Не освобождает вас от ответственности. Гуманизм в юридическом аспекте

Если некоторые депутаты не смогут сразу растолковать тот или иной закон, то почему налогоплательщики должны отвечать в том числе и перед депутатами по правилу – незнание закона не освобождает от ответственности?

С 2000 года по 2002 год мой небольшой магазин был переведен на единый налог на вмененный доход. В областном законе об этом налоге не расшифровывалось понятие розничной торговли. Мой налоговый инспектор объяснил мне, что под этот налог попадает вся торговля, осуществляемая мною из моего магазинчика.

У меня в магазине покупали товары не только физические, но и юридические лица. Причем, не только юридические, но и некоторые физические лица платили мне за мои товары путем перечисления денег со своего расчетного счета на мой расчетный счет.
Спустя три года налоговая полиция возбудила против меня уголовное дело за то, что, по их мнению, продажа товаров юридическим лицам по безналичному расчету является не розничной, а оптовой торговлей и мне по этим продажам придется доплачивать сумасшедшую сумму налогов, предусмотренных общей системой налогообложения.

Могу ли я сумму ущерба (дополнительно начисленные мне налоги) отнести за счет законодателей, которые только в конце 2002 года дали определение розничной торговли как продажа товаров за наличный расчет?

К сожалению, нет такого закона.

Чиновники говорят рядовым налогоплательщикам, что незнание закона не освобождает от ответственности.
А сами-то чиновники эти законы знают? Чаще всего не только чиновники, но и многие налогоплательщики начинают понимать смысл той или иной статьи Налогового кодекса РФ только после нескольких прослушанных семинаров.

Спросите у рядовых законодателей, например, у того же Василия Ивановича Шандыбина, что такое розничная торговля и чем она отличается от торговли оптовой?

Думаю, что без дополнительной консультации не ответят.

Как не ответят на вопрос, а сколько же кодексов (по наименованиям) они приняли и почему сразу же после принятия части второй Налогового кодекса потребовалось вносить в неё поправки, не поместившиеся на целой странице «Российской газеты»?

Пусть Василий Иванович Шандыбин разъяснит таким же как он рядовым налогоплательщикам, какой смысл он вкладывал в текст очень краткого Федерального закона № 196-ФЗ от 31.12.02, практически состоящего из одной следующей фразы: «В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу».

Или, почему индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования в течение шести месяцев?

Именно так дословно звучит статья 2 Федерального закона № 190-ФЗ и тоже от 31.12.02.

Если некоторые депутаты не вникли в то, что под фразой «пособие по обязательному социальному страхованию» скрывается банальная оплата больничного листа, то тогда пусть либо признаются в этом, либо объяснят народу, почему предприниматель не имеет права заболеть до истечения этих шести месяцев.

А нам всем пора перестать кричать о том, какое же красивое платье у короля. Может пора признаться, что король-то голый!
И пусть сначала каждый чиновник сдаст публичный экзамен на знание всех законов, а потом уже требует от нас их исполнения.

Давно хотелось поговорить с читателями ЭВР о том, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем мы публикуем на страницах Вестника извлечения из него.

И вот законодатель снова дал повод для такой статьи.

Один из основных правовых принципов - незнание закона не освобождает от ответственности . С другой стороны, лицо признается виновным, если оно имело возможность исполнить волю законодателя, но не исполнило. А как оно может исполнить волю законодателя, если оно не будет знать об этой воле? Законодатель обязывает знать. И считает, что лицо обладает возможностью знать его волю, поскольку он публикует издаваемые акты в официальных СМИ.

Лицо, в том числе и физическое, в том числе и 80-летний житель тайги, где даже электричество еще не провели, обязано изучать все официальные СМИ, причем не только федеральные, но также субъекта федерации и муниципального образования, выискивать в огромном массиве законодательных изменений те изменения, которые его могут коснуться. Не нашел – сам виноват. Что-то пропустил, не прочитал, не изучает тщательно официальные СМИ – его риск.

У нас для изучения официальных СМИ и разного рода правовых рассылок предусмотрен целый штат сотрудников. А у вас? Ведь еще надо, вчитываясь в массив информации, не потерять бдительность, не пропустить важную норму. Я поражаюсь внимательности коллег, выполняющих данную функцию в ЭКОТИМе.

Но если даже Вы нашли 10-20 свободных часов в месяц, чтобы медленно и вдумчиво вчитываться в перечни и тексты публикуемых документов, не потеряете ли Вы бдительность, читая текст, подобный тексту Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"?

