Банкротство компании: что нужно знать главному бухгалтеру. Приостановление дела о банкротстве Письмо о приостановке конкурсного производства что означает

Обычно наступление кризиса в деятельности фирмы ведёт к наступлению банкротства. Под таким явлением, как кризис при этом подразумевается состояние субъекта, которое возможно охарактеризовать, как финансовая нестабильность, которая приводит к тому, что существование организации в принципе оказывается под угрозой. Кроме того, в этой ситуации играет негативную роль и пониженная конкурентоспособность. Как нужно вести бухгалтерию фирмы в этот период?

Как бухгалтер должен вести задолженность в период банкротства?

В период признания фирмы банкротом начинает расти . Именно так охарактеризовано банкротство в микроэкономике.

В крайнем случае, кризис обычно проявляется в том, что фирма полностью теряет свою платёжеспособность. Это и ведёт к полной несостоятельность компании, которая уже не может оплатить все имеющиеся задолженности в полном объёме. При этом бухгалтеру важно будет знать, как должна вестись бухгалтерия фирмы при банкротстве, как правильно рассчитывать коэффициент имеющейся задолженности, в чём его отличия от коэффициента краткосрочной задолженности. Расчётная есть в отдельной статье, а формула коэффициента краткосрочной задолженности . Поэтому нелишним будет заранее изучить, что при этом входит в права и обязанности главбуха фирмы, объявленной банкротом.

Интересно, что такое явление, как несостоятельность одной фирмы, может все же вести к тому, что свою платёжеспособность потеряют и другие организации, являющиеся ее партнёрами. Получается, что финансовая несостоятельность носит лавинообразный характер. И если российское законодательство регулирует процесс урегулирования споров при образовании задолженности между российскими фирмами, то требует присутствия одного либо нескольких резидентов этой самой организации.

Но как же регулируются взаимоотношения учредителей, собственников обанкротившейся компании с кредитором? В этом случае уделяется большое внимание финансовым обязательствам. чётко прописано в отечественном законодательстве. Правильная также необходима глав. буху.

Для урегулирования отношений между организациями и должниками создан специальный институт банкротства. Под таким институтом понимается целая система правовых основ, которая легко регулирует все правовые нормы, чтобы организация всё-таки прошла финансовое оздоровление. Также она направлена на то, чтобы защитить законные требования кредиторов по возврату долгов.

В основу такого института лёг 127-ой Федеральный Закон. На кого распространяется этот закон? По своему действию он может распространяться абсолютно на все юр. лица, кроме:

  • религиозных организаций;
  • различных политических партий;
  • государственных учреждений.

Этот же закон может быть применим и к индивидуальным предпринимателям. Он регулирует все имеющиеся основания для того, чтобы возможно было признать должника банкротом. Так в рамках ФЗ 127 регулируется порядок по принятию мер, которые могут быть направлены на предупреждение возможного банкротства.

Для того чтобы понять, как должна вестись бухгалтерия фирмы в случае банкротства, нужно рассмотреть каждый из этапов ведения данной процедуры в отдельности.

Бухгалтерия фирмы и основные процедуры банкротства

Наблюдение

Процедура наблюдения берёт своё начало ровно с того момента, как фирма будет признана банкротом по решению арбитражного суда. Она нужна для того, чтобы полностью обеспечить сохранность имущества фирмы, а также для составления списка требований кредитора и контроля финансового положения должника. На ведение бухгалтерского учёта оказывают воздействие именно последствия процедуры наблюдения.

Процедура наблюдения имеет своё отражение на бухгалтерии ровно в той мере, в какой она оказывает влияние на саму фирму. При этом ограничений в компетенции главного бухгалтера нет. При подписании любых финансовых документов, бухгалтер должен чётко знать и обязательно соблюдать требование того, что любые сделки должны быть обязательно согласованы с временным управляющим.

В этот момент задолженность приобретает статус контролируемой, правильный расчёт контролируемой задолженности . Если требования не будут соблюдаться, то это негативным образом отразится, прежде всего, на бухгалтерии компании.

Бухгалтеру важно обращать внимание руководителя на соблюдение всех условий процедуры наблюдения, так как в случае возбуждения уголовного дела в отношении руководителя фирмы бухгалтер также может быть привлечён в процесс в качестве подозреваемого или соучастника финансового преступления.

Финансовое оздоровление

Сутью этой процедуры являются усилия, прилагаемые для восстановления платёжеспособности должника. Процесс ведёт к тому, что должник получит возможность погасить свои долги без принудительных мер. Данная процедура следует за процедурой наблюдения. На этот этап арбитражный суд обязательно назначает арбитражного управляющего.

В процессе финансового оздоровления права и обязанности глав. бухгалтера никоим образом не меняются. В это время возможна с последующим его пересчётом. Однако требуется тщательно проработать процесс некоторых нестандартных бухгалтерских операций.

Много вопросов у бухгалтеров возникает в случае признания некоторых сделок недействительными. Но ничего сложного в этом нет. Достаточно лишь учесть следующие моменты:

  1. Все бухгалтерские первичные документы следует делать в том же порядке, что и для действующей компании, не имеющей проблем с кредиторами.
  2. Бухгалтеру всегда нужно быть готовым к тому, что вероятность признания сделок недействительными у фирмы-банкрота значительно выше, нежели у обычной функционирующей компании.

