Варварская роскошь таможенных спрутов. Бастрыкин «обложил» Бельянинова

У простых подчиненных Бельянинова - "сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки, антикварное оружие, шкуры диких животных"

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне , не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно — озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание — ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения — понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру , публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего — молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте — в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей . По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в
ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей , а аффилированные с руководством таможни посредники, получается , положили себе в карман больше 200 млн », — рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции — ничего себе — 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, — насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, — депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

— Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, — рассказывает депутат. — И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров . Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение... Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления — Е. Глебова — В. Миронова, Е. Жарова... Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», — так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах — подобное взаимоопыление не запрещено...

Вот так, ни больше ни меньше. Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями — всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход . Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко,( Сергей Комличенко известен тем, что начинал свою карьеру в ФТС как личный водитель главы ведомства Андрея Бельянинова специализировался на тыловом обеспечении и упоминался как участник ряда коррупционных скандалов в таможенной службе ) которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве — он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату — шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

— Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны — президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску...

— Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? — задаётся прямым вопросом депутат. — При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают — такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается — одна демагогия...

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно — действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов — не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту — дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло — об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

— В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание — пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе — уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление — имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер — начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко — около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек , мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС — не падайте: материальная помощь от Бельянинова своим генералам составила примерно от 8 до 13 млн рублей! Умейте жить, как говорится, и это при том, что они не имели прав на материальную помощь! Эта помощь фактически была украдена у тех, кто действительно в ней нуждался.

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина — около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС . При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

— Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено — сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя — Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды — поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники — у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки — пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны ,( Подчиненный Бельянинова сделал "непроверямыми" 100 частных авто ) книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом — всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова — ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво...

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие — вовремя уйти от «игрального аппарата» — нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

Смена руководства Федеральной таможенной службы (ФТС) внешне очень похожа на отставку одиозного министра обороны Сердюкова : чиновник уходит на фоне резонансного уголовного дела, которое затем "сдувается". Однако есть и существенные различия: отставка Бельянинова стала результатом не аппаратной борьбы внутри министерства, а многолетнего противостояния двух ведомств, каждое из которых не против контролировать крупнейшие денежные потоки, наполняющие государственный бюджет. Общий кризис стал только катализатором событий: "Жирных" мест стало меньше, борьба за обладание ими стала жестче, говорится в расследовании "Новой газеты".

Профилактика премудростью Божией

«Где посадки?» - обратился в 2009 году премьер-министр Владимир Путин к руководству силового блока. В течение короткого времени ФСБ провела ряд мероприятий, ставших известными как «дело Черкизона».

Скомпрометированный Игорь Завражный был отозван приказом директора ФСБ Александра Бортникова, а аппарат прикомандированных сотрудников (АПС) фактически прекратил свое существование в ФТС, напоминает сотрудник ФСБ. «Таковы зигзаги судьбы: Бельянинову удалось устранить из своего ведомства генерала ФСБ руками самой ФСБ», - говорит собеседник.

Распрощавшись с Завражным, Бельянинов устроил масштабную зачистку: часть сотрудников СЭБ ФСБ вернулись на Лубянку, часть - уволились из ФСБ и продолжили служить в ФТС.

В числе тех, кто предпочел снять погоны чекиста, оказался и тогдашний начальник правового управления таможни Андрей Струков , чей кабинет в июле нынешнего года также обыскивало УСБ ФСБ. «Но Струков не был для Бельянинова чужим - ранее они работали в Рособоронэкспорте, куда Струков был прикомандирован из департамента военной контрразведки ФСБ», - поясняет сотрудник ФСБ.

Впрочем, продолжает собеседник, уход Игоря Завражного и других АПС развязал руки СЭБ ФСБ, которая с тех пор начала наносить массированные удары по сотрудникам региональных таможенных управлений и центрального аппарата ФТС.

«Дошло до того, что 7-й отдел Управления «К» в течение года вышел в лидеры по количеству реализаций материалов, связанных с контрабандой и коррупцией в таможне. Правда, почти ни одно из них не привело к привлечению к ответственности близкого окружения главы ФТС», - говорит сотрудник ФСБ.

Слабые места: закупки и декларации

Новый руководитель ФТС Владимир Булавин, по словам сотрудника ФСБ, намерен пристально изучить два направления деятельности прежнего руководства: государственные закупки, совершенные Центральным информационно-техническим таможенным управлением и Главным управлением тылового обеспечения ФТС, и внедренные Андреем Бельяниновым центры электронного декларирования (ЦЭД).

Особый интерес вызывает последнее направление, говорит сотрудник ФСБ.

«До введения ЦЭД в 2011 году товар ввозился в пункте пропуска, а растаможивался в месте доставки. Но в определенный момент руководство ФТС приняло решение о внедрении новой технологии, позволяющей разделить место фактического ввоза товара и его таможенного оформления. Официально это было сделано в целях облегчения таможенного оформления для импортера. На практике же это обернулось облегчением сокрытия контрабанды. Универсальный пример: через условный пункт пропуска во Владивостоке ввозится контейнер, декларация на который подается в ЦЭД в Можайске. При этом в контейнере находится китайская одежда, а в поданной декларации указывается ламинат. Сотрудники ЦЭД, выпускающие товар, не могут и не должны проверять содержимое контейнера, а досмотровые инспекторы во Владивостоке, в свою очередь, удалены от ЦЭД семью часовыми поясами. Таким образом, для выявления недостоверного декларирования правоохранительным органам надо проводить оперативные мероприятия одновременно и во Владивостоке, и в Можайске. С точки зрения уклонения от возможного уголовного дела схема безупречна», - подчеркивает собеседник.

Еще одна интересующая ФСБ тема, по его словам, касается института уполномоченных экономических операторов (УЭО): «Компаниям, включенным в реестр УЭО, были созданы уникальные условия: предоставляя банковскую гарантию на сумму 1 млн евро, они освобождались от обязанности подавать декларацию на момент фактического выпуска товара в свободное обращение. Им разрешалось декларировать товар 10-го числа следующего месяца после его ввоза. То есть, ввозя контейнер с одеждой под видом ткани без подачи декларации, у контрабандистов исчезал риск быть пойманными. В ходе последних оперативных мероприятий были найдены отчеты привилегированных операторов, занижавших таможенную стоимость и подменявших номенклатуру товара. За незаконный ввоз одного контейнера такие операторы получали от 2 до 5 тысяч долларов».

