Оформляем уведомление о контролируемых сделках. Разъяснен порядок заполнения уведомлений о контролируемых сделках Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
  5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
  6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

Заполнение титульного листа

В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

Заполнение раздела 1А

Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

Заполнение раздела 1Б

Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

Заполнение разделов 2 и 3

В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

Некоторым налогоплательщикам не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, необходимо представить в свою ИФНС .

При заполнении уведомления о контролируемых сделках () налогоплательщики должны учитывать некоторые правила.

Форму уведомления о контролируемых сделках можно скачать .

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

1. По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году (Письмо Минфина от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-14).

2. Уведомление заполняется либо на компьютере, либо от руки чернилами черного/синего/фиолетового цвета.

3. Все поля уведомления заполняются слева направо.

4. Текстовые поля уведомления заполняются заглавными печатными буквами.

5. В уведомление нельзя вносить какие-либо исправления при помощи корректирующего или аналогичного средства.

6. Двусторонняя печать уведомления не допускается.

7. Страницы уведомления имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. Страницы нумеруются следующим образом: первая - «00001», вторая - «00002» и т.д.

8. Если у вас нет какого-либо показателя, то в отведенных для его указания знакоместах ставятся прочерки. Также прочерки ставятся, если знакомест больше, чем указываемой информации. К примеру, поле ИНН содержит 12 знакомест, а так как ИНН организации состоит лишь из 10 цифр, то в уведомлении этот номер указывается так: «7714123456--». Правда, если форму вы заполняете на компьютере, то прочерки в пустых знакоместах можно и не ставить.

9. Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. - округляются до полного рубля).

10. Если уведомление заполняется обычным физлицом (не ИП), то на титульном листе оно может не указывать свой ИНН.

11. Несмотря на то, что в Порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) говорится о том, что подпись руководителя организации заверяется печатью, оттиск круглой печати ставится только при ее наличии, т. е. он вовсе необязателен.

12. На титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, укажите свой вид деятельности по ОКВЭД2 (Письмо ФНС от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@).

Состав уведомления о контролируемых сделках

Уведомление состоит из титульного листа, разделов: 1А, 1Б, 2 и 3. Причем, если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. - раздел 3.

Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения

Образец уведомления о контролируемых сделках можно посмотреть

Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

  1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
  2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Изучим особенности работы с ним.

Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

  • титульным листом;
  • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
  • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
  • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
  • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
  • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .

Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

  1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
  2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

  • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
  • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
  • о стоимости поставок (без НДС);
  • о датах заключения сделок.

Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

Не знаете свои права?

Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

Как определить количество разделов 2 или 3

Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

  • количество отдельных «контролируемых» договоров;
  • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
  • количество отдельных сделок по одному договору.

Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

  • их предмет — поставка схожих товаров;
  • сопоставимость финансовых условий сделок.

Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

  • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
  • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

Это может быть обусловлено тем, что:

  • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
  • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

  • купля-продажа овощей;
  • доставка овощей транспортом от поставщика.

В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.

В соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ в некоторых случаях необходимо представлять в свою налоговую инспекцию (или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если организация отнесена к таковым по правилам ст. 83 НК РФ) уведомление о . Общий срок - до 20 мая следующего года, однако для уведомления о контролируемых сделках 2012 г. сделано исключение - его нужно подать до 20 ноября 2013 г.
В недавнем Письме ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ чиновники разъяснили, как правильно заполнять уведомление о контролируемых сделках в различных ситуациях.

Напомним общие правила

Для начала напомним общие правила. Подавать уведомление нужно всем, кто совершает контролируемые сделки. Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309, никаких оснований для освобождения от этой обязанности НК РФ не предусмотрено.
Фактически за каждый календарный год представляется только одно уведомление, в котором должны быть указаны все контролируемые сделки, совершенные в этом году. На это обращалось внимание в Письмах Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 и от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14.
Это касается и тех организаций, в состав которых входят . Они тоже подают только одно уведомление - в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации. Этот нюанс подчеркивался в Письме ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-13/6612@.

