Программа для проверки компьютера на нелицензионное по. Свободное ПО: «проверка лицензионности

  • Учёт программ и лицензий на ПК в сети
  • Подсчет установок ПО, контроль лицензионных ключей
  • Отслеживание изменений на ПК
  • Выявление проблем с антивирусами и обновлениями
  • Оповещение администратора
  • Учёт лицензий Microsoft Windows
  • Учёт лицензий Microsoft Office

Программа "Учёт Программного Обеспечения" предназначена для инвентаризации ПО и лицензий на компьютерах в сети предприятия, позволяет администраторам сетей вести базу данных аудита программ и лицензий на компьютерах .

Вы сможете по сети просматривать и отслеживать изменения в списках установленного программного обеспечения на удаленных компьютерах. Например, узнать о типах установленных ОС, приложениях, программах в автозагрузке, установленных обновлениях, запущенных службах, антивирусах, актуальности их баз и так далее.

Можно отслеживать число установленных копий программ и правильность использования серийных номеров лицензий. Программа постоянно отслеживает изменения на компьютерах и ведет журнал изменений. О важных изменениях программа оповестит вас по электронной почте.

Поддерживается опрос ПК с Windows, Linux, MacOS и устройств на Android! (по WMI и SSH)

Вы можете скачать бесплатную версию Free без печати отчётов на 10 ПК (подходит для маленьких компаний) или попробовать 30-дневную пробную версию Pro. Программа работает в среде Windows XP/2003/Vista/2008/7/8.1/2012/10/2016.

Программа включена в единый реестр российских программ минкомсвязи.

Образовательным учреждениям предоставляется скидка 30%!

Программа "Учет Программного Обеспечения Pro" является усеченной версией нашей программы инвентаризации компьютеров и содержит такой же интерфейс и все отчеты и функции, за исключением учета аппаратного обеспечения и отчетов по нему. Если вам необходимо учитывать и ПО и "железо" вместе, покупать обе программы не нужно. Достаточно только программы "10-Страйк: Инвентаризация Компьютеров".

Выполняемые задачи

1. Учет установленных программ на компьютерах сети предприятия. Можно создавать отчеты по наличию определенных программ и их количеству на компьютерах. Создайте отчет по версиям операционных систем Microsoft Windows , по установленным обновлениям и заплаткам или по наличию определенных программ в автозагрузке. Поддерживается получение лицензионных ключей Microsoft Office и Windows .

Найдите определенные программы на компьютерах сети (только в Pro):

Или Winrar и Webmoney:

2. Аудит программного обеспечения. Отслеживайте изменения в списках установленных программ на компьютерах сети. Можно обнаружить новые установленные программы , а также новые объекты в автозагрузке. Результаты мониторинга заносятся в журнал для просмотра и создания отчетов. На особо важные изменения можно включить оповещение и администратор будет получать отчеты по электронной почте.

3. Автоматическое фоновое сканирование по расписанию. Постоянный фоновый мониторинг компьютеров в режиме 24/7 вместе с аудитом изменений и оповещением администратора сведут к минимуму ваши усилия по контролю за происходящим на компьютерах предприятия.

4. Контроль и аудит лицензий на ПО. SAM-функционал позволяет контролировать правильность используемых лицензионных ключей, а также соответствие количества установок количеству купленных лицензий. Возможно обнаружение нелицензионного, пиратского программного обеспечения на компьютерах сети предприятия.

5. Экспорт базы данных программы во внешнюю БД для более подробного анализа и контроля. Можно экспортировать информацию о программах в СУБД MS Access, MS SQL, MySQL, Oracle и другие для последующей обработки и анализа. Поддерживаются российские СУБД Linter и Postgre.

Версии программы

Программа учёта ПО существует в двух редакциях Free и Pro:

1) Бесплатная версия Free позволяет просматривать установленное программное обеспечение на 10 компьютерах.

Бесплатная программа позволяет добавить в список не более десяти компьютеров и не создает отчетов.

2) Платная версия Pro требует покупки лицензии на необходимое количество компьютеров, содержит мощный генератор отчетов, и позволяет контролировать изменения в программном обеспечении при последующих проверках компьютеров сети. Демо-версия позволяет проверить работу в течение 30 дней с неограниченным количеством компьютеров, затем позволяет работать только с тремя компьютерами. Чтобы иметь возможность создавать отчеты и снять ограничения по количеству компьютеров, необходимо купить лицензию программу в версии Pro .

Внимание! Программа "Учет Программного Обеспечения Pro " является усеченной версией нашей программы для инвентаризации компьютеров в сети и содержит такой же интерфейс, отчеты и функции за исключением опроса и учета аппаратного обеспечения и создания отчетов по нему.

Если вы хотите учитывать еще и "железо" ПК, достаточно одной программы инвентаризации. Нет необходимости покупать обе программы сразу.

Таблица отличий между версиями:

Функции \ Программа Учет ПО Free Учет ПО Pro 10-Страйк: Инвентаризация Компьютеров
Максимальное число ПК

25 и более

25 и более

Сбор информации об установленном ПО
Мониторинг изменений в ПО
Оповещения
Контроль лицензий и ключей
Печать отчетов
Сбор информации об аппаратном обеспечении
Мониторинг изменений в аппаратном обеспечении
Мониторинг состояния жестких дисков S.M.A.R.T.
Библиотека ПО на 100+ тысяч наименований

В Pro-версии

Расширенный SAM-функционал и отчеты по ПО

В Pro-версии

Цена лицензий, руб.

Достоинства программы

1. Программа собирает данные с помощью технологии WMI (прочитать о настройке WMI). Таким образом, не требуется обязательно устанавливать еще какие-то дополнительные компоненты на компьютеры пользователей сети.

Если применение WMI в сети по какой-либо причине невозможно (политика безопасности или Windows Home-версий), наша программа поддерживает еще два альтернативных способа сбора информации с компьютеров: с помощью агентов и клиентов. Клиенты позволяют опрашивать даже компьютеры без сети , а также командировочные ноутбуки.