Помимо этого ФТС может провести проверку отчуждения имущества, находившегося на балансе ФГУП «РОСТЭК», в пользу отдельных приближенных к руководству таможни бизнесменов. По данным источников в ФСБ, особое внимание привлекает пасынок бывшего сослуживца Бельянинова Сергея Лобанова, бизнесмен Сергей Лобанов-младший. «Начав работать в сфере околотаможенного бизнеса, Лобанов стал владельцем крупных долей в страховой группе «Арсеналъ», Нефтепромбанке, молдавском банке Victoria и компании-концессионере аэропорта Кишинева», - говорит собеседник.

Впрочем, по словам знакомого бизнесмена, в настоящее время Лобанов находится в Москве, руководит своими предприятиями и еще ни разу не вызывался на допрос. «Бизнес Сергея был действительно плотно встроен в систему таможенного регулирования, что вряд ли приятно новому руководству - все-таки это не их человек. Вместе с тем просто так взять и пересмотреть соглашения с той же СК «Арсеналъ» невозможно - ею застрахованы сотни автоперевозчиков. А объем подтвержденных перед ФТС обязательств об уплате этими перевозчиками таможенных платежей составляет около 11,5 млрд рублей», - говорит он.

Список Булавина

16 августа, спустя неделю после визита Андрея Бельянинова на Лубянку, начальник СЭБ ФСБ Сергей Королев передал новому главе ФТС Владимиру Булавину два списка с данными его подчиненных. Один список насчитывает около 80 фамилий - судьба этих людей будто бы зависит исключительно от личной воли Булавина. Во втором списке, который в ФТС успели окрестить «расстрельным», содержится 11 фамилий - эти люди якобы точно покинут свои посты до середины сентября. Более того, некоторые из них могут быть привлечены к уголовной ответственности. «Начальник Управления противодействия коррупции Франц Августинович, первый заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин, начальник Центрального таможенного управления Сергей Прусов, руководство Главного управления таможенного оформления в полном составе, замглавы ФТС Татьяна Голендеева, замглавы ФТС Андрей Струков, начальник аналитического управления Филипп Золотницкий», - перечисляет некоторых из «расстрельного» списка сотрудник ФСБ.

По нашим сведениям, их должности, а также должности начальников Главного управления по борьбе с контрабандой, Управления специальных технических мероприятий и региональных оперативных таможен займут действующие офицеры Лубянки на основании закрытого межведомственного приказа ФСБ и ФТС о назначении прикомандированных сотрудников ФСБ категории «Б» (с обязанностью ведения в ведомстве оперативно-разыскных мероприятий).

Впрочем, новый порядок в ФТС действующие сотрудники, по признаниям некоторых из них, почувствовали еще до грядущих назначений. На следующий день после визита Сергея Королева у двери кабинета Владимира Булавина появилось объявление: «Вход только с папками для документов. Без портфелей, мобильных телефонов и других электронных устройств». «ФСБ не вернулась к нам. Это мы стали частью ФСБ», - заключает сотрудник таможенной службы.

Во время обыска у главы российской таможни Андрея Бельянинова следователи нашли килограммовый слиток золота, пять 200-граммовых золотых самородков и около 100 млн рублей наличными. Это не считая вызывающего великолепия коллекций часов, драгоценностей и картин. Обыскивали мытаря явно напоказ, намеренно демонстрируя стране его несметные богатства.

Помнится, аналогичные обыски проводились у губернаторов Вячеслава Гайзера и Александра Хорошавина , вот только Бельянинова в отличие от этих двоих «закрывать» почему-то не стали. Хотя, казалось, к тому и шло. Но всё закончилось банальной отставкой. Почему?

Не потому ли, что глава ФТС в отличие от проворовавшихся губернаторов не сам по себе управленец? За Гайзером и Хорошавиным не стояли высокие – выше некуда! – покровители, представляющие одну из «кремлёвских башен». А Бельянинов – от макушки до пяток человек из обоймы Сергея Иванова , главы президентской администрации. Казалось бы, положение Иванова при дворе выглядит стабильным – портал «Полит.ру» даже прочит его в скорые сменщики Дмитрия Медведева. Зачем же тогда показательно прессовать его протеже, выставляя напоказ всей стране драгоценные цацки и россыпи крупных купюр? Вот как объяснил происходящее политолог Лев Вершинин: Бельянинов, по его словам, «очень близок к некоему чиновнику высшего уровня» – к Сергею Иванову. «Есть основания предполагать, – продолжает Вершинин, – что именно этот чиновник рассматривается на Западе как готовая к компромиссам фигура, способная при определённых обстоятельствах сохранить преемственность власти и контроль над ситуацией в стране». «Арест Бельянинова, – полагает эксперт, – очень серьёзный, густо-красного цвета сигнал ему и группировке, которую он представляет». Сажать обладателя несметных богатств, таким образом, нет никакого смысла. Вот и позволили главному мытарю унести ноги подобру-поздорову – в отставку.

«Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает»

О скандалах вокруг ФТС и её руководства «Наша Версия» за последние годы опубликовала более десятка статей. Конечно, жаль, что оскандалившегося чиновника в конце концов сместили в результате политических игр, а не следственных действий. Однако «на дорожку», пожалуй, следовало бы припомнить Бельянинову хотя бы малую часть его «художеств». Особняком в послужном списке мытаря стоит эпизод с ввозом в Россию армейских бронемашин IVECO. Прежний министр обороны Анатолий Сердюков поручил наклеить на импортные броневики красные кресты, а внутрь каждой машины положить носилки и разную врачебную утварь – таким образом продукция военного назначения превращалась в медицинскую технику, а на её ввозе экономилась 20-процентная пошлина – министру Сердюкову на радость. При чём же здесь Бельянинов? – спросите вы. Да при том, что именно он визировал документ, гласивший: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные автомобили в подсубпозиции 8703 33 1910 ТН ВЭД ТС (автомобили, специально предназначенные для медицинских целей. – Ред.). В феврале 2012 года вопрос о снятии пошлины вынесли на заседание специальной подкомиссии правительства России, где признали «нецелесообразным отмену ставки ввозной пошлины», – вспоминал депутат Госдумы Дмитрий Горовцов. – Правительство, таким образом, прямо сказало хитрым ребятам Сердюкову и Бельянинову: пожалуйста, платите в бюджет». Но, несмотря на это, казалось бы, прямое указание, 57 деклараций на бронемашины были зарегистрированы с нулевой таможенной ставкой. «Ущерб только по одной партии броневиков составил до 10 млн долларов», – сокрушается депутат.

Стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя».

А как вам такая история: однажды через Домодедовскую таможню злоумышленники пытались ввезти самолёт Ил-76 министерства обороны Армении – якобы на ремонт. «Чтобы не платить таможенный сбор, объявили, что самолёт ввезли временно как выставочный образец, – вспоминал Дмитрий Горовцов. – Хотя на самом деле его везли для ремонта и, следовательно, должны были уплатить пошлину – 4 млн рублей. Деньги небольшие, но именно это и примечательно: структура Бельянинова никогда не гнушалась мелочёвкой. По документам декларантом самолёта выступала российская военная компания, а штамповал все документы таможенный пост аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни».

Росграницу мог возглавить водитель чиновника

Усердной курочкой поклёвывал Бельянинов мелочишку и у водителей-дальнобойщиков. Именно он ввёл вместо книжек международных дорожных перевозок (МДП) стоимостью 2 тыс. рублей систему страховых сертификатов обеспечения по уплате таможенных платежей, которые выдавали страховые компании, аккредитованные ФТС. На границе таможня оформляла процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а вместо «закрытой» книжки МДП перевозчика обязывали купить страховой полис. Удовольствие было недешёвым: тем, кто гонял фуры из России в Казахстан, приходилось выкладывать до 160 тыс. рублей вместо 2 тысяч! При этом Бельянинов, отменив процедуру оформления книжек МДП, не ввёл чёткую систему оформления страховых сертификатов, по сути, отдав её на откуп таможенным постам. Результат – многокилометровые пробки на границе. И, само собой, взятки.

Однако это далеко не худшее из того, что можно припомнить Бельянинову, случались скандалы и похлеще. Так, пару лет назад глава ФТС хлопотал о назначении главой Росграницы своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко, «человека номер три» по влиянию в российской таможне. Этот самый Комличенко в своё время работал личным водителем Бельянинова, а потом, всего за каких-то четыре года, дослужился до генерал-лейтенанта. Вот это карьера! Только представьте себе, чем может быть чревато для страны назначение человека без опыта управления государственными структурами главой Росграницы! А вот Бельянинова это совсем не смутило. Видимо, он был крайне заинтересован в том, чтобы высокий пост занял его протеже, пусть хоть бывший водитель. Подчинённые главного таможенника зубоскалили: скажите спасибо, что водитель – а ведь мог бы и коня предложить, как Калигула.

Полдня работаем на Россию, ещё полдня – на себя?

Воистину, подчинённые знали, что говорят: стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году, встречаясь с Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда правительство, глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения за хорошую работу дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя». Правда, Путин «шутку» не оценил, жёстко одёрнув главу ФТС. Но Бельянинов тем временем издал приказ № 532, согласно которому владельцы незаконно ввезённого в страну товара получали возможность легализовать его на таможне. В течение пяти дней контрабандистам предлагали уплатить все необходимые пошлины и тогда незаконный товар не конфисковали, а пускали в свободную продажу наравне с товарами, ввезёнными легально. Доля «серого импорта», таким образом, превысила все мыслимые размеры. Фактически Бельянинов узаконил контрабанду, предоставив своим подчинённым всласть «поработать на себя». В связи с этим интересно: насколько изменятся порядки в российской таможне с приходом на пост главы ФТС нового начальника?

Три года назад казалось, что Бельянинов окончательно перегнул палку и на его карьере вот-вот поставят крест. Следственный комитет возбудил тогда уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения ФТС Дмитрия Кузнецова – его обвиняли в том, что он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия». Оцените масштаб явления: при предъявлении оперативного «вездехода» правоохранители не имели права проверить ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы на автомобиль, ни путевой лист, ни само транспортное средство и перевозимый груз, ни даже водителя и сопровождающих его пассажиров. Оформлялись «вездеходы» от ФТС и на личный автотранспорт, что, в общем-то, противозаконно. «Вездеходами» без зазрения совести пользовались граждане, лишённые водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. После скандала со спецталонами и обысков в здании ФТС казалось, что кресло под Бельяниновым всерьёз зашаталось, но за «своего человека», судя по всему, замолвил словечко высокий покровитель, и Бельянинов тогда усидел.

Ведь, по слухам, у СКР «на крючке» находится замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР.

Малая взятка грозит большим скандалом

Как выяснилось, обыск в главном офисе ФТС из-за дела о мошенничестве на 80 тыс. руб. вызвал серьезный конфликт между ФТС и СКР. Напомним, что все это началось с того, что накануне (21 августа 2013 года - прим.ред.) в штаб-квартиру центрального аппарата ведомства прибыла следственно-оперативная группа сотрудников СКР и ФСБ, которую сопровождали бойцы спецназа. Двое из пришедших перепрыгнули через турникет на входе в ФТС и, предъявив охранникам свои удостоверения, стали выяснять, где расположено управление товарной номенклатуры. Туда затем и проследовала группа. Начальнику управления следователи предъявили постановление о проведении выемки, а бойцы спецназа в мягкой, но довольно настойчивой форме попросили таможенников выйти из кабинетов в коридор.

В ФТС утверждают, что после получения списка требуемых следствием документов начальник управления распорядился их сразу выдать.

Сейчас уже известно, что этот обыск проводился в рамках расследования уголовного дела в отношении начальника отдела криминалистики Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимира Макаренко, подозреваемого в покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 159 УК РФ).

По данным следствия, Владимир Макаренко и неустановленные сотрудники ФТС ввели в заблуждение гендиректора Владимир Макаренко о необходимости передачи им денежных средств в размере 80 тыс. рублей за получение предварительного классификационного решения по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в управлении товарной номенклатуры ФТС, не обладая при этом полномочиями в принятии этого решения.

31 июля 2013 года в одном из московских кафе Макаренко получил требуемые денежные средства, так что вина Макаренко очевидна.

Впрочем, вся беда в том, что в СКР, по слухам, смогли выяснить, что Владимир Макаренко поставить систему поборов (вымогательств) в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ ФТС) на поток, а требуемая взятка с гендиректора ООО «Владполитекс» могла быть далеко не первой!

Кто был «крышей» Владимира Макаренко?

Разумеется, сам Владимир Макаренко без одобрения руководства ЦЭКТУ ФТС не мог организовать такой «бизнес на поборах», а, значит, у него должны быть серьёзные покровители в руководстве ЦЭКТУ ФТС, которые пока фигурируют в деле, как «неустановленные сотрудники ФТС».

