Как правильно называется роспотребнадзор. Мероприятия по контролю проверки

Роспотребнадзор является контролирующим государственным органом, основной функциональной обязанностью которого является защита прав потребителей продукции и получателей услуг, а также надзор за санитарным и эпидемиологическим благополучием всех проживающих на территории государства граждан.

Что входит в обязанности организации

Атрибуты Роспотребнадзора

Основными элементами функциональных возможностей службы являются:

  • осуществление надзора технологической и производственной деятельности частных и государственных организаций;
  • выдача заключений и разрешительной документации санитарно-эпидемиологического характера, оформленной на основании результатов проведённых проверок;
  • контроль соблюдения нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на защиту потребительских прав;
  • аттестация работников, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, хранения, реализации и транспортировки продуктов питания и воды;
  • сбор, учёт, составление статистики социально-гигиенических производственных параметров.

Кому грозит проверка

В своей деятельности контролирующий орган регламентируется законодательными нормами, в соответствии с которыми проверке могут быть подвергнуты субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в любой организационно-правовой форме.

Однако, с большей вероятностью можно ожидать представителей Роспотребнадзора в организациях, имеющих непосредственное отношение к оказанию бытовых услуг, продаже лекарственных препаратов и продуктов питания.

Статистика нарушений в потребительской сфере

На особом учёте в ведомстве находятся медицинские учреждения, а также дошкольные и школьные заведения.

Алгоритм проведения проверки

Перед тем как допустить специалиста контролирующего органа к проверке, представитель компании должен потребовать у сотрудника Роспотребнадзора удостоверение личности и распоряжение руководства ведомства о проведении проверки. В документе должна быть отражена информация о проверяемом объекте, сроках мероприятия и о данных, направляемого для осуществления мероприятия, инспектора.

Нюансы, касающиеся сроков проведения проверок

Сроки проведения мероприятия не должны превышать 20 дней.

Увеличение параметра может быть только по документально оформленному решению руководства ведомства в ситуациях злостного нарушения законодательства.

Документация, которую следует подготовить к проверке

Руководитель предприятия, получив уведомление о планируемой проверке, заранее должен привести в соответствие и подготовить документы для Роспотребнадзора:

  • учредительную и регистрационную документацию;
  • свидетельство о праве владения предметом недвижимости, в котором осуществляется деятельность или договор на его аренду;
  • подтверждающая документация о наличии договорных отношений с компаниями, берущими на себя ответственность по вывозу мусора, а также за дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;
  • трудовые книжки;
  • договора, заключённые с работниками о трудовом найме;
  • медицинские книжки;
  • документация, подтверждающая соответствующий уровень квалификации работников;
  • журналы учёта проведения обязательных мероприятий в области охраны труда и санитарно-производственной гигиены;
  • разрешения на ведение деятельности;
  • сертификаты на продукцию;
  • акцизы на товар;
  • утверждённый руководителем компании прейскурант на продукцию или услуги.

Схема организации государственного контроля и надзора

Проверяющий, получив документацию, проводит аналитическую работу, целью которой является оценка её соответствия действующим законодательным нормам.

Проверяемые объекты

Проверяющие при проверке обязательно оценят соответствие санитарным нормам состояние помещения.

В данной статье мы затронем вопрос о проверках Роспотребнадзора в Москве: что проверяют сотрудники комиссии, какие документы должны быть в компании, какая ответственность регламентирована при выявлении нарушений.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Деятельность государственной службы под названием Роспотребнадзор довольно разнообразна, так как она объединила в себе функции сразу нескольких министерств и ведомств. В частности Роспотребнадзор в Москве осуществляет:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (например, в сфере общепита, в строительстве, на производстве и в других сферах);
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей;
  • выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на основании проведенных проверок;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • координацию деятельности территориальных подразделений;
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды;
  • ведение учета, статистики и ряд других функций.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004.

Кого может проверить Роспотребнадзор в Москве?

Данное ведомство наделено широкими правами. По этой причине проверке Роспотребнадзора могут подвергнуться практически все организации, учреждения, компании, предприятия и предприниматели.