Таким образом, программу можно настроить на сбор информации наиболее гибким способом, включая работу в распределенных и больших корпоративных сетях, для снижения нагрузки на компьютер/сервер с программой. Поддерживается автоматических опрос компьютеров по расписанию (во всех 3 способах).

2. Программа осуществляет контроль и учет лицензий и серийных номеров . Вы можете ввести число имеющихся лицензий, а также правильные лицензионные ключи в программу, а затем отслеживать превышение числа копий установленных программ и обнаруживать неправильные ("пиратские") ключи.

3. Только Pro: Программа осуществляет контроль изменения программного обеспечения, обновлений, данных в автозагрузке и записывает изменения в журнал для последующего анализа и просмотра. Вы можете настроить автоматический мониторинг компьютеров сети по расписанию , а также оповещение администратора об изменениях по электронной почте.

4. Только Pro: Мастер отчетов позволит вам быстро создать отчеты с любыми нужными данными (шаблоны сохраняются для дальнейшего использования). Отчеты по компьютерам можно сохранить как в один общий файл, так и в отдельные файлы в заданной папке.

5. Только Pro: Программа в версии Pro обнаруживает изменения в программном обеспечении компьютеров и записывает их в журнал. Список контролируемых параметров настраивается. Можно настроить оповещение по email.

При покупке лицензии вы получаете подписку на тех. поддержку и обновления программы в течение 1 года.

Вы можете скачать бесплатную версию Free на 10 ПК (без необходимости оплаты и отчетов) или попробовать 30-дневную пробную версию редакции Pro бесплатно. Программа работает в среде Windows XP/2003/Vista/2008/7/8.1/2012/10/2016.

Наши клиенты

Термины.

Для начала необходимо определиться с основными юридическими понятиями данной области.

Под интеллектуальной собственностью понимаются результаты интеллектуальной деятельности человека, которые не являются овеществленными. Так, литературное произведение не является овеществленным, причем не нужно путать интеллектуальную собственность как таковую (само произведение) с экземпляром книги, приобретая который, покупатель получает право собственности на него, но не на произведение. С определенными оговорками к интеллектуальной собственности можно применить и ст.209 ГК, которая позволяет собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. В свою очередь авторское право распространяет свое действие на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, при этом в законе "Об авторском праве и смежных правах" прямо указано, что ПО является объектом защиты авторского права . В таких координатах под компьютерным пиратством понимается незаконное, совершенное с нарушением требований соответствующих законов, использование ПО физическим или юридическим лицом.

Юридические последствия от использования нелицензионного программного обеспечения.

С первого января 2008 года в силу вступила 4 часть Гражданского Кодекса РФ, которая отныне регулирует все правоотношения в сфере авторского права. Также некоторые положения, регулирующие последствия нарушения авторского права, содержатся в КоАП и УК РФ.

Уголовное дело практически всегда возбуждается в отношении конкретного лица, которым в подавляющем числе случаев является системный администратор.

Юридическая ответственность здесь делится на три основных вида: гражданская, административная и уголовная. В первом случае это возмещение убытков правообладателю. Если же незаконное использование ПО допущено юр.лицом, то нести гражданско-правовую ответственность будет в том числе и оно, даже если гендиректор или системный администратор уже привлечен к уголовной или административной ответственности. Если нарушение авторских прав допущено физ.лицом, то оно и будет нести гражданско-правовую ответственность. Административная ответственность предусмотрена КоАП РФ (ст.7.12), в виде штрафа и конфискации. К ней привлекаются как юридические, так и физ.лица, а также должностные лица. При этом взыскание штрафа и конфискация не освобождают правонарушителя от гражданско-правовой ответственности перед правообладателем.

Самой жесткой из всех является уголовная ответственность . В настоящий момент в России уже сложилась судебная практика, в соответствии с которой за преступления, связанные с компьютерным пиратством, привлекают к ответственности в виде лишения свободы с применением ст.73 УК РФ (условно). Однако встречаются случаи, когда лишение свободы является реальным, а, учитывая то, что в Госдуме рассмотрены поправки к ст.146 УК РФ, которые увеличат предельный срок лишения свободы по этой статье и отнесут компьютерное пиратство к тяжким преступлениям, можно ожидать, что в будущем наказание в виде реального лишения свободы станет нормой.

При этом, даже условное лишение свободы означает наличие судимости и иные неблагоприятные последствия: необходимость ежемесячно отмечаться в ОВД по месту жительства, не менять свое место жительства, не покидать страну и т.д. Кроме того, лицу, имеющему судимость, закрыта дорога практически во все крупные и средние компании. Даже несмотря на то, что с истечением испытательного срока, судимость считается погашенной и человек считается юридически не судимым, на деле информация о судимости будет находиться в специализированных базах данных всю жизнь.

Проверяющие органы и причины проверок .

Как правило, все соответствующие проверки проводятся в рамках закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и любой оперуполномоченный органа внутренних дел вправе их проводить. Но на практике этим занимаются 2 подразделения: ОБЭП/УБЭП или управление "К". Любопытно, что долгое время органы старались не связываться с такими преступлениями в связи с тем, что проведение оперативных мероприятий и предварительное расследование, в том числе доказывание преступления и оценка ущерба правообладателя, обладают определенной спецификой. Поэтому раньше, как правило, органы проводили проверки лишь по заявлению правообладателя, согласуя с ним свои действия. Вместе с тем, что одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступления, предусмотренного ст.146 ч.2 УК РФ, является размер ущерба, причиненного правообладателю, поэтому в процессе расследования правообладатель будет признан потерпевшим.

Однако сегодня система необходимых действий отработана, особенности расследования данной категории дел описаны и даже сложилась небольшая судебная практика. В результате органы зачастую самостоятельно проводят проверки. Это им позволяет делать ст.20 УПК РФ, которая относит преступление, предусмотренное ст.146 ч.2 УК РФ, к делам публичного обвинения и поэтому при наличии признаков преступления основанием для возбуждении уголовного дела будет являться не заявление правообладателя (даже если правообладатель откажется его подать), а рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст.143 УПК РФ. Более того, необходимо отметить, что по своей методике сбор и фиксация доказательств по компьютерному пиратству не отличается большой сложностью и не требует большого количества времени, чем сотрудники правоохранительных органов могут воспользоваться при необходимости поднятия раскрываемости.

Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" делит основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия на 2 категории: когда уголовное дело возбуждено или не возбуждено. В первом случае основанием для проведения проверки будет служить поручение следователя, причем, оперуполномоченный по нему сможет производить как оперативно-розыскные мероприятия, так и следственные действия. То есть он сможет не только провести сбор образцов или обследование помещений, но и выемку или обыск. В случае, когда уголовное дело еще не возбуждено и проводимые мероприятия осуществляются с целью его возбуждения, оперуполномоченный действует на основании постановления о производстве оперативно-розыскного мероприятия, которое должно содержать наименование мероприятия; перечень лиц, которые его проводят и обязательно быть утвержденным начальником криминальной милиции или подразделения, которое производит проверку.

Какие органы и организации могут проверять соблюдение авторских прав на программное обеспечение?

Как проходит проверка

Обычно проверка проводится по одной схеме: оперативные сотрудники, как правило, в сопровождении представителей общественности или понятых, заходят на предприятие, работников организации просят отойти от ПК, после чего начинается визуальная проверка подлинности ПО. Первым свидетельством о лицензионности операционной системы Windows XP/Vista является наклейка на корпусе ПК, однако ее наличие не гарантирует подлинности. Более того, в последнее время участились случаи, когда организации закупают лицензионное ПО в OEM-версиях, предназначенных для продажи уже установленными на новый ПК. Они приобретается одновременно с ПК и стоят дешевле. Но некоторые руководители ИТ-отделов покупают предустановленную версию на старые компьютеры. В таком случае оперативные сотрудники потребуют предъявить документы на приобретение ПК, чтобы сравнить момент его покупки и предустановленной версии программы. Также оперативными сотрудниками визуально устанавливается, какие программы стоят на компьютере, после чего у руководства предприятия или у начальника ИТ-отдела запрашиваются документы, подтверждающие законность установки и использования данных программ. Такими документами могут являться лицензии, документы об оплате ПО, данные о постановке на бухгалтерский учет лицензионного ПО и т.д.

Если проверка проводится в организации и речь идет об использовании нелицензионного ПО, то может быть оформлен протокол осмотра места происшествия. Если проверка проводится на рынке (в павильоне, магазине и т.п.) и речь идет о реализации нелицензионного ПО, то может оформляться акт или протокол контрольной закупки. В любом случае, при проверке организации и при отсутствии документов, подтверждающих законность использования ПО, или сомнений проверяющих в законности применения программных продуктов, оперативными сотрудниками будут опечатаны и изъяты системные блоки и серверы. При этом, само изъятие может быть оформлено протоколом осмотра места происшествия в рамках уголовно-процессуального закона или отдельным актом, который составляется со ссылками на закон "О милиции" или "Об оперативно-розыскной деятельности". Примечательно, что теория уголовного процесса не принимает акты или протоколы добровольной выдачи, однако суды в подавляющем числе случаев принимают их как допустимые доказательства.

Срок изъятия системных блоков и серверов законодательством не регламентирован и на деле они могут быть возвращены после окончания судебного процесса, как минимум через 4-5 месяцев (при наличии признаков преступления и возбуждении уголовного дела). Причем, предприятие даже при отсутствии законных оснований для изъятия попадает в "ножницы": обжаловать его в арбитражном суде невозможно, так как практика идет по однозначному пути: данные споры не являются связанными с экономической деятельностью и не подведомственны арбитражному суду. В суд общей юрисдикции данные действия именно как незаконные в порядке, установленном ГПК РФ, также обжаловать затруднительно, поскольку суды делают выводы, что эти действия должны быть обжалованы в рамках или административного, или уголовного процесса. Однако административно-процессуальный кодекс в настоящее время отсутствует, и не понятно, каким образом обжаловать изъятие как административную процедуру, а обжалование незаконных действий, произведенных оперативным уполномоченным до возбуждения уголовного дела, в порядке ст.125 УПК РФ представляется невозможным.

Проверка показала наличие нелицензионного программного обеспечения

При наличии признаков преступления оперуполномоченный передает материалы проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ в орган, который будет осуществлять расследование по делу. В соответствии с требованиями ст.151 УПК РФ таким органом является следователь прокуратуры. Именно он принимает решение о возбуждении уголовного дела, но его он должен согласовать с прокурором. Как показывает практика, уголовное дело по ст.146 ч.2 УК РФ практически всегда возбуждается в отношении конкретного лица. Этим лицом в подавляющем числе случаев является или системный администратор (в небольших компаниях), или руководитель ИТ-отдела (в крупных организациях) или же гендиректор организации (при отсутствии в штате системного администратора). При этом, не исключена возможность возбуждения дела в отношении сразу нескольких системных администраторов. Это реализуется, например, если нелицензионное ПО используется давно, и старый системный администратор уволился, а на его место пришел новый, который продолжил использование ПО.

После возбуждения уголовного дела проводится предварительное расследование в 2-х видах: дознание и предварительное следствие. При этом, по преступлению, предусмотренному ст.146 ч.2 УК РФ, проводится предварительное следствие. Срок проведения последнего - 2 месяца с момента возбуждения уголовного дела. В то же время, если в установленный законом срок следователь не успел закончить расследование, то УПК РФ предусмотрено продление срока следствия, которое по ходатайству следователя производится прокурором. При этом, подавляющее количество дел расследуется в срок до 6-ти месяцев, поскольку на указанный срок следствие продляется районным прокурором, на срок свыше полугода - прокурором субъекта федерации, а на срок более года - генпрокурором.

