболее выгодный? Казалось бы, ответ очевиден: применение дешевых реагентов снижает затраты на уборку.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Однако, тщательно разобравшись в теме, можно понять, что использование недорогих противогололедных материалов обойдется дороже не только подрядной организации, но и государству.

Чтобы улучшить состояние дороги во дворе зимой и сделать движение по ней безопасным и быстрым, следует повысить коэффициент сцепления шин транспорта с покрытием. Есть два основных способа это сделать:

  1. Растопить снежный налет до поверхности с помощью солевых реагентов. Под действием влаги эти вещества тают вместе с отложениями снега и льда, после чего на дороге образуется не замерзающий рассол.
  2. Повысить шероховатость снега и льда, покрывающих дорогу, с помощью фрикционных материалов (щебня и песка), в некоторых случаях с добавлением соли.

Метод с использованием соли и песка считается наиболее экономичным и на данный момент является основным в арсенале российских дорожных служб. В то время как цена тонны современных реагентов колеблется в пределах 13–15 тыс. руб., тонна пескосоли в среднем стоит около 1200 руб.

Однако, к сожалению, других преимуществ смесь песка и соли не имеет.

Проведем приблизительный расчет стоимости обработки 1 кв. м дороги пескосолью и многокомпонентными реагентами.

Итак, примерная стоимость тонны смеси соли и песка составляет 1200 рублей, реагента - 14 500 рублей.

Для обработки 1 кв. м дороги во дворе требуется:

  • пескосоли - 450 г (стоимость около 50 коп.);
  • реагента - 60 г (около 80 коп.).

Иными словами, обработка реагентом обойдется дороже не в 10, а в 1,5 раза.

Продолжим расчет. Любое вещество (и песок, и реагент) необходимо распределить по дороге во дворе, что составляет следующую статью затрат. Дополнительные расходы составляет цена топлива, которое расходуется во время обработки дорог.

Машина грузоподъемностью 5 тонн со смесью соли и песка обработает около 11 000 квадратных метров дороги во дворе, а с реагентом - около 83 000 квадратных метров, что в 7,5 раз больше.

Иными словами, пока машина с реагентом будет обрабатывать дорогу, машина с пескосолью 7 раз вернется на базу, осуществит загрузку, вернется на то место, где закончила посыпку, и только после этого продолжит работу. Очевидно, топлива для работы с «дешевой» смесью соли и песка потребуется по меньшей мере в 7,5 раз больше, чем при обработке дороги во дворе многокомпонентными противогололедными реагентами.

Не стоит забывать и о том, что песок не плавит снег и не растворяется, поэтому впоследствии потребуется собрать его с улиц и транспортировать на снегосвалки, заплатив за каждую тонну. Весь этот комплекс работ повлечет за собой очередные расходы (в том числе и на топливо), которые исчисляются десятками и десятками миллионов рублей.

Что касается современных реагентов, то они бесследно тают и растворяют часть снега, снижая затраты на его вывоз и утилизацию.

К примеру, в Нью-Йорке снег повсеместно плавят реагентами, после чего вода уходит в городскую канализацию. Данный подход позволяет снизить расходы на уборку и утилизацию, а также избежать дополнительных пробок на дорогах во дворе.

Применение песка приводит к необходимости проводить ежегодные чистки ливневых стоков, что также составляет немалую статью расходов. При использовании многокомпонентных реагентов проводить эти работы не требуется.

Не стоит забывать и о расходах на подготовку и хранение соли и песка перед проведением противогололедной обработки дорог во дворе.

Пескосоль перемешивается с применением дополнительной техники (погрузчиков и бульдозеров) и хранится на крупных полигонах. Современные реагенты хранятся на поддонах под полиэтиленовой пленкой, транспортируются в мешках, а перед началом работ не требуют дополнительной подготовки.

Итак, стоимость многокомпонентных реагентов выше по сравнению со смесью соли и песка. Однако, сравнив косвенные затраты (подготовка, хранение, распределение, утилизация, последующая уборка), делаем вывод, что использование современных противогололедных средств более выгодно, чем применение пескосоли.

  • Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Мнение эксперта

Многокомпонентные реагенты становятся наиболее оптимальным выбором

Задорожная А. Ю. ,

руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Если рассматривать вопрос о целесообразности того или иного метода содержания дорог во дворе в зимний период с точки зрения ущерба и расходов, которые ложатся на государство и граждан, то оптимальным выбором становятся многокомпонентные реагенты.