Наиболее часто с проверками данного ведомства сталкиваются те из них, кто находится в тесной связи с обслуживанием населения (оказанием ему услуг, в том числе бытовых, продажей лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, общественным питанием и пр.). Помимо этого, проверке часто подвергаются дошкольные и школьные учреждения.

Как осуществляется проверка Роспотребнадзором в Москве?

До того как приступить к проверке, специалист Роспотребнадзора должен предъявить вам удостоверение вместе с распоряжением о ее проведении за подписью руководителя территориального отдела управления Роспотребнадзора . В распоряжении должны быть указаны все необходимые сведения о сроке проверки, адресе, по которому она будет проводиться, и данные инспекторов.

Кстати, что касается сроков, то проверка не должна быть продолжительнее 20 дней. Продолжительность может быть увеличена только в определенных случаях и по распоряжению руководства Роспотребнадзора. Уведомление об этом руководителя организации - обязательно.

При осуществлении выездных проверок малых предприятий инспекторам отводится и вовсе не более 50 часов в год, а если это микропредприятие - не более 15.

Для определения продолжительности проверки одного юридического лица предстоит сложить затраченное время на проверки, проведенные любыми надзорными органами в течение года

Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

Зачастую проверки Роспотребнадзора проводятся по заявлениям населения относительно нарушений в работе предприятий торговли и общепита, по жалобам граждан относительно нарушений складирования мусора и отходов на прилегающих к предприятиям территориях, превышения ими допустимого уровня шума и т. д.

По всем обращениям территориальный контролирующий орган вправе организовать проверку:

  • правильности оформления трудовых книжек и договоров сотрудников;
  • наличия документации, подтверждающей квалификацию работников (копий документов об образовании);
  • наличия у сотрудников медкнижек;
  • наличия и ведения журналов, в которых ведется учет контрольных мероприятий в соответствии с российским законодательством (ст. 16 закона «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • наличия сертификатов на товар, акцизов на нем;
  • проверку ККМ (контрольно-кассовых машин);
  • помещений и др.

Проверяющие вправе осуществлять и контрольные закупки товаров. В ходе проверки инспектор может брать пробы и образцы продукции для отправки их на исследование с обязательным составлением протокола. Ему должна предоставляться вся необходимая документация.

Если речь идет о проверке помещений, то чаще речь идет о визуальном осмотре. Помимо этого, проводятся необходимые замеры площадей, оконных и дверных проемов, которые должны соответствовать существующим стандартам.

Уделяется внимание наличию и исправности вентиляции, ее изоляции от воздуховодов жилых домов и помещений. Само помещение не должно иметь существенных отклонений от заявленного проекта, который составляется в том числе и с учетом штата предприятия. Например, СанПиН устанавливает норму площади на 1 сотрудника - и она должна быть соблюдена.

Документы, предоставляемые инспекторам Роспотребнадзора

В ходе проверки инспекторы отмечают наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (клиентов, пациентов);
  • цен на товары или оказываемые услуги за подписью руководителя;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договора на его аренду;
  • договоров на вывоз мусора и проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации, свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и прочих документов.

Следует сказать и о том, что возможны отличия предъявляемых к обязательной документации требований в зависимости от региона.

Инспекторы Роспотребнадзора оценивают всю предоставленную документацию с точки зрения законности, соответствия нормативным актам, положениям.

Полномочия Роспотребнадзора по итогам проверки

По результатам проведенных проверок Роспотребнадзором выдаются заключения с указанием выявленных нарушений, предлагаются мероприятия (даются рекомендации) по их устранению, а также выписываются предписания относительно наказания виновных лиц.

В случае неисполнения требований инспекторов руководители организаций (предприниматели) привлекаются к административной ответственности согласно нормам законодательства (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Эта норма предусматривает штраф, размеры которого для должностных лиц варьируются от 2 000 до 4 000 рублей.

Что находится вне компетенции Роспотребнадзора?

