Уполномоченный по правам предпринимателей ри. Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам этих судов. Свойством такого рода является принадлежность лица к военнослужащим, к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы), либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия дан­ной категории гос.служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в дру­гих законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военно­служащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Воен­нослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид гос. службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны.., инженерно-техни­ческих и дорожно-строительных формированиях при фед. органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, фед. органах правительственной связи и информации, фед. органах гос.охраны, фед. органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях.



2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке.

3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом" В соответствии с этим Законом военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.

К первой из них отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. К данной категории дел можно отнести также дела, возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.



Вторую категорию дел, подведомственных военным судам , образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы. Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет: о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим, о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду; о преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами; о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Рассматривают жалобы на применение лицами, производящими до­знание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должност­ными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнос­лужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими реше­ния по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граж­дан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбиратель­ство дел и материалов, связанных с ограничениями конституцион­ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется между­народными договорами Российской Федерации.

Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формиро­вания.

Общее положение, лежащее в их основе, заключается в призна­нии того, что лица, входящие в состав российских воинских фор­мирований должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

Преступления в местах дислокации российских воинских формирований,

Преступления против Российской федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований, воинские преступления, а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Для характеристики подведомственности военных судов суще­ственно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданс­кие, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Подсудность военных судов определяется федерального уровня, а также правилами, сложившимися в практике ведения судебных дел, и подразумевает распределение их в 1-ой инстанции по определенным судам.

Навигация по статье

Общее понятие подсудности и ее принципы

По своей сути подсудность – это определенный порядок, согласно которому разные дела (судебные дела) должны быть рассмотрены и обработаны какой-то определенной инстанцией, четко установленной согласно действующему законодательству.

Принципами такого распределения являются следующие:

  • Учреждение, которое наделено той или иной властью должно разбираться только с теми тяжбами, которые попадают под его юрисдикцию.
  • В случае противоположном тому, что описан в первом пункте, решение, которое было вынесено такой судебной организацией, считается не действительным.
  • Любая из сторон может просить об устранении неверного решения.
  • Подсудность определяется в тот момент, когда подается иск. При этом во внимание берутся те обстоятельства, которые имели место на тот же самый момент.
  • Обычно суды имеют компетентность выносить решения по тем делам, которые зарегистрированы на той же территории. Однако, тут есть исключения – например, Верховный суд Российской Федерации.
  • Место, где начато изучение обстоятельств правонарушения, должно остаться тем, которое и закончит этот процесс, то есть вынесет решение.

Подсудность в гражданском процессе имеет ряд особенностей: это личностные отношения и род разбираемого дела. Первая характеристика относится к связям между спорящими (тяжущимися) сторонами (физическими или юридическими лицами).

Вторая – род дела – также влияет на отнесение его к той или иной юрисдикции.

Отсылка к какому-либо учреждению из-за особого рода разбирательства не изменяется и не может быть изменена по соглашениям сторон, а вот в разрезе личностного отношения все наоборот: в таком случае может изменить ситуацию, а заинтересованное лицо имеет право поднять вопрос об изменении подсудности, если на то имеются веские основания.

В уголовном процессе присутствуют несколько иные элементы, определяющие квалификацию преступления. Это значит, что подсудность в этой сфере также имеет разделение, но не совсем такое, как в гражданской. В данном случае разграничение идет по предметному и местному признаку.

Подсудность, то есть причастность того или иного суда к решению гражданского, уголовного или иного дела, может определяться по нескольким признакам.

Военные суды

Что же это за юр.понятие – “военные суды”? Каков рода этих формирований и какие функции на них возложены? Согласно Федеральному закону, являющемуся в то же время конституционным, в котором идет речь о военных судах, это суды общей юрисдикции.

Они созданы, чтобы вершить правосудие в пределах Вооруженных сил России, то есть в войсках и иных военных формированиях.

