Что такое личная свобода человека. Что такое личная свобода или свобода личности

Заключение.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ

И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Введение.

Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Не случайно в ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на свободу и на личную неприкосновенность. Исходя из этого никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, подвергаться произвольному аресту, задержанию и содержанию под стражей, а также изгнанию.

Право каждого на личную свободу и неприкосновенность личности закреплено Конституцией Российской Федерации (ст. 22). Посягательство на личную свободу граждан по общему правилу влечет ответственность по статьям 126 (похищение человека), 127 (незаконное лишение свободы) и 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар). Самостоятельное преступление против общественной безопасности образует захват заложника - деяние, также связанное с посягательством на личную свободу человека (ст. 206 УК). На свободу человека могут посягать и иные преступления, имеющие другой непосредственный объект, например, совершаемые должностными лицами - представителями власти (органов уголовной юстиции), и поэтому предусмотренные в других главах Особенной части Уголовного кодекса (статьи 286, 301, 305).

В соответствии со статьями 21 и 23 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Эти положения также продиктованы соответствующими нормами международного права, содержащимися, в частности, в указанных выше Международном пакте и Всеобщей декларации. Умаление чести и достоинства личности влечет не только гражданско-правовую (ст. 152 ГК), но в соответствующих случаях и повышенную - уголовно-правовую ответственность по статям 129 (клевета) и 130 УК (оскорбление).

Таким образом, под преступлениями против свободы, чести и достоинства личности понимаются деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения.

1. Понятие, правовая характеристика и виды преступлений

против свободы, чести и достоинства

Свобода, честь и достоинство личности – эти важнейшие качества, присущие каждому человеку со дня его рождения. Это положение закреплено в Конституции РФ, во многих ее статьях (см., в частности, ст. 21, 22, 23). В ней же записано право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.



Важнейшее благо и условие развития личности – это физическая свобода человека, особенно, когда она не только провозглашается, но и охраняется государством.

Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту своей чести. Эти положения продиктованы нормами права, содержащимися, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и др.

В этих документах присоединившимся государствам предписано устанавливать за нарушение свободы, чести и достоинства личности гражданско-правовую и уголовную ответственность. В новом Уголовном кодексе РФ целая глава (17-ая) посвящена охране от преступных посягательств свободы, чести и достоинства личности, которые являются основными объектами преступлений. Таким образом, под преступлениями против свободы, чести и достоинства следует понимать противоправные деяния, посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие всякому человеку от рождения.

Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие свободу, честь и достоинство человека и гражданина.

Непосредственным объектом преступлений данного раздела являются общественные отношения, которые обеспечивают такие блага личности, как свобода, честь и достоинство конкретного потерпевшего.



а) посягательства на свободу личности (ст. 126, 127, 128 УК РФ):

б) преступления против чести и достоинства личности (ст. 129, 130 УК РФ).

2. Преступления против свободы личности

Похищение человека (ст.126 УК РФ)

Анализируемая норма сложилась прежде всего под влиянием международных документов о правах и свободах человека. К их числу, в первую очередь, относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г. и Конституции РФ положения, закрепленные в названных документах, получили дальнейшее развитие. Так, Конституция РФ устанавливает право каждого гражданина РФ на личную свободу и неприкосновенность.

Основным объектом по ст. 126 УК РФ выступает конституционное право человека на свободу (ст.22 Конституции РФ). Личная свобода означает право на выбор местопребывания, передвижения, проживания. Этим правом наделены все граждане, независимо от возраста, социального статуса, вменяемости и осуществляется оно лично либо, если речь идет о малолетних, больных, невменяемых, – родителями, близкими или законными представителями.

Кроме основного, в данной статье возможно выделение и факультативного объекта – безопасности жизни, здоровья - который может подвергаться опасности причинения вреда (п. “в”,”е” ч. 2 ст. 126 УК РФ).

Объективная сторона похищения означает захват и незаконное перемещение потерпевшего из его постоянного или временного места обитания в другое против или помимо его воли.

Термин “против воли” означает, что потерпевшего похищают с применением насилия. Оно может состоять в связывании, насильственном помещении в транспортное средство, угрозах применить физическое воздействие при отказе потерпевшего подчиниться требованиям похитителей.

Похищение помимо воли потерпевшего означает его тайное либо с применением обмана изъятие из места обитания. Тайным оно может быть в тех случаях, когда отсутствуют очевидцы происходящего, либо они наблюдают факт похищения, но не сознают противоправности действий виновных. Например, в присутствии очевидцев похитители под видом бригады “скорой помощи” погружают в автомашину похищаемого, которому ввели большую дозу снотворного.

Обманный способ похищения может выражаться в сообщении потерпевшему заведомо ложных сведений о вызове его, допустим, на работу, в определенное место для свидания с близким ему человеком или для деловой встречи.

Состав ст. 126 УК РФ – формальный. Оконченным преступление считается с момента похищения. Срок, в течение которого удерживается потерпевший, значения не имеет, так как для квалификации важен сам факт похищения.

Субъективная сторона похищения характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды обитания с перемещением в другое место и желает этого.

Мотивы и цели содеянного могут быть различными, чаще всего – это корысть: выкуп от его родных или близких; доход от продажи похищенного “в рабство”; продажа для незаконного использования в качестве донора для трансплантации органов и тканей; продажа детей за рубеж для усыновления (удочерения) либо использования их в неправомерных (неблаговидных) целях, например, сексуальной эксплуатации в публичных домах, гаремах, притонах и т.д.

Корыстные побуждения могут проявляться и в стремлении виновного освободиться от обязанности нести материальные затраты на содержание, обеспечение детей или других иждивенцев; освобождение от уплаты долга кредитору и т.п. Корыстный мотив законодатель считает наиболее распространенным из всех возможных. В случае установления корыстных мотивов действия похитителя необходимо квалифицировать по п. “з” ч. 2 ст. 126 УК РФ. Эта квалификация сохранится и в том случае, если виновный фактически не получил материальной выгоды или не освободился от несения материальных затрат.

Кроме корыстных, мотивами похищения могут быть: месть, хулиганские побуждения, устранение конкурента в бизнесе и другие. Установление их может учитываться при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, квалификации деяния и назначении наказания. Так, если виновный похитил ребенка, а затем продал его, то содеянное надо квалифицировать по п. “з” ч. 2 ст. 126 УК РФ.

