Основные правовые системы мира кратко. Понятие правовой системы

Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

<< Основные правовые системы современности>>

Москва 2001

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Социалистическая правовая система.

7. Российская правовая система.

8. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право. Право имеют также и негосударственные общности: каноничес­кое право, индусское право, и т.д. Существует международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе меж­государственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использу­ет различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем. Пра­вовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право".

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология-активная сторона правосознания

Судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве­ликобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более пос­тоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка пра­вовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы пра­вовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство явля­ется результатом их конкретно-исторического и логического разви­тия.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типо­логию правовых систем единственно по признаку их классовой сущнос­ти. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юри­дической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, дан­ная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идео­логии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "право­вого стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факто­ров: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юриди­ческого мышления, специфические правовые институты, природа источ­ников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": ро­манский, германский, скандинавский, англо - американский, социа­листический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистко - ле­нинская типология права, в основе которой лежит критерий общест­венно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов пола­гает, что только единство глобальной марксистко - ленинской типо­логии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возмож­ность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права, восемь правовых семей: ро­мано - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они расс­матриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспек­те, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые сис­темы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современно­го мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности фео­дальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом куль­туры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отно­шению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право, основанное на римском) восп­ринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование рома­но-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принужде­нию. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, кото­рые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период фео­дализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции корен­ным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а за­частую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные консти­туции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разг­раничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят диф­ференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного за­кона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются не­которые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам зако­нодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми пра­вами, или социальной и экономической целью права)

Правовая система - это целостное единство различных юридических феноменов и связей между ними. Она являет собой нормативную базу для доминирующего на данной территории. В зависимости от охвата и масштаба такие системы делятся на национальные и происходящие от определенных исторических традиций. Национальный порядок в области законов и правил имеет специфику, характерную для какой-нибудь отдельной страны или небольшого региона. Несколько таких форм права, связанных устойчивыми обычаями и прошлым, составляют семью.

Основные принято связывать с делением известных нам законодательных устроений на четыре Прежде всего, это романо-германская разновидность. Для такого рода системы характерна определенная и четкая иерархия различных правовых форм. Огромную роль при складывании и закреплении этих форм играет лицо или группа лиц, которые устанавливают законы. Сама при этом имеет четкие разграничения, и каждая его разновидность представляет собой отдельную отрасль. Эта отличается тем, что с одной стороны в ней очень важны конституции и закрепленные в них положения, а с другой - не менее значительны различные акты, уточняющие нормы, изложенные в законах. Такой тип легальных полномочий господствует во Франции, Германии, Италии и других странах, перенявших систему римского или германского права, и его обычно считают классическим.

В свою очередь, одной из наиболее интересных законодательных семей является англосаксонская. Почти все основные правовые системы современности, которые закрепили в своих конституциях права человека, пытаются в этом плане ориентироваться именно на нее. Здесь в складывании права и его основных видов определяющее значение принадлежит суду, а сами нормы часто формируются во время прений сторон и принимают силу действия после судебных решений. Более того, творение права осуществляется так называемым путем судебного прецедента, поскольку после того, как судьи сформулируют понятия и правила какого-либо конкретного дела и закрепят их в решении, эти нормы приобретают законную силу в любом аналогичном случае.

Прецедентное право, составляющее фундамент англосаксонской семьи, является не единственной его характерной чертой. Основные правовые системы современности в их классическом виде устанавливают существенную разницу между частным и публичным правом, однако в англосаксонском варианте совокупности такое разделение практически отсутствует. Более того, сами границы между отраслями права очень размыты, а эти разновидности не являются кодифицированными. Это приводит к тому, что во всей законодательной системе доминируют нормы, определяющие процесс судопроизводства, и именно от них зависит порядок, согласно которому государство регулирует различные отношения в обществе. Такой правовой порядок принят в Великобритании и ее бывших колониях - США, Австралии, Канаде.

Основные правовые системы современности включают в себя и достаточно старинные законодательные семьи, такие, как религиозная и традиционная. Первая из них выводит легальные нормы и уложения из определенных священных текстов, которые толкуются богословами. С одной стороны, такое устройство права сложно развивать, поскольку часто считается, что данные свыше предписания не могут подвергаться изменениям. С другой стороны, различные интерпретации теологических терминов, в свою очередь, могут приводить к разному смысловому наполнению одних и тех же правовых понятий. Такое право часто основано на определенных обязанностях человека перед Богом и связано с моральными требованиями, но в последнее время оно все больше впитывает в себя элементы прав человека и его свобод. Так же, как и в англосаксонской системе, здесь нет разделения между частными и публичными законными полномочиями. Такой тип права характерен для многих мусульманских стран.

