Аптечная гильдия консультации. Консультации

"Московские аптеки", 2013, N 10

Некоммерческое партнерство "Аптечная гильдия" предоставила в редакцию комментарии к вынесенным на сайт Минтрудсоцзащиты для обсуждения проектам стандартов по специальностям фармацевта, провизора и организатора фармацевтической деятельности. Предлагаем читателям ознакомиться с ними.

  • Как мы уже отмечали ранее, Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект приказа, утверждающего стандарты по специальностям фармацевта, провизора и организатора фармацевтической деятельности. Разработчиком стандартов выступила Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Разработчики стандарта считают, что предложенный ими стандарт даст представление гражданам и организациям, осуществляющим деятельность в сферах фармации и медицины, представление об обязанностях соответствующих работников фармацевтических организаций.

Кроме этого, по мнению разработчиков, их детище несет в себе преимущества для населения, работников организаций системы здравоохранения, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием. Предложенные авторами трудовые функции, как следует из пояснительной записки, "отражают основную цель вида профессиональной деятельности: оказание фармакологических услуг всякому, нуждающемуся в них, а также содействие укреплению и защите здоровья населения".

Как указано в пояснительной записке, в обсуждении профессионального стандарта в рамках круглых столов принял участие 101 человек (полный список участников круглых столов, а также организаций, принявших участие в общественном обсуждении, приводится в приложениях N 3, 4), в т.ч. директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, д.м.н., проф. Л.М.Рошаль, зам. начальника отдела охраны труда департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России М.С.Руднев, президент Российской ассоциации медицинской лабораторной диагностики Д.Б.Сапрыгин, директор департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации И.Г.Никитин, президент РАМС В.А.Саркисова, ректор Смоленской государственной медицинской академии, проф. И.В.Отвагин, директор Российского центра судебно-медицинской экспертизы А.В.Ковалев, директор ФГБУ "Национальный научный центр наркологии" Е.А.Кошкина, генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса, вице-президент Национальной медицинской палаты С.Б.Дорофеев.

Большое внимание разработке проекта стандарта уделили образовательные учреждения, представители которых участвовали в мероприятиях по его обсуждению, в т.ч. ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, ГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова, ГБОУ ВПО Смоленская государственная медицинская академия, ГБОУ ВПО Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, ФГБУ Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца, ГБОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия.

Однако, как удалось выяснить "Аптечной гильдии", авторы проекта слегка лукавят. В частности, указанная авторами ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия" не принимала участие в разработке данного проекта профстандарта и даже не обсуждала проект этого стандарта.

Участники некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" внимательно изучили проекты представленных документов и дали заключение по ним, которое было направлено в Министерство труда и социальной защиты РФ.

В результате детального изучения предложенных стандартов профессиональной деятельности было установлено следующее.

I. В отношении профессионального стандарта специалиста среднего уровня квалификации в области фармации следует отметить, что допущена ошибка в разделе 1 "Общие сведения" в отношении отнесения к видам экономической деятельности. По кодам ОКВЭД установлены следующие виды:

52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;

52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами.

52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями.

Эта группировка также включает:

  • розничную торговлю изделиями медицинской техники.

52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами.

52.33.1 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла.

52.33.2 Розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом.

Министерство здравоохранения РФ в настоящее время решает вопрос с МЭР об отнесении фармацевтической деятельности к виду деятельности 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".

Некорректно изложена основная цель вида профессиональной деятельности: фармацевтические работники среднего уровня осуществляют реализацию и отпуск, хранение лекарственных средств. Среднее специальное образование не дает права в соответствии с Квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 23.07.10 N 541н, осуществлять контроль качества лекарственных средств, изготовленных в аптеках. Контроль качества лекарственных средств, поступающих в аптеку, проводится в рамках компетенции аптеки по трем показателям ("Описание", "Маркировка" и "Упаковка"), и приказом Минздрава N 214 эти понятия раскрыты. Кроме этого, считаем, что некорректно использованы термины "оформление заявки на получение и распределение ЛС" - сотрудники аптеки принимают участие в формировании заявки и реализации ЛС. В данном контексте не понятно, что имеют в виду авторы под "распределением ЛС", - распределение по местам хранения?

В разделе 2 "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" допущено некорректное изложение ряда вопросов. Во-первых, в настоящее время термин "лечебно-профилактические учреждения" в законодательной базе отсутствует, теперь мы работаем с "медицинскими организациями". Вызывает вопросы трудовая функция: "участие в отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения", т.к. средний уровень квалификации - фармацевт - в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава N 541н, осуществляет отпуск и оказывает консультационные услуги по правилам приема и хранения лекарственных средств в домашних условиях, предоставляет по требованию потребителей информацию о наличии лекарственных средств, синонимов и ценах на них. Не понятен смысл "Проведение санитарно-просветительской работы среди населения о лекарственных средствах".

В таблице на стр. 4 проекта приказа Минтрудсоцзащиты указано: "с применением простейших методов внутриаптечного контроля". Однако далее по тексту следует, что фармацевт должен "проводить обязательные виды внутриаптечного контроля", "анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи", "все виды внутриаптечного контроля и фармацевтического анализа"; кроме этого, по тексту, фармацевту необходимо "интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств".

Как следует из раздела 3 "Характеристика обобщенных трудовых функций", в разделе "Возможные наименования должностей" указано: "младший фармацевт, старший фармацевт, фармацевт". Далее идут перечисления трудовых действий: "помощь провизорам в приеме рецептов от ЛПУ". Во-первых, с рецептами в аптеку обращаются конечные потребители, от медицинских организаций в аптеку поступают требования, поэтому не очень понятно, о чем идет речь. Кроме этого, квалификация фармацевта позволяет сотруднику не "оказывать помощь" провизору, а самостоятельно обслуживать рецепты и требования. Не понятно, о формировании какого "списка лекарственных средств и фармацевтических препаратов" идет речь, и в чем разница между ЛС и фармацевтическими препаратами.

