Понятие государственного служащего и государственной службы рф. Государственные гражданские служащие: понятие и правовой статус

Государственные служащие – это совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Они образуют государственный аппарат как социально-правовой институт.

Государственный служащий- работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации:

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета;

Может быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий в широком смысле - лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность - это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу.

Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Виды

1) по функциональному назначению:

- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

- служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;

- служащие, совмещающие выполнение двух первых функций.

2) по характеру и объему полномочий (должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав):

- представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования, указания, предписания и применять меры административного воздействия к органам и лицам им неподчиненным (руководители, их заместители);

Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники полиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного государственного органа, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты, начальники отделов и др.);

- технический (вспомогательный состав) – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного государственного органа. Они обеспечивают деятельность оперативного состава. Их служебная деятельность не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы, негосударственные эксперты и др.)

Итак, понятие «государственный служащий» можно опреде­лить следующими признаками.

Во-первых, государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государ­ственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установ­ленным соответствующим федеральным законом.

Государствен­ный служащий является одной из сторон государственно-слу­жебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, го­сударственные функции, решает специальные задачи для дости­жения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответствен­ность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать тре­бованиям законодательства о государственной службе, т. е. по­ложениям конкретного закона о соответствующем виде государ­ственной службы.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачивае­мую должность государственной службы в установленном зако­ном порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обя­занности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать толь­ко государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатичес­кий ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный служащий выполняет государ­ственные функции, полномочия государственных органов, ре­шает государственные задачи в экономической, социальной, ад­министративно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, нало­гообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие реше­ния, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и дея­тельность трудовых коллективов.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулиро­вать следующее определение. «Государственным служащим являет­ся гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государствен­ной администрации (исполнительной, законодательной и судеб­ной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государствен­ным органом служебный контракт (принявший присягу на вер­ность Российской Федерации), осуществляющий от имени госу­дарства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содер­жание (заработную плату) и имеющий гарантированный государ­ством социально-правовой статус».

  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
      • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
    • Административное принуждение: понятие и виды
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Понятие и виды государственных служащих

В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...» 1 Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1236. . По общему правилу, результатом труда служащею не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 651. . Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью ею характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т.д.). Хотя несомненно, что исторически физический труд - удел основной массы рабочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.

До принятия Закона от 31 июля 1995 г. об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим признавался гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации . Таким образом, признаки государственного служащего сводились к тому, что он:

  1. гражданин РФ;
  2. замещает государственную должность в государственном органе;
  3. замещает в таком органе должность государственной службы;
  4. выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
  5. получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Следует особо подчеркнуть, что понятия государственного служащего и государственной должности не исчерпывались лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы и говорилось, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих РФ, его действие распространялось не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и в иных организациях (правоохранительных, военных).

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, ФЗ о системе государственной службе, ФЗ о гражданской службе государственными служащими не признавались.

В ФЗ о системе государственной службе отсутствует подобное общее понятие государственного служащего. Оно подменено понятиями федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего. Это обусловлено тем, что указанные понятия не совпадают. Под федеральным государственным служащим понимается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета . Федеральная государственная должность - общее понятие, объединяющее, однако, разнохарактерные по своему существу должности государственной гражданской службы, воинские должности, должности правоохранительной службы, понятие которых также нуждается в специальной расшифровке.

Понятие же государственного служащего субъекта РФ охватывает лишь его гражданских служащих. Исходя из этого государственным гражданским служащим субъекта РФ признается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств соответствующего субъекта РФ . В случаях, предусмотренных федеральным законом, он может получать денежное вознаграждение за счет средств федеральною бюджета.

Деление государственных служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы, возможно также в зависимости от группировки занимаемых ими должностей, видов органов, в которых они занимают должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный и вспомогательный состав.

В ФЗ об основах государственной службы, ФЗ о системе государственной службы подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в этих законах даже и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку должностные лица признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.

А между тем до сих пор термин «должностное лицо» официально употребляется в качестве не общего, а специального понятия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно к статьям гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем с положениями федеральных законов о государственной службе. В действовавшем в то время ФЗ об основах государственной службы, в частности, под лицами, занимающими государственные должности, понимались лишь лица, замещавшие должности, устанавливаемые Конституцией РФ и законами РФ, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Но этим определением охватывались лишь должности категории, которые тем же законом не относились к государственным должностям государственной службы, а лица, занимавшие должности такой категории, не признавались государственными служащими государственной службы (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные министры, высшие должностные лица субъектов РФ и др.).

