Приказ о материальной ответственности водителя за автомобиль. Что предусматривает закон

В теории права юридическая ответственность определяется как обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение. Ответственность может быть направлена на личность нарушителя (личная ответственность) либо на его имущество (имущественная ответственность).

Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений, в частности работников, — один из видов имущественной юридической ответственности. Общие правила об объеме, случаях и порядке привлечения работников к ответственности, условиях ее ограничения и особенностях содержатся в гл. 39 ТК РФ. Ряд узких вопросов об особенностях материальной ответственности работников урегулирован подзаконными нормативными актами. Примерами таких нормативных актов являются, в частности, Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», Постановление Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» и другие.

В соответствии с положениями ст. 232 ТК РФ трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем — выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Вопросам о материальной ответственности работников посвящено специальное Постановление Пленума Верховного Суда РФ — Постановление от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее — Постановление Пленума № 52). Разъяснения законодательных предписаний о материальной ответственности работников также даются различными государственными органами в письмах. Речь идет, например, о Письме Федеральной службы по труду и занятости от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1. Формально-юридически и судебная практика, и подобные разъяснения в форме писем не являются источниками права и не подлежат принудительному исполнению, однако учитываются при разрешении судами конкретных споров.

II. Общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю

Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников. В пункте 4 Постановления Пленума № 52 Верховный Суд РФ разъясняет, что «к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности».

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Кроме того, ТК РФ установлено два вида ответственности работников — ограниченная и полная. Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.

III. Определение работника-водителя

Определение водителя в различных отраслях права отличается. Так, в административном праве, в соответствии с положениями п. 1.2. Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с последующими изменениями) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. № 31 (с изменениями и дополнениями), содержат описание характеристики работ и требования к знаниям водителей автомобиля четвертого, пятого, и шестого разрядов. Профессия лиц, осуществляющих перевозку различных грузов на лошадях, волах, мулах и других тягловых животных, именуется возчиком.

Водитель автомобиля (всех указанных разрядов) осуществляет управление транспортными средствами и поддерживает их функционирование: заправку топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью; проверку технического состояния автомобиля; устранение возникших во время работы мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. В зависимости от разряда и особенностей работы водитель автомобиля должен осуществлять дополнительные функции (водитель автобуса — объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда с использованием радиоустановки; устанавливать компостеры; продавать абонементные книжки на остановочных пунктах; водитель грузового автомобиля — подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля и др.).

В настоящей статье под работником-водителем будет пониматься лицо, с которым заключен трудовой договор, предполагающий в качестве основной трудовой обязанности управление транспортным средством.

IV. Ограниченная материальная ответственность работника-водителя

Общее правило об ограничении размера материальной ответственности, установленное положениями ст. 241 ТК РФ, в полной мере применяется к работникам-водителям. В пределах месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причиненного работником, взыскание суммы ущерба может быть осуществлено по распоряжению работодателя. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Размер ущерба, причиненного работником-водителем работодателю, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

В соответствии с положениями п. 13 Постановления Пленума № 52 в тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения. При взыскании с работника-водителя ущерба, причиненного им третьим лицам, учитывается также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (п. 15 Постановления Пленума № 52). В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

А вот на какой момент должен быть определен средний заработок работника-водителя — на время причинения ущерба, на время его обнаружения либо на время его взыскания, — из закона неясно. Не содержит каких-либо разъяснений по данному вопросу и Постановление Пленума № 52. Судебная практика определения размера среднего месячного заработка работника различна. Одни суды определяют ко взысканию средний месячный заработок работника за предшествующий год на день причинения ущерба, другие — на день вынесения решения.

Например, по делу № 2-1512 областное государственное унитарное предприятие «Автоколонна № 1700» 18 июня 2003 года обратилось в порядке регресса с иском к водителю Е. о возмещении ущерба в размере 96763,2 руб., причиненного при исполнении трудовых обязанностей, и совершении им 31 декабря 2002 года дорожно-транспортного происшествия (к административной ответственности не привлекался). Ответчик исковые требования признал в размере среднего месячного заработка 3968,2 руб., исчисленного на момент вынесения судом решения. Мировой судья судебного участка № 1 г. Северодвинска принял признание иска ответчиком в этой части и взыскал с Е. в пользу истца ущерб в размере среднего месячного заработка 3968,2 руб., исчисленного на момент вынесения судом решения — 25 ноября 2003 г.