Полномочия Роспотребнадзора не безграничны. Так, например, инспекторы не вправе:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия должностных лиц или лиц, являющихся представителями того юридического лица, в отношении которого она проводится (исключение составляют случаи, когда присутствует угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах);
  • изымать оригиналы документации или требовать документы, информацию или образцы продукции, не являющейся объектами проверки;
  • превышать сроки проведения проверки, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • отбирать пробы (образцы) продукции для дальнейших исследований или проведения экспертизы сверх установленных стандартами норм и без оформления соответствующих документов (актов об отборе);
  • выдавать организациям и ИП предписаний относительно проведения за их счет контрольных мероприятий.

Контрольный орган Роспотребнадзор

Проверками документов и санитарно-гигиенического состояния занимается контрольный орган Роспотребнадзор. Прежде всего, заметим, что для каждого вида предприятия необходим свой список документов. Соответственно проверка продуктов Роспотребнадзора и проверка офиса юридической компании будет несколько различаться в плане предъявляемых требований к организации. Роспотребнадзор может проверить все, начиная от медкнижек персонала и заканчивая уставными документами.

Подготовка к проверкам Роспотребнадзора

ГУП МГЦД предлагает профессиональную помощь в подготовке комплекта необходимых документов для успешного прохождения проверок Роспотребнадзора для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вне зависимости от характера деятельности. Мы проводим консультации по областям проверки Роспотребнадзора и аудит имеющихся документов для проверки Роспотребнадзора, а также оформление всей нужной документации.

Плановые проверки Роспотребнадзора

Плановая проверка Роспотребнадзора обычно проходит после уведомления компании о проверке с назначением конкретной даты. По графику проверок Роспотребнадзора 2017 года плановые проверки для компаний проводятся раз в 3 года (за исключением медицинских организаций) или в случае поступления уведомления о новом виде деятельности. Посмотреть, входит ли ваша компания в план проверок Роспотребнадзора на 2017 можно на официальном сайте.

Плановые проверки осуществляются на основании ежегодно составляемого плана (графика), ознакомиться с которым можно на официальных сайтах территориальных органов данного ведомства и прокуратур в регионах. В плане указаны следующие данные:

  • дата проверки;
  • ее продолжительность;
  • лица, в отношении которых будет проведена проверка;
  • предмет проверки.

В соответствии с законом о защите прав предпринимателей при проведении проверок, юридическое лицо должно быть извещено о планируемой проверке как минимум за 3 дня до ее начала. Проверяющий орган уведомляет юридические лица о планируемых действиях следующим образом:

Такие проверки проводятся не менее чем через 3 года:

  • после регистрации юрлица;
  • начала осуществления предпринимательской деятельности;
  • со дня окончания предыдущей проверки.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора

Обратите внимание, что с 2015 года Роспотребнадзор вправе проводить проверку внепланово. Это касается организаций общепита, производителей и продавцов продовольственных товаров. Оснований для подобного рода проверок несколько:

В ходе такой проверки, как правило, доказываются или опровергаются поступившие сведения. Но и при внеплановых проверках руководителю предприятию сообщается не менее чем за сутки, если нет экстренного случая отравлений или серьезных инфекций.

Внеплановые проверки могут быть проведены:

  • по истечении сроков, установленных для исполнения ранее выданных предписаний;
  • при поступлении в территориальные органы Роспотребнадзора обращений, сообщающих о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
  • в случаях нарушения прав потребителей.

Если в обращениях физических и юридических лиц не указываются конкретные факты нарушений или поданы они в анонимном порядке, то в проверке будет отказано. Следует упомянуть и о том, что проведение внеплановой проверки возможно лишь с согласия прокуратуры, являющейся надзорным органом. В противном случае ее результаты будут признаны недействительными.

Исключения допускаются в случаях поступления в Роспотребнадзор экстренных сообщений о ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны.

Уведомить юридическое лицо о предстоящей проверке следует не позднее чем за сутки до ее начала. В экстренных случаях данное требование может не соблюдаться.

Выездные и документарные проверки

Выездные и документарные проверки также могут быть плановыми и внеплановыми.

В первом случае помимо документации осуществляется проверка товаров, оборудования, помещений и территорий.