Субъект общий: лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.

Из числа субъектов по ст. 126 УК РФ следует исключить группу лиц, действия которых внешне выглядят как похищение, но фактически взаимоотношения похитителя, похищаемого и третьих лиц регламентируются законом или нормативными актами других отраслей права (Семейным Кодексом РФ, в частности). Не может считаться похищением одним из родителей малолетнего ребенка, с которым ему не разрешает встречаться второй родитель. Не могут считаться похитителями близкие родственники (братья, сестры, дед, бабушка), если они действовали, по их мнению, в интересах ребенка. Для исключения уголовной ответственности в действиях названных, лиц безусловно, должен отсутствовать корыстный мотив.

Части 2 и 3 ст. 126 УК РФ устанавливают ответственность за ква­лифицированные и особо квалифицированные виды похищения человека. Большинство признаков, названных в этих частях, соответствуют их описанию, данному в ст. 105 и 111 УК РФ.

Вместе с тем отдельные признаки ч. 2 ст. 126 требуют уточнения применительно к данному составу либо самостоятельного анализа.

Предусмотренный в п. “в” ч. 2 ст. 126 УК РФ признак “насилие, опасное для жизни и здоровья”, означает, что в процессе похищения человека либо удержания его похититель применяет физическое насилие, опасное для жизни в момент нанесения (ч. 1 ст. 111 УК РФ), либо опасное для здоровья (ст. 112 и 115 УК РФ).

В соответствии с примечанием к ст. 126 УК РФ “лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления”. В этом примечании предусмотрен специальный (частный) случай освобождения от уголовной ответственности. Главное, из чего исходит законодатель, – это спасение жизни похищенного человека, и здесь возможен компромисс (в случае деятельного раскаяния виновного).

Основанием для применения примечания к ст. 126 УК РФ является, прежде всего,добровольное освобождение похищенного, т. е. такое освобождение, которое последовало в ситуации, когда виновный еще мог продолжать незаконно удерживать похищенное лицо, но предоставил ему свободу.

Мотивы добровольного освобождения похищенного могут быть разными: жалость к потерпевшему, раскаяние, боязнь уголовной ответственности, мести со стороны родственников потерпевшего и др.

Другим основанием является отсутствиев действиях лица иного состава преступления. Если в действиях виновного есть иной состав преступления, связанный с похищением человека, например, причинение вреда здоровью похищенного различной степени тяжести, его истязание, изнасилование женщины, незаконное ношение оружия и т.д. – он привлекается к уголовной ответственности.

Примечание к ст. 126 УК РФ дает похитителю возможность одуматься и освободить похищенного человека. Кроме того, оно может способствовать сдерживанию преступника от дальнейших насильственных действий в отношении похищенного.

Незаконное лишение свободы (ст.127 УК РФ)

Рассматриваемое преступление является смежным с похищением человека. Не случайно в ч. 1 ст. 127 УК РФ говорится о незаконном лишении свободы, не связанном с похищением человека.

Непосредственным основным объектом данного преступления является личная (физическая) свобода человека. В качестве дополнительных объектов в ряде случаев выступает безопасность жизни или здоровья человека. Потерпевшим от преступления при этом может быть любое лицо.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном лишении человека свободы передвижения в пространстве и времени, выбора им места нахождения, общения с другими людьми. Например, насильственное удержание потерпевшего в каком-либо помещении.

Способом совершения данного преступления является физическое или психическое насилие либо то и другое одновременно, а также обман. Психическое насилие представляет собой угрозу применения физического насилия к лишаемому свободы или его близким, что приводит к подавлению воли потерпевшего и его способности к сопротивлению.

В отличие от похищения человека данное преступление осуществляется без перемещения человека, вопреки его воле, из одного места в другое.

Оконченным преступление признается с момента фактического лишения свободы. Продолжительность незаконного лишения свободы для применения ст. 127 УК РФ значения не имеет. Однако явно незначительный промежуток времени, на которое лицо было ограничено в свободе передвижения, может свидетельствовать о малозначительности деяния и не рассматриваться в силу ч. 2 ст. 14 УК РФ как преступление.

Согласие самого человека на изоляцию в определенном месте исключает состав рассматриваемого преступления. Однако последующее противоправное удержание лица, находящегося в определенном месте по собственной воле (например, сезонного рабочего по истечении срока контракта), является незаконным лишением свободы. Удержание заблудившегося ребенка вопреки его воле следует также квалифицировать как незаконное лишение свободы.

Лишение свободы другого человека при необходимой обороне, крайней необходимости и при задержании по подозрению в совершении криминального деяния не рассматривается как преступление. Исключается ответственность и в случаях, когда родители осуществляют принудительно-воспитательные меры по отношению к своим несовершеннолетним детям.

Субъективная сторона незаконного лишения свободы характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что помимо воли другого человека незаконно лишает его свободы, и желает этого. Мотивы данного преступления могут быть различными: месть; ревность; хулиганские побуждения, способствование совершению другого преступления; лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах; срыв деловых переговоров и проч.

Субъектом незаконного лишения свободы может быть частное лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Должностное лицо за незаконное лишение свободы путем использования своего служебного положения несет ответственность по ст. 286 либо при наличии соответствующих признаков – по ст. 301 или ч. 2 ст. 305 УК РФ.

Квалифицированные и особо квалифицированные признаки незаконного лишения свободы, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 127 УК РФ, аналогичны соответствующим квалифицированным и особо квалифицированным признакам преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.

При совершении других криминальных деяний одновременно или в связи с незаконным лишением свободы содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Торговля людьми (ст.127.1 УК РФ)

Статья 127.1 УК РФ введена Федеральным законом от 08.12.2003 года № 162-ФЗ. Объективная сторона характеризуется совершением различных действий: купле-продаже человека, либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении. Преступление имеет формальный состав и окончено с момента совершения одного из указанных действий. По существу в статье предусмотрены два состава: 1) купля-продажа человека; 2) вербовка, перевозка и т.д.

При купли-продаже преступление окончено с момента передачи человека покупателю. С этого момента последний приобретает право собственности и может владеть, пользоваться и распоряжаться купленным человеком как своей собственностью.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и специальной целью (цель - обязательный признак) - эксплуатация человека.

