Санэпидем заключение на продукцию. Срок действия санэпидзаключения

Санитарно-эпидемиологическое заключение – официальный документ, подтверждающий безопасность продукции, зданий, транспорта, сооружений по отношению к человеку . В нем описаны характеристики объекта экспертизы и содержатся выводы, сделанные после специальных испытаний. Второе его название – гигиенический сертификат или сокращенно СЭС.

В 2010 году выдача таких заключений практически прекратилась. Этому предшествовало создание Таможенного союза и подписание соглашения странами-участницами. Вместо него необходимо оформить либо обязательное свидетельство о государственной регистрации для определенных категорий продукции, либо экспертное заключение Роспотребнадзора. Последний документ можно получить по желанию на любой объект.

Например, поставщику выгодно подвергнуть исследованию товар, чтобы удовлетворить потребителя, обеспечивая надежность и безопасность своей продукции. Помимо этого, таможенные органы некоторых стран благосклонно относятся к наличию положительных заключений о состоянии ввозимой продукции.

Разновидности документа

Законодательством предусмотрено оформление гигиенического сертификата на:

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на следующие проекты:

  • предельно допустимых выбросов в воздух;
  • предельно допустимых сбросов в водные объекты;
  • размеров санитарно-защитной зоны;
  • охраны источника водоснабжения;
  • материалы на водопользование.

Без действующего положительного СЭС предпринимателю или крупной компании будет отказано в выдаче лицензии. Для проведения испытаний и экспертных работ разработаны нормативы и методики, утвержденные профильными ведомствами.

Подробную информацию о получении данного документа вы можете узнать из следующего видео:

Какие организации должны его получить?

Заключение необходимо получить предприятиям, занимающимся производством или реализацией следующих товаров:

  • алкогольная продукция;
  • с содержанием спирта;
  • лекарственные средства.

Также определены виды деятельности, подлежащие обязательной экспертизе:

  • фармацевтическая;
  • образовательная;
  • медицинская;
  • с использованием источников ионизирующего излучения;
  • связанная с ядерными материалами;
  • связанная с радиоактивными веществами;
  • с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • обращение с отходами различных классов опасности.

Гигиенический сертификат вправе получить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель . Примечательно, что условия одинаковы для всех.

Список документов для оформления

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдает Роспотребнадзор . В регионах полномочия этого ведомства делегированы территориальным подразделениям. На место обращения влияет юридический адрес организации.

В зависимости от вида деятельности или типа будущего гигиенического сертификата составляется пакет документов. Примерный перечень выглядит так:

  • Заявление с информацией об используемых объектах.
  • Оригинал экспертного заключения.

По возможности заявитель прилагает протоколы испытаний. В обязательном порядке следует указать реквизиты организации, в том числе фактический адрес мощностей и контакты, описание зданий, оборудования, которые подлежат проверке, номера налогового и регистрационного свидетельств. К заявлению необходимо подготовить отдельный список с указанием приложенных документов.

Для оформления заключения на деятельность в области медицины указывают полный список предоставляемых услуг. Копии заверяют мокрой печатью и подписью ответственного лица с пометкой в свободном месте «копия верна», написанной от руки или проставленной с помощью штампа.

Выписки из государственных реестров подаются после оформления у нотариусов в установленном порядке.

Оригиналы остаются в Роспотребнадзоре и не возвращаются соискателю на лицензию. Важно, что за составление заключения госпошлина не взимается . Перед началом работы предприятия, попадающего под требования об оформлении данного сертификата, экспертам предоставляют проектную документацию и другие материалы для вынесения вердикта о правильности и возможности размещения объекта и его запуска. Такой пакет дополняют подробными записками с обоснованием тех или иных решений, описанием технической части с расчетами.

Для сдачи документов достаточно передать их лично или посредством обращения в курьерскую службу, отправить по обычной или электронной почте. Кроме того, сейчас осуществляется программа для государственных учреждений, облегчающая работу гражданам. Ведомства создают файлообменные сервисы, в которые можно загрузить пакет с документацией.