Вот так этот документ прокомментирован в ЭКОЗАКОНе:

Настоящий закон внес изменения в 37 федеральных законов. Процентов 95 изменений – слово контроль заменено на надзор. Либо другое подобное изменение. Этим такие законы и опасны, т.к. за потоком редакторских правок легко упустить значимые изменения. Может, законодатель специально их так маскирует? Ведь ни по названию, ни по тексту, например, нельзя догадаться, что именно этот закон внесет поправки в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и оставит лицензирование в сфере обращения с отходами только для случаев их обезвреживания и размещения. То есть теперь лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

На сей раз, законодатель спрятал поправку, радостную для многих хозяйствующих субъектов. Видимо, прятал не от них. Но ведь и о ней хорошо бы узнать своевременно.

А бывает и наоборот. Причем гораздо чаще.

Честно скажу, что я смогла заметить эту поправку только потому, что профессиональная интуиция подсказала – этот закон надо читать предельно внимательно. Т.к. именно в таких документах законодатель прячет интересные или спорные нормы.

И вот, продираясь через многочисленные «в пункте 1 слова "и контроль" исключить, слово "осуществляются" заменить словом "осуществляется" я на 22-й странице подобного текста, изучая изменения, внесенные в 35-й закон ("О лицензировании отдельных видов деятельности") обнаружила скромную запись:

б) пункт 30 изложить в следующей редакции: "30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;"

До сих пор глазам своим не верю. Пока в Госдуме идут громкие дебаты по законопроекту № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», в котором заложена отмена лицензирования по отходам с заменой на СРО для организаций, занимающихся утилизацией или захоронением отходов, тихо и незаметно вышел данный Федеральный закон, который формально вносил редакторские правки в целях приведения к терминологическому соответствию федеральные законы, имеющие хотя бы малое отношение к государственному надзору. И в эти редакторские правки прокралась полуотмена лицензирования по отходам.

Значит ли это, что поскольку законопроект об отходах погряз в дебатах, важные нормы из него по одной пропустят через подобные законы ? Ведь еще есть много поводов для принятия подобных законов в будущем. Еще много терминологических несоответствий осталось.

Например, в следующий Федеральный закон, который будет вносить изменения в 50-60 федеральных законов, запрячут норму об ответственности производителя за утилизацию продукции, перешедшей в отход?

А потом придут штрафовать производителя, эту норму не заметившего? Поскольку большинство производителей не имеют штат квалифицированных сотрудников для надлежащего отслеживания и изучения изменений. Как правило, штатные сотрудники завалены текущей работой настолько, что они с трудом и не сразу находят время прочитать ЭКОЗАКОН.

Все же рекомендую пробежать глазами Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , а может, и руководству показать. Тогда не надо будет объяснять, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем нужно правовое сопровождение (услуга компании ЭКОТИМ ), зачем нужна данная рубрика в ЭВР…

А пока, эколог, будь бдителен – незнание закона не освобождает от ответственности!

Ни перед работодателем, ни перед государством.

Ежедневно, каждый из нас сталкивается с правом выбора, кем быть: «законопослушным гражданином» или «злостным нарушителем». Этот выбор не всегда очевиден и не всегда лежит на поверхности. В этом и заключается проблема выбора.

Неосознания нарушения или не признание своей вины на основании незнания закона не является защитой. «Я нарушил потому что не знал, что...», не является оправданием правонарушения, равно как не является отказом от наступления юридических последствий. Как уберечь себя от наступления ответственности по неосторожности или как знать право, не зная закон?

В этом случае действуют нормы морали, то есть человеческая совесть, здравый смысл, каноны нравственности. В повседневной жизни граждане опираются на свою совесть, на свои стандарты правильного поведения, и не всегда прибегают к закону для оценки происходящего. Зачастую, полноценно анализировать всю картину проступка мешает незнание закона, нежелание обращаться к правовому источнику.

Есть важный правовой принцип, который говорит, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Это верно. Вы не можете защитить ваши действия, утверждая, что Вы не знали, что они были незаконными. Это действительно верно, даже если вы не понимали, что вы нарушили закон!

Знание законов - ключ к пониманию такой подсистемы общественной жизни, как право.

Автором этого тезиса является Станислав Ежи Лец. В своем суждении он хотел донести до нас мысль о том, что совершая противоправный поступок, лицо (физическое либо юридическое) не может ссылаться в оправдание своих действий на незнание им положений того или иного закона, поскольку любое противоправное деяние влечет за собой установленную законом юридическую ответственность.

Тогда как знание законов, умение их правильно применять, адаптируя к конкретной ситуации, нередко приводит к тому, что лицо может избежать юридической ответственности.

Правило «незнание закона не освобождает от ответственности» на самом деле означает, что люди не могут защитить свои действия, утверждая, что они не знают закона.

Это было бы слишком легко для людей, чтобы разорвать договор, игнорировать право соседей на частную жизнь или торговать наркотиками, если они могли бы уйти с ним, утверждая, что они не знали, что это противозаконно.

Однако, даже когда люди имеют добрые намерения, они иногда нарушают закон, потому что они не понимают, что они делают что-то незаконное. Это может произойти потому, что наша правовая система является сложной.