Во втором - проверка осуществляется без выезда на место, при этом необходимые документы в Роспотребнадзор предоставляются юридическим лицом. Если в ходе нее выявляются серьезные нарушения, тогда возможно назначение выездной проверки. В ходе документарной проверки допускается проведение исследования и документации, и образцов продукции.

Штрафные санкции Роспотребнадзора

Штрафы Роспотребнадзора могут вас коснуться при выявлении какого-либо нарушения. В зависимости от характера нарушения возможны предписания для исправления нарушений, денежный штраф, приостановление деятельности компании до 90 дней и даже уголовная ответственность в особо тяжких случаях. Полную таблицу штрафов Роспотребнадзора для юридических лиц вы можете посмотреть в интернете.

Советы по успешному прохождению проверок Роспотребнадзора

  • Представлять организацию при проверке Роспотребнадзора может только руководитель компании или доверенное лицо. Если на момент проверки руководитель или доверенное лицо отсутствуют, компания вправе отказать в проверке сотрудникам Роспотребнадзора. Однако злоупотреблять этим правилом не стоит.
  • Проверьте документы чиновников. Если в них есть какие-либо нарушения, то это также право для отказа в проверке вашей организации данными сотрудниками Роспотребнадзора.
  • Проверка Роспотребнадзора должна проходить четко по регламенту, где описано, какие действия вправе совершать комиссия, а какие нет. Ознакомьте с документом перед проверкой. Скачать регламент работы проверки Роспотребнадзора вы можете в интернете.
  • При проверке не волнуйтесь, ведите себя как и в обычный день. Не нужно представлять себе инспекцию Роспотребнадзора как жуткого монстра. Это обычные люди, которые хотят хорошо делать свою работу. К тому же все, что проверяет Ростпотебназдор – это, в первую очередь, для вашего блага и успешного развития вашего бизнеса.
  • Если вам известна дата проверки, подготовьтесь к ней заранее, проверьте все необходимые документы и санитарное состояние компании.
  • У вас должен иметься журнал для учета проверок Роспотребнадзора, в который заносятся все данные проверок. Это пригодится в случае свидетельствования о том, что проверка уже была.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Рыночная экономика в стране дает право предпринимателям и юридическим лицам предлагать свои товары и услуги на конкурирующей основе. Покупатель самостоятельно выбирает поставщика или продавца. Однако такие отношения не остаются без контроля со стороны государства. Контролирующие инстанции не допускают нарушения прав потребителей. Одной из таких организаций является Роспотребнадзор.

Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается?

Роспотребнадзор России – это Федеральная служба по защите прав потребителей, осуществляющая надзорные функции в различных областях. Организация была создана в марте 2004 года Указом Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов власти».

Деятельность Роспотребнадзора осуществляется на основании:

  • Конституции РФ.
  • Федеральных законов.
  • Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по надзору …».
  • Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322.

Ключевым видом деятельности Федеральной службы является проведение проверок в сфере обслуживания населения. Проверочная деятельность направлена на выявление завышенных тарифов, некачественных услуг, нарушений прав населения страны и т.д. Проверкам подвергаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Структура

В своей структуре Роспотребнадзор имеет территориальные единицы. На местах служба осуществляет сотрудничество с органами исполнительной власти и иными государственными учреждениями. В области эпидемиологии и гигиены Роспотребнадзор состоит из более 80 территориальных центров и 90 центральных организаций.

Также имеются научные институты, занимающиеся исследованиями, 13 противочумных организаций и 33 станции, обеспечивающих дезинфекцию/дезинсекцию. В структуре работает более 100 тыс. сотрудников. Служба защищает права граждан, подвергшихся нарушениям со стороны организаций в сфере потребления и эпидемиологии.

Федеральная служба потребительского надзора принимает жалобы:

  • через официальный сайт;
  • лично;
  • через портал Госуслуги;
  • через обращение на электронную почту;
  • заказным письмом.

Функции Роспотребнадзора

Роспотребнадзор работает в сфере здравоохранения, эпидемиологии, антимонопольной политики и экономического развития торговли.