Порядок получения

Заявитель обращается в местный орган Роспотренадзора и передает документацию. На основании полученной информации специалисты проводят ее оценку, иногда с выездом на производство или в учреждение. Это необходимо для проверки безопасности в части санитарно-эпидемиологических норм. Результаты подобных исследований заносятся в протоколы. Их форма и содержание четко оговорены в регламентах и правилах. После проведения анализа формируется заключение с отрицательным или положительным смыслом.

Представитель предприятия получает оригинал гигиенического сертификата. Готовый документ можно забрать лично. Существует специальный реестр. Он содержит записи о выданных заключениях с кратким изложением результата. Весь процесс длится не более 30 дней . В некоторых случаях, если того требуют правила, сотрудники государственной организации создают записи в регистрах и кадастрах.

Отказ в выдаче возможен, когда предоставлены неверные или заведомо ложные данные о предприятии или документы, поданные вместе с заявлением, не отвечают требованиям правил.

Допускается обжалование результатов или работы государственных структур, если нарушены сроки подготовки заключения или регистрации запроса, получен отказ при полном соответствии всех норм, сотрудники специализированной организации требуют оплату за услугу. Жалоба составляется при бездействии работников Роспотренадзора в случае с опечатками или разнообразными ошибками в сертификате.

Срок действия и переоформление

СЭС считается действительным:

  • на проектную документацию – аналогично указанным в ней датам;
  • на работы с ионизирующим излучением – в течение 5 лет;
  • для остальных вариантов – не ограничено сроками;
  • для сезонных видов деятельности – до 5 лет.

Моментом вступления в силу считается дата оформления сертификата. К сезонным работам причисляют в основном деятельность по организации детского отдыха (лагери, санатории).

Получить новое заключение или же переоформить старое необходимо при наступлении определенных обстоятельств. Реорганизация, изменение регистрационных данных предприятия (наименование, адреса юридический и фактический и т. д.) входят в этот список.

Будущий получатель обращается в уполномоченную организацию с заявлением на переоформление. Затем проводятся стандартные процедуры по проверке, изготавливается новый документ. В нем обозначают причины оформления, указывают новые данные и присваивают регистрационный номер. Информация опять вносится в соответствующие реестры в зависимости от типа сертификата.

Все заключения, оформленные и выданные вплоть до 1 июля 2010 года, относятся к правомочным документам, если их срок действия не истек. Однако современные санитарные и эпидемиологические нормы содержат иные критерии оценки, а наличие переоформленного гигиенического сертификата поможет открыть новые горизонты в работе.


Ведение предпринимательской деятельности неразрывно с и разрешениями санитарно-эпидемиологической службы. Но как получить заключение СЭС без волокиты, бесконечных замечаний и исправлений?

Санитарно-эпидемиологическое является разрешительным документом, официально подтверждающим полную гигиеническую безопасность проверяемой продукции. Решение выносится на основании оценки уполномоченной службы, после чего лицу выдается соответствующий акт. Для работы предоставлялись образцы, подавалось заявление на проведение СЭС экспертизы.

Однако оформление СЭЗ было возможно в Роспотребнадзоре вплоть до середины 2010 года. Сейчас вместо заключения выдаются другие документы – свидетельства о госрегистрации. В общих чертах, наличие СЭЗ необходимо на те товары, которые находятся в постоянном и тесном контакте с людьми. Каждый день человек соприкасается с медицинскими изделиями, отделочными материалами, конечно же, пищей.

Гигиенические сертификаты на товары зарубежного производства приобретаются по месту обращения их владельца. Российская продукция проверяется по тому адресу, где зарегистрировано предприятие, на котором она произведена.

Документ ограничен по сроку своего действия – от 12 месяцев до пяти лет. Как следствие, важно правильно выбрать схему и периодичность его оформления для исключения лишних затрат, так как акты создаются под каждого производителя/получателя по контракту.

Например, если сертификат получает получатель, обязательно указать дату и номер заключенной сделки. И когда номер контракта изменится, придется заняться с обновленными реквизитами договора.

Те же правила касаются сертификата соответствия: смена соглашения между сторонами требует прохождения повторной сертификации. Именно поэтому необходимо учитывать данный аспект. Часто производители оформляют заключение на себя, чтобы не делать новые документы каждый раз .

Сегодня данная сфера во многом регулируется на уровне ЕАЭС, то есть вышла за пределы страны. Союзом были определены наиболее важные категории продукции, подлежащие государственной регистрации или надзору.