Полным анахронизмом звучит трудовое действие "Информировать потребителей о правилах сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья". До середины 80-х гг. прошлого века аптечные организации, находящиеся в сельской местности, действительно осуществляли сбор и сушку лекарственного растительного сырья, однако с 1990-х гг. данная функция отмерла, т.к. лекарственное сырье требует стандартизации по действующим веществам и этим занимаются специальные производства: Красногорский завод лекарственных средств, фирма "Здоровье", фирма "Иван-чай", "Самаралектравы", "Эвалар". Поэтому данное трудовое действие, многократно повторенное по тексту в разных трудовых функциях, вызывает недоумение.

Если в указанном стандарте речь идет о среднем фармацевтическом персонале, то не очень понятны необходимые умения "организовывать работу структурных подразделений", "планирование основных экономических показателей организации". Вызывает вопросы и трудовое действие "Оказание консультативной помощи врачам и медицинским работникам по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств". Так что имеется в виду - хранение в медицинских организациях? Или врачи должны консультировать своих пациентов о правилах хранения?

Сложно понять смысл трудового действия "Оказание консультативной помощи работникам фармацевтических предприятий и организаций по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Вообще-то фармацевтические предприятия, так же как и аптечные, получают лицензию на производство, в т.ч. НС, ПВ и их прекурсоров, и имеют в штате допущенных к данной работе сотрудников. Также сложно представить, что имели в виду авторы под "институциональными и конечными потребителями". Понятие розничной торговли у нас дано в Федеральном законе от 28.12.09 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации": "розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Совершенно непонятно, что означает трудовая функция "Разработка, испытание, регистрация лекарственных средств" в отношении младшего и старшего фармацевта. Фармацевт должен разработать новую фармакологически активную молекулу, провести клинические испытания и закончить все регистрацией в Минздраве нового лекарственного препарата с внесением его в Государственный реестр? Или функция - "Оптимизация существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов", и это должен уметь делать каждый фармацевт, наряду с "информированием потребителей о правилах сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья"?

Также некорректно изложены трудовые действия "Составление акта поступления ЛС" и "Списание лекарственных препаратов с истекшим сроком годности и составление акта их утилизации". Порядок утилизации утвержден постановлением Правительства РФ от 03.09.10 N 674 и подразумевает уничтожение ЛС исключительно на предприятиях, имеющих соответствующую лицензию.

Во всех "трудовых функциях" проекта стандарта указана необходимость "готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные, асептические лекарственные формы", "проводить обязательные виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, регистрировать результаты контроля, упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску", в то время как в Российской Федерации осталось около 3% аптечных организаций, имеющих рецептурно-производственный отдел. Поэтому целесообразно эти функции выделить отдельно для фармацевтических работников таких аптечных организаций, причем с учетом квалификационных требований к среднему и высшему уровню образования.

В целом можно сказать, что документ содержит набор трудовых функций, не соответствующих образованию фармацевта, не взаимосвязан с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами, регулирующими фармацевтическую деятельность. Трудовые действия повторяются из одной трудовой функции в другую и не отражают реальных требований к профессии. В таком виде стандарт нанесет непоправимый вред отрасли, нуждается в полной переработке.

II. Аналогично обстоят дела с профессиональным стандартом специалиста в области организации фармацевтической деятельности.

В разделе 3 "Характеристика обобщенных трудовых функций", в пункте "Требования к образованию и обучению" указано: "Высшее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Управление и экономика фармации", далее в пункте "Требования к опыту практической работы" указано: "стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет", в то время как в пункте "Возможные наименования должностей" указано: "Директор (заведующий) аптечной организации, заместитель директора (заведующего) аптечной организации, заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заведующий медицинским складом мобилизационного резерва, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли ЛС, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации". Не очень понятно, на каких руководящих должностях должен проработать сотрудник, чтобы занять одну из перечисленных должностей. В фармацевтических организациях, кроме перечисленных, отсутствуют другие руководящие должности, возможно, авторы имели в виду просто "стаж работы по специальности не менее 5 лет"? Кроме этого, изложенное в проекте стандарта противоречит Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.12.11 N 1081, которым установлена возможность руководителю фармацевтической организации иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности 3 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности 5 лет.

Перечисленные трудовые действия предполагают, что руководить организацией может любой специалист, имеющий экономическое образование или в области менеджмента, т.к. бюджетирование доходов и расходов, утверждение финансовых и бухгалтерских документов, планирование деятельности, определение значения целевых показателей, осуществление контроля выполнения планов и программ, достижения целевых значений показателей деятельности, организация финансово-хозяйственной деятельности, оценка ситуации и прогноз ее развития, выработка вариантов решений и оценка рисков, связанных с их реализацией, теория управления и организация труда, включая основы проектного и программно-целевого управления, делопроизводство, планирование ресурсов (финансовых, технических и кадровых), использование программных продуктов для контроля за расходованием финансовых средств организации, подготовка и предоставление отчетов о деятельности в вышестоящую (?) организацию, проведение публичных выступлений, пресс-конференций для СМИ, подготовка презентационных материалов и т.п., составляющие в стандарте основной объем трудовых действий и необходимых умений специалиста в области организации фармацевтической деятельности, практически не зависит от отрасли, а подразумевает навыки менеджера. Кроме этого, авторами не учтена особенность руководителя аптечной организации, входящей в состав сети и осуществляющей самостоятельную деятельность. Не очень понятно, что имеется в виду под "вышестоящей организацией", если это как раз и относится к аптечной сети, то в каждой организации объем, форма представления, содержание отчетности и ответственные лица за составление этой отчетности устанавливаются руководством/собственником аптечной сети.

В то же время в стандарте не отражено, что основная специфика организации деятельности фармацевтической организации - обеспечение и соблюдение лицензионных требований и условий. Все, что касается фармацевтической деятельности, в стандарте изложено некорректно, не сопряжено с требованиями действующих законодательных и нормативно-правовых актов. Если стандарт будет утвержден в предложенном виде, тогда необходимо внести изменения в постановление Правительства РФ N 1081 и другие законодательные и нормативные акты.

Проект стандарта не соответствует целям стандартизации, не отражает специфику фармацевтической деятельности и нуждается в полной переработке, т.к. в предложенном виде внесет неразбериху и противоречия в установленные к фармацевтической деятельности требования.

III. Не соответствуют квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 23.07.10 N 541н, и Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1081, прописанные в проекте стандарта "Требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе: диплом о высшем профессиональном образовании (специалитет) по специальности "Фармация". В вышеуказанных документах условием допуска к работе, кроме диплома, является обязательное наличие сертификата специалиста!