Надзорная служба имеет право проводить проверки в сфере потребления и соблюдения санитарных норм.

Полномочия Роспотребнадзора:

  • Проверять документы сотрудников об образовании, трудовые договоры, медицинские книжки, наличие пожарных и санитарных заключений территориальных органов.
  • Проверять наличие и правильность заполнения журнала по контролю на предприятии или в организации.
  • Оценивать юридическую чистоту акцизов, сертификатов и лицензий.
  • Производить контрольную закупку и проверять кассовые аппараты.
  • Выдавать предписания об устранении нарушений прав, выписывать штрафы, составлять протоколы о нарушениях.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Занимается Роспотребнадзор:

  • эпидемиологическим надзором;
  • санитарным надзором;
  • защитой прав потребителей;
  • организацией своей деятельности;
  • международным сотрудничеством;
  • научным обеспечением;
  • деятельностью в рамках ВТО и Таможенного союза;
  • созданием санитарно-карантинных пунктов.

Обязанности

Надзорная служба в сфере потребления должна:

  • осуществлять координацию деятельности своих структурных подразделений;
  • проверять документацию подотчетных организаций;
  • реагировать на жалобы граждан;
  • проводить проверки по выявлению нарушений прав потребителей;
  • в сфере своей компетенции восстанавливать нарушенные права (выдавать предписания об устранении нарушений) и наказывать нарушителей и т.д.

Виды проверок

Надзорная инстанция проводит два вида проверок:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проводятся раз в 3 года. План проверок есть на сайте прокуратуры проверяемого региона. Такая проверка не может проводиться ранее или позднее установленного срока. Руководитель обязательно извещается о ней заранее. Извещение вручается лично или направляется заказным письмом в срок, не превышающий 3 дней до проверочных мероприятий.

Внеплановые осуществляются по жалобам граждан, организаций, органов местного самоуправления. Такие проверки могут проходить несколько раз в год при наличии жалоб или обращений, они возможны также при проверке деятельности организаций или ИП после вынесения предписаний об устранении нарушений.

Внеплановые проверки подразделяются на выездные и документарные:

  • Выездная осуществляется, если требуется проверка как документации, так и помещений, продукции и т.д. Сотрудники Роспотребнадзора выезжают на место и осуществляют проверочные мероприятия по всем направлениям.
  • Документарная осуществляется без выезда надзорных органов на место. Документы в отделение Роспотребнадзора доставляет руководитель организации или иное ответственное лицо. Предоставленная документация проверяется на факт нарушения законодательства или подделки. При выявлении нарушений документарная проверка может перерасти в выездную.

Есть ли структуры, контролирующие Роспотребнадзор России?

В структурных единицах надзор за деятельностью сотрудников осуществляют непосредственные начальники. Поэтому в случае невыполнения обязанностей гражданин или должностное лицо организации вправе пожаловаться вышестоящему руководству. Контроль за деятельностью структурных единиц осуществляет Роспотребнадзор России.

На всех уровнях надзорной инстанцией Роспотребнадзора является прокуратура РФ. Деятельность прокуратуры направлена на выявление нарушений прав граждан и их устранение.

Основным направлением деятельности Роспотребнадзора является проведение проверок по жалобам лиц, чьи права нарушены в сфере потребления товаров и услуг. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным планом (раз в 3 года) или вне плана, когда требуется проверка поступившей жалобы. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства Роспотребнадзором.

Сохраните статью в 2 клика.

Потребительский рынок товаров и услуг недавно получил новый контролирующий орган в лице Роспотребнадзора. Это служба федерального уровня, которая полностью получила полномочия Государственной торговой инспекции и частично – полномочия Санэпидемстанции.


В территориальных отделениях службы работают отделы по эпидемиологическому, транспортному, экологическому, бытовому и санитарному надзору, охране прав потребителей.