Классификация заключений

Как правило, СЭЗ необходим для того, чтобы подтвердить соответствие требованиям санитарных норм (оно выдается на неопределенный период, то есть бессрочно) или на саму продукцию (после проведенных исследований). Последний вид официально гарантирует безопасность товара.

Оформляя импортные товары, необходимо указывать артикул или марку сертифицируемой продукции. В случае многочисленности маркировок и при наличии дополнительных филиалов изготовителя прописываются в приложении.

СЭЗ на российскую продукцию можно получить только после проведения экспертизы площадок, на которых производится товар, и приобретения гигиенического заключения на создание данного наименования. Заключение на нормативную продукцию дается, если производство ведется по техническим условиями, а не государственным стандартам. Если говорить о некоторой продукции, то требуется и оформление .

Законодательством установлены различия в сертификации не только по предмету исследования. Неодинаково выстраиваются правоотношения с иностранными и отечественными товарами.

СЭЗ на продукцию

Как таковое, СЭЗ, отмененное несколько лет, теперь заменяется двумя видами документов:

  • экспертное заключение Роспотребнадзора
  • свидетельство о госрегистрации

Исчерпывающий перечень товаров, который подлежит обязательному надзору санитарно-эпидемиологического характера на таможенной границе Российской Федерации и таможенного союза (ТС) утвержден Решением Комиссии ТС №299. В обновленной версии в него входят такие категории, как:

  • детская продукция
  • косметика
  • продукция машиностроения
  • печатная продукция: учебная, для детей и подростков
  • табачные изделия и сырье
  • агрохимикаты и пр.

Государственной регистрации подлежит гораздо более широкий список продовольственных и непродовольственных товаров:

  • рыба, морепродукты, в том числе детское питание с их добавлением
  • молоко и молочная продукция, мед, яйца
  • готовая продукция из мяса
  • органические химические соединения
  • штукатурка, известь, цемент
  • пластмасса, изделия из нее
  • ткани
  • медь, алюминий, черные металлы, изделия из них
  • элементы устройств ядерной промышленности
  • и др.

СЭЗ выдается на основании проведения анализа предоставляемой документации на продукцию, лабораторных испытаний, исследований. Возможно требование оформления СЭЗ и для товаров, и для услуг, определенных видов деятельности. Точный перечень определен Государственным стандартом. Документы для СЭЗ на продукцию представляются вместе с заявкой.

Близко по сущности к сертификату ветеринарно-санитарное заключение. Этот документ подтверждает соответствие норме показателей и характеристик кормов, ветеринарных лекарственных средств, животной продукции.

Все продукты народного потребления подлежат сертификации или регистрации ввиду их особой распространенности на рынках. Серьезный контроль со стороны государства позволяет поддерживать санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране.

СЭЗ на проектную документацию

Обычно оформлением заключения на проектную документацию занимаются ее разработчики или же предприниматели и организации, работающие по ней. Чаще всего СЭЗ приобретается для следующих проектов:

  • санитарные зоны вокруг водоемов, имеющих значение в водоснабжении или лечении населения
  • нормативы выбросов микроорганизмов, вредных веществ в атмосферу
  • организация, нормативное обоснование площадей санитарных зон для защиты важных природных объектов
  • нормативы допустимых сбросов в водоемы
  • расположение радиотехнических устройств и объектов

Заявления на получение по правилам принимаются от имени юридического лица или ИП. Заявка заполняется и подписывается непосредственным руководителем ЮЛ, с указанием даты, когда было произведено обращение. Копии представляемых документов заверяются в установленном порядке.

Если оформлением занимается третье лицо, то оно обязано действовать , в которой юридическое лицо передает в данной части свои полномочия данному гражданину.

Заявитель может представить необходимую документацию лично или же отправить их по почте письмом с объявленной ценностью, описью. Более быстрый вариант – отправить отсканированные бумаги по почте, при условии наличия на них электронной подписи. Подача возможна и через МФЦ.

Таким образом, регулирование проектной документации – возможность контролировать выбросы в окружающую среду, защиту санитарных зон.