По уголовным делам, связанным с компьютерным пиратством в рамках уголовного процесса суд, как правило, разрешает вопрос о гражданском иске, однако теоретически он может оставить вопрос о разрешении гражданского иска на рассмотрение в соответствующем суде, которым может выступить арбитражный суд или суд общей юрисдикции. В соответствии с АПК РФ арбитражные суды разрешают споры организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой случай может иметь место, если проверка, проведенная в организации, показала, что нелицензионное ПО используется, но сумма используемого программного обеспечения была недостаточной и не позволила возбудить уголовное дело. Здесь основным доказательством истца станут материалы об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же использование нелицензионного ПО допустило физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, то иск правообладателя к нему будет заявляться в суд общей юрисдикции. Стоит отметить, что производство в арбитражном суде гораздо быстрее, чем в суде общей юрисдикции.

Примечательно, что в суде практически заново начинается следствие, но уже судебное: суд исследует все доказательства, добытые следователем. Суд самостоятельно допрашивает всех свидетелей по делу, допрашивает подсудимого и потерпевшего. В случае неявки свидетеля суд вправе огласить его показания. После допроса всех участников процесса, суд исследует письменные доказательства по делу, затем стороны выступают с прениями, где анализируют все доказательства и называют суду справедливый с их точки зрения приговор. После этого суд выслушивает последнее слово подсудимого и удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

Стоит отметить, что мировое соглашение можно заключить только в гражданском или арбитражном процессе. В уголовном же процессе можно говорить только о примирении сторон, но для примирения необходимо, чтобы обвиняемый (или подсудимый) возместили правообладателю ущерб. Только после этого суд может рассмотреть вопрос о прекращении дела в связи с примирением сторон. При этом суд вправе, но не обязан его прекратить. Причиной отказа судом в прекращении дела могут стать как требования уголовного и уголовно-процессуального закона (преступление должно быть совершено впервые и относиться к преступлениям небольшой и средней тяжести), так и внутреннее убеждение судьи (непризнание вины подсудимым, противодействие следствию и т.п.). Следователь и прокурор так же вправе прекратить уголовное дело на стадии предварительного следствия в связи с примирением сторон, но на практике стараются этого не делать, оставляя данный вопрос на разрешение суда.

Возможно ли предотвратить последствия?

Нет, практически не возможно. Единственный вариант - мировое соглашение с правообладателем, но даже в этом случае, придется заплатить и за лицензии и компенсацию правообладателю. Кстати, это не исключает претензий со стороны налоговых органов (вы не заплатили за лицензии, значит бюджет недополучил налоги).

Рекомендация проста - нужно быть честными. Однако, в связи с тем, что правоохранительные органы не координируют проведение проверок с правообладателем, нередки случае, когда с проверкой приходят в организации, которые официально оформили свои правоотношения с правообладателем и купили лицензии на ПО для всего парка компьютеров. В этом случае надо просто хранить как сами лицензии, так и платежные документы, по которым было приобретено ПО. Иногда случаются ситуации, когда головное предприятие закупает лицензии для своих филиалов и представительств, в таком случае лучше позаботиться о том, чтобы в филиале или представительстве хранились копии всех документов. Также можно дать рекомендацию о постановке на бухгалтерский учет лицензионного ПО как нематериальных активов предприятия.

Что касается системных администраторов, то можно провести аналогию с главными бухгалтерами. В ФЗ "О бухгалтерском учете" есть положение о том, что если главный бухгалтер считает платежную операцию незаконной, то обязан письменно известить об этом генерального директора, и если последний даст письменное указание о проведении операции, то вся ответственность с главного бухгалтера снимается. Если вы являетесь системным администратором, и ваш гендиректор решил сэкономить на лицензионном программном обеспечении, а вы решили промолчать, то расплачиваться придется именно вам своей свободой. Спасти системного администратора может только одно - письменное сообщение гендиректору о том, что ПО является нелицензионным с предложением приобрести лицензии. Причем копию такого письма с доказательством его получения генеральным директором необходимо сохранить.

Немного лирики…

Программные продукты слишком дорогие? Очень может быть. Но давайте разберемся. Операционная система Windows на данный момент стоит около 5000 рублей. Помимо самой загрузочной системы в нее уже входят почтовый клиент, Интернет-браузер, медиа-проигрыватель, текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, адресная книга, игрушки и другие функции. Не мало!

А как создается каждый продукт? Нужно придумать идею, исследовать рынок на потребность, написать техническое задание, найти профессионалов, которые смогут это воплотить, провести тестирование продукта, довести до потребителей информацию о новом продукте, наладить схему продаж, обеспечить техническую поддержку продукта.

Посчитайте затраты: временные, денежные, ресурсы? Сколько занято людей?

А после запуска нового продукта, даже пока он не начал приносить прибыль нужно сразу разрабатывать новую версию, потому что потребности пользователей за это время уже выросли. И так по кругу.

Сколько минут/часов в день вы работаете за компьютером? Сколько дней/недель/месяцев/лет вы работаете за одной операционной системой? Если провести несложные математические расчеты, то получается очень даже недорого.

Программное обеспечение - такой же товар, как и монитор, принтер, клавиатура. Разница лишь в том, что ПО можно легко продублировать….

Взглянем с другой стороны. Представьте, что Вам на работе не платят за ваш труд. Вы трудитесь, создаете продукт, оказываете людям и компаниям услуги, а они вам за это не платят потому, что считают, что у вас все очень дорого. Но пользуется вашим трудом постоянно. Каждый день. Это как минимум неприятно, как максимум - Ваша семья будет голодная. Результат многолетнего труда программистов легко использовать не заплатив им ни копейки.

И еще один момент для руководителей компаний. В последнее время участились случаи захвата компаний (недружественных поглощений) через проверку на легальность используемого ПО. В случае обнаружения пиратского ПО, на компанию накладывают штрафные санкции, которые выкупают конкуренты, после чего к ним переходит владение Вашим бизнесом.


По материалам cnews.ru

Перед руководством организации, которая перевела свои компьютеры под управление «свободных» операционных систем, постоянно маячит угроза «проверки хозяйственной деятельности». Среди прочего, проверять она будет и лицензионность установленного на компьютерах программного обеспечения. И, разумеется, унесет весь компьютерный парк «на экспертизу», не найдя на привычном месте «лицензионной наклейки» от Windows.