А ведь в СКР поговаривают, что, по их версии, Владимир Макаренко, по слухам, мог делиться «откатами» с начальником Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Петром Токаревым.

Петр Токарев, глава ЦЭКТУ ФТС

Разумеется, пока что версия о возможной причастности Токарева к делу Макаренко публично озвучена не была, но, по слухам, вскоре представители СКР озвучат и эту версию. Однако, разумеется, дальнейшее развитие дела Макаренко может зависеть от «политической конъюнктуры», то есть от отношений главы СКР Александра Бастрыкина и руководителя ФТС Андрея Бельянинова.

Кстати, не стоит исключать и ту версию, что «крышевать» так называемую «схему Макаренко» мог не только сам Петр Токарев, но и его заместители, к примеру, первый заместитель начальника Управления Сергей Метельков, заместитель начальника Управления Павел Кормаков или заместитель начальника Управления Дмитрий Хоршев.

первый заместитель начальника Управления Сергей Метельков

заместитель начальника Управления Павел Кормаков

Разумеется, пока что участие в «схеме Макаренко» заместителей Токарева (как и его самого) – это лишь версия, но, по слухам, Владимир Макаренко уже решил пойти на сделку со следствием! Поговаривает, что, дабы облегчить свою участь он может «сдать» следствию свое непосредственное начальство!

А прав ли Андрей Бельянинов?

Разумеется, вчерашние обыски в ФТС уже вызвали приступ гнева у «таможенника Всея Руси» Андрея Бельянинова.

Так глава ФТС Андрей Бельянинов объяснил инцидент с обысками «низкой квалификацией сотрудников Следственного комитета по городу Москве, занимавшихся этим делом» , добавив, что «в подобных операциях нет никакой нужды».

«Руководство ФТС считает, что факты задержания сотрудников и изъятия документов можно и нужно предавать гласности,- заявил он,- но лишь при наличии судебного решения или как минимум неопровержимого доказательства вины».

В прочем, в СКР уже заявили, что Андрей Бельянинов не прав (и фактически уличили его во лжи - прим.ред.), так как «сотрудники СКР действовали строго в рамках закона».

Напомним, что выемка документов проводилась сотрудниками Московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУТ) СКР совместно с управлением «К» Службы экономической безопасности ФСБ.

Заместитель Бельянинова находится «на крючке» у Бастрыкина?

Отметим, что участие сотрудников ФСБ в этих обысках было не случайно, так как, по слухам, СКР и ФСБ «копают под» самого Андрея Бельянинова. Более того, поговаривают, что следователи СКР уже вышли на след участия в преступлении самого начальника Главного управления тылового обеспечения Сергея Комличенко!

Напомним, что Следственный комитет уже возбудил уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России Дмитрия Кузнецова, а уже после этого были проведены обыски в кабинетах центрального аппарата ФТС.

Кузнецова подозревают в незаконной выдаче спецталонов, освобождающих автовладельцев от досмотра. Спецоперация была проведена Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Управлением «К» СЭБ ФСБ. Дмитрию Кузнецову вменяют ст. 286 УК РФ – «превышение должностных полномочий».

Дмитрий Кузнецов, начальник отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС)

Обратите внимание, что и по делу Кузнецова, и по делу Макаренко работают фактически одни и те же следователи!

«Неприкасаемые» из ФТС

Кстати, следствие не исключает «возможного получения злоумышленником незаконного денежного вознаграждения за предоставление вышеуказанных «услуг», ведь, когда Кузнецова брали с поличным, на его столе лежали свежеизготовленные спецталоны на будущих неприкасаемых, в числе которых, по слухам, оказались и непосредственные руководители ФТС.

Отметим, что, по данным СМИ, спецталоны были оформлены на личные автомобили начальника Главного организационно-инспекторского Управления ФТС России Сергея Лобанова. 1 марта 2011 года ему было выдано сразу два предписания – на два личных автомобиля: «Тойоту» и «Лексус». После чего Лобанов оформил на себя и третье предписание – на личный 500-й «Мерседес-бенц».

А вот 28 февраля 2011 года получил аналогичный подарок на личный автомобиль «Ауди-8» замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения Сергей Комличенко, в чьем подчинении находится Дмитрий Кузнецов

Сергей Комличенко, замглавы ФТС, начальник Главного управления тылового обеспечения

Кстати, поговаривают, что именно Сергей Комличенко «крышевал» Дмитрия Кузнецова, а ведь Комличенко – это бывший личный водитель самого главы ФТС Андрея Бельянинова. Так знал ли господин Бельянинов о «делишках» своего заместителя?!! Да и как он мог об этом не знать…

Коррупция в ФТС расцвела при Андрее Бельянинове?

Таким образом, получается, что следователи СКР сумели разоблачить «коррупционный спрут», который фактически обвил своими щупальцами все «хозяйство» Андрея Бельянинова. А ведь это лишь коррупционные скандалы в федеральном руководстве ФТС. А ведь, по слухам, в регионах коррупция вообще «разъела» всю таможню!!!

Здесь стоит вспомнить скандал на Шереметьевской таможне. А ведь тогда были арестованы вовсе не рядовые таможенники, а высокопоставленные чиновники. Так Ирина Ходакова была заместителем начальника отдела применения системы управления рисками Шереметьевской таможни, а Владлен Лавриков - главным государственным таможенным инспектором этого отдела.

А совсем недавно (15 марта 2013 года – прим.ред.) Мещанский суд Москвы заключил под стражу на два месяца заместителя начальника Центрального таможенного управления (ЦТУ) ФТС России Валерия Жовтобрюха, подозреваемого по делу о попытке дачи взятки сотруднику Счетной палаты.

Кстати, Жовтобрюх стал третьим фигурантом этого дела. Ранее московским межрегиональным следственным управлением на транспорте было возбуждено дело в отношении заместителя начальника тыловой службы Центрального таможенного управления Сергея Вострикова и начальника финансово- бухгалтерской службы ЦТУ Светланы Игнатовой по статье УК РФ «покушение на дачу взятки в особо крупном размере».

Счетная палата РФ в ходе комплексной проверки ЦТУ выявила многочисленные нарушения закона при реализации государственных контрактов. Следствие полагает, что должностные лица ФТС вступили в преступный сговор, чтобы дать взятку проверявшему их представителю Счетной палаты за невнесение им в акт проверки выявленных нарушений. 11 марта Востриков в кабинете представителя Счетной палаты передал взятку в 3 млн рублей.

Андрей Бельянинов, глава ФТС

И вся эта коррупция происходит в Москве – под самым носом у Андрея Бельянинова.