СЭЗ на помещение

Разрешительный документ такого рода может потребоваться, если организации предполагают ведение:

  • образовательной
  • медицинской
  • фармацевтической деятельности

Контроль именно к помещениям для оказания данных услуг объясняется их возможным влиянием на жизнь потребителей, их здоровье. Кроме того, без сертификата ни одна образовательная, медицинская организация не сможет на ведение соответствующей деятельности.

Заключение обязательно, если необходимо установить соответствие помещения санитарным правилам и нормам. Иногда СЭЗ – одно из основных условий выпуска товара в обращение, на рынок.

Проверка состоит из экспертизы территории и предоставленных документов. Предметом исследования выступают оснащенность минимальным оборудованием и расходными материалами, требующимися для поддержания оптимального санитарно-эпидемиологического состояния объекта.

В процессе обследования помещений эксперты изучают наличие факторов, которые будут препятствовать нормальному функционированию организации. В случае их выявления оформляется консультация с алгоритмом устранения всех несоответствий правилам. При невозможности их ликвидации специалист составляет акт о несоответствии СанПиН. Соответственно, владелец помещения получает отрицательное заключение на ведение той или иной деятельности.

Заключение составляется отдельно на каждый объект (филиал, подразделение). Важнейший элемент – это адрес объекта. Как следствие, его смена сразу же делает недействительным выданное СЭЗ.

Данный вид заключений усиливает контроль в , где не менее важно соблюдение санитарных норм. Проверке подлежат только те направления, от которых больше всего зависит состояние населения.

СЭЗ по видам деятельности

Выдача заключений СЭС на деятельность удостоверяет соответствие организации установленным на государственном уровне техническим, санитарным, эпидемиологическим и иным нормам. Проверке подлежат и помещения, их оснащенность оборудованием для ведения в них хозяйственной деятельности.

СЭЗ обязаны получать компании и ИП, занимающиеся организацией общественного питания, реализацией пищевых продуктов, розничной продажей алкогольных напитков. Необходим разрешительный документ , объектов медицины и фармацевтики.

Деятельность магазинов, реализующих непродовольственные товары, также в ряде случаев требует санитарно-эпидемиологической проверки. Правило касается объектов, которые продают продукцию, ежедневно применяемую в быту или имеющую контакт с кожей. Без разрешения СЭС запрещено работать , парикмахерским, тату-салонам, соляриям. Заключение требуется для автосалонов, мастерских, заправок. Еще одно основание для поверки – работа с опасными и токсичными отходами.

Ряд видов деятельности обязывает владельцев организаций оформить заключение СЭС, что позволяет следить за соблюдением СанПиН на объектах торговли, медицинской и иной деятельности.

Необходимые документы для получения СЭЗ

Для того чтобы СЭЗ на вид деятельности было положительным, необходимо представить:

  1. Учредительные документы организации.
  2. Правоустанавливающие документы на помещения, их планировка.
  3. План контроля соблюдения СанПиН.
  4. Договор на лабораторные исследования и их результаты, вынесенное по ним заключение.
  5. Договоры на утилизацию отходов.
  6. Данные о прививках трудоустроенных лиц.
  7. Договор на проверку вентиляционной системы, составленный по итогам акт.

Перечень не окончательный: он варьируется в зависимости от уставной деятельности организации.

Для сертификата на продукцию список предполагает предоставление договоров по проведенным лабораторным исследованиям, дезинфекции, вывозу ТБО, очистке вентиляции, ее обслуживанию. Необходимы журналы ген уборок, обращения с дезинфицирующими средствами. Наиболее дорого обходится документация по заключению эксперта о санитарно-эпидемиологическом соответствии.

Итак, СЭЗ оформляется на основании , предоставленных организацией. Только полные и достоверные сведения позволят без проблем получить заключение и начать или продолжить работу.

Напишите свой вопрос в форму ниже

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 116, 26.06.2009);
(Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 20.09.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2016, N 0001201609280009);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.04.2017, N 0001201704250037);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2017, N 0001201712180059);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250064).
____________________________________________________________________

В соответствии с федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; ст.29; N 27, ст.3213), от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч.I), ст.3436; 2002, N 44, ст.4297; 2003, N 2, ст.169; N 40, ст.3820; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; N 27, ст.2719; 2006, N 1, ст.17; 2007, N 1 (ч.I), ст.29), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2006, N 22, ст.2337; N 52 (ч.III), ст.5587); постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст.3953), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1).