О реальности такого исхода и о том, как с такими «проверками» бороться, мы сегодня и поговорим.

Страх перед «проверками» подкрепляется широко распространившейся сейчас незаконной практикой привлекать к ответственности за все пиратское ПО, скопившееся в организации, кого-то одного, или директора, или системного администратора. В качестве обоснования часто говорится о том, что в их должностные обязанности входит «контроль за лицензионной чистотой ПО».

Правда, сторонники такого мнения затрудняются ответить на вопрос о том, почему за нарушение этих «должностных обязанностей» необходимо привлекать к уголовной, а не, скажем, к дисциплинарной ответственности. Непонятно еще и то, как с помощью «должностной инструкции» эту самую уголовную ответственность можно на себя принять.

В случае с ПО наиболее распространенным видом такого использования будет «воспроизведение», то есть, создание экземпляра. Или, проще говоря, установка. И привлекать к ответственности по закону нужно того, кто лично установил на компьютер ПО на сумму более пятидесяти тысяч рублей , а не того, кто подписал какую-то «должностную инструкцию».

Однако, как уже было сказано, практика незаконного привлечения к уголовной ответственности широко распространилась. Выгодна она, прежде всего, «органам». Во-первых, у них всегда есть «крайний», а во-вторых, на этого «крайнего» можно «повесить» весь пиратский софт на предприятии, не разбираясь, кто там из пользователей его притащил и установил. В итоге у них появляется «раскрытое преступление» по статье 146 УК РФ. Вот так все просто.

Поэтому при любой милицейской проверке необходимо держать в уме, что проверяющие будут «копать» именно в направлении статьи 146 УК РФ и уголовного дела. Это, как вы понимаете усугубляет ситуацию. Но могу вас успокоить: в случае со «свободным» софтом привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Уголовное дело предполагает существование потерпевшего, который должен подтвердить факт нарушения авторских прав и стоимость «спираченного» ПО. В случае с бесплатными линуксами их нулевая цена общеизвестна, так что об уголовной ответственности говорить не приходится.

Возможно привлечение к ответственности административной, по статье 7.12 КоАП . В таких делах суды часто смотрят на нарушения закона сквозь пальцы, а никакой минимальной суммы, с которой начинается ответственность, эта статья не предусматривает. Но даже при этом страхи возможных «проверок лицензионности» стоит считать сильно преувеличенными.

Как правило, проверяющие знают о существовании бесплатных операционных систем, и никаких претензий в таких случаях не возникает. Все, что может заинтересовать их - это наличие на компьютере виртуальной машины с установленной копией Windows, а также программы для этой ОС, установленные под Wine.

«Подтверждения легальности»

Страхи проверок активно используются и компаниями, продающими дистрибутивы Linux и прилагающими к ним «лицензии», как раз на такой случай. Иногда к «лицензиям» прилагаются и другие атрибуты лицензионности, например, «лицензионные наклейки». Это - самая настоящая «медвежья услуга» для пользователей: таким образом далекие от компьютеров люди привыкают к тому, что наклейка и другие «атрибуты лицензионности» должны присутствовать непременно.

К тому же, сравнив любой произвольно взятый дистрибутив Linux «с наклейкой » и без , мы сможем прийти к выводу о том, что цена за нее, мягко говоря, великовата.

За рубежом, где подобный этап борьбы полиции с линуксом уже прошли, уже выработались способы противодействия, и основной из них - подтверждение лицензионности с помощью распечатанного и переведенного текста той лицензии, на условиях которой распространяется конкретный дистрибутив или программа. Чаще всего - это GNU GPL. Кстати, в сети можно скачать ее переведенную и заверенную нотариусом копию.

Есть еще один документ, который может служить подспорьем в нелегком деле «подтверждения лицензионности» свободных программ. Это - одна из частей методического пособия по корпоративному лицензированию, составленного Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов. В ней говорится об особенностях лицензирования программ, распространяемых на условиях «свободных» лицензий.

Что касается советов, содержащихся в этом пособии, то они стандартны: сохранять побольше материальных свидетельств получения программы, распечатывать тексты лицензий и ставить ПО на баланс. Кроме этого, НП ППП выпускает еще одно пособие «Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы», которое предназначено для сотрудников правоохранительных органов. Оно распространяется уже давно, поэтому большинство правоохранителей знают, что это за организация, и к ее мнению прислушаются.

Стоит сохранять все материальные свидетельства приобретения вами программы: чеки, упаковку, договоры, если они есть. Для демонстрации «легальности» можно также продемонстрировать окна программ, содержащие указание на применимую к ним лицензию, а также веб-сайт производителя.

Закон «О милиции» и как с ним бороться

Обычно при описании процедуры проверок принято ссылаться на законы «О милиции » и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора », которые детально регламентируют порядок проверок организаций и их периодичность. Согласно им, о проверке должно быть вынесено постановление начальника, в котором должны быть перечислены сотрудники милиции, проводящие проверку.

В январе прошлого года в эти законы были внесены изменения , существенно ограничивающие права милиции при проведении таких проверок. Милиция лишилась возможности проверять соблюдение налогового законодательства, в закон «Об оперативно-розыскной деятельности » и КоАП были внесены изменения, обязывающие проверяющих выдавать копии документов тому лицу, у которого они изъяты, а также был более детально регламентировал сам порядок изъятия. Кстати, документ в электронной форме - это тоже документ, и при изъятии компьютера стоит требовать возможности скопировать содержимое жесткого диска.

Однако, милицией очень быстро было найдено противоядие. Для того, чтобы зайти в любую контору «с проверкой», просто пишется «рапорт» оперуполномоченного, о том, что у него есть «оперативная информация» о том, что по такому-то адресу на компьютерах установлено контрафактное ПО. Руководителем ОВД дается поручение провести проверку по признакам преступления в порядке статей - УПК. Милиция идет и проводит «осмотр места происшествия», а при необходимости - изымает в ходе этого осмотра компьютеры.

