Помощь малоимущим семьям: Федеральная и Региональная поддержка семей. Льготы малоимущим семьям Государственная поддержка малообеспеченных семей в

Малоимущей семьей считается семья, чей средний общий доход, разделенный на каждого члена семьи, оказывается ниже минимального прожиточного уровня в соответствующем субъекте РФ.

Для установления этого факта следует обратиться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения по адресу проживания.

Кому положены льготы в 2019 году

Государственная материальная поддержка оказывается семье, официально заключившей договор с органами соцзащиты и доказавшей свой статус малообеспеченной.

Сразу стоит отметить, что на федеральном уровне помощь малоимущим гражданам не предусмотрена. Регионы самостоятельно разрабатывают нормативные акты, регламентирующие понятия, определяющие правовой статус малоимущих. Малоимущими может быть признан как одиноко проживающий граждан, так и целая семья.

Безусловно, членами семьи являются супруг, дети, родители, братья и сестры. Это также усыновители и усыновленные. Будут считаться членами семьи также бабушка и дедушка, внуки, отчим и мачеха, падчерица и пасынок, опекун и подопечный. При условии, что все они проживают в одном жилье и ведут совместное хозяйство.

Для признание семьи нуждающейся необходимо соответствовать определенным условиям:

  1. Совместное проживание и ведение общего хозяйства. Если родители не зарегистрировали свой брак или зарегистрировали, но не живут совместно, семья не получит статус нуждающейся, но их могут признать нуждающимися по отдельности, как несколько малообеспеченных субъектов.
  2. Все взрослые трудоспособные члены семьи должны работать или состоять на учете по безработице, за исключением женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
  3. Не будет признана малоимущей семья, в которой родители являются трудоспособными, но не работают по причине алкоголизма или наркомании.
Каждый регион вправе устанавливать дополнительно свои критерии для получения статуса малоимущей семьи.

Что такое среднедушевой доход

Материальная поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется на региональном уровне.

Пособие малоимущим семьям назначается в различных размерах, в зависимости от субъекта РФ и с учетом ранее выплаченных пособий.

Пособие малообеспеченным семьям с детьми до трех лет

До полутора лет мать получает пособие от работодателя (при наличии официального трудоустройства в размере 40% от своей зарплаты) или от государства с учетом МРОТ.

По достижении ребенком возраста 1,5 года выплаты прекращаются. Остается только компенсационная выплата — 50 р., которую можно получать ежемесячно до исполнения ребенку 3 лет. В связи с этим в некоторых регионах ввели доплату для малообеспеченных семей при наличии детей возрастом от 1,5 до 3 лет.

В каждом регионе размеры и сроки выплат отличаются.

К примеру, в г. Москве размеры выплат в 2019 году следующие:

  1. на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и военнослужащих по призыву:
  • на детей от 0 до 3 лет- 15 000 руб.
  • на детей от 3 до 18 лет - 6 000 руб.
  1. на детей из остальных семей
  • на детей от 0 до 3 лет - 10 000 руб.
  • на детей от 3 до18 лет - 4 000 руб.

Выплаты не назначаются опекунам (попечителям), получающим денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Для Санкт-Петербурга размеры выплат в 2019 году составили:

  1. Полноценная семья - 1005 руб.
  2. Мать/отец одиночка - 1451 руб.
  3. Один из родителей военный-срочник - 1451 руб.
В Санкт-Петербурге выплаты производятся при наличии детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Начиная с 7 лет предусмотрены ЕДВ на детей из малоимущих семей школьного возраста и до 16 лет либо до окончания школы. В размере 933 р. для обычной семьи и 1349 р. — для одиноких матерей/отцов и детей военнослужащих-срочников.

Пособие на детей, не достигших 18 лет

После достижения ребенком возраста 1,5 лет малоимущие родители могут рассчитывать только на данный вид выплат.

Критерии назначения таких выплат:

  • доход семьи равняется ниже прожиточного минимума в регионе;
  • пособие назначается на каждого ребенка, не достигшего 18-летия;
  • средства на выплату выделяет регион;
  • ежегодно размер пособия пересматривается.
Каждый регион вправе сам утверждать размеры и сроки перечисления такого пособия. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Выплаты многодетным малообеспеченным семьям

Данное пособие установлено с целью увеличения рождаемости в регионах. Выплаты могут получить семьи:

  • на каждого 3-го и последующего ребенка;
  • в которых малыш или родитель, претендующий на выплату, является гражданином РФ.
Размер пособия приравнен к уровню прожиточного минимума в каждом регионе.