В деле же № 2-450, рассмотренном мировым судьей судебного участка № 2 Холмогорского района, ущерб с водителя, повредившего раму автомобиля вследствие нарушения правил эксплуатации, был взыскан в пределах среднего месячного заработка, исчисленного на дату причинения ущерба.

По мнению судьи Архангельского областного суда Н. В. Дивина, размер материального ущерба и размер среднего месячного заработка работника должен определяться на день причинения ущерба, что будет соответствовать требованиям ст. ст. 241, 246 ТК РФ.

Поскольку размер среднего заработка работников-водителей часто может быть значительно меньше повреждений, виновно причиненных имуществу работодателя (автомобилю, грузу, др.) либо третьим лицам, целесообразным является не только страхование гражданской ответственности, но и добровольное страхование автомобиля от различных рисков (КАСКО). При этом условия договоров страхования, ограничивающие ответственность страховщиков в результате определенных действий страхователя , правильно фиксировать в трудовых договорах с водителем при определении его должностных обязанностей. Чтобы водитель понимал, например, что оставление в автомобиле правоустанавливающих документов на него в отсутствие водителя является нарушением трудовых обязанностей.

V. Случаи привлечения работников-водителей к полной материальной ответственности

Исчерпывающий перечень случаев полной материальной ответственности работников приведен в ст. 243 ТК РФ.

Возможность заключения с работниками-водителями договоров о полной материальной ответственности.

Как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере возлагается на работника в случаях, когда в соответствии с положениями ТК РФ или иного федерального закона такая ответственность может быть на него возложена за причинение ущерба работодателю при исполнении трудовых обязанностей.

Положениями ТК РФ установлено, что к полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества могут быть привлечены работники, достигшие возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающие или использующие денежные, товарные ценности или иное имущество. При этом с такими работниками работодатель обязан заключить письменный договор о полной материальной ответственности.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 244 ТК РФ). Как уже отмечалось ранее, такие перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 г. № 8.

Работники-водители автомобилей в указанных перечнях отсутствуют, и поэтому, как нам представляется, если в качестве трудовой функции работника в трудовом договоре указано только управление транспортным средством, то с такими работниками не может быть заключен письменный договор о полной материальной ответственности. В решении Прилузского районного суда Республики Коми от 28 апреля 2009 г. приведено, на наш взгляд, убедительное обоснование данной позиции: «...суд находит несостоятельным довод представителя истца о том, что транспортное средство само по себе является материальной ценностью, следовательно, заключение с Л. договора о полной материальной ответственности является правомерным, учитывая, что сохранность транспортного средства не может быть объектом договора, так как данный материальный объект является техническим средством, при помощи которого транспортируются материальные ценности, а не самим транспортируемым имуществом, ибо его перемещение само по себе не является целью перевозки» .

Если все же договор о полной материальной ответственности в нарушение законодательства заключается с работником-водителем, такой работник должен быть освобожден от обязанности возместить причиненный по его вине ущерб имуществу работодателя в размере, превышающем его средний месячный заработок.

Судебная практика по данному вопросу, однако, противоречива. Во многих случаях суды считают, что на водителя не может быть возложена обязанность по возмещению вреда в полном объеме, превышающем его средний месячный заработок . Некоторые же суды придерживаются противоположной позиции .

В то же время, если трудовым договором на водителя возлагаются и функции экспедитора, с таким работником может быть заключен письменный договор о полной материальной ответственности как с экспедитором.

Возможность привлечения работников-водителей к полной материальной ответственности в случае недостачи ценностей, вверенных им по разовому документу.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ работник-водитель может быть привлечен к полной материальной ответственности при недостаче ценностей, полученных им по разовому документу. Для привлечения к ответственности в таком случае работодатель обязан представить суду такой документ, подтверждающий передачу водителю ценного имущества работодателя.

Под разовым документом, как правило, понимается выданная водителю доверенность на получение определенных ценностей. Необходимость оформления такого документа возникает в том случае, когда водитель привлекается для получения или передачи материальных ценностей в отсутствие работника, в чьи трудовые обязанности входит данная функция. Поручение должно носить срочный и разовый характер; в круг трудовых обязанностей водителя не должна входить работа, связанная с непосредственным обслуживанием денежных или иных материальных ценностей. При этом получение материальных ценностей по разовому документу возможно только при наличии добровольного согласия работника на осуществление таких действий.