Под эксплуатацией человека в этой статье понимаются использование человека для занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние, а равно изъятие его органов или тканей. Субъект преступления общий. В ч.2 и 3 статьи предусмотрены квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава.

С учетом повышенной общественной опасности преступления статья 127.1 УК РФ снабжена примечанием (поощрительной нормой), предполагающей в ряде случаев освобождение лица от уголовной ответственности.

Этим же Федеральным законом от 08.12.2003 года в УК РФ введена статья 127.2 "Использование рабского труда ", предполагающая использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от исполнения работ (услуг).

Квалифицированным составом является использование рабского труда в отношении двух или более лиц, в отношении заведомо несовершеннолетнего; лицом с использованием своего служебного положения.

Незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ)

Помещение лица в психиатрический стационар осуществляется добровольно – по просьбе самого помещаемого или с его согласия. Основаниями для госпитализации в данный стационар является наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи, кроме того, необходимость проведения психиатрической экспертизы.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 года “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” помещение в психиатрический стационар без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя возможно только в исключительных случаях как неотложная мера или по решению врачей-психиатров.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть принудительно госпитализировано в психиатрический стационар до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В этих случаях решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром самостоятельно по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования. В неотложных случаях решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

Объективная сторона преступления выражается в действии – незаконном помещении в психиатрический стационар: во-первых, в недобровольной (принудительной) госпитализации заведомо психически здорового человека вопреки его воле в психиатрический стационар как в неотложном порядке, так и по решению комиссии врачей-психиатров для его обследования и лечения; во-вторых, помещение в такой стационар лица, хотя и страдающего психическим расстройством, однако при отсутствии предусмотренных законом оснований и порядка.

Преступление считается оконченным с момента незаконного помещения лица в психиатрический стационар, т.е. имеет формальный состав.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно помещает лицо в психиатрический стационар и желает этого.

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста (близкие родственники потерпевшего, соседи, законные представители, заинтересованные по тем или иным соображениям избавиться от потерпевшего, в том числе и работники медицинских учреждений).

В ч. 2 ст. 128 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав: то же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло смерть потерпевшего или тяжкие последствия.

Таким образом, субъект преступления в данном случае специальный: врач-психиатр, поместивший лицо в психиатрический стационар единолично либо в составе комиссии, давшей заключение о необходимости принудительной госпитализации. Врачи-психиатры, входящие в комиссию, признаются на время работы в комиссии должностными лицами, и если они принимают решение о госпитализации потерпевшего, то их действия при наличии умышленной вины квалифицируются по ч. 2 ст. 128 УК РФ. Если члены комиссии находились в предварительном сговоре по поводу совместного составления такого заключения, то они являются соисполнителями данного преступления и все несут ответственность по ст. 128 УК РФ. Точно так же квалифицируются деяния иных должностных лиц, если они, используя свое служебное положение, незаконно поместили лицо в психиатрический диспансер.

Судья, вынесший заведомо незаконное постановление о принудительной госпитализации лица, в соответствии со ст. 33 Закона “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 305 УК РФ за вынесение заведомо неправосудного акта. Если судья находился в предварительном сговоре с врачом-психиатром, то он несет ответственность по ст. 128 УК РФ (в зависимости от конкретных обстоятельств дела судья может выступать либо в качестве соисполнителя, либо в качестве пособника этого преступления).

Врач-психиатр, подготовивший заведомо ложное заключение, на основании которого судьей принято решение о принудительной незаконной госпитализации, несет наказание по ч. 2 ст. 128 УК РФ как исполнитель данного преступления (посредственное исполнение). В случае, когда врач-психиатр или судья фабрикуют такое заключение за взятку, их действия должны быть дополнительно квалифицированы и по ст. 290 УК РФ.

К тяжким последствиям незаконной госпитализации следует отнести не только смерть потерпевшего по неосторожности, которая может наступить, например, в результате телесных повреждений, причиненных при его сопротивлении, попытке побега, неправильного применения “мер физического стеснения”, передозировки лекарств, примененных для купирования сопротивления, но также и причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, включая и возможность возникновения психического расстройства.

3. Преступления против чести и достоинства личности

Клевета (ст.129 УК РФ)

Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Непосредственным объектом данного преступления является честь, достоинство лица и его деловая репутация. Честь – это общественная оценка личности, мера социальных и духовных качеств гражданина как члена общества. Достоинство – это самооценка человека, базирующаяся на воспитанных с детства качествах. Репутация – это оценка личности родственниками, друзьями, сослуживцами общественного значения гражданина, его компетентности, способностей, коммуникабельности.

Потерпевшим по данной статье может быть любое лицо, включая малолетних и невменяемых, живых или умерших людей. Прокуратура по заявлению близких родственников или законных представителей перечисленных лиц должна принять меры к восстановлению доброго имени оклеветанного человека и привлечению клеветников к уголовной ответственности.

Объективная сторона преступления состоит в распространении заведомо ложных сведений о другом лице.

Распространение означает сообщение хотя бы одному лицу ложных сведений, порочащих честь и достоинство оклеветанного. Способ распространения может быть устным, письменным с использованием любой множительной техники, сообщение по телефону и другим средствам связи. Это может быть текстовой материал либо изображение, изготовленное с применением любых технических средств.

Состав формальный . Момент окончания преступления – распространение клеветнических сведений. Они (сведения) должны быть:

а) заведомо ложными, т. е. изначально не соответствующими действительности;

б) порочащими честь и достоинство человека или подрывающими его репутацию. Например, сообщение хотя бы одному лицу заведомо ложных сведений о наличии у потерпевшего венерического заболевания; о том, что он содержит притон или ворует во время презентаций сувениры и серебряные ложки со стола и т.д.;

в) похожими на факты, а не быть суждениями о человеке типа: “мне кажется, что N имеет дурные наклонности” или “многие считают, что N способен на неблаговидные поступки” и т. п.

Субъективная сторона клеветы характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что распространяет заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство потерпевшего либо подрывающие его репутацию как гражданина, отца (матери) семейства, руководителя учреждения, члена коллектива, научного работника. Волевой момент прямого умысла – виновный желает распространить заведомо ложные сведения. Мотивы клеветы – самые разнообразные: месть, зависть, желание устранить конкурента по службе, бизнесу, в научной и иной деятельности, выслужиться. Не исключается и корысть.