До 2017 году данный вид помощи установлен в 50 регионах РФ. С февраля 2017 года выплаты остались в 42.

В остальных 8-ми в связи с улучшением ситуации с рождаемостью, региональная поддержка закончена (кроме семей, где малыши родились до 2017 года и по достижении ими возраста 3-х лет).

Это такие регионы:

  1. Хабаровский край.
  2. Республика Крым.
  3. Сахалинская обл.
  4. Республика Коми.
  5. Чувашская республика.
  6. Республика Марий Эл.
  7. Камчатский Край.
  8. Калининградская обл.

Субсидии на оплату жилья и услуг ЖКХ


Жилищным кодексом предусмотрен такой вид выплат малоимущим, как субсидия для оплаты жилья и услуг ЖКХ.

Такие выплаты могут получать и собственники жилья, и наниматели жилья по договору социального найма, и даже наниматели по договорам коммерческого найма. Субсидия положена тем семьям, в которых расходы по квартплате и оплате коммунальных услуг превышают максимально допускаемую долю расходов на это.

С 2005 года эта доля на федеральном уровне установлена как 22%. Такую субсидию могут получить и не малоимущие семьи. Однако для малоимущих семей эта доля уменьшена.

Потребуется такой список документов:

  • Документы, которые подтверждают основание владения и пользования жильем, например свидетельство о праве собственности и договор дарения квартиры, или же ордер и договор социального найма.
  • Документы, которые содержат информацию об осуществленных платежах за жилье и коммунальные услуги (за последний месяц);
  • Справка об отсутствии задолженности по квартплате;
  • Справки о доходах за последние 6 месяцев;
  • Справка о составе семьи;
  • Копии паспортов всех членов о семьи, или свидетельств о рождении;
  • Справка из БТИ;
  • Документы, подтверждающие родство.
В зависимости от региона список документов может варьироваться, так что этот вопрос лучше уточнить заранее.

Выплаты малообеспеченным в г. Москве

В 2019 году на получение выплат малообеспеченным имеют право:

Получить выплаты имеют право:

  1. Один из родителей - отец или мать.
  2. Усыновители малыша.
  3. Опекун.
Для получения такого пособия у подающего документы на пособие должна быть регистрация по месту проживания в г. Москве.

Сроки оформления

Для того чтобы своевременно получить причитающиеся выплаты, следует соблюдать сроки подачи документов:

  • для получения выплат на несовершеннолетних до 1,5 лет обратиться следует не позднее шести месяцев с даты рождения малыша;
  • для выплат от 1,5 до 3 лет, а также от 3 до 18 лет, право получения возникает с момента, когда ребенок достигнет возраста получения соответствующих выплат.
Оформить право на получение выплат можно на портале госуслуг г. Москва (WWW.MOS.RU).

Период рассмотрения предоставленных документов составляет 10 дней.

Дополнительная помощь малоимущим

В Москве малообеспеченные семьи могут претендовать на получение ежемесячного пособия на ребенка, причем выплачиваемая сумма определяется возрастом ребенка и составом семьи. Максимальное пособие выплачивается на ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, которого воспитывает одинокий родитель в малообеспеченной семье.

Наряду с пособиями в качестве мер социальной поддержки в Москве и регионах широко практикуются целевые единовременные выплаты: например, к началу учебного года на школьников из малообеспеченных семей, на дополнительное питание беременным женщинам и кормящим матерям.

Студентам вузов и учащимся из малообеспеченных семей, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, назначается государственная социальная стипендия.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 году государство начало проводить социальную реформу, которая коснется и малообеспеченных граждан. Предусматривается помощь малоимущим не только в виде денежных выплат, но и одеждой, детским питанием, продуктами. Размер пособий также возрастет.

Изменения в льготах в 2019 году

Для детей из малообеспеченных семей изменения, в основном, произойдут в сфере образования:

  1. Будущие абитуриенты могут поступать в государственные вузы на следующих условиях:
  • Возраст не превышает 20 лет;
  • Успешно сданы ЕГЭ или вступительные экзамены (набран проходной минимум);
  • Родитель – единственный кормилец и имеем статус инвалида 1-й группы.
  1. Дети дошкольного возраста идут в детский сад вне очереди.
  2. Получение необходимых медикаментов для детей возрастом до 6 лет.
  3. Детям школьного возраста предоставляются следующие привилегии:
  • Бесплатное двухразовое питание в столовой;
  • Выдача школьной и спортивной формы;
  • Скидка на проездной билет в размере 50%;
  • Лечение в санатории по медицинским показаниям.