В том же Письме чиновники напомнили, что форма уведомления и Порядок ее заполнения, а также Формат и Порядок представления уведомления в электронной форме утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

По выбору налогоплательщика уведомление может быть представлено либо на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, либо в электронной форме по установленным форматам.

К числу сведений, отражаемых в уведомлении, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ относятся:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
  • Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) суммы полученных доходов и (или) суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

С учетом этого требования налогового законодательства, само уведомление о контролируемых сделках включает в себя:

  • титульный лист - в нем указываются общие сведения о налогоплательщике;
  • разд. 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)";
  • разд. 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

Последние разделы (2 и 3) заполняются только в том случае, если у данного налогоплательщика в том году, за который представляются сведения, были контролируемые сделки с соответствующими контрагентами:

А теперь, собственно, перейдем к рассмотрению тех разъяснений по заполнению уведомления, которые были даны чиновниками в комментируемом июльском Письме.

Округления, ОКЕИ, иностранная валюта и данные бухгалтерского учета

Начнем с "технических" вопросов о размерности и сопоставимости показателей уведомления - как количественных, так и стоимостных.

Во-первых, в уведомлении должны применяться только те единицы измерения, которые регламентированы ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения). При этом в п. 110 разд. 1Б должен быть указан числовой код единицы измерения по ОКЕИ, которая соответствует количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении.

Если вдруг в первичном документе указана такая единица измерения, которая в ОКЕИ отсутствует, необходимо произвести пересчет с использованием той единицы измерения, внесенной в ОКЕИ, которая позволит наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.

К примеру, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" придется использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров" (код 450 по ОКЕИ). А это значит, что тот количественный показатель, который фигурирует в первичных документах (исчисленный исходя из единицы измерения "100 тонно-километров"), придется разделить на 10, чтобы получить ту цифру, которая должна появиться в уведомлении (уже как характеризующая предмет сделки исходя из единицы измерения "1000 тонно-километров").

Необходимо также соразмерно пересчитать и цену (тариф) за единицу измерения, которая отражается в п. 130 разд. 1Б. За основу, конечно, берется цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А если в первичке цена отсутствует, ее нужно определить исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Во-вторых , в случае, если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки для целей заполнения уведомления придется округлить. Сделать это нужно до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален. Например, показатель первичного документа, равный 15,8, должен быть округлен до 16, а, скажем, показатель 102,3 округляется до 102. Если следовать математическим правилам, показатели типа 10,5 должны округляться в большую сторону (т.е. до 11), а не в меньшую сторону (до 10).

То же самое справедливо и в отношении стоимостных показателей - их значения также должны быть указаны в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В-третьих , при заполнении п. 140 разд. 1Б нужно иметь в виду, что данный показатель не должен определяться расчетным путем (как произведение значений п. п. 120 и 130). В данном пункте должна отражаться стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов. А если в первичке их стоимость по какой-то причине отсутствует, показатель п. 140 определяется исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Аналогичным образом нельзя применять расчетный путь при формировании значения показателей по п. п. 300 и 310 разд. 1А, в которых отражаются соответственно суммы доходов и суммы расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (или группе однородных сделок). Эти пункты также должны отражать не расчетную сумму показателей, отраженных в п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

И, наконец, в-четвертых , даже если контролируемая сделка была выражена в иностранной валюте, все стоимостные показатели в уведомлении все равно должны быть указаны в рублях - причем в полных рублях, как уже уточнялось выше.

Поэтому чиновники пояснили, что при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц. Руководствоваться при этом следует нормами ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Однородные сделки и возможности группировки сделок

Право формировать уведомление по группе однородных сделок предоставлено налогоплательщику нормами п. 4 ст. 105.16 НК РФ.

При этом нужно иметь в виду, что:

  • согласно п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях;
  • определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 НК РФ;
  • порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 НК РФ.

Особое внимание следует обратить на то, что, к примеру, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 НК РФ для целей признания товаров однородными, в т.ч. в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в т.ч. десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.

В случае если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, необходимо заполнять только один лист разд. 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" надо указать цифру "1". А количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

И, в свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

А если сделки нельзя признать однородными, уведомление следует заполнять раздельно в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.