Субъектом по ст. 129 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 129 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный вид клеветы, содержащейся в публичном выступлении (на митинге, в лекции, докладе), публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Публичность следует признавать и в тех случаях, когда на видных местах населенного пункта вывешиваются листовки и иные изображения, содержащие клевету на потерпевшего.

Часть 3 ст. 129 УК РФ предусматривает ответственность за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого (ч. 4 ст. 15 УК РФ) или особо тяжкого (ч. 5 ст. 15 УК РФ) преступления. Данный вид клеветы необходимо отграничивать от ложного доноса (ст. 306 УК РФ). Разграничение проводится по объекту, объективной и субъективной сторонам сравниваемых составов.

Объектом при ложном доносе (в отличие от клеветы) являются интересы правосудия. С объективной стороны по ст. 129 УК РФ ложные сведения распространяются среди окружающих. По ст. 306 УК РФ они сообщаются правоохранительным органам, имеющим право на возбуждение уголовного дела.

Форма вины в сравниваемых статьях одинакова – прямой умысел, но различить их можно по цели совершаемых действий; при заведомо ложном доносе умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности; а при клевете – на унижение его чести и достоинства в глазах окружающих.

Оскорбление (ст.130 УК РФ)

Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, унижающих честь и достоинство путем негативной (отрицательной) оценки личности потерпевшего. Оскорбление может осуществляться публично, наедине с потерпевшим, заочно .

Обязательным признаком состава преступления является форма оценки личности потерпевшего – она должна быть неприличной , т. е. противоречащей установленным правилам общения между людьми, требованиям общечеловеческой морали. Унижение чести и достоинства происходит именно вследствие неприличной формы обращения с потерпевшим. Оскорбление может быть высказано непосредственно либо через третьих лиц, но при условии, что они (по убеждению или просьбе виновного) передадут его потерпевшему.

В отличие от клеветы, отрицательная оценка потерпевшего может и соответствовать действительности, но поскольку она дается в неприличной форме, то чести и достоинству оскорбляемого причиняется ущерб.

Кроме словесной либо письменной формы оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, нанесение ударов, щелчок в нос, плевок в лицо, пощечина, неприличные телодвижения), которые унижают достоинство человека. И хотя в законе эта форма оскорбления прямо не называется, думается, на практике ее не следует категорически исключать из числа действий, образующих понятие оскорбления.

Решающим фактором при квалификации должна быть направленность умысла виновного. Если названные действия направлены именно на унижение чести и достоинства потерпевшего, то их следует квалифицировать по ст. 130 УК РФ.

Действия при оскорблении должны быть направлены против конкретного лица или группы лиц. Неприличная оценка личности вообще, персонально никому не адресованная, может содержать состав другого преступления, например, хулиганства.

Состав преступления по ст. 130 УК РФ – формальный. Оно считается оконченным в момент совершения самих действий, если они выполняются в присутствии потерпевшего и ему адресованы. В тех случаях, когда оскорбление было совершено в отсутствие потерпевшего – с момента сообщения ему другими лицами высказанных в его адрес оскорблений.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы деяния учитываются при назначении наказания.

Субъект общий : физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 130 УК РФ соответствует по содержанию аналогичным признакам, названным в ч. 2 ст. 129 УК РФ.

Заключение.

Торговля людьми - одна из наиболее острых проблем современности. Сексуальная эксплуатация, принудительный труд, долговая кабала, эксплуатация детского труда, «домашнее» рабство, попрошайничество, насильственное использование людей в вооруженных формированиях, торговля людьми для трансплантации органов и тканей – все это чудовищные формы одного и того же преступления.

Торговля людьми - глобальное явление, с которым сталкивается большинство стран мира. Жертвами торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. Среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерное неравенство - факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

Проект Евросоюза «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации», осуществляемый Международной организацией по миграции (МОМ), основывается на позиции уважения и защиты прав пострадавших от торговли людьми. Основной задачей Проекта является содействие Правительству и общественным организациям России в борьбе с различными формами торговли людьми на территории Российской Федерации как стране происхождения, транзита и назначения.

Правительства государств, подписавших Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее Протоколы, взяли на себя обязательство предупреждать и пресекать торговлю людьми посредством проведения и поддержки программ, направленных на информирование населения, защиту жертв и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Международная организация по миграции убеждена, что государственные органы, неправительственные организации и гражданское общество в целом способны выработать единую комплексную стратегию борьбы с торговлей людьми, которая объединит превентивные меры, уголовное преследование и наказание преступников, защиту жертв и оказание помощи пострадавшим.

МОМ рассматривает торговлю людьми и каждый конкретный случай эксплуатации и унижения, как нарушение прав человека и вызов общественной безопасности.

Начиная с 1995 года, МОМ ведет активную деятельность по противодействию торговле людьми в мировом масштабе. Результатом этой деятельности является:

Установление партнерских отношений и развитие технического сотрудничества с более чем 400 правительственными структурами и общественными организациями;

Оказание помощи более 10000 пострадавших, включая женщин, мужчин и несовершеннолетних;

Разработка и осуществление более 300 проектов по противодействию торговле людьми в более чем 70 странах.


См.: Действующее международное право. В 3-х томах. Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова.Том2.М., 1997. С. 6-23.

И предназначения . Когда система действует только на основании личных целей, а не достигает целей других систем, тогда она независима.

Рассмотрим каждый из этих признаков подробнее.

Свобода выбора

Основным признаком свободы является возможность выбора.

Ответственный человек осознает, что все успехи и провалы, победы и поражения, озарения и ошибки являются последствиями только его решений и действий. Он никогда не обвиняет других в своих неудачах. Иначе это было бы добровольным признанием того, что его свобода ограничена волей этих людей, что они влияют на его жизнь, управляют ею.

Для развития ответственности можно анализировать текущие обстоятельства, в которых находитесь. При возникновении ситуации, когда можно выполнить необязательный процесс, который может привести к улучшению окружающей среды или достижению личной цели, тогда можно сразу выполнить соответствующие действия для завершения этого процесса.

Свобода и самостоятельность

Когда человек ответственно выполняет действия на основе личных целей с использованием личных ресурсов, тогда он проявляет свою самостоятельность.