Отсутствие добровольного согласия работника на получение материальных ценностей по разовому документу может быть основанием для признания незаконным привлечения к полной материальной ответственности в судебном порядке. Кроме того, работодатель, вверяя разово материальные ценности работнику, должен «принять необходимые меры и создать условия, позволяющие обеспечить выполнение работником порученного задания без ущерба для вверенных ему ценностей»

Полная материальная ответственность работников-водителей при умышленном причинении вреда имуществу работодателя.

Самостоятельным основанием для возложения полной материальной ответственности на водителя является умышленное причинение вреда имуществу работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

В Трудовом кодексе РФ понятие умысла не определено. Определения различных форм вины наиболее полно разработаны в рамках уголовного права. Уголовный кодекс РФ подразделяет умысел на прямой и косвенный. Прямой умысел имеет место, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Косвенный умысел имеет место, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (ст. 25 УК РФ).

Суды при рассмотрении споров о материальной ответственности работников исходят из приведенных определений прямого и косвенного умысла .

При этом следует иметь в виду, что наличие умысла в действиях (бездействии) водителя должно быть доказано работодателем. Если недостача вверенного работнику имущества, его порча или уничтожение произошли по неосторожности, наступает ограниченная материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка.

Полная материальная ответственность работников-водителей при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Возможность привлечения работника-водителя к полной материальной ответственности при причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения предусмотрена положениями п. 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ.

Дополнительным обстоятельством, подлежащим доказыванию в данной категории споров, является состояние опьянения водителя. Надлежащим доказательством состояния опьянения признается соответствующий акт освидетельствования, составленный на момент причинения ущерба. Именно на акт освидетельствования сослалась судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, оставляя в силе принятое судом первой инстанции решение о взыскании с работника-водителя причиненного им работодателю материального ущерба в полном объеме, в кассационном определении от 1 сентября 2010 г. по делу № 33-5725: «Судом установлено, что <...> года в 6 часов 00 минут на 23 км автодороги Хабаровск — Чита водитель Д. управляя автомобилем <...> государственный номер <...>, неправильно выбрал скорость, не справился с управлением и допустил опрокидывание автомобиля в кювет. Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения № МО 000033 от 31 мая 2009 года на момент оформления дорожно-транспортного происшествия Д. находился в состоянии алкогольного опьянения» .

Форма вины — умысел или неосторожность — в рассматриваемых случаях не имеет значения. Судебная практика подтверждает данный вывод. Так, в кассационном определении от 23 ноября 2011 г. по делу № 33-5925/2011 судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда указала следующее: «Полная материальная ответственность при причинении ущерба в состоянии опьянения наступает независимо от того, был ли умысел работника в причинении ущерба или ущерб причинен им по неосторожности. Это обусловлено тем, что сам факт появления на работе в состоянии опьянения является грубейшим нарушением трудовой дисциплины.

Судом первой инстанции было установлено, что... ущерб причинен В. — ООО «Техносервис» в состоянии алкогольного опьянения и в рабочее время. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами и являются как по отдельности, а тем более в совокупности основаниями возложения на В. полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб ».

Полная материальная ответственность работников-водителей при причинении ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.

Кажущаяся формальная простота доказывания при рассмотрении судами споров о причинении работниками-водителями ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда, требует, однако, учета ряда особенностей. Автомобиль — источник повышенной опасности, и даже неосторожное использование его в нарушение правил дорожного движения может привести к трагическим последствиям. Статьи 109 и 118 УК РФ содержат составы преступлений, вероятность совершения которых работниками-водителями наиболее велика: причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Очевидно, что для возможности привлечения работника-водителя к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному положениями п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, обязательно наличие вступившего в законную силу приговора суда. При этом с учетом формы вины работника (неосторожности) суды могут уменьшать размер взыскиваемого с работника ущерба. Правомерность подобного подхода подтвердил Иркутский областной суд, подтверждая в апелляционном определении от 26 июня 2012 г. по делу № 33-5187/12 правильность решения суда первой инстанции: «Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на день совершения ДТП Б. состоял в трудовых отношениях с истцом, вред Т.Л.Г. им был причинен при выполнении им трудовых обязанностей, вина Б. в совершении ДТП и причинении вреда установлена вступившим в законную силу приговором Ангарского городского суда Иркутской области от 09 августа 2011 года, что в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ является обязательным обстоятельством для суда при рассмотрении данного спора.