Распространяется и на где господствует совокупность обычаев, запретов и установлений, которые издавна практиковались в данном регионе или местности. В Китае, Японии, многих африканских странах подобные нормы являются доминирующими, несмотря на то, что многие из них никогда не были записаны. Отличительным признаком такой системы является то, что государство признает эти традиции в качестве обязательных, а их источниками могут выступать не только моральные и религиозные, но и мифологические представления. Это один из наиболее древних целостных правовых типов, сохранившихся до нашего времени.


Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового сознания, правовой культуры. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в обществе (норм, учреждений, отношений, правосознания и др.). В каждом государстве существует своя правовая система (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить общие черты, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Англосаксонская правовая семья (семья общего права). Общее право действовало на территории всей Англии в виде судебных прецедентов. Именно судебный прецедент был и остается главной формой выражения и закрепления права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями. Другим важным источником права является закон (статут). Обычай признается в качестве источника права, но его роль непрерывно уменьшается. Особое место среди источников права занимает юридическая доктрина. Кодифицированные отрасли права отсутствуют, нет классического деления на право частное и право публичное. Норма права носит казуистический (индивидуальный) характер.
Романо-германская правовая семья. Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основным источником права является закон, который может быть конституционным и обычным. Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Кроме законов принимается множество подзаконных актов. Признаются и другие источники права. Норма права носит обобщенный, абстрактный характер. Право делится на частное и публичное. Нормы права привязаны к конкретным отраслям и институтам права.
Мусульманская правовая система. Эта система возникла как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Под нормой права понимается правило, основанное не на логических выводах, а на религиозных догмах. Первым по значимости источником признается Коран. Второй источник – сунна, сборник преданий о жизни Мухаммеда. Третий источник – иджма, общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник – кийяс, обычное решение по аналогии. Закон относится к числу вторичных источников права.
Система права. Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Системно-структурный подход позволяет выделить следующие структурные элементы системы права: норма права, институт права, отрасль права.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественного отношения путем определения прав и обязанностей его участников. Это первичный структурный элемент права.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида, например, институт права собственности, институт залога, институт президентства и др.
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Критерием деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей (бывает императивным и диспозитивным).
Система российского права включает следующие отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, финансовое право, земельное право, семейное право, трудовое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право, экологическое право и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, конвенциях, соглашениях, декларациях и др. Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Источники (формы) права. Источник (форма) права – это форма выражения государственной воли, это то, в чем существует норма права.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
Юридический прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Нормативный договор (договор с нормативным содержанием), содержащий норму права, заключается добровольно на паритетных началах, отражая общность интересов заключающих его сторон (международные договоры, коллективные договоры).
Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства в установленном порядке и содержащий правовые нормы. Среди нормативных правовых актов различают законы и подзаконные акты. Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.
В качестве источников права также могут выступать принципы права, юридическая доктрина, религиозные книги.
Источники российского права. В Российской Федерации в качестве источников права признаются: нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор, правовой обычай, принципы права.
В самом общем виде иерархическую систему (по юридической силе) нормативных правовых актов в Российской Федерации можно представить следующим образом.
Законы:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (в том числе кодексы);
законы субъектов РФ.
Подзаконные акты:
нормативные правовые акты Президента РФ;
нормативные правовые акты Правительства РФ;
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
Правовые отношения. Правоотношения – это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу субъективных прав и юридических обязанностей.
Формально-юридическими предпосылками правоотношений являются: а) норма права; б) правосубъектность; в) юридический факт.
Норма права вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо.
Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношения. Она складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности. Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Они могут быть событиями и деяниями.
Правоотношение включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание. Субъектами права являются индивиды или организации, обладающие правосубъектностью. Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения.
Вопросы для самоконтроля
  1. Охарактеризуйте основные правовые системы современности.
  2. Из каких элементов состоит система права?
3. Какие источники права признаются в качестве таковых в Российской Федерации?
4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения правоотношения.
5. Назовите элементы правоотношения.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО – ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт – Петербург) ФИЛИАЛ

Теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 1 курса 154 группы

Смирновой Анастасии Николаевны

«Основные правовые системы современности»

Научный руководитель:

кандидат юридических наук

доцент кафедры теория

государства и права

Несмиянов Алексей Николаевич

Санкт-Петербург

Введение 3

1. Классификация правовых систем 5

1.1. Понятие и структура правовой системы 5

1.2. Понятие правовой семьи 8

2.Характерные черты основных правовых семей современности 13

2.1. Особенности англо-саксонской правовой семьи 13

2.2. Особенности романо-германской правовой семьи 18

2.3.Особенности мусульманской правовой семьи 26

Заключение 32

Список используемой литературы: 34

Введение

В настоящее время в мире существует множество различных государств, у каждого из которых имеется своё территориальное пространство, экономический, политический и социальный строй, и, разумеется, своё законодательство. Но, не смотря на специфику права в каждой отдельно взятой стране, можно выделить некоторые особенности, позволяющие объединить правовые системы всех стран в определённые группы, характеризуемые общими признаками права.

Эти группы называют правовыми семьями. Но, что же такое правовая семья? Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, структуры права и исторического пути формирования. А правовая семья, в свою очередь, представляет совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения.

Самой распространённой классификацией правовых систем является классификация, предложенная известным французским учёным Рене Давидом, который выделял три крупнейшие правовые семьи: семью общего права (англосаксонскую), романо-германскую правовую семью и семью социалистических систем права, а все остальные относил к «философским и религиозным системам».

Существуют и другие классификации. Учёные и сейчас выделяют и классифицируют правовые системы. Многие придерживаются мнения, что классификацию целесообразно проводить на основе сочетания нескольких системных признаков, то есть в основу классификации правовых систем должно быть положено значительное число критериев, а не один. Такой подход позволяет более широко рассматривать особенности компонентов правовых систем. К примеру, Кристофер Осакве классифицирует правовые семьи на двух уровнях по нескольким показателям. На наш взгляд, такой подход интересен для ознакомления, и о нем будет сказано поподробнее в работе.

В своей курсовой работе я попробую выделить те основные черты различных правовых семей, которые отличают их друг от друга, и полученные результаты помогут определить специфику развития современного права и объяснить процессы, происходящие в современной правовой действительности.

Я попытаюсь найти взаимосвязь и взаимодействие различных правовых семей и систем. Хотя особое внимание в работе уделено особенностям и специфическим чертам отдельных правовых систем, но в работе также поставлен вопрос о проникновении отдельных правовых институтов из одной правовой семьи в другую, однако этой теме можно посвятить целую работу. Нас сегодня интересует иная цель – изучение правовых семей: англосаксонской, романо-германской и мусульманской – как таковых, выяснение причин их различия, выявление их существенных признаков и отличительных черт.

Особое внимание в работе уделено судебной практике в англо-саксонской правовой семье и романо-германской. Сопоставление этих двух систем права по вопросам места и роли судебного прецедента и законодательного акта, судебной практики юристов, отношения к кодификации норм права. Особенности мусульманской правовой семьи раскрываются особой ролью в жизни и праве мусульманского общества шариата, как божественного закона.

Изучение правовых семей представляет собой одно из сложнейших и важнейших направлений в современной юридической науке. Поэтому тема курсовой является актуальной и любопытной для юриста. Ведь важно не только знать основные общие и отличительные черты правовых систем и семей, но и уметь анализировать эти особенности.

1. Классификация правовых систем

В современном мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие специфические особенности каждой отдельно взятой страны во многом обусловленные историческими особенностями формирования права. В науке различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем).

Если система права – это своеобразная «внутренняя карта» национального права, то классификация правовых систем создает некую «правовую карту мира», раскрывающую специфические особенности институтов, используемых для правового регулирования в тех или иных странах, и показывающую, к каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара. Всякая реформа законодательства должна основываться (или по крайней мере не исключать из внимания) на знании исторической, культурной, идеологической и иной специфики национальной правовой системы. В противном случае сложно не только увидеть перспективы дальнейшего пути развития права (правовых институтов), но и воспользоваться опытом – как собственным, так и зарубежным.

1.1. Понятие и структура правовой системы

В большом юридическом энциклопедическом словаре дается определение: «Правовая система - 1) совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов: правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Если правовая система функционирует в масштабах страны, говорят о «национальной (федеральной) правовой системе»; если в пределах части (частей) страны - о «региональной правовой системе». (Например, в США наряду с федеральной существуют правовые системы штатов). Следует различать понятия « правовая система» и «система права». Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения» 1 .

В структуре правовой системы центральное и основополагающее место занимает право. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других составляющих: правотворчество, правосудие, юридическую практику, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения, законность, ответственность, механизмы правового регулирования и другие. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, так как правовая система – сложное, многослойное, многоуровневое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы 2 .