Для того чтобы обезопасить себя от неправомерных действий, нужно быть проинформированным, знать основной закон, знать не только права, но и обязанности, знать основания наступления ответственности, признаки преступления, и уметь применять свои знания, дабы избежать случайных правонарушений.

Существуют различные способы получения информации о законе: услуги юриста или нотариуса, консультации юридических информационных сайтов, ознакомление с основными нормативно-правовыми актами.

На сегодняшний день достаточно доступно получение знаний о любом праве, законе, статье, примечании к статьям, комментарии к кодексу и даже онлайн консультации специалистов. Главное знать, что искать, и к кому обращаться.

В Уголовном Кодексе во многих статьях упоминается понятие «заведомо». То есть человек, совершающий незаконные действия, заведомо знает о их неправомерности. Отсюда и наказание будет строже, нежели совершение действий по неосторожности, ведь правонарушитель осознает нарушение закона и делает это осознанно.

Незнание закона не освобождает от ответственности - это главный принцип практически всех существующих на данный момент правовых систем, обеспечивающих стабильность общества. Он в той или иной мере встречается во всех странах, начиная со времен Древнего Рима. Пока не будет придумана более эффективная и продуманная законодательная система, этот принцип продолжит свое существование. Нужно помнить, что для любого человека важно иметь хотя бы базовые знания тех законодательных норм, которые касаются лично его, его работы, семьи, окружения. Знание закона - заведомо выстроенная защита себя и своих близких от перемены статуса «законопослушный гражданин» на статус «преступник». В любом случае детальное понимание законов может значительно облегчить жизнь, поможет чувствовать себя правым в определенных ситуациях. Если человек может в любой момент сослаться на тот или иной пункт закона, его крайне сложно обмануть.

Правовой EHS консалтинг

Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире

Незнание закона не освобождает от ответственности

Давно хотелось поговорить с читателями ЭВР о том, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем мы публикуем на страницах Вестника извлечения из него.

И вот законодатель снова дал повод для такой статьи.

Один из основных правовых принципов — незнание закона не освобождает от ответственности . С другой стороны, лицо признается виновным, если оно имело возможность исполнить волю законодателя, но не исполнило. А как оно может исполнить волю законодателя, если оно не будет знать об этой воле? Законодатель обязывает знать. И считает, что лицо обладает возможностью знать его волю, поскольку он публикует издаваемые акты в официальных СМИ.

Лицо, в том числе и физическое, в том числе и 80-летний житель тайги, где даже электричество еще не провели, обязано изучать все официальные СМИ, причем не только федеральные, но также субъекта федерации и муниципального образования, выискивать в огромном массиве законодательных изменений те изменения, которые его могут коснуться. Не нашел – сам виноват. Что-то пропустил, не прочитал, не изучает тщательно официальные СМИ – его риск.

У нас для изучения официальных СМИ и разного рода правовых рассылок предусмотрен целый штат сотрудников. А у вас? Ведь еще надо, вчитываясь в массив информации, не потерять бдительность, не пропустить важную норму. Я поражаюсь внимательности коллег, выполняющих данную функцию в ЭКОТИМе.

Но если даже Вы нашли 10-20 свободных часов в месяц, чтобы медленно и вдумчиво вчитываться в перечни и тексты публикуемых документов, не потеряете ли Вы бдительность, читая текст, подобный тексту Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»?

Вот так этот документ прокомментирован в ЭКОЗАКОНе:

Настоящий закон внес изменения в 37 федеральных законов. Процентов 95 изменений – слово контроль заменено на надзор. Либо другое подобное изменение. Этим такие законы и опасны, т.к. за потоком редакторских правок легко упустить значимые изменения. Может, законодатель специально их так маскирует? Ведь ни по названию, ни по тексту, например, нельзя догадаться, что именно этот закон внесет поправки в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и оставит лицензирование в сфере обращения с отходами только для случаев их обезвреживания и размещения. То есть теперь лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.

На сей раз, законодатель спрятал поправку, радостную для многих хозяйствующих субъектов. Видимо, прятал не от них. Но ведь и о ней хорошо бы узнать своевременно.

А бывает и наоборот. Причем гораздо чаще.

Честно скажу, что я смогла заметить эту поправку только потому, что профессиональная интуиция подсказала – этот закон надо читать предельно внимательно. Т.к. именно в таких документах законодатель прячет интересные или спорные нормы.