Особое внимание в комментируемом Письме уделено вопросу применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.

В частности, по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых, согласно ст. 38 НК РФ, может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б должна быть отражена работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18 - 20 - 22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". А заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.

В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя при неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров в таких поставках - и, соответственно, заполнение только одного листа 1Б. В этом случае в п. 120 "Количество" разд. 1Б нужно указать общее количество товара по всем поставкам с неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б должна быть указана общая стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. А при изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. В частности, необходимость прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б возникает в случае изменения цены товара (п. 130 разд. 1Б), в т.ч. и вследствие влияния курсовых разниц.

Если имущество получено безвозмездно

Контролируемой может быть признана и сделка по безвозмездному получению имущества - с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этом случае заполнять уведомление нужно так.

Во-первых, с точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Поэтому в п. 210 "Код наименования сделки" и п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А надо указать коды 008 (дарение) и 014 (одариваемый) соответственно.

Во-вторых, при определении стоимостных показателей в отношении такой сделки нужно применять те правила формирования доходов и стоимости активов при безвозмездной передаче имущества, которые предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету, и, в частности, нормами п. 10.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), а также п. п. 7 и 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) - в случае, если полученное имущество признается основным средством исходя из требований данного документа. Упомянутыми нормами предусмотрено, что:

  • рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, которые должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;
  • первоначальной стоимостью основных средств, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету, в случае их получения безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

А потому нужно иметь в виду, что даже нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны совершенно не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика (получающей стороны) будет равна нулю.

Показатели листа разд. 1Б уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняются следующим образом:

  • в п. 020 "Тип сделки" нужно указать код "1", что соответствует понятию "товар";
  • в п. 030 "Наименование предмета сделки" указывается наименование товара (имущества), полученного налогоплательщиком, в соответствии с первичными документами;
  • в п. 050 "Номер другого участника сделки" и в разд. 2 либо 3 (в зависимости от того, кто именно передал организации имущество безвозмездно) указываются соответственно порядковый номер участника сделки (сквозная нумерация) и его данные;
  • в п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора, на основании которого осуществлена безвозмездная передача имущества;
  • в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" нужно указать числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении - в частности, при совершении сделок с имуществом по выбору налогоплательщика может быть указан код 642 (соответствующий наименованию "единица") или 796 (соответствует наименованию "штука");
  • в п. 120 "Количество" должно быть отражено количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в предыдущем пункте;
  • в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." надо отражать цену предмета исполнения сделки, указанную в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета; в рассматриваемой ситуации - при безвозмездном получении имущества - фактически речь идет о рыночной стоимости единицы полученного имущества, исходя из которой произведена его оценка в бухгалтерском учете;
  • в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" должна быть указана определяемая аналогичным образом стоимость всего полученного имущества;
  • а в п. 150 "Дата совершения сделки", естественно, должна быть указана дата признания дохода от безвозмездного получения имущества в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке

В разд. 1Б должна быть раскрыта информация обо всех операциях - т.е. действиях - с предметом исполнения сделки (отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А.

Поэтому, например, в случае, если были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 и 211 разд. 1А, нужно иметь в виду, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) также является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б уведомления. И сделать это нужно следующим образом:

  • в п. 020 указать значение, которое соответствует предмету исполнения сделки, при исполнении которой нарушены обязательства (к примеру, "1", что означает "товар");
  • в п. 030 указать наименование исполненного обязательства, т.е. является ли это уплатой или получением штрафных санкций, иных компенсаций в силу неисполнения конкретных условий договора - скажем, "Возмещение ущерба в связи с односторонним уменьшением (отказом) согласованного объема поставок котельного мазута, с содержанием серы более 1 мас. %";
  • в п. 030 или п. 043 указать соответственно коды, к примеру, "270196401" ТН ВЭД (для внешнеэкономической сделки) или "0252115" ОКП товара (для внутрироссийской сделки), объем поставки которого в одностороннем порядке был уменьшен;
  • в п. п. 060 и 065 привести реквизиты договора поставки, положениями которого предусмотрено возмещение ущерба в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
  • в п. 070 указать код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ);
  • в п. 080 "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указать наименование населенного пункта (в формате "код страны/области/населенного пункта"), из которого начинается транспортировка товара для исполнения, например, договора поставки. Если, например, место отправки (погрузки) товара находится за пределами населенного пункта, допустимо указать наименование железнодорожной станции или ближайшего населенного пункта;
  • в п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах ИНКОТЕРМС, если данные термины использовались участниками сделки;
  • тогда в п. 100 "Код условия поставки" проставляется код, соответствующий термину ИНКОТЕРМС;
  • если же участники сделки не применяют правила ИНКОТЕРМС, в п. 090 просто указывается место перехода права собственности на товар;
  • далее, в п. 110 и п. 120 надо указать, соответственно, код единицы измерения согласно ОКЕИ, причем для операции по возмещению ущерба указывается единица измерения 642 или 796 (соответственно, "единица" или "штука") и непосредственное количественное значение, которое будет равно "1";
  • а значения в п. 130 "Цена" и п. 140 "Итого стоимость" будут совпадать и соответствовать сумме выплаченной (полученной) компенсации ущерба.

Сделки строительного подряда

И, наконец, еще один вопрос, который был рассмотрен чиновниками в комментируемом Письме, касается порядка заполнения уведомления в отношении сделок строительного подряда.

Чиновники напомнили, что в отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. А согласно этому документу выручка и расходы признаются:

  • "по мере готовности", т.е. исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, если финансовый результат исполнения договора может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008);
  • в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в отчетный период считаются возможными к возмещению, если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетный период невозможно (п. 23 ПБУ 2/2008).

Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.

Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

Однако их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. И в этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в т.ч. по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.

Следовательно, подрядчику нужно указывать в п. 300 листа разд. 1А расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчику в п. 310 листа разд. 1А надо отразить стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.

В свою очередь, в разд. 1Б должна быть раскрыта информация об отдельных операциях, в т.ч. и о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А уведомления.

Октябрь 2013 г.

Ответ

Форма уведомления о контролируемых сделках (1110025) и порядок его заполнения утверждены Приказом Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ (далее - Порядок заполнения).

В разделе 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» уведомления указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки.

В соответствии с пунктом 5.15 Порядка заполнения в пункте 110 указывается числовой код единицы измерения , соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).

Некоторые разъяснения в отношении заполнения пункта 110 были даны ФНС РФ в своих письмах.

Так, в письме ФНС РФ от 11.07.2013 № ОА-4-13/12513@ указало:

«Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее — ОКЕИ).

Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения "штука" — код 796 по ОКЕИ . Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу ».

В письме ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860 указано:

«Согласно пункту 5.15 Порядка в пункте 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" раздела 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно ОКЕИ.

Если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки округляется до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален.

В случае если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, следует использовать ту единицу измерения согласно ОКЕИ, которая позволяет наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки . Например, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" следует использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров", код 450 согласно ОКЕИ».

В рассматриваемом случае, речь идет о лицензионном договоре, роялти по которому также как и услуга, не имеет единицы измерения. В связи с этим, по нашему мнению, Организация может использовать приведенные выше разъяснения в отношении оказания услуг или займа.

Учитывая приведенные разъяснения, по нашему мнению, при заполнении уведомления Организация в пункте 110 может указать код 796 («штука»). Также, на наш взгляд, Организация может использовать код 642 («единица») .

В соответствии с пунктом 5.16 Порядка заполнения в пункте 120 «Количество» указывается количественная характеристика предмета исполнения сделки .

При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), в данном пункте указывается процент выполненных в данном отчетном году работ (услуг). В качестве числового кода единицы измерения в пункте 110 раздела 1Б уведомления указывается код согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ), соответствующий показателю «процент».

В письме ФНС РФ от 01.11.13 № ОА-4-13/19652 указало в отношении заполнения уведомления по договору займа следующее:

«Для отражения в пункте 110 раздела 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения "штука" — код 796 по ОКЕИ, или "единица" — код 642 по ОКЕИ.