Снижая размер ущерба, подлежащий взысканию с работника, суд правильно руководствовался разъяснениями, данными высшей судебной инстанцией в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года № 52, а именно п. 16, где указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

Так, при определении суммы ущерба, подлежащего возмещению ответчиком, суд учел, что преступление, совершенное Б., относится к категории неумышленных преступлений, принял во внимание его имущественное положение».

На работодателе также лежит обязанность по доказыванию причинно-следственной связи между преступлением, совершенным работником-водителем, и ущербом, причиненным работодателю. В качестве примера приведем дело, рассмотренное Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан. Работником-водителем при исполнении служебных обязанностей было совершено преступление — причинен тяжкий вред здоровью пешехода. Пострадавший впоследствии умер. Работодатель водителя в ходе рассмотрения гражданского дела по иску в пользу несовершеннолетнего ребенка пострадавшего заключил мировое соглашение о выплате ребенку возмещения вреда по случаю смерти кормильца и компенсации морального вреда. После чего обратился в суд с регрессными требованиями к работнику-водителю.

Суд первой инстанции иск работодателя удовлетворил. Суд же апелляционной инстанции — Верховный Суд Республики Татарстан — апелляционным определением от 17 сентября 2012 г. по делу № 33-9580/2012 отменяя первоначальное решение и принимая новое, привел следующие аргументы: «...заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между совершением Н. вышеуказанного преступления и смертью С.М., а также выплатой истцом впоследствии в счет возмещения вреда по случаю смерти кормильца и компенсации морального вреда приведенных сумм в пользу несовершеннолетней ФИО. ... В данном случае суд безосновательно счел доказанным наличие причинно-следственной связи между поведением работника и наступившим ущербом у ИП Ф., поскольку такие доказательства в деле отсутствуют.

Вступившим в законную силу приговором суда в отношении Н. установлена вина ответчика в причинении тяжкого вреда здоровью С.М. в результате совершения преступления <...> года. При этом на момент вынесения приговора С.М. был жив. <...> года он был выписан из отделения больницы скорой медицинской помощи с <...>, а <...> года он умер.

Ходатайств о назначении судебно-медицинской экспертизы на предмет установления причинно-следственной связи между причинением ответчиком телесных повреждений С.М. и его смертью стороны суду не заявляли.

...Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что выводы суда о наличии преюдиции обстоятельств, установленных приговором суда и вышеуказанным определением суда по гражданскому делу, являются несостоятельными, поскольку указанными судебными постановлениями не установлена вина Н. в смерти С.М. А потому данные судебные постановления не могут являться основанием для возложения на ответчика обязанности по возмещению вреда работодателю.

Более того, заключенное мировое соглашение не доказывает и вину Н. в причинении ущерба своему работодателю в заявленном объеме, поскольку вопрос о размере выплат был разрешен сторонами без исследования его судом, а размер ущерба был установлен ими по договоренности».

Полная материальная ответственность работников-водителей при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Возможность возложения полной материальной ответственности на работника, причинившего ущерб в результате административного проступка, предусмотрена положениями п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ.

Верховный Суд РФ в п. 12 Постановлении Пленума № 52 разъяснил, что работник может быть привлечен к полной материальной ответственности, если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении соответствующим органом вынесено либо постановление о назначении административного наказания (п. 1 абз. 1 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо постановление об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения (ст. 2.9, п. 2 абз. 2 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях), поскольку в обоих случаях устанавливается факт совершения административного правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности либо издание акта об амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и, следовательно, в указанных ситуациях работник-водитель не может быть привлечен к полной материальной ответственности по п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ.

Судебная практика по делам этой категории в целом единообразна: при наличии соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, если такое постановление вступило в силу, суды взыскивают с работника-водителя причиненный работодателю реальный ущерб в полном объеме.

Полная материальная ответственность работников-водителей при причинении ущерба не при исполнении трудовых обязанностей.

Повреждение работником-водителем имущества работодателя за пределами рабочего времени либо при использовании имущества в рабочее время в личных целях также является одним из оснований для взыскания с работника ущерба в полном объеме, а не в размере среднего заработка (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Форма вины работника в данной категории дел не имеет значения. В данном случае предполагается, что само по себе использование имущества работодателя не при исполнении трудовых обязанностей — это по меньшей мере злоупотребление правом, и потому предполагает более жесткие условия имущественной ответственности.