И вот, продираясь через многочисленные «в пункте 1 слова «и контроль» исключить, слово «осуществляются» заменить словом «осуществляется» я на 22-й странице подобного текста, изучая изменения, внесенные в 35-й закон («О лицензировании отдельных видов деятельности») обнаружила скромную запись:

б) пункт 30 изложить в следующей редакции: «30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;»

До сих пор глазам своим не верю. Пока в Госдуме идут громкие дебаты по законопроекту № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», в котором заложена отмена лицензирования по отходам с заменой на СРО для организаций, занимающихся утилизацией или захоронением отходов, тихо и незаметно вышел данный Федеральный закон, который формально вносил редакторские правки в целях приведения к терминологическому соответствию федеральные законы, имеющие хотя бы малое отношение к государственному надзору. И в эти редакторские правки прокралась полуотмена лицензирования по отходам.

Значит ли это, что поскольку законопроект об отходах погряз в дебатах, важные нормы из него по одной пропустят через подобные законы? Ведь еще есть много поводов для принятия подобных законов в будущем. Еще много терминологических несоответствий осталось.

Например, в следующий Федеральный закон, который будет вносить изменения в 50-60 федеральных законов, запрячут норму об ответственности производителя за утилизацию продукции, перешедшей в отход?

А потом придут штрафовать производителя, эту норму не заметившего? Поскольку большинство производителей не имеют штат квалифицированных сотрудников для надлежащего отслеживания и изучения изменений. Как правило, штатные сотрудники завалены текущей работой настолько, что они с трудом и не сразу находят время прочитать ЭКОЗАКОН.

Все же рекомендую пробежать глазами Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , а может, и руководству показать. Тогда не надо будет объяснять, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем нужно правовое сопровождение (услуга компании ЭКОТИМ ), зачем нужна данная рубрика в ЭВР…

А пока, эколог, будь бдителен – незнание закона не освобождает от ответственности!

Ни перед работодателем, ни перед государством.

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон другого государства

Следует помнить, что с момента пересечения границы того или иного государства на российских граждан распространяется юрисдикция этого государства, т. е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил. Ошибочно полагать, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя позволит вам избежать наказания за их несоблюдение либо получить какой-то особый статус, напоминает РИА «Новости».

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон другого государства.

Привычный стиль поведения, одежды или какие-то высказывания могут быть восприняты как неуважительные, нарушающие законы и порядки страны, как оскорбляющие религиозные или национальные чувства окружающих вас людей.

Перед выездом за границу главное - получить как можно больше сведений о нравах, обычаях и законодательстве тех стран, которые вы намерены посетить, оформить страховку и сделать копии важных документов.

Некоторые турфирмы советует выходить вдвоем или группой, выбирая освещенные места, не распивать спиртные напитки с незнакомцами, а в магазинах держать товар в тележках.

Часто туристам приходится платить огромные штрафы за такие действия, на которые они никогда не обратили бы внимание, находясь у себя на родине. За курение в неположенном месте или за выброшенную на улице бумажку можно заплатить значительную сумму, а то и вовсе быть заключенным под стражу.

Или взять, например, естественное для каждого туриста желание все сфотографировать или записать на видеопленку. В ряде африканских и арабских стран нельзя снимать административные здания, полицейских и лиц в форме, а также женщин. Вообще при фотографировании лучше всего предварительно вежливо поинтересоваться, можно ли это сделать.

МИД России составил список полезных советов для россиян, выезжающих за границу.

Туристам напоминают, что во многих мусульманских странах нормы поведения определяются законами шариата, которые строго регламентируют взаимоотношения мужчин и женщин, запрещают употребление алкоголя и т.п. Если Вы оказались в мусульманской стране во время Рамазана (месяц поста), воздерживайтесь от приема пищи и курения в светлое время суток в общественных местах. Во многих мусульманских странах женщинам в открытых одеждах появляться запрещается. Строгие туалеты в таких странах позволят избежать повышенного внимания местного населения и конфликтов.

В целях недопущения возникновения нежелательных инцидентов МИД рекомендует российским гражданам:

— проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с образом его жизни;

— быть терпеливым, не грубить, не повышать голоса, не унижать достоинства местного населения, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к руководителям страны пребывания;

— уважать местные обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре.

Собственный кодекс поведения — на 20 страницах — составила для туристов администрация одного из индийских штатов. Согласно этим правилам, мужчинам запрещается прилюдно прикасаться к представительницам прекрасного пола.

Исключение составляют только престарелые и больные женщины. А такой способ выражения чувств, как объятия и поцелуи молодых людей на публике, вообще расценивается как абсолютно неприемлемый образ действия.

У входа в любой индийский храм гостей попросят снять обувь. В Индии не принято купаться в обнаженном виде, но зато можно торговаться с таксистами. А в Китае поймать попутную машину невозможно: частный извоз запрещен. В этой же стране, окончив трапезу, нельзя оставлять палочки воткнутыми в пищу и тем более — торчащими из чашки.

Не следует дарить часы, потому что они ассоциируются со словом «смерть». Японцам не дарят букеты из четырех или 9 цветков — это число считается несчастливым. В Италии нельзя купаться в фонтане, в Турции оштрафуют за неаккуратное обращение с турецкой лирой. В Йемене под страхом смертной казни запрещен ввоз продуктов из свинины.