Обозначенная выше трактовка понятия должностного лица не вполне согласуется с действующими федеральными законами о государственной службе. Так, в ФЗ о гражданской службе дается более узкое понятие государственной должности, не поглощающее понятие должности гражданской службы. Лица, замещающие государственную должность, не признаются гражданскими служащими.

Понятие должностного лица, аналогичное тому, которое дано в УК РФ, в основном воспринято и КоАП РФ. Но в этих кодексах понятие должностного лица трактуется применительно к выделению специальных субъектов определенных преступлений и административных правонарушений, то есть не является универсальным. В частности, под лицами, занимающими государственные должности, понимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами ее субъектов для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Однако этим определением охватываются лишь должности определенной категории, которые по Закону об основах государственной службы не относились к категории государственных должностей государственной службы, а лица, занимавшие должности указанных категорий, не признавались государственными служащими государственной службы. Это означает, что концепция должностного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями.

Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов и их организаций. Они принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам 3 Среди работников, занимающих в государственных органах должности, не отнесенные к государственным должностям, имеются служащие, которые по характеру принадлежащих им полномочий являются должностными лицами (например, начальники управлений и других подразделений государственных органов, ведающих вопросами административно-хозяйственного и иного обеспечения деятельности соответствующих органов). .

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти . Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знании, опыта.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

Субъектами административного права являются не только государственные служащие, но и лица, замещающие в государственных органах должности, не являющиеся должностями государственной службы. Они могут действовать также как в статусе должностных лиц, так и оперативного состава.

Субъектами административного права являются также служащие государственных предприятий и учреждений, не относящихся к органам государственного управления. Они отличаются от государственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социальной, культурной и иной деятельности, т.е. выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также служащих учреждений и служащих предприятий. Так, содержанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд служащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий - за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности.

Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов и. например, служащих государственных предприятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на государственный характер их служебной деятельности.

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и др.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

В зависимости от характера и объема полномочий служащие предприятий и учреждений также могут быть подразделены на должностных лиц, в том числе представителей административной власти и оперативный состав.

Следует иметь в виду, что постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2004 г. № 51 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Как следует из названия справочника, в нем выделены должности руководителей, специалистов и служащих, применительно к ним установлены их права и обязанности, содержание квалификационных требований. Но условность подобного деления очевидна. Так, с юридической точки зрения руководители государственных организаций являются как служащими, так и должностными лицами. Во многих случаях они должны быть и специалистами в определенной области.

Важно также иметь в виду, что во всех государственных органах, на предприятиях и в учреждениях имеются вспомогательные служащие, особенность правового положения которых состоит в том, что их правомерная служебная деятельность не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа, должностного лица. Их обязанности и права определяются задачами технического в юридическом смысле обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари, машинистки и т.п.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин РФ, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами, независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

Гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание исключительно за счет средств бюджета (федерального или бюджета субъекта Федерации).

Нанимателем для федерального государственного гражданского служащего является Российская Федерация, для государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответсвующий субъект РФ. В рамках государственного органа полномочия нанимателя осуществляет т.н. представитель нанимателя - руководитель соответствующего государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность.

Для уточнения отличительных признаков государственного гражданского служащего можно воспользоваться более развернутым определением:

Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение. В данном определении перечислены основные признаки сотрудника, позволяющие считать его государственным гражданским служащим.

Особые характеристики гражданского служащего по сравнению с прочими работниками определяются наличием у него специфического социально-правового статуса, закрепленного в законодательстве и возникающего при занятии должности государственной гражданской службы. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется самостоятельность и независимость гражданских служащих от воли руководителя в осуществлении своих прав и обязанностей.

Социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего представлены на рисунке!

Рисунок!! Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего

Различаются общие права и обязанности , установленные для всех государственных служащих, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью.

Общие права гражданских служащих определяются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», глава 3, ст 14.