  • Про нарушение свобод военного человека, гражданина государства.
  • Разбирательства о неправомерном поведении лиц с иском от проходивших сборы.
  • Дела про пострадавших служащих от действий или бездействий военной управляющей верхушки.
  • Преступные деяния, что были совершены теми гражданами, что служили в армии, проходили сборы (во время этого).
  • Любые правонарушения, совершенные военными.
  • Дела о начислении компенсаций за не соблюдение сроков рассмотрения таких тяжб, исков, заявлений, что указанны выше.
  • Случаи, когда граждан незаконно увольняют со службы, нарушают их права и свободы.
  • Когда совершено правонарушение (преступление) группой лиц, по предварительному сговору и хотя бы один из участников имеет отношение к военному делу, служит (или служил во время совершения и подготовки преступления) в Вооруженных войсках, это – другое. Такое дело посудно военному суду, но только в случае невозможности выделения этого беззакония со стороны других участников преступной .
  • Грубые действия, часто называемые проступками, касающиеся дисциплины и всего, что с ней связано, а также те, которые были совершены военными либо призывниками и за которые может последовать взыскание либо назначена иная мера пресечения.
  • Ежели рассматриваемый суд (имеется в виду военный суд в принципе) расположен за границами государства, в его компетенцию входят те дела, что и относятся к общей компетенции федеральных судов. Но это правило действует только в том случае, если иные условия не предусмотрены договорами между станами и народами, союзами стран, конвенциями и так далее.

В статье шестой, пункте первом рассматриваемого закона указано, что военные суды принимают решение, которые предусмотрены частями 1 и 2 ст. 29-ой Уголовного .

О чем там идет речь? О неоконченном преступлении, которое считается таковым в случае отсутствия одной или нескольких частей состава преступления (такими могут быть покушение или приготовление к преступлению).

Что говорит о рассматриваемом вопросе ст. № 14?

Среди четырех ее частей, в которых указаны определенные случаи подсудности окружному суду, следующие:

  • Дела, которые так или иначе связаны с государственной тайной, ее разглашением и другими незаконными манипуляциями, которые могут совершить доверенные к ней лица в качестве правонарушения.
  • Все те разбирательства, которые относятся по версии Уголовно-процессуального к юрисдикции последнего, также оказываются в данной инстанции.

Эта же инстанция рассматривает следующий род разбирательств — решения по вновь открывающимся факторам, что действуют со стороны не зависящих внешних факторов среды или , которые возникли по решениям гарнизонных судов.

А также это касается других, приравненных к ним объектов.

Кто находится в составе окружного (флотского) суда:

  • Только судья в единственном лице, если дело касается гражданских или административных сфер.
  • Первый участник, коллегия присяжных или коллегия из 3-х исполнителей, вместо одного, если рассматривают решение по УК.
  • В сферу рассматриваемых входит любая жалоба по решенным ранее вопросам.

Кроме уже упомянутых выше составляющих суд (флотский, окружной), имеет президиум. Что это за управляющий орган? Он действительно руководящий и назначается только опять же выше стоящей инстанцией – Верховным Судом. Это касается всего персонала учреждения.

Права, скорее даже полномочия президиума окружного суда:

  • Пересмотр админ.дел, а также дел другой сферы, например, .
  • Постановления, которые принимались судами гарнизонными и рассматривались ими же.
  • Те решения и другие результаты, что были пересмотрены из-за подачи апелляции после гарнизонного рассмотрения, но в случае изменения условий (обстоятельств).
  • Может утверждать и утверждает коллегию (ее состав). Кандидатов представляет соответствующий военный суд округа.
  • Рассматривает и разбирает на соответствия закону все доступные текстовые, документальные и иного вида материалы по возникающим вопросам.
  • Ознакамливается и рассматривает данные статистического .
  • Также занимается упорядочиванием и обработкой полученных таким образом данных.
  • Проводит заседания или совещания с заслушиванием отчетов о состоянии дел в разных подотраслях.
  • Сроки проведения обязаны быть не меньше, чем один раз в календарный месяц.
  • Эти заседания проводятся по воле и инициативе председателя, согласно соответствующих пунктов законодательства.

В статье седьмой идет речь о грубых дисциплинарных поступках, нарушениях. Про сам арест – есть краткое определение в статье двадцать пятой.