При доказанности факта причинения вреда имуществу работодателя не при исполнении трудовых обязанностей суды привлекают работников-водителей к полной материальной ответственности. В качестве примера можно привести определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17 июня 2010 г. по делу № 33-13873, которым оставлено в силе принятое в пользу работодателя решение: «В силу должностной инструкции водителя грузового автомобиля, действующей на комбинате, водитель обязан сдавать автомобиль и ставить его на отведенное место после возвращения с работы на территории предприятия заказчика.

Однако в день похищения автомобиля Т. данное требование инструкции не выполнил, хотя был ознакомлен с ней, о чем свидетельствует его подпись. ... То обстоятельство, что Т. проработал на комбинате менее двух недель и в день угона автомобиля был уволен, не освобождает его от обязанности возместить причиненный ущерб истцу, так как п. 8 ТК РФ предусматривает полную материальную ответственность и в случае причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей».

VI. Заключение

Общие положения ТК РФ об обязанности работодателя устанавливать размер ущерба и причину его возникновения (в частности, с созданием соответствующей комиссии, истребованием от работника письменных объяснений, при необходимости — составлением акта об отказе или уклонении работника от дачи объяснений) в полной мере распространяются и на отношения с работниками-водителями. Могут заключаться с работниками-водителями и договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба, если невозможно разграничить ответственность каждого работника. Например, при работе двух подменяющих друг друга водителей на одном транспортном средстве в течение одной смены. В этом случае при рассмотрении конкретного спора судом будут применяться все императивные нормы трудового законодательства о коллективной ответственности.

Учитывая проведенный выше анализ нормативных предписаний и судебной практики, работодателю следует понимать, что по общему правилу работник-водитель отвечает за причиненный им ущерб ограниченно: либо в пределах среднего заработка, либо — только в определенных законом случаях — лишь за реальный ущерб. При этом автомобиль — источник повышенной опасности, и управление им, как правило, связано с риском повреждения как самого автомобиля, так и с причинением ущерба (имущественного и личного) третьим лицам. Потому при наличии у организации возможности выбрать способ сотрудничества с водителем — заключить с ним трудовой договор или привлечь для выполнения конкретной работы на основании гражданско-правового договора — с позиции потенциальной возможности взыскания причиненного водителем ущерба правильнее урегулировать отношения с ним в области гражданского права.

Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. — М.:Юрист, 1994 — с. 204.

См. Справку по результатам изучения практики рассмотрения судами Архангельской области гражданских дел, связанных с применением норм Трудового кодекса РФ, регулирующих материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: http://www.arhcourt.ru/?Documents/Civ/Gen/2003/200411110002 (по состоянию на 23.03.2013 г.)

Например, многие страховые компании включают в договоры добровольного страхования (КАСКО) условие о 99% франшизе по риску «Угон», если вместе с машиной похищены правоустанавливающие документы на нее (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства), ключи, брелоки сигнализации.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.; Костромской областной суд. Апелляционное определение от 28 мая 2012 г. № 33-727; Ростовский областной суд. Апелляционное определение от 8 ноября 2012 г. по делу № 33-12974/12.

  1. Московский городской суд. Определение от 17 июня 2010 г. по делу № 33-13873
  2. Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2000 г. № 16-впр00-11
  3. Краснодарский краевой суд. Апелляционное определение от 30 августа 2012 г. по делу № 33-17369/2012 и др
  4. См., например, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 июля 2012 г. № 33-9716/2012.

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести. Эта профессия предусматривает различные риски: ответственность за нарушение ПДД, транспортируемый груз, пассажиров и возможный ущерб, нанесенный транспортному средству.

Общие положения о материальной ответственности

Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ. Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей. Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

При возникновении вопроса о комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности. Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст. 232 ТК РФ:

Противоправные действия (бездействие), повлекшие убыток;
доказанная вина;
наличие фактического материального убытка;
величина издержек, понесенных работодателем;
причинно-следственная связь между проступком и наступившим уроном;
правильность заключения трудового соглашения.

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц. Если сумма больше, то взыскать можно только через суд. Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора. При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью. Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.