Следовательно, в пункте 120 "Количество" раздела 1Б указывается количественная характеристика предмета исполнения сделки (пункт 5.16 Порядка), которая с учетом выбранного кода единицы измерения будет соответствовать одной штуке или единице, то есть в пункте 120 указывается "1"» .

По нашему мнению, Организация может использовать данные разъяснения, сделанные в отношении заполнения уведомления по договору займа и в случае с лицензионным договором, так как и в том и в другом случае, у сделок отсутствует количественная характеристика.

Таким образом, по нашему мнению, в пункте 120 Организация может указать «1», т.е.

одну сделку по лицензионному договору.

В соответствии с пунктом 5.17 Порядка заполнения в пункте 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах , а в случае отсутствия цены в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), в данном поле указывается цена выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг).

Согласно пункту 5.18 в пункте 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах , а в случае отсутствия стоимости в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода, в случае частичного признания дохода за выполненный в текущем отчетном году объем работ (услуг), участник сделки, выполняющий работы (оказывающий услуги), в данном пункте указывает стоимость выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг).

При выполнении работ (услуг) в течение более чем одного отчетного периода , в случае частичного признания в качестве актива либо расхода, выполненного в текущем отчетном году объема работ (услуг), участник сделки, получающий результаты работы (потребляющий услуги), в данном пункте указывает стоимость выполненного в данном отчетном году объема работ (услуг), принятого в качестве актива либо расхода .

В данном случае, по нашему мнению, Организация также может использовать разъяснения данные ФНС РФ в отношении заполнения уведомления по договору займа, так как и договор займа и лицензионный договор имеют схожие характеристики: длительность договора, равномерность платежей, разовость сделки.

В письме ФНС РФ от 01.11.13 № ОА-4-13/19652 указано:

«В пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." раздела 1Б отражается цена предмета исполнения сделки в денежном выражении, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета (пункт 5.17 Порядка).

В пункте 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." раздела 1Б указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета (пункт 5.18 Порядка).

В случае если обязательство выражено в иностранной валюте, то доход по сделке, цена которой выражена в процентах, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее также Банк России) на дату признания дохода по сделке в бухгалтерском учете.

При заполнении Уведомления в отношении сделок, предметом которых являются долговые обязательства (займы, кредиты, депозиты, другие), а также сделок РЕПО в пункте 130 раздела 1Б указывается сумма начисленных процентов на отчетную дату по сделке. При этом значения пунктов 130 и 140 раздела 1Б будут совпадать .

В том случае, если условиями договора помимо процентов предусмотрена уплата комиссий и прочих платежей, в пунктах 130 и 140 раздела 1Б указывается полная стоимость, признаваемая в целях бухгалтерского учета».

Учитывая приведенные разъяснения, по нашему мнению, в пункте 130 Организация может указать сумму начисленного дохода/расхода по лицензионному договору за год. Аналогичная сумма будет проставлена в пункте 140 .

Назад в раздел

Как заполнить почтовое уведомление

Данные о письме, почтовом переводе, пришедшей на ваше имя посылке указываются в особых уведомлениях, посредством которых адресат извещается о поступившем для него отправлении. Для того дабы получить корреспонденцию либо бандероль, необходимо прийти на свое почтовое отделение с верно заполненной формой извещения. Если вы выступаете в качестве отправителя, то вам также предстоит путь на почту.

Вам понадобится

  • — почтовое уведомление (либо извещение);
  • — паспорт.

Инструкция

1. Если вы являетесь получателем посылки, то заблаговременно почтальон вручит вам извещение о почтовом отправлении (бланк формы 22). При приобретении извещения об отправлении его нужно заполнить соответствующим образом. На лицевой стороне вам ничего писать не нужно. Всю эту работу исполнил отправитель. Вам же надобно только проверить реквизиты получателя корреспонденции, то есть ваши данные: фамилию, адрес совместно с индексом, вид посылки (письмо, уведомление, бандероль, посылка либо почтовый перевод). Дальше следует информация для работников почты: номер почтового идентификатора либо почтового перевода. И чуть ниже – вновь данные для вас, из которых ясно, откуда пришло отправление, указаны его ценность и вес.