Кроме этого, у участников обсуждения вызвало недоумение, что требования к специалисту в области фармации и специалиста среднего уровня квалификации в области фармации практически не отличаются между собой, все трудовые функции повторяют друг друга в обоих стандартах, за исключением "мелочей". Например , если специалист в области фармации "принимает рецепты", то фармацевт среднего уровня "оказывает помощь в приемке рецептов".

В стандарте присутствуют трудовые функции с непонятным содержанием: "Оформление заказа на необходимые рецепты"; что имеется в виду, рецепты заказывают в необходимом количестве медицинские организации для выписки препаратов амбулаторным больным? Странно и то, что специалист в области фармации лишь принимает "участие в оформлении заявки на получение, приемку и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения", в то время как специалист среднего уровня "оформляет заказ".

Не обосновано и требование к необходимым знаниям специалиста: "Характеристика лекарственного растительного сырья, требования к качеству лекарственного растительного сырья", т.е. знать требования к качеству готовых лекарственных препаратов специалисту не нужно?

Специалистам аптечных организаций также непонятно требование необходимых знаний в отношении "Правил оформления лекарственных средств к отпуску", имеется в виду наличие ценника, упаковочный пакет или что-то другое?

Предложенный проект стандарта противоречит действующим нормативно-правовым актам, не отражает специфики фармацевтического дела, не отражает реальные функции специалиста и нуждается в полной переработке.

Материал предоставлен

НП "Аптечная гильдия"

Досье КС:

Елена Неволина

Город: Москва

Должность: исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия», представляющего интересы 37 фармацевтических компаний (одиночные аптеки и аптечные сети), в совокупности это более 4000 аптечных организаций в 36 регионах России. Также в состав ассоциации входят три региональные фармацевтические ассоциации — самарская, сахалинская и вологодская.

Досье КС:

Нелли Игнатьева

Город: Москва

Должность: исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), некоммерческой профессиональной организации, представляющей интересы 102 аптечных сетей и отдельных аптечных организаций, в совокупности это более 3000 аптечных организаций в 43 регионах России. В рейтинге наиболее влиятельных профессиональных некоммерческих организаций, подготовленном Институтом развития общественного здравоохранения, РААС занимает первое место.

Ассоциации: почему их несколько

Зачем создаются профессиональные объединения? Чаще всего для того, чтобы отстаивать интересы отрасли. Для аптек и аптечных сетей это очень актуально, поскольку постоянно разрабатываются новые лицензионные требования, повышаются налоги, а недавно появилась новая угроза — безрецептурные препараты могут разрешить продавать в торговых организациях. В таких ситуациях под ударом оказываются все аптечные организации. И самое время забыть о конкуренции, объединиться и отвоевать выгодную для отрасли позицию. Осознав это, аптеки объединяются в ассоциации и лоббируют свои интересы в Государственной Думе, в Минздраве и других структурах.

Сегодня наиболее активную деятельность ведут общероссийские ассоциации «СоюзФарма», «Российская ассоциация аптечных сетей» (РААС) и «Аптечная гильдия». Также есть активные региональные объединения, например Вологодская ассоциация аптечных сетей. Возникает вопрос, зачем нам много ассоциаций? Разве нельзя объединиться всем аптекам в рамках одной структуры? Дело в том, что каждая ассоциация имеет свои особенности и принципы работы. Например, региональные ассоциации решают прежде всего проблемы местного уровня с местными властями. А для решения глобальных вопросов, таких как уровень налогов для аптечных организаций, требования к минимальному ассортименту, квалификационные требования к сотрудникам аптек, нужны федеральные ассоциации. «Аптечная гильдия» и РААС включают в себя как индивидуальные аптеки, так и аптечные сети, а «СоюзФарма» — только отдельные аптеки. О том, чем еще ассоциации отличаются друг от друга, мы поговорили с Нелли Игнатьевой, исполнительным директором РААС, и Еленой Неволиной, исполнительным директором «Аптечной гильдии» .

Направление работы большинства ассоциаций совпадает — все они стремятся улучшить условия ведения бизнеса для аптечных организаций и условия для профессиональной самореализации специалистов отрасли. «Деятельность всех ассоциаций имеет общие цели и задачи, отличается только полученными результатами. Первыми ассоциациями розничного фармацевтического рынка являются ассоциации, созданные аптечными сетями РААС и отдельными аптечными учреждениями «СоюзФарма». На данный момент ассоциаций уже далеко не две, их охват представлен интересами фармацевтической розницы как на федеральном, так и на региональном уровнях», — отмечает Нелли Игнатьева, РААС .

Несмотря на похожие цели, в частных вопросах позиция ассоциаций может различаться. Именно такое различие во взглядах между некоторыми участниками одной из ассоциаций в 2009 году послужило толчком к созданию новой ассоциации «Аптечная гильдия». «Самыми первыми инициаторами создания ассоциации можно считать самарскую аптечную сеть «Вита» и московскую сеть «Фора-Фарм», — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — К ним в качестве учредителей примкнули аптечные сети «Ригла», «Фармленд» в Уфе, «Авиценна» в Иркутске и «Мир здоровья» в Якутске. Организации, которые входят в ассоциацию, хотят, чтобы голос каждой из них был услышан, поэтому в независимости от количества аптек и аффилированных юридических лиц каждая аптечная сеть выступает как один индивидуальный участник ассоциации. В некоторых регионах многие аптечные сети-участники жестко конкурируют, но смогли объединиться в рамках гильдии, потому что у всех есть общие профессиональные интересы, все хотят выработать общую траекторию развития отрасли и донести эти идеи до органов власти».

Сегодня как в «Российскую ассоциацию аптечных сетей», так и в «Аптечную гильдию» входят не только аптечные сети, но и индивидуальные аптеки. Как же одиночные аптеки и аптечные сети договариваются об общих решениях, ведь их интересы не всегда совпадают? «Конечно, коммерческие интересы могут расходиться, — подтверждает Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Именно поэтому мы пришли к соглашению о том, что не будем касаться коммерческих интересов, а будем заниматься только профессиональными интересами. У нас в аптечном совете представлены все группы участников — малый, средний и крупный бизнес, чтобы каждый участник через представителя в совете мог донести свое мнение».