Внешнее управление

Данная процедура имеет место быть тогда, когда наблюдение и финансовое оздоровление не принесло никаких успешных результатов. В процессе внешнего управления с руководителя фирмы снимаются все полномочия. Бразды правления при этом переходят в руки внешнего управляющего, который был назначен арбитражным судом ещё в процессе финансового оздоровления.

Внешний управляющий также может руководить таким процессом, как . Это происходит вне зависимости от разновидности долга и касается .

Отдельно следует выделить обязанности внешнего управляющего по ведению бухгалтерского учёта, а также отчётности и статистического учёта. Ведь именно на этом этапе руководитель отстраняется от всех своих обязанностей. При этом если руководитель был отстранен раньше (в процессе наблюдения или финансового оздоровления), все обязанности по ведению бухгалтерского и статического учёта перекладываются на временного управляющего компанией.

Вся бухгалтерская отчётность и даже проведённая с этого момента может быть подписана только внешним управляющим, а также главным бухгалтером компании. Внешний управляющий имеет полное право на инициирование признания заключенной сделки с любыми заинтересованными лицами недействительной.

Важно принять во внимание, что бухгалтер также может являться заинтересованным лицом. Поэтому любые его личные сделки с компанией должны быть под особым контролем. Оптимальным вариантом будет исключение подобных ситуаций, дабы не возникало различных недоразумений при заключении сделок.

Процедура финансового оздоровление- это восстановление платёжеспособности фирмы.

Что на данном этапе входит в полномочия внешнего управляющего?

Конкурсное производство

Когда предпринятые меры не привели к реанимированию финансового состояния фирмы, она признаётся банкротом по решению арбитражного суда. В это время конкурсный управляющий начинает оценку имущества должника. После этого управляющий обязан предоставить кредиторам план его продажи. Средства, которые будут получены от этой продажи, обязательно должны быть направлены на удовлетворение всех требований от кредиторов. Решение об окончании конкурсного производства также принимается в арбитражном суде.

Бухгалтер в процессе ведения процедуры конкурсного производства должен принять во внимание, что практически в ста процентах случаев организация-должник проходит последующую процедуру ликвидации. Поэтому ему необходимо начинать подготовку к разработке и составлению промежуточного ликвидационного баланса.

В этот период главный бухгалтер должен начать подготавливаться к проведению инвентаризации счетов фирмы. Она проводится в обычном режиме, как и в случаях с фирмами, которые продолжают функционировать.

Как только со всеми кредиторами будут произведены расчёты, бухгалтеру также необходимо составить ликвидационный баланс и вести оплату всех необходимых налогов. При этом составление промежуточного ликвидационного баланса должно происходить строго после того, как будет полностью раскрыт реестр требований, предъявляемых кредиторами.

Иными словами, составлять баланс необходимо к тому сроку, который указал конкурсный управляющий для предъявления кредиторами требований для организации-банкрота. Как только будут произведены все расчёты, бухгалтер может начинать составлять ликвидационный баланс, а также проводить расчёт с учредителями, если в этом есть необходимость.

Бухгалтерский отчёт при банкротстве

То, что компания находится в процессе признания банкротом, никоим образом не исключает того, что юридическое лицо также обязано вести налоговый и бухгалтерский учёт. По действующему на сегодняшний день законодательству, основанием для прекращения ведения такого рода учёта является только завершенная на данный момент ликвидация фирмы. При этом должна быть внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Ведение бух. учёта в ходе проведения процедуры банкротства имеет свои особенности. Нюансы связаны в первую очередь с некоторыми процедурными моментами процесса признания должника банкротом, а также необходимостью и значимостью оплаты в учёте настоящих расходов на данный момент, удовлетворением всех предъявляемых кредиторами требований. При этом процесс очерёдности удовлетворения требований кредиторов может отличаться от очерёдности, изложенной в ГК России. Все эти моменты в обязательном порядке должны учитываться в процессе процедуры ликвидации юр. лица через банкротство.

В чём особенности бухгалтерской отчётности в случае несостоятельности фирмы?

Процедура банкротства не может отменить составление бухгалтерской отчётности. Однако она имеет ряд нюансов, которые должен знать бухгалтер. Для примера можно взять необходимость составления ликвидационного промежуточного баланса на этапе конкурсного производства. В этом документе обязательно должны быть отражены сведения о том, каким имуществом располагает должник, а также данные о требованиях кредиторов.

Такого рода отчёт преследует цель установки реальной цены имущества должника, который признаётся банкротом. При этом бухгалтеру нужно будет знать фирмы. Если произвести все манипуляции в соответствии со требованиями бухгалтерского учёта, то есть возможность вывести баланс фирмы хотя бы к нулю.

Чтобы у бухгалтера была возможность получения достоверных сведений при составлении ликвидационного баланса, необходимо ведение независимой оценки и инвентаризации. Также нужна корректировка данных об активе и пассиве последнего проведенного баланса. Под последним балансом понимается тот баланс, который был проведен перед процедурой банкротства. Также, чтобы определить стоимость имущества должника, требуется ведение его переоценки.