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как и другая. В то же время существуют и постоянные элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда. Они придают некую форму и определенность целому 3 .

Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально- экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Вероятно, поэтому в современной юридической науке нет единого мнения о том, какие существуют основные правовые системы. Как отмечает Осакве в своей статье, из представленных в мировой литературе теорий можно выделить четыре родовых, а именно: французскую, германскую, американскую и современную российскую теорию. Французская теория наиболее полно нашла свое отражение в работах известного французского мыслителя Рене Давида, который в свое время впервые признал социалистическое право как самостоятельную правовую систему и объединил романское и германское право в единой романо-германской правовой системе. Германская теория нашла свое отражение в работах двух выдающихся ученых, Цвайгерта и Котца, которые в свою очередь отрицают самостоятельность социалистического права как подлинной правовой семьи, но признают романское и германское право как самостоятельные правовые системы. Три американских исследователя: Мери Энн Глендон, Майкл Гордон и Кристофер Осакве предложили теорию, которая в какой-то мере объединяет в себе элементы французской и германской теорий. Новый виток в проблему классификации современных правовых систем внесла постсоветская российская теория, которая признает латиноамериканское право как самостоятельную правовую семью. Современная российская теория наглядно представлена Ю.А. Тихомировым 4 .

Национальные правовые системы характеризуются рядом признаков. Это - правовые системы, созданные и действующие как проявление суверенитета государств, использующих и защищающих свое право в собственных целях. Это – правовые системы, отражающие особенности национального правосознания и культуры, правопонимания. Это - правовые системы, предназначенные для регулирования специфических политических и социально-экономических задач страны. Это – правовые системы, в рамках которых формулируются и развиваются сходные и своеобразные отрасли и институты права 5 .

Таким образом мы можем с уверенностью констатировать, что ни одна из существующих классификаций правовых систем не является исчерпывающей для характеристики правовых систем мира, и поэтому в научной литературе можно встретить самые разные типологические подразделения семей национального права.

Правовая система (правовая семья) – это совокупностьвзаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы:

Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;

Система законодательства – комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;

Правовые институты и учреждения;

Правовые понятия, принципы, символика;

Правовая политика, идеология, культура;

Юридическая практика.

Основные правовые системы (семьи):

1. Романо-германская правовая система (Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка): - исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права; основным источником является нормативно правовой акт; система права четко делится на отрасли, выделяется частное и публичное право.

2. Англо-американская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия): -исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов; основной источник – норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах; отрасли права почти не выражены, нет деления на частное и публичное право, хотя приоритет остается за частным правом. «Зачем такое публичное право, в котором нет частного интереса?» - вопрошают англосаксонские юристы

3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии – ислама; основными источниками являются религиозные тексты – Коран, Сунна, иджма, кияс; в системе права выделяются уголовное, семейное и судебное право (шариат), деление на публичное и частное право отсутствует, хотя в праве преобладают коллективные (публичные) начала.

4. Обычное право стран Африки: сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являются основным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обычное право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются. Не имеет четко выраженной внутренней структуры, выражает коллективные интересы.

В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.


1. Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук. . . . . .3

2. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

4. Понятие, признаки и сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

7. Форма правления: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

8. Форма государственного устройства: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

9. Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

11. Механизм государства: понятие и элементы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

14. Роль и значение государства в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

15. Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

16. Основные теории правопонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

17. Право: понятие, признаки, сущность и функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

18. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

19. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

20. Правосознание: понятие, структура и функции. Деформация правосознания. . . . . . . . . . . . . . . 20

21. Правовая культура: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

23. Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

25. Действие нормативно-правовых актов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства. . . . . . . . . . . . . .26

27. Норма права: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

28. Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

29. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

30. Система права: соотношение с системой законодательства и правовой системой. . . . . . . . . . . .29

31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение. . . . . . . 30

32. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права. . . . . . . . . 31

33. Понятие и виды систематизации законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

35. Структура правоотношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

36. Правосубъектность: понятие и элементы, особенности возникновения и прекращения. . . . . . .34

37. Правовой статус: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

38. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

39. Реализация права: понятие и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

40. Правоприменение: понятие и стадии правоприменительного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

41. Пробелы в праве и способы их преодоления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

42. Акты применения норм права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

45. Понятие и виды правонарушений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

46. Состав правонарушений: понятие и значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии. . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

49. Понятие и элементы механизма правового регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43


Похожая информация.