В чем польза лично для моей аптеки?

«Чем все эти ассоциации могут помочь конкретно моей аптеке?» — возникает резонный вопрос у руководителя аптечной организации. Мы переадресовали этот вопрос руководителям ассоциаций. Судите сами, коснулись ли вас перемены, которые случились благодаря деятельности ассоциаций.

Сохранение ЕНВД на 2009-2010 гг. для всех аптечных организаций

«Заслуги РААС неоднократно спасали весь розничный сегмент, пусть это звучит нескромно, но это уже свершенные факты, — комментирует Нели Игнатьева, РААС . — Например, это сохранение ЕНВД на 2009-2010 гг. для всех аптечных организаций». Это решение было пролоббировано в 2008 году Российской ассоциацией аптечных сетей.

Сохранение «лечебной косметики» в ассортименте аптек в 2010 г.

Это второй пример успеха ассоциации, который приводит Нелли Игнатьева : «Именно нам удалось инициировать поправки в Федеральный закон № 61 “Об обращении лекарственных средств” до вступления в силу самого закона, и косметика осталась в ассортименте аптек». Другие проблемы решаются вместе с профессиональным сообществом (например, изменения минимального ассортимента и др.).

Сокращение минимального обязательного ассортимента в 2011 г.

Эта заслуга принадлежит «Аптечной гильдии». За отсутствие в аптеке любого наименования из списка минимального ассортимента аптеки штрафуют. До 2011 года проблема усугублялась тем, что существовало требование иметь все лекарственные формы того или иного препарата, например, активированный уголь должен был присутствовать и в таблетках, и в капсулах. Кроме того, в список входило большое количество препаратов для лечения гриппа, на которые есть спрос только в сезон простудных заболеваний. В остальное время хранить в аптеке эти дорогостоящие препараты с ограниченным сроком годности было невыгодно. «С помощью обращений в Минздрав и Федеральную антимонопольную службу мы добились того, что теперь можно иметь какую-то одну лекарственную форму на выбор: таблетки или капсулы, мазь, или крем, или гель, — комментирует Елена Неволина . — А главное — из обязательного списка были исключены практически все интерфероны. Список сократился почти вдвое».

Смягчение требований к условиям хранения лекарств

За нарушение условий хранения аптека может получить штраф до 300 тысяч рублей, при этом некоторые требования к хранению препаратов противоречивы или слишком строги. «Нам уже удалось добиться того, что в регионах проверяющие органы перестали штрафовать за несоблюдение различий в условиях хранения лекарств из списков А и Б, — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Однако решение большинства вопросов впереди. Например, аптеки зачастую штрафуют за хранение при комнатной температуре тех препаратов, для которых предписано прохладное место (12-15 °С), а также за несоблюдение требования хранить препарат в темном месте, даже если он защищен упаковкой. Понятие “прохладное место” необходимо вообще убрать из требований к условиям хранения, как это сделано за рубежом. Мы внесли в Минздрав свои предложения о таких необходимых изменениях в Фармакопее 12 издания».

Есть и другие несправедливо назначенные аптекам штрафы, например, штрафы за отсутствие пандусов даже в тех местах, где их технически невозможно соорудить. «Аптечная гильдия» работает над тем, чтобы законодательно разрешить возможность для аптеки организовать доступ для инвалидов другими способами, например, с помощью кнопки вызова дежурного администратора.

Изменение квалификационных требований

В некоторых случаях квалификационные требования к фармацевтическим работникам не соответствуют реалиям рынка. Например, по закону выпускник с сертификатом «Управление и экономика фармации» имеет право руководить аптекой, но только после получения опыта работы в течение трех лет. При этом непонятно, где выпускник должен получить этот опыт, потому что тот же самый сертификат не позволяет ему устроиться на должность, например, провизора-технолога. Чтобы сделать это, необходимо пройти переподготовку. «Пока что удалось решить только часть проблемы, — рассказывает Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Раньше директор аптеки, имеющий сертификат «Управление и экономика фармации», даже в случае необходимости не имел права заменить на работе провизора. Однако мы с Минздравом пришли к соглашению, что директор аптеки все же имеет право при необходимости выполнять функции провизора, не проходя переподготовку. Однако проблема с выпускниками, как и некоторые другие проблемы с образованием, пока не решены».

Угроза конкуренции с торговыми сетями

В конце 2012 года Правительством был поднят вопрос о возможности реализации отдельных препаратов безрецептурного отпуска в торговых сетях. Эта угроза всколыхнула интерес аптечных организаций к возможностям отстоять свои права: «Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Активность ритейлеров в их желании отобрать у аптек часть ассортимента поспособствовала тому, что аптеки чаще стали приходить к нам в ассоциацию, — комментирует Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Их возмущению не было предела. И они хотят довести свое мнение до сведения людей, принимающих решения».

Нелли Игнатьева, РААС, также подчеркивает важность ситуации: «Многие проблемы одинаково существенны и порой просто опасны для всех участников рынка и сегодня решаются единым фронтом со всеми ассоциациями и пациентскими организациями. Возможность реализации отдельных лекарственных препаратов вне аптек недопустима, и здесь мы все вместе».

Стоит ли вступать в ассоциацию?

Возражение 1. «Пусть крупные аптечные сети все решают»

Так может сказать руководитель небольшой аптечной организации. Правильный ли это подход?

«Такое мнение встречается все реже, — считает Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Многие одиночные аптеки присылают нам заявления о вступлении. Это связано с тем, что сегодня невозможно разобраться в лавине документов, которые необходимо знать руководителю. Мы подсчитали, сколько нормативно-правовых законодательных актов сегодня регулируют аптечную деятельность. Их 85! Сориентироваться в них сложно. Например, раньше действовал приказ Минздравсоцразвития, согласно которому все рабочие места в аптеке, даже для офисных сотрудников, должны были аттестовываться по общему принципу. Мы писали письма в министерство о том, что это неправильно, наконец, нас услышали, но в это время произошел раздел Минздравсоцразвития на две структуры. В итоге изменения в приказ вносило уже Министерство социального развития. Как это все отследить обычной аптеке? А между тем изменение важное, потому что теперь можно, например, рабочее место бухгалтера аттестовывать только один раз при его создании. А знаете ли вы, чей приказ регулирует срок хранения накладных в аптеке? Приказ министерства культуры. Аптекам, которые вступают в нашу ассоциацию, мы даем материал по нормативно-правовому регулированию аптечной деятельности».