Отдельный вопрос - о том, откуда берется такая «оперативная информация»: есть основания полагать, что в большинстве случаев рапорты о ее наличии просто фабрикуются, только для того, чтобы провести проверку. Оперативно-розыскная деятельность секретна, так что о том, кто на вас «настучал», вам никто не расскажет, и в суд этот отказ обжаловать бесполезно.

Все дело в том, что Уголовно-процессуальный кодекс не содержит таких строгих требований, как закон «О милиции»: он не требует периодичности проверок, выдачи копий документов при изъятии оригиналов, и всего прочего. В его 84-й статье говорится о том, что копии документов могут быть предоставлены тому лицу, у которого изъяты оригиналы - по его ходатайству. А могут и не быть - на усмотрение следователя. А закон «О защите прав юридических лиц...» на производство предварительного следствия не распространяется вообще.

Так что милиция, скорее всего, будет настаивать на том, что они проводят проверку по «признакам преступления» и действуют только в соответствии с УПК. В этом случае необходимо ссылаться на инструкцию «о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», которая во-первых, регламентирует именно проверку при наличии признаков преступления, а во-вторых, детально определяет порядок проведения проверки и требует руководствоваться при этом также и законом «О милиции».

Эту инструкцию, а также упомянутые законы стоит распечатать и держать под рукой (желательно - по одному экземпляру на кабинет, на тот случай, если сотрудникам запретят выходить из помещений, как часто бывает).

Подготовка

Кроме распечатки подходящих законов и инструкций, стоит заранее провести в организации аудит ПО, и удалить все, что вызывает сомнения в «лицензионной чистоте». Кстати, если вы полностью перевели рабочие места под Linux, не думайте, что этого достаточно для того, чтобы обезопаситься. Стараниями разработчиков Wine под этим «не-эмулятором» беспроблемно работает большое количество программ для Windows, каждая из которых может оказаться «пиратской». Устанавливаются они в каталог пользователя и для их установки знать пароль root’а вовсе не требуется. Так что стоит это учесть при организации аудита.

Если к вам проверка все-таки пришла, не стоит в ходе ее проведения требовать изъятия только жестких дисков, или, наоборот, только системного блока целиком, или расчета контрольной суммы файлов на жестком диске, или еще чего-то подобного. Определенного порядка изъятия компьютеров не существует, поэтому изымают их как угодно. Единственное требование - описание и опечатывание изъятого, но и его порядка закон не установил.

Имеет также смысл определить в организации лиц, уполномоченных быть ее представителем при таких проверках. Сделать это нужно приказом, как и положено, а копию этого приказа - приложить к распечаткам законов, о которых говорилось выше.

Дополнительным сигналом о том, что вас могут проверить, может стать письмо от местного представителя кого-нибудь из производителей «коммерческого» ПО или правоохранительных органов - о том, что у вас, якобы установлен «пиратский» софт. У этого письма есть свое назначение. В самом начале мы говорили о практике привлечения к уголовной ответственности директора или сисадмина, назначенных «крайними». Такое письмо, согласно этой практике, считается «доказательством умысла»: якобы «виновный» директор, зная о том, что у него установлен контрафакт, продолжает его использовать, что «свидетельствует о наличии умысла».

Почему-то при этом упускается из виду то, что письмо не содержит указаний на конкретные компьютеры с «пираткой». С таким же успехом можно считать «доказательством умысла» в любом преступлении просто тот факт, что обвиняемый знал, что «нехорошо так делать». К тому же, неустранение последствий преступления не является соучастием в нем. Тем не менее, такие «доказательства» фигурируют во многих уголовных делах, связанных с контрафактом. Так что после получения такого письма следует приготовиться к грядущей проверке. Ну и, разумеется, следует заранее прочитать все те нормативные документы, ссылки на которые содержатся в этой статье. С изучения своих прав лучше всего начинать их защиту.

Перед руководством организации, которая перевела свои компьютеры под управление «свободных» операционных систем, постоянно маячит угроза «проверки хозяйственной деятельности». Среди прочего, проверять она будет и лицензионность установленного на компьютерах программного обеспечения. И, разумеется, унесет весь компьютерный парк «на экспертизу», не найдя на привычном месте «лицензионной наклейки» от Windows.

О реальности такого исхода и о том, как с такими «проверками» бороться, мы сегодня и поговорим.

Страх перед «проверками» подкрепляется широко распространившейся сейчас незаконной практикой привлекать к ответственности за все пиратское ПО, скопившееся в организации, кого-то одного, или директора, или системного администратора. В качестве обоснования часто говорится о том, что в их должностные обязанности входит «контроль за лицензионной чистотой ПО».

Правда, сторонники такого мнения затрудняются ответить на вопрос о том, почему за нарушение этих «должностных обязанностей» необходимо привлекать к уголовной, а не, скажем, к дисциплинарной ответственности. Непонятно еще и то, как с помощью «должностной инструкции» эту самую уголовную ответственность можно на себя принять.

В случае с ПО наиболее распространенным видом такого использования будет «воспроизведение», то есть, создание экземпляра. Или, проще говоря, установка. И привлекать к ответственности по закону нужно того, кто лично установил на компьютер ПО на сумму более пятидесяти тысяч рублей , а не того, кто подписал какую-то «должностную инструкцию».

Однако, как уже было сказано, практика незаконного привлечения к уголовной ответственности широко распространилась. Выгодна она, прежде всего, «органам». Во-первых, у них всегда есть «крайний», а во-вторых, на этого «крайнего» можно «повесить» весь пиратский софт на предприятии, не разбираясь, кто там из пользователей его притащил и установил. В итоге у них появляется «раскрытое преступление» по статье 146 УК РФ. Вот так все просто.

Поэтому при любой милицейской проверке необходимо держать в уме, что проверяющие будут «копать» именно в направлении статьи 146 УК РФ и уголовного дела. Это, как вы понимаете усугубляет ситуацию. Но могу вас успокоить: в случае со «свободным» софтом привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Уголовное дело предполагает существование потерпевшего, который должен подтвердить факт нарушения авторских прав и стоимость «спираченного» ПО. В случае с бесплатными линуксами их нулевая цена общеизвестна, так что об уголовной ответственности говорить не приходится.