2. А вот оборотная сторона уведомления предназначается непринужденно для заполнения получателем. Тут вам нужно указать название предъявленного документа, удостоверяющего вашу фигура. Традиционно для этих целей предоставляется паспорт. Дальше в соответствующих графах укажите его серию, номер, учреждение, выдавшее документ, и дату выдачи. В случае приобретения почтовых отправлений и денежных переводов заполняются добавочные поля бланка уведомления – регистрация, адрес либо абонентский ящик.

Контролируемые сделки

Не позабудьте указать дату приобретения корреспонденции либо бандероли и свои данные: фамилию, имя, отчество. Закончите заполнение бланка собственной росписью.

3. Если к письму либо бандероли прилагается уведомление о вручении почтового отправления, то помимо извещения вам придется заполнить еще один бланк. Он надобен в том случае, когда отправитель хочет быть уверен, что его посылка дошла до адресата. В уведомлении получателю (адресату лично либо его законному поверенному) нужно указать, кому вручено отправление. Если оно получено по доверенности, то следует в особое поле вписать фамилию, имя, отчества поверенного, на которого выдана доверенность, и предъявить документ, удостоверяющий фигура. После этого указать дату и расписаться в приобретении.

4. Если отправителем являетесь вы, то на лицевой стороне уведомления укажите категорию и вид почтового отправления, поставив знак в соответствующем квадрате. Дальше назовите свои данные: фамилию, имя, отчество, укажите адрес и категорию уведомления: «Примитивное», «Заказное». На оборотной стороне надобно заполнить графы, где должно быть определены вид и категория пересылаемого почтового отправления; собственные данные получателя и его адрес.

Полезный совет
При заполнении почтовых бланков наблюдательно проверьте указываемые данные.

Проблемы заполнения уведомления о контролируемых сделках

В 2013 г. компании, которые совершали в 2012 г. контролируемые сделки, должны подать в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Форму этого документа, а также Порядок его заполнения совместно утвердили Минфин России и налоговые органы. Однако Порядок заполнения уведомления вызвал массу вопросов у бухгалтеров. Поэтому налоговики решили заполнить все белые пятна, выпустив Письмо от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.

Обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках установлена в п. 1 ст. 105.16 НК РФ. Сведения указываются в уведомлениях о контролируемых сделках. Эти документы нужно представить в налоговую инспекцию по месту нахождения компании или месту жительства физического лица в срок не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена совместным Приказом Минфина России и ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться налоговикам на бумажном носителе или в электронном виде.

Однако, как это всегда бывает, Порядок заполнения уведомления осветил не все вопросы, которые встречаются на практике. Проблем накопилось так много, что ФНС России была вынуждена ответить на них.

К сожалению, некоторые разъяснения налоговиков оставили неоднозначное впечатление.

Скидки и бонусы

Итак, вопрос первый: как заполнить уведомление о контролируемых сделках в случае предоставления покупателю бонусов или скидок?

Изменяем цену товара

Самая простая с этой точки зрения ситуация — это изменение цены товара. В этом случае в форме уведомления в п. 130 разд. 1Б указывается фактическая цена товара, то есть с учетом предоставленной скидки. Соответственно, стоимость товара указывается в п. 140 разд. 1Б с учетом предоставленной скидки. В п. 300 разд. 1А — у продавца или в п. 310 разд. 1А — у покупателя отражается сумма показателей п. 140 разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А. В этих полях отражаются доходы или расходы с учетом примененной скидки.

Далее все просто. В случае если скидки предоставлены после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в нем показываются уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости. Если же скидка предоставлена после сдачи уведомления, нужно направить налоговым органам уточненное уведомление. Обратите внимание: факт уточнения должен найти свое отражение в показателе "Номер корректировки" на титульном листе уведомления.