Строгие правила, устанавливающие дресс-код для внешнего вида женщин, опубликовала полиция Ирана. По мусульманским традициям, для женщин недопустимо надевать открытую или облегающую одежду и находиться на улице без головного убора. Запрещено также носить короткие плащи и облегающие брюки.

За нарушение правил нарушительниц ждет по меньшей мере часовая лекция о нравах, морали и одежде, а также письменное обещание соблюдать все эти правила впредь. Но не только женщины несут наказания. Ограничения в Иране касаются и мужчин с необычными фасонами причесок, а также людей, выгуливающих собак, которые считаются нечистыми животными.

Похожая ситуация наблюдается и в Дубае, где для защиты моральных устоев страны к нарушителям спокойствия применяются радикальные меры. Например, три года назад в суде рассматривалось дело молодой иностранной пары - гражданина Австралии и гражданки Германии, которых арестовали за поцелуй в общественном месте. Суд приговорил их к шести месяцам лишения свободы и оштрафовал на 570 долларов.

Служителям Ватикана пришлось пойти на вынужденные меры, дабы оградить стены храма от посетителей, внешний вид которых неуместен для подобного заведения. Из-за необычайно высокой температуры туристы приходят в шортах и коротких юбках. Единственный способ для них пройти внутрь помещения - это купить бумажные юбки и брюки. Стоимость одной единицы правильной одежды - один евро. По свидетельствам очевидцев, площадь перед базиликой превратилась в гигантскую раздевалку.

Но в то время как одни страны всячески стремятся оградить себя от «бескультурья» приезжих туристов, другие принимают решительные меры, чтобы приучить представителей своей страны к европейским канонам поведения.

До Олимпиады 2008 года миллионы жителей мегаполисов в Китае должны будут «перевоспитаться».

Как считают правители страны, критика в сторону жителей Поднебесной может испортить впечатление о хозяйке олимпиады. Туристов возмущают грубость, нарушение дорожных правил, гам и суматоха. А совсем недавно власти призвали жителей отказаться от укоренившейся традиции плевать на улице.

Что же касается поведения граждан Китая за границей, то и здесь правительство разработало программу под названием «Туристы - народные посланники», чтобы научить соотечественников уважать правила и обычаи других стран, вести себя вежливо, культурно, не сорить, не шуметь, одеваться опрятно и чисто и т.п.

Пример Китая - далеко не единичный, во многих странах мира разрабатываются памятки, как вести себя в другой стране.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Эссе.

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает» (Е. Лец). Пример написания эссе на заданную тему.

Для меня эта фраза является ключом к пониманию такой подсистемы общественной жизни, как право. В указанном суждении автор хотел донести до нас мысль о том, что, совершая противоправный поступок, лицо (физическое либо юридическое) не может ссылаться в оправдание своих действий на незнание им положений того или иного закона, поскольку любое противоправное деяние влечет за собой установленную законом юридическую ответственность. Тогда как знание законов, умение их правильно применять, адаптируя к конкретной ситуации, нередко приводит к тому, что лицо может избежать юридической ответственности.

Я согласна с позиций автора, поскольку считаю, что стабильность социальных отношений напрямую связана с тем, как, с одной стороны, в государстве соблюдаются законы, и, с другой, как государство использует меры государственного принуждения, в частности, меры юридической ответственности за неисполнение правовых предписаний. В юридической науке под законом следует понимать разновидность нормативного правового акта (наряду с подзаконными правовыми актами), принятого законодательными (представительными) органами власти и обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона означает, что законы, существующие в государстве, не должны противоречить Основному закону страны – Конституции, а также не должны противоречить друг другу. В свою очередь, юридическая ответственность – это реакция государства на совершенное правонарушение в виде применения к виновному лицу мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией правовой нормы. Проводя связь между двумя этими категориями – закон и ответственность – следует отметить, что правовая система большинства современных государств исходит из правовой презумпции знания закона. Презумпция в праве – это предположение, основанное на вероятности (например, презумпция невиновности лица в уголовном праве, презумпция отцовства в семейном праве и т.д.). Презумпция знания закона базируется на том, что каждое лицо, обладающее правосубъектностью, то есть право- и дееспособное, а также деликтоспособное, должно нести юридическую ответственность за совершенное им противоправное деяние, несмотря на то, что это лицо не знало о его противоправности и наказуемости.