Но с упором на те непорядки, что совершены во время несения законных военных обязанностей и смежными с ними суб-обязанностями (в зависимости от сферы, где происходят упомянутые действия). То есть именно в указанную строну направлены векторы силы.


Те же дела, названия которых говорят об административных правонарушениях, рассматриваются согласно пунктам “первый” и “второй” статьи номер двадцать три, дробь один.

Она, естественно, касается только военнослужащих , а также тех, кто был призван на сборы.

Что касается статьи о тех же видах правонарушений и сопутствующих вопросов, которые касаются статьи тридцатой Кодекса об административных, то именно в этих случаях рассмотрение идет на рассмотрение по признаку местности (территориальности), то есть сначала рассматривается по этому признаку в первой инстанции.

В некоторых случаях вместо жительства, регистрации под рассмотрение иска или любого другого разрешенного законодательством относится к тому району, где разворачивались заявляемые события.

Дополнительные данные лучше знать тем, кто собирается быть в курсе всех законодательных изменений, порядков. Всему, что имеет отношение к подсудности военных судов и вопросов из той же сферы.

Любое изменение в подсудности военных судов, а также правила и порядок исполнения ими и судьями своих обязанностей, предназначения регулируются федеральными законами соответствующего содержания. Они одновременно являются конституционными обязанностями.

Дополнительная информация

Что представляет собой система военных судов? В законе этому посвящена глава вторая. В систему этих судов входят флотские или окружные и гарнизонные суды.

Что касается выступления Верховного Суда не как второй (после военного суда) инстанции, а в качестве первой, это описано в той же статье, в пункте шестом. Сюда входят все вопросы, которые были решены ранее, но по каким-либо причинам, препятствующим извне, не вступили в свою законную силу (это касается решений, приговоров, постановлений и определений).

Орган, первоначально занимающийся делами военнослужащих по вновь открывшимся обстоятельствам, называется судебной коллегией. Находясь в подчинении Верховного органа, это формирование разбирает такие вопросы после окружного либо после флотского. Если приговор одного из этих учреждений все же вступил в силу, даже в таком случае он, при необходимости, пересмотрен он может быть, но в более высокой инстанции.

Чем занимается судебная коллегия суда инстанции, что занимает место выше, чем окружной либо флотский? Вот перечень ее функций и важных моментов, с ними связанных, указанный в десятой статье того же нормативно-правового акта:

  • Для процесса рассмотрения здесь достаточно одного судьи или коллегии из трех .
  • Если вопрос касается жалобы либо не вступивших в силу, принятых ранее решений. Рассмотрение также будет проводиться коллегией, и только в случае, предусмотренном федеральным законом это может сделать единолично судья.
  • Если рассмотреть нужно дела, по которым решения, вынесенные ранее, вступили в силу, каков порядок? В этом случае разбор дела происходит трое судей, то есть коллегия.

Последняя издает регулярно публикацию, где освещаются все новости и важная информация об изменениях и постановлениях, обзор (обзоры) практики судебной, интересные решения и прецеденты по гражданским, уголовным либо административным делам, аналитика, стат. данные, вспомогательные материалы, в общем , которую необходимо довести до ведома общественности (так называемый информ-бюллетень военных судов).

Подробнее о военных судах можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация

Подведомственность военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.

Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

  • к военнослужащим;
  • к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
  • либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.

В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Военнослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом...".

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: "Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы".

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым "лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания , сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются .

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5-8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" от 27 апреля 1993 г. № 5.

Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.

Вторую категорию дел , подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.

Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).

Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см. ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

  • преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
  • преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
  • воинские преступления (ст. 331-352 УК);
  • а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

В его ст. 3 предусмотрено, что "Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы".

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:

  • военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
  • гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
  • лица, командированные в воинские формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома "Байконур" и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.12 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел , подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Комментарий к статье 25

Военные суды Российской Федерации.

§ 1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы) (п.

1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Законодательство Российской Федерации о военных судах.

§ 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Осуществление правосудия военными судами.

§ 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Основные задачи военных судов.

§ 4. Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

Нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Судебная практика.