Выплата денежной премии

Теперь о главном. С точки зрения налогового, да и бухгалтерского учета ситуация, когда скидка предоставляется в виде денежной премии покупателю без изменения цены самих товаров, — самая простая. Однако при заполнении уведомления она оказывается, наоборот, самой сложной.

Приведем точку зрения налоговиков, изложенную в комментируемом Письме. Проверяющие ссылаются на Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11 по делу N А40-56521/10-35-297 и приводят оттуда следующую цитату: "Выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. Так как премии непосредственно связаны с поставками товаров, то следует признать, что они наряду с упомянутыми скидками также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров".

На этом основании налоговики делают вывод, что выплачиваемая денежная премия все-таки уменьшает стоимость товаров! Соответственно, подход к премиям, выплачиваемым денежными средствами, должен быть такой же, как и к скидкам, связанным с уменьшением цены без выплаты денег. Значит, в уведомлении указываются цена и стоимость товара, уменьшенная на сумму премии.

А что делать в том случае, если общая сумма премии выплачивается за общий объем закупок, выраженный в рублях?

Разумеется, первое, что приходит на ум, — это пропорциональное уменьшение цены товаров, которые образовали этот объем скидки.

Пример. Компания реализовала покупателю товар A на сумму 1 000 000 руб., товар B — на сумму 1 200 000 руб. и товар C — на сумму 800 000 руб. Количество реализованного товара A — 1000 ед., товара B — 400 ед. и товара C — 100 ед. За достижение порога закупок в 3 000 000 руб. покупатель получает премию в размере 100 000 руб.

Во-первых, находим процентное отношение размера скидки к стоимости реализованного товара. Оно будет равно 3,33% (100 000 руб. : 3 000 000 руб. x 100%).

Во-вторых, рассчитываем:

  • цену единицы товара A с учетом премии — 966,7 руб. [(1 000 000 руб. — 1 000 000 руб. x 3,33%) : 1000 ед.];
  • цену единицы товара B с учетом премии — 2900,1 руб. [(1 200 000 руб. — 1200 000 руб. x 3,33%) : 400 ед.];
  • цену единицы товара C с учетом премии — 7733,6 руб.

    [(800 000 руб. — 800 000 руб. x 3,33%) : 100 ед.].

Налоговики никакого другого варианта действий не предложили. За рамками их ответа осталось и то, что премия может рассматриваться в качестве скидки только в отношении непродовольственных товаров. Ведь премия в виде вознаграждения за выполнение объема закупок по договору поставки продовольственных товаров признается выплатой, не изменяющей цену товара. Об этом сказано в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Это подтверждает и Минфин России в своих Письмах от 07.09.2012 N 03-07-11/364 и от 31.08.2012 N 03-07-03/159. Как в этом случае заполнять уведомление о контролируемых сделках, остается неизвестным.

Возврат товара

Как известно, товары не только продают, но и иногда возвращают обратно. Как должен поступить бухгалтер, заполняющий уведомление, в этом случае?

Налоговики считают, что ответ на этот вопрос прямо зависит от того, по каким причинам происходит возврат товаров (из-за нарушения условий договора или по иной причине). В первом случае это расторжение договора, а во втором — обратная реализация.

Расторжение договора

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В силу п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает с момента ее передачи продавцом, если иное не предусмотрено законом или договором. В том случае, если продавец исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом и нарушения условий договора являются существенными, покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, то есть вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен.

Причинами расторжения договора могут быть:

  • поставка товара ненадлежащего качества;
  • поставка товара в количестве меньшем, чем установлено договором;
  • поставка товара в ассортименте, не соответствующем договору;
  • поставка товара в нарушенной таре или упаковке;
  • поставка товара несоответствующей комплектации.

При расторжении договора по указанным причинам продавец имеет право уменьшить сумму доходов от реализации соответствующего отчетного (налогового) периода на сумму выручки от реализации такого товара (см., например, Письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-03-05/47). Это означает, что стоимость товаров по расторгнутой сделке не должна отражаться в п. 140 разд. 1Б и не указывается в п. 300 разд. 1А (у продавца) или в п. 310 разд. 1А (у покупателя) уведомления о контролируемых сделках.