Участники «Аптечной гильдии» получают ежедневную рассылку новостей, касающихся аптечного ритейла, они первыми получают информацию о готовящихся нормативно-правовых актах, могут вносить свои предложения по изменению проектов законов, а также получать консультации по правовым вопросам.

Помимо интереса к правовой документации небольшие аптеки заинтересованы и в том, чтобы участвовать в обсуждении новых законов. «Дистанцироваться от профессионального сообщества неправильно, — считает Нелли Игнатьева, РААС . — Каждый голос должен быть услышан, тем более что в ходе обсуждения и дискуссий формируются наиболее объективная позиция и правильные решения».

Возражение 2. «Мне некогда этим заниматься»

Много ли времени занимает участие в работе ассоциации? Вот, что говорят руководители ассоциаций.

«Членство в ассоциации — это серьезная работа, — считает Нелли Игнатьева, РААС . — РААС — это площадка, от имени которой профессиональное экспертное сообщество доносит свою позицию и предложения до наших регуляторных структур. Быть в составе РААС — это не формальное членство, это работа».

Членство в «Аптечной гильдии» также подразумевает определенную нагрузку. Ассоциация присылает всем участникам проекты важных документов и ждет в ответ предложения и замечания по этим документам. Если документ вызывает критику со стороны участников ассоциации, то по нему готовятся письма с замечаниями и пожеланиями для законодательных органов.

Можно ли быть участником и ничего не делать? Елена Неволина отвечает: «Теоретически да. Если человек просто хочет иметь доступ к документам, быть в курсе новостей, он может получать рассылки и не участвовать в обсуждении. Но такого не бывает. Если аптеки молчали по каким-то другим вопросам, то когда мы попросили сформулировать обоснование для письма президенту о том, почему нельзя разрешать торговым организациям продавать безрецептурные лекарственные препараты, - промолчавших не было».

Возражение 3. «Это дорого, у меня нет на это денег»

Действительно, любая некоммерческая организация живет на деньги от членских взносов. Причем аптека может одновременно быть членом нескольких ассоциаций. Тратить ли на это деньги, зависит от решения собственника. Помимо вступительного взноса от потенциального участника ассоциации требуется также соответствие определенным требованиям.

Требования «Российской ассоциации аптечных сетей»: «В состав РААС входят только аптечные организации. Главное требование к потенциальному члену РААС — это активная профессиональная позиция, ориентированная на развитие рынка, повышение его престижа и готовность нести ответственность», — комментирует Нелли Игнатьева .

Требования «Аптечной гильдии»: «Участник нашей ассоциации не должен фигурировать как злостный нарушитель на сайте Росздравнадзора. Его бизнес должен быть “белым”. Мы представляем интересы отрасли и для нас важно, чтобы никто не мог сказать, что наши участники не соблюдают законы», — комментирует Елена Неволина .

Вступительные взносы

«При вступлении в Гильдию наши участники платят единовременный Вступительный взнос, а также ежегодный членский взнос, который рассчитывается исходя из количества аптек каждой аптечной сети-участника. В 1 квартале 2013 г. он составил 177 рублей с одной аптеки в месяц».

Информация с сайта «Аптечной гильдии», www.aptekiguild.ru

«Вступительный взнос. <…> Все вновь принятые члены Ассоциации не позднее одного месяца после решения Координационного совета о принятии в члены Ассоциации вносят на расчетный счет Ассоциации вступительный взнос в следующем размере:

— при товарообороте до 15 000 000 руб. в месяц — 25 000 рублей;

— при товарообороте от 15 000 000 руб. до 30 000 000 рублей в месяц - 50 000 рублей;

— при товарообороте свыше 30 000 000 руб. в месяц - 100 000 рублей. <…>

Членский взнос. <…> размер взноса с каждого торгового объекта рассчитывается Исполнительной дирекцией РААС ежегодно исходя из суммы годового бюджета, утвержденного координационным советом РААС».

Что ждет ассоциации в будущем

В первую очередь все ассоциации работают над расширением количества участников. «Любой орган законодательной или исполнительной власти требует от нас репрезентативности, — поясняет Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Нам важно быть представленными в большинстве регионов и объединять достаточное количество аптечных организаций, чтобы мнение наших участников можно было экстраполировать на весь рынок. Конечно, мы и сегодня считаем, что наше мнение совпадает с мнением представителей рынка в целом, поскольку уже сегодня в ассоциации состоит больше 10 % от общего количества работающих аптек в стране».

«Расширение количества участников важно для любой ассоциации, поскольку любое ассоциативное объединение представляет интересы сообществ и оно более сильное, если отражает мнение большинства», — считает Нелли Игнатьева, РААС .

Какие задачи для ассоциаций будут наиболее актуальны в будущем? «Мы будем работать над тем, чтобы регуляторными органами устанавливались более прозрачные правила и нормы деятельности, — комментирует Елена Неволина, «Аптечная гильдия» . — Мы хотим, чтобы аптечный бизнес приносил нашим участникам и удовольствие от занятия им, и прибыль. На сегодняшний день, к сожалению, можно констатировать тот факт, что многие собственники являются заложниками собственного бизнеса, потому что часто меняющиеся правила игры, которые вводятся регуляторными органами, дестабилизируют ситуацию. Кроме того, мы будем добиваться соответствия образования требуемым компетенциям и хотим, чтобы Фармация развивалась и как профессия, и как наука».

Нелли Игнатьева, РААС, также рассказала о своем видении будущего аптечных ассоциаций и актуальных для них задач: «Задачи РААС на текущий год — обеспечение равных конкурентных условий деятельности на рынке, формирование этичной конкурентной борьбы, повышение значимости и престижа профессии фармацевтического специалиста, активная позиция в СМИ, недопущение выхода лекарственных препаратов во внеаптечную зону, расширение разрешенного аптечного ассортимента, подготовка заключений и предложений в нормативно-правовые акты. Будущее профессиональных организаций должно быть обеспечено расширением их полномочий, признанием их значимости как для профессионального сообщества, так и для государства в целом, для наших пациентов, а еще — повышением ответственности за деятельность профессионального сообщества перед пациентами, перед государством. Один из неизбежных вариантов для нашего рынка — это внедрение механизмов саморегулирования. Переход от лицензирования к уведомительному порядку начала осуществления фармацевтической деятельности и одновременное ужесточение контроля запланированы еще в 2010 г. Какое будущее нас ожидает, во многом зависит, прежде всего, от самого профессионального сообщества».