Для родителей малообеспеченных семей предусмотрели следующие послабления:

  1. Льготные условия труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день);
  2. Освобождение от уплаты госпошлины при регистрации ИП;
  3. Получение ипотеки с выплатой на льготных условиях, по которой государство субсидирует часть процентов.
  4. Получение садового участка или жилья по договору социального найма.
  5. Льготы на оплату детского сада в размере 20% родительской платы на первого ребенка, 50% - на второго, 70% - на третьего.
  6. Специальные льготы многодетным семьям (посещение парков, музеев).
  7. Бесплатные путевки в санатории.

Введение карточек на продовольствие

В 2018 году введены продовольственные карточки для малообеспеченных семей. Для этого используются пластиковые банковские карты «Мир», на которые начисляют определенное количество баллов. Полученные баллы следует потратить на покупку отечественной продукции (кроме алкогольной и табачной).

При использовании карты установлены ограничения:

  1. Приобретать можно будет в основном скоропортящуюся продукцию.
  2. Карточка не передается другому лицу.
  3. По окончании месяца неиспользованные балы на следующий месяц не переводятся и сгорают.
  4. Принимать такие карты будут в пунктах продажи, подключенных к системе.

В конце ноября 2017 г. утверждено распоряжение Правительства РФ о расширении действующего перечня субъектов РФ, получающих федеральные субсидии для соцпомощи нуждающимся многодетным семьям. Теперь таких регионов станет 60 — вместо 50.

Окончательный размер помощи еще не установлен. Полноценный запуск запланирован на начало 2019 года.

«Президентская» ежемесячная денежная выплата с 2018 года

Президент России в конце 2017 года выдвинул предложение о введении нового пособия малообеспеченным семьям, в которых дети будут рождены (усыновлены) после 01.01.2018 года. Условия получения выплаты:

  • семья должна постоянно проживать на территории России;
  • размер дохода на члена семьи не должен превышать 1,5 кратную величину прожиточного минимума. При расчете суммы дохода семьи учитываются все денежные средства, полученные членами семьи, до вычета налогов.

Размер выплаты составляет сумму прожиточного минимума для детей.
На первого ребенка такое пособие выплачивается из регионального бюджета, семьям, в которых родился/был усыновлен второй/третий ребенок денежные выплаты производятся из средств материнского капитала. В первом случае обратиться за назначением такого пособия можно в территориальное отделение Социальной защиты или ближайший МФЦ, во втором - в отделение Пенсионного фонда или МФЦ. Документы для оформления выплаты можно подать в любое время с момента рождения ребенка.

Пособие будет выплачиваться до достижения 1,5 лет ребенком на которого оно назначается. Денежные средства перечисляются на банковский счет заявителя, а их расходование не контролируется.

Государственное пособие малообеспеченным семьям

2 декабря 2015, 15:40 Апр 11, 2019 17:19

Небольшие зарплаты и рост безработицы приводят к тому, что граждане вынуждены обращаться в органы соцзащиты для оформления льгот, пособий, субсидий, чтобы как-то прокормить себя и семью. Для того чтобы человека признали малоимущим, ему необходимо предоставить справку об очень низком доходе. После присвоения гражданину данного статуса он сможет получать различные пособия и льготы. Если малоимущей будет признана семья, то дети, проживающие в ней, получат талоны на бесплатное

Определение

Кто же такие малоимущие граждане? Как получить такой статус, если не хватает денежных средств даже на еду и одежду? Такими вопросами задаются многие люди, средний доход которых не достигает прожиточного минимума. А ведь это минимальная сумма средств, которая нужна для приобретения продуктов, одежды и оплаты коммунальных услуг.

Это лица, имеющие доход ниже установленного субъектом прожиточного минимума и нуждающиеся в материальной поддержке государства. Для того чтобы получить статус малообепеченного человека, нужно прийти в органы соцзащиты своего населенного пункта и предоставить справки, документы, подтверждающие небольшой доход.

Что нужно сделать в самом начале

  • пенсия;
  • стипендия;
  • алименты;
  • зарплата;
  • иные средства, полученные от коммерческой деятельности.

Если при суммарном подсчете окажется, что прожиточный минимум всей семьи не достигает положенного предела, можно смело обращаться за государственной поддержкой. Здесь также нужно помнить о том, что если человек живет один, то будут считать только его доходы. А если у него есть семья, то все денежные поступления.