«Свобода» - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями 1 . Поэтому стремление к свободе - естественное состояние человека.

Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.

Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.

В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.

Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.

И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен 2 ». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.

В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора (libre arbiter) естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», то есть по соглашению между свободными волями, которое конституирует общество, каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта утрата абсолютна, так что формула договора была бы формулой тоталитарного общества, в котором индивид, лишенный всякого права, целиком подчинен социальной целостности, часть которой он составляет. Но такая абсолютная утрата всех прав противоречиво выступает абсолютной гарантией всех прав и настоящей свободы.

На смену концепции свободы, построенной на теории общественного договора, приходят концепции онтологического и гносеологического плана, характерные для немецкой классической философии. В немецкой классической философии противоборствовали два полярно противоположных взгляда на человеческую свободу: детерминистская трактовка свободы, где свобода выступает как познанная необходимость и альтернативная точка зрения, согласно которой свобода не терпит детерминации, а представляет собой разрыв с необходимостью, отсутствие сдерживающих границ. Понимание диалектической природы свободы упирается в анализ взаимодействия ”Я” и ”Не-Я”, в анализ ее как посредника между всеми гранями взаимопереходов процессов освоения и отчуждения. Представляя собой не некую вещь, но меру процессуального тождества противоположностей, свобода всегда внутренне противоречива и, следовательно, неопределенна, размыта, амбивалентна.

Иммануил Кант относил свободу к «неизбежным проблемам самого чистого разума» наряду с Богом и бессмертием.

По Канту сказать «Я должен» - то же самое, что «Я свободен» (иначе долженствование бессмысленно). Это и есть метафизическая сущность свободы.

Кант уточняет: если понимать свободу в позитивном смысле, то есть как аналитическую пропозицию, то тогда была бы необходима интеллектуальная интуиция (которая здесь совершенно недопустима по тем самым причинам, о которых он говорил в «Критике чистого разума»).

По Канту: свобода – это независимость воли от природного феноменального закона; то, что вне каузального механизма. Свобода – качество воли самоопределяться посредством только чистой формы закона, не спрашивая о его содержании. Свобода ничего не объясняет в мире феноменов, зато все объясняет в сфере морали, открывая широкую дорогу автономии. Кант говорит, что было бы безрассудством вводить в науку свободу, если бы практический разум и моральный закон не обладали автономией. Формулу «Если смогу, сделаю» Кант не приемлет. «Должен, следовательно, можешь», - в этом суть кантианства.

Если определять свободу как независимость воли от природных законов и от содержания морального закона, то мы получим ее негативный смысл. Если к этому мы добавим свойство воли самоопределяться, то получим специфически позитивный ее смысл. Автономия в том и состоит, что воля сама себе предписывает закон. У Канта свобода, автономия и «формализм» неразрывно связаны в том смысле, что материя никогда не может быть мотивом или определяющим условием волевого действия. В противном случае из максимы нельзя сконструировать закон по причине ее ненадежности.

В «Критике практического разума» понятия свободы как предмета третьей антиномии космологической идеи, бессмертия души и Бога становятся уже постулатами. Постулаты – не теоретические догмы, а предпосылки, с практической точки зрения. Итак, свобода есть условие императива. Кант даже называет категорический императив синтетической априорной пропозицией, структурно включающей свободу. Но он идет дальше: категория причины, чистое понятие, само по себе применимо как к миру феноменов, так и миру ноуменов, понятая как механическая и свободная. Воля будет свободной причиной. Человек как феномен признает свою подчиненность механической каузальности. Но как существо мыслящее, он свободен благодаря моральному закону. Сколь ни непосредственным достоянием любого человека является чувство свободы, оно, тем не менее, не находится на поверхности сознания. Требуется глубина анализа, чтобы возникало целостное восприятие принципа свободы.

Определенные положения о природе свободы человека, выводимые И. Кантом, нашли свое воплощение и дальнейшее развитие в философии И. Г. Фихте. Как заметил философ, между процессом формирования свободы и ее реальным обнаружением, проявлением, как правило, образуется временной интервал. Свобода реализуется поэтапно. Одни границы определяют ее становление, в рамках других происходит ее воплощение.

Философия Фихте - это философия чистого долженствования. Каждая последующая историческая стадия свободы выступает как причина предыдущей. Человечество утрачивает свое первоначальное «состояние невинности» не почему-то, а для чего-то. Это для чего - конечная цель истории. Исторический процесс имеет круговую структуру: конец есть возвращение к началу, правда, на новом уровне.

Только находясь на точке зрения религии, человек преодолевает свободу, а вместе с ней и раздвоенность, входящую в мир вместе с сознанием. Только теперь он может достичь единства с Божественным абсолютом.

В лекциях «О назначении ученого» он развивает ту мысль, что стремление человека к свободе означает его стремление к тождеству с «чистым Я». Данная цель нереализуема, но человек к ней непременно устремляется. Назначение, следовательно, состоит не в том, чтобы достичь этой цели, достичь социального равенства людей как идеала. Но человек может и должен все более и более приближаться до бесконечности к этой цели. Фихте развивает тот тезис, что о существовании других разумных существ человек узнает через призыв к нему быть свободным.

Итак, позитивный признак общества - это «взаимодействие посредством свободы».

Свобода в истории по Ф. Шеллингу носит противоречивый, диалектический характер: она порождается деятельностью людей и благодаря им же снимается. Это находит свое воплощение в диалектически противоположных суждениях немецкого философа: «Возникновение всеобщего правового строя не должно быть делом случая, и все-таки оно может быть только результатом свободной игры сил, наблюдаемой нами в истории 3 ». И далее: « Человек лишь потому имеет историю, что его поступки не могут быть заранее определены какой – либо теорией. Следовательно, историей правит произвол 4 ». Вместе с тем: «Всеобщее правовое устройство является условием свободы, так как без него свобода гарантирована быть не может… Свобода должна быть гарантирована порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы 5 ». И, наконец: «… история не протекает ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечным отклонением реализуется единый идеал,… весь образ в целом 6 ». Тем самым, единственно возможным (в логике Ф. Шеллинга) в данном случае является создание «философии абсолютного тождества», что подтверждает диалектический характер свободы в истории.

