Правила раскрытия тсж информации об управлении многоквартирным домом. Раскрытие информации тсж Ответственность жск за нарушения стандартов раскрытия информации

Раскрытие информации является процессом, который предоставляет членам и не членам ТСЖ возможность ознакомиться с деятельностью товарищества. Право члена ТСЖ знать, чем оно занимается, закреплено в действующем законодательстве и уставе ТСЖ.

Основные требования к работе правления ТСЖ и его обязанности регламентируются ст.148 ЖК РФ . В ней закреплена норма, согласно которой все доходы, уже полученные и будущие, а так же расходы, как уже произведенные, так и предстоящие, утверждаются общим собранием.

Основным документом, определяющим порядок информационного обслуживания жильцов, является Постановление Правительства №731 , вступившее в силу в сентябре 2010г., и Постановление Правительства №94 от 2012г . В них излагаются принципы информационного обеспечения товарищества, а так же утверждается сам Стандарт раскрытия информации ТСЖ.

Стандарты, утвержденные законом

Вышеупомянутыми Постановлениями определены общие принципы раскрытия информации ТСЖ и ЖСК, порядок раскрытия и как она должна доводиться до граждан.

Важно! Основной принцип раскрытия информации, утвержденный государственным Стандартом — все предоставляемые для ознакомления сведения должны быть достоверными.

Законом установлено, что любой гражданин вправе ознакомиться с такими данными о ТСЖ:

  • общей информацией об организации;
  • хозяйственной и финансовой деятельностью;
  • порядком исполнения договоров;
  • перечнем оказываемых услуг;
  • порядком предоставления услуг;
  • стоимостью услуг и величиной тарифов.

Это так называемая открытая информация.

Какие виды деятельности подлежат обнародованию?

Согласно законодательству, товарищество обязано раскрывать всю информацию о своей деятельности, начиная от своих реквизитов и адреса, заканчивая бухучетом.

Общие данные

В части общей информации, ТСЖ должно предоставлять для открытого доступа следующие сведения:

Финансовая и хозяйственная часть

В части деятельности, как финансовой, так и хозяйственной, должны раскрываться такие сведения:

    Бухгалтерская отчетность — обязательно баланс, его приложения.

    Отчеты о работах (выполненных и выполняемых). Раскрывается информация о доходах, естественно, указываются расходы, обязательно приводятся сметы и т.п. за истекший период.

    Протоколы собраний , проведенных заседаний как правления, так и ревизионной комиссии за истекший период. Предоставляются протоколы собраний, на которых обсуждались вопросы, непосредственно связанные с обслуживанием, предоставлением коммунальных услуг.

    Результаты ревизионных проверок , заключения по ним.

    Результаты аудиторских проверок . Доступ должен быть открыт к материалам за три года. То есть за текущий и два предыдущих года. Размещаться эти документы должны так, чтобы была отчетливо видна подпись аудитора и его печать.

В части финансовой деятельности ТСЖ, должна раскрываться информация о:

  • размерах платежей и взносов, принятых на общем собрании;
  • размере резервного фонда ТСЖ и других фондах товарищества, если они есть, включая денежные резервы на ремонт (капитальный и текущий). Указывается размер денежных средств фонда.

Предоставление услуг

В части предоставления услуг ТСЖ, открытой должна быть такая информация:


Информация о деятельности ТСЖ должна размещается в открытой печати тех изданий, которые публикуют материалы и нормативные акты местного самоуправления. Ее также можно размещать на сайтах исполнительной власти, муниципалитетов. Возможно размещение информации на собственном сайте ТСЖ, если он существует.

Просмотрев видео, вы узнаете о том, какая информация о ТСЖ подлежит раскрытию и каким образом товарищество может ее предоставить:

Заключение

Каждый человек, проживающий в доме, который обслуживается ТСЖ, имеет право знать, на какие услуги он может рассчитывать, сколько они стоят, порядок и сроки их предоставления. К этому, собственно, и сводятся требования законодательства, предъявляемые к раскрытию информации товариществом.