Постановление правительства РФ под номером 322 наделило Роспотребнадзор рядом прав и полномочий, среди которых:

  1. Охрана прав потребителей на потребительских рынках;
  2. Контроль исполнения российских законов и требований нормативов в сфере санитарно-эпидемиологического состояния;
  3. Организация экспертиз, анализов, исследовательских мероприятий, научного изучения и оценок отдельных сфер деятельности и надзора над ними;
  4. Контроль правил выполнения работ, услуг и продажи товаров.

Что может Роспотребнадзор?

Зачастую в Роспотребнадзор жалуются простые граждане, упоминая нарушения в области торговли, складирования мусора на прилегающих к предприятию территориях, нарушения правил гигиены в местах общественного питания. Территориальные отделения организации имеют право на:
  1. Проверку документов: документации о полученном образовании, трудовых договоров сотрудников, медкнижек персонала;
  2. Выдачу заключений и предписаний касательно обнаруженных нарушений, наказания за них и их исправления;
  3. Оценку с правовой точки зрения сертификатов, лицензий и акцизных марок, прикрепленных на товар;
  4. Проверку существования и ведения журналов для учета контрольных мероприятий, которые требуются согласно российским законам(9-я статья 134-го Федерального закона);
  5. Проведение контрольных товарных закупок, проверка кассовых аппаратов.

Проведение проверки

Каждый работник Роспотребнадзора должен иметь при себе удостоверение с фотографией в нем, распоряжение о контрольной проверке, заверенное росписью руководства и печатью, датированное днем проверки.

В распоряжении указываются цели и частные задачи проверки. Если эти документы не были предъявлены руководству предприятия, то руководство имеет право не допустить проверяющих на предприятие. Еще одним обязательным условием является соответствие личности, указанной в распоряжении как ответственного за проверку, и личности проверяющего в дверях. Иные люди не имеют права на проведение проверки.

Проверка длится не более месяца, а в некоторых случаях может быть увеличена еще на месяц (по 134 федеральному закону, если проверяющий сможет мотивировать продление достаточными основаниями).

Виды проверок Роспотребнадзора

Роспотребнадзор может проводить проверки предприятий:
  • Плановые;
  • Неплановые.
Каждая из них может быть совмещена с проверкой из иного органа, например, налоговой, пожарного или санитарного надзора для того, чтобы найти нарушения, которыми занимаются другие органы.

Неплановая проверка имеет в распоряжении указание ряда причин, среди которых может быть:

  1. Обращение частных лиц, организаций или ИП;
  2. Сообщение из СМИ с указанием нарушения прав или правил санитарии;
  3. Сообщение об авариях, изменениях технологии, поломках оборудования;
  4. Известия о возможной угрозе экологии.
Совместная проверка по потребительскому рынку проводится вместе со специализированными отделами полиции (к примеру, БЭП или УНП) согласно утвержденному приказом Регламенту взаимодействия. Это дает полиции гораздо больше прав, чем проверяющим, из-за закона «О полиции».

Что не может делать Роспотребнадзор?

Проводя проверку, работники службы не имеют права:
  1. Проводить проверку обязательных требований к предприятиям, которые не относятся к компетенции надзора;
  2. Требовать продукцию или информацию и изымать документы, не относящиеся к проверке;
  3. Проводить плановую проверку, если на ней отсутствует руководитель предприятия, его сотрудники или представитель;
  4. Требовать пробы для проведения экспертизы, не составляя акта или требуя больше разрешенного в Госстандарте количества;
  5. Сообщать третьим лицам полученные во время проверки сведения, которые входят в тайну, охраняемую законом;
  6. Затягивать проверку дольше, чем предписывает закон.
На предприятиях все действия проверяющих органов фиксируют в журнале по учету контрольных мероприятий: записывают название органа, дату и время проверки, правовые основания, задачи и предмет контроля, нарушения, протоколы и предписания.

Указывается ФИО проверяющего, должность и его подпись. Это нужно, как минимум, для того, чтобы иметь возможность доказать сам факт проведения проверки.

После проверки работники службы должны составлять акт о результатах контроля в 2-х экземплярах: один для директора, другой для Роспотребнадзора.

Чем может грозить проверка?

При проведении проверки есть два возможных исхода ситуации: при ее проведении или при отказе от нее руководителя фирмы.