Процедура банкротства не отменяет ведение бухгалтерской отчётности.

Что взять за основу в ходе составления промежуточного ликвидационного баланса? В этом случае, возможно использовать стандартный баланс бухгалтера. При этом такого рода промежуточный документ (а точнее его ведение) должен быть обязательно составлен с детализацией и уточнением некоторых отдельных статей. Здесь нелишним будет упомянуть и имеющийся резерв по сомнительным долгам. Такой резерв на случай непредвиденных ситуаций, связанных с образованием всевозможных задолженностей должна иметь каждая фирма. Подробнее о создании резерва по сомнительным долгам .

Иногда случается так, что у предприятия, признаваемого банкротом, нет своего бухгалтерского штата. В таком случае не обойтись без привлечения сторонней помощи. Бухгалтерское сопровождение даёт возможность минимизации любых финансовых рисков. Также есть возможность исключения мошенничества в случае составления ликвидационного промежуточного баланса и при определении рыночной цены имущества организации-должника.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве юридическая информация в данной статье могла устареть! Актуальную информацию можете узнать на консультации.

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

1) обжалования одного из следующих судебных актов, предусмотренных статьей 52 Закона о банкротстве:

Решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Решения об отказе в признании должника банкротом;

Определения о введении финансового оздоровления;

Определения о введении внешнего управления;

Определения о прекращении производства по делу о банкротстве;

Определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Определения об утверждении мирового соглашения.

2) обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Так арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:

а) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;

б) пребывания гражданина-должника в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-заявителя, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) смерти гражданина, являющегося стороной в деле, если правоотношение допускает правопреемство;

г) утраты гражданином, являющимся стороной в деле, дееспособности .

Арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае:

а) назначения арбитражным судом экспертизы;

б) реорганизации организации, являющейся лицом, участвующим в деле;

в) привлечения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, для выполнения государственной обязанности;

г) нахождения гражданина, являющегося лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или длительной служебной командировке;

д) рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела .

Приостановление производства по делу препятствует принятию решений, предусмотренных статьей 52 Закона о банкротстве, приостанавливает течение сроков проведения процедур банкротства. Однако оно не является препятствием для вынесения судом иных определений, и для осуществления арбитражным управляющим и лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Лекция 8. Правовое положение лиц-участников арбитражного процесса по делу о банкротстве

Лица, участвующие в судебном заседании по делу о банкротстве в зависимости от законодательно предоставленных им прав делятся на:


лиц, участвующих в деле о банкротстве;

лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

лиц, которые вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Лица, участвующие в деле – это участники арбитражного процесса, которые выступают в арбитражном процессе самостоятельно, от своего имени. Они обладают собственным юридическим интересом в разрешении дела. Например, эти лица могут быть заинтересованы в установлении факта банкротства, удовлетворения требований по денежным обязательствам или обязательным платежам, восстановлении платежеспособности должника, в прекращении дела о банкротстве, в отсрочке исполнения обязательств.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

должник;

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

представители собственника имущества должника-унитарного предприятия в ходе конкурсного производства;

представители учредителей (участников) должника в процедуре конкурсного производства;

орган местного самоуправления (при банкротстве градообразующей организации);

федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность соответствующая стратегическая организация (при банкротстве стратегических организаций);

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (в случае рассмотрения дела о банкротстве одного из субъектов естественных монополий).

Арбитражный суд может привлечь в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве:

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (при банкротстве градообразующих организаций);

федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию участников рынка ценных бумаг – при банкротстве участников рынка ценных бумаг.

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Кроме того они вправе совершать процессуальные действия предусмотренные Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, которые необходимы для реализации предоставленных им прав.

В соответствии с АПК РФ им предоставлены следующие права:

Знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;

Заявлять отводы судьям, помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику;

Представлять доказательства;

Знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;

Участвовать в исследовании доказательств;

Задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса;

Заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;

Знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами;

Возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;

Знать о принятых по данному делу судебных актах;

Получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;

Обжаловать судебные акты;

Знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;

Знакомиться с особым мнением судьи по делу.

Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", в порядке, установленном Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

В судопроизводстве о несостоятельности участниками арбитражного процесса помимо названной категории участников процесса закон называет еще одну – лиц, участвующих в арбитражном процессе о банкротстве. К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве относятся:

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника- унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторовилипредставитель комитета кредиторов;

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочийарбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

уполномоченные на представление интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (при банкротстве страховых организаций);

органы, обладающие правом взыскания с должников обязательных платежей (участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и включению этих требований в реестр требований кредиторов).

Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве с точки зрения Арбитражного процессуального кодекса фактически являются «иными заинтересованными лицами». Поэтому их полномочия приравниваются к правам и обязанностям лиц, участвующих в деле о банкротстве .

Еще одной категорией лиц, которые обладают правами и обязанностями во время судебных заседаний по делу о банкротстве являются лица, которые «вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве». Они вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии. В отличие от лиц, участвующих в деле, они не могут участвовать в любых заседаниях арбитражного суда касающегося дела о банкротстве, а только в строго определенных заседаниях. Это те заседания суда, которые непосредственно затрагивают их интересы.