Деятельность ТСЖ должна быть прозрачной, поэтому за тем, как осуществляется информирование жильцов, ведется пристальный контроль со стороны надзирающих органов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все мы конечно же прекрасно знаем, что управляющим организациям, которые занимаются в управлением многоквартирными домами, необходимо , причём делать это одновременно в нескольких местах. Количество сведений, которые нужно публиковать, велико, и поэтому периодически всё ещё возникают вопросы о том, что конкретно, в каком объёме и где нужно размещать. Чтобы прояснить эти вопросы раз и навсегда, мы решили сделать цикл статей, где постараемся максимально точно и, в то же время как можно более простым языком, рассказать обо всех нюансах, которые скрываются за словами «раскрытие информации».

Прежде всего, давайте разберёмся с законодательной базой. В данный момент основных документов, регулирующих процесс раскрытия информации, два. Первый, это утверждённый Постановлением Правительства № 731 стандарт, в котором описываются требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации. И второй документ — это формы раскрытия информации, утверждённые Приказом Минстроя № 882/пр , где, собственно, и говорится, что именно нужно раскрывать. Конечно, ещё есть целый ряд законодательных актов, посвящённых « ГИС ЖКХ », но об этой системе мы подробно поговорим в следующей статье.

Где раскрывать?

Согласно вышеперечисленным источникам, информацию нужно раскрывать, прежде всего, на портале «Реформа ЖКХ». Почему именно там, можно узнать из нашей . Помимо как на «Реформе», публиковать сведения нужно так же на своём сайте, или, если такового у вас нет, то на сайте органа исполнительной власти или муниципалитета, к которому привязана ваша управляющая компания.

Это, что касается размещения информации в Интернете, но кроме этого, так же обязательно нужно все эти данные распечатать и разместить на информационных стендах в помещении управляющей организации.

Что раскрывать?

Вот мы и подошли к самому главному вопросу. И если отвечать на него коротко, то управляющие организации должны сначала рассказать всё о себе, т.е. предоставить общую информацию о компании, а потом подробно отчитаться по каждому из многоквартирных домов, которыми она управляет.

Ниже приведён полный перечень позиций, которые в обязательном порядке должны быть опубликованы.

  1. Информация об управляющей организации

    1. Общая информация

      • Полное и сокращённое наименование, с указанием организационно-правовой формы
      • ФИО руководителя
      • ОГРН / ОГРНИП
      • Место гос. регистрации юридического лица и почтовый адрес
      • Адрес электронной почты
      • Контактные телефоны, факс
      • Режим работы, в том числе часы личного приема граждан
      • Сведения о работе диспетчерской службы:
        • адрес
        • контактные телефоны
        • режим работы
      • Количество домов, находящихся в управлении и их общая площадь
      • Сведения о лицензии на управление МКД
        • номер
        • дата получения
        • орган, выдавший лицензию
        • копия самого документа лицензии
    2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

      • Годовая бухгалтерская отчетность (в т.ч. бухгалтерский баланс с приложениями)
      • Сведения о доходах и расходах в связи с управлением МКД
      • Общая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы
      • Сметы доходов и расходов товарищества или кооператива
      • Отчет о выполнении смет доходов и расходов
    3. Информация о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД

      • Дата привлечения
      • Кого привлекли
      • Почему
      • Наименование контрольного или судебного органа
      • Количество выявленных нарушений
      • Документ о применении мер административного воздействия (копия)
      • Мероприятия, проведенные для устранения выявленных нарушений и результаты административного воздействия
    4. Перечень МКД, управление которыми осуществляется сейчас

      • Адрес МКД
      • Основание управления
      • Дата начала управления
    5. Перечень МКД с расторгнутыми в предыдущем календарном году договорами

      • Адрес МКД
      • Основание управления
      • Дата начала управления
      • Дата окончания управления
  2. Сведения по каждому МКД в управлении

    1. Общие сведения

      • Договор управления
      • Способ формирования фонда капитального ремонта
      • Характеристика многоквартирного дома:
        • Адрес
        • Год постройки
        • Серия, тип постройки здания
        • Этажность
        • Кол-во подъездов
        • Кол-во лифтов
        • Количество квартир
        • Площадь жилых и нежилых помещений
        • Кадастровый номер (при его наличии)
        • Элементы благоустройства
      • Системы инженерно-технического обеспечения
      • Основания управления по каждому дому
    2. Конструктивные элементы

      • Фундамент, стены, перекрытия, фасады, крыши, подвал
      • Мусоропроводы
      • Лифты
      • Общие приборы учёта
      • Системы электро/тепло и прочего снабжения
      • Наименование работ
      • Годовая плановая стоимость
    3. Коммунальные услуги