Это только те люди, у которых не выходит на всю семью доход, равный прожиточному минимуму. Вот это и потребуется доказать в органах соцзащиты.

Получение статуса

Итак, малоимущие граждане - это те, чьи доходы не достигают даже установленного минимума, необходимого для нормальной, человеческой жизни. Если такой статус хочет приобрести семья, то нужно будет собрать справки о доходах всех ее членов. В случае когда человек одинок, ему необходим только документ, подтверждающий его небольшой заработок. Здесь не стоит забывать о том, что малоимущий гражданин - это лицо, чей доход не достигает прожиточного минимума. Но этот факт должен быть подтвержден документально.

Также нужно помнить о том, что за государственной поддержой могут обратиться только те граждане, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, а не просто лица, не работающие без определенных причин. К женщинам, находящимся в декретном отпуске, это не относится.

Итак, если человек решил приобрести статус малоимущего, первое, что ему необходимо сделать - это прийти за помощью в органы соцзащиты. После консультации со специалистом на руки выдают список домументов, которые нужно предоставить.

Список

Для того чтобы граждан признали малоимущими, им нужно лично прийти на прием в орган соцзащиты своего населенного пункта. Там нужно предоставить определенный список документов:

  • справку о всех проживающих лицах;
  • документы личности взрослых и детей, их копии;
  • неработающие граждане предоставляют справку с центра занятости и с пенсионного фонда о том, что они не занимаются коммерческой деятельностью;
  • документы о вступлении брак, а также о его расторжениии, смерти мужа или жены;
  • заявление (заполняется прямо на месте).

Порядок признания граждан малоимущими достаточно прост, необходимо только собрать нужные бумаги и передать специалисту, работающему в органе социальной защиты. После чего подождать 10 дней. В течение этого времени специалисты производят подсчеты доходов по представленным документам. Если нужно, то делают специалиные запросы. Если оказывается, что доход граждан не достигает прожиточного минимума, их признают малоимущими. Затем назначают льготы и пособия.

Малоимущие граждане - это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе минимума. Именно по этой причине государство поддерживает таких граждан и оказывает им материальную помощь.

Отличия

На какие льготы может претендовать малообеспеченный, одинокий гражданин? Чем они отличаются от тех, которые предоставляются малоимущим семьям? Данные вопросы часто интересуют людей, которые обращаются за материальной поддержой в органы соцзащиты, но являются одинокими.

В первую очередь стоит отметить, что малоимущий гражданин - это тот, чей доход не достигает минимума, установленного в месте его проживания. с низким заработком, не имеющий семьи и детей, не может претендовать на те льготы, которые предоставляются государством для поддержки малообеспеченных семей (путевки в оздоровительные лагеря, бесплатное питание в школе). Тем не менее, он вправе требовать субсидию на снижение оплаты за услуги коммунального хозяйства, а также имеет право помощь в приобретении медикаментов и продуктов питания.

А малоимущая семья может претендовать на получение от государства на сбор детей в школу, предоставление дотаций на питание в общеобразовательных учреждениях, получение путевок в оздоровительные лагеря. Кроме того, если условия для проживания семьи не достаточно хорошие, то люди вправе претендовать на получение другого жилья. Также не стоит забывать про субсидии, предоставляемые малообеспеченным гражданам.

Правовое регулирование

В России количество малообеспеченных граждан превышает несколько миллионов человек. Для того чтобы хоть как-то помочь данной категории лиц, в государстве существуют законы, предусматривающие порядок предоставления материальной поддержки указанным людям. К ним относятся:

  • в РФ";
  • ФЗ "О социальной госпомощи";
  • иные правовые акты, принятые на местном и региональном уровнях.

Люди, которые находятся в затруднительном и имеют доходы ниже установленного минимума - это малоимущие граждане. Законы, которые действуют в России, приняты для того, чтобы помочь преодолеть финансовые трудности данной категории лиц. Ведь люди, оказавшиеся в затруднительной финансовой ситуации, не могут себе позволить оплатить коммунальные услуги, приобрести одежду и хорошую, полезную еду. Поэтому государство в этом случае оказывает им небольшую поддержку.

малоимущим гражданам

После того как граждане получают данный статус, они имею право на:

  • зачисление малышей в детские сады (в первую очередь);
  • дотации в школе;
  • бесплатную юридическую помощь;
  • льготы при оплате налогов;
  • получение путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • на бесплатное получение лекрств нуждающимся членам семьи.