Кстати, по слухам, деятельность Бельянинова в последнее время перешла все границы, так как он фактически уже начал влиять даже на политику (например, роль ФТС в «таможенной войне» с Украиной).

Похоже, что господин Бельянинов думает, что он настолько «неприкасаемый», что позволяет себе публично критиковать руководство СКР. Что же, по слухам, скоро Александр Бастрыкин доберется и до него самого, так как при Бельянинове уровень коррупции в ФТС, по мнению экспертов, стал просто «запредельным»…

Честно говоря, такой реакции на первый материал о ситуации, сложившейся в российской Федеральной таможенной службе (ФТС ), я, как автор, не ожидал. После публикации статьи «Таможня не отдаёт добро» со мной встретилось сразу несколько, скажем так, «не рядовых» сотрудников центрального аппарата ФТС. И помимо того, что они передали ряд сенсационных документов, у нас состоялся очень серьёзный разговор. Мы говорили, безусловно, и о коррупции, но главным образом о проваленной идее Таможенного союза и, самое главное, о том, что таможня может оказаться настоящим тормозом экономического развития всей страны.

Вы начали с РОСТЭКа, но надо понимать, что это лишь инструмент - речь идёт о том, что вся таможенная служба превратилась в огромный механизм по извлечению коммерческой прибыли в пользу строго конкретного круга лиц. Андрей Юрьевич Бельянинов (руководитель ФТС. - Ред.) часто любит повторять, особенно на встрече с руководством страны, что российская таможня - это 57% бюджета страны (около 6 трлн рублей в прошлом году), - говорят мои собеседники. - Парадокс ситуации в том, что если исходить из общего потока грузов, пересекающих нашу границу, то в наш бюджет должно поступать от 8 до 12 трлн рублей. Разница между реально перечисленными в бюджет 6,5 трлн и этими суммами и есть цена прямой коррупции на таможне!

Везите хоть атомную бомбу

В доказательство своих слов мои собеседники предъявляют ряд документов - как аналитику, так и конкретные факты. В частности, расчёты специальной группы под руководством члена-корреспондента РАН В. Цветкова, которая по заказу Государственной думы провела расчёты исходя из реального экспорта и импорта товаров через российскую таможню.

Но проблема даже не в этом. Дело в том, что и эти указанные плановые цифры таможня уже по факту сегодня не собирает, - утверждают мои собеседники. - По факту на 2013 год примерно одна шестая часть платежей (за два месяца) собрана авансом. То есть за 2014 год. Иными словами, план не выполнен примерно на 1 трлн рублей. Грубо говоря, у таможни образовался своего рода кассовый разрыв, и чтобы его закрыть в 2013 году, в декабре, ФТС обратилась к основным участникам внешнеэкономической деятельности, отчаянно требуя у них заплатить сборы авансом за первый квартал 2014 года. Наглядным примером, подтверждающим, как таможня работает с этими финансовыми дырами, стало возбуждение уголовного дела в отношении Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) по факту исполнения судебного решения. Таможня взяла неправильно платёж с коммерсантов в районе 3 млрд рублей. Проиграла все арбитражные суды, но всё равно отказалась возвращать эти деньги по одной простой причине: они уже были официально зачислены в платёж. Если бы ЦЭТ вернула эти деньги на тот момент, когда ещё не было показано перед президентом выполнение плана по платежам, то у неё тут же образовалась бы дыра. Эта ситуация, кстати, хорошо показывает тот факт, что вся история - действительно финансовая пирамида и может рухнуть в любой момент. И, кроме всего прочего, это ещё и настоящее очковтирательство, обман всей страны. Это оборотная сторона коррупционных связей, которые установились на таможне. Система выстроена так, что теперь ведомство работает на государство по остаточному принципу - сначала рисует себе роскошный имидж, а потом уже думает о выполнении плановых показателей. Как я считаю, самое страшное, что многие таможенники это прекрасно понимают, но уже ничего изменить не могут - руководство просто не даёт. Сегодня наша таможня управляется, что называется, в ручном режиме. Не дай бог изменить эту систему в любом территориальном управлении - сразу последует грозный окрик руководства сверху: не сметь трогать, это наша поляна! Иногда такие крики происходят в буквальном смысле. Как, например, с известной историей на таможне в Кубинке, когда под видом благотворительного груза для фонда «Единство» просто внаглую завезли 400 тонн ширпотреба. Руководству ведь оперативные службы об этом докладывали прямо, что это уже просто какой-то беспредел, но, на мой взгляд, последовало указание никого не трогать. Люди всё правильно «растомаживали», то есть через подконтрольные им и РОСТЭКу фирмы, а значит, их не имели право трогать. Везите хоть атомную бомбу.

Какая свита делает короля?

[...] В прошлом материале я подробно рассказывал о деятельности главы Федеральной таможенной службы Андрее Бельянинове, скажем так, о его личном вкладе в сложившуюся ситуацию. Сегодня стоит рассказать, какая свита делает этого «короля». Тем более что поводов для этого более чем достаточно.

Персона № 2. Спрятанная сенсация

13 декабря прошлого года в одном московском ресторанчике задержали с поличным двух бизнесменов - Игоря Береговского и Станислава Сорокина. Оперативники взяли предпринимателей, когда те получали 7 млн рублей, как предполагает следствие, для передачи якобы первым лицам российской таможни. На первых же допросах задержанные начали сотрудничать со следствием и назвали имена первых лиц, а также будто бы упоминали первого заместителя руководителя ФТС генерала Владимира Малинина .

Здесь нужно отметить один момент: дело это действительно по всем меркам громкое. Поскольку, как читатель поймёт из дальнейшего, касалось если не первых лиц ФТС, то как минимум очень масштабной коррупции в центральном аппарате таможни. Причём, судя по присланному мне видео, по следам этих арестов в главном здании ФТС прошли очень серьёзные, что называется «силовые», обыски, с участием спецподразделений. Но ни в одном СМИ, даже в самом «сливном», не появилось ни строчки об этих событиях - представляете, какие силы были задействованы, чтобы не допустить даже мало-мальской утечки.

Как я считаю, смысл таких усилий заключался как раз в том, что нити этого дела могут привести к Владимиру Малинину, которого называют персоной № 2 на российской таможне. Широкой публике этот человек стал известен несколько месяцев назад по анекдоту. Якобы у него хватило ума на служебной машине с включённой мигалкой приехать сдавать брюки в химчистку. Однако профессиональному сообществу он хорошо известен прежде всего по скандалу вокруг блокирования таможней платёжной системы «Зелёный коридор» (а в настоящее время открытым лоббированием введённой вместо неё платёжной системы «Таможенная карта»).