1.2. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2).

1.3. Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3).

2. Поручить:

2.1. ФБУЗ "Информационно-методический центр" Роспотребнадзора:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 2016 года приказом Роспотребнадзора от 22 июля 2016 года N 813 .

2.1.1. Подпункт исключен с 9 октября 2016 года - приказ Роспотребнадзора от 22 июля 2016 года N 813 ..

2.1.2. Ведение реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

2.1.3. Организацию изготовления, распространение для нужд Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов бланков свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, имеющих установленные степени защиты.

3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (зарегистрирован Минюстом России 07.12.2005, регистрационный N 7245).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 июля 2007 года,
регистрационный N 9866

Приложение N 1. Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

Приложение N 1

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных , , - 28 , и 41 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Метод исследований (испытаний) и измерений - правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений;

Методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ;

- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ;

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п.4 настоящего Порядка. *5.1)

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.".
приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст.3932.
приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)


Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней.
приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950)

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

- нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

- протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

- образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- потребительская (или тарная) этикетка или ее макеты;



- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

- документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

- документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

- протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

Образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

- техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

- контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

11. Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.

12. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.

12.1. В целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (не соответствии) размещения Объекта предоставляются следующие документы:

1) заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении Объекта с указанием его основных технико-экономических параметров - предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности (при наличии);
________________
В соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" , утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 , зарегистрированным Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637); от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115); от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699); от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014, регистрационный N 32330).
(Сноска дополнительно включена с 29 декабря 2017 года приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)

2) градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, на которой размещается Объект), с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ ;

3) экспертное заключение о соответствии (не соответствии) размещения Объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение Объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.
приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)

13. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иные основания, указанные в п.4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии.

14. Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений

Приложение N 2

1. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на следующую продукцию:

1) пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые продукты, полученные из генетически модифицированных источников), за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

2) товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента;

3) материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжении и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах, за исключением материалов, веществ, подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

4) парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

5) химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

6) полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви;

7) продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами);

8) издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков;

9) изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.);

10) материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь;

11) продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества;

12) строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом);

13) сигареты и табачное сырье;

14) средства индивидуальной защиты;

15) пестициды и агрохимикаты;

16) материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами;

17) оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации;

18) антигололедные реагенты.

2. Исключительно руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и заместителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместителями Главного государственного врача Российской Федерации осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на следующую продукцию:

1) травяные чаи, сырье для производства продуктов детского питания, включая лекарственное растительное сырье, пищевые волокна; энергетические напитки (безалкогольные, слабоалкогольные), растительные экстракты для использования в пищевой промышленности;

2) учебные издания для общего и начального профессионального образования с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации;

3) реагенты, используемые для подготовки питьевой воды, за исключением подлежащих государственной регистрации Роспотребнадзором;

4) бытовые устройства, предназначенные для доочистки питьевой воды;

5) материалы для изготовления вентиляционных систем, ионизаторы;

6) медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование;

7) продукция, содержащая источники ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, предназначенная для серийного производства или при использовании новых технологий; материалы и изделия с эффективной удельной активностью природных радионуклидов выше 740 Бк/кг;

8) новые материалы, используемые в практике питьевого водоснабжения;

9) пестициды и агрохимикаты.

3. Руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и заместителями руководителя территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместителями главного государственного врача по субъектам Российской Федерации осуществляется выдача санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, указанную в пункте 1, за исключением продукции, указанной в пункте 2.

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту - главный государственный санитарный врач Российской Федерации по железнодорожному транспорту и его заместители выдают санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), осуществляемые исключительно на объектах железнодорожного транспорта, проектную документацию, продукцию, указанную в п.1, за исключением продукции, указанной в п.2, - предназначенные для использования исключительно на объектах железнодорожного транспорта.

4. Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом по соответствующему субъекту Российской Федерации, за исключением продукции, указанной в пункте 2.

5. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители.

