Понятие ответственности за земельные правонарушения. Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 - ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения - общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше-ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен-ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения - это конкретные деяния нару-шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст-вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи-нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за-конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения - граждане или юри-дические лица, которые нарушили нормы земельного зако-нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу-дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше-ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель-ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли-нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, админист-ративной и гражданско-правовой - граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от-ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер-шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв-ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са-монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко-гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед-ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода-тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
- уголовные правонарушения , то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях - КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса - ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго-ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них - ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор-ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Ответственность за земельное правонарушение – обязанность лица претерпеть меры государственного воздействия за совершение виновного общественно опасного действия (бездействия), посягающего на общественные отношения в области использования и .

Земельное правонарушение как основание земельно-правовой ответственности

Понятие земельного правонарушения

Земельное правонарушение – виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла . Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций

Земельно-правовая ответственность

Земельно-правовая ответственность – например, изъятие земельного участка из у его собственника, если земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой причинение вреда окружающей среде.

Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц. Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных правонарушений могут быть: порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц. В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным. Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям). Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста. Возрастные ограничения уставлены и для граждан, совершивших уголовно-наказуемые деяния.

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

  • 1) гражданско-правовая;
  • 2) дисциплинарная;
  • 3) административная;
  • 4) уголовная. Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры носят имущественный характер. Такая ответственность выполняет функцию имущественного воздействия на правонарушителя и является одним их методов экономического регулирования общественных отношений. Так, И.А. Иконицкая предлагает различать: а) причинение вреда и убытков гражданам и юридическим лицам в результате нарушения земельного законодательства; б) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу, лицами, имеющими права на земельные участки Земельное право Российской Федерации: Учебник / И.А. Иконицкая, Академический правовой ун-т, Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 2002. с. 67. . Так, при самовольном занятии земельного участка, находящегося в чьем-либо пользовании, землепользователю, как правило, причиняется имущественный вред, который в соответствии с требованиями гражданского законодательства должен быть возмещен причинителем вреда. Возмещение убытков пользователям земли (собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам) есть не что иное, как гражданско-правовая ответственность перед лицом, которому причинены эти убытки. Она предусматривается ст.15, 16, 329, 1064 и другими статьями ГК РФ. В них содержатся правила о возмещении убытков предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, которые причиняются последним вследствие совершенного правонарушения, а также неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. В этой сфере следует выделить случаи причинения вреда землям источниками повышенной опасности, урегулированные ст.1079 ГК РФ. Ответственность собственников этих источников причинения вреда наступает без вины причинителя. Освобождение их от возмещения вреда наступит, если они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст.1083 ГК РФ). Кроме того, имеется специальное отраслевое - земельное, лесное, водное и экологическое законодательство, устанавливающее имущественную ответственность в области использования и охраны земельных и других природных ресурсов. Право собственности защищается прежде всего вещно-правовыми способами: предъявлением иска об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и иска об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Эти иски предусмотрены ст.301, 304 ГК РФ. Такими же способами защищаются права владельцев, не являющихся собственниками, но владеющих имуществом на основании закона или договора. Подобные способы эффективны. Защита прав законных владельцев земельных участков, таким образом, осуществляется, если вред не причинен самим участкам. Сущностью правонарушения, как правило, выступает причиненный вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст.15 ГК РФ и ст.76 ЗК РФ. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами (арендаторы, временные пользователи и пр.) и иными основаниями и не связанные с потерпевшей стороной. Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедоговорное правонарушение. Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда. В статье 62 ЗК РФ говорится об ответственности виновных лиц, однако возможна и безвинная ответственность, установленная гражданским законодательством по отношению к владельцам источников повышенной опасности. Основанием здесь служат нормы статей гл.59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда. Органам государственного контроля за правильным использованием и охраной земель необходимо различать правомерное причинение убытков и неправомерное, т.е. вследствие нарушения земельного законодательства. Для сторон, спорящих о размере возмещения убытков, различия могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, т.е. в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, на основании решения компетентных государственных органов (например, при изъятии земельного участка, при его резервировании) или в силу заключенного договора могут быть отступления от общего правила полного возмещения убытков. При неправомерном причинении убытков уменьшение объема их возмещения невозможно, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения в объеме возмещения убытков, например изменить содержание ст.15 ГК РФ и ст.76 ЗК РФ, так как решение этих вопросов отнесено к исключительному ведению органов Российской Федерации. В законах, принимаемых субъектами РФ, в соответствующих статьях делаются отсылки к гражданскому законодательству РФ. И хотя вопросы земельного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, последние не вправе устанавливать ограничения, противоречащие федеральному законодательству. По мнению автора, такая система является вполне логичной и обоснованной. Возмещение убытков является в соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств. Убытки представляют собой прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входят реальный ущерб, т.е. стоимость утраченного имущества и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (п.2 ст.15 ГК РФ). К числу убытков также относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены. Такие доходы называют упущенной выгодой. Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Кроме термина "убытки" при нанесении урона в законодательстве используется термин "вред". Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако термин "вред" может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в гл.59 ГК РФ. При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда и убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях. Вред может быть причинен в результате действия или бездействия.

Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при непринятии мер по предотвращению эрозии почв (бездействие). Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями (условиями) для возмещения вреда служат: причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст.393 ГК РФ). Положения гражданского законодательства о возмещении вреда находят свое отражение в земельном законодательстве. Согласно ст.62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Следует отметить, что Земельный кодекс РФ в двух разных статьях (62 и 76) регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные. Между тем традиционно в гражданском праве считается, что термин "ущерб" является синонимом термина "вред". С понятиями "вред" и "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убыток - это денежная оценка имущественного вреда* (9).

Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности за земельные правонарушения, то в ст.76 ЗК РФ в перечне лиц, обязанных возмещать причиненный ущерб, присутствуют только граждане и юридические лица. Гражданским кодексом РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указываются не только граждане и юридические лица, но и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, которые Земельным кодексом РФ не включены в состав юридических лиц. В подтверждение этого приведем следующие доводы. В соответствии со ст.57 ЗК РФ государство и муниципальные образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб. Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления. И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25. 10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28. 12.2013) Ст. 57 . Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия. В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным.

Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку меры земельно-правовой ответственности наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливается земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности. Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности. В Земельном кодексе РФ присутствуют нормы, посвященные правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В данном случае можно увидеть взаимодействие между ЗК РФ и ГК РФ. В частности, ст.44 ЗК РФ прямо отсылает к нормам, установленным гражданским законодательством, а ст.287 ГК РФ, в свою очередь, отсылает к нормам земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность устанавливается Трудовым кодексом РФ "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30. 12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02. 04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13. 04.2014) Ст. 195.

За нарушение трудовой дисциплины администрациями предприятий, учреждений, организаций накладываются по отношению к должностным и другим работникам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен. В соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами могут быть установлены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания. Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением земельного законодательства.

Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами и отходами производства и потребления (ст.8.6 КоАП РФ); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст.8.7 КоАП РФ) и т.д. Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусмотрена ЗК РФ, а установлена УК РФ.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона). Так, например, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли (ст.254 УК РФ) "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13. 06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03. 02.2014) Ст. 254, т.е. за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если данные деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, т.е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права , а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях .

В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за земельные правонарушения. Однако эта практика не получила распространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов .

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав . Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы , прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение , одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане , должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений . Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внимание уделяется разработке гарантий равноправной защиты участвующих в данных отношениях сторон.

Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственности, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развиваются институт адвокатуры , механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке. Процессуальные отношения также регулируются консолидирование и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за земельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права . Соответственно выделяется уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность . Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения. Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Они включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права , или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; наличие вины правонарушителя; наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Понятие и состав земельного правонарушения

Состав правонарушения может быть материальным и формальным. При материальном составе действие признается правонарушением при наступлении предусмотренных законом последствий. Речь может идти о применении агрохимикатов в нарушение установленных правил, вызвавшем загрязнение земель. Искажение сведений о состоянии и использовании земель также будет земельным правонарушением, так как в нем есть признаки формального правонарушения, которое признается таковым с момента его совершения независимо от наступивших опасных последствий.

Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к совершившим их лицам мер юридической ответственности, определены законодательством. Применяются положения уголовного, гражданского, административного, трудового законодательства. Порядок прекращения прав на землю за ненадлежащее использование или другие нарушения установлен Земельным и Гражданским кодексами. Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам.

Однако наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления , административны и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений . Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности. Степень общественной опасности определяется путем выяснения обстоятельств, характеризующих составы правонарушений, последствия противоправного деяния, размеры причиненного ущерба. Дисциплинарные проступки, нарушающие нормы земельного законодательства, влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа. Гражданские правонарушения сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности , субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф . Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица , должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением

Вред, причиненный нарушением земельного права , подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Вред, причиненный нарушением норм земельного права , — убытки, которые несут государство , физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов . Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан . В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях . Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и| возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.

Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.

При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.

Прекращение прав на землю за ненадлежащее использование

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока , если это предусмотрено федеральным законом , за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений : порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
  • систематическая неуплата земельного налога .