Возможно привлечение к ответственности административной, по статье 7.12 КоАП . В таких делах суды часто смотрят на нарушения закона сквозь пальцы, а никакой минимальной суммы, с которой начинается ответственность, эта статья не предусматривает. Но даже при этом страхи возможных «проверок лицензионности» стоит считать сильно преувеличенными.

Как правило, проверяющие знают о существовании бесплатных операционных систем, и никаких претензий в таких случаях не возникает. Все, что может заинтересовать их - это наличие на компьютере виртуальной машины с установленной копией Windows, а также программы для этой ОС, установленные под Wine.

«Подтверждения легальности»

Страхи проверок активно используются и компаниями, продающими дистрибутивы Linux и прилагающими к ним «лицензии», как раз на такой случай. Иногда к «лицензиям» прилагаются и другие атрибуты лицензионности, например, «лицензионные наклейки». Это - самая настоящая «медвежья услуга» для пользователей: таким образом далекие от компьютеров люди привыкают к тому, что наклейка и другие «атрибуты лицензионности» должны присутствовать непременно.

К тому же, сравнив любой произвольно взятый дистрибутив Linux «с наклейкой » и без , мы сможем прийти к выводу о том, что цена за нее, мягко говоря, великовата.

За рубежом, где подобный этап борьбы полиции с линуксом уже прошли, уже выработались способы противодействия, и основной из них - подтверждение лицензионности с помощью распечатанного и переведенного текста той лицензии, на условиях которой распространяется конкретный дистрибутив или программа. Чаще всего - это GNU GPL. Кстати, в сети можно скачать ее переведенную и заверенную нотариусом копию.

Есть еще один документ, который может служить подспорьем в нелегком деле «подтверждения лицензионности» свободных программ. Это - одна из частей методического пособия по корпоративному лицензированию, составленного Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов. В ней говорится об особенностях лицензирования программ, распространяемых на условиях «свободных» лицензий.

Что касается советов, содержащихся в этом пособии, то они стандартны: сохранять побольше материальных свидетельств получения программы, распечатывать тексты лицензий и ставить ПО на баланс. Кроме этого, НП ППП выпускает еще одно пособие «Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы», которое предназначено для сотрудников правоохранительных органов. Оно распространяется уже давно, поэтому большинство правоохранителей знают, что это за организация, и к ее мнению прислушаются.

Стоит сохранять все материальные свидетельства приобретения вами программы: чеки, упаковку, договоры, если они есть. Для демонстрации «легальности» можно также продемонстрировать окна программ, содержащие указание на применимую к ним лицензию, а также веб-сайт производителя.

Закон «О милиции» и как с ним бороться

Обычно при описании процедуры проверок принято ссылаться на законы «О милиции » и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора », которые детально регламентируют порядок проверок организаций и их периодичность. Согласно им, о проверке должно быть вынесено постановление начальника, в котором должны быть перечислены сотрудники милиции, проводящие проверку.

В январе прошлого года в эти законы были внесены изменения , существенно ограничивающие права милиции при проведении таких проверок. Милиция лишилась возможности проверять соблюдение налогового законодательства, в закон «Об оперативно-розыскной деятельности » и КоАП были внесены изменения, обязывающие проверяющих выдавать копии документов тому лицу, у которого они изъяты, а также был более детально регламентировал сам порядок изъятия. Кстати, документ в электронной форме - это тоже документ, и при изъятии компьютера стоит требовать возможности скопировать содержимое жесткого диска.

Однако, милицией очень быстро было найдено противоядие. Для того, чтобы зайти в любую контору «с проверкой», просто пишется «рапорт» оперуполномоченного, о том, что у него есть «оперативная информация» о том, что по такому-то адресу на компьютерах установлено контрафактное ПО. Руководителем ОВД дается поручение провести проверку по признакам преступления в порядке статей - УПК. Милиция идет и проводит «осмотр места происшествия», а при необходимости - изымает в ходе этого осмотра компьютеры.

Отдельный вопрос - о том, откуда берется такая «оперативная информация»: есть основания полагать, что в большинстве случаев рапорты о ее наличии просто фабрикуются, только для того, чтобы провести проверку. Оперативно-розыскная деятельность секретна, так что о том, кто на вас «настучал», вам никто не расскажет, и в суд этот отказ обжаловать бесполезно.

Все дело в том, что Уголовно-процессуальный кодекс не содержит таких строгих требований, как закон «О милиции»: он не требует периодичности проверок, выдачи копий документов при изъятии оригиналов, и всего прочего. В его 84-й статье говорится о том, что копии документов могут быть предоставлены тому лицу, у которого изъяты оригиналы - по его ходатайству. А могут и не быть - на усмотрение следователя. А закон «О защите прав юридических лиц...» на производство предварительного следствия не распространяется вообще.

Так что милиция, скорее всего, будет настаивать на том, что они проводят проверку по «признакам преступления» и действуют только в соответствии с УПК. В этом случае необходимо ссылаться на инструкцию «о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», которая во-первых, регламентирует именно проверку при наличии признаков преступления, а во-вторых, детально определяет порядок проведения проверки и требует руководствоваться при этом также и законом «О милиции».

Эту инструкцию, а также упомянутые законы стоит распечатать и держать под рукой (желательно - по одному экземпляру на кабинет, на тот случай, если сотрудникам запретят выходить из помещений, как часто бывает).

Подготовка

Кроме распечатки подходящих законов и инструкций, стоит заранее провести в организации аудит ПО, и удалить все, что вызывает сомнения в «лицензионной чистоте». Кстати, если вы полностью перевели рабочие места под Linux, не думайте, что этого достаточно для того, чтобы обезопаситься. Стараниями разработчиков Wine под этим «не-эмулятором» беспроблемно работает большое количество программ для Windows, каждая из которых может оказаться «пиратской». Устанавливаются они в каталог пользователя и для их установки знать пароль root’а вовсе не требуется. Так что стоит это учесть при организации аудита.