Как заполнить уведомление о контролируемых сделках?

Понятно, что при таком развитии событий обороты между контролируемыми сторонами будут уменьшены.

При расторжении договора купли-продажи после окончания налогового периода уведомление нужно исправить и передать в налоговую инспекцию.

Обратная реализация

Товар может быть возвращен поставщикам не из-за нарушения условий договора, а по иным причинам (например, залежавшиеся остатки продукции, которые не предполагается реализовывать). Налоговики считают, что здесь имеет место новая сделка и относиться к ней нужно как к обычному договору купли-продажи. Иначе говоря, в уведомлениях будут отражены две самостоятельные сделки. Это значит, что обе сделки будут учитываться при расчете суммовых порогов для определения контролируемости сделок.

Соответственно, если возврат товаров будет происходить в следующем налоговом периоде, то стоимость возврата нужно просто включить в уведомление, относящееся к этому налоговому периоду. В предыдущем уведомлении ничего исправлять не нужно.

Обратите внимание! Заполнение разд. 1Б с отрицательным показателем "сумма сделки" не предусмотрено.

Договоры и агенты

Ответ на вопрос, как должно заполняться уведомление в случае, если договор купли-продажи или поставки заключается с помощью посредника, решается в зависимости от того, в каких отношениях находятся продавец, покупатель и посредник.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент. Если же сделка совершается агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, то права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

При расчете налога на прибыль при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру, агенту или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Если взаимозависимость имеет место между агентом и принципалом, то в уведомление действительно должно попасть только вознаграждение агента. А вот когда взаимозависимость есть между принципалом и третьей стороной, отношения с которой и улаживает агент, являющийся независимым по отношению к принципалу, то сведения о сделке в свои уведомления должны внести как раз принципал и третья сторона. Это следует из пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Внимание на ошибки!

В рассматриваемом Письме налоговые органы рассмотрели и ошибки, которые допускают налогоплательщики при заполнении уведомлений. Рассмотрим, какие оплошности наиболее часто встречаются на практике.

Уведомление и амортизация

Не нужно путать порядок списания затрат с самим фактом их возникновения. На это обращают внимание налоговые органы при отражении в уведомлениях дохода и расхода по факту продажи и приобретения основного средства.

Так, ошибкой при покупке основного средства будет отражение в уведомлении не всей стоимости объекта, а только той части, которая относится к амортизационным отчислениям в данном налоговом периоде.

Напомним о Письме Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-66. В нем финансисты разъяснили, что в п. 9 ст. 105.14 НК РФ сказано, что для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется следующим образом. Необходимо сложить суммы полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных в гл. 25 НК РФ.

Как указано в п. 5.17 Порядка заполнения уведомления, в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А в п. 5.18 Порядка говорится, что в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки, отраженная в первичных документах.

Это значит, что при приобретении амортизируемого имущества в уведомлении следует показать цену и стоимость приобретенного актива, которая определяется по правилам бухгалтерского учета, а амортизационные отчисления тут вообще ни при чем.

Уведомление и счета-фактуры

Налогоплательщик задал вопрос: каким образом в разд. 1Б уведомления необходимо отражать информацию об исправительном и корректировочном счете-фактуре — отдельной страницей каждую операцию или при помощи группировки сумм в разрезе первоначального счета-фактуры?

Не ломайте голову! Счета-фактуры вообще не имеют никакого отношения к заполнению уведомления. Вот чем это объясняется.

Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, то есть счет-фактура является специальным документом, применяемым для исчисления НДС, но не является первичным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет доходов, расходов и активов.

Исправления в уведомления вносятся в том случае, если изменяются первичные документы, которыми были оформлены доходы или расходы. Это может произойти, например, при выявлении ошибок в заполнении документов, предоставлении скидки, при которой изменяется цена товара, работы или услуги, и в тому подобных случаях.

А.Анищенко

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Уведомление о контролируемых сделках — форма налоговой отчетности, которой налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Правила составления Уведомления о контролируемых сделках регулируется статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).