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности . К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление , суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности , пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды , безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности может быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления , уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности , Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

В соответствии со ст. 214 ГК земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц , являются государственной собственностью. Однако как таковая она юридически Не существует, и по отношению к государственной собственности Действует режим разграничения собственности, установленный Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Возможным решением этой проблемы может быть формула, по которой земельный участок независимо от органа, который принял решение о его предоставлении, после изъятия переходит в государственную собственность, а затем уже в соответствии с процедурой разграничения признается федеральной, субъектной либо муниципальной собственностью . Такая же проблема может возникнуть и с принудительным изъятием земель у владельцев и пользователей за ненадлежащее использование. Недостаточно ясна также легитимность административных решений о принудительном изъятии, даже при добровольном согласии на это собственника. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ граждане и организации не могут быть лишены своего имущества, к которому относится земельный участок, иначе как по решению суда.

Особые условия действуют для принудительного прекращения прав собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Так, заявление в суд в этом случае направляется органом государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Изъятый земельный участок поступает соответственно в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом принудительное изъятие возможно, если ненадлежащее использование земельного участка повлекло причинение экологического вреда, в том числе земле как природному объекту.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования за ненадлежащее использование производится во всех случаях без компенсации стоимости земельного участка и преимущественно в административном порядке. Судебные процедуры применяются только в случае неустранения земельных правонарушений после вынесения предупреждения о возможном изъятии. Применительно к безвозмездному срочному пользованию в случае, если земельный участок был предоставлен на один год, его неиспользование в течение трех лет не может быть основанием изъятия.

В соответствии с установленным ЗК административным порядком привлечения к ответственности при выявлении правонарушения органы государственного земельного контроля налагают административный штраф и одновременно выносят предупреждение об устранении допущенных правонарушений в установленный для этого срок. Предупреждение также содержит указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения. Если правонарушение в установленный срок не было устранено, то органы госземконтроля направляют материалы в органы, уполномоченные выносить решения о принудительном изъятии земельного участка, которые на основании полученных материалов направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Право аренды, в отличие от иных прав на землю, прекращается по тем же основаниям, но только по инициативе арендодателя. Примечательно, что для изъятия земельного участка у арендатора достаточно в качестве основания только закона (ст. 46 ЗК), и арендодатель может прекратить право аренды за ненадлежащее использование, даже если такие условия пользования не были предусмотрены договором аренды . Земельное законодательство устанавливает ограничения на прекращение права аренды, которое не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных федеральными законами случаях.

Прекращение права на земельный участок подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано в суд. При прекращении прав на земельный участок его основное целевое назначение сохраняется. При изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения земельный участок передается в фонд перераспределения земель (ст. 80 ЗК). Принудительное изъятие земельного участка не освобождает правонарушителя от возмещения причиненного вреда.

Юридическая ответственность сочетается с государственным и общественным осуждением, порицанием поведения правонарушителя и всегда связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий личного, материального или организационного характера.

Основная функция юридической ответственности - ее штрафное назначение. Вместе с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, она служит восстановлению прав личности и государства.

Юридическая ответственность – это регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях. В широком понимании юридическая ответственность - это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них обязанностей либо договорных обязательств, либо нарушают установленный правопорядок. 7

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства наступает только в случае совершения земельного правонарушения. Конкретные составы земельных правонарушений (преступлений и проступков) закрепляются в уголовном и административном законодательстве. За их совершение виновные лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, кроме этого, к ним могут быть применены одновременно меры ответственности, предусмотренные гражданским и земельным законодательством (например, за порчу земель). В структуре норм действующего законодательства можно выделить некоторые составы земельных правонарушений:

Регистрация незаконных сделок с землей, порча земли; 8

Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

* отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

* нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

* систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

* систематическая неуплата земельного налога; 9

Юридическая ответственность за земельные нарушения имеет несколько видов: уголовная или административная ответственность, так же предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства, дисциплинарная ответственность. Таким образом, в Земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой.

Дисциплинарная ответственность.

Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. 10

Административная ответственность.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. 11

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

Изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

Ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов;

Ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;

При размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.

За правомерный вред наступает экономическая ответственность. Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:

Загрязнение, захламление земель;

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы;

Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

Проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Вред несет в себе экологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двух элементов:

Вреда экологического (нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);

Вреда экономического (посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении ему вреда).

Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.

Экономический вред включает в себя:

Ущерб – реальные потери (снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);

Убытки – предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).

Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда – денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:

Всеобщая обязанность возмещения причиненного вреда;

Полное возмещение причиненного вреда;

Ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;

Солидарная ответственность при совместном причинении вреда;

Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.

Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:

Признание совершенной сделки недействительной;

Взыскание убытков в связи с неисполнением договора;

Возмещение вреда, вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд). Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет. 12