Оборотные средства предприятия: понятие, состав, анализ. Особенности участия юридических лиц, государства и муниципальных образований в гражданском обороте Участвуют в обороте

Как известно, под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно различается.
Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории:
не ограниченные в обороте объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;
ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;
изъятые из гражданского оборота объекты.
По общему правилу объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченными в обороте (п. 1, 2 ст. 129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Иначе говоря, изъятие или ограничение оборота есть исключения из общего правила свободы оборота. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.
Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. от 08.08.2003)". В перечень, в частности, входят:
- недра, лесной фонд, водные ресурсы;
- охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
- штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);
- специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
- недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
- портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
- объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
- атомные станции;
- стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;
- объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
- радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;
- защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
- федеральные автомобильные дороги общего пользования;
- объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
- крематории и кладбища;
- скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;
- метрополитен.
Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.
При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129ГК).
Правовая регламентация гражданского оборота земель не исчерпывается ГК, нормы которого применяются лишь в части, не противоречащей земельному законодательству (ст. 13 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации») (в ред. от 26.11.2001) . Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК. Для земельных участков, участков недр, участков лесного фонда действует принцип: данные объекты включаются в оборот законом.
Оборотоспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством.
В соответствии со ст. 260 ГК собственник земельного участка свободно владеет, пользуется, распоряжается им постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:
- государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций федеральной службы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
- в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;
- в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;
- не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;
- предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- предоставленные для нужд связи;
- занятые объектами космической инфрастуктуры;
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель (вступил в силу 27 января 2003 г.).

Еще по теме 2.2. Оборотоспособность объектов недвижимого имущества:

  1. Вопрос_62. Продажа недвижимости: понятие, виды и признаки договора; недвижимость как объект договора; объект и субъекты (права и обязанности, ответственность); форма и государственная регистрация; значение отдельных сроков в договоре

Юридические лица -- это организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников). Но одновременно значительно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Ведь именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко даже прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте, тогда как неблагоприятные имущественные последствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому имущественному обороту. Не случайно юридические лица, прежде всего в форме различных торговых - купеческих, предпринимательских компаний, стали широко признаваться законодательством лишь с появлением и усилением экономической потребности в объединении крупных капиталов, как правило не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного и даже нескольких предпринимателей, например, в эпоху великих географических открытий -- для организации морских экспедиций и заморской торговли, позднее -- для строительства судоходных каналов и железных дорог и т. д. Конструкция юридического лица дала возможность создавать такие объединения капиталов за счет имущественных вкладов многих лиц (первоначально главным образом купцов), рисковавших при этом по общим обязательствам лишь некоторой, заранее известной частью своего имущества (и получавших часть общих доходов соразмерно вложенным средствам).

В результате объединения или отчуждения части имущества учредителей появляется новый субъект права -- собственник, являющийся не физическим лицом, а неким искусственным, в этом смысле -- «фиктивным», образованием, признаваемым, однако, законом особым, самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Более того, данный субъект, в принципе, продолжает существовать и в случаях ухода из общего дела одного, нескольких или даже всех учредителей (участников). Иначе говоря, его юридическая личность является вполне самостоятельной, независимой от личности создавших его лиц и не сводится к ней. Поэтому такой субъект выступает в обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам. Этим, в свою очередь, предопределяется и необходимость возложения возможной ответственности по долгам этого субъекта на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников).

На таких принципах создавались первые классические юридические лица -- торговые компании. Впоследствии категория юридического лица получила гораздо более широкое распространение и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства, которые ещё именуются «юридические лица публичного права». Ведь создание юридического лица может преследовать не только цель получения прибыли на вложенное имущество, в том числе лицами, не являющимися предпринимателями, но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной, культурно-воспитательной, благотворительной или иной общественно полезной деятельности не предполагающей получение прямых доходов от нее. Но во всех ситуациях применение данной юридической конструкции связано с обособлением определенного имущества с целью ограничения имущественной ответственности, т.е. уменьшения риска участия в гражданском обороте для его учредителей (участников).

Следовательно, основными функциями (задачами), выполняемыми конструкцией юридического лица, являются ограничение риска ответственности по долгам и более эффективное использование капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками). Таким образом, юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте, т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами. Из сказанного становится очевидным, что категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота.

Вместе с тем персонификация имущества как определенный прием, способ юридической (законодательной) техники всегда вызывала и вызывает известные сомнения в своей обоснованности. Они обычно основываются на упрощенных, абстрактных положениях о «невозможности» существования каких-либо общественных отношений, в том числе правоотношений между лицами и вещами (имуществом).

В основе этих взглядов лежит методологически ошибочное, но, к сожалению, достаточно распространенное даже среди юристов представление о том, что право, включая гражданское, может служить лишь формой для содержательных экономических или иных общественных явлений и в силу этого не должно создавать и использовать собственные категории и конструкции, принципиально отличающиеся от философских или политэкономических. Так, о собственности как об «отношении человека (лица) к вещи» как к своей теперь, вслед за дореволюционными юристами, стали прямо говорить и в современной отечественной литературе. Между тем правовые отношения представляют собой особый, самостоятельный вид реально существующих общественных отношений.

Все это требует специального научного обоснования категории юридического лица, раскрывающего ее сущность, содержание и возможности применения. Объяснениям данной цивилистической конструкции посвящены различные теории, многие из которых уже весьма давно известны в гражданско-правовой науке.

Государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. В тоже время Российское государство является многоуровневым образованием, что связано со множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и особенностями именно РФ, с ее большой территорией и многообразием культуры и быта населяющих ее людей. Государство подразделяется на субъекты различных уровней: РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования.

  • 2) Правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство осуществляет публичную власть. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права: государство само принимает законы; может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения, независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.
  • 3) В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями, то есть происходит своеобразное "расщепление" личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не может быть общей или специальной, а является целевой, то есть государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению.
  • 4) Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени действуют государственные органы, как юридические лица. Согласно п. 2 ст. 124 ГК к государственным и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (например, государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ). Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

Формы участия государства в гражданском обороте:

Отношение собственности - важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.

Законодательством определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ, объекты муниципальной собственности (см. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 // Собрание актов РФ. 1993. № 35. Ст. 3320). Конституцией РФ (ст. 114) осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

Государство приобретает право собственности как по основаниям общим для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему (конфискация, реквизиция и др.). Способы прекращения права собственности также подразделяются на общие и специальные (к последним относятся, например, приватизация).

Обязательственные отношения. Законодательством подробно регулируется участие органов исполнительной власти в заключении и реализации государственных контрактов (на поставку, подряд, закупку сельскохозяйственной продукции и др.). Будучи наиболее крупным заемщиком, государство определяет механизм заимствований и обязанности государственных органов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в силу положений п. 4 ст. 66, п.п. 1, 2 ст. 69 ГК РФ не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Однако закон не препятствует указанным публичным образованиям выступать в качестве вкладчиков (коммандитистов) товариществ на вере.

Государство может быть наследником имущества по закону и завещанию, а также стороной в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, взыскивать причиненный вредом ущерб и отвечать за причиненный вред.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта, противоречащего закону, а также возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, являются способами защиты гражданских прав (см. ст.ст. 13, 16, 41 ГК).

Порядок участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Речь идет о действиях, совершаемых самим государством (муниципальным образованием), и, следовательно, правовое значение их определяется тем, совершены ли они в пределах предоставленных полномочиях, основаны ли они на этих полномочиях. Компетенция органа может быть определенна как в отдельном решении (например, в положении об органе), так и рядом актов, регламентирующих его статус.

В законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда по специальному поручению рассматриваемых субъектов выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (например, государственное внешнее заимствование РФ осуществляется Правительством РФ).

Судебная защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Характеризуя положение государственных органов при осуществлении судебного разбирательства, следует отметить возможности участия их в процессе не только в качестве стороны по делу, но и для защиты интересов других лиц.

Государственные органы могут быть привлечены к участию в процессе для дачи заключения по делу. В законодательных актах называются виды исков, которые могут быть предъявлены соответствующими государственными органами в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан, государственных и общественных интересов.

Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той частью, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями или учреждениями, образует соответственно государственную казну РФ, казну РФ, казну республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа. Казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного и муниципального имущества: это средства федерального бюджета, пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Федеральное казначейство РФ организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ. Юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Так, РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК).

    СРЕДСТВА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ Большой бухгалтерский словарь

    Совокупность СРЕДСТВ предприятия, находящихся вхозяйственном обороте и используемых для образования оборотных произ водственных фондов и фондов обращения. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    СРЕДСТВА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ - средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это, в… … Большой экономический словарь

    В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93 х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них – 90 процентов – это негосударственные СМИ. Согласно российской классификации, СМИ имеют следующие признаки: массовость… … Википедия

    Средства (как правило, оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    привлеченные средства - средства (чаще всего оборотные), не принадлежащие предприятию, полученные со стороны, но временно до их возврата участвующие в хозяйственном обороте в качестве источника формирования оборотных средств. В условиях рыночной экономики это в… … Словарь экономических терминов

    Бухгалтерский баланс Активы Пассивы Внеоборотные активы Оборотные активы Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Внеоборотные средства активы компании, не участвующие в обороте. В РФ к ним, в основном,… … Википедия

    Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег … Википедия

    Финансовые ресурсы, ранее бывшие у организации в виде оборотных средств, но в настоящий момент отсутствующие и в обороте не участвующие. См. также: Основные средства Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Участие исключительных прав в гражданском обороте

А.С. Касьянов

старший юрист ООО «Бюро корпоративных консультаций», аспирант кафедры гражданского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва)

Андрей Касьянов, [email protected]

И в законодательстве, и в науке гражданского права категория «оборот» является весьма распространенной и широко используемой. Но законодательное закрепление универсальной дефиниции указанного понятия отсутствует. При этом, несмотря на то, что феномен гражданского оборота во все времена привлекал внимание представителей гражданского права, исследователи до сих пор не приняли единую позицию относительно определения и содержания этого понятия. Весь спектр существующих мнений может быть сведен к двум основным концепциям:

1) согласно воззрениям первой группы исследователей гражданский оборот представляет собой совокупность сделок1;

2) согласно воззрениям второй группы исследователей гражданский оборот не может быть сведен сугубо к сделкам, поскольку он представляет собой совокупность отношений, складывающихся между субъектами по поводу определенных объектов гражданских прав и отражающих вопросы их движения2.

Представляется, что необходимость рассмотрения указанных подходов как диа-

метрально противоположных отсутствует, а объединение указанных подходов позволяет определить гражданский оборот как совокупность гражданско-правовых отношений имущественного характера, существующих на определенной территории и возникающих, изменяющихся и прекращающихся на основании осуществляемых субъектами подобных правоотношений волевых действий, имеющих целенаправленный и упорядоченный характер3.

Традиционно на протяжении всей истории человечества объектом экономического оборота, а значит и гражданского оборота как его составной части, являлись материальные вещи. Подобное положение вещей объясняется тем, что «рост личности начинается с материального, поэтому первыми областями, в которых за личностью признаются субъективные права, являются области отношений имущественных и семейных. Все то, что выходило за пределы этих материальных отношений, мало интересовало личность, а вследствие этого не находило себе отражения и в гражданском праве»4. Что касается результатов интеллектуальной деятельности и средств инди-

1 См.: Братусь С. Н. О понятии гражданского оборота в современном гражданском праве // Советское государство и право. 1949. № 11. С. 71;

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 110;

Хвостов В. М. Система римского права: учебник. М., 1996. С. 133.

2 Дозорцев А. В. Объекты права государственной социалистической собственности и их классификация // Советской государство и право. 1949. № 1. С. 56;

Красавчиков О. А. Советский гражданский оборот (понятие и основные звенья) // Вопросы гражданского, трудового права и гражданского процесса / Ученые записки СЮИ. М. : Госюриздат. 1957. Т. V. С. 296.

3 Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 50, 54;

Новосельцев О. В. Право интеллектуальной собственности и имущество предприятия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 112.

4 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 132.

видуализации, то они, несмотря на долгую историю своего существования, продолжительное время по ряду причин вовсе не принимали участия экономическом обороте. Объяснение этого В.А. Дозорцев находил в том, что «реализация таких результатов, при всей их значимости для развития человечества, в конечном счете осуществлялась крайне медленно. Она была недостижима на протяжении жизни поколения. Для рынка, где реализация результатов труда должна происходить оперативно, это непри-емлемо»5. В связи с этим создавалось ощущение, что результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации вообще не имеют какого-либо практического экономического значения. Однако наступил период, когда такое положение стало неприемлемым, а возникшая объективная потребность в вовлечении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в гражданский оборот стала постепенно удовлетворяться.

Но в силу своей идеальной природы результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации не могут быть переданы в классическом гражданско-правовом значении этого термина. Обусловлено это тем, что непосредственно результат или средство передать невозможно, можно лишь предоставить право на совершение в отношении них определенных, строго установленных действий. Причем сделать это можно неограниченное количество раз и в отношении неограниченного круга лиц.

По этой причине сначала нашло отражение в теории, а в дальнейшем было закреплено и законодательно положение о том, что такие объекты гражданских прав, как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, не могут отчуждаться и тем самым при-

знаются необоротоспособными. Однако исключительные права на такие результаты и средства могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Таким образом, появление такой категории, как «исключительное право», было обусловлено возникшей значимостью результатов интеллектуальной деятельности для гражданского оборота6. Было просто необходимо закрепить за заинтересованными лицами особые права, «чтобы никто не собирал урожая там, где ничего не по-сеял»7.

Для того чтобы результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могли принять участие в экономическом обороте, для того чтобы они стали объектами рыночных отношений, на них должно было быть закреплено абсолютное право, подобное праву собственности, закрепляемому и признаваемому за материальными вещами, - такова экономическая потребность и необходимость. Именно по этой причине появилась и получила развитие такая ветвь абсолютных гражданских прав, как исключительные права, призванная обеспечить участие в гражданском обороте объектов интеллектуальной собственности. Связано это с тем, что именно «абсолютные правоотношения закрепляют предпосылки и результаты товарообмена (то есть относительных, обязательственных правоотношений), что позволяет говорить об их взаимозависимости, а иногда даже

о производности обязательственных прав от вещных и исключительных»8. Следовательно, и вещные, и исключительные права юридически фиксируют присвоение тех или иных материальных и идеальных благ и служат исходной предпосылкой для юридической организации их оборота, а возникли и существуют они «для обслужива-

5 Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 12-13.

6 См.: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 112; Мерзликина-Квернадзе Р. Понятие и предмет права интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 1. С. 60.

7 Близнец И., Леонтьев К. Право интеллектуальной собственности: цели и средства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. № 2. С. 3.

8 Гражданское право / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006. Т. III. С. 13.

ния потребностей коммерческого оборота, рыночного начала»9.

В настоящее время возможность прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участвовать в обороте законодательно закреплена в пункте 4 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), устанавливающем, что права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.

Полагаем, что действующую редакцию пункта 4 статьи 129 ГК РФ нельзя признать удачной. Дело в том, что в силу положений статьи 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Однако в пункте 4 статьи 129 ГК РФ не определено, о каких именно правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации идет речь: об интеллектуальных правах, об исключительных правах, о личных неимущественных правах или иных.

Общеизвестно, что личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Вопрос отнесения иных права к составу имущественных или неимущественных долгое время дискутировался, но однозначно решен не был. В настоящее время высшие судебные инстанции в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснили, что они все же

являются правами неотчуждаемыми. Но системный анализ ГК РФ, в первую очередь статей 128 и 129, позволяет сделать вывод о том, что возможность отчуждения предусмотрена в отношении такого объекта гражданских прав, как имущественное право, разновидностью которого и является исключительное право. Следовательно, в пункте 4 статьи 129 ГК РФ, устанавливающем необходимость передачи не самих результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а прав на такие результаты и средства, речь идет именно об исключительных правах. Таким образом, указанное положение ГК РФ следует сформулировать более четко и конкретно, изложив ее, к примеру, следующим образом: «Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако исключительные права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гоажданским кодексом Российской Федерации».

Имеющие нематериальный характер результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут становиться объектами правоотношений только в случае, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Однако при этом необходимо отметить, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результата или средство выражены. Вот почему «законное обладание носителем исключительных прав (книгой, видеокассетой, компакт-диском и т. д.) еще не означает возможности экономического использования исключительных прав

9 Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 49.

на сам объект»10. И все же оборот материальных и оборот нематериальных результатов человеческой деятельности тесно связаны между собой. Обусловлено это тем, что огромное количество окружающих нас материальных благ (вещей) являются воплощением нематериального объекта чьих-то прав11. Более того, если обратиться к перечисленным в законодательстве основным способам использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, например в статье 1270 ГК РФ, то выяснится, что они представляют собой действия именно с материальными объектами, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Соответственно, вещные права и интеллектуальные права могут быть закреплены и сосуществовать в отношении одного объекта, представляющего собой материальное благо, в котором нашло отражение нематериальное, тем самым обнаруживая определенную диалектичность объекта интеллектуальной собственности. Несоответствие указанного свойства проявляется лишь в контрафактной продукции, на которую закрепляется вещное право как на материальный объект, но при этом не признаются интеллектуальные права, поскольку такая продукция нарушает права законного правообладателя и публичные интересы, в связи с чем и вопросы вещного права отходят здесь на второй план. Следовательно, право собственности на материальный объект, воплощающий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, когда он принадлежит не автору, имеет ограниченный характер12.

Тем не менее оборот вещей, в которых объективирован результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, для исключительного права вторичен и интересен лишь постольку, поскольку такие вещи воплощают в себе соответствующие нематериальные объекты. Нематериальные объекты без вмешательства права не могут быть кем-либо присвоены фактически, сами по себе они не могут быть включены в гражданский оборот. При регулировании оборота вещей право лишь придает юридическое значение фактически существующей монополии (владению вещами), регулирует и охраняет ее. Применительно же к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации фактическая монополия существовать не может, и ее отсутствие должно быть восполнено правовыми средствами13. Соответствующие результаты и средства не могут быть вовлечены в гражданский оборот, поскольку последний не может быть построен иначе, чем на основе принадлежности (в данный конкретный момент времени) определенных объектов определенным лицам14. Именно поэтому в пункте 4 статьи

1 29 ГК РФ говорится о том, что распорядиться можно исключительным правом, а не самим результатом интеллектуальной деятельности или приравненным к нему средством индивидуализации.

Несмотря на то, что история идеальных объектов насчитывает не одну тысячу лет ввиду того, что существуют они с момента появления сознания у человека, зарождаться рынок таких объектов гражданских прав как исключительных прав начал лишь несколько сотен лет назад. Изначально

10 См.: Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита // Право и экономика. 2004. № 12. С. 46;

Калятин В. О. Право в сфере Интернета. М., 2004. С. 190;

Титаева А. В. Приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ // Налоговый вестник. 2004. № 9. С. 76.

11 См.: Аникин А. С. Содержание и осуществление исключительного права: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 94;

Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова; автор главы «Понятие и содержание исключительных прав» С. А. Бабкин. М., 2008. С. 563.

12 См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова; автор главы «Понятие и содержание исключительных прав» С. А. Бабкин. М., 2008. С. 587-589.

13 Там же. С. 563.

14 См.: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 12-13.

в оборот были вовлечены права лишь на определенные виды интеллектуального продукта (произведения науки, литературы и искусства, результаты технического творчества и некоторые другие), в дальнейшем этот перечень существенно пополнился и разросся (результаты деятельности артистов-исполнителей, программы для ЭВМ, селекционные достижения, секреты производства, базы данных и т. п.). Поскольку с экономической точки зрения по своей сути товаром является все, что может быть продано15, в настоящее время тенденция такова, что права на все результаты творческой деятельности человека отчетливо приобретают черты товара (подтверждением этому может в том числе служить обсуждавшийся при принятии четвертой части ГК РФ вопрос о включении в состав объектов интеллектуальной собственности доменных имен).

Гражданский оборот интеллектуальной собственности, являясь составной частью экономического оборота, представляет собой совокупность отношений, опосредующих процесс перехода являющихся оборотоспособными исключительных прав, реализуемый посредством совершения правообладателем правомерных действий по распоряжению исключительными правами, направленных на полный или временный переход прав от правообладателя к другому лицу16.

Одной из первоочередных задач в сфере оборота исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и

средства индивидуализации является формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, так как эффективное использование интеллектуальных продуктов - одно из важнейших условий реализации поставленной сегодня руководством России задачи модернизации страны, динамичного развития ее экономики, а также увеличения объемов промышленного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Почти все негативные явления, с которыми приходилось сталкиваться в сфере интеллектуальной собственности, так или иначе связаны с двумя основными проблемами: малым объемом и медленным развитием рынка интеллектуальной собственности. В качестве основных причин такого положения рассматривались неупорядоченность отношений, трудности при реализации исключительных прав и использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, большое количество правонарушений, отсутствие развитой инфраструктуры и единой государственной политики и саморегулирующихся механизмов в этой области17. Целью принятия четвертой части ГК РФ как раз и являлось устранение подобных негативных явлений в рассматриваемой сфере. Одним из важнейших положений, закрепленных в ГК РФ, стало положение о включении прямого указания на возможность исключительных прав участвовать в гражданском обороте наравне с другими

15 См.: Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... док. юрид. наук. М., 2003. С. 102, 140;

Гражданское право / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006. Т. II. С. 275;

Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 56; Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути их решения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. № 3. С. 2-10.

16 См.: Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 104, 109;

Новосельцев О. В. Право интеллектуальной собственности и имущество предприятия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 112;

Рузакова О. А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: дис. ... док. юрид. наук. М., 2007. С. 73;

Скворцов А. А. Договоры о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 18, 45.

17 Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... док. юрид. наук. М., 2003. С. 318.

объектами гражданских прав. При этом одним из значимых для рынка коммерческим свойством объектов гражданских прав в целом18, а для прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в частности19, является свойство оборотоспособности объектов гражданских прав, представляющее собой одно из составляющих правового режима этих объектов и используемое при их классификации на следующие виды объектов гражданских прав:

Оборотоспособные,

Ограниченно оборотоспособные,

Необоротоспособные.

Свойство оборотоспособности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации выражается в юридически обеспеченной возможности участия этих прав в коммерческом обороте путем предоставления права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и (или) распоряжения исключительным правом на них от одних субъектов гражданских правоотношений к другим при помощи различных гражданско-правовых способов. По общему правилу большинство объектов гражданских прав признается свободными для участия в гражданском обороте: они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании различных юридических фактов. Это есть проявление одного из основных начал гражданского законодательства, сформулированного в пункте 3 статьи 1 ГК РФ, а именно свобода перемещения товаров на всей территории Российской Федерации.

Ограниченно оборотоспособными признаются объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению или с соблю-

дением предусмотренных пунктом 2 статьи 129 ГК РФ условий. В научной литературе традиционно в качестве двух главных оснований ограничений оборотоспособ-ности объектов гражданских прав называются естественные свойства объектов и прямое указание20. При этом ограничения оборотоспособности могут вводиться только в случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Изъятыми из оборота признаются законодательно установленные объекты гражданских прав, которые не могут выступать предметом сделок и переходить от одного лица к другому.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как и всякие объекты гражданских прав, могут быть классифицированы на указанные группы по признаку их оборотоспособности21.

В первую группу будут включены исключительные права, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому при помощи любого гражданско-правового способа. При этом действует презумпция оборотоспособности исключительных прав, закрепленная в статье 129 ГК РФ.

Вторую группу составляют исключительные права, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. К указанной группе, к примеру, относятся исключительные права на секретные изобретения. Заметно ограничена оборото-способность исключительного права на коммерческое обозначение, так как оно может перейти к другому лицу лишь в составе предприятия, для индивидуализации

18 См.: Лапач В. А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 289-300.

19 См.: Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: дис. ... док. юрид. наук. СПб., 1999. С. 157.

20 Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 53.

21 См.: Крушина О. Г. Залог исключительных прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 72-73.

которого оно используется (п. 4 ст. 1539 ГК РФ)22.

Третью группу составляют исключительные права, нахождение которых в обороте не допускается. Изъятыми из гражданского оборота в силу прямого указания закона являются исключительные права на фирменное наименование (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), исключительные права на коллективный знак (п. 2 ст. 1510 ГК РФ), исключительные права на наименование места происхождения товара (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).

В рамках оборотоспособности исключительных прав следует отметить следующее: при реализации вовлечения исключительных прав в гражданский оборот остро стоит проблема определенности таких прав, обусловленная их особой природой и присущими им особенностями. Дело в том, что согласно гражданскому законодательству Российской Федерации часть результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации подлежит государственной регистрации, а часть нет. При этом очевидно, что оборот исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые прошли процедуру государственной регистрации, представляется значительно более стабильным и определенным, чем оборот исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, не прошедших государственную регистрацию. Связано это с тем, что права обладателей на зарегистрированные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации подтверждаются выдаваемым свидетельством, индивидуализирующим конкретное

исключительное право и подтверждающим права его обладателя.

Постепенное введение института регистрации исключительных прав в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации представляется ряду исследователей положительным, поскольку способствует увеличению контроля правообладателя за действиями, производимыми с его правом23. Стоит отметить, что в настоящее время из 16 объектов интеллектуальной собственности, перечисленных в статье 1225 ГК РФ, подлежат обязательной государственной регистрации 7 объектов(изо-бретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара), еще 3 объекта (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) могут быть зарегистрированы правообладателем в добровольном порядке. В отношении объектов авторского права24 и коммерческих обозначений25 также высказывается мнение о необходимости введения как минимум добровольной регистрации подобных объектов.

В связи с этим полагаем, что для стабилизации гражданского оборота, повышения привлекательности участия подобных объектов гражданских прав в обороте следует закрепить положение о том, что оборотоспособными исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации признаются исключительные права, прошедшие государственную регистрацию, также следует установить, что распоряжение ис-

22 Павлова Е. А. Договоры о распоряжении исключительным правом: комментарий к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 9. С. 63.

23 См.: Добрякова Г. Э., Крехалева Л. П. Проблемы передачи исключительных прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 4. С. 75.

24 Мерзликина Р. Проблемы правового регулирования отношений, возникающих при приобретении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права 2004. № 12. С. 16.

25 Кондратьева Е. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. № 4. С. 21.

ключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации возможно лишь при условии обязательной или добровольной государственной регистрации26 такого результата или средства индивидуализации.

Безусловно, процедура регистрации исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным признается то, что осуществление подобной регистрации представляет собой средство публичного контроля за оборотом исключительных прав, преследующим цели наиболее полной охраны прав и законных интересов участников подобных отношений через юридические механизмы обеспечения государственной гарантии достоверности сведений о существовании или отсутствии юридических фактов и прав27. К негативной стороне осуществления регистрации обычно относят ее достаточно продолжительные сроки, затягивающие вступление договора в силу и замедляющие тем самым процесс движения прав, а также необходимость внесения платы за ее осуществление28. Тем не менее, не отрицая факт существования указанных негативных моментов, следует признать, что их легко устранить. Для этого требуется лишь установить разумный срок осуществления регистрации и приемлемую плату за ее проведение.

Учитывая перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые сегодня еще не подлежат государственной регистрации, представляется, что в добровольном порядке может осуществляться государственная регистрация следующих результатов интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир

или по кабелю радио- или телепередач. В отношении такого средства индивидуализации, как коммерческие обозначения, необходимо установить обязательную государственную регистрацию. В отношении же не прошедших добровольную государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности следует установить, что они защищаются гражданским законодательством, но распоряжение исключительными правами на них до прохождения государственной регистрации невозможно. Действие этого правила следует распространить в отношении уже созданных и существующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. А исключением из подобного правила будут случаи создания результата интеллектуальной деятельности по заказу (статьи 1288, 1372, 1431 и 1463 ГК РФ) и при выполнении работ по договору (статьи 1297, 1371, 1462 и 1471 ГК РФ), когда первоначальное распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности ввиду того, что подобный объект еще не существует, а возможно, и не появится, по общему правилу происходит в порядке, установленном законом, который, однако, может быть сторонами изменен.

Несмотря на общий с материальными объектами критерий классификации, по признаку оборотоспособности оборот исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации существенно отличается от товарно-денежного оборота вещей, охраняемых вещным правом собственности. Применительно к обороту исключительного права на рассматриваемые результаты и средства используется не классический механизм производства и обмена товаров как вещей, а лишь су-

26 Согласно пункту 7 статьи 1232 ГК РФ добровольная регистрация может быть государственной, также такую возможность закрепляет статья 1262 ГК РФ.

27 См. : Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 137;

Степанова О. А. Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 172.

28 Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. С. 137.

губо товарно-денежная форма. В силу идеального характера, индивидуальности и оригинальности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации «плата за приобретение исключительного права на них либо за предоставление права использования результата или средства определяется не сопоставлением индивидуальных трудовых и иных затрат автора либо иного правообладателя с общественно необходимыми затратами на их создание, поскольку таковых не существует и по определению не может существовать, а соотношением спроса и предложения на указанные результаты и средства»29. Собственно, основной предпосылкой вовлечения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в оборот послужила возникшая на определенном этапе развития общества необходимость обеспечения разумного баланса интересов творцов, желающих получить адекватное вознаграждение за свой труд30.

Условием участия исключительных прав в гражданском обороте является наличие у них соответствующего правового режима. Суть его заключается в том, что законодатель, с одной стороны, определяет условия принадлежности прав субъектам гражданских прав, а с другой - предоставляет возможность ими распоряжаться. Отсюда вытекает значение правового механизма реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: на первом этапе в рамках абсолютного правоотношения возникает и легализуется право лица в отношении созданного им идеального объекта, на втором происходит дальнейшее движение этого права через относительное правоотношение, которое направлено на передачу прав на нематериальные объекты. Именно на этой стадии права на эти объекты, обладающие свойствами товара, вовлекаются

в гражданский оборот, где и выявляется их реальная экономическая сущность31, ибо оборот имущественных прав, а значит и исключительных как их разновидности, складывается из многочисленных конкретных актов распоряжения подобными правами, совершаемых правообладателями в целях получения некоего положительного экономического эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

2. Астахова М. А. Оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. .канд. юрид. наук. Тюмень, 2007.

3. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... док. юрид. наук. М., 2003.

4. Близнец И., Леонтьев К. Право интеллектуальной собственности: цели и средства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. № 2.

5. Братусь С. Н. О понятии гражданского оборота в современном гражданском праве // Советское государство и право. 1949. № 11.

6. Волынкина М. В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. № 6.

7. Гражданское право / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006. Т. II.

8. Гражданское право / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006. Т. III.

9. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред.

10. Добрякова Г. Э., Крехалева Л. П. Про-

29 Зенин И. А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) // Законодательство. 2008. № 8. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

30 См.: Волынкина М. В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. № 6. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

31 См. там же.

блемы передачи исключительных прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 4.

11. Дозорцев А. В. Объекты права государственной социалистической собственности и их классификация // Советское государство и право. 1949. № 1.

12. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003.

13. Зверева Е. Имущественные и исключительные права на информационные продукты, их реализация и защита // Право и экономика. 2004. № 12.

14. Зенин И. А. Исключительное интеллектуальное право (право интеллектуальной собственности) // Законодательство. 2008. № 8.

15. Калятин В. О. Право в сфере Интернета. М., 2004.

16. Титаева А. В. Приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ // Налоговый вестник. 2004. № 9.

17. Кондратьева Е. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 4. 2009.

18. Красавчиков О. А. Советский гражданский оборот (понятие и основные звенья) // Вопросы гражданского, трудового права и гражданского процесса / Ученые записки СЮИ. М. : Госюриздат. 1957. Т. V.

19. Мерзликина Р. Проблемы правового регулирования отношений, возникающих при приобретении исключительного права

на результат интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права 2004. № 12.

20. Мерзликина-Квернадзе Р. Понятие и предмет права интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 1.

21. Новосельцев О. В. Право интеллектуальной собственности и имущество предприятия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

22. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

23. Рузакова О. А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: дис. ... док. юрид. наук. М., 2007.

24. Скворцов А. А. Договоры о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

25. Степанова О. А. Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

26. Фомичев Ю, Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути их решения // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2004. № 3.

27. Хвостов В. М. Система римского права: учебник. М., 1996.

28. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.

Опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица.

Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте. Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.



Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его.

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Государство как собственник . Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.

Государство может участвовать и в общей долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Государство как участник сделки . Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и т.д. Поскольку государство - не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя (доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т.д.). Государство (а именно Российская Федерация) выступает получателем имущества при признании сделки недействительной по ст. 169 ГК РФ.

От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации.

Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства. Государственное финансирование может предоставляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами. От имени государства такие договоры с банками и заемщиками (застройщиками) заключает Министерство финансовРФ.