Как писал тогда ряд изданий, платёжная система «Зелёный коридор» была вытеснена с таможни распоряжением Малинина. Причём до сих пор таможенные брокеры указывают на одно важное обстоятельство: система «Зелёный коридор» гарантировала равноценный доступ к таможенным финансовым услугам целому консорциуму банков (несколько десятков), а пришедшая ей на смену система сбора таможенных платежей под названием «Таможенная карта» является фактически «ведомственной платёжной системой».

И, как отмечают СМИ, хотя эта система работает и с другими банками, основные сливки в виде самых крупных платежей снимают в ней только два банка. Угадайте какие? Правильно, я писал о них в прошлом материале - «Новиком» и «Нефтехимпром» - банки, где, на мой взгляд, прослеживаются интересы Бельянинова и его окружения. Возможно, в рамках этого расследования я попытаюсь разобраться с этой ситуацией - кому всё же выгодно было, чтобы на смену «Зелёному коридору» пришла «Таможенная карта» и, самое главное, как работают огромные деньги, крутящиеся в новой платёжной системе? А пока давайте вернёмся к господину Малинину.

Когда Бельянинов сразу после своего назначения в 2006 году посадил этого человека в кресло первого зама, экспертное сообщество слегка недоумевало: Малинин был мало кому известен. Причём делались некие предположения, что в своё время этот человек якобы «двинул» Бельянинова на повышение в Рособоронэкспорт и сейчас в благодарность он устроил ему назначение своим замом. Тем не менее считалось, что он сильный экономист и аудитор, знающий тонкости финансового дела. Обратите внимание, самые авторитетные издания открыто тогда писали, что Малинин - это такой антикоррупционный человек, призванный Бельяниновым разгребать авгиевы конюшни, оставшиеся после предыдущего начальника ФТС. То есть этому человеку верили и надеялись на него.

И вдруг такое разочарование - уголовное дело, в котором он может быть замешан. Дело вот в чём: даже если следователи и не смогут доказать прямую заинтересованность генерала в указанных деньгах, на мой взгляд, ему всё равно не удастся выйти из этой ситуации без ущерба. Так как история, которую вскрыли следователи, сама по себе просто вопиющая и очень наглядно иллюстрирует, что творится в прямой зоне ответственности этого чиновника.

Аудитор-разочарование

Вернёмся к нашим задержанным. Я излагаю версию, которую рассказали Береговский и Сорокин. Суть истории в том, что некоторое время назад, под конец финансового года, в Главном управлении информационных технологий, а также в параллельном ему Центральном информационно-техническом таможенном управлении ФТС начали решать, куда истратить выделенные на программное обеспечение 330 млн рублей. Здесь надо объяснить, что оба управления напрямую подчинены Малинину. Причём с некоторых пор эти подразделения стали критиковать именно за раздутые финансы. Вот, например, что говорит депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, руководитель секции по взаимодействию с правоохранительными органами, который уже не один год ведёт собственное расследование деятельности первых лиц ФТС:

В прошлом году на информационно-техническое обеспечение ФТС была выделена чудовищная сумма - 6,5 млрд рублей. Причём, если посмотреть в динамике, то год от года - больше и больше. То есть денег на это не жалеют, но при этом посмотрите, как они тратятся. Возьмите официальный сайт ФТС, который, с моей точки зрения, просто убогий. На него потрачено, по официальным данным, 40 млн рублей и ещё 12 запросили в этом году. А специалисты оценивают максимальную стоимость такого сайта не более 10 млн рублей, причём со всеми заявленными примочками и наворотами вроде прямой обратной связи, которых на нынешнем сайте пока нет. Спрашивается, на что ушли деньги? Кто вообще контролирует расходование средств по этим статьям?

Собственно, когда возникла необходимость истратить указанные 330 млн рублей, Береговский и Сорокин, по одной из версий, представившись людьми, близкими Малинину, обратились к некоему предпринимателю с предложением создать на базе платформы «Оракл» некий программный продукт для всего ФТС. Предприниматель подумал, посчитал - и сообщил, что сможет сделать эту работу за 120 млн рублей. Ему сказали - отлично, но ты должен осметить всё на 330 миллионов. А разницу ты нам вернёшь, причём 50 млн - наличными. Взамен Береговский и Сорокин якобы пообещали провести фирму предпринимателя через сито госзакупок.

Система госзакупок имеет чудовищные дыры

И здесь я хочу вновь обратить внимание: Береговский и Сорокин с лёгкостью обходят всю эту якобы очень совершенную систему госзакупок и действительно заключают с указанным бизнесменом госконтракт на сумму, которая как минимум в три раза завышена. Ещё раз: с лёгкостью! Буквально за какие-то считанные дни, чтобы успеть уложиться в финансовый год! То есть как минимум эта наша система госзакупок имеет чудовищные дыры. И вывод здесь самый очевидный - без помощи первых лиц таможни в центральном аппарате ФТС такой контракт в такие сроки просто невозможно заключить.

Но тем не менее идём дальше. Наш предприниматель (его имя в интересах следствия не раскрывается) на этой стадии подумал-подумал - да и написал заявление в органы. И собственно при передаче первого платежа господ посредников и повязали.

Даже если бы дело ограничилось только этим, то всё равно на некотором руководстве ФТС было бы очень серьёзное пятно. Здесь есть как минимум вопросы к генералу Малинину - как он вообще допустил подобное в своём ведомстве? Но следователи начали, что называется, копать вглубь. По одной из версий следствия, указанные товарищи - Береговский и Сорокин, - поскольку долгое время работали с Малининым, вообще играли роль таких, я бы сказал, «генеральных посредников». Операция с «Оракл», судя по всему, лишь одна из множества. В частности, сейчас, насколько известно, следователи с подачи этих задержанных активно изучают ситуацию с поставками офисного оборудования для ФТС.