Закон о банкротстве называет случаи, когда эти лица могут участвовать в заседаниях арбитражного суда.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуру управляющего или член которой утвержден судом в качестве арбитражного управляющего вправе участвовать в арбитражном процессе при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих и при рассмотрении жалоб на действия арбитражного управляющего.

Орган по контролю (надзору) участвует в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих.

Кредиторы по текущим платежам участвуют в судебных заседаниях при решении вопросов, связанных с нарушением их прав по текущим платежам.

После того, как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований – окончательный ликвидационный баланс.

В промежуточном балансе отражается фактическая стоимость имущества должника , за счет которого будут погашаться требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражает величину реальной конкурсной массы организации, суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал организации. Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса организации служит бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату , которая предшествовала открытию конкурсного производства.

КОНКУРСНАЯ МАССА

Имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законодательством имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

В конкурсную массу организации не включаются:

· жилищный фонд социального использования;

· детские дошкольные учреждения;

· объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.

Обратите внимание на нематериальные активы , процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с некоторыми ограничениями. Если организация имеет лицензии на осуществление, каких – либо видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации организации – должника. В связи с прекращением деятельности организации ввиду банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки организации.

Следовательно, при формировании конкурсной массы организации - банкрота список нематериальных активов, входящий в имущественный комплекс работающей организации, должен быть значительно сокращен из-за списания части нематериальных активов на убытки организации.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению :

Активы организации-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества организации;

НДС по приобретенным ценностям.

В составе дебиторской задолженности необходимо выявить безнадежную задолженность , которая в дальнейшем должна быть исключена из актива промежуточного ликвидационного баланса.

При формировании промежуточного ликвидационного баланса организации-должника следует провести инвентаризацию имущества. Затем необходимо сделать переоценку имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Следует также оценить дебиторскую задолженность с точки зрения ее рыночной стоимости и возможности ее реализации.

Статьей 132 Закона №127-ФЗ установлен перечень имущества должника, которое не включается в конкурсную массу.*

*1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли - продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли - продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли - продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

6. Передача объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

7. Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

8. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий к проекту договора не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в отношении которых имелись разногласия.

9. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.

10. В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

11. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.*

ФОРМИРОВАНИЕ ПАССИВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

Прежде всего, необходимо сделать инвентаризацию обязательств организации-должника .

После того как определена вся совокупность требований кредиторов, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основной целью такого анализа является выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности .

На основании статьи 191 ГК РФ срок исковой давности составляет три года .

· расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

· текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

· требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

· задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

· иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

· в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ

С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 135 Закона №127-ФЗ, прекращается соответствующее обязательство должника: *

Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

В случае если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.*

С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации .

Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь .

В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере , установленном судебным актом.

РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ

При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований .

ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

В случае если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 Закона №127-ФЗ.

Обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Требования кредиторов по обязательствам , обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.

СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

После того как закончился процесс расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс организации-должника, который должен содержать информацию об итогах конкурсного производства и о неудовлетворенных требованиях кредиторов.

Баланс организации утверждается общим собранием кредиторов, учредителями организации и обязательно согласовывается с налоговым органом .

После открытия конкурсного производства и проведения инвентаризации, а также переоценки имущества формируется реестр требований кредиторов , и завершаются все хозяйственные операции, на основе полученных данных формируется промежуточный ликвидационный баланс.

После реализации имущества и произведенных расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс организации.

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение :

· о завершении конкурсного производства;

· определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней от даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

После вынесения арбитражным судом решения о прекращении процедуры внешнего управления и назначения процедуры конкурсного производства деятельность предприятия прекращается, имущество продается, а само предприятие ликвидируется.

Целью конкурсного производства является ликвидация предприятия и погашение задолженности. Данная процедура проводится в несколько этапов.

В первую очередь конкурсный управляющий составляет реестр кредиторов с последующим уведомлением их о ликвидации. Затем в средствах массовой информации делает публикацию о ликвидации предприятия.

На основе действующего законодательства конкурсный управляющий принимает имущество должника, а также принимает по акту всю документацию, которая имеется на предприятии, печать, штампы, материальные и иные ценности.

Затем проводит полную инвентаризацию имущества и обязательств и осуществляет меры по обеспечению сохранности имущества.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, в том числе арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку, бланки строгой отчетности и другие включаются в отдельные сличительные ведомости.

В процессе конкурсного производства оценка имущества должника осуществляется по ликвидационной стоимости. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, привлекая для этого независимых оценщиков и иных специалистов. Оплата услуг по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного источника оплаты, определенного собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Следующим этапом является истребование дебиторской задолженности.

Затем составляется реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности в порядке очередности, предусмотренной законодательством (ст. 64 Гражданского кодекса РФ).

В процессе ведения процедуры конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи предприятия или его имущества по частям. Погашение задолженности может осуществляться как денежными средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными - передается имущество.

После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, сведенный после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для заявления требований кредиторами и утверждения реестра требований кредиторов, содержащего данные о составе имущества и кредиторской задолженности ликвидируемой организации.