5.1. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения Объекта осуществляется в срок, не превышающий 10 дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2017 года приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)

5.2. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации и их заместителями.
приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950)

6. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:

Медицинская и фармацевтическая деятельность;

- производство лекарственных средств;

- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- образовательная деятельность;

- деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;
(Абзац в редакции приказа Роспотребнадзора от 12 августа 2010 года N 309

- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.
приказом Роспотребнадзора от 4 апреля 2017 года N 208)
____________________________________________________________________
Абзац девятый предыдущей редакции с 6 мая 2017 года считается абзацем десятым настоящей редакции - приказ Роспотребнадзора от 4 апреля 2017 года N 208 .
____________________________________________________________________

При осуществлении деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления вида деятельности, выдаются отдельно для осуществления деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен приказом Роспотребнадзора от 12 августа 2010 года N 309).

6.1. Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условий работы в области генной инженерии, санитарным правилам выдаются в целях осуществления следующих видов деятельности:

Медицинская и фармацевтическая деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

Деятельность по производству лекарственных средств, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней, в том числе немедицинская деятельность;

Образовательная деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных болезней;

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в том числе отходов, образовавшихся при выполнении работ с использованием возбудителей инфекционных болезней.

Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условий работы в области генной инженерии, санитарным правилам выдаются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз и (или) обследований (далее - обследования), проведенных органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

К проведению указанных обследований с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) условий выполнения работ с возбудителями I-II группы патогенности санитарным правилам привлекаются учреждения системы противочумных учреждений Роспотребнадзора*, научно-исследовательские организации Роспотребнадзора и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2019 года приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950)
________________

* Приказ Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 "Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора" (зарегистрирован Минюстом России 26.06.2015, регистрационный N 37785).

7. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях осуществляют главные государственные санитарные врачи (заместители главных государственных санитарных врачей) структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях. Действие санитарно-эпидемиологических заключений, выданных главными государственными санитарными врачами (заместителями главных государственных санитарных врачей) структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, распространяется исключительно на поднадзорные им территории и объекты.

8. Федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора осуществляют проведение организационно-технических мероприятий, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачей санитарно-эпидемиологических заключений.

9. Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет:

на продукцию, за исключением партий лома черных и цветных металлов (металлолом), - пять лет;

на опытную партию продукции, партию лома черных и цветных металлов (металлолом) - до одного года;

на виды деятельности, работы, услуги - бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения;

на работу с источниками ионизирующего излучения - не более пяти лет;

на проектную документацию - срок действия проектной документации;

на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления - 1 год;
(Абзац дополнительно включен с 6 мая 2017 года приказом Роспотребнадзора от 4 апреля 2017 года N 208)

на размещение Объекта - бессрочно;
(Абзац дополнительно включен с 29 декабря 2017 года приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)

на соответствие условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии - 5 лет.
(Абзац дополнительно включен с 5 января 2019 года приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950)

10. Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции при изменении вида работ, группы патогенности (опасности) возбудителя инфекционной болезни.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2019 года приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950 .

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

11. В случае выявления несоответствия фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и его заместителем, руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главными государственными санитарными врачами по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту и их заместителями выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия.

Соответствующие сведения вносятся в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

12. Копии заключений заверяются органами Роспотребнадзора по месту выдачи заключения, защищаются двумя голографическими знаками в местах их размещения на оригинале или заверяются в установленном порядке.

13. Выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации осуществляется на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки "В" (пункт дополнительно включен с 7 июля 2009 года приказом Роспотребнадзора от 30 апреля 2009 года N 359).

Приложение N 3. Положение о Реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации

Приложение N 3

1. Настоящее положение устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее - Реестр).

2. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Реестр ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях.

4. Ведение Реестра осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, обеспечивающего хранение и обмен информацией.

5. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

6. Реестр ведется федеральным государственным учреждением здравоохранения "Информационно-методический центр "Экспертиза" на основании информации, предоставляемой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. Сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет.

8. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Информационно-методический центр "Экспертиза" предоставляют заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в Реестре.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Санитарно-эпидемиологическое заключение (также известное в народе, как гигиенический сертификат или СЭЗ) – это свидетельство, которое подтверждает соответствие деятельности и/или проектной документации конкретным СанПиНам, а также выступает одним из обязательных для их лицензирования документов. До 1 июля 2010 г. подобная бумага также требовалась и для производства/реализации различных товаров, однако позднее он был заменен на свидетельство о государственной регистрации продукции. Сегодня получение сертификата СЭС не представляет трудности, однако у многих предпринимателей по-прежнему остаются вопросы относительно этой процедуры. Поэтому разберем наиболее часто повторяющиеся из них.