1. В жалобе гражданина В.А. Коробкова оспаривается конституционность положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", устанавливающих соответственно место военных судов в судебной системе, условия их создания и упразднения (ст. 1), а также придающих статус гарнизонных военных судов военным судам гарнизонов, соединений, флотилий, а окружных (флотских) военных судов - военным судам округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения (ст.

39). По мнению заявителя, отсутствие в оспариваемых им законоположениях решений о создании конкретных гарнизонных военных судов и о территориях, на которые распространяется их юрисдикция, создало условия для произвольного установления подсудности гражданских дел тем или иным гарнизонным военным судам и позволило Уссурийскому гарнизонному военному суду необоснованно отказать в принятии к рассмотрению его жалобы на решение командира войсковой части о наложении дисциплинарного взыскания, указав на подсудность данного дела другому военному суду, в результате чего были нарушены его права, гарантированные ст. 47 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке ч. 2 ст. 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Коробковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы. Между тем из представленных заявителем материалов не усматривается нарушение оспариваемыми нормами его конституционных прав и свобод.

Статья 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", предусматривая, что военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1), и что эти суды создаются федеральным законом по территориальному принципу в местах дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (ч. ч. 2 и 3), устанавливает нормативные предпосылки организации деятельности военных судов и не содержит каких-либо предписаний, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Более того, устанавливаемые этой статьей правила, относящиеся к созданию и упразднению военных судов, служат гарантией права каждого военнослужащего на доступ к правосудию.

Не нарушает права заявителя и ст. 39 названного Закона, поскольку она лишь закрепляет в связи с переименованием ранее созданных военных судов их новый статус, не изменяя при этом средства и способы защиты в этих судах прав и законных интересов граждан, тем более не снижая их гарантии.

Проверка же того, насколько действующие военные суды соответствуют установленным Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" правилам, на чем фактически настаивает в своей жалобе В.А. Коробков, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, равно как не входит в нее определение подсудности конкретных дел тем или иным судам (Определение КС РФ от 24 марта 2005 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коробкова Виктора Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 1, 39 ФКЗ "О военных судах РФ").

§ 6. В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей.

Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что количество рассмотренных судами дел по жалобам и искам, связанным с нарушением законодательства о социально-правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возрастает. Подавляющее большинство таких жалоб и исков удовлетворяется судами, что свидетельствует о значительном числе нарушений прав указанных лиц.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения.

В соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, проходящие военные сборы.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 7. Согласно ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Поэтому при разрешении дел по искам или жалобам судам необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 8. В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Военным судам на территории Российской Федерации неподсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы) (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 9. При определении порядка рассмотрения указанных гражданских дел судам необходимо руководствоваться следующими положениями закона.

В порядке гл. 24.1 ГПК РСФСР рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от перечисленных в ст. 239.2 ГПК РСФСР действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц.

При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 24.1 ГПК РСФСР применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении жалобы, поскольку в соответствии со ст. 239.7 ГПК РСФСР суд, признав жалобу обоснованной, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.

В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 10. В соответствии с подп. "а" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

При этом на военнослужащих, уволенных по указанному основанию, в полном объеме распространяются все права и льготы, предусмотренные законодательством для военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 11. Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами и льготами, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении жалоб на отказ в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с нарушением его условий со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

Предусмотренные ст. 239.5 ГПК РСФСР сроки для обращения в суд с жалобой на отказ командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком нарушении его прав (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 12. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

В связи с этим при наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением увольнения в связи с лишением воинского звания и вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, то есть на основании подп. "д" и "е" п. 1 ст. 51 данного Закона), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 13. При обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащие не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Это является основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы (внеочередное получение путевок в связи с увечьем или заболеванием - п. 4 ст. 16; выплата единовременных пособий - п. п. 2 и 3 ст. 18; бесплатная медицинская помощь родственникам умерших, погибших военнослужащих, преимущественное право на социальное обслуживание и иные льготы, гарантии и компенсации - п. п. 4 и 6 ст. 24).

Вместе с тем наступление обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не освобождает военнослужащих от исполнения обязанностей, которые возложены на них в связи с прохождением военной службы, и от ответственности за нарушение этих обязанностей. Поэтому вред, причиненный гражданину или юридическому лицу военнослужащим во время фактического исполнения служебных обязанностей, в том числе и при обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подлежит возмещению по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, независимо от этих обстоятельств (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 14. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих".