Промежуточный ликвидационный баланс предприятия - это система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия и отражающих величину реальной конкурсной массы предприятия (активов), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственного капитала предприятия (пассива).

Промежуточный ликвидационный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов. А значит, его составление возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, то есть истечения срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий.

Промежуточный ликвидационный баланс дает возможность определить, достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, и после его утверждения арбитражным судом или учредителями и согласования с регистрирующим органом осуществляются расчеты с кредиторами в соответствии с законом о банкротстве, ст. 64 Гражданского кодекса РФ .

Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.

Ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, составляемый после завершения расчетов с кредиторами, в котором отражаются данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами.

Цель составления ликвидационного баланса - уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

Данные промежуточного баланса являются входящими остатками ликвидационного баланса и показывают результат конкурсного производства. В активе ликвидационного баланса не должно быть каких-либо показателей, так как все имущество должно быть реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженности взыскана или списана. В пассиве ликвидационного баланса отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Г.В. Федоровой были выделены основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскими балансами.

1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, относится к инвентарным, то есть формируется по данным инвентаризации.

2. Учетные регистры, на основе которых формируется баланс, не должны отражать остатков по регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96, 97, 98) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.

3. Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в статье 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. п.), которая позволит пользователям отчетности - участникам, инвесторам, кредиторам - с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.

4. В ликвидационном балансе должна применяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворения требований кредиторов.

Процесс формирования актива баланса (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса проходит в несколько этапов.

На первом этапе определение актива промежуточного ликвидационного баланса осуществляется путем очистки имущественного потенциала предприятия от статей баланса, отражающих имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, имущество, потерявшее стоимостную оценку вследствие открытия конкурсного производства.

В соответствии с №127-ФЗ в конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.

Особое внимание при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса следует уделить нематериальным активам, поскольку процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то в соответствии со ст.13 Федерального Закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании определенных видов деятельности" они теряют свою юридическую силу, а, следовательно, и стоимостную оценку и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия-должника.

Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников (учредителей) в уставный, складочный капитал, а также деловая репутация организации, которые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, относятся к нематериальным активам, должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия из-за потери их стоимостного значения в связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства и потерей деловой репутации.

Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, ноу-хау при условии, что предприятие-должник является их собственником, а не обладает им на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо произвести их оценку и выставить на продажу. Однако в практике арбитражного управления предприятиями-должниками такие случаи довольно редки.

Итак, при формировании конкурсной массы предприятия-банкрота список нематериальных активов, входящих в имущественный комплекс работающего предприятия и характеризующий его актив, должен быть значительно сокращен вследствие списания части нематериальных активов на убытки предприятия. Документом, на основании которого на счетах бухгалтерского учета выполняются записи о списании нематериальных активов, является акт на списание нематериальных активов.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним относятся:

§ стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров;

§ имущество, являющееся вкладом в совместную деятельность (этот вид финансовых вложений следует рассмотреть с позиции возможности получения дохода или стоимости вложенного имущества от совместной деятельности; одним из способов проверки реальности существования совместной деятельности является наличие сумм по статье "Доходы от участия в других организациях" отчета о прибылях и убытках).

Не рассматриваются в качестве источников формирования конкурсной массы предприятия-банкрота НДС по приобретенным ценностям. Данная строка бухгалтерского баланса показывает задолженность государства перед предприятием по НДС и не может стать источником реальных денежных средств. Для корректировки промежуточного ликвидационного баланса предприятия от подобной задолженности можно провести взаимозачет по задолженности предприятия-должника перед бюджетом на сумму, отражаемую по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Однако подобная операция требует письменного соглашения с налоговыми органами.

Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34-н (п.77) истребованная, но неполученная дебиторская задолженность делится на два вида:

§ задолженность, по которой срок исковой давности истек;

§ другие долги, не реальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, в соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности по дебиторской задолженности устанавливается в три года, если договором между предприятиями не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к не реальной для взыскания, в соответствии со ст.419 ГК РФ, обязательства предприятия-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Поэтому такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое положение, при котором она не исполнила своих обязательств, при отсутствии официальных сведений о записи в связи с ликвидацией в едином государственном реестре, не дают законного основания списать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль.

В случае соблюдения перечисленных условий такая задолженность списывается на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относится соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации.

Учитывая, что резерв сомнительных долгов на предприятии создается исключительно из полученной на предприятии прибыли, а предприятия, находящиеся в процедуре конкурсного производства, убыточны, истребованная дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовый результат деятельности организации (убыток) по истечении срока исковой давности. Причем такие суммы включают в состав внереализационных расходов организации и соответственно уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль согласно главе 25 статьи 265 НК РФ.

Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества. В ходе инвентаризации при обнаружении объектов неучтенного имущества должна быть проведена их оценка с учетом рыночных цен, а также определен износ исходя из их действительного технического состояния.

Проведение инвентаризации, однако, не всегда позволяет выявить реальную конкурсную массу. Дополнительными источниками получения достоверной информации о реальном имуществе предприятия-должника являются сведения из комитета по управлению имуществом, государственной налоговой инспекции, регистрационной палаты, ГИБДД УВД, территориального земельного комитета. Обращение в указанные государственные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства является предприятие-банкрот.