Внимание! Любое выданное ранее заключение СЭЗ (для товаров) действовало лишь до начала 2012 года, а потому должно быть заменено в обязательном порядке.

Когда и кому требуется оформлять СЭЗ

Получение заключения – это одно из ключевых условий для ведения бизнеса любым юридическим лицом или ИП, которое:

  • Задействовано в производстве и/или реализации спиртосодержащей (в т.ч. и алкогольной) продукции.
  • Занимается медицинской/фармацевтической или образовательной деятельностью.
  • В своей работе прибегает к использованию возбудителей различных инфекционных заболеваний и/или источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ, ядерных материалов.
  • Организует сбор/использование/обеззараживание/транспортировку/размещение отходов, которым присвоен I-IV класс опасности.
  • Работает с проектной документацией.

Что же касается сроков, то здесь можно сказать так: заключение санитарно-эпидемиологической службы получают:

  • При открытии бизнеса.
  • При лицензировании выбранного вида деятельности.
  • При производственном контроле или проверке СЭС.
  • Когда действие старого сертификата заканчивается.
  • В иных случаях.

Кто занимается выдачей заключений, и как проходит процедура их получения

Следующий по полярности вопрос – это «как получить санитарно эпидемиологическое заключение». В настоящее время выдачей санэпидемзаключения и внесением информации об этом уполномочен заниматься исключительно Роспотребнадзор. Услуга оказывается бесплатно, и может быть предоставлена как самому заказчику, так и его законному представителю. При обращении необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление на получение заключения.
  • Протоколы исследований.
  • Экспертное заключение по итогам исследований.

Также в ходе подготовки обращения нелишним будет подготовить заверенные копии следующих бумаг:

  • Учредительных документов.
  • Договора аренды помещений и плана их размещения.
  • Плана производственного контроля.
  • Договоров с санитарными службами (на дезинфекцию, вывоз мусора, дератизацию, утилизацию люминесцентных ламп).
  • Журнала учета дез. средств.
  • Личных медицинских книжек сотрудников.
  • Договора на проведение медосмотров.
  • Других санитарных документов, наличие которых предусматривает лицензия на тот или иной вид деятельности.

Если вся документация в порядке, и у Роспотребнадзора нет дополнительных вопросов к просителю, выдача заключения происходит через 30 дней после регистрации заявления на его получение.

Чем может помочь Единая Санитарная Служба

Если срок действия старого документа подходит к концу, а тратить время на получение нового санитарно-эпидемиологического заключения вы решительно не настроены, Единая Санитарная Служба готова помочь. Всем компаниям и ИП, осуществляющим свою деятельность на территории Москвы и/или области, мы предлагаем следующие виды услуг:

  • Эпидемиологический аудит состояния объектов клиента.
  • Консультирование заказчика и разработку рекомендаций по приведению документов и помещений в соответствие с нормами, что устанавливает санитарно-эпидемиологическая служба.
  • Полную подготовку пакета документов, что необходимы для Роспотребнадзора, их оформление и подачу.
  • Проведение лабораторных исследований (как текущих, так и предварительных), включенных в план производственного контроля.
  • Работу с протоколами исследований и экспертными заключениями: их сбор, систематизацию, а также (при необходимости) экспертизу.
  • Сопровождение клиента во время обследования объектов инспектором и урегулирование любых нестандартных ситуаций, что могут возникнуть при проверке.
  • Оформление любых документов по требованию СЭС и проведение работ по их согласованию.
  • Получение заключения СЭС и передачу его непосредственно клиенту.

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается Роспотребнадзором организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам. Санитарно-эпидемиологическое заключение подтверждает соответствие проектной документации или условий осуществления определенного вида деятельности существующим санитарным нормам и правилам. Подробнее об этом - в данной статье.

Виды СЭЗ

В настоящий момент можно получить на вид деятельности (работы и услуги) и проектную документацию.