      • Основание предоставления
      • Тариф
      • Норматив потребления услуги
      • Сведения о поставщиках коммунальных ресурсов
    4. Использование общего имущества МКД

      • Название
      • Назначение
      • Площадь
      • Сведения по передаче во владение или пользование третьим лицам
    5. Капитальный ремонт

      • Владелец специального счета
      • Размер взноса
      • Реквизиты протокола собрания, на котором принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта
    6. Собрания собственников

      • Дата, номер протокола
      • Решение (протокол)
    7. Отчет об исполнении договора управления (о выполнении смет доходов и расходов) за год

      • Выполняемые работы (услуги) по содержанию и текущему ремонту
      • Уже выполненные работы с детализацией
      • Информация о наличии претензий по качеству работ
      • Предоставленные коммунальные услуги
      • Сведения о работе с должниками

Список получился совсем не маленьким. Причём, я напомню, что мы сейчас говорим только о тех сведениях, которые нужно размещать на портале «Реформа ЖКХ», на своём сайте и на информационных стендах. Если вы хотите проверить полноту раскрытия информации в вашей компании по этим позициям, то можете обратиться к нам за бесплатным аудитом. А про «ГИС ЖКХ» мы поговорим в .

С 1 МАЯ 2015 г. ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ УО, ТСЖ, ЖСК. ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОЭТАПНЫМ ВВЕДЕНИЕМ ГИС ЖКХ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ САНКЦИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В НОВЕЛЛАХ.

Кто и когда обязан вносить информацию в ГИС ЖКХ

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» упразднил ст. 7.23.1 КоАП РФ с 1 мая 2015 г. (п. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ). Вместо нее действует ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для УО, ТСЖ, ЖСК и индивидуальных предпринимателей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение законного порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо неполное ее размещение или умышленное ее искажение. Обязанность организаций, управляющих МКД, обеспечить свободный доступ к информации об их деятельности посредством ее размещения в ГИС ЖКХ установлена ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, а также ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Здесь есть тонкость. Действие части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начинается с 1 июля 2016 г. До этого времени все УО в соответствии с лицензионными требованиями должны раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru и лишь ту часть, которая указана в ст. 198 ЖК РФ, размещать в ГИС ЖКХ. Это условие обязательно для всех УО с 1 августа 2015 г.

Однако в некоторых регионах субъектами РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации системы с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором системы. На основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ на территории такого субъекта РФ организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ уже через четыре месяца после вступления в силу соглашения. Перечень регионов, подписавших соглашение, можно увидеть на сайте ГИС ЖКХ.

Таким образом, в общем случае ГИС ЖКХ вводится в эксплуатацию с 1 июня 2016 г. И, соответственно, положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о финансово-хозяйственной деятельности и предоставляемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, применяются до 1 июня 2016 г. Далее будет действовать ч. 10.1 той же статьи (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ).

До 1 июня 2016 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны публиковать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Лицензионные требования и информация УО

Однако УО расслабляться нельзя ни при каком случае. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Аналогичное требование включено в перечень лицензионных требований в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Требование подтверждается письмом Минстроя России от 17.06.2015 № 18624-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УО обеспечивает беспрепятственный доступ к основным показателям ее финансово-хозяйственной деятельности, информации о ее услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Неразмещение информации – это нарушение лицензионных требований.

Предпринимательская деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований согласно ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. – 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250 тыс. – 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица – 250 тыс. – 300 тыс. руб. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут такую же административную ответственность, как юридические лица.

Судебная практика по искам о нарушении лицензионных требований

Есть примеры судебной практики по статье о нарушении УО лицензионных требований. Приведем их, хотя они и не касаются вопроса размещения информации УО. Решение Октябрьского районного суда Новосибирска от 09.09.2015 по делу № 12-475/2015 подтвердило правомерность привлечения УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд не выявил смягчающих обстоятельств для уменьшения суммы штрафа. Решением Коломенского городского суда Московской области от 17.08.2015 по делу № 12-215/2015 ООО «Департамент городского хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 тыс. руб. Суд счел возможным применить минимальный размер штрафа.

В решении Канавинского районного суда Нижнего Новгорода от 21.08.2015 по делу № 12-682/2015 суд определил, что УО допущены нарушения пп. 4.4.1 и 4.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя от № 170, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, а также ч. 2.3 ЖК РФ.