Следующий этап формирования актива промежуточного ликвидационного баланса - переоценка выявленного в ходе инвентаризации имущественного комплекса (внеоборотных и оборотных средств) предприятия-должника, то есть определение их рыночной стоимости.

Переоценка внеоборотных средств имущественного комплекса может производиться методами сравнительной единицы, индексным, сметным, поэлементным. Однако эти методы дают лишь усредненную стоимость внеоборотных активов. Рыночная же стоимость в конкретный момент времени в конкретном регионе будет существенно отличаться, поэтому полученные расчетные значения цен можно рассматривать как ориентиры для определения рыночной цены. Реальную же цену следует определять экспертным способом, с помощью специалистов, работающих на конкретном рынке.

Особенностью оценки оборотных средств предприятия-банкрота по сравнению с внеоборотными активами выступает оценка дебиторской задолженности. Основной целью оценки дебиторской задолженности в период формирования промежуточного ликвидационного баланса являются выявление ее рыночной стоимости и определение возможности ее реализации и получение реальных денежных средств.

Оценить возможность возмещения денежных средств должником предприятия и получение реальных денежных средств предприятия возможно, лишь оценив его финансовое состояние (сделав соответствующие запросы в налоговые органы, органы статистики) и изучив подробно договоры, на основании которых возникла задолженность.

При изучении договоров, заключенных предприятием-банкротом, особое внимание уделяется предмету договора, сроку оплаты покупателем и заказчиком предоставленной продукции (работ, услуг), сроку действия договора.

Для определения степени реализуемости дебиторской задолженности разбивают ее на три группы:

§ дебиторская задолженность, просроченная и непросроченная предприятий и организаций с устойчивым финансовым положением;

§ дебиторская задолженность непросроченная предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением;

§ дебиторская задолженность, просроченная, предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением.

Деление на эти группы на оценке возможности предприятий-должников расплатиться по своим долгам перед анализируемым предприятием. Однако в период оценки дебиторской задолженности не только оценивают (с помощью анализа финансового состояния) возможности предприятий-дебиторов расплатиться с анализируемым предприятием, но и выделяют дебиторскую задолженность, по которой получить реальные денежные средства практически невозможно в силу различных обстоятельств.

Анализируя практику антикризисного управления предприятием в период конкурсного производства стоящих перед конкурсным управляющим и бухгалтером, предприятия-дебиторы просто игнорируют высланные им письма, не отвечая на запросы конкурсных управляющих, или о том, что у анализируемого предприятия по данным бухгалтерского учета имеется дебиторская задолженность, в то время как предприятие-дебитор ранее уже оплатило дебиторскую задолженность, но деньги не поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-банкрота. На практике предприятие-дебитор нередко игнорирует просьбу конкурсного управляющего оплатить возникшую за ним задолженность, если:

Предприятие-дебитор фактически прекратило свою финансово-хозяйственную деятельность, а руководство предприятия найти практически невозможно, и в то же время такое предприятие-дебитор не вычеркнуто из Единого государственного реестра предприятий Российской Федерации;

Предприятие-дебитор не отвечает на запросы конкурсного управляющего предприятия-кредитора, считая сумму долга незначительной.

В этом случае конкурсный управляющий должен подать исковое заявление в арбитражный суд на взыскание дебиторской задолженности с данного предприятия, оплатив при этом государственную пошлину. Зачастую судебные расходы по взысканию с предприятия-дебитора задолженности перед предприятием-банкротом превышают саму задолженность. Получить же деньги от отсутствующего юридического или физического лица практически невозможно. В подобных случаях с согласия кредиторов такую задолженность можно отнести к сомнительной для взыскания и не включать в конкурсную массу предприятия-банкрота.

Аналогичная ситуация складывается и с предприятиями-дебиторами, у которых по данным их бухгалтерской отчетности задолженности перед предприятием-банкротом нет. Если сумма долга незначительна, то кредиторы часто решаются простить такую задолженность в силу того, что судебные разбирательства по факту хищения средств предыдущим руководством предприятия-банкрота может затянуться на долгий период, что нежелательно для самих кредиторов.

По решению собрания кредиторов можно признать такие задолженности перед предприятием-банкротом сомнительными для взыскания. Однако списать такую дебиторскую задолженность на убытки предприятия с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нельзя.

Для того чтобы указанная задолженность не попала в состав актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника, она должна быть списана на убытки предприятия без уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации такая задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Процесс списания дебиторской задолженности рассматривается в период конкурсного производства, срок проведения которого значительно ниже установленных пяти лет наблюдения за сомнительной дебиторской задолженностью, эта задолженность будет аннулирована в момент закрытия конкурсного производства и составления ликвидационного баланса предприятия.

Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника представляет собой многогранный процесс, использующий не только методику его определения (методы переоценки и анализ статей баланса предприятия). При этом необходим еще и качественный анализ, направленный на оценку возможности предприятия-должника оплатить свои долги. Такой анализ тесно связан с процессом формирования пассива промежуточного ликвидационного баланса и включает оценку кредиторской задолженности, задолженности банкам и другим кредитным учреждениям и собственного капитала предприятия.