Пособия

Государственная помощь малоимущим гражданам заключается в том, что один из родителей, который является неработающим и не состоит на бирже труда, имеет право получить единовременную выплату по случаю рождения ребенка. Кроме того, матери или отцу малыша может быть назначено пособие до момента достижения последним полутора лет. Но если родитель выходит на работу или приобретает иной источник дохода, он обязан сообщить об этом в соцзащиту для прекращения выплат.

Здесь нужно отметить и то, что получать такое пособие может только отец или мать ребенка, которые считаются официально неработающими и не имеющими другого дохода. Кроме того, нужно предоставить в соцзащиту справку о том, что второй родитель не получает средства на ребенка по месту работы.

В этом году государство планирует пересмотреть некоторые льготы для людей, чей доход не достигает необходимого минимума. Категория малоимущих граждан в данном случае ничего не потеряет, они также будут получать бесплатные препараты для больных членов своих семей, наполовину оплачивать коммунальные услуги и иметь скидки на поездку в транспорте общего пользования. Также государство планирует освободить указанных лиц от уплаты некоторых налогов.

Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий - и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов . В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям , или , которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.

В 2017 году власти планируют продолжать начатый годом ранее переход от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и все шире применять . Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде , подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи .

Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» . Среди них:

  • поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
  • адресность использования бюджетных средств;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов малообеспеченных граждан.

Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки .

В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ. Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

ЖК РФ).

1. Социальная поддержка малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) с доходами ниже прожиточного минимума

Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одинокого гражданина малоимущими исходя из их среднедушевого дохода. Он должен быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для соответствующей группы населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей). Если в субъекте РФ прожиточный минимум не установлен, используется значение, установленное на федеральном уровне (ч. 2 , 3 ст. 7 Закона N 178-ФЗ; ст. 1 Закона N 134-ФЗ).

Расчет среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина осуществляется органом соцзащиты населения по месту жительства (пребывания) указанных лиц на основании заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят, в частности, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и не входят уплаченные алименты, государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи, а также единовременные страховые выплаты (ст. ст. 1 , , , Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; Перечень видов доходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).

Справка. Состав семьи в целях расчета среднедушевого дохода

При расчете среднедушевого дохода семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство — супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы (ст. 1 Закона N 134-ФЗ; ст. 13 Закона N 44-ФЗ).

В состав семьи не включаются (ст. 14 Закона N 44-ФЗ):

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных вузах и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, либо в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, либо находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

1.1. Государственная социальная помощь

Малоимущие семьи (одинокие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи (ч. 1 ст. 7 , ст. 12 Закона N 178-ФЗ).

Так, в Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается государственная социальная помощь в виде денежной выплаты в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи (одинокий гражданин), и общим доходом семьи (одинокого гражданина). При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2 , ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).

Справка. Величина прожиточного минимума по Московской области

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2016 г. по Московской области (п. 1 Постановления Правительства Московской области от 23.03.2017 N 212/9):

— в расчете на душу населения — 11 021 руб.;

— для трудоспособного населения — 12 214 руб.;

— для пенсионеров — 8 285 руб.;

— для детей — 10 688 руб.

Также малоимущие семьи (одинокие граждане), попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, получившие инвалидность, потерявшие работу), могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта. Она предоставляется не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до года. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60 000 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 1.1 , ч. 2 ст. 2 , ч. 2 ст. 3 , ч. 2 ст. 4 , ч. 1 ст. 5 Закона N 189/2013-ОЗ).

Примечание. На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

1.2. Иные виды социальной поддержки

Малоимущим семьям (одиноким гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, на федеральном и региональном уровнях предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.

1. Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6 , п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).

2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).

3. Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1 , 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

2. Обеспечение жилыми помещениями граждан с учетом их имущественной обеспеченности

Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Так, для указанных целей в г. Москве определяется уровень имущественной обеспеченности гражданина — сумма стоимости имущества (за исключением стоимости жилых помещений или их частей), находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. Малоимущими признаются граждане РФ, проживающие в г. Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилья на одного человека (п. п. 3 , 5 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; ч. 1 , 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7).

Справка. Состав семьи в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в состав семьи включаются (ч. 3 ст. 1 Закона N 7):

— супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

— лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;

— иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Малоимущие граждане освобождены от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости (пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

3. Социальная поддержка малообеспеченных семей в г. Москве

С 01.01.2017 уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки в г. Москве. Он определяется в зависимости от наличия недвижимости, транспортных средств, иной техники, денежных средств во вкладах или на счетах в банках (