Особенности материальной ответственности различных категорий водителей

У каждой категории работников есть свои должностные инструкции, которые обязательны к исполнению. Должность личного водителя руководителя предприятия подразумевает ограниченную ответственность за возможный ущерб. Большинство автомобилей имеет высокую стоимость, застрахованы по , при наступлении страхового случая потери хозяину возмещаются полностью. Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела. Если автомобиль поврежден в результате аварии, груз пострадал полностью или частично, то для определения вины потребуются рассмотрение многих объективных причин происшествия. Вызвал ли экспедитор полицию сам, был ли трезв, принял ли меры по сохранению груза - от этих и иных факторов зависит величина наказания.

Если в досудебном или судебном рассмотрении вина будет доказана, то экспедитор понесет финансовое наказание как за автомобиль, так и за груз. Если работники доставляют груз на пару, отвечать придется в равной мере, независимо от того, кто управлял машиной. При подобных грузоперевозках заключается договор коллективного (бригадного) подряда, поэтому отвечать приходится обоим. Перевозимые грузы могут быть вручены по одноразовой доверенности, которая регламентирует исключительно прием и вручение груза, а не обслуживание его в пути следования. Подобный вариант допустим с согласия водителя, который временно выполняет обязанности экспедитора.

Трудовой договор с водителем автобуса включает в себя должностную инструкцию, содержащую указания на взыскание ущерба, причиненного по его вине. Кроме наказания за вред, возникший по причине ДТП, допускается взыскание за порчу имущества внутри салона, потерю билетной кассы или выход на линию в нетрезвом состоянии. Любые отклонения от выполнения должной инструкции при пассажирских перевозках наказываются штрафными санкциями. За нарушение ПДД водитель автобуса обязан выплачивать штраф из своей зарплаты, а при ущербе, нанесенным третьим лицам во время движения, отвечает в полном объеме.

Взыскание накладывается на предприятие, обязанное в 2 месячный срок покрыть расходы пострадавшего лица, затем возместить свои потери с виновного. Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд. Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию. Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.

Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность. Если работодатель понес убытки в случае:

Умышленного вреда собственности;
наступления уголовной или административной ответственности виновного, установленной судом;
в неадекватном состоянии;
сознательном неисполнении своих служебных обязанностей.

Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта. Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия. Если же умысел не доказан, то (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка. Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения. Проступок, совершенный в состоянии опьянения, должен был зафиксирован в акте медицинского заключения. Показания участников происшествия или свидетелей в расчет судом не берутся. Инициировать проверку имеют право органы правопорядка или руководитель. При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.

Поскольку профессия водителя входит в группу повышенного риска, то при заключении договора следует предельно внимательно относиться к подписываемому документу, а также строго выполнять должностные инструкции.

Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в .

Непосредственно водители в нем не упоминаются , однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).

Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к . Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.

Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.


Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств). Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем. Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.

Получение ущерба без договора

Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.

Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

а) умышленного причинения ущерба;

б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.

Для водителей, как особой категории работников, предусмотрены специальные требования к оформлению трудовых отношений. С этой целью заключается договор о полной материальной ответственности с водителем. Нюансы заключения подобного рода договора практически не урегулированы трудовым законодательством и подзаконными актами РФ, то есть, порядок действий при заключении и исполнении такого договора чаще всего регулируется на практике. Особенности составления и заключения такого договора можно узнать в представленном материале.

Для чего нужен

При оформлении трудовых отношений с водителем, работодатели заключают договор о полной индивидуальной ответственности водителя с целью обеспечения возможности взыскания с работника суммы причиненного ущерба. Примерный образец договора о материальной ответственности водителя регламентирован федеральным законодательством, а стороны вправе самостоятельно определять его содержание.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем экспедитором будет содержать не только условия о привлечении к ответственности, но и ее пределы, устанавливаемые в зависимости от стоимости вверенного имущества.

Порядок заключения договора о материальной ответственности

Как оформляется договор об индивидуальной материальной ответственности водителя? Правомерность заключения такого договора именно с водителем в настоящее время неоднозначна, так как в перечне должностей работников, с которыми могут быть заключены подобные договоры, нет прямого указания на должность водителя.


В данном перечне указана должность экспедитора и содержится расплывчатая формулировка “иные работники, которые осуществляют получение, заготовку, хранение и транспортировку материальных ценностей”. Следовательно, в каждом конкретном случае договор индивидуальной материальной ответственности с водителем будет оцениваться по его содержанию.

Важно! Незаключение такого договора не освобождает работника от ответственности за причиненный ущерб в полном объеме в случаях установленных действующим трудовым законодательством РФ.