Бухгалтерские документы не всегда отражают всю сумму обязательств ликвидируемого предприятия, поэтому проведение инвентаризации обязательств предприятия-должника становится важной задачей бухгалтера при формировании пассива промежуточного ликвидационного баланса. Процесс проведения инвентаризации обязательств предприятия несколько отличается от процесса инвентаризации имущества. Первым шагом на пути выявления всей совокупности обязательств предприятия-должника становится опубликование в печати сообщения о его ликвидации, в котором оговаривается срок (не менее 2 месяцев со дня опубликования), в течение которого кредитор может предъявить претензии предприятию-должнику. Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах предприятия-должника обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств предприятия-должника перед ним и просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность предприятия-должника перед кредитором.

Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные обязательства предприятия-должника перед кредиторами, подтвержденные соответствующими документами, должны быть восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

После того как определена вся совокупность предъявляемых претензий к предприятию-должнику, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основная цель такого анализа - выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, который в соответствии со ст.191 ГК РФ равен 3 годам. Неистребованная кредиторская задолженность со сроком возникновения более 3 лет должна быть списана на прибыль предприятия-должника, она войдет в состав его внереализационного дохода.

Следующий шаг - проведение группировки обязательств предприятия-должника для целей конкурсного производства. Предъявленные претензии кредиторов к должнику группируются по степени очередности и составляется реестр требований кредиторов.

Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему. Данные расходы относят к нулевой очереди.

Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Вторая очередь - обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам.

Третья очередь - обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.

Четвертая очередь - обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства).

Пятая очередь - требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не ограничиваются рассмотрением лишь предъявленных претензий кредиторов, которые были сгруппированы в соответствии с очередностью их удовлетворения. Отдельной строкой промежуточного ликвидационного баланса предприятия, характеризующей обязательства предприятия-должника, выделяют обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов. Необходимость выделения данной строки промежуточного ликвидационного баланса предприятия обусловливается тем, что зачастую в процессе конкурсного производства возникает еще одна очередь из лиц, подавших свои заявления-претензии после завершения установленного срока приема этих претензий. Такие заявления-претензии принимаются, однако оплачиваются они последними независимо от того, в какую очередность оплаты они могли бы попасть при условии своевременного объявления своей претензии предприятию-должнику. Исключение составляют требования первой и второй очереди (когда должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью), а также требований по выплате заработной платы и различных пособий. В таких случаях приостанавливается удовлетворение требований других очередей до момента полного удовлетворения этих требований.

Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом и будет представлен уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, накопления и потребления, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, то есть конкурсного производства.

После проведенной корректировки актива и пассива бухгалтерского баланса, формирующей требования кредиторов и конкурсной массы предприятия-должника, за счет которой будут покрываться предъявленные претензии кредиторов, происходит составление промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс. При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди эти средства распределяются между кредиторами пропорционально сумме требований, подлежащих удовлетворению, в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей в таком случае вообще не будут погашены. В этом случае на основании статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов считаются погашенными.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, для внесения записи в единый государственный реестр регистрации юридических лиц о ликвидации должника.

С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр регистрации юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Теоретически ход дела о банкротстве может быть прерван по ходатайству любого лица, которое является его участником. Но практически не все так просто.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Приостановление дела о банкротстве возможно только при наличии веских для арбитражного суда оснований.

Понятие

Приостановление дела о банкротстве – это прерывание срока рассмотрения по ходатайству любого участвующего в нем лица, если его целью является обжалование решений арбитражного суда, кредиторских собраний и прочих процессуальных документов

Приостановление дела о банкротстве в определенной мере ограничивает действия арбитражного суда, который не вправе принимать акты, предусмотренные .

Но нельзя сказать, что приостановление полностью замораживает весь судебный процесс.

Например , оно не является препятствием для вынесения иных предусмотренных законом определений и осуществления действий, которые не касаются вопросов обжалования.

Законодательство

Ответы на вопросы как осуществляется приостановление производства по делу о банкротстве можно найти в следующих нормативных актах:

  • АПК РФ;

    АПК РФ регламентирует саму процедуру приостановления. Именно в этом нормативном акте можно найти сведения о том, когда судья обязан приостановить процесс, а когда это является его правом.

  • НК РФ;

    НК РФ дает толкование приостановления банкротства со своей точки зрения.


  • Видео: процедура

    В каких случаях

    Обратиться к суду с ходатайством о приостановлении рассмотрения дела можно в случае:

    • оспаривания судебных актов;
    • опротестования решений кредиторских собраний, а также иных документов предусмотренных АПК РФ ().

    Имеет значение оспаривание следующих процессуальных документов:

    • решение о признании дебитора банкротом;
    • решение об отказе в признании несостоятельности должника;
    • определение о введении процедуры санации;
    • определение о введении внешнего управления;
    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    • определение об оставлении заявления о признании должника экономически несостоятельным без рассмотрения;
    • определение об утверждении мирового соглашения ().

    Арбитражный судья лично обязан остановить процесс в том случае, если:

    • дело не может рассматриваться до разрешения иного дела, которое пребывает в ведении любого другого суда на территории РФ;
    • физические лица, которые являются ответчиками или истцами по делу, пребывают на службе ВС РФ;
    • гражданин, который был стороной по делу или третьим лицом умер, при условии того, что отношения допускают правонаследование;
    • лицо, которое было стороной дела, утратило дееспособность ().