Следователи наткнулись на интересный факт - много лет ФТС пользуется оборудованием исключительно американской фирмы «Хьюлетт Паккард» (НР) . Это само по себе вопрос - почему на всех аукционах побеждают поставщики именно этой фирмы? И вот, по версии следствия, утверждается, что в российском представительстве этой фирмы работает женщина по фамилии Миркотан, которая может быть близким другом Малинина. То есть из самых близких, которых называют боевыми подругами. Эта женщина, работая в компании НР, якобы могла получать некие личные скидки на поставки оборудования НР. В некоторых случаях - до 40%. Но самое интересное заключается в том, что, несмотря на колоссальные скидки, которые могли быть использованы для экономии бюджета, выбиралась фирма, которая побеждала в конкурсах ФТС, выставлявшая цену на лоте без учёта этого дисконта. Тем самым осваивалась вся бюджетная сумма, принося фирме сумасшедшую прибыль. Конечно, можно сказать, что это личное дело каждого, но здесь всё может поменяться, если следствие установит тесные отношения Миркотан с Малининым. Кроме того, надо знать, что все контракты на поставки НР заключаются на начало года, а по факту они поступают, как правило, в конце. Хитрость заключается здесь ещё и в том, что оборудование, которое было заявлено в начале года как самое новое, к концу года устаревает и чаще всего вообще распродаётся как товарные остатки. И если сложить всё вместе, то получается, что общий дисконт по этим поставкам может составлять до 90%. То есть «навар» как минимум может составлять просто астрономические суммы. По моей информации, на закупки оборудования в прошлом году ФТС потратила 1,2 млрд рублей. Вот и считайте сами.

И вот здесь у меня вопрос. Сможет ли следствие установить причастность к этому делу якобы друзей генерала Малинина: Березовского, Сорокина, Миркотан? Когда дело дойдёт, в конце концов, до самого Малинина? И самое главное - этот человек пришёл в ведомство под видом борца с коррупцией. Какое разочарование! И вот сейчас у него в ведомстве происходит такое - я буду очень смеяться (горько, конечно), если нам в очередной раз скажут, что этот генерал ничего не знал про коррупцию у него под носом. И, само собой, никаких купонов с этого не стриг.

Пирамида может рухнуть в любой момент

Таким образом, если подытожить всё вышесказанное, выражая исключительно своё личное мнение, то, наверное, можно сказать так: Бельянинов извратил систему таможенных платежей, загнав её в авансовую сферу. То есть, как часто говорят экономисты, просто тупо рисуя отчётность на бумаге. И это, между прочим, идёт вразрез с позицией Владимира Путина, который требует фактического зачисления платежей. То есть бюджет должен работать не с тем, что нарисовано на бумаге, а с тем, что есть в наличии. Иными словами, речь идёт о реальной экономике. Даже не надо особых расчётов, чтобы понимать, что таможня ходит по краю - в любой момент построенная ею финансовая пирамида может рухнуть, и тогда какие будут последствия для страны? Ведь эти сборы - половина бюджета?

Марат Хайруллин

****

За таможню обидно

Как считает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов, в 2012 году около 80% всех таможенных платежей, перечисленных таможней в бюджет, составляли пошлины и акцизы за экспорт углеродов. А в 2013 году это соотношение предположительно превысило уже 90%. Представляете, что происходит? Мы везде декларируем, что ВВП нашей страны растёт, внешняя торговля расширяется, мы переводим экономику на инновационные рельсы, а если исходить из официальных данных, кстати говоря, самой таможни, мы становимся исключительно нефтяной провинцией мира. В чём же тут дело? Вот что говорят мои собеседники.

Я продолжаю разговор с сотрудниками центрального аппарата Федеральной таможенной службы (ФТС), которые предложили встретиться после первой публикации.

В первой статье я ссылался на обнародованное в YouTube видео, где человек, похожий на главу Федеральной таможенной службы, поёт песни. Многие восприняли это как личное дело - мол, у человека хобби такое. Караоке в исполнении первого лица - это у нас уже притча во языцех. В последние годы практически каждое выездное совещание ФТС с участием первого лица ведомства превращается в корпоратив. Причём, что называется, не отходя от рабочего места - прямо в помещениях таможни. В какой-то момент Андрей Юрьевич, если говорить образно, насытившись атмосферой, выходит на сцену и порой часами поёт песни. У него, конечно, красивый голос, но есть и оборотная сторона этих выступлений - после таких «мероприятий» главу ведомства иногда подолгу не видят на рабочем месте. Знаете, в стране ведь на самом деле очень непростая ситуация, особенно с бюджетом - экономика замедляет свой рост, соответственно падают платежи и сборы. А глава ведомства, которое собирает больше половины бюджета, не на рабочем месте. Насколько это вообще соответствует статусу государственного деятеля такого масштаба?

50 тысяч бюрократов

В подтверждение своих слов собеседники из ФТС показали мне видео с телефона, где нетвёрдо стоящий на ногах человек самозабвенно пел песню. Человек действительно был очень похож на главу Федеральной таможенной службы.

Но самое важное, как многие в ведомстве считают, - следствием такого отношения к делу стала очень опасная ситуация, сложившаяся с платежами в бюджет страны, за перечисление которых отвечает таможня.

Если принять эти цифры за точку отсчёта, то тогда встаёт вопрос: а зачем нам вообще такая таможня? Сейчас её штат составляет более 60 тыс. человек и продолжает расти. При таком раздутом штате реальный доход в бюджет приносят не более тысячи человек. Это аппарат Центральной энергетической таможни и собственно аппарат ФТС. А зачем тогда остальные 59 тыс. бюрократов? Чем они занимаются, если структура платежей в бюджет не отражает итогов их деятельности?

Но самый главный здесь вопрос: куда же деваются деньги, прежде всего от многократно выросшего импорта в Россию? Давайте ещё раз вернёмся к исследованиям члена-корреспондента РАН Валерия Цветкова. Он сравнивает цифры официального импорта в Россию ООН и Всемирной торговой организации с цифрами, которые предоставляет официально российская ФТС. И здесь получается, что по некоторым группам товаров наша российская таможня даёт практически в два раза более низкие цифры. Причём не занижая объёмов поставок. То есть, говоря образно, получается, что при пересечении российской границы ряд иностранных товаров вдруг резко дешевеет - в два, иногда в три-четыре раза.

В чём тут фокус? - объясняют мне таможенники. - Система выстроена таким образом, что на ряде направлений, мы подчёркиваем, в массовом порядке, поставка товаров в Россию осуществляется якобы через так называемые налоговые гавани специальными фирмами-посредниками. Грубо говоря, предприниматель хочет ввезти партию товара. Он может задекларировать реальную цену на границе с Россией и условно заплатить 20% от 100 рублей. А может обратиться в такую фирму-посредник, которая переоформляет товар в налоговой гавани, например в Эстонии, на себя и уже декларирует, допустим, цену товара не 100 рублей, а 30 и платит уже 20% сбора от 30 рублей. Понятно, что при таких условиях, вероятно, нужно заплатить «откат». Кому? Догадаться очень просто, потому что, как правило, большинство тропинок от таких фирм ведут в так горячо любимый Андреем Юрьевичем РОСТЭК.