Если к вам проверка все-таки пришла, не стоит в ходе ее проведения требовать изъятия только жестких дисков, или, наоборот, только системного блока целиком, или расчета контрольной суммы файлов на жестком диске, или еще чего-то подобного. Определенного порядка изъятия компьютеров не существует, поэтому изымают их как угодно. Единственное требование - описание и опечатывание изъятого, но и его порядка закон не установил.

Имеет также смысл определить в организации лиц, уполномоченных быть ее представителем при таких проверках. Сделать это нужно приказом, как и положено, а копию этого приказа - приложить к распечаткам законов, о которых говорилось выше.

Дополнительным сигналом о том, что вас могут проверить, может стать письмо от местного представителя кого-нибудь из производителей «коммерческого» ПО или правоохранительных органов - о том, что у вас, якобы установлен «пиратский» софт. У этого письма есть свое назначение. В самом начале мы говорили о практике привлечения к уголовной ответственности директора или сисадмина, назначенных «крайними». Такое письмо, согласно этой практике, считается «доказательством умысла»: якобы «виновный» директор, зная о том, что у него установлен контрафакт, продолжает его использовать, что «свидетельствует о наличии умысла».

Почему-то при этом упускается из виду то, что письмо не содержит указаний на конкретные компьютеры с «пираткой». С таким же успехом можно считать «доказательством умысла» в любом преступлении просто тот факт, что обвиняемый знал, что «нехорошо так делать». К тому же, неустранение последствий преступления не является соучастием в нем. Тем не менее, такие «доказательства» фигурируют во многих уголовных делах, связанных с контрафактом. Так что после получения такого письма следует приготовиться к грядущей проверке. Ну и, разумеется, следует заранее прочитать все те нормативные документы, ссылки на которые содержатся в этой статье. С изучения своих прав лучше всего начинать их защиту.

В наше высокотехнологичное время использование компьютерных технологий при ведении бизнеса является чуть ли не обязательной составляющей успеха. Вся документация предприятия создается и обрабатывается в электронном виде.

Участившиеся в последнее время случаи внезапных проверок субъектов хозяйствования на наличие нелицензионного программного обеспечения стали логическим следствием сложившейся ситуации. Часто руководители предприятий даже не подозревают о том, что на офисных компьютерах установлено контрафактное программное обеспечение. К сожалению, многие из них оказываются неподготовленными к таким проверкам.

Чтобы быть готовым к подобным проверкам руководитель предприятия, прежде всего, должен иметь наготове документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения. Таковыми являются лицензионный договор или лицензия на использование программного обеспечения.

Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности может быть как отдельным документом, так и составной частью лицензионного договора. Она представляет собой письменные полномочия лицензиара, право на использование произведения в определенной ограниченной сфере, которое предоставляется другому лицу.

По Лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет второй стороне (лицензиату) разрешение на использование произведения (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию стороны с учетом требований ГКУ и других законодательных актов, в частности, Закону об авторском праве. При этом лицензионный договор содержит больше условий, чем лицензия, которая может входить в этот договор.

Другая форма лицензионных договоров установлена компанией Microsoft, как собственником ПО. Так, лицензионный договор на распоряжение программным обеспечением производства Microsoft (лицензия) является заключенным в случае наличия на компьютере сертификата о подлинности ОЕМ версии ПО. Этот сертификат не может переноситься на другой компьютер. ПО считается лицензионным только после активации. К тому же, в случае изменения характеристик компьютера, может потребоваться новая активация.

Лицо может навсегда передать другому лицу все свои права по лицензионному соглашению с конечным пользователем в случае безвозвратной продажи или передачи компьютера и при условии, что у него не останется никаких копий программного обеспечения. Если программное обеспечение является обновлением, передаче подлежат и все предыдущие версии программного обеспечения. Передача должна также включать наклейку «сертификата подлинности». До передачи предполагаемый новый пользователь ПО должен подтвердить свое согласие со всеми условиями данного Лицензионного соглашения с конечным пользователем.

Таким образом, юридическое лицо не имеет права передавать в пользование лицензионное ПО вместе с компьютером. Физические или юридические лица будут правомерными пользователями ОЕМ версии ПО в случае безвозвратной продажи (передачи) им компьютера вместе с ПО.

Проверку факта незаконного использования ПО имеют право проводить сотрудники милиции (ОБЭП).

Вместе с тем, право на проведение проверок хозяйственной деятельности работники ОБЭП могут реализовывать только при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут уголовную ответственность, поэтому, проведение этих проверок является не чем иным, как осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.

Отметим, что наличие или отсутствие уполномоченного лица собственника прав на ПО не является препятствием для проведения проверки. Проверка может проводиться по каждому случаю получения информации о незаконном использовании программного обеспечения.

В зависимости от серьезности нарушения личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского и (или) смежных прав, их защита осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Обнаружение на предприятии нелицензионного ПО влечет определенные последствия и для руководителя предприятия (СПД), который может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Возможно изъятие вещественных доказательств (ТМЦ, документов).

Как говорится, предупрежден - значит вооружен. Поэтому вовремя предпринятые превентивные меры играют решающее значение при внезапных проверках предприятий на предмет наличия нелицензионного программного обеспечения на офисных компьютерах. Руководителю, прежде всего, стоит ограничить круг лиц, имеющих полномочия к установке программного обеспечения на ПК, принадлежащих предприятию. В идеале, права на установку любого ПО на компьютеры предприятия должны быть у одного человека (например, системного администратора). Также не помешает включить во внутренние документы предприятия положение об ответственности за самовольную установку нелицензионного ПО сотрудниками предприятия или иными лицами по поручению сотрудника компании. Необходимо регулярно отслеживать, какое программное обеспечение установлено на ПК, принадлежащих предприятию, какие обновления ПО были проведены в последнее время, вести реестр лицензионного ПО, содержащий сведения о лицензиях (лицензионных договорах) на использование ПО, и конечно, иметь эти документы в наличии.