Второе направление в философской мысли Германии связано с Г. Гегелем, который подчеркивал, что наукоучение Фихте есть «первая разумная попытка на протяжении всей истории выводить категории». Наиболее полно проанализировал онтологические компоненты свободы именно Г. Гегель. Свобода трактуется Гегелем предельно широко и это можно проследить в сочинениях Бернского периода (1793-1796). Там Гегель предстает как исследователь, для которого свобода - это ценность всех ценностей, принцип всех принципов. Он имеет в виду, прежде всего, «свободу от»: от деспотизма, от угнетения, произвола властей предержащих. В связи с этим Гегель обращается к достоинству человека.

В своем главном труде «Феноменология духа» он исходит из той мысли, что индивид способен каким-то образом переживать свое отношение к форме чувственной достоверности. Но данное переживание не есть только его индивидуальное переживание. Оно как бы выступает на сцену форм являющегося духа. Например, одна из глав «Феноменологии» «Свобода и ужас» обращается к анализу таких выступающих на сцене духа форм сознания, которые связаны с пониманием свободы как ничем не ограниченной. Результат такой свободы - абсолютный ужас.

Гегель прекрасно осознает все парадоксы и тупики такой свободы. В его социальной философии начинает превалировать идея мирного разрешения социальных конфликтов. Эта мысль была не чужда реформаторам, но марксистская литература всегда относилась к ней критически. Гегель полагает, что общество, с одной стороны, призвано охранять свободу индивида, а с другой - создавать правовое государство, основывающееся на разумном взаимопонимании граждан.

Право истолковывается Гегелем как целостная система свободы, вытекающая из телеологического развития воли.

Гегель считает, что человек узнает о других «Я» потому, что они ограничивают его свободу, которую тот должен отстоять в борьбе за признание.

Итак, взяв за исходный пункт идею самодвижения понятия, Гегель логично «организовал» природу и дух, религию и искусство, государство и личность. Он - настолько «последовательный идеалист», что его философия означает уже переход в своеобразный реализм. Благодаря «диалектике понятия» Гегель осознал тот тезис, что свобода есть «истина необходимости».

Гегель считал, что начальное бытие свободы возможно только через государство. Поэтому он придает такое огромное значение теории государства. Народ не может быть, по Гегелю, свободен сам по себе. К тому же идеальная свобода, считал Гегель, есть свобода в сознании, не больше.

Онтологические трансформации принципа свободы можно обнаружить у Маркса, который уделял огромное внимание проблеме свободы. Свобода для него была равнозначна самоопределению духа, стремящегося к самопознанию.

Отсутствие публичности и гласности есть такое ограничение свободы, которое фактически сводит ее к нулю. К тому же, по мысли Маркса, свобода вообще не может быть частичной, не может касаться только одной стороны жизни, не распространяясь на другие, и напротив, ограничение свободы в чем-то одном есть ее ограничение вообще. «Одна форма свободы, - пишет Маркс, - обуславливает другую, как один член тела обуславливает другой. Всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще. Всякий раз, когда отвергается какая-либо одна форма свободы, этим самым отвергается свобода вообще… 7 ». Под свободой опять-таки понимается, прежде всего, свобода разума, ибо еще предполагается, что именно неосуществление этой свободы является конечной причиной всех прочих несвобод, включая «несвободное государство».

В отличие от существующего «несвободного государства», «разумное государство» представляет объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и, объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя « разумное государство» как «союз свободных людей», Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», то есть, государство должно быть «соответствующим природе человека», должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы».

Занимаясь вопросами социальной онтологии, Маркс утверждал, что «современная философия рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам собственного разума, человеческого разума».

Маркс полагал, что нельзя судить о реальной свободе на основании спекулятивной идеи свободы, которая есть лишь плод теоретического воображения. Маркс, пытался осмыслить свободу как онтологическую проблему, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития. В этом плане свобода выступала у него в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости, по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Но поскольку эта трактовка была сопряжена в основном с политической борьбой, с революционным преодолением капитализма, она фактически предполагала создание репрессивных структур, значительно ограничивающих свободу индивидуальных субъектов, ее юридические и экономические основания. Если продолжить эту мысль дальше и сказать, что социализм есть «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс), то свобода приобретает высокий онтологический статус.

В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода - есть познанная необходимость» 8 . Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек - часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».

Каждый человек стремится к личной свободе. Он хочет жить в соответствии с собственными принципами, интересами, идеалами. Для него важно принимать решения, руководствуясь исключительно личным выбором. И самое главное, самостоятельно избирать жизненный путь. Это необходимо для его внутреннего состояния, для его самоуважения. Ограничивая себя во всем, постоянно руководствуясь мнением других, пусть и важных для него людей, человек становится несчастным. Он становится птицей в клетке. И не может ни улететь, ни расправить свои крылья.

Тонкая грань между личной свободой и эгоизмом

От чего нужно пытаться освободиться? Прежде всего, от мнения ничего не значащей толпы, стереотипов и предрассудков. Нужно избегать людей, общение с которыми не приносит радости, и от бессмысленных отношений. Необходимо оставлять работу, которая не доставляет ни малейшего удовольствия. Нужно освободиться, от всего, что нарушает гармонию в душе. Однако в попытках стать ни от кого и ни от чего независимой личностью, люди часто не осознают грань между столь желанной свободой и банальным эгоизмом. Заботясь о своих интереса, они ущемляют свободу других. Российский мыслитель В.М. Бакунин писал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». И это правда. Человек – существо социальное, проживающее в обществе других людей. И у него есть не только права, но и обязанности. Действовать, исходя из личных предпочтений и интересов можно и нужно, но только в том случае, если от этого не страдают другие. Во всем нужно придерживаться золотой середины.

Личная свобода в любовных отношениях

Находясь в отношениях, мужчина и женщина часто неосознанно пытаются ограничить личную свободу друг друга. Однако психологи утверждают, что именно она, такая желанная и прекрасная, – один из важнейших принципов счастливых отношений в паре. Даже самые любящие люди не могут быть счастливы, если ограничивается их свобода личности. Часто бывает так, что человек отказывается от своих увлечений, интересов, общения с друзьями ради любимого. Но это иллюзия счастья. Со временем они начинают хотеть «глоток свежего воздуха». Отношения рушатся. Еще хуже, если один человек из пары полностью претендует на свободу другого. Поэтому очень важно, чтобы у каждого из любящих людей было отдельное собственное жизненное пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность развиваться как личность, общаться с друзьями, уделять внимание собственным увлечениям. Или же побыть в одиночестве и разобраться в себе, если в этом возникает необходимость.

Наряду с явными, противоправными формами унижения чувства собственного достоинства в жизни имеется много таких форм, в борьбе с которыми далеко не всегда эффективны правовые средства. Это грубость, хамство, цинизм, высокомерие, которые нередко проявляются в отношении руководителей к подчиненным, родителей к детям, мужа к жене или наоборот, преподавателя к студентам, старшего к младшему или младшего к старшему по возрасту, званию и т.п.

В развитие понимания достоинства личности и его охраны государством в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ записано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". В этой норме отражены крайние, грубые формы ущемления достоинства личности. И для борьбы с ними у государства есть правовые средства. К сожалению, они часто не используются. Взять, к примеру, меры физического воздействия, применяемые некоторыми сотрудниками правоохранительных органов к задержанным, подозреваемым и подследственным. Они приобрели массовый характер, но должного реагирования со стороны работников прокурорского надзора нет.

Право на свободу и личную неприкосновенность

Свобода и личная неприкосновенность означают, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека, возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

В ст. 22 Конституции РФ записано:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

Понятие неприкосновенности включает как физическую неприкосновенность (это сама жизнь, здоровье человека), так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь - специальность, поступать или не поступать на работу, вступать в брак, выбирать друзей и т.д. и т.п. Никто не вправе с использованием физической силы или психологического воздействия принуждать другого к тем или иным действиям, подвергать его обыску , истязанию, или наносить какой-либо иной вред здоровью. Ограничения этой свободы возможно только в случаях, предусмотренных законом, и в законных формах. Все меры принуждения со стороны правоохранительных органов должны находиться под прокурорским надзором и судебным контролем.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация применения ареста , заключения под стражу и содержания под стражей. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) соответствующие ограничения свободы возможны только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Любая мера пресечения, в том числе и заключение под стражу, применяется при наличии данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицом, производящим дознание, следователем (с санкции прокурора) либо самим прокурором или судом.

Право на неприкосновенность частной жизни

Конституционное право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну производно от древнейших нравственных воззрений, согласно которым все, что связано с кровными узами и супружеством, свято и неприкосновенно. Бесцеремонное вторжение чужого в эту легко ранимую область всегда считалось делом бесстыдным и бесчеловечным.

В юридической литературе нет ясности, что следует понимать под частной жизнью человека . Так, М.В. Баглай считает, что "частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием: других". Более полно понятие частной жизни раскрывает Б.Т. Безлепкин. Он считает, что "частная жизнь - это та область жизни человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему, касается только его, а не общества и государства, и поэтому, по общему правилу, не подлежит контролю с их стороны. Другими словами, это сфера личных, неслужебных и неделовых отношений и забот. Личная и семейная тайна является частью частной жизни, зоной наиболее деликатных и интимных сторон существования личности, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и глубоко безнравственным делом, противоречащим самому человеческому естеству и отношениям, сложившимся между людьми издревле и существующим испокон веков. Личную тайну (и одновременно - врачебную), в частности, составляют сведения о состоянии здоровья (если, конечно, речь не идет о здоровье высших должностных лиц государства, от которых зависят "политическое здоровье" и благополучие всего общества). Глубина этой тайны зависит от характера болезни, т.е. от того, насколько "дурной" она является. Личную тайну составляют также и сведения о любовных связях, особенно тогда, когда они сопряжены с супружеской изменой (адюльтер), о пристрастиях, склонностях и привычках, врожденных и приобретенных пороках, физических и психических недостатках, сексуальной ориентации и сексуальных наклонностях, материальном положении, времяпрепровождении и т.д.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи, а семья - это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), а также принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой".

И, наконец, некоторые авторы определяют частную жизнь как поведение и деятельность в свободное от работы время (поведение в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, деловые отношения вне работы). Сразу возникают вопросы: можно ли отнести к частной жизни такую "деятельность в свободное от работы время", как участие в политической жизни, поведение в общественных местах, дружеские контакты лиц, занимающих высокие посты в органах государственной власти, с аморальными или преступными элементами, жизнь "не по средствам" чиновника во время отпуска и т.д.?

С учетом изложенного, под частной (личной) жизнью человека следует понимать ту часть жизни человека, которая не связана с его служебной или общественной деятельностью и не может отрицательно повлиять на эту деятельность.

Частную жизнь можно определить как физическую и духовную область, которая контролируется самим индивидом и в значительной степени свободна от внешнего направляющего воздействия, в том числе от правового регулирования.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного интимного характера. Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Как юридическая категория право на неприкосновенность частной жизни состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права.

В современном мире право на неприкосновенность частной жизни включено в каталог прав человека, то есть отнесено к числу тех важнейших прав, без которых индивид не может существовать как человеческое существо.

Личная и семейная тайны являются составными частями личной жизни человека, относительно обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон его жизни, когда разглашение определенных сведений является не только нежелательным, но и вредоносным, пагубным с нравственной точки зрения.

Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья, особенно в тех случаях, когда человек страдает такими болезнями, которые считаются постыдными с позиции общественной морали; любовные связи, особенно когда они сопряжены с супружеской изменой; дурные привычки, склонности, пристрастия, врожденные, наследственные и приобретенные, пороки, граничащие порой с нервно-психическими аномалиями, скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, снятая или погашенная судимость), а также порочащие человека деловые и дружеские связи.

Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза семьей, под которой в социальном аспекте понимается союз лиц, основанный на браке, родстве или только родстве, принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой, а в юридическом смысле понимается круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семейная тайна может касаться всех членов данной семьи (например, причины бездетности), но может быть связана лишь с одним из них (например, происхождение детей в результате искусственного оплодотворения; тайна усыновления).

Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения:

  1. о фактах биографии лица;
  2. о состоянии его здоровья;
  3. об имущественном положении;
  4. о роде занятий и совершенных поступках;
  5. о взглядах, оценках, убеждениях;
  6. об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми.

Основываясь на нормах действующего законодательства, можно выделить следующие виды профессиональных тайн: адвокатская, врачебная, тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, усыновления, нотариальных действий, редакционная, следствия, депутатская, банковская.

Конституция РФ, закрепляя право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23), устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних и защищена государством от внимания и влияния внешнего мира. С этой целью Конституция РФ устанавливает институт "личной и семейной тайны" (ч. 1 ст. 23). Однако суть этого института, к сожалению, не раскрывается, что дает возможность произвольно, весьма субъективно его трактовать, а, следовательно, и безнаказанно нарушать эту тайну.

Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты их чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага.

Неприкосновенность жилища

Неприкосновенность жилища - одно из проявлений права на частную жизнь. Право на охрану жилища есть не только у собственника этого жилья, но и у тех, кто его законно арендует или проживает по договору найма. При этом под жилищем понимается не только квартира или отдельный дом, но и место временного проживания (гостиница, пансионат, общежитие).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц кроме случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, законами "О полиции", "О федеральных органах государственной безопасности" и др.

Нормы действующего законодательства разрешают проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц в двух ситуациях:

    1. при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожар, землетрясение, наводнение, обвал, авария водопровода, канализации, повреждение электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин квартиры (дома) умер и в других подобных случаях);
    2. при защите правопорядка (для раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу; получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной деятельности; пресечении преступлений и иных правонарушений в рамках административного права; исполнения приговора и других судебных решений).

При отсутствии должной регламентации и документального оформления проникновения в жилище без ведома лиц, в нем проживающих, а также при отсутствии строжайшего контроля со стороны судебных и прокурорских органов право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, может быть сведено на нет.

Свобода передвижения и места жительства

Каждый, кто законно находится на территории России (граждане РФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лица без гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства (или временного пребывания).

Это право закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Подробно вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Устанавливая общее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с тем ограничивает право свободного передвижения:

    • в пограничной полосе;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

За пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Разновидностью права на свободу передвижения является право свободного выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в страну. Это право закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и подробно регламентировано Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.). Согласно этому закону каждый человек, в том числе и иностранец, имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане России имеют безусловное право въезда-выезда. Что же касается иностранцев, то основанием для их въезда является въездная виза, а для граждан ряда стран (например, членов СНГ, кроме Грузии) установлен безвизовый режим посещения России.

Выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав. Граждане России пользуются своими правами и за рубежом. Они находятся под дипломатической защитой РФ.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен , если он:

  • призван на военную или альтернативную службу;
  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязанностей, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств или до достижения согласия сторонами;
  • сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
  • допущен к сведениям, отнесенным к государственной тайне;
  • заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями, составляющими государственную тайну - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором, или в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию". Этим законом установлено, что срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет со дня прежнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Отказ гражданину в праве на въезд и выезд из России может быть обжалован в суд.

Право определять и указывать национальную принадлежность

Конституция РФ 1993 г. установила, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция РФ (ч. 2 ст. 26) закрепляет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Конституция РФ провозглашает государственным языком в России русский язык. А это значит, что на русском языке:

    • ведется работа федеральных органов государственной власти;
    • издаются официальные печатные издания;
    • ведется работа радио и телевидения;
    • ведется делопроизводство;
    • осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в РФ.

Республики в составе РФ наделены правом иметь свои государственные языки наряду с русским . В случае, если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами. Каждый гражданин имеет право пользоваться своим родным языком, осуществлять творчество (например, писать художественные произведения) на своем языке.

Свобода совести и свобода вероисповедания

Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом.

Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

Религиозная принадлежность не имеет юридического значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те, религиозные объединения (секты), деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова - свобода, без которой невозможны нормальная жизнедеятельность как отдельных людей, так и общества в целом.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны государства, общества и отдельных лиц.

Свобода мысли - это естественное состояние человека, связанное с определением своего отношения ко всему окружающему, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего.

Как отмечают многие авторы, мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении. Вот почему в Конституции РФ (ч. 1 ст. 29) говорится не о праве на свободу мысли и слова, а об их гарантии.

Чем же можно гарантировать свободу мысли? Прежде всего, наличием демократического режима в стране, исключающего целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека, недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека. Кроме того, свобода мысли должна гарантироваться строгой регламентацией технических средств (например, детектор лжи) или иных способов (например, гипноз), способных проникнуть в мыслительные процессы и воздействовать на них.

Под свободой слова понимается возможность выражать или не выражать свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение, получать и распространять информацию.

Свобода слова предоставляет возможность выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей разных социальных слоев населения, разных по возрасту, убеждениям, способностям. Содержание свободы слова весьма широкое, оно охватывает право открыто выражать свои мысли, убеждения, идеи как устно, так и печатая, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке

Но свобода слова не может быть безгранична. Интересы сохранения мира, безопасности, культуры выработали ряд ограничений при пользовании правом на свободу слова. В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что пользование свободой слова может быть ограничено для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, для охраны прав и репутации других лиц. Исходя из этих соображений Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) и законы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Положения Конституции РФ нашли свое развитие в административном, уголовном и гражданском законодательстве. Так, ограничение свободы слова, введенное для защиты чести, достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в нормах Гражданского кодекса РФ и закона РФ "О средствах массовой информации" (1991 г.), которые предусматривают, что моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, либо причиненный ему иной неимущественный вред возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом, а кроме того в этом средстве массовой информации публикуется опровержение.

Право на свободу мысли и слова неотделимо от права свободно искать, получать, производить и распространять всякого рода идеи и информацию независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, а также иным способом по своему выбору.

Это конституционное право (ч. 4 ст. 29) реализуется, прежде всего, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и т.д.), которые в настоящее время являются наиболее эффективным способом поиска, получения и распространения информации.

Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу информации, цензура запрещается. Что же касается сведений, составляющих государственную тайну, которые не могут свободно оглашаться, то их перечень приведен в Законе "О государственной тайне" (1993 г.). В ст. 5 этого закона дается подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в частности это сведения:

  • в военной области;
  • в области экономики, науки и техники;
  • в области внешней политики;
  • в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Нет сомнений, что закрепленные в Конституции РФ свобода слова и свобода информации важные демократические институты. Но, как уже говорилось выше, эти свободы не могут быть использованы во вред охраняемых Конституцией РФ и другими законами прав других граждан, во вред здоровью и нравственности населения.