В случаях, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

В тех случаях, когда согласно ст. 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" причиненный военнослужащим ущерб возмещается на основании приказа командира воинской части, военнослужащий вправе обжаловать указанный приказ в соответствующий военный суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренный Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности применяется только в случаях, прямо указанных в этом Законе. В остальных случаях причинения военнослужащими материального ущерба его возмещение производится в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что в случае причинения военнослужащим вреда при исполнении своих служебных обязанностей ответственность за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный военнослужащий проходит службу.

Военнослужащий, причинивший ущерб, возмещение которого в соответствии с законодательством было произведено воинской частью, обязан, в свою очередь, возместить воинской части понесенные расходы по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 15. Поскольку ст. 46 Конституции Российской Федерации не предусматривает исключений из права граждан на обжалование в суд действий и решений государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, то п. 2 ст. 239.3 ГПК РСФСР, который запрещает обжаловать в суд индивидуальные и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации, не может препятствовать судебному обжалованию указанных актов в части, непосредственно ограничивающей права и свободы граждан, возлагающей на них какие-либо обязанности или привлекающей их к какой-либо ответственности (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 16. Обратить внимание судов на то, что в соответствии со ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и п. 3 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к военнослужащим не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения прав на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста.

Применение к военнослужащему какого-либо из этих взысканий должно признаваться судом неправомерным, в том числе и при наличии нормативного акта субъекта Российской Федерации, указывающего на возможность такого решения, поскольку согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации административное законодательство субъектов Российской Федерации не может противоречить федеральным законам (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 17. Законом предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его прав и свобод, и месячный срок со дня получения отказа в удовлетворении жалобы или со дня подачи жалобы, если на нее не был получен ответ.

Жалобы военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должны приниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков. Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении жалобы, если отсутствуют уважительные причины пропуска этого срока (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 18. При присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы обоснованной в соответствии с законом должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должны быть в полном объеме компенсированы понесенный в связи с этим ущерб и, в частности, потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц.

Убытки, вызванные задержкой выплаты причитающихся военнослужащему денежных средств, в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и нормами гл. 59 ГК РФ возмещаются судом с учетом требований заявителя в зависимости от доказанности их размера и наличия к тому оснований, предусмотренных законом.

При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 19. При рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 20. Согласно ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

Судам следует иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащие оспаривают в суде действия должностных лиц, причинившие им только имущественный вред (невыплата денежного довольствия, компенсаций, невыдача различных видов довольствия и т.п.), компенсация морального вреда не производится (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 21. При рассмотрении споров, связанных с несвоевременной выплатой единовременного денежного вознаграждения, предусмотренного ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", необходимо учитывать, что его выплата производится лишь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по решению командира воинской части либо руководителя органа государственной власти, где проходят службу прикомандированные военнослужащие. Выплата такого вознаграждения в соответствии с законом должна производиться по итогам календарного (учебного) года в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 22. При рассмотрении споров, касающихся выплаты военнослужащим и членам их семей денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, предусмотренной п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует иметь в виду, что такая компенсация на ребенка, на которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов независимо от того, проживает ли ребенок вместе с военнослужащим или отдельно от него.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи) льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 23. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 24. Рассматривая споры, касающиеся применения п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует учитывать, что предусмотренное этой нормой единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) выплачивается членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей, перечисленных в ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Данное пособие также подлежит выплате в случае смерти военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей после их увольнения с военной службы (окончания военных сборов), но до истечения одного года со дня увольнения, от увечья или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы. При этом следует учитывать, что обязательным условием для выплаты указанного пособия является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, ставшим причиной его смерти, и исполнением им обязанностей военной службы (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 25. При применении п. 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" надлежит учитывать, что обязательным условием для выплаты военнослужащему единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, повлекшим его досрочное увольнение с военной службы, и исполнением им служебных обязанностей, перечисленных в ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Действие п. 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распространяется на военнослужащих, которые из-за повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, признаны не годными к военной службе и досрочно уволены на основании подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 26. Реализация предусмотренного п. 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" права на льготную оплату жилых помещений, коммунальных услуг, пользования радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, приобретения и доставки топлива осуществляется путем оплаты лицами, обладающими этим правом, 50% установленных тарифов. Остальная часть расходов, связанных с предоставлением льгот, возмещается в указанном в данной норме порядке. Отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок возмещения указанных расходов, или их несвоевременная компенсация не могут служить основанием для отказа в предоставлении этих льгот.