К ним относятся:

Права на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности;

Получение информации;

Посещение предприятий;

Принятие решений и участие в их подготовке;

Участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

Продвижение по службе;

Переподготовку и повышение квалификации за счёт средств соответствующего бюджета;

Пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы;

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

Требование служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство;

На объединение в профсоюзы для защиты своих прав;

Обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

К основным (общим) обязанностям относятся :

Соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства;

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

Исполнение поручений соответствующих руководителей;

Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций;

Неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Предоставление предусмотренных законом сведений о себе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретении иного гражданства;

Соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов;

Соблюдение служебного распорядка;

Поддержка необходимого уровня квалификации и т.д.

Отдельно подчеркнем обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Также важно, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение , а при получении такового (по мнению гражданского служащего) обязан представить обоснование неправомерности данного поручения, получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и в письменной форме отказаться от его исполнения.

Поступающий на государственную гражданскую службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты - статья17 закона № 79-ФЗ, к примеру:

1. Запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

2. Замещать должность гражданской службы в случае :

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц ;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума ;

12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских союзов) и религиозных объединений и т.д.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой описывают случаи, в которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может на ней находиться:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Государственному служащему предоставляются государственные гарантии, соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания в период обучения), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).

Закон выдвигает ряд требований к служебному поведению гражданского служащего, среди которых требования:

Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл его профессиональной деятельности;

Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа;

Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

Соблюдать ограничения для гражданских служащих;

Соблюдать нейтральность;

Не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

Проявлять корректность в обращении с гражданами;

Способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию и т.д.

Специфическим для государственной служебной деятельности является понятие конфликта интересов , который по преимуществу относится к внутриорганизационным конфликтам.

Конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Исходя из положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим является гражданин РФ, состоящий на государственной должности и исполняющий за денежное вознаграждение из средств государственного бюджета служебные обязанности в объеме обозначенных в нормативно-правовых документах обязанностей и прав.

Виды государственных служащих определяются по разным основаниям

  • 1. По функциональному назначению:
    • служащие, обеспечивающие как специалисты фактическую деятельность по выполнению целей задач, стоящих перед государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
    • должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций, занимающиеся их управлением;
    • служащие и должностные лица, совмещающие выполнение указанных выше функций.
  • 2. По характеру и объему полномочий:
    • работники государственных органов власти, выполняющие работу, непосредственно определяемую его целями, задачами и наделенные для этого полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления. Их принято определять как оперативный состав;
    • должностные лица органов государственной власти, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Их называют представителями административной власти;
    • служащие, деятельность которых связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава и не имеющие права совершать действия, влекущие юридические последствия, а также влияющие на содержание решений данного органа. Они относятся к вспомогательному составу.

Статус государственного служащего наряду с определением содержания административно-служебных отношений представляет собой и совокупность установленных законом прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и их ответственности. Они имеют свои особенности. В частности, права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа, имеют производный характер, так как деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа, где он проходит службу. Права должны осуществляться в интересах государства и общества, в силу чего являются одновременно и обязанностью. Другие особенности проявляются в том, что предписания государственных служащих подлежат исполнению теми, кому адресованы, а вводимые ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность служащих направлена на повышение эффективности государственной службы и управления, сохранению авторитета властных государственных органов в лице граждан России. И последняя весьма важная особенность: реализация прав и обязанностей гарантируется государством.

Права гражданского служащего определены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и выделены в две самостоятельные группы: относящиеся к существу служебной деятельности и сопутствующие статусу государственных служащих.

Согласно закону, гражданский служащий имеет право на:

  • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном этим федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с этим федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с этим федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Обязанности государственного служащего вытекают из самой сущности государственной службы как исполнения возложенных государством на служащего обязанностей и прежде всего направлены на повышение эффективности системы государственного управления. Федеральным законом «О государственной гражданской службе» определено 12 общих для всех гражданских служащих служебных обязанностей. Их также можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести те их них, которые связаны с существом служебной деятельности, а ко второй - сопутствующие статусу гражданских служащих.