Сегодня все больше руководителей аптечных организаций приходят к осознанию того, что свои правовые и бизнес-интересы можно и нужно отстаивать. Делать ли это самостоятельно или в рамках одной из ассоциаций — личное дело каждого. А вот полностью игнорировать существующие проблемы и никак не участвовать в их решении — сегодня, пожалуй, не очень эффективный подход. Ведь при принятии тех или иных решений учесть интересы тех, кто даже не пытается высказать свое мнение, в принципе невозможно.

Проект СанПиНа для аптечных организаций, раскритикованный три года назад, получил второе рождение. Документ, вышедший из-под пера специалистов Роспотребнадзора и не претерпевший значительных изменений, размещен на едином портале проектов нормативных актов. Его появление несколько обескуражило аптечных работников. Во-первых, о проекте уже успели подзабыть — в 2011 г. после бурного обсуждения он просто исчез в недрах ведомства. А во-вторых, СанПиН, по мнению фармсообщества, так и остался сырым, нечетким и нелогичным.

Пошумели и забыли Проект «Санитарно-эпидемиологические требования к аптечным организациям и организациям оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» уже назвали историческим документом. Впервые он появился в 2011 г. на официальном сайте Роспотребнадзора. Подразумевалось, что документ станет неким сводным постановлением, содержащим единые санитарно-эпидемиологические требования для всех российских аптечных организаций.

Три года назад проект подвергся горячему обсуждению со стороны профессионального сообщества. На первый взгляд, ничего особенно нового он не предлагал — представлял собой компиляцию двух приказов Минздрава («№» 80 от 04.03.2003 «Правила отпуска ЛС в аптечных организациях» и «№» 309 от 21.10.97 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптек»). Однако разработанные жесткие нормативы вызывали сильную обеспокоенность аптечных работников. В документе появились требования, конкретизирующие размеры площадей аптечных объектов, нормированного количества комплектов специальной одежды для сотрудников, ежедневных записей температурного контроля, даже в выходные дни.

Профессиональное сообщество многие положения сочло чересчур строгими и даже избыточными. Критике подверглась практически каждая страница СанПиНа. Принятиепроекта, по мнению специалистов, грозило закрытием аптек по всей стране, поэтому замечания и комментарии к документу в Роспотребнадзор направляли как профессиональные сообщества, объединяющие крупнейшие аптечные сети, так и единичные предприниматели.

Впрочем, тогда обсуждение санитарных норм ничем не закончилось. Документ просто исчез с просторов Интернета без каких-либо комментариев со стороны разработчиков.

Выше головы

В пресс-службе Роспотребнадзора судьбу проекта объяснили весьма лаконично: исчез, потому что не был принят. Почему он вновь появился в практически непроработанном виде, в ведомстве комментировать отказались.

Как ни странно, аптечные организации также осторожничают, выражая общее впечатление от ознакомления с СанПиНом, но очень тщательно готовят комментарии к тексту проекта. Например, в аптечной сети «Ригла» отказались от разговора, заявив: «Мы не комментируем законы в СМИ, позицию «Риглы» представляем только через «Аптечную гильдию». Что касается самой гильдии, то там вновь, как и три года назад, идет напряженная работа по сбору замечаний участников общественной организации по документу.

«Главное замечание — превышение полномочий Роспотребнадзора. Ведомство имеет право разрабатывать и утверждать только санитарные, эпидемиологические и гигиенические требования. Требования к оборудованию аптечных организаций, к хранению лекарственных средств — не их компетенция. Эти нормы в ведении Минздрава, который уже сформулировал современные требования о порядке хранения ЛС», — заявила исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина.

В качестве обоснования своего утверждения г-жа Неволина ссылается на п.1.2 проекта СанПиНа, в котором сказано: настоящие правила устанавливают требования, в т.ч. к порядку учета, поступления и движения ЛС. Это, по мнению эксперта, явное превышение полномочий ведомства. К тому же остается не ясным, как будет осуществляться санэпиднадзор за порядком учета и движения ЛС. Разъяснений документ не дает.

Готовят сейчас обобщенные комментарии к проекту и в Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), которая также активно работала с предыдущей версией СанПиНа.

Диплом на минералку

Если обобщить все замечания специалистов аптечных организаций, то их впечатления от нового варианта проекта СанПиНа можно определить как недоумение и сильное недоумение. Например, начальник отдела фармацевтической деятельности ЗАО «Эркафарм» (сеть аптек «Доктор Столетов») Ольга Гольцева прямо указывает на пункты документа, которые могут привести к закрытию аптек. По ее мнению, требование о наличии естественного освещения (его отсутствие допускается только в складских и других бытовых помещениях) ставит под удар аптеки в торговых центрах. Кроме того, ограничения площадей аптечных организаций, их нормативный размер могут «автоматически привести к несоответствию действующих аптечных организаций по составу площадей и, скорее всего, к последующему закрытию», добавляет Ольга Гольцева.

Начальник юридического управления ГК «Фармаимпекс» Михаил Молчанов в своих комментариях делает акцент на требовании к внутренней отделке помещений. Согласнопроекту документа, «отделка стен и потолков производственных помещений должна быть гладкой, устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств». И неважно, что в нашем веке многие отделочные материалы имеют выпуклую, рельефную поверхность и весьма успешно подвергаются влажной уборке. Это требование эксперт считает чрезмерным и указывает на то, что «придираются даже к относительно гладким стеклообоям и небольшим выпуклостям».

Не меньшее удивление вызывает и пункт «Условия труда и правила личной гигиены персонала», следуя которым администрация аптеки, реализующая минеральные воды, продукты диетического и детского питания, должна проводить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников и должностных лиц. «Сотрудники аптек имеют специальное образование. Кто проводит подготовку и аттестацию?» — задается вопросом Михаил Молчанов. Это требование вызывает недоумение у многих руководителей аптек, которые резонно замечают: в продовольственных сетях к продавцам не предъявляются требования о наличии аттестационного разрешения на продажу минералки и детских каш.