    На личное усмотрение суда выносится приостановление дела о банкротстве в таких случаях:

    • при назначении экспертизы;
    • реорганизации субъекта хозяйствования, который является стороной по делу;
    • для привлечения гражданина, который во время процесса должен выполнять государственные обязанности;
    • при нахождении заинтересованного по делу лица в длительной командировке;
    • при пребывании стороны по делу или заинтересованного лица на больничном или в служебной командировке;
    • при рассмотрении иностранным судом дела, которое имеет отношение к процессу банкроства ().

    Очевидно, что обратиться к суду с ходатайством о приостановлении дела о банкротстве можно в случаях, которые предусмотрены как , так и

    Варианты делопроизводства

    Прервать производство по делу о банкротстве можно на любом его этапе. К такому умозаключению нас склоняет . В ней перечислены процессуальные документы, которые может обжаловать любой участник процедуры несостоятельности.

    Именно обжалование этих документов является одним из оснований для подачи ходатайства о приостановлении судебного процесса.

    Например , кредитор может ходатайствовать о приостановлении процедуры банкротства, если он намерен обжаловать решение арбитражного суда об отказе в признании материальной несостоятельности должника.

    Очевидно, что процедура банкротства, по сути, не начата, а приостановление уже является возможным.

    Иным примером может служить обращение должника с ходатайством о приостановлении дела о банкротстве, в связи с оспариванием решения кредиторского собрания.

    процесс признания несостоятельности еще не начался

    Для того чтобы понять как проводится приостановление судебного процесса по делу о несостоятельности, необходимо знать, что входит в понятие «процедура банкротства».

    Процедура банкротства – это все действия, которые проводятся арбитражным судом после вынесения определения о признании материальной никчемности дебитора.

    Таким образом , все действия, которые будет проведены сторонами и судом до вынесения этого определения, будут считаться реализованными вне процедуры банкротства. До начала процесса любая сторона может подать ходатайство о приостановлении процесса.

    На основании рассмотрения ходатайства суд выносит одно из двух определений:

    • об приостановлении процедуры банкротства;
    • об отказе в удовлетворении ходатайства.

    Если суд приостанавливает процесс по собственной инициативе, то он просто выносит об этом соответствующее определение ().

    Определение о приостановлении или отказе в нем может быть обжаловано.

    процедура уже начата

    Схема приостановления непосредственно процедуры банкротства ничем существенно не отличается от порядка прерывания процесса до нее.

    На аналогии суд рассматривает ходатайство стороны или заинтересованного лица и на его основании выносит определение. Оно может касаться приостановления процедуры несостоятельности или отказа в удовлетворении ходатайства.
    Но особенность в том, что если процедура уже была начата, приостановление коснется только части вынесенных судом актов.

    Иными словами, суд не может выносить определения, указанные , но это его не ограничивает в праве выносить иные решения, которые будут касаться сути дела.

    Таким образом, если процедура банкротства уже начата и дебитор был признан банкротом, то во время приостановления суд не может инициировать начало процедуры санации или внешнего управления ().

    Судебная практика

    Если сравнивать количество удовлетворенных ходатайств о приостановлении процедуры несостоятельности с теми, которые были отклонены в 2015 году, то очевидное преимущество будет на стороне отказов.

    Причин для этого несколько:

    • недостаточная мотивировка;
    • отсутствие мотивировки в ходатайстве;
    • неправильная мотивировка.

    Недостаточная мотивировка выражается в том, что стороны и заинтересованные лица в ходатайствах ограничиваются простыми ссылками на нормы закона. Например , указывают , которая дает право суду приостанавливать процедуру банкротства, но не объясняют связь с делом, рассматриваемым иностранным судом.

    Отсутствие мотивировки чаще всего обусловлено тем, что стороны и заинтересованные лица описывают в ходатайстве сложившуюся ситуацию без указания нормы закона, которую можно было бы применить в их случае.

    Неправильная мотивировка выражается в том, что у лиц, подающих ходатайство, есть право на приостановление процедуры несостоятельности, но они основывают свои требованиями нормами, которые не касаются их личного случая.

    Последствия

    Приостановление дела о банкротстве ограничивает суд в действиях. Если приостановление случилось во время одной из процедур, применяемых при несостоятельности, то это значит, что до возобновления дела нельзя будет перейти к последующему этапу.
    Но, в рамках приостановленной процедуры суд имеет право выдавать определения, так же, как и арбитражный управляющий исполнять свои обязанности.

    Вопросы

    Вопрос:
    На какой срок суд может приостановить ход дела о несостоятельности должника?

    Ответ:
    Сроки приостановления процедуры банкротства предусмотрены .

    Вопрос:
    Как сильно влияет прерывание процесса на длительность всей процедуры банкротства?

    Ответ:
    Большинство дел приостанавливаются до момента вынесения решения по оспариваемому документу. Эти сроки не могут в значительной мере повлиять на длительность процедуры признания несостоятельности должника.

    что с выплатами кредиторам