Если проверяющие предоставили все документы для проверки, но не были допущены на предприятие, ситуация заканчивается административным протоколом согласно 19.4 статье кодекса. В этом случае суд назначает для руководителя штраф в размере до 2-х тысяч рублей, для иных работников – до 1 тысячи рублей.

Если же проверяющие полностью провели контроль, они могут:

  • Составить протокол и привлечь руководство предприятия к административной ответственности согласно 14 и 19 статьям административного кодекса;
  • Продолжить рассмотрение полученных материалов согласно 14.7 статье и ее пункту об обмане потребителей;
  • Передавать материалы, полученные во время проверки, в иные органы для контроля, например, в антимонопольный комитет Федерации, в суды (районные, арбитражные суды или мировым судьям);
  • Передавать материалы, полученные после проверки, органам внутренних дел согласно 140 статье УПК для возбуждения уголовных дел;
  • Информировать санэпидемстанцию об обнаруженных нарушениях санитарии и гигиены при фирмах, занимающихся розничной торговлей;
  • Передать полученные сведения в СМИ.
От лица, признанного виновным, и будет зависеть объем штрафа: то ли это руководитель предприятия, то ли его работники. Штрафы, выписываемые юридическим лицам, организациям или предприятиям, согласно кодексу административных законов выше штрафов, которые выписывают по отношению к физическим лицам, будь то индивидуальный предприниматель или продавец.

Нарушения, которые может допустить инспекция из Роспотребнадзора

Все права проверяющего органа подкреплены серьезной законодательной базой, но из-за некоторых неточностей и противоречиях в них, ряд действий представителей службы может стать не только превышением полномочий, но и незаконной деятельностью. Это разъясняет письмо ко всем отделениям службы, датированное 07.03.2006 года.

Наиболее частым противоречивым случаем являются контрольные закупки представителями Роспотребнадзора. Хоть это и крайне эффективный метод, позволяющий выявить сопутствующие продажам нарушения, но он опирается на некоторые неточности в законах: так как надзор получил права государственной торговой инспекции, которая вполне законно могла осуществлять такие закупки, казалось бы, он тоже может это делать. Но действующие законы не содержат никакой конкретики о таком праве работников надзора.

Письмо, написанное Федеральной службой надзора в области охраны прав потребителей и человека, сообщает, что проведение контрольных закупок является противоправным актом и превышением полномочий работниками Роспотребнадзора.

Хоть административный кодекс и не называет контрольные закупки одной из мер, обеспечивающих производство по административным нарушениям (статья 27.1), все же Роспотребнадзор имеет право на открытие дела согласно 14.7 статье об обмане покупателей.


Для доказательства нарушения организация фиксирует продажу товара конкретному человеку, иначе невозможно доказать, что контролеры нарушили законодательство. Аналогичным нарушением считается контрольная закупка органами внутренних дел. Исключением является случай, когда находится факт обмана человека, потерпевший и свидетели – тогда Роскомнадзор проводит проверки.

Часто при проверках работники Роскомнадзора блокируют работу фирм, например, ресторанов или магазинов. Согласно законам нашей страны, делать этого они не имеют права, а так же, и мешать работе компании.

Документы, которые нужно предъявить Роспотребнадзору

В первую очередь, Роспотребнадзор требует:
  1. Правильно оформленную вывеску;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно наполненные ценники на всем товаре;
  4. Наличия информации о производителе товара;
  5. Прейскурант на оказываемые услуги.
После этого в Роспотребнадзоре приступают к проверке следующих документов:
  1. Документы об аренде или праве собственности;
  2. Медкнижки работников;
  3. Договора по дезинфекции, дератизации, дезинсекции и уборке мусора;
  4. Санэпидем заключение и заключение эксперта;
  5. Лицензия на деятельность;
  6. Журнал по учету проверок;
  7. Программа контроля с подписью руководителя;
  8. ИНН и Устав.
Но в зависимости от региона эти требования могут меняться, поэтому их лучше уточнять отдельно в региональных отделениях.