Но даже если теоретически допустить, что эта норма выполнима и фармацевтам будут выдавать дипломы, позволяющие продавать воду, то требование СанПиНа о высоте помещений аптеки не менее 2,6 м ставит крест на лицензии многих предпринимателей, чьи аптеки размещаются на первых этажах жилых домов. По нормативу высота жилых помещений составляет 2,5 м, собственно, это касается и тех площадей, которые переведены в нежилой фонд. Ясно, что после первой же проверки по новым правилам огромная часть аптек будет оштрафована, а позднее закрыта. Вряд ли владельцы смогут «подрастить» потолок на казалось бы столь небольшие, но почему-то важные 10 см.

В Сахалинском отделении Российской фармацевтической ассоциации также отмечают несовершенство документа, указывая на разночтения определений иммунобиологических препаратов, а также нечеткие требования к хранению вакцин.

Нормативы хранения и реализации лекарственных препаратов вызвали массу вопросов и у «Аптечной гильдии». «Вакцины зарубежного производства, как указано в СанПиНе, должны иметь копии документов, в частности этикетку и инструкцию на русском языке, заверенные в установленном порядке. Что это за порядок и кто его установил, разъяснений не дается. Что касается вакцин отечественного производства, то аптечные организации должны иметь оригинал регистрационного удостоверения. Странная ситуация», — комментирует Елена Неволина.

Не менее удивительно, по мнению аптечных работников, и требование по размещению психрометров. Здесь Роспотребнадзор даже пошел в разрез с инструкцией к прибору и решил обязать размещать психрометр на расстоянии 3 м от двери. Пожалуй, это станет большой проблемой для аптек, чьи помещения не более 10 м.

«Нужно четко понимать, что за исполнением каждого пункта СанПиНа стоят деньги. Они не возникнут из воздуха, аптекам придется повысить цены на свой ассортимент, и пострадают в первую очередь потребители. Сейчас ведется работа по гармонизации требований к обращению лекарственных средств на территории Таможенного союза. На наш взгляд, логично было бы и санитарно-эпидемиологические требования к оптовым и розничным фарморганизациям разрабатывать в рамках ТС», — уверена руководитель «Аптечной гильдии».

Тайное предназначение

В отличие от требований СанПиНа к аптекам, пожелания представителей аптечных организаций к проекту более понятны. Никто не отрицает: такой документ нужен, но его положения должны быть максимально подробно и четко изложены, особенно касающиеся работы с иммунобиологическими препаратами. Проект, по мнению профессионального сообщества, нуждается в значительной доработке, корреляции требований с действующим законодательством, исключении избыточных норм. Представители аптечной розницы предупреждают, что, если документ останется в прежнем виде, это неминуемо приведет к росту наценок на лекарственный ассортимент.

И все же, рассуждая о том, почему затри года проект так и не был основательно переработан (мало того, в нынешнем варианте очевидны ляпы — путаница даже с нумерацией положений), эксперты делают различные предположения о его внезапном появлении именно сейчас.

Конечно, на волне догадок о причинах отставки Геннадия Онищенко и претензиях Минздрава на возврат ему львиной доли санитарно-эпидемиологических функций, документ рассматривают как некую попытку Роспотребнадзора оставить за собой контролирующие функции.

«Если проект будет утвержден в нынешнем виде, у Роспотребнадзора появится инструмент для внеплановых проверок. Возможно, прежние санитарно-эпидемиологические заключения будут аннулированы. Встанет вопрос о приостановлении лицензии аптечных организаций. В проекте слишком много подводных камней. И не зря он появился именно сейчас. Роспотребнадзору необходимо срочно его утвердить, показать результативность своей работы и оставить за собой право контроля деятельности аптечных организаций», — уверена Елена Неволина.

Окончание публичного обсуждения и сбор мнений экспертов запланирован на конец ноября. После этого будет понятно, удастся ли профессиональному сообществу добиться приведения документа в соответствие с современными реалиями и здравым смыслом.

имеет ли право росздравнадзор или другие контролирующие органы проводить внеплановые проверки без предупреждения за 24 часа? слышала, что есть какие то изменения

Действительно, внесены изменения, разрешающие проведение внеплановых проверок без предупреждения

Елена (30.10.2015)

Добрый день!
Очень много интересных вопросов, на которые хотелось бы видеть ответ, а вместо ответа 30.11-1. Что это значит? И будут ли ответы?

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Ответы на вопросы являются добровольной инициативой Исполнительной дирекции Аптечной Гильдии. Все ответы предоставляются в достаточно развернутой форме. По поводу 30.11-1 – это техническая ошибка сайта, а не ответ Аптечной гильдии.

Елена (29.10.2015)

Здравствуйте! Подскажите может ли представитель Роспотребнадзора проверять условия хранения лекарственных препаратов в аптеке или это функция Росздравнадзора? Спасибо.

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Полномочия Роспотребнадзора распространяются на все проверки, которые проводятся в целях защиты потребителей товаров, услуг. Соблюдение правил хранения напрямую влияет на качество ЛП. Нарушение этих правил может нанести вред здоровью потребителей.

ИРИНА (29.10.2015)

ЗДАВСТВУЙТЕ!
мОЖЕТ ЛИ АПТЕКА ТОРГОВАТЬ ГОСПИТАЛЬНЫМИ УПАКОВКАМИ ПРЕДУКТЛ №180,ПРЕСТАРИУМ №180 И.Т.Д.
СПАСИБО!

Аптечная гильдия (27.11.2015)

В законодательстве отсутствует понятие «Госпитальная упаковка»

Рузана (28.10.2015)

Здравствуйте,как переоформить аптеку с ООО на ИП? Нужно ли заново подавать весь перечень документов на лицензию?

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Статьей 18 Федерального закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено:
«1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности».

Ирина К. (27.10.2015)

Аптечная гильдия, здравствуйте! Ответьте пожалуйста,есть ли необходимость при двойной или тройной выкладке препаратов на витрины оформлять ценник на каждую упаковку? ПП РФ №55 от 19.01.98г. требует обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары, но нигде в нормативных актах не сказано,чтобы это делалось на каждой единице упаковки, т.е. при множественной выкладке товара на витрину.