Самое смешное и горькое во всей этой ситуации то, что эти махинации - секрет Полишинеля только для россиян, всему остальному миру это очень хорошо видно. Потому что в Европе подобное занижение товарной стоимости с целью ухода от налогов - тяжёлое уголовное преступление. Именно поэтому наша страна - один из лидеров всевозможных коррупционных рейтингов. Потому что составители этих рейтингов прекрасно видят, что происходит в массовом порядке на нашей границе! И по одному этому можно судить, что творится в стране.

Тем не менее сейчас стоит продолжить перечисление первых лиц нашей российской таможни, которые, по моему мнению, несут личную ответственность за создание такой системы.

Персона номер три: генерал-водитель

Сегодня в Сети разгорается очередной скандал. На этот раз вокруг федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница). На некоторых сайтах появилась информация, что руководителя «Росграницы» Дмитрия Безделова уволили из-за подозрения в коррупции: якобы по его попустительству был допущен серьёзный перерасход государственных средств, выделенных на обустройство российской границы. И что интересно, ряд СМИ при назначении Безделова открыто писали, что это прямая креатура главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот теперь его сняли в общем-то по серьёзным обстоятельствам. Но, внимание, на тех же сайтах тут же появилась информация, что Андрей Юрьевич теперь хлопочет о назначении на это место своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко.

Здесь надо понимать, кто такой Комличенко. Его называют человеком номер три по влиянию в российской таможне. Долгие годы он работал личным водителем Бельянинова, а потом пошёл на повышение. И фактически за четыре года (!) стал генерал-лейтенантом. Как пишут в Сети, Бельянинов вроде как возил его на встречу с Рогозиным. Представляете, что произойдёт, если такой человек без фактического опыта управления сложными государственными структурами будет главой Росграницы!

Здесь вывод напрашивается сам собой: получается, что Бельянинов очень заинтересован, чтобы на этом месте сидел не просто «его» человек, а «совсем его», такой как бывший личный водитель (который наверняка знает про его дела больше, чем, например, супруга или ближайшие друзья), что называется, проверенный, который рядом с ним долгие годы. Для чего? Мне на ум приходит только одно объяснение: чтобы прикрыть от чего-то самого Бельянинова.

И здесь нелишне внимательно присмотреться к человеку, которого называют номером три в иерархии ФТС. В прошлом году тот же депутат Горовцов опубликовал документы, касающиеся служебного самолёта Ту-134, переданного ФТС для оперативных целей. По распоряжению Бельянинова, Комличенко за счёт бюджета оборудовал его вип-салоном. И самое главное, депутат подозревает, что Бельянинов мог использовать его для «неслужебных» целей, в частности для поездок в Тель-Авив, Стамбул и даже Италию.

Но, с моей точки зрения, самым показательным является скандал с так называемыми талонами оперативного обеспечения, который также разразился прошлым летом. Это специальные талоны, гарантирующие, что машины с оперативниками таможни, которые выслеживают контрабандистов, не будут досматриваться сотрудниками МВД. Это нужно для того, чтобы гарантировать оперативников от утечки информации, например, со стороны коррумпированных гаишников и так далее. Что же происходит с этими талонами? До прошлого года, по моей информации, примерно на четыре оперативных подразделения ФТС выделялось около 200 таких талонов. Некоторая часть из них якобы передавалась в центральный аппарат. Как их использовали, до поры до времени никто не знал. Но, судя по всему, они играют какую-то очень важную роль для руководства ФТС. Потому что в этом году в связи с сокращениями оперативных функций таможни ФТС дали порядка 50 талонов. И примерно 25 из них глава ФТС предположительно забрал на центральный аппарат.

А затем произошла следующая ситуация. Совершенно случайно сотрудники МВД в рамках спецоперации остановили автомобиль с таким талоном. И за рулём оказался совершенно посторонний человек. Да ещё лишённый прав за пьяную езду. Единственное достоинство указанного гражданина заключалось в том, что он являлся соседом по даче Бельянинова.

Разразился страшный скандал. Потому что это очень серьёзные документы, но при этом было допущено их прямое использование не по назначению. Но суть даже не в этом. Когда с проверкой пришли в службу тыла и автохозяйство центрального аппарата ФТС, то выяснилось, что такие талоны получили не только первые замы, но, например, и его советник по фамилии Лобанов. По некоторой информации, и прочим посторонним лицам выдавались такие талоны. И здесь я хочу задать вопросы: а зачем всем этим людям эти талоны и где остальные два десятка талонов? У кого они?

Речь ведь идёт на самом деле о весьма серьёзных делах. Вы только вдумайтесь, какая удобная вещь - эти талоны! Например, под их прикрытием очень удобно возить крупные суммы. Вспомните дело Александра Романова. Я уже рассказывал о том, что согласно материалам следствия большие суммы взяток якобы передавались Романову в одном из ресторанов. Иногда из рук в руки могло переходить и до 30 млн рублей и больше. Представляете, как удобно можно было бы возить эти деньги под таким прикрытием?

Только одна эта ситуация со спецталонами может демонстрировать уровень вовлечённости Комличенко в эти дела. Мало того, что этот человек, с моей точки зрения, очень мало заслуживает звания генерала, так он ещё и вполне может иметь отношение к делам, касающимся теневой жизни ФТС. И его прочат в руководители Росграницы...

Таможенный мезальянс - вместо эпилога

Знаете, лучше всего показывает состояние дел в Российской таможне ситуация с Таможенным союзом. Заключая его, наши государственные деятели исходили из того, что Россия всё-таки лидер среди наших трёх стран по товарообороту и соответственно по развитию таможенного дела. То есть мы рассчитывали, что наша ФТС станет таким локомотивом развития Таможенного союза. Что произошло на деле? При всех очевидных плюсах российской таможни поставщики товаров стали предпочитать провозить товары через белорусские и даже казахские таможни? Почему? Ответ открыто печатают в наших и международных СМИ. Вы только вдумайтесь - ни одна машина, ни одна партия грузов через российскую таможню не может проехать без поборов. И поэтому импортёры готовы делать многокилометровые петли, стоять в многокилометровых очередях. Только ради того, чтобы не иметь дела с нашей таможней. То есть вместо равноправного союза у нас случился мезальянс. Мы активно поддержали экономику братских Казахстана и Белоруссии. Вернее, с моей точки зрения, господин Бельянинов и Ко.