Суд квалифицировал действия УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначил штраф в размере половины минимального – 125 тыс. руб.

Подольский городской суд Московской области от 27.08.2015 по делу № 12-368/2015 снизил первоначально определенный мировым судьей штраф в связи с тем, что МКД внесен в план по Программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Суд определил привлечение УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить и снизить размер назначенного штрафа до 125 тыс. руб.

Кировский районный суд Самары от 29.09.2015 по делу № 12-454/2015 признал фактические обстоятельства дела соответствующими собранным доказательствам и квалифицировал действия директора УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Однако суд признал смягчающими обстоятельствами:

  • устранение нарушения на момент рассмотрения дела;
  • финансовое состояние директора УО, его средний заработок, наличие на иждивении сына.

На этом основании штраф назначен ниже низшего уровня с учетом требования ч 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тыс. руб.

Также есть примеры прекращения производства по делам об административном правонарушении за малозначительностью в случае, когда УО незамедлительно исправила все нарушения (решение Приокского районного суда Нижнего Новгорода от 11.09.2015 по делу № 12-334/2015).

Требования к информации

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон об информации).

Любое лицо может свободно пользоваться информацией и передавать ее другому лицу, если доступ к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения не ограничены федеральными законами.

В правоприменительной практике (например, в определении Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № 35-КГпр14-5, постановлениях ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1766/2014 по делу № А40-23492/13-138-219, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А27-8634/2011 и др.) в целом поддержана позиция законодателя об отнесении к информации любых сведений, в том числе запрещенных и конфиденциальных.

В научной доктрине сформировалось представление о том, что информация должна отвечать следующим основным требованиям:

  • надежность: распространяемая информация должна отражать реальное, достоверное состояние объекта;
  • актуальность: несмотря на то что чаще информация ориентирована на многократность использования, она должна быть своевременной и уместной;
  • понятность: содержание распространяемой информации должно быть понятно ее адресату, в противном случае цель ее распространения будет неоправданной.

Наиболее распространенным ограничением к доступу информации, определенной федеральным законодательством, следует указать общее правило ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если размещение открытой информации в ГИС ЖКХ может повлечь нарушение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, то такая публикация прекращается по судебному решению.

Пример:

Если открытые данные ГИС ЖКХ нарушают требования Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», то обладатель коммерческой тайны в судебном порядке может восстановить свои права.

Если же размещение открытой информации нарушает требования Федерального закона «О персональных данных», то оно должно быть приостановлено (прекращено) по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» обозначено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). То есть все сведения, касающиеся только одного человека, могут быть его персональными данными.

Статья Е.В. Шерешовец, директора компании «КИТ», члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Раскрытие информации ТСЖ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Раскрытие информации ТСЖ


1.2. Особенности раскрытия информации ТСЖ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
5.3. Особенности раскрытия информации ТСЖ и кооперативов

Нормативные акты : Раскрытие информации ТСЖ

10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

"10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";

Товарищество собственников жилья по своей сути является объединением проживающих в многоквартирном доме граждан, пожелавших осуществлять совместное управление общим имуществом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такая организация регистрируется в качестве юридического лица, осуществляющего определенную хозяйственную деятельность. Однако далеко не всегда подобная деятельность оказывается успешной, что обусловлено как объективными, так и исключительно субъективными факторами.

Руководство ТСЖ может идти на обман, нецелевое расходование средств, недобросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

В случае выявления подобного рода нарушений ответственные лица несут предусмотренную законом ответственность.

Какие функции выполняет?

Традиционно с целью реализации следующих функций:

  • управления имуществом, находящимся в общем владении жильцов дома;
  • обеспечения надлежащей его эксплуатации;
  • текущего обслуживания и своевременного проведения ремонтных работ.

На практике это необходимо для бесперебойного обеспечения квартир участников ТСЖ электричеством, водой, газом и прочими необходимыми ресурсами, своевременного проведения ремонта коммуникаций и помещений, качественного благоустройства прилегающей территории.

Самоуправление выражается в:

  • составлении смет доходов с расходами;
  • заключении контрактов с компаниями, поставляющими коммунальные услуги, и подрядчиками;
  • проведении расчетов сумм, подлежащих уплате за потребленные ресурсы и услуги, а также своевременное их погашение;
  • инициировании и проведении работ, связанных с ремонтом, благоустройством, уборкой территории и т.д.