К основным обязанностям государственного служащего относятся:

  • обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестное исполнение в соответствии с должностным регламентом должностных обязанностей и соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией. Выполнение должностных инструкций;
  • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений;
  • поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей;
  • соблюдение норм служебной этики, хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;
  • своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наряду с общими обязанностями на государственного служащего могут возлагаться и дополнительные, обусловленные как конкретным видом государственной службы, так и конкретной занимаемой должностью в отдельных органах власти и государственных учреждениях, в которых он проходит службу. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности, необходимые для выполнения задач по государственному управлению, Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» устанавливает определенные социально-экономические, политические и моральные ограничения , связанные с государственной службой. Они направлены на то, чтобы не допускать превращения государственных органов в источники вседозволенности и разгильдяйства, коррупции и оппозиционности. Согласно закону , государственным служащим запрещается:

  • 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
  • 2) замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • 3) осуществлять предпринимательскую деятельность и приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • 4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
  • 5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц в виде подарков, денежного вознаграждение, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений;
  • 6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • 7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • 8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • 9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • 11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • 12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • 14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • 15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
  • 16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 17) после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 16 закона устанавливает и ограничения, связанные с гражданской службой. В частности, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • 9) непредставления установленных настоящим федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  • 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения.

Обязательным условием государственной службы является служебная дисциплина, что и регламентируется как федеральным законодательством, так и другими иными нормативными правовыми актами, в том числе и государственного органа, где непосредственно работает служащий. За нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Высокая степень ответственности государственных служащих особо подчеркивает значимость их деятельности в интересах общества и государства. Данное обстоятельство учитывается и в предоставлении им различных льгот. Под ними понимаются установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. К ним относятся: льготы по налогообложению, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, оплате жилищных и коммунальных услуг, меры морального и материального поощрения.

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации».

Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Институт Экономики и управления

Реферат на тему:

« Государственный служащий. Виды государственных служащих»

Выполнил:

Студент гр. Эбс-212

Волкова Лидия Вячеславовна

Проверил:

Преподаватель кафедры « БЖД и право»

Галочкина Галина Владимировна

г. Владивосток

2015


Введение.

Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.

Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

  • Федеральных органов государственной власти
  • Субъектов РФ
  • Органов государственной власти субъектов РФ
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ

Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.

Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:

  1. Государственно-гражданская служба
  2. Военная служба
  3. Правоохранительная служба

Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:

  • Федеральную государственную гражданскую службу
  • Государственную гражданскую службу субъекта РФ
  1. Общие положения в системе организации государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  1. Федерализм
  2. Законность
  3. Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
  4. Равный доступ граждан к государственной службе
  5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
  6. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
  7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.

2 Виды государственной службы.

Государственная служба подразделяется на несколько видов:

  1. Федеральная государственная служба.
  2. Гражданская государственная служба.

В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.

Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.

Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.

На государственную службу по контракту могут поступать граждане:

  1. Владеющие государственным языком РФ.
  2. Граждане, достигшие возраста 18 лет.
  3. Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.

Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:

  1. При заключении срочного служебного контракта.
  2. При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
  3. При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
  4. При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.

Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.

Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.

Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:

Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.

Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.

Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.

В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.

Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:

  1. На неопределенный срок.
  2. На определенный срок.

Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.

По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.

Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:

  1. Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
  2. Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
  3. Паспорт.
  4. Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
  5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  6. Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
  7. Документы воинского учета.
  8. Документ об образовании и квалификации.
  9. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.

4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.

Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

  1. По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
  2. По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
  • Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
  • Гражданских.

Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.

  1. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.

Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.

Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.

Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:

  • Внутриорганизационные(внутренние).
  • Внешние.

Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.

Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).

  1. В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
  • На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
  • На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
  1. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
  • Высшие государственные должности.
  • Главные государственные должности.
  • Ведущие государственные должности.
  • Старшие государственные должности.
  • Младшие государственные должности.
  1. В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.

5 Права и обязанности государственного служащего.

Государственный служащий имеет право :

  • На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
  • На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
  • На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
  • На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
  • Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
  • На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
  • На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
  • Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :

  • Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
  • Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
  • В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
  • Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
  • Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
  • Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.

Государственный служащий не вправе :

  1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
  2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
  3. Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
  4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
  5. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
  6. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
  7. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
  8. Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
  9. Принимать участие в забастовках.
  10. Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
  11. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.

Заключение.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарной.
  • Материальной (ограниченная или полная).
  • Административной.
  • Уголовной.
  • Гражданско-правовой.

Список литературы.

  1. гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
  2. Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
  3. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
  4. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
  5. http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11176. Управление карьерой государственных служащих 94.61 KB
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы...
21516. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих 52.16 KB
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного...
18281. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан 93.66 KB
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих...
19143. Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих 34.28 KB
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности.
11036. Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан 105.59 KB
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы..
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
309. Правовой статус муниципальных служащих 16.6 KB
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества...
20357. Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» 570.98 KB
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения – всё...
19783. Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») 415.98 KB
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет.