Понятие и система органов социальной защиты населения. Положение об управлении социальной защиты населения

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование . Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся :

ü Фонд социального страхования РФ,

ü Пенсионный фонд РФ,

ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения . К их числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни граждан всех социальных слоев и категорий. В этих целях ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты граждан. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях",

4.Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций .

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита ".

С появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права:

трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),

жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем,

семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д.,

экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение.

Таким образом, понятие "социальная защита " значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты .

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда исоциального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

  1. Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
  2. Районные управления социальной защиты населения, и предоставления субсидий.
  3. Центры социального обслуживания,
  4. Бюро медико-социальной экспертизы,
  5. Центры помощи семье и детям,
  6. Социальные приюты для детей,
  7. Пансионаты для ветеранов,
  8. Психоневрологические интернаты,
  9. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
  10. Реабилитационные центры для инвалидов,
  11. Геронтопсихиатрический центр,
  12. Дома ночного пребывания,
  13. Центр социальных выплат,

3. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения .

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

ü Отношения по пенсионному обеспечению;

ü Отношения по социальному обслуживанию;

ü Отношения по выплате пособий;

ü Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается,

во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению.

во-вторых , санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

Общую часть,

Особенную часть,

Специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

Ø трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Ø по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

4. Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

ü конститутивные,

ü кодифицированные,

ü текущие.

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

ü законы (примеры приводились выше);

ü указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

ü постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

ü постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

ü другие нормативные акты.

3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:

· общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

· республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

· отраслевые

· локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Деятельность учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.
  2. Правовое положение иных видов учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.

Литература

Основная

Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П.Галаганов. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – Параграфы 2.3, 2.4 - С. 38 – 46; Параграф 2.1. – С. 354-356*.

Дополнительная

Акимова Ю,А. Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / Ю.А. Акимва, О.И. Байдарова, Е.Н. Золотова и др.; под ред. Е.И. Холостовой, О.В. Прохоровой. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013. – 256 с.

Аксютина З.А. Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в социально-правовой защите несовершеннолетних / З.А. Аксютина, С.А. Маврин. // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. - № 1 (40). – С. 61 – 65.

Базырова Б.А. Участковый уполномоченный милиции как субъект профилактики системы ювенальной юстиции // Российский криминологический взгляд. 2008. № 2. С. 250-252; www: elibrary.ru

Басов НФ. Социальная работа с молодежью: учеб.пособие / Н.Ф, Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др. 3-е изд.; под ред. проф. Н.Ф. Басова. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010. – 327 с.

Внебюджетные фонды России. Федотов Д.Ю. Курс лекций / Иркутск: Байкальский Государственный Университет экономики и права(Иркутск), 2002. – 218 с.

Лычкань Л.П. К вопросу о роли социального государства в реализации функций социальной защиты населения органами местного самоуправления / Л.П. Лычкань // Бизнес в законе. – 2008. – № 2 . – С. 41 – 43.

Максимова М.Н. Региональная система социального обслуживания населения: (на примере Республики Татарстан) / М. Н. Максимова, М. В. Гинсбург; ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т Минздравсоцразвития РФ".-Казань: Медицина, 2011.-135, с.: ил.; 20.-Библиогр.: с. 116-128

Опыт и перспективы развития Ассоциации социально-общественных организаций инвалидов Республики Татарстан: [сборник / ; сост. Р.Н. Валеев, Г.В. Морозова]. - Казань, 1994. - 39 с.

Опыт работы управления социальной защиты Бугульминского района и г.Бугульмы / ; Сост.:В.К.Смирнова,Г.Т.Валеева. - Казань, 1997. - 77с.

Свинцов А.А. Медико-социальная экспертиза России: правовые и организационные перспективы / А.А. Свинцов // Социальное и пенсионное право. – 2012. - № 1. – С. 27 – 29*.

Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебник. – М., ИТК «Дашко и ко». – 2013. – 282 с.

Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб.пособ. – М., ИТК «Дашков и ко». – 2011. – 212 с.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"// СЗ РФ. – 2009. - N 30. - Ст. 3738.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2010. - N 49. - Ст. 6422.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета. – 1999. – 30 июня.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Российская газета. – 1999. - 23 июля.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - 2 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - 19 декабря.

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - N 6. - Ст. 319.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2012. - N 26. - Ст. 3528.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2012. - N 26. - Ст. 3526.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. N 535 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Российская газета. – 2012. - 4 июня.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. N 533 "О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства" // СЗ РФ. – 2012. - № 23. – Ст. 3027

Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" // Российская газета. – 2005. - 22 апреля.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Российская газета. – 2004. - 8 июля.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" // Российская газета. – 2004. - 8 июля

Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // СЗ РФ. – 2000. - N 49. - Ст. 4822.

Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. – 1998. - № 32. - Ст. 3902.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // Российская газета. – 1994. - 22 февраля.

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 44. -Ст. 4212.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 2 "Об утверждении структуры Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2012 г., N 7

Приказ Федерального фонда ОМС от 28 марта 2012 г. N 60 "О представителях ФОМС в федеральных округах" // Текст приказа официально опубликован не был; СПС «Консультант Плюс».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 января 2011 г. N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" // Российская газета. – 2011. - 11 февраля.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53064-2008 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 441-ст). - Москва, Стандартинформ, 2009.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 561-ст). - Москва, Стандартинформ, 2008.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 558-ст). - Москва, Стандартинформ, 2009.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 559-ст). - Москва, Стандартинформ, 2008.

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 N 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению" // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. - N 8.

Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 N 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону" // Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. - N 8.

Приказ Минсоцзащиты РФ от 25 января 1994 N 10 "О домах ночного пребывания" // СПС КонсультантПлюс.

Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145 « Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФР // СПС «КонсультантПлюс».

Положение о правлении Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Федеральным фондом ОМС 24 ноября 1993 г.) // Сборник законодательных актов и нормативных документов «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». – Т.1. – Москва, 1995.

Временное типовое положение о филиале Территориального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Федеральным фондом ОМС 22 сентября 1993 г.) // Сборник законодательных актов и нормативных документов «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». – Т.1. – Москва, 1995.

Социальное управление представляет собой управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в социуме. Предпосылкой и движущей силой процесса социального управления выступает власть, которая рассматривается в качестве инструмента организации данного социума, основной регулятор складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях исходя из положений ныне действующей Конституции РФ, в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное (поскольку местная власть отделена от вертикали государственной власти).

Переход Российской Федерации от экономики плановой к рыночной экономике отразился в изменении структуры органов системы социального обеспечения. Национальная государственная система социального обеспечения населения в настоящее время включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи, систему социальных льгот и преимуществ. правовой социальный государственный

Обязательными участниками (субъектами) правоотношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него нуждающиеся граждане, с другой - компетентные государственные органы и организации, компетентные предоставлять тот или иной вид социального обеспечения, и которые определены для этой цели законодательством.

Существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих каждый из видов социального обеспечения, поэтому выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае возможно лишь проанализировав многочисленные нормативные правовые акты. Общий анализ законодательства показывает следующее. Помимо органов, непосредственно предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения, данную функцию может осуществлять и другие государственные органы. К числу так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной. исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства в социальной сфере является Правительство РФ, которое наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения, поскольку на него также возложена ответственность за реальное обеспечение прав и свобод граждан, включая и их надлежащее социальное обеспечение. Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.п.

В структуру федерального правительства входит Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда России), которое и является центром социальной политики России и одним из основных объектов настоящего исследования. Его посредством Правительство обеспечивает осуществление национальной государственной политики в области социального обеспечения. Функции по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране должен осуществлять специальный федеральный орган исполнительной власти, и в настоящее время таковые функции также возложены на Минтруда России. Свои управленческие функции Минтруда России реализовывает в процессе активного взаимодействия с другими федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Возглавляет этот федеральный орган государственной власти министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр принимает нормативные правовые акты по направлениям деятельности перечисленных внебюджетных фондов и назначает проверки их деятельности.

Органы социального обеспечения на региональном уровне, то есть уровне субъектов Российской Федерации, и муниципальном уровне могут носить разные наименования - министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы социального развития или социальной защиты населения (региональные и местные органы социального обеспечения), но, несмотря на это разнообразие, задачи и функции в целом у них одинаковые. Особенностью нижестоящих органов социального обеспечения населения в субъектах Российской Федерации является то, что они находятся в подчинении администрации субъекта Российской Федерации, либо подведомственны муниципальным образованиям.

Таким образом, сложилась и функционирует определенная иерархия органов социальной защиты, которые включены в систему государственной исполнительной власти, которая вытекает из особенностей федеративного устройства РФ и присущей ей централизации власти. Подобный иерархический способ можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, фондов ОМС). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти Содержание же отношений между органами внутри структуры каждого фонда носит административный характер, следовательно во внутренних взаимосвязях указанных органов наблюдаются также отношения подчинения и власти. Как было сказано выше, в отдельных случаях предоставление некоторых видов социального обеспечения осуществляет работодатель в лице администрации организаций и учреждений, тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа права социального обеспечения создание максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на тот или иной вид социального обеспечения.

Вывод по первой главе. Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить основные разновидности органов, осуществляющих свои функции в сфере социального обеспечения. Во-первых, это органы государственной власти (федерального, регионального уровня) и органы местного самоуправления, включая также территориальные органы различных федеральных министерств и ведомств, например, МВД России, Минобороны России и проч. Во-вторых, это органы обязательного социального страхования, входящие в структуру ПФР, ФСС России, фондов ОМС, начиная с федерального уровня и заканчивая местным уровнем. В-третьих, это негосударственные пенсионные фонды, которым государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям.

Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Социальная защита населения в широком смысле - это совокупность социально – экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная защита населения включает:

    социальное обеспечение;

    социальное страхование;

    социальную поддержку (помощь).

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения. Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

Социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, из числа указанных Федеральным законом, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно правовых установках и международно - правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

    первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

    перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

    повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

    усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

    обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

    максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Осуществляется социальная защита граждан за счет финансирования федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во – первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во – вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в – третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в – четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально – экономической обстановке в стране, но и на собственных социально – экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно – правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования. Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально – политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения – совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико – социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально – медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно – распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно – правовой, морально – психологической помощи нуждающимся категориям населения с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется преимущественно на основе активно – стимулирующих методов.

1.2 Органы социальной защиты населения и их роль в политике государства

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция, установив основные положения данного института, не дала нам более широкого объяснения существования, деятельности, развития государственных структур которые непосредственно занимаются вопросами социальной защиты населения нашей страны. В области социальной защиты населения существуют такие органы как:

    Министерство труда и социальной защиты населения РФ;

    Органы социальной защиты населения субъектов РФ;

    Территориальные органы социальной защиты населения РФ.

До 1996 года существовали: Министерство социальной защиты населения РФ, управления социальной защиты населения в регионах, отделы социальной защиты населения - в городах и районах, и Министерство труда РФ и соответствующие отделы в регионах.

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены. В 2004 году часть Министерства труда и социального развития РФ была объединена с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, оплаты труда, уровня жизни и доходов, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, условий и охраны труда, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В области социальной защиты населения Минтруд РФ:

    Разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов13, инвалидов14 и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекᴛᴏʙ Российской Федерации; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекᴛᴏʙ РФ и организаций по социальной защите граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а кроме того контроль за предоставлением установленных законодательством РФ льгот и компенсаций этим гражданам;

    Координирует и контролирует разработку и реализацию федеральных программ социальной поддержки и улучшения положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

    Представляет доклады в Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

    Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных законодательством РФ для семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов;

    Осуществляет методическое обеспечение работы по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей.

Важной основой деятельности Минтруда РФ в области социального обслуживания конкретным материальным обеспечением вышеперечисленных категорий граждан является социальное страхование. Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования РФ. Минтруд РФ помогает Фонду разрабатывать размеры тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование, осуществлять меры, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда. Председатель Фонда назначенный Правительством РФ обязан разрабатывать совместно с Минтруда РФ предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию.

Министерство труда и социальной защиты РФ возглавляет Миʜᴎϲтр, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В настоящее время его возглавляет Максим Анатольевич Топилин.

Миʜᴎϲтр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Миʜᴎϲтерство труда и социальной защиты РФ задач и осуществление им своих функций. Миʜᴎϲтр имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ.

Система законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ устанавлива­ется ими самостоятельно в соответствии с основами конституци­онного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В различных регионах, субъектах РФ органы социальной за­щиты населения области, края называются по – разному: департа­менты, управления, отделы, комитеты, министерства, но основ­ные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения субъектов РФ являют­ся органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляю­щими в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области трудовых отношений, охраны труда, социальной защиты населения, взаимодействуют с федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами со­циальной защиты населения муниципальных образований субъ­ектов РФ, общественными и иными объединениями и организа­циями, гражданами.

В своей деятельности органы социальной защиты населения субъектов РФ подконтрольны органам исполнительной власти субъектов РФ.

Органы социальной защиты населения субъектов РФ облада­ют правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, лицевые счета в управлении казначейского контроля департамен­та по финансам, бюджету и контролю субъектов РФ, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наимено­ванием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Основными задачами органов социальной защиты насе­ления являются:

    разработка основ и реализация мер государственной поли­тики в области социальной защиты населения, трудовых отноше­ний, охраны труда в пределах своей компетенции;

    участие в разработке прогнозов социально-экономического развития и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения, охраны труда;

    разработка и реализация региональных целевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп насе­ления;

    содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;

    организация реабилитации инвалидов;

    координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инва­лидов;

    организация социальной поддержки семьи, материнства,

от­цовства и детства, пожилых граждан и ветеранов.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляет функции:

а) в области государственного обеспечения пособиями, ком­пенсациями и другими социальными выплатами пожилых граж­дан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц.

б) в области социального обслуживания населения: осущест­вляет деятельность по созданию и развитию совместно с органа­ми исполнительной власти субъектов РФ, учреждений по реа­билитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

в) в области реабилитации инвалидов;

г) в области социальной поддержки пожилых граждан;

д) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и т.д.

Органы социальной защиты населения субъектов возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органами исполнительной власти субъектов РФ. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению органами государственной власти субъектов РФ.

В органах социальной защиты населения субъектов образуется коллегия. Положение о коллегии и ее состав утверждаются орга­нами государственной власти субъектов РФ. Коллегия рассматри­вает наиболее важные вопросы социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда.

Управление социальной защиты населения является террито­риальным органом органов социальной защиты населения субъ­ектов РФ, осуществляющим полномочия на территории данного муниципального образования в области трудовых отношений и охраны труда, социальной поддержки и социального обслужива­ния граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предоставления мер социаль­ной поддержки ветеранов войны и труда, жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан.

Положение, структура, штатное расписание управления, квали­фикационные требования по ведущим, старшим и младшим госу­дарственным должностям государственной гражданской службы субъектов РФ в управлении утверждаются приказом руководителя органа социальной защиты населения по представлению руководи­теля территориального управления, в пределах установленного фон­да оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.

Основными задачами территориального управления явля­ются:

    участие в реализации на территории муниципального обра­зования государственной политики в области социальной под­держки и социального обслуживания населения, трудовых отно­шений, охраны труда;

    развитие социального партнерства в муниципальном обра­зовании, правовое и организационное обеспечение заключения, проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений;

    организация работы по урегулированию коллективных тру­довых споров, участие в примирительных процедурах;

    организация социальной поддержки и социального обслужи­вания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, вете­ранов, инвалидов и других категорий граждан;

    назначение и выплата субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг

    направление инвалидов в социально – реабилитационные отде­лениям государственных учреждений социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами управление осущест­вляет функции:

    в области обеспечения мер социальной поддержки;

    в области социального обслуживания населения;

    в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства;

    в области мер социальной поддержки инвалидов, ветеранов и других категорий граждан;

    в области трудовых отношений и социальных гарантий;

    в области условий и охраны труда;

    организует подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации работников управления и государственных учрежде­ний социального обслуживания, расположенных на территории муниципального образования;

    рассматривает устные и письменные обращения граждан, принимает по ним необходимые меры, осуществляет регистрацию и учет письменных обращений граждан, организует личный при­ем граждан.

Таким образом, органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области социальной защиты и трудовых отношений.

1.3 Виды деятельности органов социальной защиты

Существуют несколько направлений деятельности органов социальной защиты населения:

1) Работа с обращениями граждан;

2) Деятельность в области назначения и выплаты пособий;

3) Деятельность в области реабилитации инвалидов;

5) Работа с гражданами, в области назначения и выплаты компенсаций.

В органы социальной защиты населения РФ обращается зна­чительная часть населения, это связано прежде всего с низким уровнем жизни большинства граждан РФ. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была и остается высокой.

В органы социальной защиты населения, например, поступа­ют письма об оказании материальной помощи, о выплате ком­пенсации на оплату жилищно – коммунальных услуг, об обеспече­нии социальными выплатами и компенсациями и др. В субъектах РФ утверждаются инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти. В инструкции один раздел посвящается порядку организации рассмотрения письменных, устных обращений и приема граждан.

В органах социальной защиты населения для организации работы по рассмотрению обращении и личного приема граждан приказом руково­дителя управления назначается должностное лицо, несущее персональную ответственность за эту работу.

Обращения регистрируются с использованием компьютерной техники.

При незначительном количестве обращений вместо регистрационно – контрольных карточек может вестись журнал учета рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Прием граждан проводится в служебных кабине­тах должностных лиц, осуществляющих прием, либо в специаль­но отведенном помещении, которое оборудуется необходимым имуществом и оснащается средствами связи.

Личный прием граждан в органах социальной защиты на­селения проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об уста­новленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Так же граждане обращаются в органы социальной защиты населения за назначением и выплатой пособий на детей. На каждого гражданина оформляется личное дело. Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения и перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по назначению пособий в приемные дни и осуществляется по участковой системе. Участки формируются по алфавиту. У каж­дого специалиста на участке создается картотека личных дел по­лучателей пособий.

При приеме специалист проверяет:

    принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, от­чество во всех документах должны соответствовать данным па­спорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлеж­ности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

    данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);

    не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли он на учете в отделе, получал ли пособие;

    наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, от­чество заявителя, основание выдачи, подписи, печати).

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государ­ственных пособий на детей. Если заявитель обратился за пере­расчетом пособия, то заявление регистрируется в журнале реги­страции заявлений граждан о перерасчете государственных посо­бий на детей.

После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль специалисту, который после проверки подписыва­ет его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.

Одной из основных характеристик условий быта, среды суще­ствования и здоровья граждан, наряду с уровнем заболеваемости, демографическими и другими показателями, являются данные об инвалидности, которые служат важным показателем социального неблагополучия населения. В связи с этим проблема инвалид­ности и инвалидов рассматривается как один из аспектов соци­альной безопасности.

Значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности в социальной структуре общества, а также ожидаемое дальнейшее увеличение числа инвалидов в связи с неблагоприятной социально – экономической ситуацией в стране свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и о необходимости проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество.

Политика государства в данной сфере в отношении инвалидов реализуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Одним из основных направлений этой политики стала комплексная реабилитация инвалидов.

Она представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реабилитация инвалидов включает:

    медицинскую реабилитацию

    профессиональную реабилитацию;

    социальную реабилитацию.

Медицинская реабилитация – комплекс лечебных и профилактических мероприятий, которая направлена на максимально возможное восстановление утраченных способностей пациента после различных заболеваний.

Профессиональная реабилитация – многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Все виды реабилитации относятся лишь к тем инвалидам, у ко­торых имеется достаточно обширный потенциал реабилитации.

Органами социальной защиты населения ведется постоянная работа по оказанию социальной поддержки малообеспеченным семьям, воспитывающим детей – инвалидов. Для проведения системной работы по реабилитации детей – инвалидов действуют службы для детей с ограниченными возмож­ностями. В числе услуг, оказываемых специалистами учрежде­ний - социально – бытовые, медицинские, социально – психологиче­ские, педагогические, юридические. В целях усиления внимания вопросам социальной реабилитации детей штатным расписанием учреждений предусмотрены должности социального педагога, психолога, специалистов по социальной работе.

Стационарное социальное обслуживание направлено на ока­зание разносторонней социально – бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утра­тившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, не имею­щим медицинских противопоказаний для получения социально­го обслуживания и социальных услуг. Оно включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизне­деятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно – трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учрежде­ниях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Существуют меры социальной поддержки граждан в жилищно – коммунальной сфере. В настоящее время в жилищно – коммунальной сфере существу­ют два основных вида социальной поддержки граждан:

    выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг

    предоставление мер социальной поддержки по 50 % оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые ветеранам, инва­лидам и некоторым другим категориям граждан.

Финансирование расходов на предоставление субсидий малообеспеченным гражданам и мер социальной поддержки по опла­те жилищно – коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по 50% оплате занимаемой общей площади и комму­нальных услуг ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (кроме тружеников тыла) и боевых действий, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы субъектам РФ с выделением им необходимых для этого субвенций из федерального бюджета, а также с предоставлением права уста­навливать форму предоставления данных мер (в том числе в на­туральном или денежном виде).

К мерам социальной поддержки граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, предоставляемым органами социальной защиты населения, относятся:

    компенсации;

Компенсации можно классифицировать:

    по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);

    по целевому назначению (за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, за потерю кормиль­ца, на питание школьников, дошкольников и др.).

Ежегодная денежная выплата назначается независимо от фак­та получения пенсии либо ведомственной принадлежности орга­на, осуществляющего пенсионное обеспечение. Размеры ежегодных денежных выплат индексируются не реже одного раза в год в порядке, утверждаемом органом исполнитель­ной власти субъекта РФ.

Финансирование расходов на предоставление ежегодной де­нежной выплаты, установленной Законом, осуществляется за счет средств регионального бюджета.

Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию по­хорон, выплачивается пособие на погребение умерших инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС или лиц, умерших следствие черно­быльской катастрофы.

Размеры компенсаций и иных выплат гражданам, пострадав­шим от радиационных и техногенных катастроф, индексируются исходя из уровня инфляции.

Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вслед­ствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, еже­месячно выплачивается денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать дополнительные меры социальной поддержки отдельных катего­рий граждан. Например, в субъектах РФ принят закон «О еже­годной денежной выплате отдельным категориям граждан, под­вергшихся радиационным воздействиям, и их семьям».

Действие Закона распространяется на лиц, зарегистрирован­ных по месту жительства на территории субъекта РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы социальной защиты населения выполняют огромную роль в области социального обеспечения, социальной поддержки граждан. От деятельности этих органов зависит дальнейшее социальное положение граждан в обществе.

Глава 2 Деятельность органов социальной защиты населения на примере Отдела филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

2.1 Экономико – организационная характеристика Отдел филиала ГКУ РЦСПН по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе

Государственное казенное учреждение создано в связи с реорганизацией Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 13.09.2013 № УП-274 и распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 28.10.2013 № 1308-р. С 1 января 2014 года отдел Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе переименован в Отдел филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Белебеевскому району и г. Белебей в Альшеевском районе.

Небольшой коллектив отдела, численностью 18 человек, прилагает все усилия для решения социально – трудовых проблем, усиления социальной защищенности малоимущих граждан, выполнения задач, поставленных в Послании Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан.

Основными задачами отдела являются:

    социальная защита населения на территории района, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем в области социального развития;

    повышения уровня жизни и доходов населения;

    развитие социального партнёрства;

    обеспечение социальной защиты граждан в соответствии с законодательством.

В соответствии с основными задачами отдел выполняет следующие функции:

    осуществляет назначение, перерасчёт, выплату и доставку пособий, компенсаций, других денежных выплат социального характера, а также контроль за их проведением;

    совершенствует формы и методы работы по назначению, перерасчёту пособий и компенсаций;

    ведёт базу данных получателей социальных льгот и пособий (ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей – инвалидов, многодетных семей, семей группы риска и т.д.), поддерживает её в актуальном состоянии;

    содействует обеспечению занятости инвалидов, проведению мероприятий по их профессиональной и другой реабилитации, выдаёт направления в учреждения медико-социальной экспертизы неработающим гражданам;

    организует учёт и предоставление льгот инвалидам, неработающим гражданам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия;

    осуществляет выдачу удостоверений и других документов, являющихся основанием для предоставления льгот, обеспечивает их учёт;

    осуществляет выдачу справок малообеспеченным студентам образовательных учреждений для оказания им государственной социальной помощи;

    осуществляет информационно-консультативное обеспечение социальной защиты населения, а также информационное сопровождение развития социальной защиты населения района, взаимодействует со средствами массовой информации. Структура Отдела представлена на рисунке 1.