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Наличие общего ценника на весь выставленный товар является выполнением требования п. 19 ПП РФ от 19.01.1998 г. № 55.
В п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, не указан размер ценника, а только определены реквизиты, и если в доступном для покупателей месте вывешен прайс - лист и в нем отражены все необходимые реквизиты, установленные для ценников на товары, то есть прайс - лист отвечает всем требованиям, предъявляемым к ценникам на продаваемые товары, то это неправомерно квалифицировать как не вывешивание ценников на продаваемые товары.

провизор со специальностью "Фармация" (27.10.2015)

Уважаемая Аптечная гильдия, пожалуйста, поясните, почему у вас в новостях в тексте профессионального стандарта, который якобы отправлен в МинТруда, специальность по ОКПДТР 060108 звучит как "фармацЕя"? Спасибо!

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Мы указали так, как указано в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию 060108 Фармацея, как этого требует Минюст.
В настоящее время подготовлено письмо с просьбой исправить ошибку в Министерство образования РФ, так как это министерство отвечает за ведение классификатора ОКПДТР

марина (23.10.2015)

подскажите как правильно списывать глазные капли тропикамид в офтальмологическом отделение на посту и на амбулаторном приеме в соответствии с приказом 378 н

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Согласно Приказу Минздрава №634н от 10.09.2015г. лекарственные препараты с МНН тропикамид подлежат ПКУ. Правила регистрации операций, связанные с обращением лекарственных средств, подлежащих ПКУ, утверждены приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н

Елена (22.10.2015)

ФАС дал разъяснения об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены на ЖНВЛП 20.10.2015 ,как вы считаете пунк 28 информационного письма Росздравнадроза от 28.01.2010 № СН-466/7 "Ответы на наиболее задаваемые вопросы,касающие выполнения Правительства РФ от 08.08.2008 №654..." ,теперь недействителен?

Аптечная гильдия (27.11.2015)

Да, теперь при формировании цены следует руководствоваться указаниями ФАС

лариса (22.10.2015)

отпускаем спирт этиловый заводской фасовки по требованиям медицинских центров. Как правильно учитывать? Во флаконах или в кг?

ДОЛЖЕН ЛИ В АПТЕЧНОМ ПУНКТЕ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ БЫТЬ ТУАЛЕТ

Для сотрудников – обязательно должна быть предоставлена возможность удовлетворения естественных человеческих потребностей

Анастасия (17.02.2016)

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,я учусь на 5 курсе фармацевтического факультета заочного обучения в Курском государственном медицинском университете,на данный момент работают консультантом в аптечной сети,ЗАО ЭркаФарма ",могу ли я получить должность фармацевта? В институте после сдачи экзамена мне дали справку (выписку из протокола),что я могу работать средним фармацевтическим персоналом в аптеке,но в отделе кадров моей аптеки эту справку не принимают и говорят,что только с дипломом и сертификатом специалиста меня смогут принять на должность фармацевта. Скажите,что мне делать в данной ситуации? Куда можно обратиться?

Аптечная гильдия (14.03.2016)

Посоветовать Вашим работодателям ознакомиться с приказом Минздравсоцразвития РФ от 19 марта 2012 г. N 239н "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала

Иван (16.02.2016)

Может ли быть один из двух холодильников не Фарм. холодильником?

Аптечная гильдия (14.03.2016)

В отношении фармацевтических холодильников мы готовим обращение в ФАС

ирина (15.02.2016)

Нашему аптечному пункту 15 лет. не давно мы из зао перешли в ооо. при смене санитарно-эпидемиологического заключения с нас требуют тех.паспорт дома, в котором находится аптечный пункт, требуют перестроить туалет(установить поддоны для мытья уборочного инвентаря, провести горячее водоснабжение)Подскажите в каком документе это посмотреть? Наш проверяющий из роспотренадзора отказывается отвечать на этот ворпс? 15 лет всех это устраивало.

Аптечная гильдия (14.03.2016)

Сотрудник Роспотребнадзора обязан обосновывать свои требования ссылками на определенные нормативные документы, отказ в выдаче Санэпидзаключения должен быть оформлен в письменном виде, если в нем не будет обоснования требований, Вы можете обратиться в суд.

Лариса Александровна (15.02.2016)

Добрый день! Помогите составить должностную инструкцию на старшего фармацевта аптеки готовых лекарственных форм.

Аптечная гильдия (14.03.2016)

Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 г

мадина (12.02.2016)

Была проверка плановая росздравнадзор;производился отбор препаратов?какое количество одного и того же препарата можно изъять

С правовой основой деятельности Росздравнадзора и его полномочиями можете ознакомиться на официальном сайте http://www.roszdravnadzor.ru/.

Татьяна (12.02.2016)

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, на каком рецептурном бланке должны выписывать Бронхолитин. Стоит ли он на ПКУ

Аптечная гильдия (11.03.2016)

Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, утв. приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 г. N 183н.
Правила выписывания лекарственных препаратов установлены приказом Минздрава России № 1175 н, в частности препараты, не входящие в Перечень ПКУ выписываются на рецептурном бланке формы 107.

Татьяна (11.02.2016)

Добрый день! Сроки хранения льготных рецептов в аптеке 5 лет,ответьте пожалуйста как исчисляются сроки- не считая текущий год или считая его.И каким нормативным актом регулируется такое исчисление срока.Спасибо

(30.11.-1)

Марина (11.02.2016)

Здравствуйте! Было письмо ФАС в начале ноября 2015г, где говорилось о формировании цены на ЖНВЛП в зависимости от системы налогообложения аптеки.
Вопрос: вступило ли в действие это письмо, с какого периода и на основании какого документа?

Аптечная гильдия (11.03.2016)

ФАС, которой переданы полномочия ФСТ, своим письмом разъяснило правила расчета цены на ЖНВЛП при применении специальных налоговых режимов. При проведении проверок ценообразования на ЖНВЛП контролирующие органы будут руководствоваться именно той методикой, которая приведена в указанном письме

Наталия (08.02.2016)

Форма Журнала очень нужна. Журнал учета обеспечения пациентов рецептурными препаратами входящими в минимальный ассортимент, но отсутствующими в аптечной организации на момент обращения

Аптечная гильдия (11.03.2016)

Форма журнала дефектуры действующим законодательством не установлена и может быть утверждена приказом руководителя аптечной организации