Закон

Согласно действующему на 2019 год законодательству, объединения собственников жилья причисляются к категории юридических лиц. Исходя из этого, ответственность ТСЖ за невыполнение взятых обязательств, несоблюдение требований и прочие нарушения может быть нескольких видов.

Так, нарушение норм Гражданского кодекса РФ означает возникновение гражданской ответственности и влечет за собой наказание имущественного характера, предусматривающее необходимость компенсации причиненного ущерба или убытков, в том числе за счет принадлежащего виновнику имущества.

Если имеет место нарушение КоАП или законодательных актов об админнарушениях местного значения, то предусматривается ответственность административного характера.

Возникновение уголовной ответственности происходит в тех случаях, когда председатель ТСЖ или иные собственники жилья, состоящие в объединении, совершили одно из серьезных нарушений, упомянутых в Уголовном кодексе РФ.

Ответственность ТСЖ

В самом Жилищном кодексе, регулирующем большинство моментов, связанных с ТСЖ, нюансы ответственности, возникающей вследствие допущенных членами объединения нарушений, не прописаны.

Однако в связи с тем, что товарищество регистрируется в качестве юридического лица, к нему применяются все нормы, предусмотренные для подобного рода организаций в административном, гражданском и уголовном законодательстве.

За невыполнение обязанностей

Товарищество владельцев жилья, допустившее нарушение прописанных в различного рода договорах условий, несет за это ответственность гражданско-правового характера.

Помимо этого, в гражданском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие возникновение ответственности ТСЖ в случае невыполнения организацией взятых на себя обязательств, а также в случае наличия ущерба, обусловленного действиями либо бездействием товарищества.

В частности, отвечать придется за:

  • низкое качество предоставляемых услуг;
  • причиненный здоровью и жизням людей вред;
  • понесенные получателями услуг убытки вследствие нарушения прав этих лиц, включая даже те случаи, когда в договор были внесены соответствующие условия;
  • причиненный допущенными нарушениями моральный вред.

За неправильное начисление коммунальных платежей

Нормы современного законодательства предусматривают ответственность ТСЖ за неправильное начисление коммунальных платежей. Подобное нарушение влечет за собой наложение штрафа в размере половины суммы, превысившей положенную согласно тарифным нормам.

Для применения подобных санкций на практике пострадавшие жильцы должны направлять соответствующее заявление с указанием факта нарушения в адрес управляющей компании. Последняя обязана на протяжении месячного периода произвести проверку и принять по ее итогам решение.

Если факт действительно будет подтвержден, то виновник должен будет уплатить штраф. Однако средства не будут возвращены потребителям услуг, а пойдут в качестве авансовых платежей за будущие услуги. В квитанциях штраф будет прописываться в отдельной строке.

За непредоставление (нераскрытие) информации

Наделяется наиболее широкими полномочиями в объединении жильцов, но при этом в случае обнаружения каких-либо нарушений именно на него ложится основная ответственность.

В первую очередь, он отвечает за непредоставление различного рода информации жильцам дома, особенно в том случае, если это привело к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью жильцов.

За долги

Возникновение долгов за потребленные услуги у граждан – обычное дело. Однако при этом из-за них может страдать и ТСЖ в целом, так как просрочки платежей со стороны жильцов непременно оборачиваются задолженностью со стороны самого товарищества.

При этом объединение имеет право применять по отношению к недобросовестным жильцам штрафных санкций, которые прописаны в уставе организации или утверждены на общем собрании.

Нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность перед поставщиками услуг, предусматривают, что долги юридического лица обеспечиваются, в том числе, всем принадлежащим ему имуществом.

Отсюда следует, что при нехватке денежных средств погашение задолженности может осуществляться за счет имеющегося в распоряжении ТСЖ имущества.

Административная и уголовная

Наступление административной ответственности у ТСЖ происходит в случае нарушения прописанных в государственных актах правил. В частности, это детально прописано в 7-й главе КоАП, где изложены нормы виды правонарушений в области охраны собственности и ответственность за них.

Уголовная ответственность возникает уже не в отношении юридического лица в целом, а в отношении конкретных физических лиц, допустивших существенные правонарушения.

К подобного рода ответственности чаще всего привлекается председатель ТСЖ, однако и другие члены правления ТСЖ от этого не застрахованы.

Пути решения проблем