Медицинское обеспечение пенсионеров фсб. Медицинское обслуживание военных пенсионеров

Указано, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы. Действия, направленные на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, - обязанность командиров. Органы государственной власти, в свою очередь, должны оказывать им содействие. В соответствии с Законом и в целях социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей принято Постановление Правительства РФ N 1093 и приказ МО РФ № 20 .

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь (п. 2 ст. 16 Закона РФ N 76-ФЗ), в том числе бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений, отсутствии в них соответствующих отделений или необходимого оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях муниципальной или государственной систем здравоохранения. Расходы таким учреждениям возмещаются в порядке, установленном Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 911, по тарифам, действующим на территории данного субъекта РФ на момент оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения, в соответствии с договором, заключенным между федеральным органом исполнительной власти (по представлению командиров воинских соединений, частей) и учреждением здравоохранения. Примерная форма договора приведена в Постановлении Правительства РФ N 911.

Обратите внимание: взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи и за дорогостоящие, высокотехнологичные виды медицинской помощи, оказываемые медицинскими учреждениями здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями не производятся. Скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Кроме того, члены семей офицеров вправе получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ. К членам семей офицера относятся:

  • супруг/супруга;
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы РФ осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством РФ.

Санаторно-курортное лечение и отдых военнослужащих

Право на санаторно-курортное лечение военнослужащих гарантировано положениями абз. 1 п. 4 ст. 16 Закона РФ N 76-ФЗ. Порядок отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение устанавливается Минобороны России, другими федеральными органами, в которых законом предусмотрена военная служба.

Рассмотрим порядок обеспечения санаторно-курортным лечением в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время действует Приказ Минобороны России N 360 <4>, которым утверждена Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ (далее - Инструкция). Пунктом 1 данной Инструкции установлено, что санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристских базах Минобороны России, иного федерального органа, где законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются во время отпуска, но не более одного раза в год, следующие категории военнослужащих:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 01.01.2004, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (далее именуются - военно-учебные заведения Минобороны России);
  • офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения;
  • прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих и офицеров, уволенных с военной службы, указанных в пп. "а" и "б" настоящего пункта, - супруга (супруг) и дети военнослужащих (офицеров, уволенных с военной службы) в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. При этом дети от 4 до 18 лет направляются при наличии медицинских показаний в детские санатории. Не нуждающиеся в специальном лечении дети в возрасте от 4 до 18 лет направляются в санатории и дома отдыха Минобороны России, в которых предусмотрен семейный отдых, по путевкам совместно с родителями (родителем);
    члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняют право на льготы по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего;
  • Герои РФ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и ордена Трудовой Славы, из числа военнослужащих и пенсионеров Минобороны России;
  • члены семей (супруги, родители, дети в возрасте до 18 лет и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) Героев РФ, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы из числа военнослужащих и пенсионеров Минобороны России;
  • супруги и родители умерших (погибших) Героев РФ, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы из числа военнослужащих и пенсионеров Минобороны России.

Для отбора указанных военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в воинских частях, иных формированиях приказом командира воинской части создается санаторно-отборочная комиссия. Отбор на санаторно-курортное лечение пенсионеров Минобороны России производится санаторно-отборными комиссиями военных комиссариатов, назначаемыми приказом руководителя. На основании данных медицинских осмотров комиссия производит отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении, заполняет санаторно-курортные карты или медицинские книжки военнослужащих. В целях контроля медицинского отбора санаторно-отборочными комиссиями в военных санаториях создается врачебная комиссия.

Необходимо отметить, что категории граждан, указанные в пп. "д" и "е", а также инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий из числа военнослужащих и пенсионеров Минобороны России, участники Великой Отечественной войны и другие категории военнослужащих, указанные в п. 9 Инструкции, пользуются правом на первоочередное ежегодное получение путевок в соответствии с действующим законодательством. Также Инструкцией предусмотрена возможность внеочередного получения путевок, которая предоставляется военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы после прохождения госпитального лечения (п. 8 Инструкции).
Оформление путевки на перевод больного в санаторий производит госпитальная военно-врачебная комиссия. Путевка без заключения санаторно-отборочной комиссии не предоставляется.

Общее количество путевок в санатории и дома отдыха Минобороны России распределяется следующим образом:

  • 50% - для военнослужащих и пенсионеров Минобороны России;
  • 45% - для членов семей военнослужащих и членов семей пенсионеров Минобороны России;
  • до 5% - для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

В случае отсутствия в Минобороны России санаториев необходимого профиля допускается приобретение путевок в специализированные санатории других организаций с предоставлением их на льготных условиях оплаты.

Медицинским обеспечением военных пенсионеров занимается государство. Для граждан создается благоприятная обстановка на службе и после нее: внедряются меры, ограничивающие опасные для здоровья предпосылки, проводится осмотр, лечение и другие мероприятия. Медицинские льготы по закону получаются при наличии стажа работы и документов.

Военнослужащие и граждане, которых призвали на службу, могут воспользоваться бесплатным медицинским лечением, включающим в себя медикаментозное обеспечение, зубное протезирование, другие услуги, относящиеся к охране здоровья.

Если на территории военной части службы нет военного госпиталя или условий получения квалифицированной помощи, военный пенсионер может обслуживать в специализированных медицинских учреждениях.

Медицинские услуги оплачиваются федеральным бюджетом. Сотрудников осматривают и проводят диспансеризацию каждый год.

Льготы даются:

  • Бывшим служащим военных частей и членам семьи;
  • Прошедшим военные сборы;
  • Тем, кто работал в ОВД;
  • Бывшим работникам МЧС;
  • Проходящим службу на таможне;
  • Пенсионерам, работающим в уголовно-исполнительной системе.

Кроме помощи бывшим военнослужащим, подаются услуги для членов семьи, среди них:

  • Несовершеннолетние дети, взятые под опеку;
  • Инвалиды детства;
  • Дети до 23 лет, обучающиеся на очной форме в высшем учебном заведении;
  • Супруг/супруга.

Законом предусмотрена такая медицинская помощь:

  • Получение медикаментов на бесплатной основе;
  • Получение специальных медицинских изделий;
  • Обслуживание специализированные медицинскими заведениями;
  • Санитарно-курортное лечение.

Путевки для оздоровительного курортного обеспечения можно получать не более одного раза в год таким категориям пенсионеров:

  • Проходящим контрактную службу;
  • В запасе, ушедшим с должности после достижения пенсионного возраста;
  • Ушедшим по выслуге лет;
  • Пенсионерам Минобороны России;
  • Членам семей пенсионерам, находящимся в запасе;
  • Героям России, Герои Советского Союза и т.д.;
  • Членам семей Героев, в том числе и признанных посмертно;

Также оплачивается поездка в дома отдыха, пансионаты и санатории в обе стороны данной категории граждан.


Условия назначения

Для формирования списков кандидатов на оздоровление, военные части формируют санаторно-отборочную комиссию. Пенсионеры могут обратиться за помощью в комиссию при районном комиссариате. Специалисты этой направленности осматривают бывших военных, заполняют личную медицинскую документацию. В первую очередь имеют право обращения на предоставление путевки Герою РФ и СССР, а также их родные. Затем претендуют военные Минобороны.
Льготы согласно списку, подаются в такой очередности:

  • Половина – военным пенсионерам;
  • 45% – членам семьи, преимущественно, детям;
  • 5% – обслуживающему персоналу (сиделки, медсестры ).

Те, кто желают получить льготу на оздоровление, подают заявление в комиссию не позднее двух месяцев до возможной поездки. Путевка детям дошкольного возраста обойдется по заниженной стоимости. Дети до трех лет имеют право на бесплатное оздоровление.

Документация

Военный пенсионер, желающий получить медицинские льготы, в стационар военного госпиталя подает ряд сведений:

  • документация, которая удостоверяет личность бывшего офицера;
  • медицинская книжка с изложенным диагнозом, информацией о состоянии здоровья и рекомендациями специалистов, наблюдающих человека во время службы;
  • выписка, что военнослужащего направляют в стационар для оздоровления;
  • документ формы № 22, составленный командиром;
  • вещевой и денежный аттестат.

Сразу после выхода на пенсию человек имеет право на оформление медицинских льгот.


Компенсирование

Не всегда у гражданина есть возможность посещения отдыха на выделенные бюджетом средства (ограничения по состоянию здоровья, неподходящее время или пенсионер имеет другие причины, ограничивающие поездку ). Единственным целесообразным выходом в данной ситуации является получение финансовой компенсации уволенным с военной службы за неиспользованный отдых. Также, бывший военнослужащий, который получает государственное пенсионное обеспечение, как и его родня, может использовать санитарное лечение исключительно натурально выраженное. Материальная компенсация в данном случае невозможна.


На каких условиях происходит оформление

Бесплатную путевку в санаторий, как и некоторые другие привилегии, может получить не каждый бывший служащий, находящийся на государственном обеспечении. Главным условиям считают общую продолжительность военной службы – от 20 лет.

Но есть исключение, к примеру, если за время несения службы гражданин получает серьезные увечья, в таком случае стаж сокращается. Если в прошлом человек находился в боевой обстановке, то требования воинского стажа также не учитывается.


Законодательная база

В России для получения медицинских льгот используется такая нормативная база:

  • Федеральный закон от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего»;
  • Федеральный закон от 12.09.95 5-ФЗ «О ветеранах»;
  • Приказ Министра обороны РФ от 15. 03.11. №333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооружённых Силах РФ».

В данный момент на территории государства действуют 34 санатория, 6 баз, 5 центров отдыха для военных и членов их семьи. Путевки даются в удобный для гражданина город.

Обеспеченность медицинской помощью заключается в предоставлении комплекса мероприятий, положительно сказывающихся на следующих показателях, необходимых каждому военнослужащему:

  • неснижаемый уровень трудоспособности;
  • крепкое здоровье.

Совокупность лечебно-профилактических процедур рассчитана на то, чтобы раненый или больной солдат/офицер мог быстро восстановить здоровье.

Законодательный аспект вопроса

Восстановление здоровья граждан, охраняющих покой родной страны, осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами :

Должный уровень здоровья военнослужащих обеспечивает государство. Это достигается посредством создания благоприятной обстановки на службе, внедрения мер, ограничивающих опасные факторы, и прочих мероприятий.

Каждый командир обязан не только сохранять, но и укреплять уровень здоровья своих подчиненных. Военнослужащим и гражданам, призванным на полигоны, полагается предоставление бесплатного медицинского лечения, включающего в себя лекарственные препараты, зубные протезы, изделия медицинского назначения и прочие составляющие, необходимые для лечения.

Если в том месте, где проходит военная служба, отсутствует военный госпиталь, соответствующее отделение, специалист или необходимое медицинское оборудование, то за медицинской помощью можно обратиться в государственную или муниципальную организацию здравоохранения. Все расходы при этом берет на себя федеральный бюджет.

Медицинский осмотр и диспансеризация военнослужащих должны проводиться ежегодно. А каждого контрактника необходимо ежегодно проверять на наркотические, психотропные вещества и метаболиты.

Кто имеет право на получение

Обслуживание в учреждениях военно-медицинского характера доступно следующим категориям граждан :

Что входит в бесплатную медицинскую и лечебную помощь?

Медицинское обеспечение военнослужащего предполагает :

  • безвозмездное выделение лекарственных препаратов и изделий медицинского предназначения;
  • бесплатное лечение в военно-медицинском учреждении;
  • выдачу .

Сбор необходимого пакета документов

Военный, пребывающий на срочной службе, должен иметь следующие бумаги для оформления в стационар военного госпиталя:

Санаторно-курортное оздоровление

Военнослужащий, входящий в состав той или иной группы, может рассчитывать на соответствующие льготные условия отдыха :

  • полностью бесплатная путевка;
  • компенсация ¼ от ее стоимости.

Кроме того, побывать в военном санатории имеют право следующие родственники:

  • родители-пенсионеры;
  • супруга (супруг);
  • каждый ребенок, которому еще не исполнилось 18 лет;
  • ребенок до 23 лет, являющийся студентом дневного бюджетного отделения учебного заведения.

Зачастую семья военного, входящего в личный состав, или военного пенсионера, покупает путевки с 50% скидкой.

Оплата 25% от общей стоимости путевки доступна практически всем военнослужащим офицерского состава . Если же медицинская комиссия настоятельно рекомендовала продолжить госпитальное лечение в профильном санатории, то путевка должна быть выделена на безвозмездной основе.

Контрактники имеют право получить льготную путевку в санаторий вне зависимости от звания.

Рядовой состав и курсанты , проходящие обучение в военном училище, также могут претендовать на санаторно-курортное лечение, правда им придется полностью оплатить его.

А вот, летчикам, ракетчикам, десантникам, подводникам и иным представителям опасных войск, военные оздоровительные учреждения доступны бесплатно.

Компенсации и льготы

Достаточно часто случается, когда планы расходятся с возможностями. Например, гражданин не может отправиться на отдых по выделенной государством путевке (состояние здоровья не позволяет, неудобное время или отсутствует желание посещать именно это учреждение). Единственный целесообразный выход из этой ситуации – это денежная компенсация неиспользованного отдыха .

Кстати, военнослужащий, получающий в настоящее время государственное пенсионное обеспечение, и каждый член его семьи может воспользоваться санаторным лечением только в натуральном выражении. Для данной категории не существует никаких материальных компенсаций.

Порядок и правила оформления

Бесплатные путевки в санаторий выделяются не всем, кто когда-то прошел армейскую службу и в настоящее время находится на государственном пенсионном обеспечении.

Льгота полагается только при выполнении определенных требований, основным из которых является военный стаж не менее 20 лет. Хотя, это условие теряет свою весомость, если причиной назначения гражданину группы инвалидности стала военная травма. То же самое распространяется на пребывание в боевой обстановке.

Льготное лечение доступно также и некоторым членам семьи, например, вдова военнослужащего может поправить здоровье за государственный счет до повторного замужества.

С процедурой предоставления льготных путевок, а также с полным списком льготников, позволяет ознакомиться Федеральный закон № 76 .

Порядок отправки на отдых военных пенсионеров регламентирует Приказ МО РФ № 333, изданный в марте 2011 г. Здесь также можно узнать об органах, выделяющих льготный документ. Жители небольшого города могут посетить отделение местного военного комиссариата, где наверняка смогут сообщить адрес нахождения нужного учреждения.

Ранее стоявший на охране покоя родной страны, может претендовать на путевку в санаторий не чаще, чем 1 раз в год, при отсутствии иных медицинских рекомендаций.

Если таковые имеются, то для получения курортного документа нужно будет предварительно посетить врачебную комиссию и пройти освидетельствование в медицинском учреждении.

Общий порядок посещения санатория предполагает получение соответствующего решения в Управлении, отвечающем за курортное лечение, и письменное уведомление учреждения о своем планируемом отдыхе.

Заявление потенциальный отдыхающий должен отправить не менее чем за 2 месяца до приезда.

Процедура размещения требует наличия следующих бумаг :

  • вышеупомянутое заявление;
  • справка, составленная по форме № 070/у;
  • справка, предоставленная медицинским учреждением в соответствии с местом постоянной регистрации.

Следует помнить, что непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении ветеран не сможет обойтись без:

  • пенсионного удостоверения;
  • должным образом оформленной санаторно-курортной карты.

Каждый член семьи, решивший посетить курорт вместе с военным пенсионером, должен быть обязательно вписан в раздел удостоверения «Для особых заметок». Конечно же, графа должна закреплять за пенсионером данное право.

О медобслуживании в российской армии рассказано в следующем видеосюжете:

Порядок предоставления путевок описывает Приказ, изданный Министерством обороны N 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15.03.2011г. Уволенные в запас получают льготы при соблюдении тех же условий, которые дают право на медобеспечение военных пенсионеров. Нужно иметь требуемую выслугу лет. Члены семьи офицеров в запасе платят 50% стоимости путевки. Семьи прапорщиков и мичманов выплачивают полную стоимость пребывания на санаторно-курортном лечении. Распределение путевок в компетенции Департамента по санаторно-курортному обеспечению. На выбор дается 37 санаториев, 8 домов отдыха, 7 турбаз. Чтобы получить направление, понадобится собрать документы: паспорт, пенсионное, СНИЛС, справку из медучреждения о необходимости оздоровления, свидетельства о браке и рождении детей, если они тоже едут, и такие же медицинские документы для них.

Она помогает выявить негативные последствия влияния на здоровье человека выполнения воинских обязанностей на время службы, после полученных ранений, контузий или прочих повреждений. Если в момент осмотра выявлены психические расстройства, военнослужащему предоставляется отпуск на 30 дней с пребыванием в местах медико-психологической разгрузки и поправки душевного состояния.
Учитывая повышенный риск получения вреда общему физическому и психологическому здоровью (получение травм, контузии, ранений любой степени) во время осуществления должностных обязанностей, выполняя боевой долг или прочие действия, связанные с воинской службой армейцам полагается личное страхование.

Получение путевки в пансионат реализуется через специальные комиссии, действующие при районном военкомате.

Медицинское обеспечение военнослужащим и военным пенсионерам в 2018 году.

Первоочередное право остается за ветеранами Великой Отечественной войны, лицами, награжденными орденами Славы и Героями СССР и РФ.

В остальное время медицинские услуги им оказывают обыкновенные поликлиники и больницы. Медицинское обеспечение ветеранов боевых действий Права ветеранов боевых действий закреплены специальным законом №5-ФЗ от 12.01.1995 года.
Ст.13, помимо прочих льгот, предусматривает медобслуживание ветеранов, включающее оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи.

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь (п. 2 ст. 16 Закона РФ № 76-ФЗ), в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Медицинское обеспечении военных пенсионеров

Внимание

Общее количество путевок в санатории и дома отдыха Минобороны России в соответствии с этим приказом распределялось следующим образом: - 50% - для военнослужащих и пенсионеров Минобороны России;- 45% - для членов семей военнослужащих и членов семей пенсионеров Минобороны России;- до 5% - для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Но сегодня часть военных санаториев закрылась, в других – больше гражданских лиц, чем военнослужащих и военных пенсионеров, а порядок получения путевки серьезно изменился.

Примечание: в случае отсутствия в Минобороны России санаториев необходимого профиля допускается приобретение путевок в специализированные санатории других организаций с предоставлением их на льготных условиях оплаты (сегодня, скорее всего это теоретическая возможность).

Охрана здоровья военных пенсионеров: предоставление медицинского обеспечения

ВажноК членам семьи относят:

  • супругов;
  • детей до наступления совершеннолетия;
  • детей, которым исполнилось 18 лет, но имеющих инвалидность, полученную до совершеннолетия;
  • детей до 23 лет при обучении очно.

Иждивенцы получают право на медобслуживание только при условии проживания с действующим военным, а не уволенным в запас. Как попасть в госпиталь О том, как военному пенсионеру попасть в госпиталь, указано в законе «О статусе военнослужащих».

Обязательное требование – выслуга лет. Если условия соблюдены, то порядок действий следующий:

  1. Необходимо обратиться в поликлинику к участковому врачу за направлением.
  2. Документ подписывается у главврача.
  3. После этого нужно получить выписку из медкарты.

К этим документам прикладывают паспорт, СНИЛС и удостоверение.

Получи компенсацию и пособие

Скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

С собой следует иметь:

  • паспорт;
  • удостоверение личности или военный билет;
  • направление из лечебного учреждения;
  • отпускной лист;
  • выписку из личного дела о составе семьи, если планируется совместный отдых.

Подтверждая обращение, военнообязанный пишет заявление. На его основании при положительном решении ему выдается соответствующее постановление, с которым он отправляется в санаторий или пансионат.

Путевку выдает администрация лечебного заведения. Для обращения в госпиталь военнослужащий получает направление от командования. Пенсионерам требуется аналогичный документ из военкомата.

Можно ли компенсировать расходы на платное лечение П.2. Ст.16 ФЗ №76 определяет, что медицинскую помощь пенсионерам и военным оказывают госпитали по месту службы или жительства.

Медицинское обслуживание военнослужащих и их семей

Период предполагаемого оздоровления должен совпадать с отпуском. Посетить санаторий допускается только один раз в год.

Медицинское обеспечение военнослужащих запаса Не всем должностным лицам, уволенным в запас, доступно прежнее обслуживание. Категории граждан, за которыми привилегии сохраняются, перечислены в ст.16 закона №76-ФЗ:

  • офицеры, 20 лет прослужившие в войсках или на флоте, уволенные из-за заболевания, реорганизации штата или по причине возраста;
  • офицеры, прослужившие больше 25-ти лет, независимо от причин;
  • мичманы и прапорщики, имеющие выслугу больше 20-ти лет, уволенные после определенного законом возраста, по состоянию здоровья или по причине реорганизации штата.

За семьями перечисленных лиц закрепляется право обращения в военные госпитали.

Мед обеспечение военных пенсионеров

Что включает в себя медицинское обеспечение военных пенсионеров, и как его получить? Право на медобслуживание полагается не всем уволенным из рядов армии. Кроме самого пенсионера, члены его семьи также могут воспользоваться правом на медобеспечение. Что входит в это понятие, и какие документы нужно подготовить перед обращением? Какой закон регулирует Содержание

  • 1 Какой закон регулирует
  • 2 Какое медобеспечение положено в 2018 году
  • 3 Может ли семья обратиться в военное медицинское заведение
  • 4 Как попасть в госпиталь
  • 5 Лечение в санаториях МО
  • 6 Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Статья 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ гласит, что при соблюдении определенных условий на пенсионеров распространяются права на медобслуживание, положенные действующим военным.

Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)

1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы из внутренних войск, уволенные с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, члены их семей и лица, находящиеся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), имеют право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (сотрудников), граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии).

Медицинское обеспечение военнослужащих в отставке

Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.

3. Медицинская помощь военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии организуется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Сотруднику, выполнявшему задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации, а также сотруднику, проходившему службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации в трехмесячный срок предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 30 суток. Предусмотренная настоящей частью медико-психологическая реабилитация сотрудника проводится бесплатно. Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующая им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий сотрудников, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), устанавливаются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Медицинские подразделения (медицинские роты, медицинские пункты, лазареты, центры) соединений, воинских частей и организаций войск национальной гвардии осуществляют свою деятельность без лицензирования.

(Старцун В. Н.) ("За права военнослужащих", 2006) Текст документа

О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В. Н. СТАРЦУН

Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Все военные реформы последних лет сопровождались поэтапным сокращением численности армии. По-видимому, не станет исключением дальнейшее преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках развития военной составляющей страны до 2015 г. и нового плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2006 — 2010 гг. предполагается сокращение в течение ближайших 5 лет численности войск на 500 тыс. человек <*>. По этой причине бывшие военнослужащие образуют сегодня в составе населения страны особую, значительную по численности социально-правовую группу. Формирование этой социально-правовой группы обусловлено, прежде всего, спецификой правового положения граждан, уволенных с военной службы. Основу правового статуса бывших военных составляют предусмотренные действующим законодательством гарантии их социальной защиты. ——————————— <*> Божьева О. Обрезательная программа // Московский комсомолец. 2005. 14 марта.

В ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей признана сложным многогранным явлением, в котором сочетаются в единстве социальный, политический, экономический и правовой аспекты. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее видов и форм. Однако бесспорным признается то обстоятельство, что системообразующим элементом социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является их социальное обеспечение. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являясь элементом (частью) общефедеральной системы более высокого порядка — социальной защиты указанных категорий граждан, представляет собой форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей членов общества, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях охраны их здоровья и воспроизводства рабочей силы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, раскрывают понятие охраны здоровья как совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К сожалению, по данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту — мониторинг) <*>, 12,6% граждан, уволенных с военной службы, оценили свое здоровье как плохое либо как очень плохое. Растет число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении. На здоровье бывших кадровых военнослужащих сказываются не только последствия напряженных, а порой и экстремальных условий военной службы, но и низкий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). Исходя из ряда высказываний респондентов мониторинга, если они останутся без лекарственного обеспечения и возможностей госпитального лечения, это вызовет острую социальную напряженность среди указанного контингента.

Прикрепление членов семьи пенсионера к поликлинике МВД

——————————— <*> Проводится в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 232 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Таким образом, медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены федеральным законодательством об охране здоровья граждан Российской Федерации, оказании медицинской и лекарственной помощи. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами России. Одной из гарантий данного права является предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Применительно к отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей, особенности медицинского обеспечения регулируются действующим военно-социальным законодательством. К соответствующим законам, в частности, относится Федеральный закон "О статусе военнослужащих" <*>, конкретизирующий права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение. Следует иметь в виду, что право на медицинское обеспечение указанной категории граждан Закон о статусе военнослужащих напрямую связывает с выслугой лет и основаниями увольнения с военной службы. ——————————— <*> Далее — Закон о статусе военнослужащих.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих права и социальные гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определенные названным Законом, распространяются на следующие категории граждан, уволенных с военной службы: — на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более; — на офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, — вне зависимости от основания увольнения; — на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих на указанные категории граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, определенные в п. п. 2 — 4 ст. 16 названного Закона для действующих военнослужащих. Основными из них являются: — право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства бывших военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 2 ст. 16); — право на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (п. 4 ст. 16). Указанные льготы предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, на основании отметок и штампов, проставляемых в пенсионных удостоверениях (директива Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N Д-48). Законом о статусе военнослужащих (п. 5 ст. 16) также определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сложнее в Законе о статусе военнослужащих урегулирован вопрос о социальных гарантиях по медицинскому обеспечению для семей бывших военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 16 названного Закона содержится прямое указание на то, что члены семей офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, обладают полным объемом прав и социальных гарантий в названной сфере, которые определены в п. п. 2 — 4 ст. 16 упомянутого Закона. Однако в п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих отдельно закрепляется право членов семей <*> офицеров (без указания выслуги лет) на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По смыслу взятых в совокупности п. 3 и п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих можно констатировать, что правом на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях пользуются и члены семей офицеров, уволенных с военной службы по "льготным" основаниям, выслуга которых составляет 20 лет и более. ——————————— <*> В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих к членам семей офицеров относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами.

По данным Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют сегодня 6,241 млн. человек, в том числе: 0,912 млн. военных пенсионеров (14,6%) и 2,653 млн. членов их семей (42,5%). Деятельность военно-медицинских учреждений регламентирована Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Правила оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Этими правилами определено, что лицам из числа бывших военнослужащих и членам их семей, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих право на медицинское обеспечение в определенном названным Законом порядке, медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Прикрепление бывших военнослужащих и членов их семей на медицинское обслуживание к военно-медицинским учреждениям осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок пенсионных органов, военных комиссариатов о принадлежности к семье офицера для лиц, находящихся на иждивении, а также документа, подтверждающего совместное проживание). Направление членов семей офицеров на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные военно-медицинские учреждения осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Направление на лечение в военно-медицинские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими учреждениями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Направление членов семей бывших военнослужащих на лечение в медицинские учреждения других федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым подчинены указанные медицинские учреждения, при условии работы этих учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093. К мерам социальной поддержки бывших военнослужащих — участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей в случае их гибели (смерти), а также других приравненных к ним Федеральным законом "О ветеранах" категорий граждан отнесено сохранение за ними обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а для членов семей — при жизни погибшего (умершего), а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила внеочередного оказания помощи указанным категориям граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646, предусматривают, что медицинская помощь оказывается этим категориям граждан в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний. Направление их для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. По данным мониторинга, относительно значительная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и покупку лекарств (до 9%). Действующим законодательством предусмотрены гарантии лекарственного обеспечения указанной категории граждан. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей граждан, уволенных с военной службы, при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских учреждений, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший принципиальные изменения во многие законы, нормы которых регулировали общественных отношения по предоставлению определенным категориям граждан бесплатной лекарственной помощи, исходил из того, что данный вид социального обеспечения есть не что иное, как льгота, которая должна быть заменена денежной компенсацией. Этим Законом внесены изменения в такие законы, как "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи" и в некоторые другие законы о социальном обеспечении граждан. Суть внесенных изменений в указанные законы заключается в замене таких "натуральных видов" социального обеспечения, включенных в набор социальных услуг, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, лекарственная помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно и т. д., ежемесячной денежной компенсацией. К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается и бесплатная лекарственная помощь, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, отнесены следующие категории бывших военнослужащих: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и боевых действий. Единого нормативного правового акта, закрепляющего круг лиц, которым гарантируется бесплатная лекарственная помощь, в отечественном законодательстве не существует. Право на такую помощь предусмотрено различными актами. Характеризуя содержание и эффективность современной государственной политики в сфере медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного разрешения. По данным мониторинга, имеющаяся сеть военно-медицинских учреждений в состоянии реально обеспечить в полном объеме только действующих военнослужащих. Часть коек в последние годы выделена под обслуживание "коммерческих" пациентов. Возможности по оказанию медицинской помощи пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, других "силовых" структур государства и членам их семей ограничены (по официальным данным, медицинская помощь может быть оказана лишь 30% нуждающихся военных пенсионеров и 10% — 15% от числа нуждающихся членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас). По мнению многих респондентов, за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах, других войсках, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений. Практика свидетельствует, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Закона о статусе военнослужащих, из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. В заключение хотелось бы отметить, что граждане, уволенные с военной службы, с тревогой отзываются сегодня о низкой доступности медицинского обеспечения в военно-медицинских лечебных учреждениях. Это требует постоянного внимания как со стороны соответствующих органов военного управления и их должностных лиц, так и со стороны военно-правовой науки в целях совершенствования правовых основ медицинского обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.

——————————————————————

Название документа

Медицинская помощь военнослужащим

06 08 2017 admin Пока нет комментариев

Получение помощи в медицинских учреждениях МО РФ регламентировано уставом внутренней службы, ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом МО РФ №20 от 2006 года, а так же Постановлением правительства №911 от 2004 года.

Структура медицинских учреждений МО РФ

Для понимания как получить медицинскую помощь, необходимо знать, как устроена медицинская служба ведомства. Если рассматривать систему медицинской помощи в ВС РФ снизу, то получится следующее:

  1. Фельдшер батальона
  2. Медицинский пункт полка
  3. Медицинская рота бригады (дивизии)
  4. Отдельный медицинский отряд (ОмедО) или отдельный медицинский батальон (ОмедБ)

Первый специалист с медицинским образованием это фельдшер батальона. Обычно фельдшер батальона занимается исключительно военнослужащими срочной службы. В медицинском пункте полка появляется врач и стационар до 20 коек. Если полк входит в бригаду или дивизию, то существует уровень медицинской роты и начмеда бригады. В медицинской роте появляются специализированные отделения хирургическое и терапевтическое, количество штатных коек растет до 45. В частях ВДВ, а так же других специальных войсках встречаются отдельные медицинские подразделения – ОмедО и ОмедБ. Они похожи по своей структуре на госпитали, но являются более мобильными и более приспособлены для действий в полевых условиях. На уровне ОМедБ появляются отделения специализированной медицинской помощи: отделение ЛОР, офтальмология и другие. На этом уровне заканчивается войсковая медицинская служба.

Следующий уровень – это военные лечебные учреждения или госпиталя.

Гарнизонный военный госпиталь

  1. Гарнизонные военные госпитали (ГВГ)
  2. Базовые военные госпитали
  3. Окружные военные госпитали
  4. Центральные военные госпитали

Самые маленькие из них называются гарнизонными и располагаются обычно в отдаленных гарнизонах и не превышают 150 лечебных коек. Базовые госпиталя покрупнее, обычно находятся в крупных городах или областных центрах. Окружных военных госпиталей всего четыре в стране, как и военных округов. И наконец, центральные военные госпиталя, такие как госпиталь им. Н.Н. Бурдеко и госпиталь им. А.А. Вишневского в Москве.

Порядок оказания медицинской помощи военнослужащим

Получение медицинской помощи для солдат срочной службы сводится к обращению к санитарному инструктору или фельдшеру батальона, либо к командиру подразделения во время ежедневной термометрии. Далее движение по медицинским подразделениям или организациям не представляет сложности для солдата и организуется медицинской службой части. Вся медицинская помощь для солдата бесплатна на время службы по призыву.

Военнослужащий по контракту для получения медицинской помощи, обращается к врачу медицинского пункта полка или медицинской роты. Уже на этом этапе возможно назначение простейших анализов и лечения наиболее распространенных заболеваний. Лечение у врача медицинского пункта может быть стационарное или амбулаторное с освобождением от служебных обязанностей сроком не более 6 суток или без него. Для получения «больничного» после записи в медицинской книжке и получения справки об освобождении от службы, необходимо написать рапорт командиру, для того, чтобы Вас включили в суточный приказ и освободили от служебных обязанностей. К рапорту прикладываете справку от врача. На справку ставится печать врача и иногда печать «для справок» военного госпиталя.

Медицинская служба воинской части обычно не занимается лечением пенсионеров МО РФ, членов семей военнослужащих, их детей при наличии в гарнизоне военного госпиталя или гражданской медицинской организации (поликлиники или фельдшерско-акушерского пункта).

В военный госпиталь гарнизона военнослужащий по контракту может обратиться по направлению медицинской службы части либо самостоятельно в часы амбулаторно-поликлинического приема специалистов. На руках необходимо иметь медицинскую книжку и удостоверение личности военнослужащего (военный билет). Лечение в госпиталях крупнее возможно по направлению специалистов гарнизонного военного госпиталя.

Кто имеет право на лечение в военных госпиталях?

Действующие военнослужащие имеют право на полный объем медицинской помощи в первоочередном порядке в военных лечебных учреждениях. Кроме них в военных лечебных учреждения имеют право на медицинскую помощь:

  1. Офицеры, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста в/сл, организационно-штатным причинам (ОШМ), состоянию здоровья (льготные статьи) при общей продолжительности службы в льготном исчислении более 20 лет, либо при продолжительности службы более 25 лет независимо от основания увольнения.
  2. Члены семей указанной выше группы (супруга, несовершеннолетние дети, лица, состоящие на иждивении)
  3. Прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, ОШМ, по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 20 лет.
  4. Члены семей офицеров и лица находящиеся на иждивении.
  5. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Родителям пенсионерам или родителям инвалидам старших и высших офицеров, погибших при исполнении обязанностей в/сл, либо погибших после окончания военной службы уволенных по льготным статьям с выслугой более 20 лет. Вдовы и вдовцы указанных погибших, до повторного вступления в брак.
  6. Гражданский персонал МО РФ
  7. Члены семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ.
  8. Граждан, уволенных с военной службы вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания (пр: Лучевая болезнь), полученных при исполнении обязанностей военной службы.
  9. Граждан уволенных с военной службы, в связи с отдельными заболеваниями, полученными в период военной службы в ВС РФ.

Лица, перечисленные в п.7-9 могут приниматься на лечение в ВЛУ, без ущерба для граждан, перечисленных в остальных пунктах. Т.е. согласно закону, этим категориям может быть отказано в лечении.

Перечисленные категории лечатся в военных лечебных учреждениях (ВЛУ) за счет целевых средств федерального бюджета переданных МО РФ. Если ВЛУ работает с системой ОМС, то лечение могут проходить и другие категории граждан. Так же работа по ОМС позволяет военному госпиталю работать на коммерческой договорной основе. Понять работает ли госпиталь по системе ОМС можно по типу финансирования учреждения. Федеральные государственные казенные учреждения (ФГКУ) не работают с ОМС. Такой тип финансирования у большинства ВЛУ. Лишь центральные госпитали являются федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ) и принимают пациентов по системе ОМС и на договорной основе.

Освобождение от служебных обязанностей и отпуск по болезни

Выдачей справок обычно занимается медицинская служба полка: врачи медпункта или начальник медицинской службы. С решением врача медицинского пункта о вашем амбулаторном лечении и освобождении от служебных обязанностей (справкой), командир не вправе отказывать Вам, лечиться дома. В случае обращения за медицинской помощью в военный госпиталь, врач напишет вам рекомендации в медицинской книжке и рекомендацию по освобождению от служебных обязанностей в том числе. Справку выдаст врач военного госпиталя, либо вы получите её у медицинской службы полка, на основании записи специалиста госпиталя. Максимальный срок освобождения от служебных обязанностей 6 дней с возможностью однократного продления по необходимости.

Более длительные освобождения от служебных обязанностей реализуются через решения военно-врачебной комиссии (ВВК). Обычно ВВК дает освобождения от служебных обязанностей после стационарного лечения в военном госпитале. Срок освобождения определяет ВВК. К примеру, после перенесенной внебольничной пневмонии, вы получите освобождение от служебных обязанностей на 15 суток. При освобождении более 30 суток предоставляется отпуск по болезни. Освобождение от обязанностей военной службы не предполагает выезд за пределы места службы, отпуск же позволяет это делать. Для военнослужащих по контракту максимальная длинна отпуска по болезни составляет 60 дней, и может быть продлена на 30 дней в случае необходимости.

Бесплатное медицинское обеспечение ветеранов военной службы

Максимальный срок нахождения военнослужащего на больничном (время лечения в стационаре и время отпуска по болезни) не должно превышать четырех месяцев. В случае превышение обязательное проведение ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению военной службы.

Получение медицинской помощи в ВЛУ для льготного контингента, обычно гораздо проще, чем в системе гражданского здравоохранения. Военные лечебные учреждения в целом лучше оснащены, хорошо снабжаются медикаментами. Износ медицинского имущества, помещений, мебели не столь велик, как в средней городской или районной больнице. Из-за ограниченности контингента персонал в ВЛУ более доброжелателен, количество персонала на 100 пациентов значительно больше. Получение справок об освобождении (аналог больничных листов), значительно проще, чем для гражданского населения.

Еще статьи по теме

Медицинское обслуживание военных пенсионеров

Граждане, отслужившие 20 лет в Вооруженных Силах РФ и вышедшие по выслуге лет на льготную пенсию, приобретают дополнительные привилегии. Одной из ключевых льгот является право на медицинское обеспечение военных пенсионеров. Основания и порядок предоставления квалифицированной медпомощи четко закреплены ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ № 1093.

Увольнение с военной службы в связи с выслугой лет является основанием для предоставления гражданину широкого спектра льгот. Важной мерой поощрения является предоставление права на медицинское обеспечение военных пенсионеров. Служба в воинских подразделениях часто несет серьезные риски. Здоровье нередко ухудшается, поэтому военнослужащие должны знать, какие у них есть права и как следует ими пользоваться.

Правовые основы медобслуживания военных пенсионеров

Разобраться, имеет ли право военный пенсионер на лечение в госпитале, поможет российское законодательство. Базовым правовым актом является Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Вопросу медицинского обеспечения посвящена статья 16, подробно регламентирующая право на бесплатное медицинское обслуживание как действующих военных, так и вышедших на пенсию граждан. Общие положения закреплены в п. 1 и 2 ст. 16 Закона. Норма о распространении прав на военнослужащих, уволенных со службы и имеющих 20-летнюю выслугу, содержится в п. 5 той же статьи.

Детальная регламентация порядка медобслуживания членов семей военных пенсионеров находит отражение в Постановлении Правительства № 911 от 31 декабря 2004 года. Правовой акт утвердил Правила оказания медицинской помощи членам семей граждан, уволенных со службы в военизированных структурах органов госвласти.

Постановлением Правительства РФ № 1093 от 26 сентября 1994 года детализируется порядок финансирования медицинского обеспечения военных пенсионеров. Расходы по предоставлению установленных законом услуг берет на себя государство в лице Министерства обороны России, реализующее льготы за счет средств федерального бюджета.

Положения об оказании медицинских услуг рассматриваются Приказом Минобороны № 20 от 16 января 2006 года. Документ содержит организационные основы деятельности медучреждений, функционирующих в системе ведомства. Регламентация менее значительных вопросов осуществляется иными приказами министерства.

Граждане, имеющие право на медобслуживание

Права военных пенсионеров на медицинское обслуживание распространяются на несколько категорий граждан. Основной субъект – бывшие военнослужащие, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по сокращению штата или по состоянию здоровья. Срок нахождения в составе военизированных подразделений к моменту увольнения должен составлять не менее 20 лет.

Важно! При достижении льготного стажа в 25 лет военнослужащие имеют аналогичные права вне зависимости от увольнения с военной службы.

Наряду с военными пенсионерами право на бесплатное медицинское обслуживание распространяется на членов их семей. Согласно п. 3 ст. 16Закона, к последней категории относятся:

  • супруги военнослужащих;
  • дети, не достигшие 18 лет;
  • дети, достигшие 18 лет, но ставшие инвалидами до совершеннолетия;
  • дети, не достигшие 23 лет при условии, что они очно обучаются в образовательных организациях.

Внимание! На лиц, состоящих на иждивении у бывших военнослужащих и проживающих совместно с ними, положения не распространяются. Правило работает только в отношении действующих военных.

При смене статуса бывшие члены семьи утрачивают рассматриваемое право. Основаниями изменения статуса являются расторжения брака (признание его недействительным) совершеннолетие и отказ от иждивения.

Права военных пенсионеров на медобслуживание

Уволенные с военной службы граждане и члены их семей права, предусмотренные п. 2 ст. 16 Закона. Согласно указанной норме, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе:

  • обеспечение лекарствами (для применения по назначению);
  • обеспечение медицинскими изделиями (по назначению лечащего врача);
  • изготовление зубных протезов, их необходимый ремонт (кроме дорогостоящих изделий).

Дополнительные права распределены по всей статье 16 Закона. Обобщенный перечень льгот для военных пенсионеров выглядит следующим образом:

  • медицинская помощь в специализированных ведомственных учреждениях;
  • медицинские осмотры, диспансеризация;
  • медико-психологическая реабилитация;
  • санаторно-курортное лечение и отдых (частично).

Право на медицинское обеспечение военных пенсионеров предполагает бесплатное предоставления перечисленных социальных гарантий. Плата взимается в установленных законом случаях, выходящих за рамки предоставляемых прав. В частности, оплачивать необходимо:

  • зубные протезы, изготавливаемые из драгоценных металлов и прочих дорогостоящих материалов;
  • лекарственные препараты (для членов семей, обратившихся за медпомощью в амбулаторных условиях);
  • санаторно-курортное лечение и отдых в размере 25% от стоимости путевки (для членов семей – 50%);
  • иные услуги, выходящие за рамки предоставляемых прав.

Бесплатное медобслуживание осуществляется преимущественно в военно-медицинских учреждениях, действующих в структуре Министерства обороны РФ. Отдельные виды услуг предоставляются в гражданских лечебных учреждениях, а также в специализированных медчастях и госпиталях Минобороны.

Порядок получения медицинского обеспечения

Право лечения в военных госпиталях, поликлиниках возникает после приписки пенсионеров Минобороны к соответствующему медучреждению. Ее организация основывается на территориальном признаке. Чтобы встать на учет, необходимо предоставить пакет документов:

  • пенсионное удостоверение, в котором содержится отметка о праве гражданина на получение бесплатной медпомощи в военно-медицинских организациях;
  • военный билет, выдаваемый офицерам запаса;
  • паспорт гражданина РФ;
  • полис ОМС (при условии, что документ оформлен ранее).

Внимание! Офицеры и прапорщики, уволенные в запас, могут предоставлять вместо пенсионного удостоверения специальную справку, которая выдается военкоматом по месту получения льготной пенсии. Справка должна содержать отметку о праве на бесплатное медобслуживание.

Члены семей, обращающиеся в военные медучреждения, дополнительно предоставляют:

  • справку об инвалидности формы МСЭ 003 с отметкой «с детства» (для детей, ставших инвалидами до совершеннолетия);
  • справку об очном обучении в образовательных учреждениях (для детей, имеющих право на получение медпомощи до 23 лет);
  • свидетельство о заключении брака (для супругов);
  • свидетельство о рождении (для несовершеннолетних).

После регистрации при медорганизации пенсионеры и их семьи вправе получить любой вид рассмотренных выше услуг. При прекращении статуса члена семьи или отпадении основания приписка аннулируется.

Порядок отдыха в санаторных учреждениях

Частично бесплатным является предоставление лечения в санаторных условиях. Путевки оплачиваются пенсионерами в размере 25% от завяленной стоимости, для членов их семей цена составляет 50%. Система учреждений подобного рода включает более 50 организаций. Оформлять путевки с 2013 года можно тремя способами:

  • почтовым обращением в Главное военно-медицинское управление Минобороны;
  • электронной заявкой на портале электронной приемной ведомства ;
  • электронной заявкой на сайтах санаторно-курортных комплексов.

Важно! Отправлять заявки необходимо по основному адресу ГВМУ Минобороны: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Предоставляются лечебно-оздоровительные услуги при наличии установленного пакета документов. Отправить необходимо оригиналы:

  • заявления установленного образца на получение путевок;
  • медицинской справки по форме 070/у .

Совет! Рекомендуется отправлять заявки напрямую в санаторно-курортные учреждения. Их список, а также сведения о наличии мест можно найти на тематической странице портала Минобороны .

После одобрения заявки потребуется оплатить необходимую часть от стоимости путевки. Санатории и дома отдыха отдельно сообщают особенности прибытия, размещения и пребывания. Доставка к комплексам осуществляется на общественном транспортеили транспорте дальнего следования бесплатно.

Права на медицинское обеспечение военных пенсионеров закреплены в нескольких нормативных документах, принятых на федеральном уровне. Граждане, уволенные с военной службы, члены их семей вправе получить широкий комплекс медицинских услуг, которые частично или полностью оплачиваются государством.