Как оформить? Содержание договора

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя содержит следующие положения:

  • предмете договора;
  • правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя;
  • порядке определения размера ущерба;
  • порядке расторжения договора.

Однако, многие положения в типовой форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя достаточно кратко изложены, необходимо достаточно детально прописать права и обязанности сторон, а также случаи, когда работник не несет ответственности за причиненный вред, а также порядок и сроки определения размера ущерба, порядок обращения в суд, досудебный порядок урегулирования спора. Такой договор ответственности с водителем может быть заключен только при обоюдном согласии сторон.

Важно! Кроме того, для работодателя целесообразно указывать в договоре должность водителя-экспедитора, на случай, если в суде будет обсуждаться правомерность заключения данного договора.

Отказ от заключения договора о материальной ответственности водителя и его последствия

На практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.

Важно! ВС РФ полагает, что отказ от подписания договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя означает отказ работника от исполнения его трудовой функции, со всеми вытекающими последствиями, то есть, возможность привлечения к дисциплинарной ответственности.

Заключается ли договор о материальной ответственности водителя за груз?

Договор полной материальной ответственности водителя грузового автомобиля не предусматривает меры ответственности за сохранность груза. Это можно сделать только путем заключения отдельного договора материальной ответственности водителя за груз с учетом следующих особенностей:

  • так как в каждой поездке содержимое груза изменяется, договор материальнНа практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.
  • Данный вопрос не урегулирован трудовым кодексом, однако, Постановление Пленума ВС РФ разъясняет порядок действий работодателя в данном случае.
  • Если необходимость заключения договора на материальную ответственность водителя возникла после подписания трудового контракта, а работник отказывается от его заключения, работодатель обязан представить сотруднику иную подходящую ему работу.
  • В случае отказа от такой работы, трудовой контракт с водителем расторгается в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменившимися условиями. Таким образом, работник отказывающийся от заключения подобного договора рискует быть уволенным.
  • ой ответственности водителя за автомобиль и груз будет заключаться в виде нового документа после принятия конкретного товара, имущества и т.д.;
  • договор о полной индивидуальной ответственности с водителем экспедитором на перевозку груза должен включать условия о принятии имущества на ответственное хранение водителя на все время его транспортировки.

Таким образом, договор о полной индивидуальной ответственности водителя за груз, будет подписываться водителем только после приема товара, его описи, проверки количества и качества.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя для отдельных категорий лиц

Договор о полной материальной ответственности водителя в РФ может иметь свои особенности, в зависимости от категории перевозимых грузов, статуса пассажиров или иных юридически значимых обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда бланк договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя потребует существенной переработки.

В форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности на водителя на 2017 год следует предусмотреть некоторые особенности:

  • договор о полной материальной ответственности водителей перевозящих людей – условия договора могут касаться только имущества, поскольку ответственность за жизнь и здоровье пассажиров наступает вне зависимости от положений такого соглашения;
  • договор на индивидуальную материальную ответственность за вождение – может предусматривать стимулирующие или карательные нормы за несоблюдение скоростного режима, создание аварийных ситуаций и т.д. (для этого используются средства телеметрического контроля за поведение автомобиля на дороге);
  • договор на полную индивидуальную материальную ответственность водителя по совмещению – заключается по общим правилам с разграничением ответственности за исполнение разных трудовых обязанностей;
  • срочный договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем организации – может заключаться только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ (например, для выполнения сезонных работ или на период отсутствия основного работника).

Важно! В каждом из указанных случаев условия договора будут существенно отличаться от стандартных правил. Мы рекомендуем в каждой такой ситуации предварительно проконсультироваться с автоюристом, чтобы избежать негативных последствий.

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Договор с водителем автобуса

Отдельного внимания заслуживают особенности договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя школьного автобуса. При его заключении необходимо учитывать следующие моменты:

  • для перевозки детей могут использоваться только специальные транспортные средства, содержащие дополнительные элементы защиты;
  • к водителю, который будет управлять школьным автобусом, применяются дополнительные требования к стажу управления, безаварийному поведению на дороге и т.д.;
  • ответственность по договору может наступать только за причинение вреда имуществу, так как безопасность здоровья и жизни детей-пассажиров регламентируется общими нормами законодательства.

Чтобы узнать подробности заключения такого вида договора, проконсультируйтесь у наших специалистов или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.