Таков вывод шведских ученых из дорожно-исследовательского института VTI, которые в течение 5 лет проводили различные замеры и эксперименты. Полученные результаты позволили специалистам разработать модель расчета расходов, которые сопутствуют тому или иному методу ликвидации наледи и снега, по следующим статьям затрат:

  • экономический ущерб в виде увеличения расходов на топливо, к которому приводят снижение скорости движения и увеличение времени в пути;
  • экологический вред из-за увеличения объема выхлопных газов;
  • рост числа аварий и расходов на восстановление автомобилей и т. д.

Рассмотрим алгоритм расчета стоимости для двух методов обработки дороги во дворе в зимний период, которые являются диаметрально противоположными:

  • очищение дороги до асфальта с использованием многокомпонентных солевых реагентов - метод, который называют наиболее дорогостоящим в России;
  • содержание поверхности под уплотненным снежным покровом- дешевый способ.

Результаты анализа показали, что метод обработки дороги во дворе с использованием современных реагентов («черный асфальт») более экономичен по сравнению со способом «несоленого содержания».

Скорость движения транспорта по дороге под снежным покрытием ниже, чем по асфальтному покрытию. Двигаясь по снегу на низкой скорости, водитель несколько экономит на топливе. Однако разница средней скорости движения по асфальту и по снежному покрытию составляет 20 км/ч.

Объем выхлопных газов от транспорта при движении по рыхлому снегу также резко возрастает. К сожалению, данный показатель редко используют при проведении расчетов, однако его влияние на экологический статус региона сложно переоценить.

Не стоит забывать и об ущербе в результате дорожно-транспортных происшествий, который вполне ощутимым грузом ложится на плечи участников движения. Снижение стандартов зимнего содержания дороги во дворе, а также переход от использования солевых реагентов к несолевым (фрикционным), приводит к тому, что площадь очищенной поверхности снижается, а доля снежно-ледовых отложений, напротив, возрастает. Все эти факторы неминуемо ведут к росту числа аварий.

Диаграмма показывает, каким образом при сравнении стоимости того или иного метода содержания дороги во дворе в зимний период распределяется общий объем расходов:

Диаграмма показывает, что при изменении стандарта содержания дороги во дворе наиболее существенно изменяется такой показатель, как время в пути. Вместе с тем при пересчете в стоимость эта статья расходов оказывает меньшее влияние на общую сумму по сравнению с ростом количества аварий, который во всем расчете составляет наиболее весомую часть. Расходы населения при снижении качества уборки возрастают более чем на 20 %. В ходе эксперимента были рассмотрены две дороги, рост издержек при переходе от метода содержания «черный асфальт» до грейдирования снега составил с 19,8 млн евро до 24,6 млн евро.

Затраты на восстановление растительности при использовании солевых реагентов также были учтены. Однако сегодня нормы расхода противогололедных веществ снижаются, и данная статья издержек имеет незначительный вес. Добиться этого позволяет применение современных реагентов с пониженным содержанием хлоридов, а также техники, оснащенной цифровыми дозаторами, систем погодного наблюдения и т. д.

Был принят во внимание также тот факт, что воздействие снега на металл приводит к ржавлению от влаги. Однако и фрикционные материалы (песок и щебень), повреждая поверхность автомобилей, способствуют коррозии. Иными словами, при солевом и бессолевом методе содержания дороги во дворе в зимний период затраты на коррозию можно считать равноценными.

Проанализировав статьи сопутствующих расходов, ученые из Швеции сделали вывод, что содержание дороги во дворе под снежным покрытием и обработка его фрикционными материалами обходится дороже, чем очистка современными реагентами до «черного асфальта», на 3,9 млн евро в год.

Таким образом, использование методов борьбы с гололедом, которые мы привыкли считать дешевыми, на самом деле наносит существенный ущерб бюджету страны и ее гражданам.

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, это и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция . В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

В администрации нужно заказать генеральный план участка, на котором находится плохая дорога. По плану можно определить владельцев территории. Также получится определить прохождение автомобильной дороги, ее ширину.

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Заявление

Благодаря современным технологиям не обязательно посещать те или иные инстанции, чтобы подать заявление, получить справку. Это касается и подачи заявки на ремонт сельской дороги. Можно сделать это через специальные ресурсы, экономя ценное время.

Основания

По ГОСТу 50597-93 количество и уровень повреждений на автодороге ограничен. Ямы и выбоины не должны быть больше 60 см в ширину и 15 см в длину, 5 см в глубину. Если ямы больше по параметру, это уже опасно для участников движения.

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения. А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.