Так, например, совсем недавно в России был принят закон, направленный на охрану здоровья населения от последствий употребления табачной продукции. В частности, он содержит в себе запрет на курение в общественных местах (культурных, образовательных учреждениях, парках и т.д.). Многие из тех, кто продолжают это делать, невзирая на запрет, ссылаются на незнание этого закона и последствий, наступающих за его нарушение. Однако сотрудники полиции все равно привлекают таких лиц к административной ответственности в виде штрафов, поскольку такой запрет в государстве существует и имеет для всех одинаковое юридическое действие, что подчеркивает общеобязательность правовой нормы.

Как отмечает автор суждения, нередко знание закона может освободить лицо от юридической ответственности. И это действительно так: многие законы являются несовершенными, содержат в себе пробелы, которые являются своеобразными «лазейками», позволяющими совершить противоправное деяние в обход закона. Например, многие недобросовестные компании строят различные налоговые схемы, направленные на уклонение от уплаты налогов. С одной стороны, эти схемы вполне легальны, поскольку не нарушают правовых предписаний. В этом случае задача государства – оперативно отслеживать такие схемы, устранять пробелы, в частности, в налоговом законодательстве и вводить юридическую ответственность за такие деяния.

Таким образом, я полностью согласна с позицией автора: незнание закона не освобождает нас от юридической ответственности, тогда как умение ориентироваться в законе нередко помогает избежать ответственность.

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает» (Станислав Ежи Лец).

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает» (Станислав Ежи Лец) .

Смысл высказывания состоит в том, что за каждое правонарушение лицо должно нести ответственность, вне зависимости от того, знает оно этот закон или нет. И очевидно, что зная закон и возможные санкции за его нарушение, человек будет следовать закону, тем самым сумев избежать ответственности.

Я абсолютно согласна с мнением автора, ведь знание закона поможет избежать неприятных последствий. В данном высказывании ключевым терминов выступает закон. Согласно учебнику обществознания, закон — это разновидность нормативно-правовых актов, включающее в себя общеобязательные правила поведения людей в обществе, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государственного принуждения Все законы в РФ должны соответствовать конституции и не противоречить друг другу. За несоблюдение требований закона, наступает юридическая ответственность, под которой понимается реакция государства на правонарушение. Есть правонарушение — есть и юридическая ответственность. Законы обязаны знать, ведь они являются основой правопорядка и безопасности общества.

В качестве примера приведу группу подростков 14 лет, которые были задержаны сотрудниками полиции в 23:00 и доставлены в участок. Подростки оправдывались тем, что не знали о законе, запрещающим находиться подростком на улице после 23:00 без сопровождения взрослых. Однако это не освободило их от ответственности.

Другой пример, как зная закон, можно избежать определенной ответственности. Многие мои друзья в свое время, косили от армии. Некоторые были пойманы и привлечены к административной, а иногда и даже к уголовной ответственности. Но другой знакомы, который обучался в юридическом ВУЗе, благодаря знаниям закона о «Воинской обязанности» сумел легальным способом избежать службы в армии. При этом он еще и получил бонус, ученую степень кандидата юридических наук. А фокус прост, он постоянно получал отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с вышеназванным законом. Сначала отсрочку получил по факту обучения в техникуме, потом за обучение в ВУЗе, потом аспирантура, следом шла отсрочка на защиту кандидатской диссертации. Когда отсрочки кончились, он вычитал что, преподавателей, работающих по профессии в армию призывают в определенный период, т.е. только летом. Таким образом, этот знаток законов, получал всякого рода отсрочки, пока ему не исполнилось 27 лет.

Таким образом, знание законе не только оградит Вас от неприятностей, но и поможет в будущем повернуть ситуацию в свою пользу.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Нарушение закона

Все современные законодательные системы Европы и части Азии по большей своей части уходят своими корнями напрямую к Римской империи. Именно там была зафиксирована простая и понятная фраза: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Латынь в этом плане считалась идеальным языком, который позволял емко и четко формулировать мысли. Римская империя в свое время была величайшей державой, просуществовавшей огромное количество времени. По своей территории она превосходила любые другие страны мира и из них всех считалась самой культурной. По крайней мере самими гражданами империи. Помимо всего прочего, в этом государстве была крайне развитая система законодательства, охватывающая большинство сфер деятельности человека.

Не все люди понимают главное значение фразы «незнание законов не освобождает от ответственности». Смысл ее сравнительно прост, хотя может показаться странным определенным группам населения. Так, подразумевается, что человек обязан разбираться в законодательстве. Даже если он ничего не знает, это вовсе не является причиной его невиновности. К примеру, человек может не знать, что курить в общественном месте запрещается. Но при этом, если его поймают, он все равно по полной программе должен отвечать за свои действия.

Законодательство

Статья «Незнание закона не освобождает от ответственности» как таковая не существует. Тем не менее подобное исходит из некоторых норм. К примеру, статья 19 Конституции России, если внимательно вчитываться, имеет именно такой смысл. В целом аналогичную информацию можно найти и в других законодательных документах. Тем не менее найти фразу в ее изначальном виде не получится. Разве что если изучать документы Древнего Рима, в которых она была записана как Ignorantia juris non excūsat, ignoratio facti excūsat.