В соответствии с письмом Роспотребнадзора «О выдаче СЭЗ» от 15.04.2011 № 01/4310-1-32 санэпидзаключения необходимо получать соискателям лицензий, деятельность которых относится к следующим сферам:

  • образование;
  • обращение с отходами I-IV классов опасности;
  • работа с ядерными и радиоактивными веществами;
  • работа вблизи источников ионизирующего излучения;
  • работа, предполагающая взаимодействие с возбудителями инфекционных заболеваний;
  • медицина и фармация;
  • производство лекарств;
  • производство алкоголя и продукции, содержащей спирт, их оборот;
  • производство и оборот этилового спирта.

Согласно письму № 01/4310-1-32 выдача предусмотрена для определенных видов проектной документации:

  • планов предельных допустимых выбросов в атмосферу;
  • обоснования создания территорий санитарно-защитного назначения;
  • планов нормативных образований отходов и ограничений на их размещение;
  • планов территорий санохраны водозаборов;
  • планов нормативно-допустимых сбросов;
  • планов размещения источника волн электромагнитного характера.

Алгоритм оформления СЭЗ

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальными органами.

Перечень необходимых документов следующий:

  • заключение эксперта — 1 экземпляр (оригинал);
  • протокол исследования — 1 экземпляр (оригинал к представлению при запросе СЭЗ на вид деятельности не обязателен; в алгоритме оформления СЭЗ на проектную документацию - не предусмотрен).

Все указанные документы по окончании процедуры остаются в органах Роспотребнадзора. На руки выдается только бланк нового СЭЗ.

За получением услуги по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения заявитель может обратиться:

  • лично;
  • через представителя по закону;
  • посредством отправки документов почтой заказным письмом с описью вложения;
  • в электронном виде через портал госуслуг (при этом заявление должно быть заверено электронно-цифровой подписью представителя юрлица или ИП);
  • через многофункциональные центры.

Получить санитарно-эпидемиологическое заключение можно через 30 дней после подачи заявления (п. 16 Административного регламента, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775).

Заявитель может забрать его лично или через законного представителя. С 21.05.2018 получить СЭЗ, запрошенный через «госуслуги», можно и в форме электронного документа, введя в форму на сайте Роспотребнадзора реквизиты исполненной заявки и выданного документа (направляются заявителю при закрытии заявки на портале госуслуг).

Причиной отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения может послужить обнаружение в представленных документах недостоверных сведений, а также отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о госрегистрации юрлица или ИП (п. 24 Административного регламента).

Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения

Причинами переоформления санитарно-эпидемиологического заключения могут послужить:

  • реорганизация юрлица;
  • смена названия организации;
  • смена адреса нахождения юрлица;
  • смена фамилии, имени или отчества ИП;
  • смена адреса проживания ИП;
  • смена названия или сферы применения продукции (п. 10 приложения 2 к Порядку организации и проведения санэпидэкспертиз, обследований, исследований…, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224).

Данный перечень признается упомянутым Порядком исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Документы, которые необходимо представить для реализации процедуры переоформления санитарно-эпидемиологического заключения :

  • заявление — 1 экземпляр (оригинал);
  • документы, подтверждающие факт реорганизации юрлица, смены названия или адреса нахождения организации, смены фамилии, имени или отчества ИП, его адреса проживания, изменения названия выпускаемой продукции, области ее использования — в 1 экземпляре (заверенные копии);
  • ранее полученное СЭЗ.

Заявитель может прийти за новым санитарно-эпидемиологическим заключением через 7 дней (п. 16 Административного регламента).

Взимание госпошлины за переоформление санэпидзаключения не предусмотрено (п. 27 Административного регламента).

Экземпляр предыдущего санитарно-эпидемиологического заключения не возвращается заявителю и остается в органах Роспотребнадзора.

Таким образом, в данный момент Роспотребнадзором выдаются СЭЗ только на проектную документацию и виды деятельности, конкретный перечень которых определен законодательством РФ. Услуга по выдаче нового санэпидзаключения и переоформлению старого предоставляется на бесплатной основе. Впервые оформляемое заключение выдается в течение 30 дней после подачи заявления, переоформление производится в течение 7 дней.

На отдельные виды продукции согласно утвержденному перечню (решение КТС № 299) выдается свидетельство о госрегистрации.