При нарушении права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение льгот, установленных п. 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предметом обжалования и судебного разбирательства должны являться действия и решения непосредственно тех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, на которых возложена обязанность предоставлять коммунальные, транспортные и прочие услуги на льготных условиях (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 27. При рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

По предусмотренным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР.

В предусмотренных законом случаях (п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления.

Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Данной нормой фактически дополнен предусмотренный ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с законом жилые помещения за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также безвозмездная финансовая помощь за счет указанных органов должны предоставляться военнослужащим по месту их военной службы.

При желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту службы, а по избранному месту постоянного жительства они обеспечиваются жильем органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им жилых помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. В этих случаях нуждающиеся в улучшении жилищных условий военнослужащие, проходящие службу в указанных органах, частях и учреждениях и подлежащие увольнению, вправе претендовать на получение этого жилья (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 28. Пункт 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренную п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном п. п. 13 и 14 ст. 15 того же Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета таких военнослужащих, в соответствии с которыми желание военнослужащего получить жилое помещение от органов местного самоуправления избранного постоянного места жительства должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 29. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (п. п. "а" и "б" ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 30. В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего (не обеспечен положенными видами довольствия, не предоставлен отпуск и др.), должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 31. При рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с нарушением их законных прав и интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций усилить надзор за рассмотрением судами первой инстанции дел по искам и жалобам о нарушении законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").

§ 32. Дела по спорам, хотя и возникшим после увольнения гражданина из Вооруженных Сил Российской Федерации, но неразрывно связанным с правоотношениями, сложившимися в период прохождения бывшим военнослужащим военной службы, подсудны военным судам.

Офицер запаса К. обратился в районный суд с жалобой на действия командира войсковой части, связанные с отказом включить его в список военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.

Данное дело из районного суда по подсудности было направлено для рассмотрения в гарнизонный военный суд, который направил это дело в окружной военный суд, поскольку оно связано с государственной тайной. Из окружного военного суда дело из судебного заседания направлено для разрешения по существу в областной суд, так как судья пришел к выводу, что хотя дело и связано с государственной тайной, однако К. обжалует действия командования, которые имели место после увольнения заявителя с военной службы, а следовательно, жалоба неподсудна военным судам. Рассмотрев данное дело в порядке надзора, Военная коллегия признала его направление из окружного военного суда в областной суд незаконным по следующим основаниям.

Направляя дело для разрешения в областной суд, судья существенно нарушил требования ст. 33 ГПК РФ, согласно которой дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности и начатое рассмотрением, должно быть разрешено им по существу (даже при условии, что оно стало подсудно другому суду).

Кроме того, судья окружного военного суда неправильно истолковал требования ст. 25 ГПК РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 по вопросу подсудности гражданских дел военным судам.

По смыслу указанных выше норм в контексте требований ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам наряду с другими подсудны и споры по обстоятельствам, хотя и возникшим после увольнения гражданина из Вооруженных Сил РФ, но неразрывно связанным с правоотношениями, сложившимися в период прохождения бывшим военнослужащим военной службы.

Как усматривается из дела, соответствующее командование отказалось включить уволенного со службы в 1999 г. К. в список военнослужащих, непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, которым заявитель, по его мнению, занимался до увольнения в запас (то есть в период фактического исполнения своих служебных обязанностей).

Следовательно, данный спор подлежит разрешению в военных, а не в территориальных судах (Постановление Президиума ВС РФ от 13 июня 2004 г. и 30 июня 2004 г. "Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 г.". Определение N 1н-53/03).