Следует отметить, что современное законодательство учитывает и тех людей, которые по той или иной причине в принципе не способны отвечать за свои действия. Это верно по отношению к душевнобольным, маленьким детям и так далее. То есть ко всем группам населения, которые на самом деле не понимают, что происходит и в чем они виноваты. Но вот если личность полностью дееспособна, она будет отвечать по всей строгости закона. Подразумевается, что такой человек имеет хотя бы теоретическую возможность изучить все выставляемые обществом требования, и то, что он этого не сделал, – исключительно его проблема.

Прецеденты

На практике ни один суд не принимает во внимание тот факт, что человек просто о чем-то не догадывался. Незнание закона не освобождает от ответственности – вот основной фактор, учитывающийся в подобных ситуациях. Это значит, что даже совершивший проступок гражданин, чем бы он ни руководствовался, все равно обязан понести наказание. Никого не интересует, понимал ли он, что его ждет за такое преступление, или нет. В некоторых случаях определенные категории ошибок стараются предвосхитить при помощи предупреждающих знаков. Это верно касательно управления автомобилем. Другой пример – значки запрета на курение, которые располагаются где только возможно. Таким образом, чтобы не возникал вопрос: «Почему незнание законов не освобождает от ответственности?», государство старается развешивать различные оповещения везде, где это возможно.

Если бы было по-другому

Это выражение возникло не просто так. Всю свою историю человечество видоизменяет законодательство, стараясь его оптимизировать и привести к тем показателям, которые были бы удобны всем. Как следствие, в разные времена существовали самые различные системы поощрений и наказаний. К примеру, в древности вполне нормальным считалось выносить приговор животному, камню или дереву. Законодательные нормы постепенно улучшались и в конечном итоге привели к тому состоянию, в котором они находятся на данный момент. Если бы использовалась противоположная система, и человек, который не знает закона, освобождался от ответственности, общество быстро скатилось бы в хаос. Таким образом, система, в которой незнание закона не освобождает от ответственности, на данный момент является самой эффективной из всех придуманных человечеством.

Можно привести достаточно простой и понятный пример. Допустим, человек не знает о том, что нельзя брать в магазине еду и не платить за нее. Он просто пришел, взял и ушел. Это нарушение закона, но так как он не знает об этом, никакой ответственности это лицо не несет. Как следствие, магазин разорился. А вот в том случае, когда незнание закона не освобождает от ответственности, в той же самой ситуации человек считался бы вором. Неважно, действительно ли он не знал всего этого или хорошо скрывал. Кстати, момент вранья также очень важен в данном случае. То есть вместо того, чтобы каждый раз гадать, действительно ли человек чего-то не знает или же просто делает такой вид, по умолчанию считается, что в законе он разбирается. Даже самые продвинутые детекторы лжи не дают 100% гарантированного результата, и потому такой подход оправдан.

Незнание закона не освобождает от ответственности – это главный принцип практически всех существующих на данный момент систем, обеспечивающих стабильность общества. Он в той или иной мере встречается во всех странах, начиная со времен Древнего Рима. Пока не будет придумана более эффективная и продуманная законодательная система, этот принцип продолжит свое существование. Нужно помнить, что для любого человека важно иметь хотя бы базовое понимание тех законодательных норм, которые касаются лично его. Их на самом деле не так много, любая адекватная и нормальная личность на уровне подсознания уже знает, как именно и в каких ситуациях можно или нельзя поступать. В любом случае детальное понимание законов может значительно облегчить жизнь, поможет чувствовать себя правым в определенных ситуациях и так далее. Если человек может в любой момент сослаться на тот или иной пункт закона, его крайне сложно обмануть.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)

Час общения на тему:

«Незнание закона не освобождает от ответственности»

Подготовила и провела: Клименко М.А.

2018-2019 уч. год

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Цель : профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с видами ответственности за правонарушения, научить применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Воспитательная: сформировать у обучающихся чувство ответственности за свои поступки, уважительное отношение к закону .

Коррекционно-развивающая: развивать речевое общение, расширить кругозор детей, пополнить словарный запас.

Предварительная работа:

    подготовить с детьми инсценировки ситуаций;

    на внеклассных занятиях с детьми поговорить о правах и обязанностях детей;

    отобрать необходимый материал;

    создание сценария;

    создание презентации.

Форма проведения: час общения.

Место проведения: класс.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с ситуациями, яблоки, воздушные шары.

Ход мероприятия:

Воспитатель. « Как видите в руках у меня две нити. (Одна нить прямая, другая извилистая и запутанная)
С чем можно сравнить эти нити?(с жизнью)
А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Что будет если нить запутанна? (Трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

Воспитатель. Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний час общения - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».

Воспитатель. Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? (Ответы детей)
Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому! В жизни вам придётся постоянно делать выбор и ставить вопросы: «Кто я и чего хочу?» Имея багаж правовых знаний, этот выбор будет всегда в рамках закона.

Воспитатель. А что такое закон? (Ответы детей)

Воспитатель: ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

Воспитатель. Где прописаны эти законы?
Ответы детей: Законы записаны в Конституции - основном законе государства.

Игра «Ассоциации».

Воспитатель. С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»? (дети говорят по одному слову)

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

Воспитатель. А чтобы назвать, где в наше время прописаны законы еще, вам необходимо разгадать анаграммы (напомнить ребятам, что такое анаграммы и как их решать): МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД ЙТУДОРВО, ЕКОСДК ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ. Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе», в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Воспитатель. (Демонстрация книг на слайдах.)
Разгадав анаграммы мы с вами выяснили, что у нас в государстве есть кроме Конституции: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Воспитатель. Сейчас мы с вами более подробно поговорим о Конституции Р.Ф. В Конституции РФ во 2 главе определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности (выбрать отдельно права и отдельно обязанности).

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Воспитатель.

«Полет на воздушном шаре».

Мы с вами вспомнили какие у вас есть права, а теперь представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту.

Карточки:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

(Каждый ребенок говорит какие права он оставит и почему?)

Воспитатель. Почему ты считаешь, что нужно оставить только эти права?

(Выбрать 3 права и прикрепить на гелиевые шары)

Вопросы для обсуждения игры .

1.Почему вы оставили только эти три права?

2.Какое они имеют значение для вас?

Воспитатель. Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями.

Воспитатель. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права.

Воспитатель. Представьте себе вот такую ситуацию:
(инсценирование ситуации)
Семья: дедушка читает газету, мама пишет, папа читает книгу. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Дедушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Дедуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Вопросы залу.

Воспитатель. Что получилось в этой семье? (Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Ведь у всех нас как в повседневной жизни, так и в школе, есть не только права, но и обязанности, которые мы обязаны выполнять.)

Воспитатель. В Конвенции о правах ребенка в 29 статье говорится о том, что у человека есть не только права, но и обязанности.

Воспитатель. Итог: Ребята, а у вас есть обязанности?(вопросы классу и залу).

Какие обязанности у вас есть в школе, дома?

Воспитатель. Мы с вами уже вспомнили, что у каждого из вас есть права и обязанности. Ребята, подумайте и ответьте мне, что у нас есть помимо прав и обязанностей?(ответ детей)

Воспитатель. Правильно вы несете ответственность.

Ответственность-это

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Воспитатель. Сейчас мы с вами поговорим об уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 14 лет. Т.е.уголовный кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения с 14 лет, но это не значит, что до 14 лет подростки не наказываются. По решению суда их могут направить в специальное учреждение закрытого типа, сроком до трёх лет. Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

Воспитатель. До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

Ребят, а вы знаете с какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

Воспитатель. В Трудовом кодексе есть Глава 42., Которая называется «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ .» Там прописано, что допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. На основании ч.3 ст.63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования.

Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность рабочего дня не может быть более 2,5 часа. (18 часов или 12 часов в неделю при совмещении с учебой)

Воспитатель. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы. Вы должны помнить, что за совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания.

Воспитатель. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Задание на доске: выбрать из предложенного списка варианты: Что приводит к совершению преступлений и правонарушений?К безответственному поведению?

    Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

    Зависть.

    Незнание, чем себя занять

    Отсутствие любимого дела (например, увлечение спортом или рисованием)

    Жадность.

    Доброта.

    Алкоголизм и наркомания

    Низкий материальный уровень жизни населения.

    Помощь другим

    Стремление человека удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

    Ответственное отношение к учебе, знаниям.

Разбор заданий всеми вместе после индивидуального выполнения.

Итог:

ПРИТЧА.
Жили в горах два мудреца. Один был добрым, к нему ходили люди. Другой мудрец был злым, его никто не посещал. Разозлился он и решил отомстить. Поймал бабочку, положил ее на ладонь и спрашивает, что будет с ней если я ее прихлопну? Сам в это время думает, что скажет добрый мудрец. Если скажет погибнет, а я ее отпущу. Если скажет будет жить, то я ее прихлопну. Приходит к мудрецу, много людей собралось. Держит в руках бабочку и спрашивает, что с ней будет если я … Добрый мудрец отвечает, все в твоих руках.

Воспитатель. Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего часа общения, вы будете совершать только хорошие - ответственные поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

Рефлексия.

Воспитатель. На парте вы видите «дерево мнений»

На этом древе каждый из вас поместит либо зеленое яблоко, что значит - я выбираю ответственное поведение, либо красное яблоко – я выбираю безответственное поведение.